Направляемая демократия» в Индонезии. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Направляемая демократия» в Индонезии.

2019-07-13 299
Направляемая демократия» в Индонезии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Хотя официально "направляемая демократия" была введена в стране в 1959 г., фактически к ней перешли с введением ЧП в 1957 г. Для этого требовалось восстановить действие конституции 1945 и усилить власть президента. Стараясь поддерживать революционный энтузиазм и стремление к национальному единству, Сукарно делал акцент на идеологию. Это не была личная диктатура Сукарно, кроме него формированием политического курса занимались силы, признавшие "направляемую демократию" единственным выходом из политического тупика парламентской демократии (КПИ, вновь ставшая крупнейшей партией страны и первой по численности Компартией несоциалистического мира - 3 млн. членов и более 8 млн. сочувствующих, и правонационалистический офицерский корпус Сухопутных войск, считающий себя не столько профессиональными военными, сколько профессиональными революционерами, завоевавшими Индонезии независимость). У Президента Сукарно была реальная власть до тех пор, пока он мог балансировать между КПИ и Армией, по большей части опираясь на КПИ против военных. Поскольку Сухопутные Войска представляли собой серьезную (и не только политическую) угрозу Президенту и КПИ, они совместно предпринимали реальные меры для ослабления роли Армии в Вооруженных Силах: интенсивно наращивались, с советской помощью, современные рода войск ВВС и ВМФ; в Академии ВВС был введен курс марксистско-ленинской философии; с помощью Пекина пытались создать Народное Ополчение в качестве специального рода войск; была попытка введения в Армии института политических комиссаров, которыми должны были стать члены КПИ и т. д.

В основу государственного строительства в эпоху "направляемой демократии" Президент Сукарно положил концепцию "функциональных групп", призванную обеспечить социально-классовое и политическое партнерство. Как утверждал Сукарно, "функциональные группы существуют со времен Адама и Евы, но их юридическому оформлению во все времена мешали правые и левые экстремисты". В соответствии с указанной концепцией все люди являются членами функциональных групп, различающихся по их месту в жизни общества (в группу материального развития были включены рабочие и предприниматели, крестьяне и помещики; в группу духовного развития - интеллигенция, духовенство и почему-то женщины и молодежь; в особую функциональную группу были включены военнослужащие и т. д.). Представительные органы власти формировались под контролем Президента делегатами от функциональных групп.

"Направляемая демократия" была не только способом выхода из политического тупика и средством удовлетворения бонапартистских амбиций Сукарно. Она давала Президенту, как мелкобуржуазному деятелю, неспособному занять определенную принципиальную позицию в коренных вопросах, возможность "отложить" проведение социально-экономических реформ, подрывающих общенациональное "единство", посредством отвлечения внимания общества на другие, "общенациональные" цели. Сначала таковой была проблема возвращения Западного Ириана. В 1963 г., потратив за 5 лет 40% госбюджета на наращивание военного потенциала за счет социально-экономического развития, эта проблема была решена. Однако, не решаясь на проведение реформ, Сукарно нашел другую внешнеполитическую цель - сокрушение Федерации Малайзии, которую он назвал "западней неоколониализма".

Уходя из Юго-Восточной Азии, Великобритания пыталась сохранить там свое военно-экономическое присутствие посредством объединения в одно федеративное государство Сингапура, Малайи, а также Брунея и Саравака на севере индонезийского острова Борнео, с распространением на всех членов этой Федерации статей англо-сингапурского союзного Договора. Поскольку Джакарта не могла рассчитывать на сокрушение поддерживаемой Лондоном Малайзии собственными силами, Сукарно пошел на установление тесных связей с КНР. Ось Пекин-Джакарта дополнялась все более тесной дружбой и ориентацией КПИ на маоистскую КПК. Ситуация вокруг Малайзии усложнялась также вмешательством Филиппин, за спиной которых был Вашингтон, в Брунее и Сараваке.

Продолжавшаяся годами концентрация усилий страны на решении отчасти или полностью надуманных внешнеполитических проблем разрушительно отразилась на экономике, обострила противостояние усилившейся Армии и промаоистской КПИ. Генералитет опасался превращения левого фасада режима Сукарно в левое содержание, в котором правонационалистическому офицерству не будет места. Лидеры КПИ в любой момент могли перехватить инициативу в свои руки, выдвинув лозунги проведения реформ: они этого не скрывали, заявляя, что "Родина беременна революцией". С точки зрения военных, "направляемая демократия" уже сделала свое дело и стала для них опасной: процесс централизации и объединения страны завершен, левые силы были дезориентированы и ряд лет социально-зкономические требования не выдвигали во имя сохранения общенационального единства, "кабиры" (капиталисты-бюрократы из руководства госсектора) уже все от нее взяли, кроме непосредственно политической власти. Поэтому генералитет озаботился защитой своих интересов перед лицом угрозы со стороны КПИ (симптоматично, что Резервная Армия для ведения войны с Малайзией под командованием Сухарто была размещена в окрестностях Джакарты: здесь явно виден не военно-стратегический, а политический расчет).

 


Новый порядок» в Индонезии.

 

30 сентября 1965 ряд недовольных армейских офицеров и придерживавшихся левых взглядов офицеров ВВС предприняли попытку государственного переворота. Восстание было подавлено генерал-майором Сухарто. В случившемся он обвинил Коммунистическую партию (некоторые из членов КПИ действительно принимали участие в заговоре). Сукарно сохранил пост президента, однако был вынужден передать власть кабинету министров. Была проведена чистка государственного аппарата, сопровождавшаяся увольнением всех представителей левого движения. Около 700 тыс. индонезийцев, заподозренных в принадлежности к КПИ, были безжалостно уничтожены военными, еще примерно 100 тыс. человек помещены в специальные лагеря.

В 1966 власть окончательно перешла к вооруженным силам во главе с Сухарто.

Во второй пол. 60-нач. 70 гг. в стране был установлен крайне жесткий авторитарный режим: из 30 статей Декларации прав человека ООН были нарушены минимум 20. Население страны покупало "Свидетельства о непричастности к движению 30 сентября 1965 г." как гарантию от политических преследований. Запуганное крестьянство "добровольно" отказывалось от земли, полученной в свое время с помощью КПИ. Была запрещена всякая политическая деятельность в деревенской местности, традиционном оплоте КПИ. Вооруженные силы были объявлены "стабилизатором и катализатором общественной жизни". На выборные должности можно было попасть только с одобрения контрразведки. Правительство Сукарно из 100 министров было заменено на Правительство Сухарто из 300 генералов. Коррупция охватывала до 40% ВНП и была "единственной развивающейся отраслью" народного хозяйства.

Избранный в марте 1967 г. Президентом Сухарто заявил: "Если мы за десять лет не добьемся экономических успехов, семьи погибших коммунистов могут взяться за оружие и отомстить". Поэтому режим сконцентрировался на экономической сфере и сумел добиться определенных успехов.

Когда Сухарто вступил на пост президента в 1968, Индонезия была одной из беднейших стран мира. Тогда, по оценкам Всемирного банка, 60% индонезийцев (или ок. 70 млн. человек) жили в абсолютной нищете. В связи с экономическим ростом в последующие 25 лет, достигнутым в определенной степени благодаря выполнению заданий пятилетних планов (репелитас), беднейшие слои общества вышли из состояния крайней нищеты. За этот период наполовину уменьшилась детская смертность. К началу 1990-х годов Индонезия располагала одной из наиболее эффективных в Азии программ контроля за рождаемостью.

Общее повышение уровня благосостояния и углубление процесса урбанизации привели к увеличению численности студенчества, интеллигенции и круга лиц, вовлеченных в частный бизнес. Среди наиболее решительных критиков Сухарто можно было встретить отставных военных. Помимо неравенства в распределении доходов и коррупции чиновников, индонезийцев волновало отсутствие открытых политических дебатов и честной предвыборной борьбы. Оппоненты власти осуждали также бесконтрольное разрушение природной среды компаниями по заготовке леса и добыче полезных ископаемых, предприятиями агробизнеса и промышленными концернами. Не одобрялись оппозицией многочисленные официальные ограничения, которые были навязаны торговле, инвестиционной практике и другим видам экономической деятельности, и, наконец, постоянное чрезмерное вмешательство армии во внутреннюю политику государства.

В 1967 Сухарто лишил Сукарно всех полномочий, а в следующем году занял пост президента. Сухарто подверг жестким ограничениям деятельность политических партий, создав при этом льготные условия для своей собственной политической организации – Голкар, объединявшей государственных служащих, людей творческих профессий, кадровых военных и различные «функциональные группы». На первых выборах, состоявшихся в 1971, Голкар легко опередила оппозицию и на протяжении следующих 20 лет продолжала лидировать в частично избираемых органах государственной власти. Правда, в отдельных регионах страны успеха время от времени добивалась какая-нибудь из двух официально разрешенных оппозиционных партий. Народный консультативный конгресс – высший орган законодательной власти, в котором преобладал Голкар, – переизбирал Сухарто на пост президента в 1973, 1978, 1983, 1988 и 1993.

При Сухарто военные распространили свое влияние на всю политико-административную структуру государства и приняли самое активное участие в экономическом развитии страны. Такое положение было узаконено концепцией двойной функции вооруженных сил, согласно которой армия несет ответственность не только за внутреннюю безопасность и национальную оборону, но и практически за все социально-политические сферы жизни государства.

Сухарто переориентировал Индонезию на тесное взаимодействие с некоммунистическими странами (отношения с Китайской Народной Республикой оставались «замороженными» вплоть до 1990), избегая официального вступления в военно-политические союзы. Сухарто прекратил конфронтацию с Малайзией, вернул Индонезию в ООН, активно добивался притока иностранных капиталовложений. Назначенные Сухарто и прошедшие подготовку в США индонезийские экономисты смогли стабилизировать национальную экономику благодаря содействию Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка.

После распада португальской колониальной империи войска Сухарто в 1975 захватили восточную часть о.Тимор, западная половина которого ранее принадлежала Индонезии. Восточный Тимор был официально аннексирован в 1976, но многие его жители по-прежнему активно выступают против индонезийского правления. К 1993, несмотря на голод и значительное число жертв среди населения Восточного Тимора, индонезийская армия так и не сумела подавить вооруженного сопротивления населения острова. Между тем ООН продолжала считать эту территорию протекторатом Португалии, а некоторые государства Запада приостановили или сократили оказываемую Индонезии экономическую помощь в знак протеста против захвата Восточного Тимора.

Аналогичным образом негодование по поводу установления правления Явы в Ириан-Джая (на о.Новая Гвинея), где коренное население в этническом отношении никак не связано с большей частью индонезийцев, послужило причиной восстания, которое вспыхнуло в 1970-е и продолжалось в 1990-е годы. Сказалось также то обстоятельство, что крупномасштабные разработки полезных ископаемых и лесозаготовки, не говоря уже об организованном правительством перемещении поселенцев с Явы, нарушали традиционный образ жизни обитателей острова. В Индонезии имеются и другие регионы, например Аче, в которых политика властей периодически приводит к вооруженному сопротивлению. В 1989–1992 индонезийская армия провела кампанию против Движения за свободу Аче, в результате которой погибли тысячи местных жителей.

В 1966-73 гг. была достигнута стабилизация экономики за счет альянса с китайским капиталом (50% денежного оборота, 25% торговли, текстильная промышленность); альянса с иностранным капиталом (возвращение иностранной собственности, кроме голландской) после психологической обработки сукарновски мыслящего населения в том духе, что иностранный капитал идет в страну не из-за прибылей, а из любви к восточной экзотике; благодаря внеэкономической эксплуатации деревни; вследствие повышения эффективности госсектора (получив политическую власть, кабиры перешли от растаскивания госсектора на личные нужды к его развитию) с привлечением туда национального частного капитала.

Оздоровлению экономики Индонезии способствовал нефтяной бум, начавшийся в конце 1960-х годов. Монополизировав нефтяную промышленность, правительство Сухарто сумело не только поднять оклады начальникам и военным, но и направило значительные средства на развитие социальной и экономической инфраструктуры государства, а также на осуществление программ развития, прежде всего в области сельского хозяйства. Все эти шаги центрального правительства способствовали росту его влияния в этнически разнородных и разбросанных по архипелагу регионах. Введение Сухарто единых общеобразовательных программ на государственном языке бахаса индонесиаускорило процесс централизации. В школах и контролируемых государством средствах массовой информации проводилась мысль о национальной идентичности индонезийцев и особом национальном мировоззрении – «панча сила», илипяти основных принципах – религиозности, демократии, национализме, гуманизме и социальной справедливости.

Хотя темпы экономического роста в нач. 70 гг. достигли 7,6%, практически все субъекты экономического подъема были недовольны. Национальная буржуазия - иностранной конкуренцией и произволом бюрократии, иностранный капитал - бюрократизированностью и регламентациями, пролетариат и крестьянство - бесправием и крайней нищетой. Стихийные массовые выступления в январе 1974 г. показали резкое сужение социальной базы "нового порядка".

С 1974 г. режим Сухарто меняет акценты своей экономической стратегии: предпочтение оказывается уже не иностранному капиталу, а национальной буржуазии (что создало ему ореол защитника национальных экономических интересов). Сфера применения иностранного капитала была ограничена, а налогообложение повышено. Проводится политика индонеизации иностранных компаний и предприятии (до 50% их основного капитала). Воспользовавшись энергетическим кризисом 1973 г., Джакарта установила отчисления за добываемую в стране иностранцами нефть в пропорции 85:15. Расширение социальной базы режима за счет национальной буржуазии и доходы от нефти (300 млн. долл./год) в свою очередь позволили Сухарто добиваться от Запада более выгодных условий оказания экономической помощи. Внешне политика Сухарто с сер. 70 гг. может казаться антиимпериалистической (в событиях января 1974 г. он обвинил Вашингтон). На самом деле наблюдается острое противоборство за контроль над экономикой страны трех основных сил: кабиров, национального капитала и западных монополий. Роль Сухарто в этой борьбе сводится к корректировке политического курса с учетом изменения соотношения сил и социального фактора.

Сложные отношения у "нового порядка" с мусульманскими фундаменталистами в эпоху исламского ренессанса, задевшего и Индонезию. Участие мусульманских фанатиков в ликвидации КПИ породило у них надежды на более активное участие во внутриполитической жизни страны. Однако военные не допустили смешения религии и политики и возрождения прежней роли Машуми. Репрессии против исламских активистов в сер. 80 гг. были настолько серьезны, что создавали впечатление антиисламского режима. Чтобы избежать обвинений в антиисламизме, Сухарто казнил после 20 лет отбывания каторжных работ большую группу коммунистов, в т. ч. Лауреата Нобелевской премии в области литературы Прамудья Ананда Тура - этим жестом он показал намерение "бороться с любым экстремизмом", независимо от того, исламский он или иной.

Экономический кризис, охвативший Восточную и Юго-Восточную Азию в 1997–1998, привел к тяжелым последствиям в Индонезии. Резкий экономический спад затронул всех индонезийцев, как низшие, так и средние слои общества, как горожан, так и деревенских жителей. Хотя Сухарто сумел организовать президентские выборы в марте 1998 таким образом, чтобы сохранить за собой высший пост в государстве, предотвратить формирование широкой антиправительственной коалиции ему не удалось. Спустя два месяца после выборов начались студенческие выступления, вылившиеся в трехдневные беспорядки после того, как войска открыли огонь и убили четырех студентов университета. Сухарто был вынужден уйти в отставку. 21 мая 1998 президентом Индонезии стал Б.Ю.Хабиби, занимавший пост вице-президента.

В октябре 1999 состоялись президентские выборы. В качестве основных кандидатов были выдвинуты Абдуррахман Вахид (лидер Партии национального возрождения) и Мегавата Сукарнопутри. Победил Абдуррахман Вахид, набравший 373 голоса, Мегавата получила 313 голосов и стала вице-президентом.



Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.