Степень отличия от свойств Творца — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Степень отличия от свойств Творца

2019-08-03 148
Степень отличия от свойств Творца 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Как разъяснялось в статье «Дарование Торы», [69] наслаждение и блаженство определяются степенью подобия Творцу по свойствам, а страдания и нетерпение – степенью отличия от Творца. Сообразно с этим, эгоизм нам отвратителен и невыносимо тягостен, поскольку противоположен Создателю.

Бааль Сулам высказывает здесь логичную мысль, только мы не совсем улавливаем ее. Все без исключения страдания, которые мы испытываем, вызваны тем, что наша природа противоположна природе Творца. Нам недостает лишь осознания причины собственных страданий. А причиной является противоположность наших свойств свойствам Творца.

 

Рисунок 6.2.

 

Однако отвратительность эгоизма не одинакова для каждой души, и мера ее разнится меж нами. Дикий и совершенно неразвитый человек не считает эгоизм плохим качеством, а потому открыто пользуется им, проявляя полную беззастенчивость и беспредел. На глазах у всех он грабит и убивает каждого, кто находится в его досягаемости.

Степень осознания зла зависит от индивидуума. Иное дело животное: оно отличается от человека тем, что никогда не вредит другим преднамеренно. Если животное набрасывается на кого-то, то к этому его обязывает природа, а не желание, обусловленное свободным решением. В животных заложена программа «поедать других, чтобы удовлетворить свой голод». Как только голод удовлетворен, они перестают обращать внимание на окружающих.

В отличие от животных, человек неуемен в своих притязаниях. Ради собственного блага он готов поглотить весь мир, использовать все творения. Он получает наслаждение от страданий других людей – качество, которого лишен животный уровень. Иными словами, человек обладает неограниченным эгоизмом.

Однако в отличие от животного, человек способен к осознанию зла своей природы – своего эгоизма. Одни осознают его в большей степени, другие – в меньшей. По мере осознания собственного эгоизма мы начинаем скрывать его. Это не исправление: мы просто заслоняем его красивыми словами «спасибо» и «извините». Мы знаем, что относиться к другим нужно так, чтобы вежливо использовать их. Это не исправление эгоизма, а «правильное» его применение, так или иначе вытекающее из осознания зла.

Например, к тебе подходит ребенок и вырывает что-то из рук. Он не сознаёт, что это плохо. Взрослый тоже может подойти и отнять, однако может также деликатно попросить или прибегнуть к хитрости. Так или иначе, это не исправление, но все-таки осознание зла: теперь человек понимает, что не может использовать эгоизм напрямую. Бааль Сулам говорит, что это тоже свидетельствует об отличии развитого человека от неразвитого.

Еще более развитый человек начинает сознавать, что эгоизм есть зло для него самого. Ему уже не нужно скрывать эгоизм, используя других для его наполнения – человек начинает осознавать свое эго относительно цели, относительно законов природы, относительно альтруистического свойства Творца. Тогда он видит, что его эгоистическая природа является злом. Это очень тонкий внутренний расчет, поэтому единственный путь развития, рекомендуемый каббалистами – это воспитание личным примером без принуждения. «Нет принуждения в духовном.» [70] В своем развитии мы должны постоянно подниматься по ступеням осознания зла. Человек сам решает для себя, что для него плохо, и, в соответствии с этим решением, отстраняется от зла.

Развитый человек ощущает некоторую степень своего эгоизма как зло и, по крайней мере, стесняется использовать его публично. Но втайне он по-прежнему реализует все свои происки.

До этого уровня развилось осознание зла в человеке. Он не хочет показывать другим, что является вором. Воровством называется использование собственного эгоизма в сокрытии.

 

Еще более развитый человек действительно ощущает эгоизм как нечто отвратительное, он не может вынести его присутствия в себе. Такой человек исторгает из себя эгоизм в соответствии со степенью осознания, в результате чего больше не хочет и не может наслаждаться плодами чужого труда. Т огда в человеке начинают пробуждаться искры любви к ближнему – альтруизм, являющейся общим свойством добра.

Происходит кардинальное изменение природы человека. Прошлые ступени развивали желание получать, а также средства его применения и наполнения; они были нацелены на то, чтобы я был умнее, чтобы я лучше знал законы и природу других, чтобы я мог использовать их без ущерба для себя и т.д. Затем человек выходит на второй уровень осознания зла, кроющегося в его природе. Раньше он думал, что эго помогает ему завоевать весь мир и властвовать над ним, а теперь он видит, что оно действует ему во вред, что такой подход к реальности несет ему зло. Человек начинает ненавидеть это свойство и, соответственно, ищет способы избавления от него.

Однако, наблюдаем ли мы такое развитие событий в нашем мире? Ощущаем ли мы что-либо подобное, приступая к изучению каббалы? Разве мы начинаем ненавидеть себя? Теоретически мы можем согласиться, что эго обладает разрушительной силой и от него стоит избавиться. Однако, такое осознание еще далеко до действительной ненависти к своему эгоизму.

Нужно выявить кроющееся в нас зло. Эгоизм есть зло, и не только при теоретическом анализе человеческой природы. Сегодня человечество имеет достаточные основания для соответствующего вывода, однако мы, как правило, говорим: «Что поделаешь? Такова природа вещей. Нужно ввести законы, которые упорядочат наши взаимоотношения и не позволят человеку наносить чересчур большой вред другим». Человечество развивает эти механизмы, поскольку не понимает, что эгоизм можно обуздать и даже исправить. Правда, мы все же надеемся как-то усмирить его, но видим, что он вырывается наружу, толкая человека к наркотикам, террору и прочим вещам.

Об исправлении эгоизма никто даже не и мечтает. «Обратить его в противоположность, в альтруизм? Это нереально». Так говорят все и убеждены в правильности этого утверждения. Но оно вытекает из незнания подлинного средства исправления эгоизма, которое позволило бы распознать его зло до такой степени, чтобы человек сам бежал от него как от самой губительной вещи в мире. Если бы при помощи какого-то действия мы смогли увидеть, что наша эгоистическая природа убивает нас, мы захотели бы выйти из этой природы.

Так чувствуют себя раковые больные: у человека внутри сидит нечто, что его съедает, и он не может избавиться от этого. Он хотел бы извлечь это из себя – и неспособен.

Где же взять средство, которое позволит нам увидеть, какое зло кроется в нашей природе? Для этого нам нужен свет, который воздействует на нас свыше и называется «окружающим». Именно по сравнению с ним мы почувствуем, что наша природа является злом. Мы сможем представить себе, от чего мы отделены и что теряем из-за своего эгоизма. Если бы человек видел и чувствовал, что упускает, какое зло причиняет ему эгоизм, и как он поедает его изнутри, он сбежал бы от него. Мы не в состоянии оценить даже самого минимального прикосновения к духовному, т.е. оценить состояние, в котором находится Творец. Когда творение находит в себе свойство отдачи, оно по закону подобия свойств начинает сливаться с Творцом. Нет слов, чтобы описать это состояние. Бааль Сулам пишет: «обратный мир увидел я».

Назначение нашей учебы должно состоять в том, чтобы привлекать свет, возвращающий к Источнику, согласно принципу «в свете Твоем видим мы свет».[71] Благодаря этому мы сможем осознать кроющееся в нас зло. В чем заключается сущность науки каббала, в чем ее сила? Каббала развивает в нас чувство осознания зла. Большего и не нужно. По мере осознания зла мы избегаем его и переходим на сторону добра. Поэтому подход к учебе должен быть практическим: быстрее осознать зло теперешнего состояния и получить силы и желание к достижению будущего состояния, более близкого к Творцу и к отдаче.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.