Идеология и практика национально-освободительного движения в Индонезии. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Идеология и практика национально-освободительного движения в Индонезии.

2019-07-13 533
Идеология и практика национально-освободительного движения в Индонезии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Особенности национально-освободительного движения в Индонезии

 

К началу эпохи империализма в Индонезии практически отсутствовали новые, современные классообразования. В условиях колониального бесправия иностранный капитал препятствовал первоначальному накоплению средств национальной буржуазией (голландский капитал по инерции вкладывался в плантационное хозяйство с применением докапиталистических методов эксплуатации рабочей силы, британский капитал и местные хуацяо монополизировали торгово-промышленную сферу, заметное место в стране занимали арабские и индийские торговцы). Общая слабость национальной буржуазии Индонезии вынуждала ее расчищать себе место в экономике страны с привлечением других социальных групп и под исламскими лозунгами, что способствовало формированию единого национального фронта. Будучи не в состоянии конкурировать с англо-голландским капиталом, национальная буржуазия в нач. ХХ в., как известно, начала борьбу сначала с засильем хуацяо в мелком производстве и торговле.

Слабость национальной буржуазии способствовала выдвижению на роль лидера НОД национальной, преимущественно мелкобуржуазной, интеллигенции. Индонезийская интеллигенция берет на вооружение в борьбе против "греховного" западного капитализма социалистическую идею. В то же время она использует уравнительно-исламские лозунги против попыток КПИ направить социалистическую идею на борьбу с "негреховным" национальным капиталом.

Ни в одной другой мусульманской стране, кроме Индонезии, коммунистам не удалось столь успешно использовать совпадение идей социальной справедливости и равенства мусульманского и социалистического учений (это связано со спецификой индонезийского ислама). Благодаря этому КПИ на протяжении четырех десятилетий была самой авторитетной и сильной партией страны. В то же время, это было и ее несчастьем: остальные силы НОД рассматривали КПИ в качестве конкурента на роль его лидера, подвергали по этой причине компартию изоляции, а в подобных условиях руководство партии совершало ошибки левацкого характера. Отсюда -четыре полных разгрома КПИ на разных этапах ее существования (и от колонизаторов, и от "своих").

Большую лепту в дело консолидации антиколониальных сил в Индонезии внесла сама метрополия. Использование колониальной администрацией малайского языка в качестве языка межнационального общения в многонациональной колонии стало одним из стержней процесса формирования единой индонезийской нации (в Индии, например, формирование наций на местах опережает интегрирующие Индию процессы). Кроме того, слабая Голландия боялась идти на уступки НОД большой Индонезии, что способствовало созданию единого фронта практически всех слоев населения страны на антиколониальной основе.

 

НОД в 1918-41 гг.

 

На рубеже 10-20 гг. усложняется расстановка сил в НОД. Наряду с умеренным и пользующимся авторитетом Сарекат Исламом появляются другие, более радикальные по лозунгам и методам антиколониальные организации. В 1920 г. появилась первая на Востоке компартия Индонезии, члены которой работали в Сарекат Исламе. Опасаясь вытеснения радикалами из руководства Сарекат Ислама, его лидеры добились запрета на членство в двух партиях одновременно. Это привело к расколу этой старейшей организации и выделению из нее Красного Сарекат Ислама. К 1923 г. КПИ стала всеиндонезийской партией, призывающей к использованию всех методов антиколониальной борьбы. Однако подготовленное ею восстание в 1926 г. было разгромлено (в значительной мере по вине самой партии, выдвинувшей лозунги Советской власти и не выдвинувшей крестьянских лозунгов). От этого, первого своего разгрома, КПИ оправилась только к началу 40 гг.

Политический вакуум в руководстве НОД после схода со сцены Сарекат Ислама и первого разгрома КПИ был заполнен Национальной Партией радикальной интеллигенции. Арестованный голландскими властями ее лидер инженер Сукарно произнес на суде разоблачающую колонизаторов речь "Индонезия обвиняет", сделавшую его всемирно известным. Примененная по отношению к Сукарно ссылка на острова не остановила подъема НОД в годы мирового экономического кризиса, и в то же время способствовала восприятию сосланными отдельных социалистических идей.

В 1939 г. блок национальных партий и организаций ГАПИ предложил колониальным властям союз на антияпонской основе при условии предоставления Индонезии самоуправления. В Гааге недооценили серьезность японской угрозы, надеясь канализировать ее в северном направлении против СССР, и отвергли предложенный ГАПИ вариант. В итоге японцы после хорошей пропагандистской подготовки "совместной борьбы против белого империализма" оккупировали Индонезию (при этом больше индонезийцев помогали им, чем противодействовали Токио).

 

Индонезия в годы японской оккупации (1942-45 гг.)

 

Основной своей задачей японцы считали максимальную мобилизацию сырьевых и людских ресурсов Индонезии на нужды воюющей Японии. С этой целью было проведено перепрофилирование экономики страны в интересах военной промышленности Японии, проводились трудовые мобилизации и т. д. По отношению к населению "освобожденной" страны проводилась политика "кнута и пряника". Большие усилия были приложены для создания прояпонских национально-буржуазных организаций. Среди них важнейшими были ПУТЭРА (Центр народных сил) и ПЕТА (Добровольческая Армия защитников Родины) во главе с японскими офицерами. Таким образом, национально-буржуазные элементы НОД получили возможность легального существования и организации (в то же время японцы преследовали феодальные элементы, как проголландскую силу). Со временем иллюзии относительно Японии в индонезийском обществе рассеялись и ПЕТА и ПУТЭРА стали превращаться в антияпонские по духу организации (ведущую роль в ПУТЭРА играл Сукарно, в ПЕТА произошло 5 восстаний против японцев).

В отличие от национально-буржуазного крыла НОД КПИ с самого начала вела антияпонскую партизанскую борьбу. Поскольку в начале оккупации население страны еще не успело разочароваться в Японии, партизаны оказались один на один с карателями и были разгромлены. Второй разгром КПИ на фоне легально существующих национально-буржуазных организаций не только предопределил лидерство последних на послевоенном этапе НОД, но и породил глубокое недоверие к ним со стороны руководства КПИ.

Весной 1945 г. Токио создал из лидеров ПУТЭРА комиссию по изучению вопроса о предоставлении Индонезии независимости. Результатом работы этой комиссии стали провозглашенные 1 июня 1945 г. Сукарно пять принципов Панча Сила, ставшие философской основой будущего независимого индонезийского государства.

Принцип "национализма" трактовался как предполагающий создание единого государства, направлен против сепаратизма. Принцип "интернационализма" предполагал установление дружественных отношений со всеми странами мира на основе равенства. Принцип "демократизма" предполагал не западную парламентскую демократию, а собственный путь "политико-экономической демократии" на базе специфики индонезийского общества. Принцип "социального благосостояния" носил абстрактный характер, но способствовал мобилизации общества на антиколониальную борьбу для достижения лучшей жизни. Принцип "веры в единого Бога", т. е. в Индонезию, в мусульманской на 90% стране должен был сохранить религиозный мир и воспрепятствовать претензиям исламских фундаменталистов на руководство НОД и страной. 17 августа 1945 г., после получения известий о капитуляции Японии, Сукарно провозгласил независимую Республику Индонезию, основанную на принципах Панча Сила. Это произошло до возвращения в страну голландских колонизаторов.

 

Борьба против англо-голландской интервенции (1945-49 гг.)

 

На заключительном этапе второй мировой войны Лондон и Вашингтон разграничили сферы военной ответственности: американские войска должны были сконцентрировать свои усилия в бассейне Тихого океана, британские - в странах Индийского океана. Таким образом, Индонезия оказалась в зоне британской ответственности по разгрому и приему капитуляции японских войск.

В Лондоне не были заинтересованы в сохранении независимости Индонезии: под угрозой могли оказаться британские капиталовложения в этой стране; кроме того, Джакарта показывала дурной пример английским колониям, прежде всего Индии. Поэтому британские войска высадились на территории Индонезии под предлогом приема капитуляции японских войск, которым было приказано до этого "поддерживать закон и порядок" в стране, уже объявившей себя независимой (выполняя приказ из Лондона, японцы даже арестовали члена ЦК КПИ тов. Айдита). В британском обозе находился голландский "губернатор" Индонезии Ван Мокк. К руководству молодой Республики могли быть предъявлены обвинения в "прояпонской" деятельности в период оккупации, формально справедливые. Сначала борьба против Индонезии велась в основном британскими силами, затем основное бремя войны взяла на себя Голландия, получившая для этого 1, 5 млрд. долл. помощи от США.

Расстановка политических сил в Республике была следующей: Национальная Партия, основанная теперь уже ставшим Президентом Сукарно, кроме принципов Панча Сила проповедовала идеологию "мархаэнизма" (мархаэн - распространенное имя и синоним "простого" бедного человека). В соответствии с концепцией мархаэнизма все население Индонезии, за редким исключением, простые бедные люди, угнетенные колонизаторами. Классы в обществе еще не сложились - и это хорошо, т. к. способствует общенациональной консолидации на антиколониальной основе. Классовой борьбы нет и ее следует предотвращать, по крайней мере, на этапе НОД. После деколонизации, на этапе претворения в жизнь принципа "социального благосостояния" будут созданы условия для смягчения классового неравенства. Таким образом, концепция мархаэнизма идеально соответствовала задачам мобилизации общества на борьбу с колониальной интервенцией.

Серьезную политическую силу представляла из себя правобуржуазная партия мусульманских фундаменталистов Машуми. Однако в ней уже появилась группа "мусульманского социализма", которая в будущем станет базой для образования партии НУ ("Нахдатул Уламаа").

Возродилась после второго разгрома Компартия. Будучи пока весьма малочисленной, КПИ имела оригинальную оргструктуру. Партия была поделена на "легальную" и "нелегальную" части. Нелегальная часть КПИ состояла из руководителей различных массовых организаций и партий левого толка - на политической арене они были известны не как коммунисты. Таким образом КПИ контролировала Рабочую Партию, военизированную молодежную организацию ПЕСИНДО, левое крыло Социалистической Партии и т. д. Подобная структура компенсировала малочисленность КПИ, больше всех пострадавшей от японцев, и позволяла ей оказывать влияние на политику Республики. В то же время, подобная структура оказывалась неповоротливой при возникновении непредвиденных ситуаций и давала недругам повод для обвинений руководства КПИ в неискренности и конспиративных замыслах. Таким образом, политическое положение молодой Республики даже в условиях отражения интервенции характеризуется соперничеством и взаимным недоверием основных общественных сил.

На первом этапе войны (1945-март 1947 г.) правонацио-налистическое Правительство после ряда военных поражений вынуждено было пойти на унизительное Лингаджатское Соглашение (территория Республики ограничивалась Явой, Мадурой и Суматрой, при этом Республика входила в состав Соединенных Штатов Индонезии (СШИ), а СШИ в составе Индонезийско-Голландского Союза входили в ООН). КПИ осудила Лингаджат.

На втором этапе (апрель 1947-январь 1948 г.) во главе Правительства и министерства обороны стоял член ЦК КПИ Шарифудин. Военные неудачи вынудили Шарифудина пойти на Ренвильское Соглашение, ограничившее территорию Республики Явой при вхождении ее в СШИ. Столь плачевные результаты деятельности Шарифудина дали повод правонационалистам обвинить КПИ в отсутствии патриотизма и начать преследование ее членов. Спасаясь от репрессий, коммунисты находили защиту в Мадиуне, где была расквартирована контролируемая КПИ дивизия. На октябрь 1948 г. в Мадиуне намечалась партийная конференция по объединению всех структур в одну организацию. Опасаясь консолидации левых сил, правонационалисты под предлогом предотвращения заговора разгромили КПИ, уничтожив все ее руководство, сконцентрированное в Мадиуне (спасся только самый молодой член ЦК Айдит). Это был третий разгром КПИ (впоследствии Айдит заявит, что Мадиуном закончился "младенческий возраст" его партии).

Третий этап войны (сентябрь 1948-ноябрь 1949 г.) ослабленная внутренними раздорами Республика смогла при международной поддержке (социалистических и развивающихся стран) закончить куцыми Гаагскими Соглашениями: суверенитет 16 СШИ предоставлялся в обмен на военно-экономический союз с Голландией при сохранении колониального режима в Западном Ириане. Искусственное раздробление страны на фактически самостоятельные Штаты препятствовало нормальному развитию каждого из них, порождало внутреннюю нестабильность и способствовало внешнему вмешательству в их жизнь. Осознание этого заставило Штаты отказаться от уготованной колонизаторами роли: 17 августа 1950 г. в результате третьего провозглашения независимости Индонезия стала унитарной Республикой.


Приложение

 

Характеристика Японии

Демография. В Японии проживает 126,7 млн. человек (1999), из них на главном острове Хонсю – 101 млн., на о.Кюсю – 13,4 млн., на о.Сикоку – 4,2 млн. и на о.Хоккайдо – 5,7 млн. человек.

С 1950 происходит интенсивная миграция из сельской местности. Так, если в начале 1950-х годов в деревнях и малых городах численностью менее 5000 жителей проживали в общей сложности 20,7 млн. человек, то к 1996 – всего 2,1 млн., тогда как в городах с численностью населения свыше 500 тыс. – 11,2 млн. в 1950 (13,5% всего населения) и 32,4 млн. в 1996 (25,8%). По общей численности городского населения (97 млн.) Япония в 1995 занимала шестое место в мире.

В 1950 рождаемость составляла 25,1‰, а смертность – 10,9‰. К 1996 эти показатели снизились до 9,6 и 7,4‰ соответственно. Младенческая смертность за тот же период упала с 60,1 до 4,3‰. Ожидаемая продолжительность жизни 77,4 года для мужчин и 83,6 – для женщин (1996).

Потери, понесенные во Второй мировой войне, составили ок. 1,6 млн. погибших и 309 тыс. раненых и пропавших без вести. Более 1 млн. женщин остались в послевоенные годы незамужними. Детский бум, начавшийся сразу по окончании войны, завершился лишь к 1951.

Население Японии быстро стареет. В 1980-х годах на одного человека старше 65 лет приходилось восемь лиц в возрасте от 15 до 64 лет, но к 2020 данное соотношение может составить немногим более одного к трем.

Этногенез и язык. Население Японии исключительно однородно в расовом, этническом, языковом и религиозном отношениях. Тем не менее в стране имеется ок. 600 тыс. корейцев, хотя многие из них родились и выросли на островах, говорят на японском языке и порой носят японские имена. Другое меньшинство, – эта, или буракумин, потомки средневековой касты, члены которой занимались забоем скота, выделкой кож, были мусорщиками, скоморохами и считались «людьми подлых профессий». В настоящее время насчитывается ок. 3 млн. буракумин.

Хотя японцы воспринимают себя как «чистую» расу и не стремятся ассимилировать представителей других народов, их нация сложилась из разных потоков переселенцев. Считается, что древнейшим народом, населявшим острова, были айны. На островах Кюсю и Сикоку и на юге Хонсю они смешивались с австронезийскими племенами, а на Хоккайдо – с выходцами с восточного побережья материковой Азии. В середине I тысячелетия до н.э. на Японских о-вах появились т.н. протояпонские племена. Развитие культур этих племен происходило вплоть до 5 в. н.э. в тесном взаимодействии с австронезийско-айнскими племенами.

В 6–7 вв. народ, населявший Японские о-ва, воспринял некоторые элементы китайской и корейской культур, а к 8 в. на юге Кюсю закончилась ассимиляция австронезийцев. В это же время началось заселение северной половины о.Хонсю, а местное айнское население отчасти смешалось с пришельцами, а отчасти было вытеснено в более северные районы, на о.Хоккайдо.

Хотя Япония относительно небольшая страна, в японском языке выделяют три основные группы диалектов – северо-восточная, юго-западная и центральная – и множество говоров. Особняком стоит диалект рюкюсцев. В основе литературного стандартного языка лежит говор одного из центральных диалектов – города Токио и равнины Канто. Благодаря телевидению токийский диалект имеет широкое распространение. Японский язык, как и китайский, построен на иероглифической основе, письменность заимствована в 5–6 вв. в Китае. В 10 в. была создана собственная слоговая азбука – кана, состоящая из двух фонетических разновидностей – хирагана и катакана. Обычно корни слов записываются иероглифами, а при помощи кана – служебные глаголы, окончания знаменательных глаголов и грамматические частицы. Слова, для которых нет китайских иероглифов, на письме выражаются также с использованием кана. Язык постоянно пополняется большим количеством иностранных слов, главным образом английских.

Размещение населения. Города. На протяжении многих лет происходит отток сельского населения в города. Токийский регион (ок. 25 млн. человек) на востоке и Осакский (10,5 млн. жителей) на западе, словно два полюса гигантского магнита, притягивают население с периферии и включают такие крупные города, как Токио (7968 тыс. человек, 1995), Осака (2602), главный порт страны Иокогама (3307), важный город центральной Японии Нагоя (2152), порт Кобе (1424), древняя столица и культурный центр Киото (1464). В других частях Японии выросли города регионального значения: на севере – Сендай (971) и Ниигата (495), на побережье Внутреннего Японского моря – Хиросима (1109) и Окаяма (616), на о.Кюсю – Фукуока (1285), Китакюсю (1020), Кагосима (546) и Кумамото (650).

В Токио вместе с примыкающими префектурами проживает более четверти всего населения страны. Примерно половина компаний, учреждений и средств массовой информации имеют свои штаб-квартиры в столице. Там же расположены ок. 85% действующих в Японии иностранных финансовых организаций.

Стремительный рост населения Токио привел к перегрузке общественного транспорта, способствовал строительству высотных зданий и заметному повышению цен на землю, достигших максимума в начале 1990-х годов.

Один из планов перспективного развития Японии предусматривает использование концепции «технополиса», предполагающей создание отраслей промышленности, базирующихся на применении передовых технологий, в центрах, имеющих университеты с современными исследовательскими лабораториями и высококвалифицированными кадрами. Еще одно предложение состоит в переводе некоторых государственных учреждений в другие города. Более радикальная и дорогостоящая идея – перенести столицу в Сендай или Нагою.

Япония – конституционная монархия. Император осуществляет определенные церемониальные функции (присутствует на официальных торжествах, национальных праздниках). На основании решения кабинета министров он подписывает официальные документы, подготовленные правительством, законы, международные договоры, созывает парламент на сессии и распускает нижнюю палату, назначает дату выборов в парламент, заверяет назначения и отставки министров и других высших должностных лиц, подтверждает полномочия своих послов и принимает иностранных послов, подтверждает объявление амнистии, жалует награды и почетные звания. По решению парламента император назначает премьер-министра, а по представлению последнего – членов кабинета министров и главного судью Верховного суда. Юридически император безвластен и лишен права голоса в вопросах государственного управления. Однако его особа остается важной фигурой, поскольку служит, как сказано в конституции, «символом государства и единства нации».

Конституция была принята парламентом страны и вступила в силу 3 мая 1947.

По закону поправки к конституции должны быть инициированы парламентом и приняты 2/3 общего числа каждой из двух палат парламента, после чего проводится всенародный референдум, который должен засвидетельствовать их поддержку большинством населения. Вместо референдума возможно вторичное рассмотрение поправок новым составом парламента, для чего могут быть проведены специальные выборы. До настоящего времени поправки не вносились, хотя и выражалось недовольство в отношении ряда положений конституции, в частности – девятой статьи, констатирующей отказ от ведения войны и содержания армии.

Законодательная власть. Законодательную инициативу в Японии во многих случаях проявляют чиновники. Когда назревает необходимость пересмотра существующих законов или введения новых, они готовят соответствующие законопроекты, которые затем рассматриваются правительством и в случае одобрения представляются парламенту.

Парламент состоит из палаты представителей (нижняя) и палаты советников (верхняя). Палата представителей насчитывает 500 депутатов, 300 из которых избираются в одномандатных округах и 200 – от партий по системе пропорционального представительства в 11 избирательных округах. Срок их полномочий – четыре года, но он может быть сокращен в случае роспуска палаты представителей, например, если в результате вотума недоверия правительство сочтет необходимым объявить новые парламентские выборы. После этого выборы должны быть проведены в течение 40 дней. Палата советников насчитывает 252 члена, которые избираются на шесть лет.

Значительная часть законодательной работы в обеих палатах парламента осуществляется комитетами. Назначение депутатов зависит от степени влияния политических партий. Председательствуют в комитетах представители партии, имеющей большинство в палате. Членов кабинета министров часто вызывают на заседания комитетов, где представители оппозиции могут задавать острые вопросы; ход заседаний носит весьма оживленный характер.

Когда законопроект получает поддержку в комитете, по нему проводится голосование всей палатой. Одобренные палатой документы направляются в палату советников.

Исполнительная власть. За формирование и осуществление национальной политики, проведение в жизнь конституции и законов, внешнюю политику отвечают премьер-министр и кабинет министров, состоящий из министров и государственных министров. Члены кабинета, которыми практически всегда являются политики, избранные в парламент, возглавляют министерства и специализированные управления (например, управление национальной обороны). В состав кабинета министров входят также министр кабинета (управляющий делами правительства) и глава законодательного бюро (органа, через который проходят все законопроекты). В министерствах и управлениях работают чиновники, назначаемые по результатам специальных конкурсных экзаменов.

Политические партии и выборы. Работа парламента в значительной мере зависит от распределения влияния между партийными группами. ЛДП, созданная в 1955 в результате слияния Либеральной и Демократической партий, удерживала власть с момента возникновения и до 1993. Крупный финансовый скандал и последовавший за ним вотум недоверия ускорили проведение выборов, в результате которых ЛДП потеряла контроль над нижней палатой. Семь оппозиционных партий объединили усилия для завоевания большинства депутатских мест и добились права сформировать кабинет министров. Эта коалиция включала широкий спектр политических направлений: от социалистов и коммунистов слева, демократических социалистов и Комэйто в центре до реформистски настроенных консерваторов, ранее состоявших в ЛДП и покинувших ее, чтобы создать Партию новой Японии и Партию обновления Японии. Следующий этап в японской политике начался, когда новое поколение лидеров призвало к пересмотру избирательной системы и практики финансирования избирательных кампаний.

В некоторой степени на позициях партий в парламенте отражаются особенности электоральной системы. До внесения в нее изменений в 1996 метод избрания в нижнюю палату носил уникальный характер: избирательные округа направляли от 2 до 6 (большинство от 3 до 5) депутатов. Таким образом, крупным партиям приходилось выдвигать несколько кандидатов, которые на выборах должны были соперничать с членами не только других, но и своих партий. В результате принадлежность к определенной политической партии перестала играть решающую роль. Целями введения новой избирательной системы были ликвидация коррупции, переориентация симпатий избирателя с конкретного лица на политическую партию, а также уменьшение роли фракций в формировании кабинета и осуществлении государственной линии. Нынешняя избирательная система отдает преимущество ЛДП. В городских районах в парламент направляют одного депутата от 250–350 тыс. избирателей, в то время как в сельских районах – всего от 130–140 тыс. человек.

Местное самоуправление. В административно-территориальном отношении Япония разделена на 47 префектур. В качестве отдельных префектур выделяются о.Хоккайдо, а на Хонсю – мегаполис Токио и две городские агломерации, Осака и Киото.

В Японии существует развитая система органов местного самоуправления и управления на уровне префектур, городов, поселков и деревень. Во всех этих административно-территориальных единицах раз в четыре года проводятся выборы депутатов в органы самоуправления – собрания соответствующего уровня. На такой же срок избирают префектов, мэров городов и деревенских старост. В компетенцию этих должностных лиц входит созыв собраний на очередные и внеочередные сессии. Кроме того, они имеют право вето по отношению к решениям собраний, досрочного роспуска собраний. Префекты могут быть досрочно смещены премьер-министром, а мэр города и староста деревни – префектом. Высшие должностные лица общей компетенции имеют право приостанавливать исполнение актов центральных органов управления на своей территории. Исполнительные полномочия на местах принадлежат специальным постоянным комиссиям местных собраний. Члены этих комиссий избираются собраниями или назначаются главой администрации с согласия собрания. За деятельностью органов местного самоуправления и управления осуществляется жесткий прямой контроль центральных ведомств. Деятельность полиции, школ, больниц контролируют соответствующие министерства. Финансовая система страны также способствует усилению централизации, поскольку 70% всех налогов поступает в государственный бюджет и лишь 30% остается на местах.

Судебная система. Конституцией предусмотрена независимая судебная власть. Верховный суд страны состоит из главного судьи, назначаемого императором по представлению кабинета министров, и 14 судей, назначаемых самим кабинетом. Конституция устанавливает референдарную ответственность членов Верховного суда: каждые 10 лет одновременно с выборами в парламент избиратели голосуют «за» или «против» конкретных судей. Имеются восемь региональных высших судов, 50 окружных (четыре на Хоккайдо и по одному в остальных префектурах) и сеть низовых судов. Верховный суд обладает прерогативой определять конституционность административных действий и вводимых в силу законодательных актов.

Вооруженные силы. Несмотря на конституционный запрет на содержание вооруженных сил, в 1950 американские оккупационные войска положили начало созданию в Японии национального полицейского резерва, реорганизованного в «национальные силы безопасности» в 1952 и в «силы самообороны» в 1954. Военная служба носит добровольный характер. В 1996 сухопутные войска насчитывали 148 тыс. личного состава. В военно-морских силах, включавших 63 боевых корабля и 171 самолет, служили 43 тыс. человек на флоте и 12 тыс. – в морской авиации. ВВС насчитывали 44 тыс. личного состава и 300 боевых самолетов. Японский военный потенциал по-прежнему остается чисто оборонительным; страна не располагает ни авианосцами, ни стратегическими бомбардировщиками. В соответствии с американо-японским договором о взаимном сотрудничестве и безопасности 1960, США должны осуществлять оборону Японии в случае иностранного вторжения, а американцам разрешено иметь в стране военные базы.

В качестве ответной реакции на милитаризм 1930-х годов и потери, понесенные во Второй мировой войне, в стране начиная с 1950-х годов широко распространены пацифистские настроения. После примерно двухлетних ожесточенных дебатов в 1992 парламент принял закон, разрешающий отправку военнослужащих за границу для участия в международных миротворческих акциях. Впервые с 1940-х годов японские войска в сентябре 1992 были размещены за рубежом, участвуя в операции ООН в Камбодже.

Внешняя политика. Япония стремится к сохранению дружественных отношений со всеми государствами. Кроме военного альянса, Япония тесно связана с США в экономическом плане.

Отношения с другой сверхдержавой, СССР, были обусловлены рядом неразрешенных вопросов. Напряженность вызывает спор о четырех небольших островах южной части Курильской гряды (Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи), отошедших к СССР в конце Второй мировой войны. Японцы считают эти острова своей территорией, но СССР отказывался их вернуть до тех пор, пока в Японии будут размещаться американские военные базы. Разногласия вокруг островов остались предметом спора и в отношениях Японии с Россией.

Япония имеет длительную историю взаимоотношений с Китаем. С точки зрения Японии, огромный Китай представляет интерес прежде всего как крупнейший потенциальный рынок и выгодная сфера капиталовложений. Япония имеет тесные внешнеэкономические связи с Республикой Корея и Корейской Народно-Демократической Республикой.

Япония – член ООН, Организации экономического сотрудничества (ОЭСР) и Азиатского банка развития и участник Плана Коломбо.

Экономика. Япония опережает другие азиатские государства по уровню развития промышленности, а по доходам на душу населения опередила многие страны Западной Европы. Даже в начале 19 в. при феодальной (сёгунской) системе эпохи Токугава в Японии существовало достаточно передовое хозяйство. После 1868, когда произошла «революция Мэйдзи», модернизация экономики была объявлена целью государства. Тем не менее единственной современной отраслью, получившей существенное развитие к началу 20 в., была текстильная промышленность. В первые 40 лет после открытия японских портов для американских кораблей (1854) быстро увеличивался вывоз за границу таких товаров, как шелк-сырец и чай. В 1905, после победы в русско-японской войне, началось развитие тяжелой промышленности. В 1939, к началу Второй мировой войны, японская текстильная продукция доминировала на мировом рынке, а металлургия, машиностроение, в частности транспортное, химическая промышленность и др. выдвинулись на передний план в экономике самой Японии. Формирование этих отраслей параллельно с существованием сильных традиционных производств обусловило существоание в Японии двойной экономической структуры, т.н. «нидзю кодзо».

Во время Второй мировой войны была уничтожена значительная часть японского экономического потенциала. Основы для последующего энергичного подъема и структурных преобразований в хозяйстве были заложены в результате пересмотра правительственной политики по отношению к науке и технике, организации подготовки высококвалифицированных рабочих кадров, а также благодаря использованию опыта промышленного строительства, накопленного до и во время войны. В послевоенные десятилетия, по крайней мере до 1973, темпы экономического роста были чрезвычайно высокими: в среднем ок. 10% в год в 1955–1973. До конца 1973 случались отдельные кратковременные спады – до 4–6%. В последующие годы, вследствие резкого скачка цен на импортную нефть, среднегодовые темпы роста производства снизились примерно до 4,3%. В 1977–1987 они составляли 4,2%.

Японские бизнесмены, ориентируясь на быстрое стабильное развитие, уверенно вкладывали средства в расширение и совершенствование старых отраслей промышленности и создание новых. Были введены в действие крупномасштабные программы подготовки молодых менеджеров и рабочих. Страна закупала лицензии на использование иностранных технологий и импортировала большое количество сырья.

Национальный доход. В 1995 ВВП оценивался в 483 трлн. иен, или 4 трлн. долл. По размеру ВВП Япония заняла второе место в мире, уступая лишь США. Хотя в послевоенные годы экономический рост охватил все отрасли, в первую очередь этот процесс проявился в промышленности и сфере услуг. В итоге кардинальным образом изменилась структура национального дохода. Если в сельском хозяйстве, рыболовстве и лесном хозяйстве в 1955 было создано 23% национального дохода, то в 1965 – 11%, а в 1995 лишь 2,1%. С другой стороны, горнодобывающая и обрабатывающая промышленность и строительство, которые в 1955 давали 29% национального дохода, в 1995 составляли ок. 40,7%. Доля сферы услуг, включающей транспорт, торговлю, финансы и административную деятельность, составляла 48% в 1955 и 58% в 1995.

Трудовые ресурсы. В 1996 трудовые ресурсы оценивались в 67,11 млн. человек, из которых 32,7% были заняты в промышленности, 26,5 – в торговле и банковской деятельности, 24,6 – в сфере услуг и 5,5% – в сельском хозяйстве и рыболовстве.

Программы профессионального обучения на фирмах сочетаются с пожизненным наймом рабочих и служащих. По такому принципу работают не менее 25% мужчин, занятых в обрабатывающей промышленности. С практикой пожизненного найма тесно связана и система оплаты, основанная на учете возраста и старшинства и известная как «нэнко дзерэцу».

Социальная организация производства. Экономика Японии основана на частном предпринимательстве. Государственная собственность ограничивалась главным образом местными коммунальными предприятиями и табачной промышленностью.

Вплоть до конца Второй мировой войны многие крупнейшие корпорации были объединены в гигантские финансово-промышленные группы, называвшиеся «дзайбацу», и состояли из холдинговой компании, контролировавшей дочерние фирмы. Большинство корпораций находилось в семейной собственности. Их акции после войны, когда дзайбацу рухнули, были распроданы через фондовые биржи.

После войны были приняты антимонопольные законы. Правительство разрешило создание картелей в целях ограничения производства и поддержания высоких цен в периоды спада деловой активности. Картели используются также в целях сокращения экспорта в тех случаях, когда иностранные государства устанавливают жесткие импортные квоты или пошлины. Хотя дзайбацу как таковые больше не существуют, возникли новые группы крупных фирм, специализирующихся в разных отраслях. При этом они взаимодействуют между собой как на основе старых контактов, унаследованных еще со времен дзайбацу, так и на базе естественных отношений купли-продажи и обычных банковских и финансовых связей. Наиболее известные среди этих групп – «Мицубиси», «Мицуи» и «Сумитомо», участники которых заняты в совместных проектах.

Горнодобывающая промышленность. Минеральные ресурсы Японии скудны. Имеются лишь довольно значительные запасы известняка, самородной серы и каменного угля. Крупные угольные шахты расположены на Хоккайдо и на севере Кюсю. В стране ведется в небольшом объеме добыча нефти, природного газа, медных и серых колчеданов, железной руды, магнетитовых песков, хромовых, марганцевых, полиметаллических, ртутных руд, пирита, золота и других полезных ископаемых. Однако этого недостаточно для развития черной и цветной металлургии, энергетики, химической и других отраслей промышленности, которые работают в основном на привозном сырье.

Обрабатывающая промышленность. Япония – крупнейший в мире производитель морских судов (52


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.