Глава 1. Причины вступления России в Болонский процесс — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Глава 1. Причины вступления России в Болонский процесс

2019-08-04 461
Глава 1. Причины вступления России в Болонский процесс 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Проблематика Болонского процесса у нас в России в последнее время стала одной из самых популярных тем, которой посвящаются конференции, семинары, круглые столы, монографии, сборники и статьи. Интерес российского образовательного сообщества к Болонской системе совершенно понятен. Прежде всего, это главная линия развития высшего образования в современной Европе, предполагающая формирование единого образовательного пространства, построенного на ряде обязательных принципов. Самоизоляция от процессов, развивающихся в едином европейском образовательном пространстве, ведет к отрицательным последствиям для любого университета, пусть даже очень сильного.

Первоначально Россия оказалась в стороне от данного процесса. Однако с подписанием в сентябре 2003 года Болонской Декларации российской высшей школе все же включилась в него.

С принятием Россией и другими странами, имевшими в недалеком прошлом плановую экономику, курса на либерализацию и демократизацию институтов общественного и государственного управления открылись новые, до сих пор не в полной мере реализованные возможности для взаимного обогащения исторически по-разному сложившихся образовательных систем. Одним из важнейших элементов модернизации системы высшего профессионального образования в России является именно интеграция в европейское образовательное пространство.

Целью данной работы является анализ причин и этапов вступления России в Болонский процесс.

В соответствии с этой целью можно выделить следующие задачи:

1. Показать причины присоединения России к Болонскому процессу через его цели;

2. Рассмотреть выгоды России от реализации Болонского процесса как причины вступления;

3. Выделить необходимость модернизации российской системы образования как причину вхождения России в Болонский процесс;

4. Показать законодательные меры по реализации принципов Болонской Декларации в России;

5. Выявить уровень реализации отдельных положений Болонского процесса в России;

6. Охарактеризовать проблемы вступления России в Болонский процесс.

Актуальность данной работы объясняется следующим: как известно, страны-участницы Болонского соглашения планировали достичь целей Болонского процесса к 2010 году. И сейчас, на пороге 2010 года целесообразно подвести итоги и понять, насколько они продвинулись в реализации принципов Болонской Декларации. Таким образом, объектом нашего исследования является непосредственно Болонский процесс. Предметом работы стали причины присоединения России к этому процессу и этап реализации его основных положений. Ниже будут раскрыты преимущества нашей страны от вхождения в этот процесс, а также факторы, мешающие нашей образовательной системе более полно интегрироваться в европейское пространство высшего образования.


Глава 2. Этапы вступления России в Болонский процесс

Заключение

 

Мы рассмотрели причины и этапы присоединения России к Болонскому процессу. В ходе исследования была обоснована целесообразность вхождения нашей страны в европейское образовательное пространство — цели Болонской декларации должны стать целями российской образовательной системы. Выгоды, которые получит наша страна, вузы, а также студенты и преподаватели неоспоримы. Также была показана давно назревшая необходимость модернизации российской системы образования. Советское образование считалось одним из лучших в мире, однако уже давно изменились требования, которым должно удовлетворять образование сегодня, устарела материально-техническая база подготовки профессионалов. Все вышеперечисленные факторы в совокупности составляют тот комплекс причин, который не позволяет нашей стране оставаться в стороне от происходящих изменений и заставляет интегрироваться в мировое образовательное пространство.

Законодательные меры по реализации Болонского процесса в России показали, что правительство восприняло предстоящие изменения с энтузиазмом. Начиная с 2003 года, был реализован ряд мероприятий, способствующих внедрению трехуровневой системы образования, были назначены головные вузы и вузы-координаторы по Болонскому процессу.

Анализ уровня реализации отдельных положений Болонской Декларации позволяет заключить, что принципы Болонского процесса в России реализованы ровно наполовину. Однако сравнение с Европой показывает несущественное отставание России.

Важно следующее — теперь, спустя 6 лет с момента подписания Россией Болонской Декларации, будет ли процесс продолжаться теми же темпами, не остановится ли после того, как российская образовательная система столкнулась с трудностями на пути его реализации? Для преодоления этих трудностей, на наш взгляд, потребуется немало сил и времени, ведь некоторые из проблем — неготовность вузов к переходу на новые стандарты и инертность восприятия рынком труда степени бакалавра — потребуют, возможно, несколько лет для их преодоления.

В будущем, надеемся, что этот шаг — подписание Болонской Декларации — положит начало комплексным реформам всей образовательной системы (а не только высшего образования), которые также коснутся и других сфер жизни российского общества. Ведь именно образование должно помочь нашей стране выйти на новый уровень в отношениях с Европой и миром.


Список использованной литературы

 

1. Актуальные вопросы интернациональной гармонизации образовательных систем: монография / Д. Бадарч, Б. Сазонов. — М.: Бюро ЮНЕСКО в Москве; ТЕИС, 2007. —190 с.

2. Анализ современного этапа реализации Болонского процесса в России (portal.ntf.ru/portal/pls/portal/docs/1/52308.DOC).

3. Анализ социально-экономических и институциональных условий адаптации образовательных программ высшего профессионального образования России к задачам Болонского процесса (www.bologna.spbu.ru/application21.doc).

4. Афанасьев Ю. Роль инновационных образовательных программ в реализации принципов Болонского процесса / Ю. Афанасьев // Материалы семинара по Болонскому процессу (http://smc.nstu.ru/download/seminar_22_11_2007/report/rol_IOP.doc).

5. Афентьева Е. Болонский процесс: плюсы и минусы / Российские вузы и Болонский процесс: материалы научно-практической конференции. Тамбов, 16-19 октября 2006 г. — Тамбов, издательство тамбовского государственного технического университета, 2006. — С. 48-49.

6. Болонский процесс (http://bologna.mgimo.ru/about.php?lang=ru&cat_id=3&doc_id=3).

7. Болонский процесс в вопросах и ответах / В. Касевич, Р. Светлов, А. Петров, А. Цыб. — Издательство С.-Пб. университета, 2004. — 108 с.

8. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе / под ред. К. Пурисайнена и С. Медведева. — М.: РЕЦЭП, 2005. — 199 с.

9. Болонский процесс и развитие российской системы высшего образования (http://bologna.mgimo.ru/documents.php?lang=ru&cat_id=9&doc_id=166).

10. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования: учебное пособие/Б. Сазонов.— М.: ФИРО—2006.—184 с.

11. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А. И. Гретченко, А. А. Гретченко. — М.: КНОРУС, 2009. — 432 с.

12. Болонский процесс: середина пути / Под. ред. В. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Российский Новый Университет, 2005. — 379 с.

13. Екимова Т. Этапы большого пути. Болонский процесс в России / Т. Екимова, Ю. Краснова, Д. Харитонов (http://ru-ects.csu.ru/ru/node/11).

14. Игнатьев В. П. Болонский процесс: опасения и надежды / В. П. Игнатьев, Л. Ф. Варламова // Высшее образование в России. — 2009. — №4. — С. 138-141.

15. Интервью А. Фурсенко на радиостанции "Эхо Москвы" 9 марта 2007 г. (http://www.inf.tsu.ru/Webdesign/bpros.nsf/newsprn/1403200739).

16. Ищенко Е. Реализация принципов Болонской декларации в Воронежском государственном университете / Ищенко Е., Коровин В.// Вестник воронежского государственного университета. Серия: проблемы высшего образования. — 2008. — №1. — С. 10-14.

17. Кастуева-Жан Т. «Блеск и нищета» высшего образования в России (www.ifri.org/files/Russie/ifri_jean_obrazovanie_sent2006_rus.pdf).

18. Кастуева-Жан Т. Россия в Болонском процессе: неоднозначные оценки четырехлетнего опыта и перспективы (www.iori.hse.ru/es/materials/T.Kastueva-Jean.pdf).

19. Колесов В. Двухступенчатое высшее образование: 15 аргументов «за» / В. Колесов // Высшее образование в России. — 2006. — №2. — С. 24-31.

20. Медведев С. Болонский процесс, Россия и глобализация / С. Медведев // Высшее образование в России. — 2006. — №3. — С. 31-36.

21. Мониторинг участия российских вузов в Болонском процессе. Аналитический отчет по результатам исследования в вузах. — М, 2006 (http://window.edu.ru/window_catalog/files/r61885/39148.pdf).

22. Муратова Ю. На полдороге к будущему: оценка включенности группы российских вузов в Болонский процесс / Ю. Муратова, В. Радаев // Вопросы образования. —2007. — № 3. — С. 84-115.

23. "Мягкий путь" вхождения российских вузов в Болонский процесс / под ред. А. Мельвиля. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — 352 с.

24. Опыт университета МГИМО по переходу на Болонскую систему (http://bologna.mgimo.ru/documents.php?lang=ru&cat_id=9&doc_id=180).

25. Отчет о проведении исследования "Болонья глазами студентов" (http://window.edu.ru/window_catalog/files/r61902/52291.pdf).

26. Перминова М. Интеграция российской высшей школы в общеевропейскую образовательную систему / М. Перминова // Известия Саратовского университета, Сер. Социология. Политология. — 2009. — № 2. — С. 29-31.

27. План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005 – 2010 годы (http://www.edu.ru/db-mo/mo/Data/d_05/prm40-1.htm).

28. Российские вузы в Болонском процессе (http://bologna.mgimo.ru/documents.php?lang=ru&cat_id=9&doc_id=151).

29. Россия в Болонском процессе: "подводные камни" (http://bologna.mgimo.ru/documents.php?lang=ru&cat_id=9&doc_id=154).

30. Студент и преподаватель как субъекты Болонского процесса (http://bologna.mgimo.ru/documents.php?lang=ru&cat_id=9&doc_id=153).

31. Текст совместного заявления европейских Министров образования, подписанного в Болонье 19. 06. 1999 года (Болонская Декларация) (http://iic.dgtu.donetsk.ua/russian/ovs/bologna.html).

32. Шадриков В.Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и Болонский процесс / В. Шадриков // Вопросы образования. — 2004. — № 4. — С. 5-9.


Приложение 1

Результаты оценки национальных докладов стран-участниц Болонского процесса, 2007 г.[52]

 

Позиционирование России в Болонском процессе в 2007 году по сравнению с остальными странами – участницами выглядит следующим образом.

 

Уровень 5 4 3 2 1
Внедрение 2-х уровневой системы 23 11 10 4 R 0
Доступ к следующему уровню 37 5 R 2 1 3
Внедрение национальной квалификационной рамки 7 6 11 R 23 1
Реализация европейских принципов стандартов качества 17 26 R 4 1 0
Независимая система обеспечения качества 18 23 R 5 2 0
Уровень участия студентов 17 16 R 11 4 0
Уровень участия иностранных экспертов 11 14 16 R 3 4
Внедрение приложения к диплому 25 7 14 1 R 1
Реализация Лиссабонской Конвенции 31 5 R 1 3 8
Внедрение ECTS 27 R 9 6 6 0
Признание предыдущих периодов обучения 17 11 R 9 9 2
Признание совместных степеней 32 R 16 0 0 0

 

Выводы, которые можно сделать, исходя из представленной информации, прежде всего, связаны с тем, что большинство стран Европы переходит (или уже перешло) на уровневую систему высшего образования, и все они используют систему обеспечения качества, совместимую с европейскими принципами стандартов качества. Не менее важным является и то, что всеми странами в той или иной степени внедрен принцип ECTS.


Приложение 2

Прием — выпуск бакалавров, специалистов и магистров в целом по Российской Федерации.[53]

 

Годы

Прием

Выпуск

  бакалавр специалист магистр бакалавр специалист магистр
1995 84902 533 969 2550 6096 380 801 773
1996 79325 585 678 3795 14946 387 903 1342
1997 77726 657512 5093 25508 397 193 2237
1998 84179 701 322 6485 38 115 415649 3736
1999 60940 831 313 7724 30361 453 338 5448
2000 51 886 1 048 296 9554 28053 514624 6782
2001 49218 1 173492 6723 26 109 584812 5753
2002 42310 1 165 803 5085 31097 660 232 5598
2003 36704 1 264 597 7002 27256 760 892 4089
2004 75902 1 226 875 13268 49318 825 280 9714
2005 78859 1 202 205 14987 50940 862 038 10250
2006 84316 1 195 782 17939 52434 927 652 11579
2007 76400 1 090 400 13840 52964 954918 11 797
2008 71 300 1 002 400 13090 31332 1 013 122 13684
2009 65 100 901 700 12 100 29700 990 899 11064
2010 59000 804 700 11 100 26689 976 364 10585
2011 57393   10920 31057 972 580 9952
2012     10790 33872 910494 9313
2013     10560 37293 858649 9198
2014       40660 799 322 | 9114
2015       41 546 742 174 8967

 


[1] Шадриков В.Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и Болонский процесс / В. Шадриков // Вопросы образования. — 2004. — № 4. — С. 5.

[2] Текст совместного заявления европейских Министров образования, подписанного в Болонье 19. 06. 1999 года (Болонская Декларация) (http://iic.dgtu.donetsk.ua/russian/ovs/bologna.html).

[3] Студент и преподаватель как субъекты Болонского процесса (http://bologna.mgimo.ru/documents.php?lang=ru&cat_id=9&doc_id=153).

[4] "Мягкий путь" вхождения российских вузов в Болонский процесс / под ред. А. Мельвиля. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — С. 76.

[5] Болонский процесс и развитие российской системы высшего образования (http://bologna.mgimo.ru/documents.php?lang=ru&cat_id=9&doc_id=166).

[6] Текст совместного заявления европейских Министров образования, подписанного в Болонье 19.06.1999 года (Болонская Декларация) (http://iic.dgtu.donetsk.ua/russian/ovs/bologna.html).

[7] Колесов В. Двухступенчатое высшее образование: 15 аргументов «за» / В. Колесов // Высшее образование в России. — 2006. — №2. — С. 27.

[8] Болонский процесс в вопросах и ответах / В. Касевич, Р. Светлов, А. Петров, А. Цыб. — Издательство С.-Пб. университета, 2004. — С. 13-14.

[9] "Мягкий путь" вхождения российских вузов в Болонский процесс / под ред. А. Мельвиля. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — С. 89.

[10] Болонский процесс и развитие российской системы высшего образования (http://bologna.mgimo.ru/documents.php?lang=ru&cat_id=9&doc_id=166).

[11] Болонский процесс и развитие российской системы высшего образования (http://bologna.mgimo.ru/documents.php?lang=ru&cat_id=9&doc_id=166).

[12] Российские вузы в Болонском процессе (http://bologna.mgimo.ru/documents.php?lang=ru&cat_id=9&doc_id=151).

[13] Студент и преподаватель как субъекты Болонского процесса (http://bologna.mgimo.ru/documents.php?lang=ru&cat_id=9&doc_id=153).

[14] Ищенко Е. Реализация принципов Болонской декларации в Воронежском государственном университете / Ищенко Е., Коровин В.// Вестник воронежского государственного университета. Серия: проблемы высшего образования. — 2008. — №1. — С. 10.

[15] Кастуева-Жан Т. Россия в Болонском процессе: неоднозначные оценки четырехлетнего опыта и перспективы — С.7. (www.iori.hse.ru/es/materials/T.Kastueva-Jean.pdf).

[16] Медведев С. Болонский процесс, Россия и глобализация / С. Медведев // Высшее образование в России. — 2006. — №3. — С. 31-32.

[17] "Мягкий путь" вхождения российских вузов в Болонский процесс / под ред. А. Мельвиля. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — C. 73.

[18] Интервью А. Фурсенко на радиостанции "Эхо Москвы" 9 марта 2007 г. (http://www.inf.tsu.ru/Webdesign/bpros.nsf/newsprn/1403200739).

[19] Анализ социально-экономических и институциональных условий адаптации образовательных программ высшего профессионального образования России к задачам Болонского процесса (www.bologna.spbu.ru/application21.doc).

[20] Кастуева-Жан Т. «Блеск и нищета» высшего образования в России (www.ifri.org/files/Russie/ifri_jean_obrazovanie_sent2006_rus.pdf).

[21] Болонский процесс (http://bologna.mgimo.ru/about.php?lang=ru&cat_id=3&doc_id=3).

[22] Перминова М. Интеграция российской высшей школы в общеевропейскую образовательную систему / М. Перминова // Известия Саратовского университета, Сер. Социология. Политология. — 2009. — № 2. — С. 30.

[23] Афанасьев Ю. Роль инновационных образовательных программ в реализации принципов Болонского процесса / Ю. Афанасьев // Материалы семинара по Болонскому процессу (http://smc.nstu.ru/download/seminar_22_11_2007/report/rol_IOP.doc).

[24] Медведев С. Болонский процесс, Россия и глобализация / С. Медведев // Высшее образование в России. — 2006. — №3. — С. 31

[25] Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе / под ред. К. Пурисайнена и С. Медведева. — М.: РЕЦЭП, 2005. — С. 22.

[26] Актуальные вопросы интернациональной гармонизации образовательных систем: монография / Д. Бадарч, Б. Сазонов. — М.: Бюро ЮНЕСКО в Москве; ТЕИС, 2007. —С. 12.

[27] Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования: учебное пособие/Б. Сазонов.— М.: ФИРО—2006.— С. 20.

[28] Афентьева Е. Болонский процесс: плюсы и минусы / Российские вузы и Болонский процесс: материалы научно-практической конференции. Тамбов, 16-19 октября 2006 г. — Тамбов, издательство тамбовского государственного технического университета, 2006. — С. 49.

[29] Опыт университета МГИМО по переходу на Болонскую систему (http://bologna.mgimo.ru/documents.php?lang=ru&cat_id=9&doc_id=180).

[30] Ищенко Е. Реализация принципов Болонской декларации в Воронежском государственном университете / Ищенко Е., Коровин В.// Вестник воронежского государственного университета. Серия: проблемы высшего образования. — 2008. — №1. — С. 11.

[31] Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А. И. Гретченко, А. А. Гретченко. — М.: КНОРУС, 2009. — С. 138.

[32] Екимова Т. Этапы большого пути. Болонский процесс в России / Т. Екимова, Ю. Краснова, Д. Харитонов (http://ru-ects.csu.ru/ru/node/11).

[33] Анализ современного этапа реализации Болонского процесса в России (portal.ntf.ru/portal/pls/portal/docs/1/52308.DOC).

[34] План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005 – 2010 годы (http://www.edu.ru/db-mo/mo/Data/d_05/prm40-1.htm).

[35] Анализ современного этапа реализации Болонского процесса в России (portal.ntf.ru/portal/pls/portal/docs/1/52308.DOC).

[36] Мониторинг участия российских вузов в Болонском процессе. Аналитический отчет по результатам исследования в вузах. — М, 2006 (http://window.edu.ru/window_catalog/files/r61885/39148.pdf).

[37] Анализ современного этапа реализации Болонского процесса в России (portal.ntf.ru/portal/pls/portal/docs/1/52308.DOC).

[38] Мониторинг участия российских вузов в Болонском процессе. Аналитический отчет по результатам исследования в вузах. — М, 2006 (http://window.edu.ru/window_catalog/files/r61885/39148.pdf).

[39] План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005 – 2010 годы (http://www.edu.ru/db-mo/mo/Data/d_05/prm40-1.htm).

[40] Анализ современного этапа реализации Болонского процесса в России (portal.ntf.ru/portal/pls/portal/docs/1/52308.DOC).

[41] Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А. И. Гретченко, А. А. Гретченко. — М.: КНОРУС, 2009. — С. 137.

[42] Болонский процесс: середина пути / Под. ред. В. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Российский Новый Университет, 2005. — С. 54.

[43] Муратова Ю. На полдороге к будущему: оценка включенности российских вузов в Болонский процесс / Ю. Муратова, В. Радаев // Вопросы образования. —2007. — № 3. — С. 109.

[44] Екимова Т. Этапы большого пути. Болонский процесс в России / Т. Екимова, Ю. Краснова, Д. Харитонов (http://ru-ects.csu.ru/ru/node/11).

[45] Афанасьев Ю. Роль инновационных образовательных программ в реализации принципов Болонского процесса / Ю. Афанасьев // Материалы семинара по Болонскому процессу (http://smc.nstu.ru/download/seminar_22_11_2007/report/rol_IOP.doc).

[46] Екимова Т. Этапы большого пути. Болонский процесс в России / Т. Екимова, Ю. Краснова, Д. Харитонов (http://ru-ects.csu.ru/ru/node/11).

[47] Россия в Болонском процессе: "подводные камни" (http://bologna.mgimo.ru/documents.php?lang=ru&cat_id=9&doc_id=154).

[48] Кастуева-Жан Т. Россия в Болонском процессе: неоднозначные оценки четырехлетнего опыта и перспективы. — С. 3. (www.iori.hse.ru/es/materials/T.Kastueva-Jean.pdf).

[49] Игнатьев В. П. Болонский процесс: опасения и надежды / В. П. Игнатьев, Л. Ф. Варламова // Высшее образование в России. — 2009. — №4. — С. 138.

[50] Муратова Ю. На полдороге к будущему: оценка включенности российских вузов в Болонский процесс / Ю. Муратова, В. Радаев // Вопросы образования. —2007. — № 3. — С. 111.

[51] Кастуева-Жан Т. Россия в Болонском процессе: неоднозначные оценки четырехлетнего опыта и перспективы — с 5. (www.iori.hse.ru/es/materials/T.Kastueva-Jean.pdf).

[52] Анализ современного этапа реализации Болонского процесса в России (portal.ntf.ru/portal/pls/portal/docs/1/52308.DOC).

[53] Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А. И. Гретченко, А. А. Гретченко. — М.: КНОРУС, 2009. —С. 149.

Введение

 

Проблематика Болонского процесса у нас в России в последнее время стала одной из самых популярных тем, которой посвящаются конференции, семинары, круглые столы, монографии, сборники и статьи. Интерес российского образовательного сообщества к Болонской системе совершенно понятен. Прежде всего, это главная линия развития высшего образования в современной Европе, предполагающая формирование единого образовательного пространства, построенного на ряде обязательных принципов. Самоизоляция от процессов, развивающихся в едином европейском образовательном пространстве, ведет к отрицательным последствиям для любого университета, пусть даже очень сильного.

Первоначально Россия оказалась в стороне от данного процесса. Однако с подписанием в сентябре 2003 года Болонской Декларации российской высшей школе все же включилась в него.

С принятием Россией и другими странами, имевшими в недалеком прошлом плановую экономику, курса на либерализацию и демократизацию институтов общественного и государственного управления открылись новые, до сих пор не в полной мере реализованные возможности для взаимного обогащения исторически по-разному сложившихся образовательных систем. Одним из важнейших элементов модернизации системы высшего профессионального образования в России является именно интеграция в европейское образовательное пространство.

Целью данной работы является анализ причин и этапов вступления России в Болонский процесс.

В соответствии с этой целью можно выделить следующие задачи:

1. Показать причины присоединения России к Болонскому процессу через его цели;

2. Рассмотреть выгоды России от реализации Болонского процесса как причины вступления;

3. Выделить необходимость модернизации российской системы образования как причину вхождения России в Болонский процесс;

4. Показать законодательные меры по реализации принципов Болонской Декларации в России;

5. Выявить уровень реализации отдельных положений Болонского процесса в России;

6. Охарактеризовать проблемы вступления России в Болонский процесс.

Актуальность данной работы объясняется следующим: как известно, страны-участницы Болонского соглашения планировали достичь целей Болонского процесса к 2010 году. И сейчас, на пороге 2010 года целесообразно подвести итоги и понять, насколько они продвинулись в реализации принципов Болонской Декларации. Таким образом, объектом нашего исследования является непосредственно Болонский процесс. Предметом работы стали причины присоединения России к этому процессу и этап реализации его основных положений. Ниже будут раскрыты преимущества нашей страны от вхождения в этот процесс, а также факторы, мешающие нашей образовательной системе более полно интегрироваться в европейское пространство высшего образования.


Глава 1. Причины вступления России в Болонский процесс

1.1 Цели Болонского процесса и причины вступления России в европейское образовательное пространство

 

Об основной цели вступления России в Болонский процесс говорят мало, подменяя ее задачами. В.Д. Шадриков формулирует цель участия нашей страны в этом процессе так: Россия должна обеспечить конкурентоспособность своей системы высшего профессионального образования как на европейском, так и мировом рынках труда[1]. Такая формулировка, на наш взгляд, наиболее удачно отражает основную причину присоединения России к Болонскому процессу. Также нам представляется логичным связать причины вступления России в этот процесс с теми целями, на которые он направлен. Согласно Болонской Декларации, первостепенными целями для создания европейской зоны высшего образования являются:

§ Принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение Приложения к диплому.

§ Принятие системы, основанной на двух основных циклах – достепенного и послестепенного. Допуск ко второму циклу будет требовать успешного завершения первого цикла обучения длительностью не менее трех лет.

§ Внедрение системы зачетных баллов по типу ECTS — европейской системы перезачета зачетных баллов, как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности.

§ Содействие мобильности студентов и преподавателей путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения.

§ Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий[2].

Остановимся на этих целях подробнее и рассмотрим их выгоды для образовательной системы нашей страны.

Выгода России от принятия системы легко понимаемых и сопоставимых степеней очевидна. Если диплом российских вузов станет европейским, если российские степени бакалавра и магистра будут безоговорочно признаваться в Европе, студентам из СНГ будет целесообразно обучаться в России, а уже потом трудоустраиваться в тех странах, где есть потребность в квалифицированных работниках.

Приложение к диплому сделает его образовательные степени узнаваемыми и признаваемыми по всей Европе, что существенно увеличит шансы выпускников на трудоустройство по специальности. С дипломом бакалавра или магистра и Приложением европейского образца студент сможет участвовать в конкурсах на замещение вакансий за рубежом, возрастут его перспективы найти работу по профессии. Со временем Приложение полностью отменит необходимость дополнительного сопоставления дипломов. Выпускники российских вузов станут полноценными конкурентами для иностранных бакалавров и магистров не только в совместных предприятиях на территории России и в представительствах иностранных компаний в Российской Федерации, но и за рубежом[3].

Европейские студенты должны получать такие квалификации, которые дадут им возможность эффективно учиться дальше (после бакалавриата в магистратуре и потом в докторантуре) и работать по всей Европе. Это то, что называют "общим знаменателем европейского образования"[4]. Вместе с другими странами-участниками Россия станет разрабатывать сопоставимые квалификации по направлениям подготовки для всей Европы.

Следующая цель Болонской Декларации — введение уровневой системы высшего образования. Это один из наиболее спорных аспектов введения Болонский процесс в России. Несмотря на то, что с момента подписания Россией БД пошло уже 6 лет, споры по поводу ведения системы бакалавр-магистр не утихают.

Сторонники трехуровнего высшего образования указывают на очевидные выгоды такой системы, как для учащихся, так и для работодателей и государства в целом.

Если говорить об общенациональных выгодах от реализации этого требования Болонского процесса, можно констатировать следующее. Аналогичные европейским российские образовательные степени бакалавр – магистр – доктор станут понятными не только в Европе, но и по всему миру. Предположительно в Россию пойдут дополнительные потоки студентов из стран Азии и Африки, так как диплом российских вузов станет вполне европейским, и будет полностью признаваться в едином образовательном пространстве. За счёт азиатских и африканских студентов будет создаваться потенциал притока мозгов.

Высшее образование в России станет более гибким, система трех уровней более демократична. Так как степень бакалавра – это самодостаточный диплом, для определённого сегмента российских студентов получения высшего образования сократится до 3-4 лет. Это будет означать некоторое сокращение расходов государства на финансирование бюджетных мест.

Здесь следует сделать важное замечание. Введение трёхлетнего или четырёхлетнего бакалавриата как первого уровня высшего образования не является попыткой сэкономить на высшем образовании, о чём нередко говорят критики. Если случится так, что чисто гипотетически сто процентов бакалавров окажутся готовыми учиться дальше российская система высшего образования должна быть готова финансировать их обучение[5].

Важный момент, на который обращает внимание Болонская Декларация — степень, присуждаемая после первого цикла, должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня[6].

При введении многоуровневого высшего образования в России первый его цикл будет удовлетворять массовый социальный спрос на высшее образование, а второй — способствовать формированию профессиональной элиты и научно-образовательных кадров высшего уровня.

Многоуровневая система высшего образования более всего отвечает потребностям рыночной экономики, в которой рынок труда предъявляет особые требования к качеству рабочей силы.

Серьезным аргументом в пользу перехода на многоступенчатую систему подготовки кадров является также давно назревшая необходимость диверсификации методик обучения на разных стадиях профессиональной подготовки. Общие, базовые знания, в рамках программ подготовки бакалавров, и специализированные знания и навыки их применения по магистерским программам — это совершенно различные знания, и методики их передачи должны различаться. Диверсификация методик обучения по ступеням в конечном счете приведет к более высокой педагогической эффективности.

Многоуровневая система позволит реализовать давно назревшую необходимость градации вузов по их потенциалу: одни могут и должны готовить бакалавров, т.е. дипломников стандартного уровня по массовым профессиям, другие — ориентироваться преимущественно на более соответствующий их потенциалу уровень магистерской подготовки[7]. Не надо быть специалистом, чтобы понять: материально-техническая база и профессорско-преподавательский состав этих вузов различны, соответственно разное у них и качество подготовки выпускников.

Также введение двухуровневой системы позволит:

§ повысить эффективность использования бюджетных средств;

§ привлечь работодателей к финансированию подготовки кадров, причем преимущественно на второй ступени - магистратуре;

§ продолжать учебу в любом вузе Европы российским студентам;

§ легче устраиваться на работу за рубежом;

§ решить проблему с переизбытком на рынке труда специалистов.

Однако введение многоуровневой системы в нашей стране сопряжено с некоторыми трудностями, о которых будет сказано позднее.

Внедрение системы зачетных баллов по типу ECTS — еще одна цель, провозглашенная Болонской Декларацией. Сегодня во многих европейских странах студент может накапливать кредиты в счёт будущего диплома в течение сколь угодно длительного периода. Накопление кредитов позволит студенту повышать квалификацию в течение всей жизни, например, получать дополнительное высшее образование. Благодаря кредитам, студент сможет делать продолжительные перерывы в учёбе — заработанные ранее кредиты не пропадут. Даже в случае отчисления студента из вуза по каким-то причинам набранные им кредиты могут потом быть использованы при продолжении обучения в вузе, причём они будут засчитываться неоднократно, что заметно облегчит студенту получение второго высшего образования.

Академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов — еще одно несомненное преимущество, которое получила Россия при вступлении в Болонский процесс. Академическая мобильность — это возможность для студентов, преподавателей, административно-управленческого персонала вузов "перемещаться" из одного вуза в другой с целью обмена опытом, получения тех возможностей, которые недоступны в "своем" вузе. Согласно рекомендациям Болонской Декларации, каждому студенту желательно проводить семестр в некотором другом вузе, предпочтительно зарубежном[8]. Ценность такого рода контактов и обменов трудно переоценить, особенно в условиях ограниченности и устарелости лабораторной базы, как это имеет место во многих вузах России. Понятно, что высокая степень академической мобильности предполагает развитую инфраструктуру и доступность источников финансирования, что, к сожалению, далеко не всегда реально. В настоящее время в России даже внутри страны мобильность достаточно ограниченна. Но задача эта – на перспективу – не должна выпадать из поля зрения вузов и органов управления образованием.

Благодаря мобильности иностранных студентов, приезжающих в вуз на семестр или на год, российский университет получит дополнительный источник внебюджетного финансирования[9]. Мобильность иностранных преподавателей также расширяет образовательные возможности вуза. Как правило, эти преподаватели читают свои курсы на английском языке, поэтому, помимо нового взгляда на специальность, студенты в ходе занятий с ними повышают уровень владения иностранным языком.

Несомненной выгодой академической мобильности станет пропаганда российской культуры — большее число европейцев получат возможность изучить русский язык, познакомиться с российской культурой, с педагогическими традициями нашего высшего образования, которые будут органично распространяться среди иностранных студентов и преподавателей, прибывающих в Россию по программам академической мобильности.

Запуск механизма академической мобильности сегодня, рассчитанной вначале даже на небольшое число студентов и преподавателей, может позволить распространить ее постепенно на более широкий круг участников. Главное, чтобы студенту и преподавателю была предоставлена возможность участия в академической мобильности, а результаты ее оценивались и признавались, исходя из долговременных государственных целей.

Немаловажным аспектом, который положительно повлияет на российскую систему образования, является европейский контроль качества. Он позволит российскому вузу более объективно оценить состояние своих дел, реально определить качественный уровень образования, которое получают его выпускники. Контроль качества со стороны европейских агентств не будет носить принудительного характера, вуз сам будет принимать решение относительно того, нужна ли ему европейская аттестация; но если он получит такую аттестацию, его конкурентоспособность вырастет.

Можно сказать, что причины вступления России в Болонский процесс те же, что и у других стран-участниц: сделать свою образов


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.