Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2019-08-03 | 343 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Положение органов артикуляции | Губы | Зубы | Язык- | Мягкое нёбо | Голосовые складки | |
ЗВУКИ | ||||||
Заднеязычные | [к] | Раскрыты и занимают нейтральное положение. | Разомкнуты | Кончик языка опущен, но не касается нижних резцов; задняя часть языка поднята и, соприкасаясь с мягким небом, образует смычку. Под действием воздушной струи смычка разрывается. | Поднято и закрывает проход в носовую полость. | Разомкнуты и не вибрируют. |
[г] | = // = | = // = | = // = | = // = | Сомкнуты и вибрируют | |
[х] | = // = | = // = | Кончик языка опущен, но не касается нижних резцов; задняя часть языка поднята, но не соприкасается с мягким нёбом — между ними остается щель, по которой проходит воздушная струя. | = // = | Разомкнуты и не вибрируют. | |
Среднеязычные | [j] | = // = | = // = | Кончик языка опущен и соприкасается с нижними резцами; средняя часть языка поднята к твердому нёбу, образуя с ним щель. По средней линии языка проходит воздушная струя. | = // = | Сомкнуты и вибрируют. |
них случаях вместо [г] слышится гортанный щелчок; в других — звук [г] представляет собой озвонченный [х]; в третьих — в результате сильного сближения и вибрации голосовых складок звук [г] приобретает фарингальный, звонкий фрикативный призвук.
Парахитизм обычно проявляется в заменах звука [х] звуками [т], [к] («хвост» — твост, «хлеб» — клеб и т.д.). При искажениях звука [х] (хитизме) слышится ослабленный фаринги-альный шум, который возникает вследствие того, что выдыха-
емый воздух встречает на своем пути щель, образуемую сближенными голосовыми складками.
Нарушение произношения мягких заднеязычных звуков ([к'], [г'], [х']) аналогичны нарушениям парных твердых звуков, но в отдельных случаях наблюдается их боковое произношение, причиной которого является недостаточная работа мышц одной половины языка, неплотно прижимающейся к коренным зубам и пропускающей воздух. В результате такого произношения слышится характерный хлюпающий звук.
|
Недостатки произношения звука [j] встречаются достаточно редко и проявляются в замене его звуком [л'] («юла» — люла, «елка» — лелка и т.д.).
Приступая к освещению третьего пункта плана, вспомните опорные звуки, используемые при постановке средне- и заднеязычных звуков: [т] —> [к]; [д] —> [г]; [с] —> [х]; [з'] —> [j]. При постановке звука [к] ребенка побуждают произнести слоги «та-та-та», нажимая шпателем на переднюю часть спинки языка и удерживая ее за нижними резцами, в результате чего получается «тя».
Далее произнесение слога «та» сочетается с более глубоким нажимом на язык — получается «кя».
Твердый звук [к] в сочетании с гласным [а] получается при еще более глубоком продвижении передней части спинки языка шпателем. Аналогично ставятся звуки [г], [х], [j].
Таким образом, схема постановки средне- и заднеязычных звуков выглядит так:
—> та —> тя —> кя —> ка —> да —> дя —> гя —> га —> са —> ся —> хя —> ха —> за —> зя —> j а
Исправление нарушения звука [j] в простейших случаях может быть достигнуто путем временной замены данного звука длительным гласным [и]. Постепенно длительность [и] сокращается, и из слогового звука он превращается в неслоговой.
Дополнительные вопросы
1. Графически изобразите в тетради профили артикуляции звуков [к], [к'], [г], [г'], [х], [х'], [j].
66
67
2. Дайте логопедическую характеристику задне- и средне
язычных звуков по следующей схеме:
место образования способ образования твердость / мягкость звонкость / глухость
3. Какие фонетические и фонетико-фонематические дефекты звуков [к], [г], [х], [j] вы знаете? Объясните разницу между этими дефектами.
4. Перечислите характерные замены задне- и среднеязычных звуков.
|
5. Ответьте на карточки программированного контроля.
Карточка 10.1.
1)[с]; 2) [ц]; 3)[х]; 4)[j]; 5)[г]; 6) [к]; 7) [ч]? |
Какому звуку соответствует следующий уклад органов артикуляции: положение губ зависит от последующих гласных; между зубами сохраняется некоторое расстояние; кончик языка опущен, но не соприкасается с нижними резцами; задняя часть спинки языка смыкается с нёбом; под действием воздушной струи смычка разрывается и образуется характерный шумный звук; мягкое нёбо поднято; голосовые складки разомкнуты:
Карточка 10.2.
1)[г]; 2)[ц]; 3)[х]; 4) [ч]; 5) [к]; 6) [ш]; 7)[j]? |
Какому звуку соответствует следующий уклад органов артикуляции: губы занимают положение следующего гласного; зубы разомкнуты; кончик языка расположен за нижними резцами, но не касается их; задняя часть языка образует смычку с нёбом, которая разрывается под действием воздушной струи; нёбная занавеска поднята; голосовые складки сомкнуты:
Карточка 10.3.
1)[j]; 2) [х]; 3) [г]; 4) [к]; 5) [ч]; 6) [ш]; 7) [ц]? |
Какому звуку соответствует следующий уклад органов артикуляций: губы занимают положение следующего гласного; зубы разомкнуты; кончик языка занимает положение за нижними резцами; задняя часть языка поднята к нёбу, но не образует с ним смычки; нёбная занавеска поднята и закрывает проход в носовую полость; голосовые складки разомкнуты:
Карточка 10.4.
Какой звук является опорным для постановки [к]: 1) [с];
2) [т];
3) [д];
4) [з]?
Карточка 10.5.
Какой звук является опорным для постановки [х]: 1) [д];
2) [з];
3) [с];
4) [т]?
Карточка 10.6.
Какой звук является опорным для постановки [г]: 1) [т];
2) [д];
3) [з];
4)[с]?
Карточка 10.7.
Какой звук является опорным для постановки [j]: 1) [с];
2) [д];
3) [з];
4) [т]?
Практические задания
1. Составьте план-конспект занятия по устранению нарушения произношения задне- и среднеязычных звуков.
2. Подберите материал для дифференциации звуков [г] — [д]; [к] — [т]; [г] — [к] в словах, предложениях и стихотворениях.
Рекомендуемый библиографический список
1. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М., 2002.
2. Правдина О.В. Логопедия. — М., 1973.
3. Филичева Т.Е., Чевелева НА., Чиркина Г.В. Основы логопедии. — М., 1989.
|
4. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1996.
68
Семинарское занятие №11
НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!