Глава 1. Драгоценные металлы и драгоценные камни — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Глава 1. Драгоценные металлы и драгоценные камни

2019-07-13 160
Глава 1. Драгоценные металлы и драгоценные камни 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Правовое регулирование обращения

драгоценных металлов и камней

 

Правовое регулирование обращения драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации осуществляется нормативными правовыми актами различного уровня. К таковым можно отнести Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" <1>, Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" <2>, Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" <3>, Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <4> и иные нормативные правовые акты.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1463.

<2> СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823.

<3> СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.

<4> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3418.

 

Правовая регламентация статуса драгоценных металлов и драгоценных камней находится за пределами гражданско-правового регулирования. Как известно, гражданское законодательство регулирует определенный круг правоотношений, касающихся правового положения участников гражданского оборота, оснований возникновения и осуществления прав собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности, отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими, договорные и иные обязательства, имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Комягин Д.Л. Казна и фиск: понятие и содержание // Реформы и право. 2013. N 2. С. 3 - 8.

 

Отношения по обращению драгоценных металлов и драгоценных камней не предполагают равенства, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Это продиктовано особой природой объектов гражданского оборота - драгоценных металлов и драгоценных камней.

Основной массив таких отношений регулируется не гражданским законодательством, а правовыми актами иных отраслей права - административного, финансового права. Данная специфика продиктована публично-правовым характером правоотношений по обращению драгоценных металлов и драгоценных камней.

 

Историческая справка

 

Запасы драгоценных металлов и драгоценных камней, являясь высоколиквидным ресурсом и обладая инвестиционной ценностью, в настоящее время представляют одно из условий государственного суверенитета.

Любое государство стремится использовать фонды таких ценностей как инструмент для реализации собственной денежно-кредитной политики, что становится возможным в рамках финансово-правового регулирования.

Драгоценным металлам удалось занять такое положение благодаря наличию свойств, присущих товарам, способным выполнять функции денег. Во-первых, это однородность и равнокачественность. Во-вторых, прочность и сохраняемость. В-третьих, экономическая делимость. В-четвертых, компактность, портативность, высокая стоимость в единице веса. И наконец, такой денежный товар обладает сравнительно постоянной стоимостью, не зависящей от капризов погоды или других случайностей <1>.

--------------------------------

<1> Аникин А.В. Золото: международный экономический аспект. М., 1988. С. 28.

 

К. Маркс следующим образом описывает переход к драгоценным металлам как к всеобщему эквиваленту: "Специфический товарный вид, с натуральной формой которого общественно срастается эквивалентная форма, становится денежным товаром, или функционирует в качестве денег. Играть в товарном мире роль всеобщего эквивалента делается его специфической общественной функцией, а следовательно, его общественной монополией. Это привилегированное место среди товаров... исторически завоевал определенный товар, а именно золото" <1>.

--------------------------------

<1> Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 79.

 

Маркс выделяет пять основных функций золота-денег. Золото - мера стоимости и масштаб цен. Средство обращения. Способ образования сокровищ (или средство тезаврации). Средство платежа. Мировые деньги.

Первая и основополагающая функция золота заключалась в том, чтобы дать всему товарному миру всеобщую меру стоимости. Все существующие товары противопоставляются одному из них, особому - золоту, все измеряют в нем свои меновые стоимости. Золото - всеобщий эквивалент. "Из слуги оно становится господином, из простого подручного - богом товаров" <1>.

--------------------------------

<1> Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13. С. 108.

 

С VII века на славянские земли начинает поступать огромное количество денег из Арабского Халифата. Серебряные дирхемы вошли в обращение в Киевской Руси <1>. Однако наряду с ними эквивалентом товаров долгое время служили разные вещи. Для России наиболее характерно было использование меха животных <2>.

--------------------------------

<1> Романов Б.А. Деньги и денежное обращение. История культуры Древней Руси. Домонгольский период. М., 1948. С. 370 - 381.

<2> Гурьев А.Н. Денежное обращение в России в XIX столетии: исторический очерк. СПб., 1903. С. 1.

 

Появление собственных денег обычно связывают с принятием христианства на Руси в 988 г. <1>. Именно во время правления Владимира Святославовича началась чеканка златников и серебреников - золотых и серебряных монет <2>. Так, на рубеже X - XI веков устанавливается монетная регалия, т.е. исключительное право государства на чеканку монеты.

--------------------------------

<1> Щапов Я.Н. Государство и церковь в Древней Руси X - XII веков. М., 1989. С. 77.

<2> Спасский И.Г. Русская монетная система. Л., 1970. С. 52.

 

Позднее уже в Московском государстве с открытием медной руды вошли в обращение медные монеты <1>, а также получили широкое распространение монеты из серебра <2> и золота <3>. Именно золото впоследствии стало играть важную роль в денежных системах разных стран.

--------------------------------

<1> Базилевич К.В. Денежная реформа Алексея Михайловича (1654 - 1663). М., 1935. С. 209.

<2> Спасский И.Г. Указ. соч. С. 99.

<3> Там же. С. 109.

 

Становление золотого стандарта позволило любому владельцу банкнот менять бумажные деньги на золотые монеты по гарантированному паритету, зафиксированному на самих банкнотах (денежная реформа 1897 г. <1>). С началом Первой мировой войны размен бумажных денег на золото был прекращен <2>.

--------------------------------

<1> Гурьев А.Н. Указ. соч. С. 226 - 253.

<2> Прокопович С.Н. Война и народное хозяйство. М., 1917. С. 100.

 

В 1922 - 1924 гг. советское правительство совершило попытку вернуться к обращению денежных знаков, разменных на золотую монету. Первым этапом денежной реформы было введение второй, параллельной валюты. В соответствии с Декретом СНК РСФСР от 11 октября 1922 г. "О предоставлении Государственному Банку права выпуска банковых билетов" <1>, банковские билеты, выпущенные в обращение Государственным банком, обеспечиваются полностью драгоценными металлами и устойчивой иностранной валютой по курсу на золото. Так, наряду с советскими рублями в обращение вошли червонцы.

--------------------------------

<1> СУ РСФСР. 1922. N 64. Ст. 827.

 

Второй этап реформы - выпуск наряду с банкнотами, обеспеченными золотом, разменных денег - серебряных и медных монет. Декретом ЦИК и СНК СССР от 22 февраля 1924 г. "О чеканке и выпуске в обращение серебряной и медной монеты советского образца" <1> было установлено, что серебряные и медные монеты советского образца обязательны к приему во все платежи на всей территории Союза ССР из расчета: один рубль серебряной или медной монеты равен одному рублю золотом государственными казначейскими билетами.

--------------------------------

<1> Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР. 1924. N 3. Ст. 61.

 

И наконец, Декретом ЦИК и СНК СССР от 14 февраля 1924 г. "О прекращении эмиссии советских денежных знаков, стоимость которых не обозначена в твердой валюте" <1> с 15 февраля 1924 г. ввиду выпуска в обращение государственных казначейских билетов, обеспеченных золотом, прекращался дальнейший выпуск советских денежных знаков, стоимость которых не обозначена в твердой валюте.

--------------------------------

<1> СУ СССР. 1924. N 34. Ст. 308.

 

Впоследствии несколько раз было повышено золотое содержание советского рубля.

Связь между номинальной стоимостью и золотым содержанием денежной единицы в России просуществовала до принятия Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3537-1 "О денежной системе Российской Федерации" <1>, ст. 4 которого содержала норму о том, что официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Так, с банкнот исчезла соответствующая запись: "Банковские билеты обеспечиваются золотом, драгоценными металлами и прочими активами Государственного Банка".

--------------------------------

<1> Российская газета. 1992.21.10.

 

Приведенные факты свидетельствуют о том, что на протяжении более пятнадцати веков металлы особого свойства - золото, серебро и платина являлись всеобщей мерой стоимости.

В настоящее время в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <1> официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.

 

Федеральный фонд резервных месторождений

драгоценных металлов и драгоценных камней

 

Драгоценные металлы сохранили некоторые денежные функции как в частном капитале (средство сбережения и инвестиции), так и в государственных резервах (страховка от экономической нестабильности или так называемые чрезвычайные мировые деньги). Существование Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, стремление государств к аккумулированию и наращиванию золотовалютных резервов - яркие тому подтверждения.

Обретение золотом, серебром и платиной особой роли в финансовом праве стало возможным благодаря таким их свойствам, как высокая концентрация стоимости в единице веса, ограниченная распространенность в природе и высокая устойчивость к воздействию внешних факторов.

В настоящее время в публичной собственности драгоценные металлы и драгоценные камни могут объективироваться в форме добытых и обработанных полезных ископаемых и в форме месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" существует федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней. Настоящий фонд создан с целью регулирования объемов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, а также обеспечения в перспективе потребностей Российской Федерации в ценностях.

В федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней включаются отдельные разведанные месторождения драгоценных металлов и драгоценных камней, состоящие на государственном учете и не переданные в пользование или изъятые из пользования. Решения о включении месторождений в федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней принимаются Президентом РФ совместно с органами государственной власти субъектов РФ.

Из изложенного следует, что поскольку указанный фонд включает драгоценные камни, которые еще не добыты и не обработаны, т.е. учитывает резервные месторождения, то они имеют особый правовой режим, отличный от остальных месторождений:

а) состоят на особом государственном учете;

б) не переданы в пользование или изъяты из пользования;

в) решение о признании их резервными принимается Президентом РФ совместно с органами государственной власти субъектов РФ; распоряжение таким месторождением осуществляет только Правительство РФ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о недрах;

г) условия использования разведанных месторождений, включенных в указанный фонд, согласовываются с органами государственной власти субъектов РФ, на территории которых находятся данные месторождения <1>.

--------------------------------

<1> Алмазы и право: современная алмазно-бриллиантовая индустрия в правовом контексте / Под ред. С.С. Юрьева. М., 2009. С. 142.

 

В соответствии со ст. 1.2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" <1> недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопрос владения, пользования и распоряжения недрами находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823.

 

Федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней представляет собой часть недр Российской Федерации и ее континентального шельфа, геологическое изучение которых подтвердило наличие в таких частях недр драгоценных металлов и драгоценных камней в целях их последующей добычи.

Руководствуясь пониманием казны как нераспределенного, не принадлежащего никому, не поддающегося подсчету, не ограниченного в объеме публичного имущества в пределах юрисдикции публично-правового образования, можно заключить, что федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней составляет ее значительную часть. Следующей частью казны, аккумулирующей ценности, являются золотовалютные резервы. Одна часть золотовалютных резервов управляется Центральным банком РФ (данная часть казны рассмотрена в отдельной главе), другая - учитывается в Госфонде России.

Правила учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней утверждены Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2000 г. N 731 <1>. Учет драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется с момента их добычи и извлечения на всех стадиях и операциях технологических, производственных и других процессов, связанных с их использованием и обращением, по массе и качеству, а также в стоимостном выражении. Списание драгоценных металлов и драгоценных камней, используемых в процессе производства, осуществляется только при документальном подтверждении их фактического расходования. Таким образом, ценности Госфонда России подлежат учету, могут быть исчислены, а их ценность выражена в валюте Российской Федерации.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2000. N 41. Ст. 4077.

 

Правовой статус Госфонда России.

Функции золотого запаса России

 

Госфонд России предназначен для обеспечения производственных, финансовых, научных, социально-культурных и иных потребностей Российской Федерации. Ценности, зачисленные в Госфонд России, являются федеральной собственностью.

Состав Госфонда России определен Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", а также Положением о Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2003 г. N 127 "Об утверждении Положения о Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 9. Ст. 866.

 

В соответствии с п. 3 Положения составными частями Госфонда России являются: ценности золотого запаса Российской Федерации; ценности Алмазного фонда Российской Федерации (далее - Алмазный фонд) и прочие ценности Госфонда России.

Аффинированное золото в слитках составляет золотой запас России, предназначаемый для осуществления финансовой политики и финансирования экстренных потребностей Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях.

Как известно, одной из составляющих финансовой политики государства выступает бюджетная политика. Ее неотъемлемым элементом, помимо прочих, является стремление к минимизации дефицита бюджета и эффективному использованию средств, направляемых на его финансирование. В связи с этим можно признать, что использование поступлений от реализации драгоценных металлов и драгоценных камней в качестве источника внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета находится в соответствии с целями существования золотого запаса Российской Федерации.

Вторая часть Госфонда России - Алмазный фонд обладает иммунитетом: он неделим и в соответствии с Положением об Алмазном фонде Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 15 ноября 1999 г. N 1524 <1>, не подлежит отчуждению или иному обременению. Ценности Алмазного фонда могут использоваться исключительно в целях экспонирования и научного изучения.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 47. Ст. 5683.

 

Алмазный фонд является федеральной собственностью и не подлежит отчуждению в любой форме и иному обременению, в том числе сдаче в аренду.

Очевидно, такой статус Алмазный фонд получил в связи с тем, что представляет собой собрание уникальных самородных металлов и драгоценных камней, имеющих историческое и художественное значение.

Так, зачислению в Алмазный фонд подлежат:

а) алмазы массой 50 каратов и более, а также алмазы, обладающие уникальными характеристиками по одному признаку или по совокупности признаков (форма, редкий уникальный цвет в сочетании с высокой чистотой, характер включений и кристаллографические очертания);

б) бриллианты массой 20 каратов и более, а также бриллианты уникальные по цвету, форме и качеству;

в) природные драгоценные камни - изумруды, рубины, сапфиры и александриты массой 30 каратов и более и ограненные камни массой 20 каратов и более, а также камни, уникальные по цвету, форме и качеству;

г) уникальный природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде;

д) уникальные янтарные образования, приравненные к драгоценным камням в порядке, установленном Правительством РФ;

е) самородки драгоценных металлов, обладающие редко встречающимися в природе характеристиками;

ж) уникальные ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе созданные ювелирами Гохрана России высокохудожественные уникальные ювелирные изделия и воссозданные ими исторические ценности.

Учет, хранение и инвентаризацию ценностей Алмазного фонда осуществляет Минфин России. Законодательством предусмотрена возможность исключения ценностей из Алмазного фонда. Данная процедура является крайне редкой, что в первую очередь объясняется значимостью каждого из объектов и во вторую - особой процедурой - решением Президента РФ по представлению Правительства РФ.

В настоящее время Алмазный фонд представляет собой собрание уникальных самородков драгоценных металлов и драгоценных камней. Среди наиболее значимых экспонатов: большая императорская корона, малая императорская корона, скипетр императорский, держава императорская, бриллиантовый знак на цепи и звезда к нему ордена Святого Апостола Андрея Первозванного, алмаз "Шах" и другие уникальные объекты <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Горева О. Сокровища Алмазного фонда России. М., 2008. С. 124.

 

Прочие ценности Госфонда России, как следует из Положения о Госфонде, включают все остальные ценности, кроме тех, что составляют Алмазный фонд и золотой запас России. В состав прочих ценностей включены все виды драгоценных металлов и драгоценных камней, перечисленных в п. 1 Положения о Госфонде России (золото, серебро, платина, металлы платиновой группы, природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры, александриты, природный жемчуг), но не включенные ни в золотой запас, ни в Алмазный фонд.

Наиболее динамичной частью Госфонда России является золотой запас России, что объясняется законодательно установленной возможностью пополнения золотого запаса и реализации ценностей - их трансформирования в средства федерального бюджета для финансирования дефицита федерального бюджета и экстренных потребностей Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях.

Можно предположить, что дефицит федерального бюджета финансируется путем продажи золота из части Госфонда, составляющей золотой запас России, и иных ценностей Госфонда. Очевидно, что, реализуя драгоценные металлы и драгоценные камни, Правительство РФ преследует цель не только аккумулировать средства для финансирования дефицита федерального бюджета, но и пополнить Госфонд России другими, более ликвидными ценностями, например платиной.

Таким образом, при финансировании дефицита федерального бюджета используется часть золотого запаса в виде аффинированного золота в слитках, хранящаяся в Госфонде России, и иные ценности Госфонда России.

 

Порядок реализации активов Госфонда России

 

Отпуск ценностей Госфонда России регулируется ст. 23 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и Положением о Госфонде России.

Пункт 1 ст. 23 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" определяет, что драгоценные металлы и драгоценные камни используются в соответствии с планом, утверждаемым Правительством РФ, в стоимостных объемах, устанавливаемых федеральным законом о федеральном бюджете.

Подготовку плана осуществляет Минфин России и не позднее чем через 15 дней со дня вступления в силу Федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год представляет его в Правительство РФ.

Помимо Правительства РФ, в процессе отпуска ценностей Госфонда России участвует Президент РФ. Пунктом 2 ст. 23 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" определены его исключительные полномочия по отпуску:

а) золота для проведения операций на внешнем и внутреннем рынке;

б) драгоценных металлов (кроме золота) и драгоценных камней сверх объемов, предусмотренных планами отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденными Правительством РФ;

в) драгоценных металлов (кроме золота) и драгоценных камней для целей, не предусмотренных планами отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденными Правительством РФ.

Такое решение Президента РФ, непременно влекущее внесение изменений в федеральный закон о федеральном бюджете, принимается на основе мотивированного представления Правительства РФ.

Представление Правительства РФ, как того требует ст. 23 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", содержит информацию об общем количестве и ассортименте соответствующих ценностей, находящихся на хранении в Госфонде России на момент направления данного представления, о планируемых поступлениях этих ценностей, о наличии задолженности государства субъектам добычи и производства драгоценных металлов и драгоценных камней, о конкретных сроках и направлениях расходования средств от предполагаемых операций с дополнительно отпускаемыми ценностями, а также о фактическом выполнении предшествовавших решений Президента РФ по данным вопросам.

Для реализации на внешнем рынке в соответствии с п. 34 Положения о Госфонде России ценности отпускаются организациям, указанным в планах отпуска или решениях Президента РФ, на внутреннем рынке - организациям и индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица, поставленным на специальный учет в органах федерального пробирного надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации и подавшим соответствующие заявки на покупку ценностей.

Отпуск ценностей Госфонда России для реализации на внутреннем рынке осуществляется в следующем порядке:

а) драгоценные металлы в аффинированном виде реализуются по рыночным ценам, определяемым с учетом цен на мировом рынке, складывающихся на международных биржах драгоценных металлов, организациям, представившим в порядке, установленном Минфином России <1>, соответствующие заявки на приобретение аффинированных драгоценных металлов, или на открытых аукционах;

--------------------------------

<1> Приказ Минфина России от 18 апреля 2003 г. N 36н "О порядке представления заявок на приобретение аффинированных драгоценных металлов из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации" // Российская газета. 27.05.2003.

 

б) природные алмазы (в необработанном виде), за исключением алмазов массой 10.8 карата и более, реализуются партиями (стандартными лотами), формируемыми в порядке, устанавливаемом Минфином России <1>, по ценам, определяемым экспертным путем на базе прейскурантов цен, аналогичных действующим на мировом рынке, с учетом конъюнктурных колебаний цен на день реализации;

--------------------------------

<1> Приказ Минфина России от 18 апреля 2003 г. N 110 "О порядке формирования партий драгоценных камней" // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".

 

в) природные алмазы массой 10.8 карата и более, а также уникальные природные алмазы в обработанном и необработанном виде реализуются на открытых аукционах, проводимых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

г) природные алмазы (в обработанном виде), за исключением алмазов, предусмотренных в предыдущем пункте, а также иные природные драгоценные камни (в обработанном и необработанном виде) реализуются партиями, формируемыми в порядке, устанавливаемом Минфином России, по ценам, определяемым экспертным путем на базе прейскурантов цен, аналогичных действующим на мировом рынке, с учетом конъюнктурных колебаний цен на день реализации, в установленном порядке или на открытых аукционах;

д) изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней (или с их содержанием), а также самородки после прохождения экспертизы в порядке, устанавливаемом Минфином России <1>, могут реализовываться на открытых аукционах по ценам не ниже цен, определенных экспертным путем.

--------------------------------

<1> Приказ Минфина России от 18 апреля 2003 г. N 35н "О порядке проведения аукционов с целью реализации на внутреннем рынке из Госфонда России изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней (или с их содержанием), а также самородков драгоценных металлов" // Российская газета. 2003.27.05.

 

В настоящее время действует Приказ Минфина России от 18 апреля 2003 г. N 35н "О порядке проведения аукционов с целью реализации на внутреннем рынке из Госфонда России изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней (или с их содержанием), а также самородков драгоценных металлов", регламентирующий порядок подготовки и осуществления продажи ценностей Госфонда России.

Организатором аукционов выступает Минфин России, продавцом - Гохран России. На Гохран также возложена обязанность по разработке типовых форм договоров купли-продажи ценностей Госфонда России <1>. До 2003 г. действовал Приказ Минфина России от 25 марта 1998 г. N 45 "Об утверждении форм примерных договоров об отпуске ценностей из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации" <2>.

--------------------------------

<1> Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 12 мая 2003 г. N 131 "О заключении договоров купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней" // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".

<2> СПС "КонсультантПлюс".

 

Несмотря на достаточно диспозитивную формулировку Положения о Госфонде России, содержание такого договора полностью отражает специфику правового регулирования финансовой деятельности государства, реализуемую посредством императивного метода правового регулирования. Договор об отпуске ценностей из Госфонда России схож по своему правовому режиму с частноправовыми договорами. Тем не менее под влиянием специфики финансовой деятельности государства он наполнен публично-правовым содержанием.

Во-первых, публичный договор в финансовом праве заключается публичным субъектом и направлен на реализацию публичного интереса. Сторона договора об отпуске ценностей из Госфонда России - Гохран России, который по своему правовому статусу является казенным учреждением. Деятельность казенных учреждений согласно ст. 6 БК РФ направлена на обеспечение реализации предусмотренных полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Гохран России находится в ведении Минфина России и своими действиями реализует волю Российской Федерации.

Достижение публичного интереса в результате заключения договора об отпуске ценностей из Госфонда России очевидно: средства от реализации драгоценных металлов и драгоценных камней становятся источником финансирования дефицита федерального бюджета и служат доходом для покрытия экстренных потребностей Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях.

Во-вторых, среди имманентных признаков договора в финансовом праве следует выделить императивное регулирование его условий.

Как отмечает И.В. Рукавишникова, очерчивая границы дозволений, законодатель старается более детально урегулировать модели возможного поведения субъектов финансовых правоотношений <1>. Это обусловлено тем, что предмет договоров, заключаемых субъектами финансовых правоотношений, затрагивает интересы общества и государства.

--------------------------------

<1> Рукавишникова И.В. Метод финансового права. М., 2004. С. 251.

 

Анализ формы примерных договоров об отпуске ценностей из Госфонда России показывает, что публичным субъектом в одностороннем порядке определяются: предмет договора, обязанности сторон, порядок расчетов, условия поставки и перевозки драгоценных металлов и драгоценных камней, обстоятельства непреодолимой силы, порядок разрешения споров. Более того, одно из существенных условий договора - цена не является предметом договоренности сторон и устанавливается императивно. Гохран России с установленной периодичностью утверждает отпускные цены на следующие драгоценные металлы: золото, серебро, платину, палладий, родий, иридий, рутений и осмий <1>.

--------------------------------

<1> URL: http://www.gokhran.ru/common/img/uploaded/files/gohran/raschet_ceni_12_08_2013.pdf - официальный сайт Гохрана России (дата обращения: 12.08.2013).

 

Классифицируя договоры в финансовом праве, С.Г. Еремин выделяет нормативные и индивидуально-правовые договоры <1>. Критериями разделения типов договоров являются:

--------------------------------

<1> Еремин С.Г. Договор в финансовом праве. М., 2008. С. 37 - 56.

 

а) интерес - публичный или имеющий публичное значение частный интерес;

б) многократность или однократность применения договорных норм;

в) степень определенности адресатов договорных норм - определенные адресаты или неопределенный круг адресатов;

г) субъектный состав - субъектами нормативных публичных договоров в большинстве случаев являются только органы публичной власти, в то время как одним из субъектов индивидуально-правовых договоров, как правило, является физическое или юридическое лицо.

Договор об отпуске ценностей из Госфонда России относится к индивидуально-правовым договорам.

Вступая в договорные отношения, стороны намереваются реализовать свой собственный интерес: Гохран России - публичный (получить средства, которые будут направлены на финансирование публичных потребностей), а контрагенты Гохрана России, как правило, юридические лица - частный (приобрести драгоценные металлы и драгоценные камни).

Рассматриваемый договор, имеющий конструкцию договора купли-продажи, рассчитан на однократное применение конкретными субъектами правоотношений. Переуступка прав и обязательств по договору допускается только с согласия Гохрана России.

Договор об отпуске ценностей из Госфонда России является двусторонним, консенсуальным, заключается в письменной форме, обладает гражданско-правовой природой договора купли-продажи, характеризуется рядом особенностей, выражающихся в правовом регулировании указанного договора, обусловленных наличием публичного интереса. Порядок заключения подобных договоров представляет собой ограничение принципа свободы договора и известные отступления от начал юридического равенства субъектов финансовых правоотношений, установленные с целью защиты публичных интересов.

В целях реализации драгоценных металлов и драгоценных камней Минфин России осуществляет отбор российских потребителей, подавших заявку для участия в аукционе, определяет сроки проведения аукционов и очередность вызова потребителей для просмотра ценностей. В торгах участвуют потребители, подавшие заявку с необходимыми и надлежащим образом оформленными документами не позднее даты, указанной в извещении, и обеспечившие своевременное перечисление задатка на указанные расчетные счета.

Выигравшим торги на аукционе признается потребитель, предложивший наиболее высокую цену за выставленный на продажу вид ценностей. Результаты аукциона оформляются протоколом, который подписывается членами аукционной комиссии.

Договор купли-продажи ценностей из Госфонда России оформляется сторонами не позднее 20 дней с момента получения победителем выписки из соответствующего протокола. В соответствии с установленными сроками и условиями оплаты победитель торгов производит платежи за приобретаемые виды ценностей.

В соответствии с п. 3 ст. 23 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" средства, полученные от реализации ценностей Госфонда России, подлежат обязательному учету в доходной части федерального бюджета.

Доходы представляют собой материальные средства, поступающие в бюджетную систему безвозвратно для удовлетворения потребностей публично-правовых образований <1>.

--------------------------------

<1> Янжул И.И. Учение о государственных доходах. Золотые страницы финансового права России / Под ред. А.Н. Козырина. М., 2002. Т. 3. С. 53; Берендтс Э.Н. Русское финансовое право. Лекции, читанные в Императорском училище правоведения. СПб., 1914. С. 180.

 

Несомненно, реализация ценностей Госфонда России приводит к увеличению богатства государства, опосредованного в доходной части федерального бюджета, и в то же время увеличивает пассив Госфонда России. Чтобы такие средства не стали временной мерой спасения от бюджетного дефицита, органы государственной власти должны заботиться о пополнении фондов драгоценных металлов и драгоценных камней.

Средства от реализации драгоценных металлов и драгоценных камней, используемые для финансирования дефицита, не влекут реального прироста казны государства. В связи с этим представляется возможным согласиться с мнением Э.Н. Берендтса и назвать средства от реализации драгоценных металлов и драгоценных камней, используемые в качестве источника внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета, "ресурсами, но отнюдь не доходами" <1>.

--------------------------------

<1> Берендтс Э.Н. Указ. соч. С. 180.

 

Подробно порядок пополнения Госфонда России регламентирован разделом II Положения о Госфонде России. Не позднее чем через 15 дней со дня вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год Минфин России представляет в Правительство РФ проект плана формирования Госфонда России на очередной год с указанием стоимостных объемов.

Основой для пополнения Госфонда России служат средства федерального бюджета, а выплаты на приобретение ценностей в силу п. 5 ст. 6 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и п. 20 Положения о Госфонде России подлежат обязательному учету в расходной части федерального бюджета.

 

Запасы драгоценных металлов

и драгоценных камней субъектов РФ

 

Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" устанавливает право субъектов РФ создавать собственные государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней. Такие фонды формируются за счет с<


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.128 с.