Выгоды России от участия в Болонском процессе — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Выгоды России от участия в Болонском процессе

2019-08-04 175
Выгоды России от участия в Болонском процессе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Важно отметить, что среди причин присоединения России к Болонскому процессу немаловажную роль сыграли те преимущества, которые получит российская система высшего образования. Возможные позитивные последствия от вступления России в Болонский процесс целесообразно рассматривать на нескольких уровнях: национальном, вузовском и индивидуальном.

Прежде всего, хотелось бы сказать, о политических аспектах присоединения России к европейскому пространству высшего образования. Укрепление авторитета страны через качественное высшее образование представляет собой важный политический ресурс.

К сожалению, в Европе Россия до сих пор воспринимается в свете советского союза. Многие европейцы по-прежнему относятся к России настороженно, не воспринимая ее как стабильного и надежного партнера[10]. Полноценное вхождение России в Болонский процесс может способствовать изменению в лучшую сторону ее восприятия европейцами. Участие России в Болонском процессе будет способствовать искоренению в умах европейцев складывавшегося долгими десятилетиями "образа врага". Россия всё в большей степени станет ощущать себя полноценной и полноправной европейской страной. У российских граждан начнёт формироваться психология гражданина Европы, которому свойственна веротерпимость, широта идеологических воззрений, понимание естественного многообразия национальных культур и традиций и их уважение.

Как полноценный член Болонского процесса Россия сможет в свою очередь активнее влиять и на высшее образование в Европе: голос более чем тысячи российских вузов не может не быть услышанным при принятии образовательных решений.

Несомненной выгодой от Болонского процесса станет пропаганда российской культуры — значительно большее число европейцев получат возможность изучить русский язык, познакомиться с российской культурой, с педагогическими традициями нашего высшего образования.

Экономические выгоды России от вступления в Болонский процесс менее заметны, однако необходимо перечислить основные из них.

В соответствии с задачей, поставленной в Берлинском коммюнике, Россия вместе с "Болонскими" партнерами будет стремиться сделать европейскую экономику "наиболее конкурентоспособной и динамичной, основанной на знаниях, экономикой в мире"[11]. В результате в европейских странах, в том числе и в России, можно ожидать создания большего числа рабочих мест, причем лучшего качества.

Такая система в силу своей гибкости окажется более эффективной и в экономическом отношении. Существующая сегодня невостребованность большого числа узких специалистов массовых профессий означает неэффективность затрат на их подготовку. С переходом на новую образовательную систему изменится в результате и сам характер финансирования вузов, более разнообразными будут его источники.

Обучаясь в европейских вузах по экономическим специальностям, российские студенты приобретут самые современные экономические знания, равно как и научные представления об особенностях современного бизнеса. Особенно важно, что в контексте вступления России в ВТО в стране появится заметное количество европейски образованных экономистов.

Студенты из Европы и других стран мира, приезжающие в Россию, даже если само обучение непосредственно по программам мобильности в строгом соответствии с Болонскими рекомендациями будет бесплатным, привезут в Россию финансовые средства (по аналогии с туризмом), которые используют на оплату проживания, на питание, досуг.

Ниже хотелось бы сказать о том, что выигрывает от Болонского процесса российский вуз.

Нет сомнений, что престиж вуза, гарантированно направляющего своих студентов учиться в европейский вуз-партнёр на семестр или учебный год вырастет; увеличится его привлекательность для абитуриентов. Направляя своих преподавателей в зарубежные вузы для преподавания модулей на семестр или учебный год, вуз получит возможность осуществлять реальное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава[12]. Заметно увеличатся масштабы, и поднимется качество владения российскими студентами и преподавателями иностранными языками. Знание же иностранных языков откроет для студентов и преподавателей широкий доступ к оригинальным, не переводным зарубежным публикациям — не только профессиональным, что, разумеется, крайне важно, но и к публицистике и художественной литературе.

Повысится конкуренция преподавателей за право читать лекции за рубежом по программам мобильности; это вызовет подъём научной активности на кафедрах. По примеру европейских вузов можно ожидать повышения статуса российского вузовского преподавателя, профессора, общей привлекательности преподавательского труда.

Поскольку вуз в силу ограниченности материальных ресурсов вуз сможет поддерживать программы мобильности не всех, а только части своих студентов, в руках деканатов окажется дополнительное средство стимулирования учёбы студентов — только лучшие получат возможность поехать за рубеж бесплатно или со значительными скидками. Академические рейтинги студентов в тех вузах, где они используются, станут играть ещё более существенную роль.

Российский вуз сможет более осмысленно применять перспективные информационные и коммуникационные технологии, профессионально использовать дистанционное обучение и Интернет.

Несомненно, еще одной причиной для повышения качества образовательного процесса в вузе будет рост межвузовской конкуренции, поскольку конкурировать между собой как за российских, так и за иностранных абитуриентов будут не только отечественные, но и зарубежные вузы.

Далее кратко рассмотрим выгоды, которые получат учащиеся при реализации основных принципов Болонской Декларации.

Для студента Болонский процесс сделает учёбу в вузе более демократичной, более индивидуализированной, предоставит студенту больше выборов, что создаст благоприятные условия для развития его личности. В ходе учёбы он получит возможность, переходя с уровня на уровень, корректировать выбор специальности или профессии в соответствии со своими изменившимися под влиянием полученных в вузе знаний представлениями, вновь возникшими личностно-профессиональными интересами[13]. В случае возникновения в ходе учёбы материальных затруднений студент, получив диплом бакалавра, сможет пойти работать, а, улучшив своё материальное положение, продолжит обучение в магистратуре. По западному опыту, студент может последовательно получить несколько магистерских степеней, например, для того, чтобы каждый раз изучить дополнительную понадобившуюся ему специальность.

Участвуя в программах мобильности, студент получит эмпирические данные для того, чтобы сравнить, какое образование лучше — российское или европейское. Студент получит доступ к лучшим университетским библиотекам Европы. Болонский процесс даст студенту возможность получать совместные и двойные дипломы, которые значительно увеличат его шансы на трудоустройство по специальности.

Одной из наиболее привлекательных идей Болонской Декларации стала идея "образования в течение всей жизни"[14]. Знания, полученные человеком в процессе обучения, не раз устаревают в течение его профессиональной жизни. Это ставит систему образования перед необходимостью обеспечивать непрерывное образование, чему будет способствовать вхождение нашей страны в европейское пространство высшего образования.

Татьяна Кастуева-Жан также выделяет следующие положительные эффекты от вступления России в Болонский процесс. Во-первых, получен дополнительный внешний стимул для внутренних реформ. Во-вторых, существует и внешний положительный эффект, который касается отношений России и ЕС. Болонский процесс тесно связан и с другими сферами отношений Россия – ЕС. Изменения в образовательной сфере повлекут за собой изменения в остальных сферах взаимоотношений России с Европой[15].

Вышеизложенные преимущества наглядно показывают привлекательность Болонского процесса не только для страны в целом, но и для отдельных вузов, а также для учащихся и профессорско-преподавательского состава.

Россия перестанет восприниматься негативно, в перспективе она станет полноправным членом европейского сообщества, сможет влиять на происходящие в Европе процессы. Российские вузы станут более конкурентоспособными и привлекательными для иностранных учащихся, они смогут привлекать лучших преподавателей и студентов. Выгоды учащихся связаны с демократизацией образования. Студенты смогу сами определять, где и чему они хотят учиться — смогут выбирать дисциплины и проводить отдельные семестры в других вузах. Зачетные единицы позволят продолжать обучение в течение всей жизни, а двойные и совместные дипломы — работать за рубежом.

1.3 Необходимость модернизации российской системы образования как причина вступления России в Болонский процесс

 

Участие России в Болонском процессе можно рассматривать сквозь призму глобализации, которая предъявляет новые требования к образовательной системе[16]. В связи с переходом к рыночной экономике и нарастанием процессов глобализации все более явным становится несоответствие сложившейся в России системы подготовки специалистов мировым тенденциям развития образовательных систем. Среди причин вступления России в Болонский процесс можно рассмотреть необходимость модернизации российского образования. На аспектах, обусловивших эту необходимость, нам хотелось бы остановиться более подробно.

Высшее профессиональное образование России, сложившееся в основных чертах в годы и под задачи социалистической индустриализации нуждается в реформировании. Принято считать, что даже в стационарном состоянии общества обновление высшего образования должно происходить через 25—30 лет. Международная практика подобного реформирования предполагает, что обновление должно быть сконцентрировано на модернизации:

• содержания образования;

• структуры образования;

• технологии обучения;

• ресурсного обеспечения[17].

Присоединение России осенью 2003 г. к Болонскому процессу дает возможность сделать реформу отечественного образования последовательной и содержательной.

По мнению нынешнего министра образования А. Фурсенко, "…У нас сегодня главная проблема – это невостребованность в огромной степени того, что тех, кто учится, и тех знаний, которые они получают, в значительной части у нас обучение в вузах сводится к получению диплома, а не к получению знаний. И конечно, мы должны систему образования построить таким образом, чтобы люди все-таки приходили за знаниями, умениями, за компетенциями, как угодно это назвать. Но главное — за тем, чтобы они после того, как научились, знали и умели то, что им потребуется в будущей жизни"[18].

В своем выступлении на радио " Эхо Москвы" 9 марта 2007 г. Фурсенко подчеркнул, что сегодня потребности в специалистах меняются быстрее, чем система образования их готовит, что обуславливает необходимость создания более гибкой системы образования. Работодатели заявляют, что они не могут сформулировать, какой им специалист потребуется через 5-6 лет, поэтому надо разбить эту систему подготовки на две части. "Первая часть — это базовая система, которая готовит человека, скажем, не на 100% к специальности, а на 90. И не к одной зато, а к 10 или к 15, есть общее направление, что человек должен знать, какие базовые знания ему необходимы".

Из выступления бывшего министра образования РФ В.М. Филиппова на международной конференции в Санкт-Петербурге следует, что модернизация отечественного образования связана со вступлением России в ВТО. "Российские дипломы должны быть понятны западному работодателю", - пояснял Филиппов. Подписание Болонской Декларации, подчеркивал он, станет весомым аргументом за вступление России в ВТО, поскольку система образования вступающей страны по правилам должна соответствовать стандартам ЕС. Если нам нужны иностранные инвестиции в образование и в целом в экономику, мы должны добиваться того, чтобы западный менеджер понимал цену российского диплома[19].

Доля России на мировом рынке образовательных услуг не превышает 0,5 %[20]. Такую ситуацию объясняет целый ряд различных факторов: относительная трудность русского языка, слабая привлекательность политического и экономического имиджа страны, условия жизни и т.д. Однако, не последней причиной является и недостаточная конкурентоспособность российского образования, в целом ещё слабо интегрированного в европейские и мировые схемы.

Нынешняя российская модель трехуровневой подготовки 4 + 2 + 3 специфична. Степень "специалист" не вписывается в Болонскую систему[21].

Рынок труда нуждается в новом типе специалистов, способных работать на новых местах, которые появляются в современной экономике, особенно в сфере услуг, где на первый план выходит коммуникативная компетентность человека[22]. Традиционная фундаментальность российского образования позволяет развивать те качества, которые так важны современному работодателю: кругозор, способность мыслить творчески и аналитически и т.д. В то же время необходима подготовка студентов к реалиям современного рынка труда: обучение их методам поиска работы; правилам поведения в деловой среде; привитие навыков публичной презентации себя и результатов своего труда; воспитание коммуникационных навыков; формирование навыков командной и проектной работы. В настоящее время перед Россией стоит задача формирования системы образования, которая воспроизводила бы культурный и интеллектуальный потенциал, способный вывести общество из кризиса и придать ему необходимый запас прочности для вхождения в общемировое пространство, в том числе и образовательное.

Существует категория специалистов, для которой важен объем и обширность полученных знаний. Это ученые, инженеры, конструкторы мирового уровня, которые, конечно же, необходимы любой стране. В то же время на экономику страны оказывает первостепенное влияние масса специалистов среднего уровня. Здесь важны уже не столько знания, сколько определенный набор навыков и умений. Для успешного развития страны выпускники со средним уровнем подготовки к профессиональной деятельности должны составлять 50–60%. К сожалению, сегодня эта цифра составляет 20–30%[23].

Таким образом, переход на двухуровневую систему подготовки, новую систему оценки качества образования для России гораздо более важен и нужен, чем для стран Европы – участниц Болонского соглашения. России необходимо избежать изоляции в образовательном плане. Большинство российских вузов давно нуждается в обновлении своей материально-технической базы и образовательной инфраструктуры, и Болонский процесс может дать толчок процессу модернизации.

Мнения экспертов о причинах участия России в болонском процессе разделились следующим образом.

С. Медведев считает, что люди являются наиболее универсальными носителями информации. Процессы академической мобильности, обмена и стандартизации являются важной составляющей информационного века. Россия не может оставаться в изоляции от этих поступательных процессов. Болонский процесс для России становится средством повышения своей привлекательности и конкурентоспособности в мировом масштабе и возможностью использовать самый ценный ресурс, человеческий потенциал[24];

По мнению К. Пурисайнена и С. Медведева, в современном мире знания стали значимым фактором производства, обеспечивающим наибольшую отдачу от инвестиций. Болонский процесс является частью зарождающейся экономики знаний[25];

Д. Бадарч и Б. Сазонов утверждают, что экономика любой страны требует открытости и интернационализации своего потенциала знаний, рынков кадров и инноваций, а также инвестиций в сферу образования, по темпам опережающих общие темпы роста экономики. По всем этим позициям российская экономика отстает. Болонский процесс может способствовать преодолению этого разрыва[26]. Б. Сазонов также считает, что "в рамках Болонского процесса осуществляется большая работа по созданию среды общеевропейского общения, для продвижения диалога и сотрудничества, по разработке методов образовательного сотрудничества"[27].

Е.А. Афентьева отмечает, что в сложившихся условиях "У России просто не другого выхода, как включиться в любой "процесс", начатый в Европе, — "болонский" или какой-либо другой"[28].

Таким образом, давно назревшая необходимость модернизации российской системы образования является еще одной причиной, по которой России следует включиться в Болонский процесс. Так или иначе, образование придется реформировать, и лучше, если изменения будут адекватны не только потребностям нашей страны, но и требованиям европейского сообщества.

Как видим, причины присоединения России к Болонскому процессу разнообразны, они не исчерпываются какой-либо одной сферой жизни общества, а затрагивают политические и экономические мотивы.

Среди причин вхождения России в Болонский процесс в первую очередь необходимо назвать цели Болонской Декларации — внедрение приложения к диплому, двухуровневое образование, система зачетных кредитов, академическая мобильность, европейская система управления качеством — это те цели, к которым стремится российское образование сегодня. Следование этим целям поможет России интегрироваться в европейскую образовательную систему и стать полноправным членом европейского сообщества.

Кроме того, среди причин вхождения нашей России в Болонский процесс необходимо назвать очевидные выгоды от этого шага для всей страны, отдельных вузов и учащихся. Возрастет престиж нашей страны на международной арене; Россия сможет влиять на решения, принимаемые Европой. Вузы станут готовить более конкурентоспособных выпускников, повысится их авторитет. Выпускники вузов, имеющие признаваемый в Европе диплом, будут более востребованы, они смогут продолжать образование или работать в ведущих странах Европы. Вступление России в Болонский процесс позволит нейтрализовать дисбаланс между количеством выпускаемых специалистов и количеством рабочих мест, а также решить проблему устаревания знаний в процессе обучения.

Также среди причин вхождения России в Болонский процесс необходимо назвать давно назревшую необходимость модернизации российской системы образования. Устаревшее оборудование, учебные программы требуют реформирования, и Болонский процесс — это возможность сделать наше образование сопоставимым с европейским. Развитие образования дошло до той точки, когда нашей или любой другой стране нельзя оставаться в стороне от происходящих изменений.

В следующем разделе будет показано, насколько успешно реализуются принципы Болонской Декларации в нашей стране.



Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.