Положение органов артикуляции при произношении средне- и заднеязычных звуков — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Положение органов артикуляции при произношении средне- и заднеязычных звуков

2019-08-03 343
Положение органов артикуляции при произношении средне- и заднеязычных звуков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

 

 

Положение

органов

артикуляции

Губы

Зубы

Язык-

Мягкое нёбо

Голосо­вые складки

ЗВУКИ

Задне­языч­ные

[к] Раскры­ты и за­нимают нейтраль­ное по­ложение. Разомк­нуты Кончик языка опущен, но не касается нижних рез­цов; задняя часть языка поднята и, соприкасаясь с мягким небом, образует смычку. Под действием воздушной струи смычка разрывается. Поднято и закрывает проход в носовую полость. Разомк­нуты и не вибри­руют.
[г] = // = = // = = // = = // = Сомкну­ты и виб­рируют
[х] = // = = // = Кончик языка опущен, но не касается нижних рез­цов; задняя часть языка поднята, но не соприка­сается с мягким нёбом — между ними остается щель, по которой проходит воздушная струя. = // = Разомк­нуты и не вибриру­ют.
Средне­языч­ные [j] = // = = // = Кончик языка опущен и соприкасается с нижними резцами; средняя часть языка поднята к твердому нёбу, образуя с ним щель. По средней линии языка проходит воздушная струя. = // = Сомкну­ты и виб­рируют.

них случаях вместо [г] слышится гортанный щелчок; в дру­гих — звук [г] представляет собой озвонченный [х]; в третьих — в результате сильного сближения и вибрации голосовых скла­док звук [г] приобретает фарингальный, звонкий фрикативный призвук.

Парахитизм обычно проявляется в заменах звука [х] звука­ми [т], [к] («хвост» — твост, «хлеб» — клеб и т.д.). При иска­жениях звука [х] (хитизме) слышится ослабленный фаринги-альный шум, который возникает вследствие того, что выдыха-


емый воздух встречает на своем пути щель, образуемую сбли­женными голосовыми складками.

Нарушение произношения мягких заднеязычных звуков ([к'], [г'], [х']) аналогичны нарушениям парных твердых звуков, но в отдельных случаях наблюдается их боковое про­изношение, причиной которого является недостаточная ра­бота мышц одной половины языка, неплотно прижимающей­ся к коренным зубам и пропускающей воздух. В результате такого произношения слышится характерный хлюпающий звук.

Недостатки произношения звука [j] встречаются достаточ­но редко и проявляются в замене его звуком [л'] («юла» — люла, «елка» — лелка и т.д.).

Приступая к освещению третьего пункта плана, вспомните опорные звуки, используемые при постановке средне- и задне­язычных звуков: [т] —> [к]; [д] —> [г]; [с] —> [х]; [з'] —> [j]. При постановке звука [к] ребенка побуждают произнести слоги «та-та-та», нажимая шпателем на переднюю часть спинки языка и удерживая ее за нижними резцами, в результате чего полу­чается «тя».

Далее произнесение слога «та» сочетается с более глубоким нажимом на язык — получается «кя».

Твердый звук [к] в сочетании с гласным [а] получается при еще более глубоком продвижении передней части спинки язы­ка шпателем. Аналогично ставятся звуки [г], [х], [j].

Таким образом, схема постановки средне- и заднеязычных звуков выглядит так:

—> та —> тя —> кя —> ка —> да —> дя —> гя —> га —> са —> ся —> хя —> ха —> за —> зя —> j а

Исправление нарушения звука [j] в простейших случаях может быть достигнуто путем временной замены данного зву­ка длительным гласным [и]. Постепенно длительность [и] со­кращается, и из слогового звука он превращается в неслоговой.

Дополнительные вопросы

1. Графически изобразите в тетради профили артикуляции звуков [к], [к'], [г], [г'], [х], [х'], [j].


 


66


67


2. Дайте логопедическую характеристику задне- и средне­
язычных звуков по следующей схеме:

место образования способ образования твердость / мягкость звонкость / глухость

3. Какие фонетические и фонетико-фонематические дефек­ты звуков [к], [г], [х], [j] вы знаете? Объясните разницу между этими дефектами.

4. Перечислите характерные замены задне- и среднеязыч­ных звуков.

5. Ответьте на карточки программированного контроля.

Карточка 10.1.

1)[с]; 2) [ц]; 3)[х];

4)[j]; 5)[г];

6) [к];

7) [ч]?

Какому звуку соответствует следующий уклад органов артикуля­ции: положение губ зависит от последующих гласных; между зуба­ми сохраняется некоторое расстояние; кончик языка опущен, но не соприкасается с нижними резцами; задняя часть спинки языка смы­кается с нёбом; под действием воздушной струи смычка разрыва­ется и образуется характерный шумный звук; мягкое нёбо поднято; голосовые складки разомкнуты:

Карточка 10.2.

1)[г];

2)[ц]; 3)[х];

4) [ч];

5) [к];

6) [ш]; 7)[j]?

Какому звуку соответствует следующий уклад органов артикуля­ции: губы занимают положение следующего гласного; зубы разомк­нуты; кончик языка расположен за нижними резцами, но не касает­ся их; задняя часть языка образует смычку с нёбом, которая разры­вается под действием воздушной струи; нёбная занавеска поднята; голосовые складки сомкнуты:

Карточка 10.3.

1)[j];

2) [х];

3) [г];

4) [к];

5) [ч];

6) [ш]; 7) [ц]?

Какому звуку соответствует следующий уклад органов артикуля­ций: губы занимают положение следующего гласного; зубы разомк­нуты; кончик языка занимает положение за нижними резцами; зад­няя часть языка поднята к нёбу, но не образует с ним смычки; нёб­ная занавеска поднята и закрывает проход в носовую полость; голо­совые складки разомкнуты:


Карточка 10.4.

Какой звук является опорным для постановки [к]:                                1) [с];

2) [т];

3) [д];

4) [з]?

Карточка 10.5.

Какой звук является опорным для постановки [х]:                                1) [д];

2) [з];

3) [с];

4) [т]?

Карточка 10.6.

Какой звук является опорным для постановки [г]:                                1) [т];

2) [д];

3) [з];

4)[с]?

Карточка 10.7.

Какой звук является опорным для постановки [j]:                                 1) [с];

2) [д];

3) [з];

4) [т]?

Практические задания

1. Составьте план-конспект занятия по устранению наруше­ния произношения задне- и среднеязычных звуков.

2. Подберите материал для дифференциации звуков [г] — [д]; [к] — [т]; [г] — [к] в словах, предложениях и стихотворе­ниях.

Рекомендуемый библиографический список

1. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М., 2002.

2. Правдина О.В. Логопедия. — М., 1973.

3. Филичева Т.Е., Чевелева НА., Чиркина Г.В. Основы лого­педии. — М., 1989.

4. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1996.


68


Семинарское занятие №11

НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.