Глава 10. Культурные ценности — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Глава 10. Культурные ценности

2019-07-13 160
Глава 10. Культурные ценности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Еще дореволюционными авторами в составе публичного имущества особо выделялась такая его часть, которая важна не столько для получения дохода, сколько для удовлетворения интересов всего общества и будущих поколений <1>. Думается, что подобное значение имеют в том числе и культурные ценности государства <2>.

--------------------------------

<1> См., напр.: Ходский Л.В. Основы государственного хозяйства. Пособие по финансовой науке. 2-е изд., пересмотренное и значительно доп. СПб., 1901. С. 28.

<2> Следует оговориться, что в дореволюционной науке к указанному виду государственных имуществ в строгом смысле относили леса, земли и т.п.

 

Понятие культурных ценностей

 

Этимологическое содержание понятия "культурные ценности" раскрывается в рамках культурологии, а также философии, точнее одного из ее разделов - аксиологии.

Слово "культура" в первом своем приближении означает обработку, возделывание, образование <1>. Позднее под культурой стало пониматься все то, что создано человеком и существует благодаря его физическому и умственному труду, т.е. совокупность материальных и духовных достижений общества в области технического прогресса, производственного опыта, науки, искусства, литературы и в других сферах жизни общества <2>. В этом смысле понятие культуры, в отличие от понятия природы, характеризует мир человека <3>.

--------------------------------

<1> Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1995. Т. 2: И - О. С. 217.

<2> Стешенко Л.А., Тепферов В.Д. О памятниках истории и культуры. М., 1977. С. 5.

<3> Российский энциклопедический словарь: В 2 т. / Гл. ред. А.М. Прохорова. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. Т. 1 (А - Н). С. 784.

 

В свою очередь, над значением понятия "ценность" размышляли такие видные философы, как М. Вебер <1>, Ф. Гегель <2>, Г. Риккерт <3>, М. Шелер <4> и другие.

--------------------------------

<1> Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия. М., 2006. С. 410.

<2> Гегель Ф. Философия права. М., 1990. С. 404.

<3> Риккерт Г. О системе ценностей. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. С. 365; Он же. Ценности жизни и культурные ценности. М., 1912 - 1913. Кн. I и II. С. 35.

<4> Островский Э.В. История и философия науки. М., 2007. С. 129.

 

В целом с философской точки зрения ценность рассматривается как предмет, имеющий пользу и способный удовлетворять ту или иную потребность человека; как идеал; как значимость чего-либо для человека или социальной группы <1>.

--------------------------------

<1> Рузавин Г.И. Логика и аргументация: Учебное пособие. М., 1997. С. 335.

 

Особый интерес для настоящего исследования представляет предложенная В.П. Тугариновым классификация ценностей: ценности жизни и ценности культуры <1>. Под ценностями жизни понимается все то, что дано человеку природой, - сама жизнь, здоровье, окружающая среда и т.п. Ценности же культуры создаются не природой, как таковой, а самими людьми.

--------------------------------

<1> Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л., 1968. С. 23 - 24.

 

В юридической литературе общепризнанным считается мнение о том, что правовым регулированием охватываются не все общественные отношения, связанные с культурными ценностями в философском их представлении <1>.

--------------------------------

<1> См., напр.: Булатов Р.Б. Культурные ценности: Правовая регламентация и юридическая защита: Дис.... канд. юрид. наук: 12.00.01. СПб., 1995. С. 32; Долгов С.Г. Культурные ценности как объекты гражданских прав и их защита. Гражданско-правовые и криминалистические аспекты: Дис.... канд. юрид. наук: 12.00.09. М., 2000. С. 21; Александрова М.А. Гражданско-правовой режим культурных ценностей в РФ: Дис.... канд. юрид. наук: 12.00.03. СПб., 2007. С. 15.

 

В частности, М.А. Александрова справедливо отмечает, что существуют такие культурные ценности в философском понимании названной категории, отношения по поводу которых в принципе не могут быть урегулированы правом. Вне права происходят, например, сохранение и использование эстетических ценностей, ценностей морали и т.п. Общественные отношения же по поводу иных материальных и духовных культурных ценностей поддаются правовому регулированию <1>.

--------------------------------

<1> Александрова М.А. Указ. соч.

 

К сожалению, законодателем не были должным образом восприняты небезосновательные аргументы правовой доктрины. Так, Основы законодательства Российской Федерации о культуре <1> содержат одну из возможных философских дефиниций культурных ценностей: "нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты".

--------------------------------

<1> Основы законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденные Верховным Советом Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 46. Ст. 2615.

 

Действительно, достаточно трудно себе вообразить, как некоторые из перечисленных категорий, например "нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения", могут выступать в качестве объектов правового регулирования, по поводу которых у субъектов отношений при определенных обстоятельствах возникают соответствующие права и обязанности. Это дает основания полагать, что легальная дефиниция понятия культурных ценностей является абстрактной и в значительной степени декларативной.

Вместе с тем определение исследуемого понятия встречается и в иных нормативных правовых актах, посвященных охране и использованию культурных ценностей. Так, в Законе РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" <1> (далее - Закон РФ о вывозе) закреплена дефиниция, выводимая из содержания ст. ст. 6 и 7 названного Закона, согласно которой под культурными ценностями понимаются исключительно движимые предметы материального мира, имеющие историческое, художественное, научное и иное культурное значение по установленным категориям. Утилитарность названного определения вполне объясняется предметом его регулирования.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 20. Ст. 718.

 

При этом в других законодательных актах, устанавливающих правовой инструментарий в сфере регулирования культурных ценностей, делается отсылка именно на названное выше специальное определение культурных ценностей (например, ст. 3 Федерального закона от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" <1> (далее - Федеральный закон о Музейном фонде РФ), ст. 4 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 64-ФЗ "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" <2> (далее - Федеральный закон о перемещенных культурных ценностях)).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996 N 22. Ст. 2591.

<2> СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1799.

 

В российском законодательстве о культуре содержатся также и другие категории, связанные с культурными ценностями, в частности "культурное наследие народов РФ", "культурное достояние народов РФ", "особо ценные объекты культурного наследия народов РФ".

Как отмечает С.Г. Долгов, культурные ценности во всем своем многообразии составляют неотъемлемую часть культурного наследия народов РФ. При этом их соответствующая группа отнесена к категории особо ценных объектов культурного наследия, в связи с чем обладает особым правовым статусом <1>. Таким образом, указанные понятия, будучи родственными, составляют взаимосвязанную систему, системообразующим звеном в которой выступают культурные ценности.

--------------------------------

<1> Долгов С.Г. Указ. соч. С. 70.

 

Основы законодательства РФ о культуре определяют культурное наследие народов РФ (далее - культурное наследие) как материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения самобытности и развития РФ и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.

Несмотря на признание законодателем за культурным наследием как материальной, так и нематериальной (духовной) природы образующих его культурных ценностей, к объектам культурного наследия в силу ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" <1> (далее - Федеральный закон об объектах культурного наследия) относятся лишь объекты недвижимого имущества со связанными с ними предметами материальной культуры. При этом не случайно далее после понятия "объекты культурного наследия" законодатель в скобках делает ремарку "памятники истории и культуры" имея в виду, по всей видимости, их узкое значение.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2519.

 

Что же касается культурного достояния народов РФ, то, невзирая на закрепление в ст. 3 Основ законодательства РФ о культуре его легального определения, анализ дальнейших положений названного нормативного документа, в том числе раздела IV, показывает, что термины "культурное наследие" и "культурное достояние" используются законодателем в некоторых случаях как равнозначные.

Следует заметить, что подобное терминологическое разнообразие в указанной сфере вполне традиционно для российского законодательства. Так, в дореволюционном российском законодательстве применительно к исследуемым объектам никогда не существовало единой терминологической системы. В различные исторические периоды в разрозненных законодательных актах рассматриваемые объекты обозначались в Российской империи по-разному: их называли "старинными редкостями", "куриозными и диковинными вещами", "древностями", впоследствии - "памятниками". Кроме того, в дореволюционной России так никогда и не был принят основополагающий специальный законодательный акт, посвященный регулированию исследуемых общественных отношений. Лишь к середине XX в. уже в советском законодательстве сформировался комплексный массив законодательства о культуре и закрепились основные термины: "культурные ценности" и "памятники истории и культуры" <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Охрана культурного наследия в документах XVII - XX вв. Хрестоматия. М., 2000. Т. I; Разгон А.М. Охрана исторических памятников в дореволюционной России // История музейного дела в СССР. М., 1957. Цит. по: Александрова М.А. Указ. соч. С. 26 - 27.

 

Возвращаясь к анализу содержания исследуемого понятия, считаем не лишним остановиться на международно-правовом регулировании отношений, складывающихся по поводу культурных ценностей.

М.А. Александрова в своем диссертационном исследовании указывает на традиционность подходов международного права в раздельном регулировании материальных культурных ценностей и объектов интеллектуальной собственности (правовое выражение нематериальных (духовных) культурных ценностей. - Авт.). При этом в обоснование своих доводов она приводит международные акты, которые условно поделены на два самостоятельных блока, в том числе: 1) Конвенция ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 г.; 2) Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. <1>.

--------------------------------

<1> Александрова М.А. Указ. соч. С. 25.

 

Несомненно, указанная Конвенция ЮНЕСКО закрепляет понятие "культурные ценности" лишь сквозь призму материальной природы данного явления. Однако это можно вполне объяснить спецификой отношений, регулируемых ею: "ввоз, вывоз и передача права собственности".

Кроме того, названный автор упускает из виду другую Конвенцию ЮНЕСКО, а именно Конвенцию об охране нематериального культурного наследия, заключенную в г. Париже 17 октября 2003 г. <1>.

--------------------------------

<1> Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".

 

Одним из государств-участников, ратифицировавших указанную Конвенцию, является Республика Беларусь. 9 января 2006 г. ею была принята новая редакция Закона от 13 ноября 1992 г. N 1940-XII "Об охране историко-культурного наследия" <1>, в которую в соответствии с Конвенцией ЮНЕСКО от 17 октября 2003 г. были включены некоторые новые понятия, в частности понятие "нематериальные историко-культурные ценности". Они представляли собой в силу ст. 12 различные проявления нематериального творчества человека, в том числе обычаи, традиции, обряды, фольклор (устное народное творчество), язык, его диалекты, содержание геральдических, топонимических объектов и произведений народного искусства <2>.

--------------------------------

<1> Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. N 30. С. 504.

<2> См. Сташкевич А.Б. Вопросы инвентаризации нематериального наследия Республики Беларусь // http://www.unesco.org/culture/ich/doc/src/00193-RU.pdf (дата обращения: 03.08.2013).

 

К сожалению, Россия не является участницей указанной международной Конвенции. Тем не менее стоит обратить внимание на то, что многие из перечисленных в Законе Республики Беларусь нематериальных объектов входят в российскую легальную дефиницию культурных ценностей, содержащуюся в ст. 3 Основ законодательства РФ о культуре. Более того, некоторые нематериальные культурные ценности все же получили свое законодательное воплощение в качестве элементов культурного наследия. В частности, объекты топонимики регулируются Федеральным законом от 18 декабря 1997 г. N 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов" <1>, в преамбуле которого декларируется установление правовых основ регистрации, учета и сохранения наименований географических объектов как составной части исторического и культурного наследия народов РФ. Однако общие подходы в регулировании отношений по поводу учета, сохранения и использования нематериальной части культурных ценностей в рамках одного законодательного акта, как в отношении материальных объектов культурного наследия <2>, до сих пор не выработаны.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5718.

<2> См.: Федеральный закон об объектах культурного наследия.

 

Пользуясь аморфностью и противоречивостью легальных дефиниций российского законодательства в рассматриваемой сфере, а также ссылаясь на традиционность международно-правовых подходов в определении понятия "культурные ценности", большинство представителей современной юридической доктрины выступают за сужение философской категории "культурные ценности" до рамок материальных предметов культуры <1>.

--------------------------------

<1> См., напр.: Долгов С.Г. Указ. соч. С. 22 - 28; Маковский А.Л. Проблемы реституции и добросовестного определения культурных ценностей // Трудная судьба культурных ценностей. Материалы международной конференции "Частное право и проблемы реституции перемещенных культурных ценностей". М., 27 - 28 мая 2002 г. С. 315; Сергеев А.П. Гражданско-правовая охрана культурных ценностей в СССР. Л., 1990. С. 20 - 21. При этом стоит отметить, что в правовой науке имеются и противоположные точки зрения. В частности, Е. Александров выступал за то, что с позиции права культурными ценностями должны считаться не только материальные предметы, но и любые произведения духовного творчества, независимо от того, имели ли они материальное воплощение или нет (Александров Е. Международно-правовая защита культурных ценностей и объектов. София, 1978. С. 9 - 10, 14). Подобного мнения в настоящее время придерживается и А.Н. Панфилов (Панфилов А.Н. Культурные ценности и объекты культурного наследия: проблемы унификации понятий // Право и политика. 2011. N 2. С. 293 - 395).

 

Так, Р.Б. Булатов определяет культурные ценности как особо охраняемые правом уникальные вещественные результаты человеческой деятельности, которые, будучи продуктом всеобщего труда, имеют важное историческое, научное, художественное или иное культурное значение для общества, т.е. служат связующим звеном между различными поколениями людей, носят конкретно-исторический характер и выступают как фактор формирования необходимых обществу качеств в человеке <1>.

--------------------------------

<1> Булатов Р.Б. Указ. соч. С. 45 - 46.

 

По мнению М.А. Александровой, к культурным ценностям относятся созданные человеком или подвергнутые его целенаправленному воздействию уникальные неодушевленные вещи, способные удовлетворять духовные потребности людей <1>.

--------------------------------

<1> Александрова М.А. Указ. соч. С. 37.

 

Стоит обратить внимание на то, что в названных интерпретациях определений культурных ценностей содержатся важные признаки, характеризующие сущность исследуемого понятия.

Прежде всего, это уникальность. Сам законодатель выводит из правового регулирования культурных ценностей объекты культурного назначения серийного и массового производства (ст. 8 Закона РФ о вывозе).

Далее, "очеловеченность" культурных ценностей, означающая, что они либо непосредственно создаются человеком, либо подвергаются его целенаправленному воздействию. Данный тезис восходит к этимологии слова "культура", характеризующего, как мы указывали ранее, не мир природы, а мир человека.

Наконец, это способность в той или иной мере удовлетворять духовные и эстетические потребности людей. Помимо этого, культурные ценности выполняют еще одну немаловажную социальную функцию: они выступают связующим звеном между разными поколениями и народами.

Тем не менее согласиться с соотнесением культурных ценностей в правовом понимании исключительно с объектами материального мира не представляется возможным.

Главным аргументом сторонников обозначенной позиции является то, что нематериальные (духовные) культурные ценности, в принципе охватываемые сферой правового регулирования, подпадают под иной правовой режим, нежели материальные культурные ценности. Они, будучи произведениями литературы, науки, искусства, открытиями, объектами топонимики, языком и т.д., регулируются соответственно авторским, патентным законодательством, нормативными правовыми актами об охране исторических названий, национального языка и т.п. <1>.

--------------------------------

<1> См., напр.: Булатов Р.Б. Указ. соч. С. 32 - 33; Александрова М.А. Указ. соч. С. 15.

 

Вместе с тем не все ли равно, какой отраслью законодательства обеспечивается регулирование того или иного объекта культурных ценностей, с юридической точки зрения более важно то, что их охрана и использование поддаются правовой регламентации, следовательно, они могут выступать в качестве правовых категорий. Более того, указанные нами ранее характерные признаки анализируемого понятия являются определяющими в случае как с материальной, так и нематериальной (духовной) компонентой культурных ценностей.

Отрадно, что наша позиция теперь разделяется и субъектами законодательной инициативы в РФ: на рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания РФ находится проект Федерального закона N 617570-5 "О культуре в Российской Федерации", предусматривающий в составе понятийного аппарата в том числе легальную дефиницию понятия "нематериальное культурное наследие (нематериальные объекты культуры)" <1>.

--------------------------------

<1> См.: проект Федерального закона N 617570-5 "О культуре в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс". В указанном проекте дословно приведена дефиниция "нематериальное культурное наследие", закрепленная в Конвенции об охране нематериального культурного наследия.

 

Соотношение между культурными ценностями

и публичной собственностью

 

Определившись с содержанием правовой категории "культурные ценности", следует выяснить, какое место они занимают в составе активов казны.

Исходя из положений ст. ст. 214 - 215 ГК РФ <1> государственную (муниципальную) казну формируют средства соответствующего бюджета и иное имущество, принадлежащее на праве собственности государству (муниципальному образованию) <2>.

--------------------------------

<1> Гражданский кодекс РФ (часть 1) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

<2> С учетом положений ст. ст. 238 - 239 проекта Федерального закона N 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред., принятая Государственной Думой Федерального Собрания РФ в I чтении 27.04.2012) (далее - проект изменений в Гражданский кодекс РФ) // СПС "КонсультантПлюс".

 

Правовой режим государственной (муниципальной) собственности на культурные ценности установлен целым рядом нормативных правовых актов, посвященных правовому регулированию в области культуры.

Федеральный закон об объектах культурного наследия, регламентирующий отношения по поводу владения, пользования и распоряжения только недвижимыми культурными ценностями <1>, устанавливает, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности (п. 1 ст. 48) <2>.

--------------------------------

<1> См.: ст. ст. 1 и 3 Федерального закона об объектах культурного наследия.

<2> Аналогичное положение закреплено в ст. 25 Основ законодательства РФ о культуре.

 

При этом, как следует из п. 1 ст. 50 указанного Федерального закона, исключительно в государственной собственности находятся следующие объекты культурного наследия:

- особо ценные объекты культурного наследия;

- памятники и ансамбли, включенные в Список всемирного наследия;

- историко-культурные заповедники;

- объекты археологического наследия.

Согласно Положению об особо ценных объектах культурного наследия народов РФ, утвержденному Указом Президента РФ от 30 ноября 1992 г. N 1487 <1>, особо ценными объектами культурного наследия признаются расположенные на территории РФ историко-культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации и учреждения культуры, а также другие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства. Непосредственное отнесение перечисленных объектов к числу особо ценных осуществляется Указами Президента РФ <2>, после чего они подлежат включению в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.

--------------------------------

<1> Указ Президента РФ от 30 ноября 1992 г. N 1487 "Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации" // Собр. актов Президента и Правительства РФ. 1992. N 23. Ст. 1961.

<2> См., напр.: Указ Президента РФ от 22 декабря 2011 г. N 1671 "Об отнесении Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Сталинградская битва" к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. N 52. Ст. 7564.

 

К объектам же всемирного культурного и природного наследия в установленном Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия порядке могут быть отнесены и соответственно включены в Список всемирного наследия объекты культурного наследия, представляющие собой выдающуюся универсальную историческую, археологическую, архитектурную, художественную, научную, эстетическую, этнологическую или антропологическую ценность (ст. 25 Федерального закона об объектах культурного наследия).

В силу п. 1 ст. 24 и п. 2 ст. 25 Федерального закона об объектах культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия, а также памятникам и ансамблям, включенным в Список всемирного наследия, могут быть причислены только объекты культурного наследия федерального значения <1>.

--------------------------------

<1> См.: Указ Президента РФ от 20 февраля 1995 г. N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" // СЗ РФ. 1995. N 9. Ст. 734.

 

Находящимися исключительно в государственной собственности историко-культурными заповедниками и объектами археологического наследия, в свою очередь, признаются соответственно достопримечательные места, представляющие собой выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки.

Что же касается движимых культурных ценностей как неотъемлемой части культурного наследия, то на них также распространяется государственная и муниципальная формы собственности.

Так, согласно ст. 6 Федерального закона о Музейном фонде РФ музейные предметы и коллекции, включенные в его состав, могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности. При этом законодатель подразделяет Музейный фонд РФ на государственную и негосударственную его части. Музейные предметы и коллекции, входящие в состав государственной части Музейного фонда РФ, являются государственной собственностью независимо от того, в чьем владении они находятся. Следовательно, муниципальная собственность распространятся на музейные предметы и коллекции, входящие в состав негосударственной части Музейного фонда РФ (ст. ст. 13 - 14, 19).

Аналогично в соответствии с Федеральным законом от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" <1> (далее - Федеральный закон об архивном деле) архивные документы, включенные в состав Архивного фонда РФ, относятся в том числе к федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности согласно перечням, установленным соответственно в ст. ст. 7 - 8 названного Федерального закона.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 43. Ст. 4169.

 

В силу положений ст. 3 Основ законодательства РФ о культуре и ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле" <1> национальный библиотечный фонд, состоящий из документов, комплектуемых на основе системы обязательного экземпляра документов, и книжных памятников, будучи культурным достоянием народов РФ, безраздельно принадлежит РФ и ее субъектам. Федеральный закон "О библиотечном деле" не разграничивает формы публичной собственности на национальные библиотечные фонды. Вместе с тем анализ других нормативных правовых актов по сходной тематике показывает, что книжные памятники, являющиеся особо ценной частью национального библиотечного фонда, могут находиться в собственности государства (федеральной и субъектов РФ) и муниципальных образований <2>. Думается, что данное положение распространяется и на иные документы, входящие в состав национального библиотечного фонда.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 2.

<2> Приказ Министерства культуры РФ от 22 июня 1998 г. N 341 "О формировании государственной политики в области сохранения библиотечных фондов как части культурного наследия и информационного ресурса страны" // СПС "КонсультантПлюс" (документ опубликован не был).

 

При этом ст. 26 Основ законодательства РФ о культуре предусматривает, что предметы Музейного фонда РФ, документы Архивного фонда РФ и национального библиотечного фонда, находящиеся в оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений культуры, подлежат отнесению к особо ценному движимому имуществу государственных (муниципальных) учреждений культуры <1>.

--------------------------------

<1> Это положение касается только бюджетных и автономных государственных (муниципальных) учреждений нового типа. См.: Постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества" // СЗ РФ. 2010 N 31. Ст. 4237; письмо Росархива от 25 января 2011 г. N 4/119-А "Об особо ценном движимом имуществе" // СПС "КонсультантПлюс" (документ опубликован не был).

 

Кроме того, положения ст. 44 Основ законодательства РФ о культуре, посвященные приватизации в области культуры, дают основание полагать, что исключительно к публичной собственности могут относиться движимые культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов.

Следует также упомянуть о том, что все перемещенные культурные ценности, ввезенные в Союз ССР в осуществление его права на компенсаторную реституцию и находящиеся на территории РФ, являются достоянием РФ и на основании положений ст. 6 Федерального закона о перемещенных культурных ценностях могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальных образований <1>.

--------------------------------

<1> В ст. ст. 7 и 8 указанного Федерального закона содержатся некоторые исключения из названной нормы.

 

Таким образом, мы очертили круг материальных культурных ценностей, являющихся движимыми и недвижимыми вещами, которые относятся к публичному имуществу в составе государственной (муниципальной) казны. Несколько сложнее дело обстоит с нематериальными (духовными) культурными ценностями.

Как мы указывали ранее, не все из перечисленных в легальной дефиниции "культурные ценности" <1> нематериальных (духовных) объектов охватываются сферой правового регулирования. Более того, не все из рассматриваемых даже в качестве правовых категорий нематериальные (духовные) культурные ценности могут выступать объектами права собственности, в том числе публичной. Например, наименования географических объектов и языки народов РФ, будучи частью культурного наследия и национальным достоянием РФ, не представляют собой имущество как таковые.

--------------------------------

<1> См.: ст. 3 Основ законодательства РФ о культуре.

 

В этой связи определенный интерес заслуживают некоторые положения о культурных ценностях, встречающиеся в региональном законодательстве. Так, Закон г. Москвы от 25 июня 2008 г. N 26 "О государственном имуществе города Москвы" <1> к видам государственного имущества, необходимого для осуществления полномочий г. Москвы, в частности, относит объекты культурного наследия, произведения науки, литературы и искусства и их материальные носители. Таким образом, региональный законодатель наряду с материальными культурными ценностями, находящимися в государственной собственности, выделяет и нематериальную их составляющую - произведения науки, литературы и искусства, которые, как известно, подпадают под правовой режим объектов интеллектуальной собственности (ст. 1225 ГК РФ <2>).

--------------------------------

<1> Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2008. N 40.

<2> Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5496.

 

Рассматривая культурные ценности как часть культурного наследия народов РФ, т.е. "материальные и духовные ценности, созданные в прошлом", необходимо отметить, что в отличие от Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. <1> (ст. 502) действующее гражданское законодательство РФ не предусматривает возможность объявления произведения науки, литературы и искусства, срок действия исключительного права на которое истек, достоянием государства и об особых условиях его использования. В соответствии со ст. 1282 ГК РФ подобные произведения переходят теперь в общественное достояние и могут свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения. То же самое касается вымороченного имущества (п. 2 ст. 1283 ГК РФ). Кроме того, произведения, на которые в РФ и в СССР не распространялось исключительное право, также находятся в общественном достоянии, о чем косвенное упоминание имеется в п. 1 ст. 1337 ГК РФ.

--------------------------------

<1> Гражданский кодекс РСФСР, утвержденный Верховным Советом РСФСР от 11 июня 1964 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1964. N 24. Ст. 407.

 

Из этого следует, что произведения науки, литературы и искусства, созданные в прошлом, не входят в состав публичного имущества. Активами казны в данном случае являются только их материальные носители (если они, например, включены в государственную часть Музейного фонда РФ).

Если же в качестве нематериальных (духовных) культурных ценностей рассматривать современные творения, что в принципе не отрицается представителями правовой доктрины <1>, то ситуация с определением их места в составе публичного имущества несколько меняется. Статья 1298 ГК РФ устанавливает возможность возникновения у государства (муниципального образования) исключительного права на произведение науки, литературы и искусства, созданное в рамках исполнения государственного (муниципального) контракта. Вместе с тем возникает вопрос: можно ли созданное таким образом произведение отнести к культурным ценностям? Действующее законодательство не содержит каких-либо общих критериев для признания материальных и нематериальных объектов культуры культурными ценностями.

--------------------------------

<1> В науке признается тот факт, что прошествие времени для осознания ценности определенного объекта является возможным, но не обязательным признаком культурных ценностей. См., например: Александрова М.А. Указ. соч. С. 32.

 

В отношении "потенциальных" материальных культурных ценностей проводится государственная историко-культурная экспертиза для включения или исключения их из реестра объектов культурного наследия (ст. ст. 18, 23 Федерального закона об объектах культурного наследия).

Нематериальная (духовная) же часть культурных ценностей в РФ на протяжении длительного времени оставалась без должного внимания.

В рамках реализации Концепции сохранения и развития нематериального культурного наследия народов РФ на 2009 - 2015 гг., утвержденной Приказом Министерства культуры РФ от 17 декабря 2008 г. N 267 <1>, осуществляется разработка нормативно-правовой базы в указанной сфере <2>, а также запуск опытного (пилотного) варианта электронного каталога (реестра) объектов нематериального культурного наследия народов РФ. Подобная работа проводится и в регионах <3>.

--------------------------------

<1> Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".

<2> Кроме того, в Государственной программе РФ "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 2567-р (СЗ РФ. 2013. N 2. Ст. 105), еще раз отмечена необходимость законодательного закрепления института "нематериальное культурное наследие народов России".

<3> См., напр.: Закон Республики Алтай от 5 декабря 2008 г. N 120-РЗ "О регулировании отношений в области развития нематериального культурного наследия Республики Алтай" // Сборник законодательства Республики Алтай. 2008. N 55 (61). С. 313.

 

Названный электронный каталог подразделяет объекты нематериального культурного наследия на следующие виды нематериальных культурных ценностей: устное народное творчество, в том числе сказки, эпические песни, сказания, былины, фольклорная проза; исполнительские искусства, в том числе песенное, танцевальное, музыкально-инструментальное, театральное искусство; а также праздники, обряды, ритуалы, различные техники и технологии.

В Законе Республики Алтай от 5 декабря 2008 г. N 120-РЗ "О регулировании отношений в области развития нематериального куль


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.131 с.