Общие приемы для постановки звонких звуков — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие приемы для постановки звонких звуков

2019-08-03 422
Общие приемы для постановки звонких звуков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Логопед произносит звонкий звук, а ребенок кистью руки касается его гортани и ощущает дрожание в ее области (для вос­приятия вибраций голосовых складок следует к гортани при­кладывать тыльную сторону кисти руки). Далее он сам про­износит этот звук, держа одновременно одну руку на своей гор­тани, а другую — на гортани логопеда. В результате нередко получается звонкий звук. Полезно пальцами слегка потряхи­вать гортань, чтобы вызвать вибрацию голосовых складок.

2. Последовательно протяжно произносятся гласные звуки, каждый — сначала шепотом, а затем громко, после чего непос­редственно переходят к аналогичному произношению нужно­го согласного. Например, озвончение звука [з]:

шепотом — [а]; громко — [а]; шепотом — [э]; громко — [э]; шепотом — [и]; громко — [и]; шепотом — [с]; громко — [з].

Важно, чтобы смежные артикуляции гласного и согласного были сходны: [и] — [с], [о] — [ш], [у] — [в], [а] — [к].


 


76


77


Для озвончения взрывных согласных звуки на одном выдо­хе произносят отрывисто: шепотом — а. а. а. а... громко — а. а. а. а... шепотом — о. о. о. о... громко — о. о. о. о... шепотом — э. э. э. э... громко — э. э. э. э... шепотом — т. т. т. т... громко — д. д. д. д...

3. Щелевые звуки иногда легко озвончить таким способом: согласный произносится шепотом, а затем, не прерывая, пода­ется голос.

4. Можно добиться озвончения звука благодаря непосред­ственному переходу к нему от одного из сонорных [м], [н], [л], [р] (например, мммба, нннба) или применив сочетание звонко­го звука, который нужно вызвать с одним из соноров между гласными (например, адма, адна, адра и т.п.).

Если эти способы не дают желаемых результатов, то для по­становки каждого звука прибегают к специфическим приемам.

Как отмечалось, работа начинается с щелевых звуков [з] и [ж] как более легких для усвоения. В качестве исходного ис­пользуется звук [в], который обычно произносится правильно, звонко.

Если звук [в] отсутствует, то сначала его пытаются поста­вить от [ф] включением голоса —> в). Если этот прием не приводит к успеху, то ребенку предлагают держать губы не­плотно сомкнутыми на мощном озвученном выдохе так, что­бы образовался гудящий звук. При выполнении упражнения нужно периодически широко раскрывать рот — получатся звуки ва-ва-ва (губно-губное [в]). Перед зеркалом уточняется артикуляция звука [в].

Возможна механическая помощь: логопед пальцем на выдо­хе приближает нижнюю губу ребенка к верхним резцам. По­лучается длительное губно-зубное [в]. Работа над звуком обя­зательно подкрепляется контролем над вибрацией гортани.

Звук [с] при включении голоса преобразуется в звонкий [з]
(с------- з---------). Если этот прием не дает результатов, то возмож­
ны варианты:

78


 

— звук [з] ставится от опорного щелевого [в] с механичес­кой помощью: при длительном произношении [в] паль­цем прижимают нижнюю губу к основанию нижних резцов. Получается: вввззз. Постепенно изолированное звучание получается без механической помощи;

— установив органы речи в артикуляционном укладе [с], ребенок на фоне непрерывного голосового звучания [э] ([ы1) на одном длительном выдохе производит много­кратное выдвижение кончика языка вперед, слегка касаясь им краев верхних и нижних резцов, но так, чтобы воздух мог проходить через межзубное про­странство. При этом слышится отчетливый з-з-з.

Звук [ж] возникает при включении голоса в момент дли­
тельного произнесения [ш] (ш------------------ ж----------). Звук [ж] в слу­
чае необходимости можно поставить и от звонкого [з]. Во вре­
мя произнесения этого звука кончик языка постепенно, не
теряя своего дрожания, поднимается вверх (возможна механи­
ческая помощь), приближается к артикуляционному укладу
звука [ж] и в этом положении закрепляется последующими
упражнениями.

Значительно большие трудности могут возникнуть при по­становке звонких взрывных [б], [д] и [г].

Начинать целесообразно со звука [б]:

— звук [б] сначала дается в качестве образца в ряде сло­гов: ба-ба-ба. При этом полезно несколько удлинять тот момент произнесения звука, когда голос звучит еще при сомкнутых губах, до взрыва. При переходе от сло­га к слогу голос должен звучать непрерывно. Ребенку необходимо дать возможность воспринимать этот ряд слогов как на слух, так и с помощью осязания вибра­ции гортани и щек. В некоторых случаях целесообраз­но вначале произносить звук [б] с некоторым раздува­нием щек. При таком произнесении легче воспроиз­вести задержку на смычном моменте;

— другой прием основан на постановке звука [б] от губ-но-губного [в] (см. выше). Получив гудящий звук [в], артикулируемый двумя сближенными губами, логопед прикладывает вытянутый указательный палец гори­зонтально между нижней губой и подбородком ребен­ка, после чего быстрыми движениями пальца вверх —

79


вниз производит попеременное смыкание и размыка­ние губ. Получается многократное [б] (бббб...). Посте­пенно движение пальца замедляется, что приводит к появлению ряда слогов с неопределенными гласными, средними между [э] и [ы] (бэбэбэ... или быбыбы...). Роль механической помощи постепенно снижается, вско­ре уже можно проводить дальнейшую автоматизацию звука в речи и без нее.

Усвоение звука [б] служит базой для постановки [д]:

— прежде всего следует воспользоваться аналогией, пред­ложив ребенку, держа руку на гортани, произнести такие пары слогов: фава, саза, шажа, паба, тада;

— если первый прием окажется нерезультативным, то надо попробовать вызвать звук [д] путем произнесения слова «да» вслед за рядом предшествующих слогов со звуком [б] (бабабада...), контролируя вибрацию горта­ни. Нередко в таких случаях звук [д] получается как бы по инерции;

— если и этот прием не дает желаемого эффекта, следует воспользоваться «обходным» путем, который состоит в следующем. Произносятся слоги ба-ба-ба... Затем то же упражнение проделывается при просунутом меж­ду зубами языке. Должно получиться межгубное [д], по звучанию нечто среднее между [д] и [б]. Такую ар­тикуляцию следует закрепить в слогах с гласными (да, до, ды; ада, адо, ады).

Затем можно перейти к межзубному [д]. Для этого во время произнесения слогов да-да-да при межгубной артикуляции надо пальцами приподнять верхнюю губу. Язык автоматичес­ки прижмется к верхним резцам, и получится межзубное [д], которое в дальнейшем в результате предварительного сжатия зубов легко превратить в нормальное, зазубное.

Наличие звука [д] служит предпосылкой к постановке тре­тьего взрывного звука — [г]:

— звук [г] может получиться по аналогии в результате со­поставления таких пар слогов: паба, та-да, ка-га;

— можно попытаться получить звук [г], произнося ряд слогов(«бадага», «бадага» или «дадага», «дадага»).

80


— если оба приема окажутся недостаточными, то следу­ет воспользоваться механическим способом постанов­ки заднеязычного [г] от переднеязычного [д] с помо­щью шпателя (см. выше). Добившись воспроизведения звонких звуков, необходимо упражнениями на материале разнообразных слогов, слов и фраз закрепить их в речи и отдифференцировать от парных глухих. Дефекты оглушения обусловлены, как правило, смешени­ем звонких и глухих парных звуков в речи. Проверка достаточ­ности автоматизации смешиваемых звуков и длительная сис­тематическая работа над их дифференциацией позволяют уст­ранить этот недостаток.

Дополнительные вопросы

1. Чем отличаются по способу образования гласные и соглас­ные звуки?

2. Какие согласные звуки вы знаете? Раскройте понятия «глухие согласные звуки», «звонкие согласные звуки», «сонор­ные звуки».

3. Какие дефекты озвончения и оглушения звуков вы знае­те? Охарактеризуйте структуру этих дефектов.

4. Будут ли недостатки произношения звонких и глухих звуков отражаться на состоянии письменной речи ребенка?

5. Почему дефекты озвончения взрывных звуков наблюда­ются чаще, чем нарушения щелевых?

6. Почему дефекты озвончения встречаются значительно чаще, чем дефекты оглушения?

7. Какими причинами могут быть вызваны дефекты смяг­чения и озвончения согласных звуков?

8. Раскройте содержание логопедической работы на подго­товительном этапе при недостатках произношения звонких и глухих согласных звуков.

9. Как показать ребенку (или дать ему почувствовать), где образуется голос и где резонирует звук? Опишите методику.

 

10. В какой последовательности ведется работа над устране­нием дефекта произношения звонких согласных? Обоснуйте свой ответ.

11. Какие приемы коррекции недостатков озвончения и ог­лушения согласных звуков построены на подражании (с опо­рой на зрительный, слуховой, кинестетический анализаторы)?

81


12. Какие приемы коррекции недостатков озвончения и ог­лушения согласных звуков построены на использовании меха­нической помощи? В чем она выражается?

13. Расскажите, какие основные виды работы по автомати­зации и дифференциации звонких и глухих звуков вы знаете. На каких анализаторах базируется эта работа?

14. Ответьте на вопросы карточек программированного кон­троля.

Карточка 12.1.

Причинами, способными вызван, дефекты   1) отсутствие нёбно-глоточного

Озвончения и оглушения согласных звуков, смыкания;

могут быть:                                                          2) снижение физического слуха;

3) слабость мышц языка;

4) несовершенство фонематичес­ких процессов;

5) нарушение деятельности голо­совых складок.

Карточка 12.2.

Отличие между звонким и глухим парными ]) наличием преграды в ротовой
звуками определяется:                                    полости;

2) работой голосовых складок;

3) подъемом средней части языка к нёбу;

4) участием в артикуляции мяг­кого неба:

5) местом образования звука.

Карточка 12.3.

Возможны следующие виды дефектов:         1) постоянная замена звонких

согласных парными глухими;

2) искажение звонких согласных звуков;

3) смешение в речи парных звон­ких и глухих согласных;

4) отсутствие в речи звонких согласных, пропуски звуков в словах;

5) замена одного глухого соглас­ною звука другим глухим согласным звуком, одинаковым по способу, но различным по месту образования.

82


Карточка 12.4.

Работа над исправлением недостатков           1) [д];

произношения звонких согласных                 2) [в];

начинается со звука:                                        3) [ж];

4) [з];

5) [б].

Практические задания

1. Охарактеризуйте с точки зрения соотношения шума и голоса фонемы русского языка. Заполните таблицу:

 

Голос Голос и шум Шум
     

2. Нарисуйте в своих тетрадях профили правильной артику­ляции звуков [в] — [ф], [с] — [з], [ш] — [ж], [п] — [б], [т] — [д], [к] - [г].

3. Придумайте или подберите из имеющихся у вас пособий игры на дифференциацию различных пар звонких и глухих звуков.

4. Подберите дидактический материал для дифференциа­ции звонких и глухих пар согласных звуков (в изолированном звучании, в слогах, словах, фразах).

Рекомендуемый библиографический список

1. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М., 2002.

2. Правдина О.В. Логопедия. — М., 1973.

3. Филичева Т.Е., Чевелева НА., Чиркина Г.В. Основы лого­педии. — М., 1989.


Семинарское занятие №13 ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОШЕНИЯ ПРИ РИНОЛАЛИИ

План

1. Особенности звукопроизношения у детей с ринолалией.

2. Специфика коррекции нарушений произносительной сто­роны речи при ринолалии.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.