Занятие 8. Женщина перед зеркалом — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Занятие 8. Женщина перед зеркалом



Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1884–1967). «За туалетом». Автопортрет, 1909. Холст на картоне, масло, 75×65 см.

Напомните детям, что на предыдущем занятии (покажите портрет Мики Морозова и спросите у детей, кто его автор) говорилось о том, как модель и художник взаимодействуют друг с другом во время сеанса живописи (период работы художника с моделью называют сеансом). Модель может специально позировать художнику, а может заниматься своим делом — художник работает над портретом где-то рядом, не привлекая внимания модели. Предложите рассмотреть портрет «За туалетом», написанный художником Зинаидой Евгеньевной Серебряковой.

На картине изображена молодая женщина, которая рано утром, стоя перед зеркалом, приводит себя в порядок — расчесывает волосы. Причем на картине показана не сама женщина, а ее отражение в зеркале — мы обычно держим расческу в правой руке, а в зеркале она отражается как левая. Предложите ребятам подумать, где находится художник. Чтобы видеть отражение женщины, он должен быть рядом с ней, но почему-то в зеркале его не видно. Дело в том, что художник и модель здесь одно и то же лицо: художник Зинаида Евгеньевна Серебрякова пишет свой собственный портрет (это называется автопортрет, то есть портрет автора картины), свое отражение в зеркале. Справа от зеркала стоит мольберт с холстом, лежат краски и кисти. Зинаида Евгеньевна то посмотрит на себя в зеркало, то возьмется за кисть, потом снова посмотрит и т. д.

Свои автопортреты писали многие художники. Этот автопортрет написан в начале ХХ века, и в нем появилось много нового по сравнению с портретами XIX века. Портрет выполнен в непривычной жанровой манере — героиня не позирует художнику, она полуодета и занята самым обыденным делом: расчесывает волосы, что не предполагает каких-либо свидетелей. Позировать художнику или писать свой портрет в таком виде в XIX веке было совершенно неприличным (так же как, например, красить волосы, глаза или губы). Новым является и очень светлый, почти белый колорит картины — З. Е. Серебрякова училась живописи в Париже, который в то время был центром новых приемов в живописи.

Предложите детям заняться живописью (на позапрошлом занятии они занимались рисунком) и выполнить свободную, упрощенную копию автопортрета З. Е. Серебряковой. Сначала нужно сделать линейный рисунок фломастером на бумаге формата А4 (примерно три наброска) — только силуэт героини, никакие предметы и черты лица рисовать не надо. После этого дайте каждому ребенку лист более плотной бумаги большого размера (формата А3), круглую кисть № 9 или 10 из ушного волоса, большую банку с водой, тряпочку и гуашевые краски только трех цветов: белила, охра светлая и ультрамарин, а также три пластмассовых ножа, чтобы доставать краски из баночек. Смешивать краски нужно в крышках от баночек. Напоминайте, что следует часто мыть кисти и отжимать с них лишнюю воду.



Сначала ребенок должен повторить свой последний, самый удачный набросок тем же фломастером на большом листе. Затем приготовить с помощью воспитателя три нужные смеси красок (светло-голубую с добавкой охры для фона, светло-охристую для лица и рук, темную охристо-синюю для волос), свободно и быстро покрыть ими рисунок, не оставляя нигде белой, незакрашенной бумаги. Потом тонким кончиком кисти одной краской (охрой или ультрамарином) кое-где подправить линию контура. Ни в коем случае не следует рисовать черты лица, пальцы и предметы. Главная задача этого занятия — композиционно-цветовая. По окончании работы обязательно похвалите детей.

Воспитателю рекомендуется до начала занятия выполнить задание самостоятельно, а время занятия увеличить вдвое.

Занятие 9. Автопортрет художника

Лентулов Аристарх Иванович (1882–1943). Автопортрет, 1915. Холст, масло, наклейки из цветной бумаги, 142×104,5 см.

Напомните детям, что на предыдущем занятии они познакомились с автопортретом З. Е. Серебряковой. Автопортрет — очень древний вид портрета, он существует более пяти веков. Художники часто, особенно в молодости и в старости, испытывают желание рассказать зрителю не только о других людях, но и о себе самом. Естественно, что автопортреты так же разнообразны, как любые другие портреты, даже более разнообразны, так как в свой портрет художник может внести усмешку, юмор, самоиронию, которые неуместны по отношению к другому человеку. Именно самоирония, гротеск (юмористическое утрирование) характерны для автопортрета Аристарха Васильевича Лентулова — одного из крупнейших русских художников первой половины ХХ века.



А. В. Лентулов входил в небольшое объединение молодых художников-живописцев, носившее странное название «Бубновый валет» (1910–1917). В начале ХХ века русское искусство, как и все европейское искусство, переживало бурное обновление художественных средств, которое особенно сильно проявилось в живописи. Художники «Бубнового валета» использовали в своих картинах очень яркие краски в необычных цветовых сочетаниях, невиданных в многовековой истории живописи. Так же смело они обращались и с формой изображаемых предметов, причем делали это не для того, чтобы подразнить, или, как тогда говорили, «эпатировать» публику, а в поисках новых способов выражения своих представлений о красоте живописи. История показала, что эти художники создали свой стиль, расширивший художественные средства русской живописи.

Тридцатитрехлетний А. В. Лентулов в 1915 году, когда написал автопортрет, был в расцвете своего таланта. Портрет выполнен с большой долей самоиронии: художник представил себя в виде богатыря, подобного тем, которые демонстрировали свою силу в балаганах на народных гуляньях. Мощная фигура, серьезное, но добродушное выражение лица, яркий золотистый цирковой костюм и фон (художник использовал в картине помимо красок наклейки из цветной бумаги) — все это слабо ассоциируется с привычным обликом художника. А яркая, контрастная по цвету (синий и желто-оранжевый) палитра не имеет ничего общего с колоритом рассмотренных ранее портретов. Сам художник называл эту свою работу «Ах ты, портрет!».

Предложите детям снова заняться живописью, но на этот раз — используя любые из имеющихся в наборе гуашевых красок, а по желанию и аппликацию из кусочков цветной бумаги. Предварительный рисунок фломастером может не отличаться точностью, главное — чтобы он был во весь лист (формат А3), а цвет не обязательно повторял репродукцию, но был ярким и праздничным. По-прежнему не нужно рисовать черты лица, стоит лишь выделить волосы. Обратите внимание детей на соответствие темных фрагментов: синий фон и волосы вверху картины и брюки — внизу.

 

Занятие 10. Итоговое

Завершая знакомство с портретной живописью, нужно подвести итоги того, что узнали дети. Лучше всего это сделать в форме вопросов и ответов, но сначала стоит еще раз просмотреть с детьми все репродукции.

Приведем примерные вопросы к детям.

Итак: что такое портрет, чем он отличается от других жанров живописи — пейзажа, натюрморта? Какая главная задача стоит перед художником, когда он пишет портрет? Нет, не изображение внешнего, так называемого портретного сходства — это техническая задача, требующая умения, мастерства, но не таланта. Даже бездушный фотоаппарат прекрасно справляется с такой задачей, а художники, тем не менее, продолжают почему-то писать портреты. Главная задача художника, как мы уже говорили, — выразить с помощью цвета и линий те чувства и мысли, которые возникают у автора в связи с портретируемым.

Похожи ли портреты, которые вы видели, друг на друга? Чем они различаются, что у них общего?

Спросите у каждого ребенка, какой портрет понравился ему больше всех и почему. Расскажите, что самому рисовать портрет еще интереснее, чем рассматривать его на репродукции или в музее. Отметьте, что репродукция (то есть уменьшенная и искаженная копия) не может создать такое же впечатление, как портрет, написанный художником, на холсте, масляными красками, оформленный в красивую раму, выставленный на хорошо освещенной стене музейного зала.

 

 






Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.006 с.