Урок 120. Единственное и множественное число имен существительных — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Урок 120. Единственное и множественное число имен существительных

2019-08-02 338
Урок 120. Единственное и множественное число имен существительных 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели: дать понятие об изменении имен существительных по числам; учить определять число имен существительных, упо­треблять в речи формы единственного и множественного числа; развивать наблюдательность, речь; формировать навыки грамот­ного письма.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять грамматический признак имен существительных — число; изме­нять имена существительные по числам; использовать специаль­ную терминологию при определении признаков части речи.

Оборудование: картинки или фотографии для орфографиче­ской минутки.

Ход урока

I. Организационный момент

!!. Актуализация знаний

XLVI. Словарная работа

(Словарный диктант.)

Отец, фамилия, улица, город, Россия, Москва, товарищ.

XLVII. Орфографическая минутка

Самоопределение к деятельности

— Запишите словарные слова в столбик.

Береза, ветер, заяц, карандаш, месяц, тарелка, мебель.

— Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

— Какие части речи вы записали?

— Эти слова обозначают один предмет или много?

— Измените слова так, чтобы они обозначали много предме­тов, запишите их во второй столбик.

— У какого существительного вы не смогли образовать такую форму?

— Чему мы будем учиться сегодня на уроке?

Работа по теме урока

3. Работа по учебнику Упр. 104 (с. 61).

(Устное выполнение.)

— Объясните значения слов: один — единственное, много — мно­жественное.

— Сколько предметов обозначают имена существительные в единственном числе? во множественном числе?

Игра «Один - много»

(Учитель называет имена существительные в единственном числе — учащиеся поднимают одну руку, во множественном чис­ле — поднимают две руки.)

Закрепление изученного материала

Упр. 105 (с. 61).

(Выполнение с комментированием.)

— Прочитайте правило тетушки Совы на с. 62.

— При изменении формы меняется значение имени сущест­вительного?

Упр. 107(с. 62).

(Самостоятельное выполнение.)

Рефлексия

(Учитель читает имена существительные, учащиеся распределяют их в две группы. У доски работают два ученика. Взаимопроверка. Взаимооценка.)

Дождь, малыши, чайник, груши, уж, чайка, ворчун, машины, щука, ежи

Подведение итогов урока

— О каком признаке имени существительного вы узнали?

— Все ли вам было понятно?

— Какое задание вам было интересно выполнять?

— Кому нужна помощь учителя или товарищей?

Домашнее задание

Выполнить упр. 106 (с. 62).

Урок 121. Единственное и множественное число имен существительных

 

Цели: формировать умение изменять имена существительные по числам; учить определять число имен существительных, упо­треблять в речи формы единственного и множественного числа; развивать наблюдательность, речь; формировать навыки грамот­ного письма.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять грамматический признак имен существительных — число; исполь­зовать изменение имен существительных по числам для подбора проверочных слов; изменять имена существительные по числам; использовать специальную терминологию при определении при­знаков части речи.

Оборудование: картинки или фотографии для словарной работы.

Ход урока

V. Организационный момент

VI. Актуализация знаний

Игра «Лесная прогулка»

— Представьте, что вы отправились в лес на прогулку. Запи­шите, каких животных можно встретить в лесу.

(Учитель показывает рисунки или фотографии вороны, зайца, лисицы, медведя, лягушки, крокодила, собаки, коровы.)

Урок 121. Единственное и множественное число имен существительных 275

Орфографическая минутка

Вставьте пропущенные буквы.

Холо.. сковал землю. Дерев..я покрыты..неем. С бере.. сыпались СН..Ж..НКИ. Под н..гами хрустел сне... Сн..гири прыгали по ш..шкам елей.

Самоопределение к деятельности

(На доске записаны слова.) сосны е..сна

хлеба          хле..

грибы         гри..

травы         тр..ва

По какому признаку слова объединены в группы?

Вставьте пропущенные буквы, используя проверочные сло­ва первого столбика.

Сделайте вывод: как изменение формы числа имени суще­ствительного может помочь в правописании?

Сегодня на уроке мы будем учиться изменять имена суще­ствительные по числам и использовать это при подборе проверочных слов.

Работа по теме урока

Упр. 108 (с. 63).

(Выполнение с комментированием.) Упр. 109 (с. 63).

Какая форма числа являлась проверочной для слов первой группы? (Форма множественного числа.)

Какая форма числа являлась проверочной для слов второй группы? (Форма единственного числа.)

Физкультминутка

Закрепление изученного материала

Упр. 110 (с. 63).

(Самостоятельное выполнение. Фронтальная прокеркл >

 

Как мы подбирали проверочное слово при проверке без­ударных гласных и парных согласных? (Мы изменяли форму имени существительного.)

A. Рефлексия

Подберите проверочное слово, изменяя имена существи­тельные по числам. Вставьте пропущенную букву.

Вариант I. Безударные гласные. Ст..кло, д..жди, к..льцо, р..са, к..тята.

Вариант II. Парные согласные. Бере.., алма.., гру.., е.., бро..ь, жира...

(Проверка - обмен тетрадями, самооценка с помощью «све­тофора».)

Подведение итогов урока

Какие умения мы сегодня совершенствовали?

Как это может помочь при написании слов с орфограммами?

Все ли вам было понятно?

Где допустили ошибки?

Кому нужна помощь учителя или товарищей?

Домашнее задание

Выполнить упр. 112 (с. 64).

Урок 1 2 2. Единственное и множественное число имен существительных

Цели: формировать умения употреблять в речи формы един­ственного и множественного числа, определять число имен суще­ствительных; дать понятие об именах существительных, не изме­няющихся по числам; развивать творческие способности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять грамматический признак имен существительных - число; изме­нять имена существительные по числам; различать однокоренные слова и форму слова; использовать специальную терминологию при определении признаков части речи.

. Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

Словарная работа

С каким словарным словом вы познакомились при выпол­нении домашнего задания? (Топор.)

Спишите пословицу, вставьте непроверяемую безударную гласную в словарное слово.

Что написано пером, того не вырубишь т..пором.

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

 Орфографическая минутка (Предупредительно-объяснительный диктант.)

Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи — Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои... Идет — по деревьям шагает, Трещит по замерзлой воде, И яркое солнце играет В косматой его бороде.

И.А. Некрасов

Самоопределение к деятельности

Прочитайте имена существительные. Попробуйте образо­вать от них форму единственного числа.

Ножницы, клещи, коньки, брюки.

Прочитайте следующую группу имен существительных. Образуйте от них форму множественного числа.

Сахар, грусть, соль, молоко.

Что удивительного вы заметили?

Сегодня на уроке мы познакомимся с такими именами су­ществительными и поучимся их употреблять в речи.

Работа по теме урока

Упр. 111 (с. 64).

(Выполнение с комментированием.) Упр. 114 (с. 65).

(Коллективное выполнение с комментированием.)

Физкультминутка

В понедельник я купался, {Изобразить плавание.) А во вторник рисовал, (.Изобразить рисование.) В среду долго умывался, (Изобразить умывание.) А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.) В пятницу я бегал, прыгал, (Прыжки на месте.) Очень долго танцевал.

(Покружиться.)

А в субботу, воскресенье

(Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал.

(Сесть на корточки, руки под щеку.)

Развитие речи

Упр. 113 (с. 65).

(Коллективное чтение текста. Работа в группах. От каждой группы выходит по одному представителю. Выбирается самый оригинальный текст.)

Рефлексия

(Учитель показывает картинки, учащиеся записывают в пер­вый столбик имена существительные, которые употребляются только в форме единственного числа, во второй столбик — суще­ствительные, которые употребляются только в форме множест­венного числа.)

Ножницы, земляника, коньки, метро, молоко, Россия, сахар, урожай. (Фронтальная проверка. Самооценка с помощью «свето­фора».)

Подведение итогов урока

— Что интересного вы узнали на уроке об именах существи­тельных?

— Все ли вам было понятно?

— Какое задание вам было интересно выполнять?

— Где допустили ошибки?

— Кому нужна помощь учителя или товарищей?

Домашнее задание

Выполнить упр. 114 (с. 165).

Тема: Контрольное списывание № 4

Цели: Совершенствование навыков грамотного письма.

Задачи: 1. Формировать навыки грамотного письма

2. Развивать каллиграфические навыки, орфографическую зоркость, внимательность.

3. Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Оборудование: Индивидуальный раздаточный материал-карточки.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.