История развития пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации

2019-08-04 212
История развития пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Одним из важнейших проявлений верховенства государства на занимаемую территорию является его право и обязанность охранять свои границы от беспорядочного движения через них лиц, транспортных средств и грузов. В 1623 году был составлен новый устав станичной и сторожевой службы. В соответствии с ним был введен контроль за пересечением границы лицами. В нем отмечалось, что свободный доступ в страну имеют лишь иностранные послы со своей свитой и купцы с приказчиками. Все остальные лица должны были предварительно получить разрешение на въезд и согласие российского правительства, а также иметь рекомендательную грамоту от своего правительства.

Таким образом, в России начинается складываться система контроля за лицами, следующими через границу. Однако в этот период экономические интересы России в области пограничного контроля преобладали над другими. Этим объясняется активное развитие органов таможенного контроля.

В первой четверти XVIII века в России в результате мер административного и экономического принуждения, а также стимулирования произошел мощный экономический подъем России. Чтобы обеспечить взимание пошлин и осуществлять контроль за передвижением через границу, Петр I в 1723 году издал указ, в котором предписывал "по всей польской границе, по большим дорогам учредить крепкие заставы и между тех больших дорог проезды лесом зарубить". В России появились первые пункты пропуска через границу в виде "крепких застав"[1].

Существенно усложнилась деятельность таможни и погранстражи с появлением железнодорожного и морского транспорта в конце 50-х годов XIX века. С их появлением произошло резкое увеличение движения через границу людей и грузов. Количество пунктов пропуска составило почти 250 (в 1819 году - 54).

15 октября 1893 года погранстража была выделена в отдельный корпус, подчиненный министерству финансов. Отдельный корпус пограничной стражи (ОКПС) стал специальной службой, предназначенной для осуществления надзора за границей по предотвращению тайного провоза товаров и незаконного перехода границы как гражданскими, так и военными лицами. Для облегчения выполнения своих обязанностей чинами ОКПС, повышения надежности охраны границы был установлен пограничный режим, который определял порядок въезда, проживания, передвижения в пограничных районах, а также правила пересечения границы российскими гражданами[2].

В начале века в служебных документах появился термин "жандармско-таможенный досмотр", отражающий факт контроля в пунктах пропуска. Таким образом, к началу XX века паспортный контроль сложился в определенную технологию, которая практически применяется в пунктах пропуска и в настоящее время.

Изменение государственной идеологии после октября 1917 года вызвало соответствующие изменения, как всей системы охраны границ, так и работы пунктов пропуска. Переход от лозунгов мировой революции к признанию Советской России "островом во враждебном море" отразился на балансе функций и организационном строении сил пограничного контроля. Характерным для этого процесса было резкое сужение экономической функции и возрастание политической.

Контроль в пунктах пропуска постепенно был организован таким образом, чтобы, прежде всего, предотвратить проникновение извне шпионов, контрреволюционеров, политически вредной литературы, средств диверсий и террора, при этом количество пунктов пропуска было резко сокращено, а экономический компонент сведен к минимуму.

23 апреля 1926 года Совет Труда и Обороны возложил на ОГПУ всю ответственность за организацию борьбы с контрабандой. В местах постоянного пропуска лиц и грузов из-за границы и обратно были сформированы пункты пропуска. В их задачу входили, надзор за соблюдением установленных правил въезда, выезда и борьба с контрабандой.

Одним из важнейших мероприятий по обеспечению охраны границы СССР в этот период явилось подписание 15 июня 1927 года нового Положения об охране Государственной границы СССР. Также в июне 1927 года было утверждено положение о пунктах пропуска. В целях упорядочения пересечения границы 4 января 1928 года циркуляром НКВД был определен порядок въезда иностранных граждан, который соответствовал международной автомобильной конвенции 1909 года. В соответствие с ним в Ленинградском округе было определено 13 пунктов пропуска, в Белорусском - 7, на Украине - 6, в Средней Азии - 16, в Казахстане - 3, в Сибири - 5, на Дальнем Востоке - 12. Открывались пункты пропуска для обслуживания иностранцев, прибывающих в Москву, Смоленск и Великие Луки.

С ростом товарообмена и передвижения через границу иностранных граждан возникала необходимость в расширении в целом по территории СССР пограничных подразделений, которые непосредственно осуществляли пропуск через границу СССР лиц, транспортных средств и грузов.

В послевоенный период управление системой пограничного контроля тоже находилось в постоянном движении, в поиске оптимального местонахождения в системе обеспечения государственной безопасности на границе и в пунктах пропуска. С подписанием мирных договоров с рядом стран увеличился грузопассажирский поток на путях международного сообщения. Возникала необходимость в техническом оснащении пунктов пропуска через границу и в укомплектовании частей и подразделений квалифицированными специалистами. С этой целью в июле 1946 года при Главном Управлении ПВ МВД введены курсы офицеров пунктов пропуска, для подготовки специалистов по квалифицированной проверки документов.

Начало 60-х годов (период “оттепели" в международных отношениях) характеризовалось расширением межгосударственных связей с другими странами, увеличением потока лиц и транспортных средств, следующих через границу.

С середины 70-х годов в пограничных войсках успешно решалась проблема внедрения и использования электронно-вычислительных машин (систем) для охраны государственной границы. Использование ЭВМ на пунктах пропуска значительно увеличило скорость и надёжность проверки документов по оперативным учётам, способствовало оптимальной организации служебной деятельности.

Однако к началу 90-х годов обстановка на путях международных сообщений продолжала осложняться. Повышалась интенсивность передвижения через границу лиц, транспортных средств и грузов; намечалась тенденция к разделению целостности системы пограничного контроля по "национальным квартирам"; усиливалась деятельность спецслужб иностранных государств, криминальных структур на государственной границе, в том числе, большая их активность в пунктах пропуска через границу.

Исходя из этих условий требовались кардинальные перемены в целом в системе пограничного контроля. Они были начаты в середине 90-х годов и продолжаются по настоящее время. Данные перемены направлены на оптимизацию организационно-штатной структуры органов пограничного контроля и повышения надежности самой системы пограничного контроля в связи распространением международного терроризма, активизацией контрабандной деятельности через Государственную границу России[3].

 

Понятие пункта пропуска

 

Основой правовой базы пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, товаров, грузов и животных является Конституция Российской Федерации. Так в статье 27 Конституции закреплено:

"1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию".

Пропуск осуществляется в пунктах пропуска через государственную границу, которые могут находиться на удалении от границы. Согласно Закону Российской Федерации "О Государственной границе РФ" от 1 апреля 1993 года.

Под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Положение настоящей статьи, дающее определение пункта пропуска через государственную границу, является новым и вызвано необходимостью установления сфер принадлежности и ответственности транспортных министерств и ведомств Российской Федерации за состояние пунктов пропуска, созданием поддержание в них соответствующего режима.

Данной статьей Закона пограничной службе ФСБ Российской Федерации предоставлено право пользования по согласованию с властями сопредельных с Российской Федерацией государств иным порядком пересечения государственной границы. При этом отличный от установленного порядка пересечения государственной границы указанной категорией лиц определяется Пограничной службой ФСБ Российской Федерации по согласованию с пограничными властями сопредельного государства и закрепляется международными договорами Российской Федерации[4].

Пункты пропуска устанавливаются международными договорами Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.

Предложения об установлении пунктов пропуска могут вноситься федеральными органами исполнительной власти или высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - инициаторы). Предложение об установлении пункта пропуска направляется инициатором в Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации с приложением следующих документов:

обоснование экономической целесообразности установления пункта пропуска;

сведения о планируемой пропускной способности и сроках открытия пункта пропуска;

подробный расчет затрат средств из федерального бюджета на проектирование, строительство, оборудование, техническое оснащение и содержание зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, с обоснованием;

схема территории (акватории), на которой планируется разместить здания, помещения, сооружения, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, с обозначением границ зон планируемого размещения[5].

Инициатором при установлении пункта пропуска в пределах территории военных аэродромов может выступать только Министерство обороны Российской Федерации.

Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации рассматривает представленные инициатором материалы и в 2-месячный срок готовит заключение о целесообразности либо нецелесообразности установления пункта пропуска, согласованное с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации (если они не являются инициаторами).

Заключение о нецелесообразности установления пункта пропуска направляется инициатору. В случае признания целесообразности установления пункта пропуска проект акта Правительства Российской Федерации об установлении пункта пропуска вносится в установленном порядке руководителем Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации в Правительство Российской Федерации.

Проект акта Правительства Российской Федерации об установлении пункта пропуска в пределах территории военных аэродромов вносится в установленном порядке Министром обороны Российской Федерации.

Проект акта Правительства Российской Федерации об установлении пункта пропуска с приложением материалов, указанных в пункте 8 настоящих Правил, до его внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации направляется на согласование в Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную таможенную службу, а также в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого предлагается установить пункт пропуска. В проекте акта Правительства Российской Федерации об установлении пункта пропуска указываются классификация и специализация пункта пропуска, а также срок функционирования - для временного пункта пропуска и период работы - для сезонного пункта пропуска.

Подготовка проектов международных договоров Российской Федерации об установлении пунктов пропуска осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о международных договорах.

Пункт пропуска открывается после комплексного завершения строительства (реконструкции), оборудования и принятия в эксплуатацию Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации в пункте пропуска пограничного, таможенного и иных видов контроля, в порядке, установленном настоящими Правилами.

Если в акте Правительства Российской Федерации об установлении пункта пропуска или нормативном правовом акте Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации о реконструкции пункта пропуска предусмотрено поэтапное принятие пункта пропуска, процедура открытия пункта пропуска осуществляется после завершения каждого этапа строительства (реконструкции), оборудования и технического оснащения. В целях обеспечения функционирования (эксплуатации) пункта пропуска Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации создает администрацию пункта пропуска[6].

Функционирование (эксплуатация) пункта пропуска обеспечивается Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Для обеспечения бесперебойного функционирования (эксплуатации) пункта пропуска, руководитель администрации пункта пропуска по согласованию с руководителями подразделений государственных контрольных органов, а также соответственно с руководителем администрации морского порта, капитаном речного (озерного) порта, руководителем аэропорта (аэродрома), старшим авиационным начальником аэродрома, начальником железнодорожной, автомобильной станции или вокзала утверждает распорядок работы пункта пропуска, включающий в себя время начала и окончания его работы.

В сезонных пунктах пропуска и пунктах пропуска, работающих на нерегулярной основе, работа сотрудников соответствующих подразделений государственных контрольных органов организуется в порядке их командирования в эти пункты на период пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Делая вывод, можно контактировать, что пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, товаров, грузов и животных осуществляется в пунктах пропуска через государственную границу. Пересечение Государственной границы через пункты пропуска затрагивает огромный спектр отношений, касающихся интересов, как государства, так и личности.



Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.