Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2019-08-03 | 422 |
5.00
из
|
Заказать работу |
1. Логопед произносит звонкий звук, а ребенок кистью руки касается его гортани и ощущает дрожание в ее области (для восприятия вибраций голосовых складок следует к гортани прикладывать тыльную сторону кисти руки). Далее он сам произносит этот звук, держа одновременно одну руку на своей гортани, а другую — на гортани логопеда. В результате нередко получается звонкий звук. Полезно пальцами слегка потряхивать гортань, чтобы вызвать вибрацию голосовых складок.
2. Последовательно протяжно произносятся гласные звуки, каждый — сначала шепотом, а затем громко, после чего непосредственно переходят к аналогичному произношению нужного согласного. Например, озвончение звука [з]:
шепотом — [а]; громко — [а]; шепотом — [э]; громко — [э]; шепотом — [и]; громко — [и]; шепотом — [с]; громко — [з].
Важно, чтобы смежные артикуляции гласного и согласного были сходны: [и] — [с], [о] — [ш], [у] — [в], [а] — [к].
76
77
Для озвончения взрывных согласных звуки на одном выдохе произносят отрывисто: шепотом — а. а. а. а... громко — а. а. а. а... шепотом — о. о. о. о... громко — о. о. о. о... шепотом — э. э. э. э... громко — э. э. э. э... шепотом — т. т. т. т... громко — д. д. д. д...
3. Щелевые звуки иногда легко озвончить таким способом: согласный произносится шепотом, а затем, не прерывая, подается голос.
4. Можно добиться озвончения звука благодаря непосредственному переходу к нему от одного из сонорных [м], [н], [л], [р] (например, мммба, нннба) или применив сочетание звонкого звука, который нужно вызвать с одним из соноров между гласными (например, адма, адна, адра и т.п.).
Если эти способы не дают желаемых результатов, то для постановки каждого звука прибегают к специфическим приемам.
Как отмечалось, работа начинается с щелевых звуков [з] и [ж] как более легких для усвоения. В качестве исходного используется звук [в], который обычно произносится правильно, звонко.
Если звук [в] отсутствует, то сначала его пытаются поставить от [ф] включением голоса (ф —> в). Если этот прием не приводит к успеху, то ребенку предлагают держать губы неплотно сомкнутыми на мощном озвученном выдохе так, чтобы образовался гудящий звук. При выполнении упражнения нужно периодически широко раскрывать рот — получатся звуки ва-ва-ва (губно-губное [в]). Перед зеркалом уточняется артикуляция звука [в].
Возможна механическая помощь: логопед пальцем на выдохе приближает нижнюю губу ребенка к верхним резцам. Получается длительное губно-зубное [в]. Работа над звуком обязательно подкрепляется контролем над вибрацией гортани.
Звук [с] при включении голоса преобразуется в звонкий [з]
(с------- з---------). Если этот прием не дает результатов, то возмож
ны варианты:
78
— звук [з] ставится от опорного щелевого [в] с механической помощью: при длительном произношении [в] пальцем прижимают нижнюю губу к основанию нижних резцов. Получается: вввззз. Постепенно изолированное звучание получается без механической помощи;
— установив органы речи в артикуляционном укладе [с], ребенок на фоне непрерывного голосового звучания [э] ([ы1) на одном длительном выдохе производит многократное выдвижение кончика языка вперед, слегка касаясь им краев верхних и нижних резцов, но так, чтобы воздух мог проходить через межзубное пространство. При этом слышится отчетливый з-з-з.
Звук [ж] возникает при включении голоса в момент дли
тельного произнесения [ш] (ш------------------ ж----------). Звук [ж] в слу
чае необходимости можно поставить и от звонкого [з]. Во вре
мя произнесения этого звука кончик языка постепенно, не
теряя своего дрожания, поднимается вверх (возможна механи
ческая помощь), приближается к артикуляционному укладу
звука [ж] и в этом положении закрепляется последующими
упражнениями.
Значительно большие трудности могут возникнуть при постановке звонких взрывных [б], [д] и [г].
Начинать целесообразно со звука [б]:
— звук [б] сначала дается в качестве образца в ряде слогов: ба-ба-ба. При этом полезно несколько удлинять тот момент произнесения звука, когда голос звучит еще при сомкнутых губах, до взрыва. При переходе от слога к слогу голос должен звучать непрерывно. Ребенку необходимо дать возможность воспринимать этот ряд слогов как на слух, так и с помощью осязания вибрации гортани и щек. В некоторых случаях целесообразно вначале произносить звук [б] с некоторым раздуванием щек. При таком произнесении легче воспроизвести задержку на смычном моменте;
— другой прием основан на постановке звука [б] от губ-но-губного [в] (см. выше). Получив гудящий звук [в], артикулируемый двумя сближенными губами, логопед прикладывает вытянутый указательный палец горизонтально между нижней губой и подбородком ребенка, после чего быстрыми движениями пальца вверх —
79
вниз производит попеременное смыкание и размыкание губ. Получается многократное [б] (бббб...). Постепенно движение пальца замедляется, что приводит к появлению ряда слогов с неопределенными гласными, средними между [э] и [ы] (бэбэбэ... или быбыбы...). Роль механической помощи постепенно снижается, вскоре уже можно проводить дальнейшую автоматизацию звука в речи и без нее.
Усвоение звука [б] служит базой для постановки [д]:
— прежде всего следует воспользоваться аналогией, предложив ребенку, держа руку на гортани, произнести такие пары слогов: фа — ва, са — за, ша — жа, па — ба, та — да;
— если первый прием окажется нерезультативным, то надо попробовать вызвать звук [д] путем произнесения слова «да» вслед за рядом предшествующих слогов со звуком [б] (бабабада...), контролируя вибрацию гортани. Нередко в таких случаях звук [д] получается как бы по инерции;
— если и этот прием не дает желаемого эффекта, следует воспользоваться «обходным» путем, который состоит в следующем. Произносятся слоги ба-ба-ба... Затем то же упражнение проделывается при просунутом между зубами языке. Должно получиться межгубное [д], по звучанию нечто среднее между [д] и [б]. Такую артикуляцию следует закрепить в слогах с гласными (да, до, ды; ада, адо, ады).
Затем можно перейти к межзубному [д]. Для этого во время произнесения слогов да-да-да при межгубной артикуляции надо пальцами приподнять верхнюю губу. Язык автоматически прижмется к верхним резцам, и получится межзубное [д], которое в дальнейшем в результате предварительного сжатия зубов легко превратить в нормальное, зазубное.
Наличие звука [д] служит предпосылкой к постановке третьего взрывного звука — [г]:
— звук [г] может получиться по аналогии в результате сопоставления таких пар слогов: паба, та-да, ка-га;
— можно попытаться получить звук [г], произнося ряд слогов(«бадага», «бадага» или «дадага», «дадага»).
80
— если оба приема окажутся недостаточными, то следует воспользоваться механическим способом постановки заднеязычного [г] от переднеязычного [д] с помощью шпателя (см. выше). Добившись воспроизведения звонких звуков, необходимо упражнениями на материале разнообразных слогов, слов и фраз закрепить их в речи и отдифференцировать от парных глухих. Дефекты оглушения обусловлены, как правило, смешением звонких и глухих парных звуков в речи. Проверка достаточности автоматизации смешиваемых звуков и длительная систематическая работа над их дифференциацией позволяют устранить этот недостаток.
Дополнительные вопросы
1. Чем отличаются по способу образования гласные и согласные звуки?
2. Какие согласные звуки вы знаете? Раскройте понятия «глухие согласные звуки», «звонкие согласные звуки», «сонорные звуки».
3. Какие дефекты озвончения и оглушения звуков вы знаете? Охарактеризуйте структуру этих дефектов.
4. Будут ли недостатки произношения звонких и глухих звуков отражаться на состоянии письменной речи ребенка?
5. Почему дефекты озвончения взрывных звуков наблюдаются чаще, чем нарушения щелевых?
6. Почему дефекты озвончения встречаются значительно чаще, чем дефекты оглушения?
7. Какими причинами могут быть вызваны дефекты смягчения и озвончения согласных звуков?
8. Раскройте содержание логопедической работы на подготовительном этапе при недостатках произношения звонких и глухих согласных звуков.
9. Как показать ребенку (или дать ему почувствовать), где образуется голос и где резонирует звук? Опишите методику.
10. В какой последовательности ведется работа над устранением дефекта произношения звонких согласных? Обоснуйте свой ответ.
11. Какие приемы коррекции недостатков озвончения и оглушения согласных звуков построены на подражании (с опорой на зрительный, слуховой, кинестетический анализаторы)?
81
12. Какие приемы коррекции недостатков озвончения и оглушения согласных звуков построены на использовании механической помощи? В чем она выражается?
13. Расскажите, какие основные виды работы по автоматизации и дифференциации звонких и глухих звуков вы знаете. На каких анализаторах базируется эта работа?
14. Ответьте на вопросы карточек программированного контроля.
Карточка 12.1.
Причинами, способными вызван, дефекты 1) отсутствие нёбно-глоточного
Озвончения и оглушения согласных звуков, смыкания;
могут быть: 2) снижение физического слуха;
3) слабость мышц языка;
4) несовершенство фонематических процессов;
5) нарушение деятельности голосовых складок.
Карточка 12.2.
Отличие между звонким и глухим парными ]) наличием преграды в ротовой
звуками определяется: полости;
2) работой голосовых складок;
3) подъемом средней части языка к нёбу;
4) участием в артикуляции мягкого неба:
5) местом образования звука.
Карточка 12.3.
Возможны следующие виды дефектов: 1) постоянная замена звонких
согласных парными глухими;
2) искажение звонких согласных звуков;
3) смешение в речи парных звонких и глухих согласных;
4) отсутствие в речи звонких согласных, пропуски звуков в словах;
5) замена одного глухого согласною звука другим глухим согласным звуком, одинаковым по способу, но различным по месту образования.
82
Карточка 12.4.
Работа над исправлением недостатков 1) [д];
произношения звонких согласных 2) [в];
начинается со звука: 3) [ж];
4) [з];
5) [б].
Практические задания
1. Охарактеризуйте с точки зрения соотношения шума и голоса фонемы русского языка. Заполните таблицу:
Голос | Голос и шум | Шум |
2. Нарисуйте в своих тетрадях профили правильной артикуляции звуков [в] — [ф], [с] — [з], [ш] — [ж], [п] — [б], [т] — [д], [к] - [г].
3. Придумайте или подберите из имеющихся у вас пособий игры на дифференциацию различных пар звонких и глухих звуков.
4. Подберите дидактический материал для дифференциации звонких и глухих пар согласных звуков (в изолированном звучании, в слогах, словах, фразах).
Рекомендуемый библиографический список
1. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М., 2002.
2. Правдина О.В. Логопедия. — М., 1973.
3. Филичева Т.Е., Чевелева НА., Чиркина Г.В. Основы логопедии. — М., 1989.
Семинарское занятие №13 ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОШЕНИЯ ПРИ РИНОЛАЛИИ
План
1. Особенности звукопроизношения у детей с ринолалией.
2. Специфика коррекции нарушений произносительной стороны речи при ринолалии.
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!