Глава 9. Культивируемые биологические ресурсы — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Глава 9. Культивируемые биологические ресурсы

2019-07-13 181
Глава 9. Культивируемые биологические ресурсы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Понятие и особенности нормативного содержания

культивируемых биологических ресурсов

 

Для эффективного регулирования общественных отношений, касающихся культивируемых биологических ресурсов в качестве имущественных объектов в аспекте государственной казны, необходимо прежде всего определить само понятие и классификацию культивируемых биологических ресурсов.

Речь идет о новых и улучшенных сортах растений, породах животных и штаммов микроорганизмов, которые были получены человеком в результате селекции, т.е. путем искусственного отбора.

В соответствии со ст. 9 Конституции РФ культивируемые биологические ресурсы, будучи элементом природных ресурсов, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории. Государственная собственность на культивируемые биологические ресурсы подразделяется на федеральную собственность и собственность субъектов РФ. Культивируемые биологические ресурсы могут находиться в муниципальной собственности в качестве имущества городских и сельских поселений, а также других муниципальных образований (ст. 215 ГК РФ).

Природные и экономические свойства культивируемых биологических ресурсов определяют их роль и место в жизнедеятельности народов, проживающих на определенной территории. Закрепление конституционного принципа использования и охраны природных ресурсов в качестве основы жизнедеятельности служит базовым положением для правового регулирования рационального применения культивируемых биологических ресурсов в производстве продовольствия и ведении сельского хозяйства, а также их охраны в национальном законодательстве. Поскольку вопросы оборота культивируемых биологических ресурсов в сельском хозяйстве взаимосвязаны с вопросами торговли и окружающей среды, то правовое регулирование общественных отношений, возникающих в связи с культивируемыми биологическими ресурсами, на национальном уровне осуществляется различными отраслями законодательства, в том числе гражданским, экологическим, аграрным и административным. Вместе с тем для развития национального законодательства имеют огромное значение международные акты в данной сфере отношений.

В соответствии с Конвенцией о биологическом разнообразии биологические ресурсы включают генетические ресурсы, организмы или их части, популяции или любые другие биотические компоненты экосистемы, имеющие фактическую или потенциальную полезность или ценность для человечества.

Генетические ресурсы - это любой материал растительного, животного, микробного или иного происхождения, содержащий функциональные единицы наследственности и представляющий фактическую или потенциальную ценность.

Одомашненные или культивируемые виды означают виды, на процесс эволюции которых оказывает воздействие человек в целях удовлетворения своих потребностей <1>.

--------------------------------

<1> Конвенция о биологическом разнообразии // СЗ РФ. 1996. N 19. Ст. 2254.

 

В соответствии с Международным договором о растительных генетических ресурсах для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства от 3 ноября 2001 г. <1> растительные генетические ресурсы для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства означают любой генетический материал растительного происхождения (любой материал растительного происхождения, включая репродуктивный и вегетативный материал для размножения, содержащий функциональные единицы наследственности), представляющий фактическую или потенциальную ценность для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства.

--------------------------------

<1> Международный договор о растительных генетических ресурсах для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства от 3 ноября 2001 г. // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/genetic_resources.pdf.

 

Согласно Конвенции о биологическом разнообразии под биотехнологиями понимается любой вид технологий, связанный с применением биологических систем, живых организмов или их производных для изготовления или изменения продуктов или процессов с целью конкретного использования <1>.

--------------------------------

<1> Конвенция о биологическом разнообразии // СЗ РФ. 1996. N 19. Ст. 2254.

 

Картахенский протокол по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии, принятый 29 января 2000 г., через восемь лет после Конвенции определяет, что "современная биотехнология" означает применение методов in vitro с использованием нуклеиновых кислот, включая рекомбинантную дезоксирибонуклеиновую кислоту (ДНК) и прямую инъекцию нуклеиновых кислот в клетки или органеллы. Кроме того, используются методы, основанные на слиянии клеток организмов с разным таксономическим статусом. Эти методы позволяют преодолеть естественные физиологические репродуктивные или рекомбинационные барьеры и не являются традиционными для выведения и селекции <1>.

--------------------------------

<1> Картахенский протокол по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии от 29 января 2000 г. // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/cartagena/pdf (дата обращения: 03.05.2014).

 

Данные определения биотехнологии показывают, насколько глубоко проникла наука в природную сущность всего живого. Посредством биотехнологий в настоящее время возможно получение специфическими способами культивируемых биологических ресурсов.

Анализ международных актов и национального законодательства позволяет выделить следующие компоненты культивируемых биологических ресурсов:

- биологические ресурсы растений: семена сельскохозяйственных растений, семена лесных растений <1> и зерно <2>;

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ "О семеноводстве" // СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5715.

<2> Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4973-1 "О зерне" // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 22. Ст. 799.

 

- биологические ресурсы животных: племенная продукция (материал) <1> и штаммы микроорганизмов;

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 3 августа 1995 г. N 123-ФЗ "О племенном животноводстве" // СЗ РФ. 1995. N 32. Ст. 3199.

 

- генетические ресурсы: любой материал, содержащий наследственную генетическую информацию, заключенную в генетическом коде культивируемых живых организмов;

- биотехнологии.

Таким образом, можно сказать, что культивируемые биологические ресурсы - это комплексное понятие, которое включает в себя виды ресурса и биотехнологии как способ получения того или иного вида ресурса или технологии его использования. При этом возможно следующее определение: культивируемые биологические ресурсы включают в себя виды живых организмов, на процесс эволюции которых оказывает воздействие человек в целях удовлетворения своих потребностей, а также имеющие фактическую или потенциальную полезность или ценность для человечества.

Следует подчеркнуть, что основная функция культивируемых биологических ресурсов - это обеспечение продовольственной безопасности страны. Культивируемые биологические ресурсы - основа для производства продовольствия, фармацевтики и ведения сельского хозяйства.

Именно развитие биотехнологий существенно изменило традиционную селекцию, в ходе которой генотип растений и пород животных подвергался изменениям косвенно в искусственных условиях. Биотехнологии позволяют вмешиваться в генетический аппарат и подвергать живые организмы целенаправленной модификации, отбирая лучшие среди искусственно созданных генотипов. Кроме того, биотехнологии открыли и проявили особую ценность такого элемента культивируемых биологических ресурсов, как генетические ресурсы, которые, по сути, представляют народное достояние. Поэтому государство обязано обеспечить сохранность национальных генетических ресурсов, в том числе и для будущих поколений. В то же время столь высокий статус культивируемых биологических ресурсов не умаляет их значения как частноправового источника пополнения государственной казны и в денежном эквиваленте в качестве источника неналогового дохода бюджета. Поскольку биотехнологии неотделимы от культивируемых биологических ресурсов, как способ их получения, то они также представляют перспективный экономический ресурс для казны государства.

 

Классификация культивируемых биологических ресурсов

 

Культивируемые биологические ресурсы как один из видов природных ресурсов можно классифицировать:

1) по своему происхождению как ресурсы, в основе которых природные компоненты растительного и животного мира;

2) по критерию использования, как ресурс производственный (сельское хозяйство, лесное хозяйство, фарминдустрия, продукция биотехнологий);

3) по видам хозяйственного использования, как ресурс сельскохозяйственного семеноводства, племенного животноводства.

Культивируемые биологические ресурсы, как актив государственной казны в широком смысле, являются распределенными или учтенными активами, так как в виде имущества закрепляются на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными предприятиями или учреждениями, созданными собственником такого имущества - Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием.

Культивируемые биологические ресурсы можно разделить на материальные активы (вещественная форма, например, семена) и нематериальные активы (интеллектуальные права, например, на селекционные достижения).

В контексте общепризнанных международных стандартов об активах, принадлежащих государству на праве собственности, в соответствии с Руководством по Статистике государственных финансов 2001 г. МВФ <1>, в случае закрепления за Российской Федерацией и субъектами РФ права собственности на культивируемые биологические ресурсы в материальной форме (например семена, племенной материал) культивируемые биологические ресурсы (AN115) можно отнести к основным фондам нефинансовых произведенных активов в качестве отдельного вида. В том случае, когда в процессе селекции биологических ресурсов были получены селекционные достижения, то они как продукты интеллектуальной собственности (AN117), в качестве объектов правовой охраны являются типом актива основных фондов и относятся к нематериальным произведенным нефинансовым активам.

--------------------------------

<1> Руководство по Статистике государственных финансов 2001 г. Международного валютного фонда // http://www.imf.org/external/pubs/ft/gfs/manual/rus/.

 

Таким образом, в зависимости от того, в какой форме культивируемые биологические ресурсы выступают объектами имущественных прав, учет культивируемых биологических ресурсов происходит либо по типу материальных основных фондов либо по типу нематериальных основных фондов произведенных нефинансовых активов.

 

Специфика формирования и использования

культивируемых биологических ресурсов

 

По своей природе культивируемые биологические ресурсы социально-экономически значимы в продовольственной и сельскохозяйственной сфере, поэтому экономические выгоды от создания и использования этого ресурса исходя из мотивов общественного блага должны иметь публичный характер.

Вместе с тем культивируемые биологические ресурсы в качестве актива казны обладают стоимостной оценкой. Такой оценке подлежат с учетом специфики происхождения культивируемые биологические ресурсы в материальной форме (например семена, животные) и имущественные права, вытекающие из патентных прав на селекционное достижение или связанное с ним изобретение, которое может быть получено в том числе с помощью биотехнологий.

Следует отметить, что частноправовые источники формирования государственной казны зависят в разные исторические периоды от экономических условий, которые оказывают существенное влияние на хозяйственную деятельность государства. В России исторически сложилось так, что при развитии новых отраслей экономики, особенно когда это требует значительных капиталовложений в промышленное производство, науку или когда частная инициатива еще недостаточно созрела, государство берет на себя развитие научной и хозяйственной деятельности в таких отраслях экономики. Получение и использование культивируемых биологических ресурсов и связанных с ними биотехнологий требуют серьезных капиталовложений в научные исследования и производство, которое в нашей стране может обеспечить пока только государство.

Рассмотрим культивируемые биологические ресурсы, выступающие как актив казны, с точки зрения гражданского законодательства.

Культивируемые биологические ресурсы как один из видов природных ресурсов являются государственной собственностью, если не находятся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований (ч. 2 ст. 214 ГК РФ). Культивируемые биологические ресурсы могут быть объектом имущественных прав двойственно, с одной стороны, непосредственно в материальной форме (например семена сельскохозяйственных и лесных растений, генетический материал), с другой стороны, в виде интеллектуальных прав на селекционные достижения (например сорт растений или племенная продукция).

Так, в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ "О семеноводстве" <1> формируются федеральные и страховые фонды семян сельскохозяйственных растений и (или) лесных растений для оказания помощи хозяйствующим субъектам, занятым производством сельскохозяйственной продукции или осуществляющим ведение лесного хозяйства, в случаях стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций. Федеральный фонд семян сельскохозяйственных растений и федеральный фонд лесных растений представляют федеральную собственность. В данном случае имуществом, принадлежащим на праве собственности Российской Федерации, будут запасы семян сельскохозяйственных растений и (или) лесных растений, имеющие целевое назначение.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ "О семеноводстве" // СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5715.

 

В субъектах РФ предусматривается формирование страховых фондов семян сельскохозяйственных растений и лесных растений на случай неурожая (ст. 23 Федерального закона "О семеноводстве"). Созданные в субъектах РФ страховые фонды семян сельскохозяйственных растений являются собственностью субъектов РФ, поскольку формируются и используются в порядке, определяемом исполнительной властью соответствующего субъекта РФ за счет средств бюджета субъекта РФ. В то же время недостаточно ясен статус страховых фондов семян лесных растений в субъектах РФ, порядок формирования и использования которых в соответствии с Федеральным законом "О семеноводстве" должен определяться специально уполномоченным федеральным органом управления лесным хозяйством.

Из Приказа Рослесхоза от 8 декабря 2010 г. N 473 "Об утверждении ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Федерального агентства лесного хозяйства федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности" <1> не усматривается государственной услуги по формированию в субъектах РФ страховых фондов семян лесных растений. Таким образом, остаются открытыми вопросы, связанные с правом собственности на страховые фонды семян лесных растений в субъектах РФ, а также неясно, за счет средств какого бюджета бюджетной системы РФ должно осуществляться их формирование.

--------------------------------

<1> Приказ Рослесхоза от 8 декабря 2010 г. N 473 "Об утверждении ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Федерального агентства лесного хозяйства федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности" (первоначальный текст документа опубликован не был).

 

Поскольку Федеральным законом "О семеноводстве" на Правительство РФ возложена обязанность по определению порядка формирования и использования федеральных фондов семян сельскохозяйственных растений и лесных растений, то в рамках своих полномочий Правительство РФ издало Постановление от 1 октября 2001 года N 698 "Об утверждении Положения о формировании и использовании федерального фонда семян сельскохозяйственных растений" <1> и Постановление от 3 октября 1998 г. N 1151 "Об утверждении Положения о формировании и использовании федерального фонда семян лесных растений" <2>, из которых усматривается, что, помимо безвозмездного отпуска семян сельскохозяйственных и лесных растений, составляющих фонды, допускается приносящая доход деятельность с последующим зачислением в доход федерального бюджета средств, полученных от реализации семян сельскохозяйственных и лесных растений.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 1 октября 2001 г. N 698 "Об утверждении Положения о формировании и использовании федерального фонда семян сельскохозяйственных растений" // СЗ РФ. 2001. N 41. Ст. 3956.

<2> Постановления Правительства РФ от 3 октября 1998 г. N 1151 "Об утверждении Положения о формировании и использовании федерального фонда семян лесных растений" // СЗ РФ. 1998. N 41. Ст. 5025.

 

Из Постановления Правительства РФ от 1 октября 2001 г. N 698 "Об утверждении Положения о формировании и использовании федерального фонда семян сельскохозяйственных растений" следует, что федеральный фонд семян сельскохозяйственных растений формируется посредством заключения государственных контрактов на закупку и ответственное хранение семян сельскохозяйственных растений. Функции государственного заказчика по закупке семян осуществляет Министерство сельского хозяйства РФ, которое на конкурсной основе вправе передать часть своих функций государственного заказчика другим организациям независимо от их организационно-правовой формы. Минсельхоз РФ осуществляет управление и контроль сформированным таким образом федеральным фондом семян сельскохозяйственных растений.

Интересно, что при данном подходе к формированию федерального фонда семян Минсельхоз РФ принимает решение о продаже семян из фонда, а поставщик отпускает получателям (потребителям) семена на основе отгрузочных разнарядок, выдаваемых Минсельхозом РФ. При этом плата за семена поступает от потребителей на расчетные счета поставщиков, после чего в установленном порядке перечисляется в доход федерального бюджета (п. п. 9 и 11 Постановления Правительства РФ от 1 октября 2001 г. N 698). Данная схема отношений не укладывается в существующие правила формирования неналоговых доходов бюджета от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, установленные Бюджетным кодексом РФ. Кроме того, Федеральный закон "О семеноводстве" прямо не указывает продажу семян федерального фонда в качестве источника неналогового дохода бюджета.

В то же время федеральный фонд семян лесных растений имеет иную правовую конструкцию его формирования и использования. Согласно Приказу Рослесхоза от 8 декабря 2010 г. N 473 "Об утверждении ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Федерального агентства лесного хозяйства федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности" формирование и хранение федерального фонда семян лесных растений является государственной услугой, которую оказывает Федеральное бюджетное учреждение "Рослесозащита".

В соответствии с бюджетным и гражданским законодательством федеральное бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность, если такая деятельность прописана в учредительных документах и служит достижению целей, ради которых оно создано. Доходы, полученные от такой деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения. Вместе с этим бюджетное законодательство предусматривает предоставление субсидий бюджетному учреждению, включая субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием им государственных услуг (выполнением работ), юридическим и (или) физическим лицам в рамках государственного задания.

Учитывая положения Федерального закона "О семеноводстве" во взаимосвязи с бюджетным и гражданским законодательством, полагаем, что не исключается правовая конструкция, когда федеральный фонд семян сельскохозяйственных растений и федеральный фонд семян лесных растений могут иметь статус федерального казенного учреждения. Последнее получает бюджетное финансирование в рамках государственного задания на оказание государственных услуг по формированию и использованию федерального фонда семян сельскохозяйственных растений или лесных растений. Такой федеральный фонд может осуществлять приносящую доход деятельность, если такое право установлено в его учредительных документах. Доходы, полученные федеральным казенным учреждением от соответствующей деятельности, должны поступать в федеральный бюджет (ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, ст. 298 Гражданского кодекса РФ), будучи неналоговым доходом федерального бюджета.

Таким образом, федеральный фонд семян лесных растений может иметь два разных правовых режима государственного имущества, в зависимости от статуса федерального учреждения.

Если федеральный фонд семян лесных растений формируется федеральным казенным учреждением, то денежные средства, получаемые федеральным казенным учреждением от оборота запасов семян лесных растений, с точки зрения бюджетного законодательства являются неналоговым доходом федерального бюджета. Полученные федеральным казенным учреждением таким образом денежные средства по гражданскому законодательству являются федеральным государственным имуществом. Это объясняется тем, что федеральное казенное учреждение от имени Российской Федерации осуществляет права собственника на федеральный фонд семян, в том числе на приносящую доход деятельность с использованием федерального фонда семян.

Если федеральный фонд семян лесных растений формируется федеральным бюджетным учреждением, то денежные средства, получаемые федеральным бюджетным учреждением от продажи запасов семян лесных растений, по бюджетному законодательству не являются доходом федерального бюджета. Полученные федеральным бюджетным учреждением таким образом денежные средства поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения. На наш взгляд, полученные доходы представляют собой государственное имущество, поскольку федеральное бюджетное учреждение, хотя и самостоятельно распоряжается этими доходами, тем не менее федеральное бюджетное учреждение создается государством в определенных целях и от его имени осуществляет права собственника на федеральный фонд семян и на доходы, полученные от приносящей доход деятельности.

В любом случае федеральные фонды семян сельскохозяйственных и лесных растений являются государственным имуществом, принадлежащим на праве собственности Российской Федерации, следовательно, именно экономический анализ покажет, в каком правовом статусе эффективнее использовать это имущество в качестве экономического ресурса в государственном хозяйстве.

Если рассмотреть правовой статус автономного учреждения, то несложно заметить, что он имеет много общего со статусом бюджетного учреждения. Однако имеются и отличия. Так, собственник имущества (Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование) автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" // СЗ РФ. 1996. N 45. Ст. 4626.

 

На наш взгляд, полученные таким образом доходы автономного учреждения - это государственное имущество. Тем не менее законодатель лишил собственника права на доходы, полученные автономным учреждением от собственной деятельности и использования этим же автономным учреждением имущества, закрепленного за ним собственником, придав тем самым наибольшую автономность хозяйственной деятельности данного вида учреждений. Поскольку именно эта существенная особенность в статусе автономного учреждения не позволяет рассматривать полученные доходы в качестве неналоговых доходов соответствующего бюджета, то, на наш взгляд, статус автономного учреждения наименее подходит для использования культивируемых биологических ресурсов как экономического ресурса государства с целью пополнения казны.

В принципе в отношении фондов зерна государство использует тот же подход формирования, что и к федеральному фонду семян сельскохозяйственных растений. Согласно Закону Российской Федерации "О зерне" государство формирует государственные фонды зерна на федеральном и региональном уровнях за счет закупок зерна на контрактной основе в зонах его товарного производства на территории Российской Федерации, а при необходимости - за счет закупок зерна и за ее пределами. Зерно, закупленное в федеральный фонд, является собственностью Российской Федерации и независимо от места его хранения учитывается отдельно от аналогичных ресурсов региональных фондов <1>.

--------------------------------

<1> Закон РФ от 14 мая 1993 г. N 4973-1 "О зерне" // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 22. Ст. 799.

 

Другой подход к культивируемым биологическим ресурсам применяет государство в сфере племенного животноводства. Федеральный закон "О племенном животноводстве" <1> не предусматривает создание каких-либо государственных или муниципальных фондов племенной продукции, ограничиваясь контрольно-надзорными функциями государства в этой сфере. Вместе с тем созданное Российской Федерацией ОАО "Росагролизинг" (99,99% акций принадлежит Российской Федерации) в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. N 717 <2>, обеспечивает отечественных сельхозпроизводителей племенной продукцией (материалом).

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 3 августа 1995 г. N 123-ФЗ "О племенном животноводстве" // СЗ РФ. 1995. N 32. Ст. 3199.

<2> Постановление Правительства РФ "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" // СЗ РФ. 2012. N 32. Ст. 4549.

 

Современные биотехнологии являются по своей сути основой для создания новых культивируемых биологических ресурсов, и только государство обладает научным потенциалом в этой сфере и может обеспечить значительные капиталовложения в развитие данной отрасли экономики. В связи с этим представляет интерес новелла о статусе бюджетного научного учреждения в Федеральном законе от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О науке и государственной научно-технической политике". Бюджетные научные учреждения и созданные государственными академиями наук научные учреждения имеют право без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ. Деятельность последних заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (баз данных, изобретений, селекционных достижений), исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям.

Денежные средства, оборудование и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении бюджетного научного учреждения или созданного государственной академией наук научного учреждения, могут быть внесены в качестве вклада в уставный капитал создаваемого хозяйственного общества в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ. Бюджетные научные учреждения и созданные государственными академиями наук научные учреждения в качестве вклада в уставные капиталы таких хозяйственных обществ вносят подлежащее денежной оценке право использования результатов интеллектуальной деятельности (баз данных, изобретений, селекционных достижений), исключительные права на которые сохраняются за данными научными учреждениями. При этом внесенное в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ право использования результатов интеллектуальной деятельности не может предоставляться хозяйственными обществами третьим лицам по договору, а также передаваться третьим лицам по иным основаниям, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доходы от распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ, учредителями (участниками) которых являются бюджетные научные учреждения или созданные государственными академиями наук научные учреждения, часть прибыли хозяйственных обществ, полученная данными научными учреждениями (дивиденды), поступают в их самостоятельное распоряжение. Они учитываются на отдельном балансе и направляются только на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам, а также на осуществление уставной деятельности данных научных учреждений <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" // СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.

 

Данный подход государства к использованию нематериальных активов представляется наиболее перспективным и высокодоходным, открывает новые возможности совершенствования правового регулирования в сфере использования культивируемых биологических ресурсов как интеллектуальных прав на селекционное достижение или связанное с ним изобретение, которое может быть получено в том числе с помощью биотехнологий.

На наш взгляд, при изменении экономических условий государство может использовать получаемые таким образом доходы от использования в том или ином виде культивируемых биологических ресурсов научных учреждений в качестве неналоговых доходов соответствующего бюджета.

В рамках исследуемого нами вопроса можно рассматривать государственную казну в широком смысле, в качестве казны государства как единого публично-территориального образования, без учета ее разделения по форме государственного устройства, хотя бы потому, что в историческом развитии государства имеют разные формы государственного устройства. При таком взгляде на государственную казну в состав казны включается все имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям. Видимо, поскольку ныне Россия является федеративным государством, то гражданское законодательство разделяет государственную казну на государственную казну Российской Федерации и государственную казну субъектов РФ, не забывая при этом про казну муниципального образования как казну публично-правового образования.

При подходе к государственной казне в широком смысле в качестве одного из ее элементов можно рассматривать закрепленные за федеральным казенным учреждением культивируемые биологические ресурсы, которые представляют собой учтенное государственное имущество Российской Федерации. Оно находится в оперативном управлении федерального казенного учреждения в совокупности с доходами, полученными казенным учреждением от использования этого имущества. Именно при таком взгляде на казну государства можно говорить о том, что трансформация казны проходит следующие процедуры и процессы.

Оставляя без внимания цели приращения казны, заметим, что поступление в казну культивируемых биологических ресурсов может происходить из внешних источников посредством государственных (муниципальных) закупок, а также в результате хозяйственной деятельности с использованием таких ресурсов публичным образованием. В результате хозяйственной деятельности государство получает доход в денежной форме от использования этого имущества (в материальной или нематериальной форме), который может стать источником неналогового дохода соответствующего бюджета или остаться в виде приращенного государственного имущества. Поступившие в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ денежные средства, полученные от хозяйственной деятельности государства, переходят из частноправовой сферы отношений в публично-правовую сферу. Если же денежные средства, полученные от хозяйственной деятельности государства, остаются в виде приращенного имущества в собственности государства (например в самостоятельном распоряжении бюджетного учреждения), то перехода из частноправовой сферы отношений в публично-правовую сферу не происходит, денежные средства остаются циркулировать в частноправовой сфере отношений, в том числе переходя в материальную форму и обратно.

В качестве элемента государственной казны в широком смысле можно рассматривать также закрепленные за федеральным бюджетным учреждением культивируемые биологические ресурсы в качестве учтенного государственного имущества Российской Федерации, находящегося на праве оперативного управления, а также доходы, полученные бюджетным учреждением от использования этого имущества, несмотря на то что доходы не поступают в федеральный бюджет, а остаются в самостоятельном распоряжении бюджетного учреждения.

Изложенные выше подходы к формированию казны государства применимы к казенным и бюджетным учреждениям в субъектах РФ и муниципальных образованиях.

Таким образом, можно сделать вывод, что государство использует различные формы и способы по формированию и управлению государственным имуществом в сфере культивируемых биологических ресурсов, такое управление не имеет единых принципов и стандартов.

 

Источники правового регулирования

 

Общественные отношения, связанные с культивируемыми биологическими ресурсами, регулируются различными отраслями права. Правовое регулирование в сфере культивируемых биологических ресурсов и связанных с ними биотехнологий ярко проявляет сочетание публично-правовых и частноправовых механизмов. Например, отношения по селекции новых сортов растений или пород животных регулируются аграрным и гражданским законодательствами; отношения, связанные с формированием государственных фондов зерна или семян, - бюджетным, гражданским, аграрным законодательствами. Международное сотрудничество по вопросам сохранения культивируемых биологических ресурсов и обеспечения биобезопасности и доступности к генетическим ресурсам и биотехнологиям регулируется международными правовыми актами.

В связи с тем, что развитие новых биотехнологий с использованием культивируемых биологических ресурсов позволяет развивать высокодоходные отрасли промышленного производства в экономике многих стран мира, наибольшую актуальность в условиях глобализации имеют международные правовые акты.

В Конвенции о биологическом разнообразии <1>, подтверждающей, что государства обладают суверенными правами на свои собственные биологические ресурсы, устанавливаются следующие цели: 1) сохранение биологического разнообразия, 2) устойчивое использование его компонентов и 3) совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с применением генетических ресурсов, в том числе путем 4) предоставления необходимого доступа к генетическим ресурсам и путем 5) надлежащей передачи соответствующих технологий с учетом всех прав на такие ресурсы и технологии.

--------------------------------

<1> Конвенция о биологическом разнообразии // СЗ РФ. 1996. N 19. Ст. 2254.

 

Поскольку развитие биотехнологий и их использование в изменении генетического материала вызывают вопросы, связанные с биобез<


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.