Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2019-08-03 | 169 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
1. В связи с недоразвитием познавательной деятельности оказываются несформированными познавательные процессы, направленные на овладение звуковым составом речи (операции анализа и синтеза).
2. Более позднее развитие фонематического восприятия, которое является сложным видом психической деятельности.
3. Большая распространенность нарушений звукопроизношения у детей со стойким нарушением познавательной деятельности в значительной степени обусловливается общим моторным недоразвитием, особенно речевой моторики.
4. Дефекты звукопроизношения у умственно отсталых детей достаточно часто обусловлены аномалиями в строении органов артикуляции.
* N — в норме, не страдает.
Нельзя не отметить, что чаще всего нарушения звукопроизношения у детей с нарушениями интеллектуального развития обусловлены комплексом этиологических факторов.
В целом дефекты произношения у данного контингента детей характеризуются:
1) стойкостью симптоматики;
2) сложным, полиморфным характером проявлений;
3) значительной распространенностью: по данным Г.А. Каше (1957), у учащихся, обучающихся в первых классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, дефекты звукопроизношения наблюдаются в 65% случаев; к 3 классу данный показатель снижается до 30%;
4) трудностью использования в самостоятельной речи имеющейся артикуляционной установки;
5) вариативностью проявлений: один и тот же звук в одних случаях дети произносят правильно, а в других — пропускают или искажают, что зависит от характера звуко-слоговой структуры слова и места данного звука в слове;
98
99
6) значительно более частым в сравнении с нормой, отражением на письме нарушений произносительной стороны речи.
|
Во всех случаях полиморфного нарушения звукопроизношения у описываемого контингента детей встречаются разнообразные виды искажений и замен звуков. Выделяют два основных типа замен звуков у детей с нарушениями интеллектуального развития (Р.И. Лалаева, 1988):
I тип: замены звуков, близких артикуляционно ([ш] — [с];
[ж]— [з]; [л] — [р] и др.);
II тип (встречается в два раза чаще): проявляется в замене
звуков, близких акустически и артикуляционно ([ц] — [с];
[т']-[ч];[с]-[с']и др.).
Отвечая по второму пункты плана, четко усвойте, что постановка звука у детей с нарушениями интеллектуального развития осуществляется теми же способами, что и у детей без особых отклонений в развитии, но с некоторой спецификой, которая, с одной стороны, обусловлена характером нарушения высшей нервной деятельности и психологическими особенностями, с другой — особенностями речевого развития и структурой речевой патологии, которая носит сложный диффузный характер.
Можно выделить следующие особенности логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида:
— коррекция нарушений звукопроизношения у детей с нарушениями интеллектуального развития — более сложный и длительный процесс, чем у детей без отклонений в развитии;
— необходимость индивидуализации логопедической работы;
— с учетом системного характера нарушений речи работа по устранению дефектов звукопроизношения должна проводиться параллельно с коррекцией нарушений других компонентов речи;
— характерным для работы над произносительной стороной речи у детей с нарушениями интеллектуального развития является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны в содержание и форму;
— практическое закрепление произносительных навыков, усвоенных на логопедических занятиях;
— учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению данного контингента детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую;
|
— в рамках комплексного психолого-медико-педагогического подхода к устранению речевых нарушений, занятия по коррекции звукопроизношения необходимо проводить в тесном контакте с медицинским персоналом и психологической службой образовательного учреждения.
Дополнительные вопросы
1. Раскройте основные причины, обусловливающие особенности дефектов звукопроизношения у детей с нарушениями интеллектуального развития.
2. Каковы особенности фонетической стороны речи у детей с нарушениями интелектуального развития?
3. Охарактеризуйте специфику логопедической работы по коррекции звукопроизношения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.
Практические задания
1. Составьте план логопедической работы по исправлению звукопроизношения у ребенка, имеющего заключение психоневролога: «Олигофрения в степени дебилъности наследственного генеза». При обследовании произношения выявлено нарушение фонематических процессов и смешение свистящих/шипящих звуков.
Рекомендуемый библиографический список
1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии/ Под ред. Т.М. Лифановой. — М., 1995.
2. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. — М., 1991.
3. Каше ГЛ. Логопедическая работа в 1-м классе вспомогательной школы. — М., 1957.
100
101
4. Лалаева Р.И. Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. — Л., 1988.
5. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М., 2002.
6. Парамонова Л.Г. Нарушения речи учащихся вспомогательной школы и пути коррекции// Обучение во вспомогательной школе. — М.-.Л., 1973.
7. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. — М., 1977.
8. Синяк ВА. Особенности речевого развития умственно отсталых детей// Синяк ВА. Логопедия. — М., 1985.
9. Слепович Е.С. Формирование речи у школьников с задержкой психического развития. — Минск, 1989.
Содержание
Введение.......................................................................................................................... 3
Семинарское занятие № 1
ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ....................................................... 4
Семинарское занятие № 2
|
НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ..................................................... 15
Семинарское занятие № 3
ДИСЛАЛИЯ......................................................................................................... 23
Семинарское занятие № 4
ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.................. 28
Семинарское занятие № 5
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИ ДИСЛАЛИИ........................ 32
Семинарское занятие № 6
СИГМАТИЗМ...................................................................................................... 39
Семинарское занятие № 7
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО УСТРАНЕНИЮ СИГМАТИЗМА....... 44
Семинарское занятие № 8
РОТАЦИЗМ И МЕТОДЫ ЕГО ИСПРАВЛЕНИЯ.......................................... 49
Семинарское занятие № 9
НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ [Л] И [Л']............................... 58
Семинарское занятие № 10
НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ
СРЕДНЕ- И ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ ЗВУКОВ....................................................... 65
Семинарское занятие № 11
НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ
ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ........................................... 70
Семинарское занятие № 12
НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ
ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ........................................... 76
Семинарское занятие № 13
ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОШЕНИЯ
ПРИ РИНОЛАЛИИ............................................................................................. 84
Семинарское занятие № 14
КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ................................................................................ 90
Семинарское занятие № 15
ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ
ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ.... 98
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!