Основные компоненты звуковой культуры речи — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Основные компоненты звуковой культуры речи

2019-08-03 530
Основные компоненты звуковой культуры речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

интонация               система фонем

Интонация (от лат. intonoгромко произношу) — это сово­купность звуковых средств языка, которые:

• фонетически организуют речь;

• устанавливают смысловые отношения между частями фразы;

• сообщают фразе повествовательное, вопросительное или побудительное значение;

• являются средством выражения экспрессивной эмоци­ональной окраски.

Интонация — сложное явление. Она СОСТОИТ ИЗ ряда компо­нентов (табл. 1.1 — составлена по данным Н.В. Черемисиной-Ениколоповой, 1999).


Таблица 1.1 КОМПОНЕНТЫ ИНТОНАЦИИ

 

Компоненты интонации Характеристика
Ударение Языковое явление, в основе которого лежит интенсивность, сила звука. Для интонирования речи значимы словесное ударение (силовая и тональная вершина слова) и ударения смысловые: синтагматическое, фразовое, логическое.
Мелодика речи Тональный контур речи — модуляции высоты (повышение и понижение) основного тона голоса при произнесении высказывания.
Темп речи Скорость произношения речи, относительное ускорение или замедление отдельных ее отрезков (звуков, слогов, слов, предложений и т.д.). Зависит от стиля произношения, смысла речи, эмоционального состояния говорящего, эмоционального содержания высказывания.
Тембр Дополнительная окраска звучания, сообщающая речи различные эмоционально-экспрессивные оттенки голоса.
Пауза Интонационное средство, которое по акустическому выра­жению может быть действительным или мнимым (нулевым). Действительная пауза — это остановка, перерыв в звучании.

Компоненты интонации выполняют следующие основные функции:

— коммуникативную;

— смыслоразличительную (фонологическую);

— кульминативную (выделительную);

— синтезирующую (объединительную);

— делимитативную (разграничительную);

— эмоциональную;

— экспрессивную.

Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи необходимо развивать:

— речевой слух — восприятие соответствующих ситуации темпа и ритма речи;

— звуковысотный слух — восприятие движений тона голо­са (вверх — вниз);

— силу голоса;

— высоту голоса;

— речевое дыхание (его длительность и интенсивность).

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слов.


 


4


2-1078


5


 

Взаимосвязанная и скоординированная работа трех частей речевого аппарата возможна лишь благодаря центральному уп­равлению процессами рече- и голосообразования. Т.е. под вли­янием центральной нервной системы (ЦНС) осуществляются действия периферического звена речедвигательного анализато­ра. При этом:

• дыхательный аппарат обеспечивает силу звучания го­лоса;

• гортань и голосовые складки — его высоту и тембр;

• органы артикуляции — образование гласных и соглас­ных звуков и их дифференциацию по способу и месту артикуляции.

Каждый отдельный звук характеризуется присущей только ему комбинацией различных признаков — как артикуляцион­ных, так и акустических. Знание этих признаков необходимо для правильной организации работы по формированию и ис­правлению звукопроизношения. Соответствующие зоны коры головного мозга контролируют четкое восприятие и дифферен­циацию звуков по акустическим признакам, т.е. обеспечива­ют фонематические процессы, необходимые для формирования правильного произношения.

Приступая к классификации звуков русского языка (второй пункт плана), обратите внимание, что по артикуляционным признакам звуки речи подразделяются на гласные и согласные. Основным критерием такого разделения является наличие или отсутствие преграды в ротовой полости при их произнесении.

Гласные звуки играют большую роль в нашей речи: их от­четливое, внятное произношение способствует разборчивости речи (четкости дикции), ее плавности, зависящей от длитель­ности и равномерности речевого дыхания, мелодичности, ко­торая достигается путем изменения тона голоса.

В зависимости от степени подъема языка по вертикали глас­ные бывают:

верхнего подъема ([и], [ы], [у]);

среднего подъема ([э], [о]);

нижнего подъема ([а]).

При образовании гласных к нёбу поднимается не весь язык, а отдельные его части: передняя, средняя, задняя. За счет этого ме­няется объем и форма ротовой полости. При образовании гласных:

переднего ряда ([и] и [э]) поднимается передняя часть
языка;

6


 

среднего ряда ([а] и [ы]) участвует средняя часть языка;

заднего ряда ([у] и [о]) поднимается задняя часть языка. В образовании гласных наряду с языком существенную роль

играет положение губ. Путем вытягивания губ вперед образу­ются лабиализованные гласные ([о] и [у]). При произнесении нелабиализованных гласных [и] и [э] губы занимают положе­ние улыбки. Гласные [ы] и [а] произносятся при минимальной степени участия в артикуляции губ (губы занимают нейтраль­ное положение) и также относятся к нелабиализованным.

Согласные звуки образуются путем создания подвижными органами артикуляции преград в ротовой полости (схема 1.1).

Схема 1.1

КЛАССИФИКАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА ПО

УЧАСТИЮ В АРТИКУЛЯЦИИ МЯГКОГО НЁБА

И РАБОТЕ ГОЛОСОВЫХ СКЛАДОК

Классификация согласных звуков по способу образования

Щелевые      Смычно-   Смычно-   Смычно- Дрожащие

взрывные щелевые   проходные
ф, ф'          п, п', б, б'   ц, ч         м, м'         р, р'

в, в'            т, т', д, д'                      н, н'

с, с'              к, к', г, г'                        л, л'

з, з' ш, ж х, х' щ j

Классификация согласных звуков по месту образования

Задне­язычные

к, к'

г, г'

х, х'

Губно-        Губно-     Передне-   Средне-

губные      зубные      язычные  язычные

п, п'            ф, ф'         т, т'//д, д'  j

б, б'            в, в'            с, с'// з, з'

м, м'                                 л, л'// р, р'

ж // ш

н, н'

ц, щ, ч

2*-1078


 

Мягкий звук образуется в результате добавления к артику­ляции твердого звука подъема средней части языка к нёбу.

По акустическим признакам, которые важны при проведе­нии работы по противопоставлению звуков на слух, выделяют звуки:

По производимому звуками акустическому впечатлению вы­деляют следующие подгруппы звуков:

Важным для логопедии является понятие опорные звуки. Это звуки, которые сходны с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимые ребенком правильно.


Таблица 1.2 ОПОРНЫЕ ЗВУКИ

 

 

Звуки, произношение которых нарушается

Опорные

Звуки, сходные по месту образования Звуки, одинаковые по способу образования
[с] - [ф]
[ш] [т], [р] [с]
[р] [Ж], [Д] -
[л]* [д] -
[к] - [т]
[г] - [д]
[х] - [с]
[j] - [з']

Примечание. Также для [л] опорным является гласный звук [ы], ко­торый обеспечивает подъем средне-задней части языка к нёбу. Для [р] опорным звуком также является звук [з], который способствует формированию сильной воздушной струи, направленной по центру язы­ка, и мелкой вибрации кончика языка. В качестве опорного звука для постановки [с] наряду с [ф] успешно используется гласный [и], который вырабатывает зазубное положение языка, характерное для правильной ар­тикуляции свистящих звуков.

Дополнительные вопросы

1. Как образуются следующие звуки речи:

— гласные;

— язычные;

— губно-губные и губно-зубные;

— носовые;

— глухие (шумные);

— мягкие?

 

2. Как известно, звуки русского языка резонируют в различ­ные полости. На какие группы по соотношению резонаторных полостей можно разделить все фонемы русского языка?

3. На какие группы по участию голоса делятся все звуки русского языка? Назовите эти группы.

4. Как изменяется звук, если в его артикуляционном укла­де появляется дополнительный подъем средней части спинки


 


8


9


языка, а все остальные артикуляционные характеристики ос­таются прежними?

5. Ответьте на вопросы карточек программированного конт­роля.*

Карточка 1.1.

Выберите и выпишите номера характеристик, 1. Согласный.

соответствующих звуку [с].                                          2. Носовой.

3. Ротовой.

4. Глухой.

5. Щелевой.

6. Смычно-взрывной.

7. Смычно-проходной.

8. Губно-зубной.

9. Переднеязычный.

Карточка 1.2.

Выберите и выпишите номера характеристик, 1. Гласный,
соответствующих звуку [ш].                                         2. Согласный.

3. Ротовой.

4.Звонкий.

5. Глухой.

6. Щелевой.

7. Смычно-щелевой.

8. Переднеязычный.

9. Заднеязычный.

Карточка 1.3.

Выберите и выпишите номера характеристик,              1. Согласный,

соответствующих звуку [л].                                           2. Ротовой.

3. Сонорный.

4. Звонкий.

5. Глухой.

6. Щелевой.

7. Смычно-проходной.

8. Переднеязычный.

9. Твердый,

При разработке карточек было использовано пособие: Фомичева М.Ф., Оганесян Е.В. Введение в логопедию. Часть 1: Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка. — М., 1996.

10


Карточка 1.4.

Выберите и выпишите номера характеристик, 1. Согласный,
соответствующих звуку [ц].                                          2. Носовой.

3. Ротовой.

4. Глухой.

5. Щелевой.

6. Смычно-взрывной.

7. Смычно-щелевой.

8. Дрожащий.

9. Переднеязычный.

Карточка 1.5.

Выберите и выпишите номера характеристик, 1. Согласный,
соответствующих звуку [з].                                          2. Ротовой.

3. Сонорный.

4. Звонкий.

5. Щелевой.

6. Смычно-проходной.

7. Губно-зубной.

8. Переднеязычный.

9. Твердый.

Карточка 1.6.

Выберите и выпишите номера характеристик, 1. Согласный,
соответствующих звуку [х].                                          2. Ротовой.

3. Сонорный.

4. Звонкий.

5. Глухой.

6. Щелевой.

7. Среднеязычный.

8. Заднеязычный.

9. Твердый.

Карточка 1.7.

Выберите и выпишите номера характеристик, 1. Согласный,
соответствующих звуку [р'].                                           2. Носовой.

3. Ротовой.

4. Сонорный.

5. Глухой.

6. Дрожащий.

7. Переднеязычный.

8. Губно-зубной.

9. Губно-губной.

11


Карточка 1.8.

Выберите и выпишите номера характеристик, 1. Согласный,
соответствующих звуку [г].                                          2. Ротовой.

3. Сонорный.

4. Звонкий.

5. Щелевой.

6. Смычно-взрывной.

7. Губно-губной.

8. Переднеязычный.

9. Заднеязычный.

Карточка 1.9.

Выберите и выпишите номера характеристик, 1. Согласный.

соответствующих звуку [л'].                                          2. Носовой.

3. Ротовой.

4. Сонорный.

5. Звонкий.

6. Глухой.

7. Смычно-щелевой.

8. Смычно-проходной.

9. Губно-зубной.

Карточка 1.10.

Выберите и выпишите номера характеристик, 1. Согласный,
соответствующих звуку [ж].                                          2. Ротовой.

3. Звонкий.

4. Щелевой.

5. Смычно-взрывной.

6. Смычно-щелевой.

7. Смычно-проходной.

8. Дрожащий.

9. Губно-губной.

Карточка 1.11.

Выберите и выпишите номера характеристик, 1. Гласный,
соответствующих звуку [к].                                          2. Согласный.

3. Ротовой.

4. Сонорный.

5. Звонкий.

6. Глухой.

7. Смычно-взрывной.

8. Заднеязычный.

9. Твердый.

12


Карточка 1.12.

Выберите и выпишите номера характеристик, 1. Согласный,
соответствующих звуку [ч].                                          2. Носовой.

3. Ротовой.

4. Глухой.

5. Щелевой.

6. Смычно-взрывной.

7. Смычно-щелевой.

8. Смычно-проходной.

9. Дрожащий.

Карточка 1.13.

Выберите и выпишите номера характеристик, 1. Гласный,
соответствующих звуку [г'].                                          2. Согласный.

3. Носовой.

4.. Ротовой.

5. Глухой.

6. Щелевой.

7. Смычно-взрывной.

8. Смычно-щелевой.

9. Дрожащий.

Карточка 1.14.

Выберите и выпишите номера характеристик, 1. Согласный,
соответствующих звуку [р].                                          2. Носовой.

3. Ротовой.

4. Сонорный.

5. Глухой.

6. Дрожащий.

7. Переднеязычный.

8. Твердый.

9. Мягкий.

Карточка 1.15.

Выберите и выпишите номера характеристик, 1. Согласный,
соответствующих звуку [з'].                                         2. Носовой.

3. Ротовой.

4. Сонорный.

5. Звонкий.

6. Глухой.

7. Щелевой.

8. Переднеязычный.

9. Мягкий.

3-1078                                                                                                                                                                                               1 3


Практические задания

1. Законспектируйте главу 2 книги: Гранин Г.Г., Бондарен-коС.М., Концевая Л А. Секреты орфографии. — М., 1991. — С.35-48.

2. Подберите игры и упражнения на развитие силы и высо­ты голоса, речевого дыхания.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.