Основные причины, вызывающие нарушения звукопроизношения у детей с интеллектуальным недоразвитием — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Основные причины, вызывающие нарушения звукопроизношения у детей с интеллектуальным недоразвитием

2019-08-03 169
Основные причины, вызывающие нарушения звукопроизношения у детей с интеллектуальным недоразвитием 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. В связи с недоразвитием познавательной деятельности оказываются несформированными познавательные процессы, направленные на овладение звуковым составом речи (операции анализа и синтеза).

2. Более позднее развитие фонематического восприятия, ко­торое является сложным видом психической деятельности.

3. Большая распространенность нарушений звукопроизно­шения у детей со стойким нарушением познавательной дея­тельности в значительной степени обусловливается общим мо­торным недоразвитием, особенно речевой моторики.

4. Дефекты звукопроизношения у умственно отсталых де­тей достаточно часто обусловлены аномалиями в строении ор­ганов артикуляции.


* N — в норме, не страдает.

Нельзя не отметить, что чаще всего нарушения звукопроиз­ношения у детей с нарушениями интеллектуального развития обусловлены комплексом этиологических факторов.

В целом дефекты произношения у данного контингента де­тей характеризуются:

1) стойкостью симптоматики;

2) сложным, полиморфным характером проявлений;

3) значительной распространенностью: по данным Г.А. Ка­ше (1957), у учащихся, обучающихся в первых классах специ­альных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, дефекты звукопроизношения наблюдаются в 65% случа­ев; к 3 классу данный показатель снижается до 30%;

4) трудностью использования в самостоятельной речи име­ющейся артикуляционной установки;

5) вариативностью проявлений: один и тот же звук в одних случаях дети произносят правильно, а в других — пропускают или искажают, что зависит от характера звуко-слоговой струк­туры слова и места данного звука в слове;


 


98


99


6) значительно более частым в сравнении с нормой, отра­жением на письме нарушений произносительной стороны речи.

Во всех случаях полиморфного нарушения звукопроизноше­ния у описываемого контингента детей встречаются разнооб­разные виды искажений и замен звуков. Выделяют два основ­ных типа замен звуков у детей с нарушениями интеллектуаль­ного развития (Р.И. Лалаева, 1988):

I тип: замены звуков, близких артикуляционно ([ш] — [с];
[ж]— [з]; [л][р] и др.);

II тип (встречается в два раза чаще): проявляется в замене
звуков, близких акустически и артикуляционно ([ц] — [с];
[т']-[ч];[с]-[с']и др.).

Отвечая по второму пункты плана, четко усвойте, что по­становка звука у детей с нарушениями интеллектуального развития осуществляется теми же способами, что и у детей без особых отклонений в развитии, но с некоторой спецификой, которая, с одной стороны, обусловлена характером нарушения высшей нервной деятельности и психологическими особенно­стями, с другой — особенностями речевого развития и струк­турой речевой патологии, которая носит сложный диффузный характер.

Можно выделить следующие особенности логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном уч­реждении VIII вида:

— коррекция нарушений звукопроизношения у детей с нарушениями интеллектуального развития — более сложный и длительный процесс, чем у детей без откло­нений в развитии;

— необходимость индивидуализации логопедической ра­боты;

— с учетом системного характера нарушений речи рабо­та по устранению дефектов звукопроизношения долж­на проводиться параллельно с коррекцией нарушений других компонентов речи;

— характерным для работы над произносительной сторо­ной речи у детей с нарушениями интеллектуального развития является частая повторяемость логопедичес­ких упражнений, но с включением элементов новиз­ны в содержание и форму;


 

— практическое закрепление произносительных навы­ков, усвоенных на логопедических занятиях;

— учитывая быструю утомляемость, склонность к охра­нительному торможению данного контингента детей, необходимо проводить частую смену видов деятельно­сти, переключение ребенка с одной формы работы на другую;

— в рамках комплексного психолого-медико-педагоги­ческого подхода к устранению речевых нарушений, занятия по коррекции звукопроизношения необходи­мо проводить в тесном контакте с медицинским пер­соналом и психологической службой образовательного учреждения.

Дополнительные вопросы

1. Раскройте основные причины, обусловливающие особен­ности дефектов звукопроизношения у детей с нарушениями интеллектуального развития.

2. Каковы особенности фонетической стороны речи у детей с нарушениями интелектуального развития?

3. Охарактеризуйте специфику логопедической работы по коррекции звукопроизношения в специальном (коррекцион­ном) образовательном учреждении VIII вида.

Практические задания

1. Составьте план логопедической работы по исправлению звукопроизношения у ребенка, имеющего заключение психо­невролога: «Олигофрения в степени дебилъности наследствен­ного генеза». При обследовании произношения выявлено нару­шение фонематических процессов и смешение свистящих/ши­пящих звуков.

Рекомендуемый библиографический список

1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии/ Под ред. Т.М. Лифановой. — М., 1995.

2. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. — М., 1991.

3. Каше ГЛ. Логопедическая работа в 1-м классе вспомога­тельной школы. — М., 1957.


 


100


101


4. Лалаева Р.И. Нарушения устной речи и система их кор­рекции у умственно отсталых школьников. — Л., 1988.

5. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М., 2002.

6. Парамонова Л.Г. Нарушения речи учащихся вспомога­тельной школы и пути коррекции// Обучение во вспомогатель­ной школе. — М.-.Л., 1973.

7. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. — М., 1977.

8. Синяк ВА. Особенности речевого развития умственно от­сталых детей// Синяк ВА. Логопедия. — М., 1985.

9. Слепович Е.С. Формирование речи у школьников с задерж­кой психического развития. — Минск, 1989.


Содержание

Введение.......................................................................................................................... 3

Семинарское занятие № 1

ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ....................................................... 4

Семинарское занятие № 2

НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ..................................................... 15

Семинарское занятие № 3

ДИСЛАЛИЯ......................................................................................................... 23

Семинарское занятие № 4

ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.................. 28

Семинарское занятие № 5

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИ ДИСЛАЛИИ........................ 32

Семинарское занятие № 6

СИГМАТИЗМ...................................................................................................... 39

Семинарское занятие № 7

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО УСТРАНЕНИЮ СИГМАТИЗМА....... 44

Семинарское занятие № 8

РОТАЦИЗМ И МЕТОДЫ ЕГО ИСПРАВЛЕНИЯ.......................................... 49

Семинарское занятие № 9

НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ [Л] И [Л']............................... 58

Семинарское занятие № 10

НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ

СРЕДНЕ- И ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ ЗВУКОВ....................................................... 65

Семинарское занятие № 11

НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ

ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ........................................... 70

Семинарское занятие № 12

НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ

ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ........................................... 76

Семинарское занятие № 13

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОШЕНИЯ

ПРИ РИНОЛАЛИИ............................................................................................. 84

Семинарское занятие № 14

КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ................................................................................ 90

Семинарское занятие № 15

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ

ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ.... 98


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.