История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2017-05-14 | 1112 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
ПМ. 02 Организация досуговых мероприятий
программы подготовки специалистов среднего звена
специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Тольятти, 2016
ОДОБРЕНО | |
Предметной (цикловой) | |
методической комиссией | |
Специальности Дошкольное и Специальное дошкольное образование | |
Председатель | |
_________Е.Н.Хлопова | |
____ ____________2016 |
Рабочая программа производственной практики (по профилю специальности) профессионального модуля разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования, рабочей программы профессионального модуля ПМ. 02 Организация досуговых мероприятий
Составитель: Устименко И.А., методист ГАПОУ ТСПК
Эксперты:
Внутренняя экспертиза
Техническая экспертиза: Дьякова О.И., методист ГАПОУ ТСПК
Содержательная экспертиза: Борисова И.Н., заведующий практикой ГАПОУ ТСПК
Внешняя экспертиза
Содержательная экспертиза: ФИО, должность, полное название ОУ СПО и/или ВПО
СОДЕРЖАНИЕ
Название разделов | стр. |
1. Паспорт рабочей программы производственной практики (по профилю специальности) | |
2. Результаты производственной практики (по профилю специальности) | |
3. Структура и содержание производственной практики (по профилю специальности) | |
4. Условия реализации производственной практики (по профилю специальности) | |
5. Контроль и оценка результатов освоения производственной практики (по профилю специальности) | |
6. Приложения |
|
Результаты производственной практики (по профилю специальности)
Результатом прохождения производственной практики (по профилю специальности) является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Организация досуговой деятельности., в том числе профессиональными (ПК), указанными в ФГОС по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования
:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 2.1 | Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в том числе конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки. |
ПК 2.2 | Организовывать и проводить досуговые мероприятия. |
ПК 2.3 | Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в досуговых мероприятиях. |
ПК 2.4 | Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий. |
ПК 2.5 | 1. Оформлять документацию, обеспечивающую организацию досуговых мероприятий. |
В процессе освоения ПМ у студенты должны овладеть общими компетенциями (ОК):
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4 | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. |
ОК 7 | Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 | Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. |
ОК 10 | Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников). |
ОК 11 | Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм |
|
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ)
Содержание производственной практики (по профилю специальности)
Дата | Виды работ на практику | Содержание заданий на практику | Предмет оценивания | Кол-во баллов | Основные показатели оценки результата |
Анализ планов и организации досуговых мероприятий различной направленности в организациях дополнительного образования | 1. Составьте справку об организации культурно-досуговой деятельности в конкретном ДОУ, с указанием направлений культурно-досуговой деятельности и особенности её организации. | Аналитическая справка | 3 б. - справка соответствует предъявляемой структуре (план, охват участников, направления) 2 б. – в справке отсутствуют некоторые элементы структуры. 0 б. - справка не соответствует предъявляемой структуре | ||
2. Проведите наблюдение за культурно-досуговой деятельностью (любой формы) с фиксацией в протокол и выводами. | Протокол (не менее 3) | 3 б. – протоколы наблюдения соответствуют предъявляемой структуре, оформлены в соответствии с требованиями, наличие выводов 2 б. – протоколы наблюдения соответствуют структуре, отсутствуют выводы. 0 б. – протоколы наблюдения не соответствуют предъявляемой структуре, нарушены требования по оформлению | |||
3.Ознакомтесь с программами культурно-досуговой деятельности, проведите анализ на соответствие требованиям, предъявляемым к составлению программ | Анализ | 3 б.- аналитическая справка соответствует предложенной схеме, отражает основные характеристики программ культурно-досуговой деятельности 2 б. – аналитическая справка соответствует предложенной схеме, не в полной мере отражает основные характеристики 0 б. - аналитическая справка не соответствует предложенной схеме, не отражены основные характеристики | |||
4.Проведите наблюдение и анализ праздника в ДОУ с протоколом и анализом проведенного мероприятия | Протокол с выводами | 3 б. - протокол соответствует предъявляемой структуре анализ мероприятия содержит основные характеристики (цель, содержание, направленность, длительность, участники) 2 б. - протокол и аналитическая справка не в полной мере отражают основные характеристики. 0 б. – протокол и анализ не соответствуют предъявляемой структуре | |||
5.Составьте перечень документов, используемых педагогом дополнительного образования по подготовке мероприятий | Перечень документов | 3 б.- приведенный список представляет полный перечень документов 2 б. - приведен неполный перечень документов 0 б. – перечень документов не соответствует заявленной теме | |||
Определение педагогических целей и задач, разработка сценариев и проведение мероприятий | 1.Составьте сценарий праздника для дошкольников\младших школьников\ среднего школьного возраста. | Сценарий мероприятий | 3 б. - Сценарий соответствует заявленной теме и возрастным особенностям 2 б. - Сценарий не в полной мере соответствует заявленной теме и возрастным особенностям 0 б. - Сценарий не соответствует заявленной теме и возрастным особенностям. | ||
2.Составьте подробный план действий по подготовке праздника | План подготовки | 3 б. - план соответствует заявленной схеме 2 б. – в плане не выделены этапы организации праздника 0 б. – план не соответствует требованиям, замечания по оформлению | |||
3.Составьте конспект занятия с использованием театрализованных игр | Конспект | 3 б. - конспект занятия соответствует предъявляемым требованиям 2 б. - конспект занятия не отражает всех характеристик 0 б. – не соблюдены требования к оформлению конспекта | |||
4.Подготовьте картотеку театрализованных игр и рекомендации по их проведению для педагогов | Картотека игр | 3 б. - картотека составлена в соответствии с предъявляемым требованиям, содержит рекомендации 2 б. - картотека не содержит рекомендаций педагогам 0 б. – картотека не соответствует структуре, замечания по оформлению | |||
5.Проведите диагностику интересов детей и подростков в досуговой деятельности | Результаты диагностики | 3 б. - диагностика проведена в соответствии с предъявляемым требованиям (учет возрастных особенностей) 2 б. - диагностика проведена в соответствии с предъявляемым требованиям, но без учета возрастных особенностей 0 б. - диагностика проведена без соответствия предъявляемым требованиям | |||
6. Составьте план-конспект совместного мероприятия детей и родителей (тема в соответствии с планом педагога УДО). | План - конспект | 3 б. – план-конспект мероприятия соответствует заявленной схеме и теме 2 б. – план-конспект мероприятия соответствует теме, но имеет отступления от схемы. 0 б. - план-конспект мероприятия не соответствует заявленной схеме и теме | |||
Организация совместной с детьми подготовки мероприятий | 1.Подготовьте реквизит для проведения игр | Список реквизита для определенной игры | 3 б. – Список реквизита соответствует требованиям, содержит реквизит, разработанный самостоятельно. 2 б. – Список реквизита соответствует предъявляемым требованиям 0 б. - Список реквизита не соответствует предъявляемым требованиям | ||
2.Составьте методические рекомендации по организации игровой деятельности детей | Рекомендации | 3 б. - методические рекомендации соответствуют предъявляемым требованиям (учет возрастных особенностей, характера игры) 2 б. – методические рекомендации не полной мере отражают особенности игровой деятельности 0 б. - методические рекомендации не соответствуют предъявляемым требованиям | |||
Проведение досуговых мероприятий с участием родителей (лиц, их заменяющих) | 1.Организуйте и проведите культурно-досуговое мероприятие с детьми любой формы и направленности | Сценарий мероприятий | 3 б. - сценарий соответствует предъявляемым требованиям, отражает форму и направление мероприятия 2 б. – сценарий соответствует предъявленным требованиям, но не отражает всех основных характеристик 0 б. - сценарий не соответствует предъявляемым требованиям | ||
2.Проведите игровую программы, предоставьте на нее конспект, фото/видео отчет | Конспект фото/видео отчет | 3 б. - конспект соответствует предъявляемым требованиям, фото/видеоотчет в наличии 2 б. – конспект соответствует предъявленным требованиям, отсутствуют фото/видеоотчет 0 б. - конспект не соответствует предъявляемым требованиям | |||
Наблюдение, анализ и самоанализ мероприятий, обсуждение отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, методистами, разработка предложений по их совершенствованию и коррекции | 1.Сделайте анализ проведенного мероприятия с конкретными предложениями по коррекции | Анализ мероприятия | 3 б. - анализ соответствует предъявляемым требованиям, содержит предложения и рекомендации 2 б. – анализ соответствует предъявленным требованиям, предложения и рекомендации отсутствуют 0 б. - анализ не соответствует предъявляемым требованиям | ||
2.Проанализируйте репертуар культурно-досуговых мероприятий для детей разного возраста, проводимых в городе на период прохождения практики | Анализ | 3 б. - анализ соответствует предъявляемым требованиям 2 б. – анализ не разбит по возрастному признаку 1 б. - анализ не соответствует предъявляемым требованиям | |||
3.Изучите и проанализируйте конспекты занятий педагога дополнительного образования | Анализ с выводами | 3 б. – в анализе определен тип занятия, даны характеристики методам проведения занятий 2 б. – в анализе представлены общие характеристики. 0 б. - анализ не соответствует предъявляемым требованиям | |||
4.Опишите и проанализируйте проблемную психолого-педагогическую ситуацию, возникшую в деятельности педагога за период прохождения практики | Анализ ситуации | 3 б. – отчет по практике содержит анализ ситуации, с соответствующими выводами 2 б. – отчёт по практике содержит анализ без выводов по проблеме исследования 0 б. – отчет по практике не содержит анализа проблемной ситуации | |||
Организация взаимодействия с представителями организаций, учреждений - социальных партнеров; родителями, педагогами. | 1.Подготовьте информационный буклет для педагогов и родителей о репертуаре детского творческого коллектива | Буклет | 3 б. – буклет обладает информативными и наглядными качествами. 2 б. – в буклете преобладает информационная составляющая 0 б. - буклет не соответствует поставленным целям | ||
2.Подбор и оформление материала для консультации родителей по вопросам развития детей в избранной области дополнительного образования | Консультация | 3 б. – план консультации содержит методическое обеспечение (анкетирование, рекомендации, информационное обеспечение) 2 б. – план консультации в стандартном виде – без методического обеспечения 0 б. – отсутствует план консультации | |||
3.Составление конспекта беседы с педагогом на тему «Эффективные формы и методы работы с детьми разного возраста при организации и при проведении коллективных творческих дел» | Конспект беседы | 3 б. - конспект беседы соответствует заявленной теме, отражает возрастные особенности работы с детьми 2 б. – конспект беседы соответствует теме, но не отражает возрастных характеристик 0 б. - конспект беседы не соответствует предъявляемым требованиям | |||
4. Подготовьте план-конспект мини-выступления к педагогическому совету | план-конспект | 3 б. - план-конспект соответствует запросу педагога УДО. 2 б. - план-конспект соответствует запросу, но имеет замечания по оформлению. 0 б. – план-конспект не соответствует предъявляемым требованиям. | |||
Ведение документации, обеспечивающей организацию досуговых мероприятий | 1. Изучите документацию по планированию деятельности педагога дополнительного образования по организации досуговых мероприятий | Справка | 3 б. - аналитическая справка отражает все формы планирования педагога в данном ДО по организации досуговых мероприятий. 2 б. – аналитическая справка составлена с замечаниями по оформлению. 0 б. – аналитическая справка не соответствует предъявляемым требованиям. |
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
|
|
|
Производственная практика реализуется в базовых организациях на основе заключаемых договоров между образовательным учреждением.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- дидактические материалы,
- учебно-методическая документация;
- наглядные пособия
Технические средства обучения:
- модем,
- медиа-проектор,
- компьютер,
Общими требованиями для баз производственной практики являются: оснащенность современным оборудованием; наличие квалифицированного персонала.
Основные источники
1. Исаева, И.Ю. Досуговая педагогика [Текст]: учебное пособие / И.Ю. Исаева. 2013 г.
2. Никонова М.А. Краеведение [Текст]: учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведе- ний / М.А.Никонова. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 192 с.
3. Сапожникова, Е.Н. Страноведение: Теория и методика туристского изучения стран: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Е.Н. Сапожникова. -М.: ИЦ «Академия», 2011.- 240с.
Дополнительные источники
3. Галахов, Б.В. Психологическое сопровождение внеурочной деятельности [Текст] / Б.В.Галахов // Методист. – 2009. -№1, С.56-59.
4. Игровые технология в профессиональном образовании: метод. рекомендации [Текст] / авт.-сост. Л.Н. Вавилова, В.М. Кузина; под общ. ред. Т.С. Паниной – Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2013.
5. Исаева, И.Ю. Досуговая педагогика. Учебное пособие [Текст] /И.Ю.Исаева// - Москва: Флинта, 2014.- 200 с.
6. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебно-методическое пособие[Текст] / А.Д.Жарков// Изд. 2-е, перераб., 2013 г. - 288 с.
7. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств[Текст] / А.Д. Жарков// М.: Издательский Дом МГУКИ, 2013. - 480 с.
8. Зацепина М. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников: Учебно-методическое пособие[Текст] /М.Зацепина// 2014. -144 с.
Интернет – ресурсы:
4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/window.
5. Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/
6. Начальная школа детям, родителям, учителям [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nachalka.com/
7. Российский общеобразовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru/default.asp.
8. Российское образование. Федеральный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru/
9. Социальная сеть работников образования "Наша сеть" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Обязательным условием допуска к учебной и производственной практике в рамках профессионального модуля ПМ.02 Организация досуговой деятельности является освоение МДК.02.01 Методика организации досуговых мероприятий,
МДК.02.02. Теоретические и методические основы взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации
Структура дневника
1. Титульный лист
Образец титульного листа
Министерство образования и науки Самарской области государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Тольяттинский социально-педагогический колледж» Дневник Производственной практики (по профилю специальности) студента(ки)-практиканта(ки) специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования Ф.И.О._____________________________________ 2016г. |
Стр.2
Название практики_____________
Место проведения______________
Период прохождения практики: с____ по _____ 20 ___г.
Сведения об организации (предприятии): адрес, телефон
Ф.И.О. руководителя практики от колледжа____________________
Ф.И.О. руководителя от организации (предприятия)_____________
Стр.3
Цели, задачи, программа практики
Стр.4 (и далее)
Дата | Содержание работы и анализ работы | Замечания и подпись руководителя практики от колледжа (организации) |
Примечание: Графа содержание работы заполняется строго в соответствии с тематическим планом практики (указывается вид выполненной работы). Графу Замечания и подпись руководителя практики от колледжа (организации) заполняет руководитель от колледжа и организации.
Приложение № 2
Рекомендации для студентов к составлению отчета – самоанализа
Отчет
по производственной практике (производственного обучения)
обучающейся _______ курса _________ группы
___________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
ПМ 02 Организация досуговой деятельности
Период прохождения: с_________ 20__ г. по ________ 20__г.
Руководитель от колледжа __________________________________________
Требования к оформлению отчета по практике:
1. Объем отчета не менее 10- 15 листов компьютерного текста;
2. Текст печатается шрифтом «Times New Roman» размером 14 через 1,5 интервал;
3. Формат бумаги А-4, поля сверху и снизу – 2 см, справа – 3 см, слева 1,5 см;
4. Отчет подшивается в папку;
Отчет – это документ, который позволит вам осуществить анализ собственной деятельности по овладению общими и профессиональными компетенциями.
В итоговом отчете необходимо отразить ответы на следующие вопросы:
1. Я знаю, для чего была нужна производственная практика в учреждениях социального обслуживания? (указать виды деятельности, которыми овладели)
2. Я был(а) готов(а) к практике психологически?
3. Я был(а) готов(а) к практике по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов на дому.
4. Я смогл(а) достичь цели практики и решать задачи, обозначенные в программе практики? (указать какую цель достигли и какие задачи решили)
5. Я овладел(а) алгоритмом решения поставленных передо мной задач по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов на дому?
6. Я знаю, какие компетенции я формировал(а) в процессе практики? (указать формируемые в процессе практики общие и профессиональные компетенции)
7. Мне не хватило для их решения? (указать причины, вследствие которых не овладели опытом)
8. В ходе практики мне удалось достичь? (указать умения и практический опыт, которыми овладели в процессе практики)
9. Самым интересным для меня было?
10. Самостоятельно я могу решать следующие профессиональные задачи?
11. Самоанализ результатов практики и экспертная оценка моей работы руководителем практики, работниками органа социального обслуживания совпадают? (В случае несовпадения оценок укажите, по какой причине это произошло. Аргументируйте разницу в оценках.)
12. Ваши предложения по организации производственной практики, методическому оснащению ….
Дата __________
Подпись ___________
Структура отчета:
· Титульный лист
1. Информационный раздел:
- Сведения о студенте-практиканте
- Общие сведения о базе практики (полное название образовательного учреждения (организации), адрес, ФИО администрации, контактные телефоны, особенности ОУ)
2. Методический раздел:
Отчетный материал по производственной практике формируется по разделам, определяющим название профессиональных компетенций. Содержанием этих разделов является материал по всем выполненным заданиям (предмет оценивания).
3. Рефлексивно – оценочный раздел: отчет – самоанализ по результатам производственной практики (по профилю специальности); рефлексивная карта результатов производственной практики (по профилю специальности). Карта экспертной оценки профессиональных компетенций (заполняет специалист органа социального обслуживания или его руководитель). Рефлексивная карта готовности к практике (заполняет студент). Квалификационный паспорт студента – практиканта (заполняет руководитель от колледжа, эксперт от органа социального обеспечения, студент каждый в своей графе). Итоговая аттестация практики (заполняет руководитель от колледжа, эксперт от органа социального обслуживания, студент).
Защита отчета осуществляется в последний день практики по графику.
Требования по составлению анкет»
Методика Дембо-Рубинштейна
Анкета - средство опроса, включающее в себя формулировки вопросов и возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать наиболее подходящие или по образцу которых предложить собственные.
Анкеты малого объема предполагают последовательный переход респондента от одного вопроса к другому.
Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии: это анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых. Например, в анкете, направленной на выявление эмоционального отношения школьников к своему возрасту, использован такой вопрос: "Предпочитаете стать взрослым теперь же, сразу, или хотите остаться ребенком и почему?"; это анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа. Например, для определения отношения учащегося к различным учебным предметам можно использовать такой вопрос: "Какой из учебных предметов - самый интересный?". А в качестве возможных ответов можно предложить перечень учебных предметов: "алгебра", "химия", "география", "физика" и т.д.; это анкеты шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а прошкалировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов. Так, например, вместо ответов "да" или "нет" испытуемым можно предложить пятибалльную шкалу ответов: 5 - уверено да; 4 - больше да, чем нет; 3 - не уверен, не знаю; 2 - больше нет, чем да; 1 - уверенно нет. Между этими тремя типами анкет не существует принципиальных различий, все они являются лишь различными модификациями метода анкетирования. Однако если использование анкет, содержащих прямые (а тем более косвенные) вопросы, требует предварительного качественного анализа ответов, что значительно затрудняет использование количественных способов отработки и анализа получаемых данных, то анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования. Бесспорным достоинством метода анкетирования является его экономичность и оперативность, а также независимость от личности интервьюера. Он обеспечивает сбор значительного объема информации, необходимой для статистического анализа.
Очень ответственной задачей является разработка самой анкеты, от того, насколько корректно, точно поставлены вопросы, как сформулированы варианты ответов, зависит качество данных, которые в последствии будут получены. Процесс обработки и анализа сведений будет во многом зависеть от качества самой анкеты. Анкета никогда не может быть универсальной, разрабатывается она с учетом цели опроса, категорий опрашиваемых, продуманности следующего этапа исследования.
Примерная структура анкеты может быть следующая:
– введение (преамбула) Преамбула к анкете вводит опрашиваемого в курс дела, говорит о задачах, поставленных составителем, о важности участия в опросе, разъясняет правила заполнения анкеты;
– личность опрашиваемого (образование, возраст, наличие ученой степени, владение иностранным языком и т.п.);
– профессиональная деятельность опрашиваемого (направленность и специфика деятельности, место работы, должность, стаж работы в этом виде деятельности, выполняемые функции);
– вопросы и варианты ответов на них.
Правила составления анкет.
Содержание вопросов, их формулировка, последовательность и взаимосвязь в структуре вопросника должны отвечать двум требованиям.
- Во-первых, вопросы должны быть необходимыми и достаточными для обеспечения эмпирической проверки гипотез исследования, для решения его познавательных задач. Это требование обеспечивается на стадии эмпирической интерпретации понятий посредством выработки набора индикаторов и соответствующего ему списка единиц искомой информации. Каждый вопрос рассматривается при этом как специфический измерительный инструмент. Для получения необходимой информации.
- Во-вторых, необходимо учитывать социально-психологические особенности опрашиваемых, выступающих источником информации. Это значит, что автор вопросника должен учитывать информированность опрашиваемых о предмете опроса, специфику их языка, традиции общения, представлений о престиже и др. С учётом данных требований связаны такие факторы качества результатов опроса, как искренность и достоверность ответов респондентов, их установка на сотрудничество с интервьюером.
-
Проведение анкетного опроса должно соответствовать ряду специфических требований.
Он не должен длится более 30-40 минут, в противном случае респондент устаёт, и последние вопросы обычно остаются без полноценных ответов.
Важно, чтобы интерес к предмету опроса не снижался, а постепенно повышался. Поэтому более сложные по содержанию (и пониманию) вопросы должны следовать за более простыми.
Первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим. Лучше всего если он будет нейтральным.
Трудные вопросы целесообразно поместить в середине анкеты, чтобы респондент успел «включиться» в тему.
Вопросы должны быть ясными, чёткими, понятными опрашиваемым.
Вопросы должны отвечать требованиям логики: в начале речь должна идти об установлении того или иного факта, а потом уже о его оценке. Это важнейшее требование социологического исследования.
Постановке вопросов предшествует обращение в определённой форме к респонденту с просьбой принять участие в проводимом исследовании. Это является своего рода введением, которое должно быть кратким, понятным и чётким. Построение вопросника представляет собой создание своеобразного «сценария» ситуации опроса, логики общения исследователя с респондентом как источником необходимой информации. Поэтому вопросник есть не просто совокупность вопросов, а определённым образом организованная исследовательская ситуация.
Наиболее популярная композиция вопросника связана с выделением трёх фаз в ситуации опроса: вступительной, основной, заключительной. В начале опроса респондент может испытывать некоторый дискомфорт и даже острую настороженность в связи с непонятными целями опроса и самим фактом выбора для опроса именно его. Установление первого контакта решается кратким вступлением к вопроснику. Первые вопросы анкеты - наиболее простые и доступные по смыслу и технике заполнения, одновременно служат объяснением правил «игры», в которую интервьюер вовлекает респондента.
От начала к середине опроса вместе с активизацией внимания и интереса респондента могут увеличиваться сложность и острота вопросов, которые запланированы в исследовании. Вторую половину опроса рекомендуется посвящать более простым вопросам, использовать психологические приёмы, активизирующие внимание респондента.
Вопросы могут объединяться в блоки по тематическому и проблемному принципам. При этом переход к новому направлению беседы должен сопровождаться пояснениями, «переключателями» внимания.
Функцию своеобразных правил движения по анкете, указывающих «перекрёстки», опасные участки и т.п., выполняют инструктивные указания по технике заполнения анкеты, адресованные респондентам и расположенные непосредственно в тексте вопросов или на полях анкеты. В случае если опрос проводится методом интервью, вопросник должен включать чёткие и однозначные инструкции и указания для интервьюера по его заполнению, переходы от вопросов-фильтров; карточки с длинными перечнями ответов. Формулировки в плане интервью должны быть удобными для произнесения, следовательно, не должны включать громоздких синтаксических конструкций.
Кроме минимального инструктивного материала в тексте вопросника необходим специальный документ «Инструкция интервьюеру». Обычная структура такой инструкции: объяснение целей и задач исследования, создание мотивации на добросовестную работу, объяснение роли, задач, обязанностей, прав и ответственности интервьюера, правила поиска респондента, установление контакта с ним и получение согласия на интервью; правила заполнения отдельных видов вопросов; правила стимулирования внимания респондентов; правила завершения беседы.
Вопросы анкеты различаются между собой по содержанию и форме. Деление вопросов по содержанию обусловлено характером информации, которую представляет ответ на тот или иной вопрос. Информация о фактах и отношении к ним, о нормах и мотивах поведения, об интенсивности мнения, о поведении в настоящем и прошлом является основанием для деления их по содержанию.
Ответы на вопросы, дающие информацию, например, о факте, содержат объективные сведения об отвечающем на анкету (возраст, образование, профессия, доход и т.п.). Они могут также давать сведения о поведении опрашиваемого и каких-либо событиях его жизни. Цель такого рода вопросов состоит в отсеивании тех лиц, которые не могут дать нужную информацию.
По форме вопросы делятся на три основные группы:
1) открытые, закрытые и полузакрытые;
2) прямые и косвенные;
3) личные и безличные.
Обычно в анкете чередуются открытые и закрытые, прямые и косвенные, личные и безличные вопросы.
К классу не основных вопросов относятся вопросы-фильтры, поскольку в их задачу входит не выяснение содержания изучаемого социального явления, а установление основного адресата вопроса. Необходимость в них возникает тогда, когда исследователю нужно получить данные, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а только некоторую её часть.
Проверка и контроль достоверности данных опросов осуществляется рядом способов. Один из них - контрольные вопросы. Разновидностью контроля может быть повторный опрос с соблюдением тех же условий - на весь объём выборки (панельный опрос) или на 5-10% лиц, уже опрошенных ранее. Одно из самых надёжных средств контроля достоверности данных анкетного опроса - сочетание нескольких методов: анкетирование и наблюдение, анкетирование и свободное интервью.
3. Аналитическая справка
Аналитическая справка представляет собой документ, в котором указывают
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!