Проблемы реализации Болонского процесса в России — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Проблемы реализации Болонского процесса в России

2019-08-04 275
Проблемы реализации Болонского процесса в России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Говоря об уровне реализации принципов Болонского процесса в России, нельзя не сказать, о том, чем обусловлено некоторое отставание нашей страны от Европы. Объем данной работы не позволяет подробно охарактеризовать все факторы, которые сдерживают развитие Болонского процесса, поэтому кратко остановимся на некоторых, наиболее основных из них.

В докладе, подготовленном группой экспертов по анализу условий реализации Болонских принципов в России в 2005 году, были отмечены проблемы, препятствующие полноценному вхождению России в Болонский процесс, среди которых можно выделить следующие:

§ проблема формирования эффективной системы аккредитации;

§ неготовность значительного числа вузов в России к переходу на двухуровневую систему подготовки специалистов, и т. д.[44].

Наряду с перечисленными проблемами по содержанию и качеству образования существуют и трудности, связанные с ресурсным и социальным обеспечением интеграции:

§ недостаточность научно-методического, кадрового, материально-технического обеспечения для реализации положений Болонской Декларации;

§ недостаточность уровня применения информационных технологий в образовательном процессе и менеджменте;

§ отток высококвалифицированных специалистов[45].

Т. Екимова, Ю. Краснова и Д. Харитонов выделяют следующие проблемы, с которыми столкнулась система высшего профессионального образования России на пути реализации Болонской Декларации:

1. Инерционность восприятия рынком труда степени бакалавра.

2. Неготовность части российской высшей школы выступать равноправным партнером в программах мобильности (недостаточное финансирование, слабое знание иностранных языков).

3. Излишняя регламентация недостаточная гибкость, адаптивность учебных программ.

4. Неготовность многих вузов к формированию новых компетенций выпускников, направленных на мобильность в рынке труда[46].

Целый ряд проблем связан с тем, что образовательные стратегии Болонского процесса в России до сих пор четко не определены. Не разработана национальная стратегия в связи с присоединением к Болонскому процессу, не определена национальная идея интеграции России в единое европейское образовательное пространство. Не созданы условия для развития академической мобильности.

Не менее остра и проблема глубокого изучения иностранных языков. Европейцы почти не замечают эту проблему, потому что в западной, да и в центральной части континента большинство образованного населения свободно говорит на двух-трёх языках близлежащих стран. У нас нет традиции поголовного владения иностранными языками, и обычная школа не способна решить эту задачу[47].

В европейских академических кругах не скрывают, что мобильность будет приводить к "утечке мозгов" как студентов, так и преподавателей. Студенты со знанием иностранных языков, к тому же улучшившие их в иноязычной языковой среде, познакомившиеся с условиями труда и заведшие связи с местными сверстниками, получат гораздо больше шансов найти за рубежом работу.

Еще одной проблемой является неправильное понимание Болонского процесса, которое также тормозит его развитие. В то время как речь идет о гармонизации образовательных траекторий, создании понятной и сопоставимой системе степеней, часто процесс понимается как униформизация содержания образования, субординация какому-то единому европейскому стандарту[48].

Опасения специалистов также связаны со следующими соображениями:

§ Будет разрушена сложившаяся годами система высшего профессионального образования, которая признавалась одной из лучших в мире.

§ Вынужденное сокращение фундаментальной составляющей отрицательно скажется на качестве подготовки будущих специалистов.

§ Сокращение часов по гуманитарным дисциплинам также нежелательно, т.к. в этом случае получить на выходе из вуза всесторонне и гармонично развитую, нравственную личность будет весьма проблематично.

§ Сокращение срока обучения отразится в первую очередь на выпускающих кафедрах, где работают высококвалифицированные преподавательские кадры – специалисты в конкретных отраслях профессиональных знаний.

§ В магистратуре смогут обучаться, причем по узким направлениям, менее 10% лучших выпускников бакалавриата, что существенно повышает стоимость их индивидуальной подготовки[49].

Частично, в силу этих причин, а также технических трудностей реализации, спустя 6 лет после начала, процесс все еще не получил полномасштабного развития и остается делом в первую очередь крупных столичных и региональных государственных вузов, в которых к тому же разные компоненты Болонского процесса развиваются на разных скоростях.

В заключение резюмируем результаты исследования включенности российских вузов в Болонский процесс.

1. Магистерские программы введены в большинстве университетов. Тем не менее, есть основания утверждать, что переход к двухуровневой системе образования затормозился на середине пути. Вузы занимают позицию их минимального развития. Число этих программ, их размер и доля магистров в общем числе студентов относительно малы.

2. Система кредитов (зачетных единиц) в целом не получила распространения в вузах. И даже в тех случаях, когда она введена, зачетные единицы используются преимущественно в формально-расчетных целях, т.е. не выполняют всех предназначенных им функций.

3. Вузы демонстрируют относительную гибкость в построении учебных планов, предлагая курсы по выбору. По всей видимости, степень этой гибкости будет повышаться и далее.

4. В вузах сформирован широкий набор форм поощрения за исследовательскую работу.

5. Рейтинги студентов распространены почти в половине вузов, однако не охватывают и половины учащихся, а степень открытости рейтингов относительно невысокая. Составление рейтингов преподавателей в вузах еще менее распространено.

6. Информационная открытость вузов находится на невысоком уровне.

7. Практика зачета курсов, прослушанных в зарубежных вузах, и обучение иностранных студентов в российских вузах относительно распространены, но, как правило, они затрагивают минимальное число студентов. Программы же двойных и совместных дипломов с зарубежными вузами существуют в относительно небольшом числе университетов.

8. На ведущих факультетах количество российских преподавателей, читающих курсы за рубежом, и иностранных преподавателей, примерно равное. Но в обоих случаях эта практика не слишком распространена[50].

По результатам опроса экспертов, проведенного Татьяной Кастуевой-Жан[51], перспективы Болонский процесс в России не слишком оптимистичны. Среди опрошенных экспертов, можно выделить тех, кто разделяет пессимистическое видение вещей. Они высказывают опасения, что процесс не будет доведен до конца и окажется постепенно заброшен после вовлечения в него малой части передовых вузов.

Можно сделать вывод, что на пути реализации Болонского процесса в России стоит множество проблем. Некоторые из них (например, трудность пересчета принятых в стране оценок в кредиты) свойственны и европейским образовательным системам, но большинство проблем специфичны для России. Однако эти проблемы являются не непреодолимыми препятствиями, а лишь сдерживающими факторами, для устранения которых требуются усилия со стороны как властей (финансирование), так и общественности (принятие степени бакалавра как самодостаточной).


Заключение

 

Мы рассмотрели причины и этапы присоединения России к Болонскому процессу. В ходе исследования была обоснована целесообразность вхождения нашей страны в европейское образовательное пространство — цели Болонской декларации должны стать целями российской образовательной системы. Выгоды, которые получит наша страна, вузы, а также студенты и преподаватели неоспоримы. Также была показана давно назревшая необходимость модернизации российской системы образования. Советское образование считалось одним из лучших в мире, однако уже давно изменились требования, которым должно удовлетворять образование сегодня, устарела материально-техническая база подготовки профессионалов. Все вышеперечисленные факторы в совокупности составляют тот комплекс причин, который не позволяет нашей стране оставаться в стороне от происходящих изменений и заставляет интегрироваться в мировое образовательное пространство.

Законодательные меры по реализации Болонского процесса в России показали, что правительство восприняло предстоящие изменения с энтузиазмом. Начиная с 2003 года, был реализован ряд мероприятий, способствующих внедрению трехуровневой системы образования, были назначены головные вузы и вузы-координаторы по Болонскому процессу.

Анализ уровня реализации отдельных положений Болонской Декларации позволяет заключить, что принципы Болонского процесса в России реализованы ровно наполовину. Однако сравнение с Европой показывает несущественное отставание России.

Важно следующее — теперь, спустя 6 лет с момента подписания Россией Болонской Декларации, будет ли процесс продолжаться теми же темпами, не остановится ли после того, как российская образовательная система столкнулась с трудностями на пути его реализации? Для преодоления этих трудностей, на наш взгляд, потребуется немало сил и времени, ведь некоторые из проблем — неготовность вузов к переходу на новые стандарты и инертность восприятия рынком труда степени бакалавра — потребуют, возможно, несколько лет для их преодоления.

В будущем, надеемся, что этот шаг — подписание Болонской Декларации — положит начало комплексным реформам всей образовательной системы (а не только высшего образования), которые также коснутся и других сфер жизни российского общества. Ведь именно образование должно помочь нашей стране выйти на новый уровень в отношениях с Европой и миром.


Список использованной литературы

 

1. Актуальные вопросы интернациональной гармонизации образовательных систем: монография / Д. Бадарч, Б. Сазонов. — М.: Бюро ЮНЕСКО в Москве; ТЕИС, 2007. —190 с.

2. Анализ современного этапа реализации Болонского процесса в России (portal.ntf.ru/portal/pls/portal/docs/1/52308.DOC).

3. Анализ социально-экономических и институциональных условий адаптации образовательных программ высшего профессионального образования России к задачам Болонского процесса (www.bologna.spbu.ru/application21.doc).

4. Афанасьев Ю. Роль инновационных образовательных программ в реализации принципов Болонского процесса / Ю. Афанасьев // Материалы семинара по Болонскому процессу (http://smc.nstu.ru/download/seminar_22_11_2007/report/rol_IOP.doc).

5. Афентьева Е. Болонский процесс: плюсы и минусы / Российские вузы и Болонский процесс: материалы научно-практической конференции. Тамбов, 16-19 октября 2006 г. — Тамбов, издательство тамбовского государственного технического университета, 2006. — С. 48-49.

6. Болонский процесс (http://bologna.mgimo.ru/about.php?lang=ru&cat_id=3&doc_id=3).

7. Болонский процесс в вопросах и ответах / В. Касевич, Р. Светлов, А. Петров, А. Цыб. — Издательство С.-Пб. университета, 2004. — 108 с.

8. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе / под ред. К. Пурисайнена и С. Медведева. — М.: РЕЦЭП, 2005. — 199 с.

9. Болонский процесс и развитие российской системы высшего образования (http://bologna.mgimo.ru/documents.php?lang=ru&cat_id=9&doc_id=166).

10. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования: учебное пособие/Б. Сазонов.— М.: ФИРО—2006.—184 с.

11. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А. И. Гретченко, А. А. Гретченко. — М.: КНОРУС, 2009. — 432 с.

12. Болонский процесс: середина пути / Под. ред. В. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Российский Новый Университет, 2005. — 379 с.

13. Екимова Т. Этапы большого пути. Болонский процесс в России / Т. Екимова, Ю. Краснова, Д. Харитонов (http://ru-ects.csu.ru/ru/node/11).

14. Игнатьев В. П. Болонский процесс: опасения и надежды / В. П. Игнатьев, Л. Ф. Варламова // Высшее образование в России. — 2009. — №4. — С. 138-141.

15. Интервью А. Фурсенко на радиостанции "Эхо Москвы" 9 марта 2007 г. (http://www.inf.tsu.ru/Webdesign/bpros.nsf/newsprn/1403200739).

16. Ищенко Е. Реализация принципов Болонской декларации в Воронежском государственном университете / Ищенко Е., Коровин В.// Вестник воронежского государственного университета. Серия: проблемы высшего образования. — 2008. — №1. — С. 10-14.

17. Кастуева-Жан Т. «Блеск и нищета» высшего образования в России (www.ifri.org/files/Russie/ifri_jean_obrazovanie_sent2006_rus.pdf).

18. Кастуева-Жан Т. Россия в Болонском процессе: неоднозначные оценки четырехлетнего опыта и перспективы (www.iori.hse.ru/es/materials/T.Kastueva-Jean.pdf).

19. Колесов В. Двухступенчатое высшее образование: 15 аргументов «за» / В. Колесов // Высшее образование в России. — 2006. — №2. — С. 24-31.

20. Медведев С. Болонский процесс, Россия и глобализация / С. Медведев // Высшее образование в России. — 2006. — №3. — С. 31-36.

21. Мониторинг участия российских вузов в Болонском процессе. Аналитический отчет по результатам исследования в вузах. — М, 2006 (http://window.edu.ru/window_catalog/files/r61885/39148.pdf).

22. Муратова Ю. На полдороге к будущему: оценка включенности группы российских вузов в Болонский процесс / Ю. Муратова, В. Радаев // Вопросы образования. —2007. — № 3. — С. 84-115.

23. "Мягкий путь" вхождения российских вузов в Болонский процесс / под ред. А. Мельвиля. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — 352 с.

24. Опыт университета МГИМО по переходу на Болонскую систему (http://bologna.mgimo.ru/documents.php?lang=ru&cat_id=9&doc_id=180).

25. Отчет о проведении исследования "Болонья глазами студентов" (http://window.edu.ru/window_catalog/files/r61902/52291.pdf).

26. Перминова М. Интеграция российской высшей школы в общеевропейскую образовательную систему / М. Перминова // Известия Саратовского университета, Сер. Социология. Политология. — 2009. — № 2. — С. 29-31.

27. План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005 – 2010 годы (http://www.edu.ru/db-mo/mo/Data/d_05/prm40-1.htm).

28. Российские вузы в Болонском процессе (http://bologna.mgimo.ru/documents.php?lang=ru&cat_id=9&doc_id=151).

29. Россия в Болонском процессе: "подводные камни" (http://bologna.mgimo.ru/documents.php?lang=ru&cat_id=9&doc_id=154).

30. Студент и преподаватель как субъекты Болонского процесса (http://bologna.mgimo.ru/documents.php?lang=ru&cat_id=9&doc_id=153).

31. Текст совместного заявления европейских Министров образования, подписанного в Болонье 19. 06. 1999 года (Болонская Декларация) (http://iic.dgtu.donetsk.ua/russian/ovs/bologna.html).

32. Шадриков В.Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и Болонский процесс / В. Шадриков // Вопросы образования. — 2004. — № 4. — С. 5-9.


Приложение 1

Результаты оценки национальных докладов стран-участниц Болонского процесса, 2007 г.[52]

 

Позиционирование России в Болонском процессе в 2007 году по сравнению с остальными странами – участницами выглядит следующим образом.

 

Уровень 5 4 3 2 1
Внедрение 2-х уровневой системы 23 11 10 4 R 0
Доступ к следующему уровню 37 5 R 2 1 3
Внедрение национальной квалификационной рамки 7 6 11 R 23 1
Реализация европейских принципов стандартов качества 17 26 R 4 1 0
Независимая система обеспечения качества 18 23 R 5 2 0
Уровень участия студентов 17 16 R 11 4 0
Уровень участия иностранных экспертов 11 14 16 R 3 4
Внедрение приложения к диплому 25 7 14 1 R 1
Реализация Лиссабонской Конвенции 31 5 R 1 3 8
Внедрение ECTS 27 R 9 6 6 0
Признание предыдущих периодов обучения 17 11 R 9 9 2
Признание совместных степеней 32 R 16 0 0 0

 

Выводы, которые можно сделать, исходя из представленной информации, прежде всего, связаны с тем, что большинство стран Европы переходит (или уже перешло) на уровневую систему высшего образования, и все они используют систему обеспечения качества, совместимую с европейскими принципами стандартов качества. Не менее важным является и то, что всеми странами в той или иной степени внедрен принцип ECTS.


Приложение 2

Прием — выпуск бакалавров, специалистов и магистров в целом по Российской Федерации.[53]

 

Годы

Прием

Выпуск

  бакалавр специалист магистр бакалавр специалист магистр
1995 84902 533 969 2550 6096 380 801 773
1996 79325 585 678 3795 14946 387 903 1342
1997 77726 657512 5093 25508 397 193 2237
1998 84179 701 322 6485 38 115 415649 3736
1999 60940 831 313 7724 30361 453 338 5448
2000 51 886 1 048 296 9554 28053 514624 6782
2001 49218 1 173492 6723 26 109 584812 5753
2002 42310 1 165 803 5085 31097 660 232 5598
2003 36704 1 264 597 7002 27256 760 892 4089
2004 75902 1 226 875 13268 49318 825 280 9714
2005 78859 1 202 205 14987 50940 862 038 10250
2006 84316 1 195 782 17939 52434 927 652 11579
2007 76400 1 090 400 13840 52964 954918 11 797
2008 71 300 1 002 400 13090 31332 1 013 122 13684
2009 65 100 901 700 12 100 29700 990 899 11064
2010 59000 804 700 11 100 26689 976 364 10585
2011 57393   10920 31057 972 580 9952
2012     10790 33872 910494 9313
2013     10560 37293 858649 9198
2014       40660 799 322 | 9114
2015       41 546 742 174 8967

 


[1] Шадриков В.Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и Болонский процесс / В. Шадриков // Вопросы образования. — 2004. — № 4. — С. 5.

[2] Текст совместного заявления европейских Министров образования, подписанного в Болонье 19. 06. 1999 года (Болонская Декларация) (http://iic.dgtu.donetsk.ua/russian/ovs/bologna.html).

[3] Студент и преподаватель как субъекты Болонского процесса (http://bologna.mgimo.ru/documents.php?lang=ru&cat_id=9&doc_id=153).

[4] "Мягкий путь" вхождения российских вузов в Болонский процесс / под ред. А. Мельвиля. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — С. 76.

[5] Болонский процесс и развитие российской системы высшего образования (http://bologna.mgimo.ru/documents.php?lang=ru&cat_id=9&doc_id=166).

[6] Текст совместного заявления европейских Министров образования, подписанного в Болонье 19.06.1999 года (Болонская Декларация) (http://iic.dgtu.donetsk.ua/russian/ovs/bologna.html).

[7] Колесов В. Двухступенчатое высшее образование: 15 аргументов «за» / В. Колесов // Высшее образование в России. — 2006. — №2. — С. 27.

[8] Болонский процесс в вопросах и ответах / В. Касевич, Р. Светлов, А. Петров, А. Цыб. — Издательство С.-Пб. университета, 2004. — С. 13-14.

[9] "Мягкий путь" вхождения российских вузов в Болонский процесс / под ред. А. Мельвиля. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — С. 89.

[10] Болонский процесс и развитие российской системы высшего образования (http://bologna.mgimo.ru/documents.php?lang=ru&cat_id=9&doc_id=166).

[11] Болонский процесс и развитие российской системы высшего образования (http://bologna.mgimo.ru/documents.php?lang=ru&cat_id=9&doc_id=166).

[12] Российские вузы в Болонском процессе (http://bologna.mgimo.ru/documents.php?lang=ru&cat_id=9&doc_id=151).

[13] Студент и преподаватель как субъекты Болонского процесса (http://bologna.mgimo.ru/documents.php?lang=ru&cat_id=9&doc_id=153).

[14] Ищенко Е. Реализация принципов Болонской декларации в Воронежском государственном университете / Ищенко Е., Коровин В.// Вестник воронежского государственного университета. Серия: проблемы высшего образования. — 2008. — №1. — С. 10.

[15] Кастуева-Жан Т. Россия в Болонском процессе: неоднозначные оценки четырехлетнего опыта и перспективы — С.7. (www.iori.hse.ru/es/materials/T.Kastueva-Jean.pdf).

[16] Медведев С. Болонский процесс, Россия и глобализация / С. Медведев // Высшее образование в России. — 2006. — №3. — С. 31-32.

[17] "Мягкий путь" вхождения российских вузов в Болонский процесс / под ред. А. Мельвиля. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — C. 73.

[18] Интервью А. Фурсенко на радиостанции "Эхо Москвы" 9 марта 2007 г. (http://www.inf.tsu.ru/Webdesign/bpros.nsf/newsprn/1403200739).

[19] Анализ социально-экономических и институциональных условий адаптации образовательных программ высшего профессионального образования России к задачам Болонского процесса (www.bologna.spbu.ru/application21.doc).

[20] Кастуева-Жан Т. «Блеск и нищета» высшего образования в России (www.ifri.org/files/Russie/ifri_jean_obrazovanie_sent2006_rus.pdf).

[21] Болонский процесс (http://bologna.mgimo.ru/about.php?lang=ru&cat_id=3&doc_id=3).

[22] Перминова М. Интеграция российской высшей школы в общеевропейскую образовательную систему / М. Перминова // Известия Саратовского университета, Сер. Социология. Политология. — 2009. — № 2. — С. 30.

[23] Афанасьев Ю. Роль инновационных образовательных программ в реализации принципов Болонского процесса / Ю. Афанасьев // Материалы семинара по Болонскому процессу (http://smc.nstu.ru/download/seminar_22_11_2007/report/rol_IOP.doc).

[24] Медведев С. Болонский процесс, Россия и глобализация / С. Медведев // Высшее образование в России. — 2006. — №3. — С. 31

[25] Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе / под ред. К. Пурисайнена и С. Медведева. — М.: РЕЦЭП, 2005. — С. 22.

[26] Актуальные вопросы интернациональной гармонизации образовательных систем: монография / Д. Бадарч, Б. Сазонов. — М.: Бюро ЮНЕСКО в Москве; ТЕИС, 2007. —С. 12.

[27] Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования: учебное пособие/Б. Сазонов.— М.: ФИРО—2006.— С. 20.

[28] Афентьева Е. Болонский процесс: плюсы и минусы / Российские вузы и Болонский процесс: материалы научно-практической конференции. Тамбов, 16-19 октября 2006 г. — Тамбов, издательство тамбовского государственного технического университета, 2006. — С. 49.

[29] Опыт университета МГИМО по переходу на Болонскую систему (http://bologna.mgimo.ru/documents.php?lang=ru&cat_id=9&doc_id=180).

[30] Ищенко Е. Реализация принципов Болонской декларации в Воронежском государственном университете / Ищенко Е., Коровин В.// Вестник воронежского государственного университета. Серия: проблемы высшего образования. — 2008. — №1. — С. 11.

[31] Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А. И. Гретченко, А. А. Гретченко. — М.: КНОРУС, 2009. — С. 138.

[32] Екимова Т. Этапы большого пути. Болонский процесс в России / Т. Екимова, Ю. Краснова, Д. Харитонов (http://ru-ects.csu.ru/ru/node/11).

[33] Анализ современного этапа реализации Болонского процесса в России (portal.ntf.ru/portal/pls/portal/docs/1/52308.DOC).

[34] План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005 – 2010 годы (http://www.edu.ru/db-mo/mo/Data/d_05/prm40-1.htm).

[35] Анализ современного этапа реализации Болонского процесса в России (portal.ntf.ru/portal/pls/portal/docs/1/52308.DOC).

[36] Мониторинг участия российских вузов в Болонском процессе. Аналитический отчет по результатам исследования в вузах. — М, 2006 (http://window.edu.ru/window_catalog/files/r61885/39148.pdf).

[37] Анализ современного этапа реализации Болонского процесса в России (portal.ntf.ru/portal/pls/portal/docs/1/52308.DOC).

[38] Мониторинг участия российских вузов в Болонском процессе. Аналитический отчет по результатам исследования в вузах. — М, 2006 (http://window.edu.ru/window_catalog/files/r61885/39148.pdf).

[39] План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005 – 2010 годы (http://www.edu.ru/db-mo/mo/Data/d_05/prm40-1.htm).

[40] Анализ современного этапа реализации Болонского процесса в России (portal.ntf.ru/portal/pls/portal/docs/1/52308.DOC).

[41] Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А. И. Гретченко, А. А. Гретченко. — М.: КНОРУС, 2009. — С. 137.

[42] Болонский процесс: середина пути / Под. ред. В. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Российский Новый Университет, 2005. — С. 54.

[43] Муратова Ю. На полдороге к будущему: оценка включенности российских вузов в Болонский процесс / Ю. Муратова, В. Радаев // Вопросы образования. —2007. — № 3. — С. 109.

[44] Екимова Т. Этапы большого пути. Болонский процесс в России / Т. Екимова, Ю. Краснова, Д. Харитонов (http://ru-ects.csu.ru/ru/node/11).

[45] Афанасьев Ю. Роль инновационных образовательных программ в реализации принципов Болонского процесса / Ю. Афанасьев // Материалы семинара по Болонскому процессу (http://smc.nstu.ru/download/seminar_22_11_2007/report/rol_IOP.doc).

[46] Екимова Т. Этапы большого пути. Болонский процесс в России / Т. Екимова, Ю. Краснова, Д. Харитонов (http://ru-ects.csu.ru/ru/node/11).

[47] Россия в Болонском процессе: "подводные камни" (http://bologna.mgimo.ru/documents.php?lang=ru&cat_id=9&doc_id=154).

[48] Кастуева-Жан Т. Россия в Болонском процессе: неоднозначные оценки четырехлетнего опыта и перспективы. — С. 3. (www.iori.hse.ru/es/materials/T.Kastueva-Jean.pdf).

[49] Игнатьев В. П. Болонский процесс: опасения и надежды / В. П. Игнатьев, Л. Ф. Варламова // Высшее образование в России. — 2009. — №4. — С. 138.

[50] Муратова Ю. На полдороге к будущему: оценка включенности российских вузов в Болонский процесс / Ю. Муратова, В. Радаев // Вопросы образования. —2007. — № 3. — С. 111.

[51] Кастуева-Жан Т. Россия в Болонском процессе: неоднозначные оценки четырехлетнего опыта и перспективы — с 5. (www.iori.hse.ru/es/materials/T.Kastueva-Jean.pdf).

[52] Анализ современного этапа реализации Болонского процесса в России (portal.ntf.ru/portal/pls/portal/docs/1/52308.DOC).

[53] Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А. И. Гретченко, А. А. Гретченко. — М.: КНОРУС, 2009. —С. 149.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.