ВВЕДЕНИЕ
Распад СССР стал одним из самых трагичных политических событий 20-го века, оказавший значительное влияние на расстановку политических сил на мировой арене.
Результаты референдума 1991 года о судьбе СССР и периодические опросы общественного мнения в России и Беларуси со всей основательностью подтверждают, что преимущественное большинство россиян и белорусов не хотели распада Советского Союза, и желают восстановить утраченное единство.
В середине 90-х годов Беларусь и Россия, первыми из бывших республик СССР, осознали необходимость тесной двусторонней интеграции, восстановления духовных, экономических, политических и государственно-правовых уз, которые связывали их на протяжении веков.
Одним из факторов, способствовавших закономерному формированию Союза Беларуси и России, стал ускоряющийся и всеобъемлющий процесс глобализации, поиск баланса политических сил в целях обеспечения национальной безопасности и прогрессивного экономического и политического развития государств. Создание Россией и Беларусью Союза с последующей его трансформацией в Союзное государство имело и имеет важное мировое и политическое значение в условиях реального расширения НАТО на восток.
Точкой отсчета нового этапа единения народов Беларуси и России принято считать 2 апреля 1996 года (День единения народов Беларуси и России), когда президентами двух стран был подписан Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России.
Необходимость совершенствования юридической базы создания Союзного государства обусловила ст. 62 учредительного Договора, в соответствии с которой предстоит разработать Конституционный Акт, который по сути призван окончательно решить вопрос государственного устройства Союзного государства и его правовой системы. Следует подчеркнуть, что разработка Конституционного Акта представляет собой сложный процесс в силу различия подходов экспертов как к трактовке статей
Договора, так и к форме и содержанию Конституционного Акта. Между тем и в Республике Беларусь и в Российской Федерации необходимо активизировать разработку и принятие Конституционного Акта Союзного государства, которая диктуется, с одной стороны, обязательствами по исполнению Договора о создании Союзного государства, с другой стороны -потребностью в придании всем институтам Союзного государства легитимного характера.
В связи с этим представляется актуальным и своевременным исследовать концепции, идеи, программные документы, а также теоретические и прикладные труды по проблемам юридической природы и правосубъектности Союзного государства, рассмотреть вопросы формирования и взаимодействия органов власти Союзного государства.
Полагаем, что положения, изложенные в дипломной работе, могут быть полезны для достижения указанных целей.
Объектом исследования являются государственно-правовые отношения Республики Беларусь и Российской Федерации, складывающиеся в ходе развития интеграции.
Предметом исследования выступают учредительные и нормативные акты, программные документы, концепции, идеи и соглашения, определяющие каждый из этапов объединения двух государств, раскрывающие конституционно-правовой аспект, историческую и правовую природу Союзного государства России и Беларуси.
Цель настоящего исследования состоит в комплексном, конституционно-правовом исследовании проблемы объединения России и Беларуси, в обосновании и разработке концептуальных основ Союзного государства, а также предложений, которые способствовали бы совершенствованию организации и деятельности органов Союзного государства.
Указанная цель обусловила постановку следующих задач дипломного исследования:
- выявление общности и отличия основ конституционного строя России и Беларуси;
- определение их значимости в осуществлении деятельности по созданию Союзного государства;
- оценка правовой природы Договора от 8 декабря 1999 года о создании Союзного государства;
- рассмотрение вопросов формирования институциональной системы Союзного государства;
- исследование основных элементов правовой системы Союзного государства, вопросов ее внутренней структуры, иерархии системы законодательства Союзного государства;
Методы исследования. При написании дипломной работы для достижения цели и решения поставленных задач применялись общие принципы познания (принципы диалектики), общенаучные и специальные юридические методы исследования: системный, функциональный; методы анализа и синтеза; формально - юридический, статистический и другие.
При исследовании этапов становления Союзного государства применялись исторический, социологический методы. Для оценки конституционно-правового статуса Союзного государства, использовался системно-структурный подход. Данные, полученные в результате применения этих методов, имеют не только теоретическое, но и практическое значение.
Нормативную базу исследования составили учредительные акты Союзного государства (Договор о создании Союзного государства, Конституционный Акт), двусторонние соглашения и нормативные правовые акты союзных органов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам проведенного исследования конституционно-правового статуса Союзного государства Беларуси и России сделаны следующие выводы и предложения:
1. Значимость основ конституционного строя обусловлена прежде всего тем, что соответствующие конституционные нормы регулируют наиболее важные общественные отношения, участниками которых являются общество, государство и граждане. Именно поэтому эти нормы сгруппированы в первой главе Конституции Российской Федерации и в первом разделе Конституции Республики Беларусь.
Конституционно-правовые основы определяют возможности участия Беларуси и России в Союзном государстве и делегирования ему определенных полномочий с целью обеспечения легитимности актов и действий союзных органов, имеющих правовой характер. Форма передачи суверенных прав зависит от того, каким образом решается вопрос о соотношении международного и национального права, а именно, как действуют нормы международного права в рамках правовой системы того или иного государства.
В Союзном государстве конституции стран-участниц должны содержать положения, позволяющие обеспечить право государств участвовать в создании и функционировании Союзного государства, передачу части полномочий, осуществляемых национальными органами, союзным органам. Кроме того, должны закрепляться: прямое применение права Союзного государства на территориях государств-участников и верховенство этого права над их внутренним правом; возможность участия граждан государств-участников, проживающих на территории другого государства-участника, в выборах в органы Союзного государства, а также в органы местного управления и самоуправления при условии постоянного проживания на территории другого государства-участника; возможность введения единой валюты. Однако, существующие конституционные нормы как в Беларуси, так и в России не позволяют в полной мере реализовать Договор о создании Союзного государства.
Таким образом, для построения Союзного государства необходимо создание соответствующих конституционно-правовых основ, позволяющих реализовать в полной мере положения учредительного договора, а в дальнейшем и Конституционного Акта, что обуславливает необходимость проведения конституционных реформ в Республике Беларусь и Российской Федерации.
2. Анализ Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года позволяет оценить его как учредительный акт, который определяет основы государственности Беларуси и России, устанавливает систему конститутивных принципов и норм. Следует отметить, что Договором от 8 декабря 1999 года была создана эффективная база для укрепления и развития Союзного государства и определены некоторые правовые предпосылки интеграционных процессов.
3. Исследуя юридическую сущность Союзного государства с учетом сложившейся мировой практики в определении возможных форм объединений государств, а также с учетом анализа положений учредительного Договора о создании Союзного государства, приходим к выводу о возможности определения правовой природы Союзного государства как специфического вида объединения государств, модель которого не подпадает под классическую схему ни федерации, ни конфедерации, поскольку несет в себе черты как федеративного, так и конфедеративного союза.
4. Предполагается, что Конституционный Акт (принятие которого предусмотрено статьей 62 Договора о создании Союзного государства) должен в первую очередь очертить характер правовой природы Союзного государства, предпочтительнее закрепив федеративные основы (поскольку оформление Конституцией объединения государств с международно-правовой самостоятельностью не практикуется). В Конституционном Акте следует установить международную правосубъектность в пределах прав, предоставленных субъектами Союзного государства, а четко решить вопрос международного статуса и международной правосубъектности Союзного государства, с тем, чтобы Союзное государство могло обоснованно и в полном объеме действовать как субъект международного права. Также, на наш взгляд, необходимо в Конституционном Акте закрепить механизм присоединения других государств к Союзному государству.
5. В дипломной работе исследуются концептуальные основы организационно-властной системы Союзного государства; рассмотрен порядок формирования, состав, компетенция органов власти Союзного государства; определена юридическая сущность права Союзного государства.
Проведенный анализ положений Договора о создании Союзного государства, касающихся организации органов власти Союзного государства, выявил значительные пробелы законодательного их регулирования - практически неурегулированной и фактически нежизнеспособной остается судебная власть Союзного государства.
Заключение Договора о создании Союзного государства ознаменовало начало формирования в ходе белорусско-российской интеграции нового феномена - права Союзного государства. юридическая сущность которого не совпадает с традиционными схемами, сконструированными наукой за предшествовавшие периоды ее развития. Договором предусматривается два способа формирования правовой системы Союзного государства - унификация внутреннего законодательства России и Беларуси и создание единого законодательства Союзного государства. Определенные результаты деятельности по унификации законодательства уже имеются, однако только унификации законодательства государств-участников недостаточно для формирования единого правового пространства государства. Единство государства требует наличия единых нормативно-правовых актов, распространяющих свое действие на всю его территорию.
Можно констатировать тот факт, что Союзный договор заложил основы формирования законодательства Союзного государства как составляющей его единой правовой системы.
В настоящее время перед нашими странами стоит важная задача подготовки и принятия Конституционного Акта Союзного государства, призванного определить очередной этап строительства Союзного государства, его государственное устройство и правовую систему. Следует подчеркнуть, что разработка Конституционного Акта представляет собой сложный процесс в силу различия подходов экспертов как к трактовке статей Договора, так и к форме и содержанию Конституционного Акта. Между тем и в Республике Беларусь, и Российской Федерации необходимо активизировать разработку и принятие Конституционного Акта Союзного государства, которая диктуется, с одной стороны, обязательствами по исполнению Договора о создании Союзного государства, с другой стороны - потребностью в придании всем институтам Союзного государства легитимного характера.
Международно-правовые акты
1. Всеобщая Декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН. 10 декабря 1948 г. // Российская газета. - 1998. - 10 декаб.
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Ведомости Верховного Совета СССР.- 1976.- №17.- Ст. 291.
3. Международный пакт «О гражданских и политических правах» // Ведомости Верховного Совета СССР. -- 1976. - № 17. - Ст. 291.
Нормативные правовые акты
4. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г., № 2875-XII (с изм. И доп., принятыми на Республиканском референдуме 24.11.1996 г.: в редакции Решения Республиканского референдума от 17.11.2004 г.// [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus/ Дата доступа: 25.02.2017;
5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ Дата доступа: 25.02.2017;
6. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве от 11 августа 1995 г. // [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.soyuz.by/about/docs/dogovor1/ Дата доступа: 25.02.2017;
7. Об образовании Сообщества России и Беларуси: Договор от 2 апреля 1996 г. // [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.soyuz.by/about/docs/dogovor2/ Дата доступа: 25.02.2017;
8. Устав Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 г. // [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.soyuz.by/about/docs/dogovor4/ Дата доступа: 25.02.2017;
9. О дальнейшем единении Республики Беларусь и Российской Федерации: декларации от 25 декабря 1998 г. // [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.soyuz.by/about/docs/declare/ Дата доступа: 25.02.2017;
10. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 года о создании Союзного государства России и Беларуси // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 7. - Ст. 786.
11. Основной закон (Конституция) Союза Советских Социалистических Республик. Принят второй сессией ЦИК СССР первого созыва 6 июля 1923 года и в окончательной редакции II Съездом Советов СССР // Конституция общенародного государства: сб. документов - М.: Изд-во «Политическая литература», 1978.
12. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. Утверждена Чрезвычайным VIII Съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года // Сборник документов «Конституция общенародного государства». - М.: Изд-во «Политическая литература». - 1978.
13. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года // Сборник документов «Конституция общенародного государства». -- М.: Изд-во «Политическая литература. - 1978.
14. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 2 апреля 1997 года о Союзе Белоруссии и России // Собрание законодательства РФ. - 1997. -- № 30. -- Ст. 3596.
15. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 5 января 1994 года о порядке объединения денежной системы Республики Беларусь с денежной системой Российской Федерации и механизме функционирования общей денежной системы // Бизнес и Банки. - 1994. -№ 5.
16. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25 декабря 1998 года о равных правах граждан // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 47. - Ст. 5625.
17. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 года о сотрудничестве в области социального обеспечения // Собрание законодательства РФ. -- 2007. -- № 15. -- Ст. 1745.
18. Декларация от 25 декабря 1998 года о дальнейшем единении Республики Беларусь и Российской Федерации // Российская газета.
19. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301
20. Гражданский кодекс Республики Беларусь // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. -- 1999. -- № 7--9. -- Ст. 101.
21. Трудовой кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 2002. -- № 1 (ч. 1). -- Ст. 3.
22. Трудовой кодекс Республики Беларусь // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 1999. - № 80. - 2/70.
23. Избирательный кодекс Республики Беларусь // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. -- 2000. - № 6. - Ст. 47.
24. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 27. - Ст. 2710.
25. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -- 2000. -- № 32. -- Ст. 3336.
26. Об общественных объединениях: Закон Республики Беларусь от 04.10.1994 № 3254-XII // Консультант плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2017.
27. О политических партиях: Закон Республики Беларусь от 5 октября 1994 года 3266-XII // Консультант плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2017.
28. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от12 июня 2002 г. №67-ФЗ // [Электронный ресурс]: Режим доступа: http//www.consultant.ru. Дата доступа: 01.03.2017.
29. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11 января 1999 г. № 238-3.: принят Палатой Представителей 10 декабря 1998 г.: одобр. Советом Республики 18.12.1998.: с изм. и доп.: текст по состоянию на 5.12.2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
30. Хозяйственно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15.12.2016. № 219-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – минск, 2016.
31. Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ // [Электронный ресурс]: Режим доступа: http//www.consultant.ru. Дата доступа: 01.03.2017.
32. О бюджетной классификации Республики Беларусь: Постановление Министерства Финансов Республики Беларусь от 31.12.2008 г. №208 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017
Специальная литература
33. Авакьян С.А. Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерации о создании Союзного государства: конституционно-правовой анализ / С.А. Авакьян // Весн. Моск. Ун-та. Сер.: 11. Право. – 2001. - № 1. – С. 3-15.
34. Ковель, И.И. История Беларуси: учеб.пособие / И.И. Ковель. – Гродно, 1997. - 420 с.
35. Барциц И.К. Правовое пространство России. Вопросы
36. Авакьян, С.А. Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о создании Союзного государства: конституционно- правовой анализ / СА. Авакьян // Вестник Московского университета. Сер. 11: Право. - 2001. - № 1.
37. Авакьян, С.А. Конституционное право России: учеб. курс: в 2 т. / С.А. Авакьян. - 2-е изд. - М.: Юрист, 2006. - Т. 1. - 470с.
38. Алебарстрова, И.А. Конституционное право зарубежных стран / И. А. Алебастрова. - М., 2013. 190с.
39. Андреева, Г.Н. Конституционное право зарубежных стран / Г.Н. Андреева. - 2-е изд. -М.: Норма, 2008. 320с.
40. Проект Конституционного акта // [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.postkomsg.com/news/various/170103/ Дата доступа: 25.02.2017.
41. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для ВУЗов / М.В. Баглай. - 4-е изд. -- М.: Норма, 2004. 450с.
42. Барциц, И.Н. Правовое пространство России. Вопросы конституционной теории и практики / И.Н. Барциц. -- М.: Изд-во Моск. ун-та. 2008.
43. Боброва, H.A. Конституционный строй и конституционализм в России / H.A. Боброва. --М.: Закон и право, 2003.
44. Бутусова, Н.В. Конституционно-правовой статус российского государства / Н.В. Бутусова. - М.: Изд-во Моск. ун-та и Воронеж, гос. ун-та, 2006.
45. Бутусова, Н.В. Основы конституционного строя Российской Федерации как правовой институт и предмет конституционно-правового регулирования / Н.В. Бутусова // Вестник Московского университета. Серия 11: Право, 2003. -- № 6.
46. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / Г.А. Василевич. - Минск: Изд-во «Книжный дом», 2003. 520с.
47. Демичев, Д.М. Конституционное право: учеб. пособие / Д.М. Демичев. - Минск: Высш. шк., 2004. С.90
48. Енгибарян, Р.В. Конституционное развитие в современном мире / Р.В. Енгибарян. - М.: Норма, 2007.
49. Климкин, И.И. Беларусь и Россия: трудный путь к восстановлению / И.И. Климкин. - СПб., 2001.
50. Ковнель, И.И. История Беларуси: учеб. пособие / И.И. Ковнель.-Гродно, 2007. 180с.
51. Кодавбович, В,А. Конституционное право Республики Беларусь /В.А. Кодавбович. - Минск: Амалфея, 2007.320с.
52. Козлова, Е.И. Конституционное право России: учебник / Е.И. Козлова, O.E. Кутафин. - 4-е изд. -- М.: Проспект, 2006. 120с.
53. Кохно, П.А. Союзное государство. Книга VI. Модели управления политико-финансовой интеграцией / Г1.А. Кохно. - М.: Наука, 2006.
54. Кунцевич, К.Н. Конституционное право Республики Беларусь / К.Н. Кунцевич. - Минск: Изд-во «Молодежное научное общество», 2005.
55. Курак, А.И. Конституционное право Республики Беларусь: учеб. пособие / А.И. Курак. - Минск: Изд-во «Белтамашсервис», 2013. 300с.
56. Миронов, В.О. История и перспективы государственно - правовых отношений России и Белоруссии / В.О. Миронов. - М.: Манускрипт, 2004.
57. Миронов, В.О. Конституционно-правовой статус межгосударственного союза России и Белоруссии / В.О. Миронов // Право и жизнь. - 2006. - № 10.
58. Миронов, В.О. Правовое становление Союзного государства России и Белоруссии / В.О. Миронов. - М.: Манускрипт, 2006.
59. Миронов, В.О. Правовые системы России и Белоруссии и правовая культура (историко-теоритический анализ) / В.О. Миронов // Право и жизнь. - 2006. -№ 103 (13).
60. Мицкевич, A.B. Становление основ конституционного строя в Российской Федерации / A.B. Мицкевич // Государство и право. - 1992.- № 8.
61. Мясникович, М.В. Проблемы создания и деятельности союзного государства. Правовые аспекты / М.В. Мясникович. - Минск: Белорусская наука, 2006.
62. Недилько, Ю.В. Проблемы формирования системы законодательства Союзного государства России и Беларуси / Ю.В. Недилько // Актуальные вопросы истории права, государства и казачества. - Краснодар: КГАУ, 2004. - Вып. 2.
63. Обухович, И.В. Курс лекций по конституционному праву Республики Беларусь / И.В. Обухович. - Минск: МИТСО, 2003.
64. Пастухова, М.И. Конституционное право Республики Беларусь / М.И. Пастухова. -Минск: Высш. шк., 2007.
65. Сравнительное конституционное право / отв. ред. В.Е. Чиркин. - М.: Междунар. отношения, 2002. - 300с.
66. Румянцев, О.Г. Основы конституционного строя России / О.Г. Румянцев. – Москва: Юрист, 1994. -350 с.
67. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий. / под ред. Ю.А. Дмитриева. – Москва: Юстицинформ, 2007. – 671 с.
68. Лазарев, В.В. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации / В.В. Лазарев. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 420 с.
69. Конституционное право России: учебник / под.ред. А.Е. Постникова. – Москва: Проспект, 2007. – 520 с.
ВВЕДЕНИЕ
Распад СССР стал одним из самых трагичных политических событий 20-го века, оказавший значительное влияние на расстановку политических сил на мировой арене.
Результаты референдума 1991 года о судьбе СССР и периодические опросы общественного мнения в России и Беларуси со всей основательностью подтверждают, что преимущественное большинство россиян и белорусов не хотели распада Советского Союза, и желают восстановить утраченное единство.
В середине 90-х годов Беларусь и Россия, первыми из бывших республик СССР, осознали необходимость тесной двусторонней интеграции, восстановления духовных, экономических, политических и государственно-правовых уз, которые связывали их на протяжении веков.
Одним из факторов, способствовавших закономерному формированию Союза Беларуси и России, стал ускоряющийся и всеобъемлющий процесс глобализации, поиск баланса политических сил в целях обеспечения национальной безопасности и прогрессивного экономического и политического развития государств. Создание Россией и Беларусью Союза с последующей его трансформацией в Союзное государство имело и имеет важное мировое и политическое значение в условиях реального расширения НАТО на восток.
Точкой отсчета нового этапа единения народов Беларуси и России принято считать 2 апреля 1996 года (День единения народов Беларуси и России), когда президентами двух стран был подписан Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России.
Необходимость совершенствования юридической базы создания Союзного государства обусловила ст. 62 учредительного Договора, в соответствии с которой предстоит разработать Конституционный Акт, который по сути призван окончательно решить вопрос государственного устройства Союзного государства и его правовой системы. Следует подчеркнуть, что разработка Конституционного Акта представляет собой сложный процесс в силу различия подходов экспертов как к трактовке статей
Договора, так и к форме и содержанию Конституционного Акта. Между тем и в Республике Беларусь и в Российской Федерации необходимо активизировать разработку и принятие Конституционного Акта Союзного государства, которая диктуется, с одной стороны, обязательствами по исполнению Договора о создании Союзного государства, с другой стороны -потребностью в придании всем институтам Союзного государства легитимного характера.
В связи с этим представляется актуальным и своевременным исследовать концепции, идеи, программные документы, а также теоретические и прикладные труды по проблемам юридической природы и правосубъектности Союзного государства, рассмотреть вопросы формирования и взаимодействия органов власти Союзного государства.
Полагаем, что положения, изложенные в дипломной работе, могут быть полезны для достижения указанных целей.
Объектом исследования являются государственно-правовые отношения Республики Беларусь и Российской Федерации, складывающиеся в ходе развития интеграции.
Предметом исследования выступают учредительные и нормативные акты, программные документы, концепции, идеи и соглашения, определяющие каждый из этапов объединения двух государств, раскрывающие конституционно-правовой аспект, историческую и правовую природу Союзного государства России и Беларуси.
Цель настоящего исследования состоит в комплексном, конституционно-правовом исследовании проблемы объединения России и Беларуси, в обосновании и разработке концептуальных основ Союзного государства, а также предложений, которые способствовали бы совершенствованию организации и деятельности органов Союзного государства.
Указанная цель обусловила постановку следующих задач дипломного исследования:
- выявление общности и отличия основ конституционного строя России и Беларуси;
- определение их значимости в осуществлении деятельности по созданию Союзного государства;
- оценка правовой природы Договора от 8 декабря 1999 года о создании Союзного государства;
- рассмотрение вопросов формирования институциональной системы Союзного государства;
- исследование основных элементов правовой системы Союзного государства, вопросов ее внутренней структуры, иерархии системы законодательства Союзного государства;
Методы исследования. При написании дипломной работы для достижения цели и решения поставленных задач применялись общие принципы познания (принципы диалектики), общенаучные и специальные юридические методы исследования: системный, функциональный; методы анализа и синтеза; формально - юридический, статистический и другие.
При исследовании этапов становления Союзного государства применялись исторический, социологический методы. Для оценки конституционно-правового статуса Союзного государства, использовался системно-структурный подход. Данные, полученные в результате применения этих методов, имеют не только теоретическое, но и практическое значение.
Нормативную базу исследования составили учредительные акты Союзного государства (Договор о создании Союзного государства, Конституционный Акт), двусторонние соглашения и нормативные правовые акты союзных органов.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ И БЕЛАРУСИ ПО СОЗДАНИЮ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА