Роль национального законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в становлении Союзного государства — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Роль национального законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в становлении Союзного государства

2017-05-14 423
Роль национального законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в становлении Союзного государства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Деятельность Российской Федерации и Республики Беларусь по обеспечению становления Союзного государства основывается не только на нормах Конституций, а также на национальном законодательстве России и Беларуси.

В этой связи при исследовании проблем обеспечения функционирования Союзного государства весьма важно рассмотреть вопрос о развитии и сближения законодательств Российской Федерации и Республики Беларусь, которые регулирует общественные отношения в интеграционной сфере.

Важность законодательного регулирования интеграционных процессов очевидно, так как для успешной работы расположенных в России и Беларуси предприятий, выполняющих совместные экономические программы, необходимо создать равные правовые условия, совпадающий налоговый, таможенный, инвестиционный режим. Вполне правомерно, что в Договоре о создании Союзного государства сформулирована задача унифицировать национальное законодательство, гармонизировать законы России и Беларуси, регулирующие, в частности, сферу экономики [10].

Важность исследования конституционно-правового массива России и Беларуси представляется и в потребности формирования собственного законодательства Союзного государства и его правовой системы. Такая задача также вытекает из Договора о создании Союзного государства.

Нормы, составляющие основы конституционного строя Российской Федерации и Республики Беларусь, формулируются главным образом в форме норм-дефиниций и норм-принципов. В таких нормах отсутствует реальный конституционный механизм их реализации. Развиваются нормы первой главы Конституции Российской Федерации и первого раздела Конституции Республики Беларусь в их последующих главах (разделах) и многих законах этих государств.

Так, статья 3 Конституции Республики Беларусь, в которой установлено, что народ осуществляет свою власть непосредственно и через представительные и иные органы, корреспондируется со статьями 37 и 38, регулирующими политические права граждан, а также со статьями раздела III «Избирательная система. Референдум», и со статьями 81 и 91, которыми гарантируются выборы Президента и Парламента Республики Беларусь. При этом в статье 37 закрепляется право граждан Республики Беларусь участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей. Формами реализации этого права являются референдумы и обсуждения проектов законов. В статье 38 закреплено право граждан Республики Беларусь свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании. Порядок организации выборов депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности, закреплен в статьях 64—71. В статье 72 закрепляется право избирателей на отзыв депутатов. В статьях 69-71 содержатся нормы, устанавливающие отсылки к законам, которыми должны более детально регулироваться проведение избирательных кампаний, порядок выдвижения кандидатов в депутаты, порядок финансирования выборов и отчетности. Отсылочная норма о том, что порядок проведения референдумов регулируется законом, содержится в статье 78 Конституции Республики Беларусь [4]. Таким правовым актом является Избирательный кодекс Республики Беларусь от 2 февраля 2000 г. В этом законодательном акте детально урегулирован правовой механизм проведения выборов и референдумов, определена ответственность за нарушения избирательного законодательства [23].

Аналогичным образом в Конституции Республики Беларусь развивается и обеспечивается статья 4, устанавливающая осуществление демократии на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. В статье 36 утверждается право каждого на свободу объединений. В статье 33 гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. При этом никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Для обеспечения этих норм запрещается монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, не допускается и цензура [4].

В целях обеспечения права каждого на объединение в Республике Беларусь приняты законы «Об общественных объединениях» и «О политических партиях» [26;27].

Аналогичным образом обеспечивается реализация закрепленных в первой главе Конституции норм-принципов и в Российской Федерации.

Положения статьи 3 Конституции Российской Федерации развиваются во второй главе «Права и свободы человека и гражданина». В статье 32 закрепляется право граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, а также право избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления и участвовать в референдуме [5].

Государство гарантирует гражданам РФ, политическим партиям и иным общественным объединениям, инициативным группам создание условий для проведения референдума. Участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных организаций и международных общественных движений в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению референдума, не допускается.

В значительной мере аналогом Избирательного кодекса Республики Беларусь является Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ). Впреамбуле этого закона записано, что государство гарантирует свободное волеизъявление граждан РФ на выборах и референдуме, защиту демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме [28].

В отличие от Конституции Республики Беларусь в первой главе Конституции Российской Федерации нет статьи, посвященной деятельности политических партий. Их статус не определен и в дальнейших ее главах. О конституционной «легальности» политических партий свидетельствует лишь часть 2 статьи 13, согласно которой в Российской Федерации признается политическое многообразие и многопартийность. Кроме того, статьей 30 Конституции Российской Федерации каждому предоставлено право на объединение [5].

Отраженные в соответствующих нормах-принципах экономические основы конституционного строя Республики Беларусь и Российской Федерации также развиваются в следующих разделах (главах) их Конституций. Согласно статье 44 Конституции Республики Беларусь государство гарантирует каждому право собственности и содействует приобретению [4].

Конституция Российской Федерации относится более либерально к частной собственности. В её статье 35 идет речь о защите частной собственности. При этом в части 2 этой статьи установлено, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться эти имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. В отличии согласно части статьи 35 конституции лишение имущества может быть осуществлено только по решению суда [5].

Гарантии экономической основы конституционного строя Республики Беларусь и Российской Федерации закрепляются в национальном отраслевом законодательстве. Базовым правовым актам, определяющим основания возникновения и порядок осуществления права собственности в Республике Беларусь, является Гражданский кодекс Республики Беларусь. В нем определены правовой статус отдельных видов собственности, порядок учреждения и деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, гарантий прав учредителей, участников коммерческих организаций в отношении имущества, находящегося в собственности, а также гарантий равенства всех субъектов хозяйствования перед законом и судом, право на одинаковую поддержку со стороны государства [20].

Республика Беларусь существенно корректирует своё законодательство с целью учета в нем положений российского законодательства. Так, в Республике Беларусь вступил в действие Гражданский и Гражданско-процессуальный кодексы, учитывающие концепции гражданского и гражданско-процессуального законодательства России [20, 29].

Близки по содержанию Хозяйственно-процессуальный кодекс Республики Беларусь и Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации [30, 31].

С 31 декабря 2008 г. Вступило в силу Постановление Министерства финансов Республики Беларусь «О бюджетной классификации Республики Беларусь», в основу которого были положены основополагающие нормы соответствующего федерального закона, приведены в соответствие с российскими законами ставки налогов на добавленную стоимость, на прибыль юридических лиц, а также на доходы граждан Республики Беларусь [32].

Кроме того, унифицировано законодательство о ценных бумагах, регулировании миграционных процессов, страховое законодательство, а также некоторые законы, регулирующие энергетическую сферу, вопросы стандартизации и метрологии.

В системе социальных прав в обеих Конституциях приоритет отдается праву на труд и его реализации. В статье 41 Конституции Республики Беларусь гарантируется право на труд как наи6олее самоутверждения человека [4].

Российская Конституция в статье 37 определяет, что право на труд должно осуществляться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение за труд не должно подвергаться дискриминации [5].

Обе Конституции признают право граждан на защиту индивидуальных и коллективных экономических и социальных интересов, включая право на забастовку. При этом в Конституции Республики Беларусь право на объединения конкретизируется закреплением права граждан на объединение в профессиональные союзы и заключение коллективных договоров (соглашений).

В обеих Конституциях гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и других случаях, установленных законом.

В обеих Конституциях установлена бесплатная медицинская помощь в государственных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В законодательствах Российской Федерации и Республики Беларусь имеются законы, регулирующие общественные отношения в сфере здравоохранения. Конституциями гарантируется защита материнства, детства и семьи.

Таким образом, политические, экономические, социальные и духовные основы конституционного строя Российской Федерации и Республики Беларусь развиваются в нормах Конституций этих государств, регулирующих права и свободы человека и гражданина, а также в их национальном законодательстве. Благодаря этому, нормам, определяющим основы конституционного строя обоих государств, придается особая устойчивость и гарантируется соблюдение. Все это создает благоприятную конституционно-правовую базу для развития процессов становления Союзного государства.


 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.