Виктор Александрович ОРАНСКИЙ — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Виктор Александрович ОРАНСКИЙ

2019-07-12 193
Виктор Александрович ОРАНСКИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(наст. фам. Гершов; 22.04.1899, Феодосия — 27.09.53, Москва) — композитор. Воспитанник Московской консерватории (класс К. Н. Игумнова), он начал работу для театра как заведующий музыкальной частью Второй студии (музыка к спектаклям «Гроза», «Разбойники», «Дама-невидимка»). Вместе со студийцами сблизился с МХАТом и он: музыка к «Николаю I и декабристам» (траурный марш), к «Сестрам Жерар», к «Трем толстякам» (на этот сюжет им была написана также музыка балета, шедшего в Большом театре, а на сюжет «Бронепоезда 14-69» — неоконченная опера).

О. смолоду принадлежал талантливой компании, возникшей в Театральном отделе Наркомпроса еще в 1918 г., — там жил вкус к союзничеству, к обмену токами, теориями, задачами. О. легко откликнулся на приглашение Первой студии — он написал музыку для «Короля Лира» (1923), потом охотно сотрудничал при создании «Блохи». Как помнилось Дикому, «в спектакле прекрасно нашла свое место народная, русская, но и откровенно пародийная музыка В. А. Оранского». Позже О. найдет мелодии для одного из лучших спектаклей Дикого — «Глубокая провинция», и он же напишет ярмарочную, вихревую, наглую увертюру к «Смерти Тарелкина», которую Дикий поставит в Малом театре (1937; спектакль снимут в связи с арестом режиссера).

{461} Для МХАТ 2‑го О. создаст еще «монтажную» музыку «Петербурга» (стык Вагнера, пения «Вы жертвою пали…», городских шумов, стонов парохода). Но союз не продолжат: МХАТ 2‑й не сходился на сколько-нибудь долгий срок ни с кем из композиторов, кроме Н. Н. Рахманова, старинного первостудийца.

И. С.

Михаил Диомидович ОРЛОВ

(04.09.1900, Симферополь — 1992) — актер, педагог. З. а. РСФСР (1954). Окончил гимназию в Симферополе, где в городском театре начал актерскую карьеру. В 1922 – 1925 гг. О. ученик школы и одновременно сотрудник МХАТ, с 1 сентября 1925 г. и до закрытия — в МХАТ 2‑м (сотрудник, через два сезона — в основном составе). О. один из самых востребованных актеров в труппе. Он был первым исполнителем ролей: Нелькина («Дело»), князя Сицкого (в обеих редакциях «Смерти Иоанна Грозного»), Демулена («Взятие Бастилии»), Редько («Фрол Севастьянов»), Галифакса («Человек, который смеется»), Меншикова («Петр I»), Кочерги («Светите, звезды!»), полковника Римана («Генеральная репетиция»), Бета («Нашествие Наполеона»), Курзанова («Тень освободителя»), Норберта («Неблагодарная роль»), Вознесенского («Земля и небо»), Прокурора («Суд»), Орсино (2‑я редакция «Двенадцатой ночи», в 1‑й — он был дублером), дяди Анри («Мольба о жизни»).

Чаще всего критика тех лет упоминает актера в общем перечне исполнителей. Так, Литовский утверждал, что в «Мольбе о жизни» были «забавны, остры и достаточно “французисты” В. Подгорный, И. Вишневская, М. Орлов» (Литовский, с. 317); Юзовский в том же спектакле констатировал наличие «настоящего чувства стиля» у ряда актеров, в том числе у Орлова (ЛГ, 1935, 9 декабря). Особой похвалы удостоился О. из уст Литовского в спектакле «Человек, который смеется»: «Отличное впечатление оставляет молодой и талантливый актер М. Орлов в роли барона {462} Галифакса. Донкихотское обличье, удачная гримаса и смешок, характерные интонации, хороший голос и рост выдвигают его исполнение на одно из первых мест» («Современный театр», 1929, № 8, с. 125).

После ликвидации театра О. первоначально направляется в Центральный детский театр, но вскоре оказывается в Театре им. МОСПС, где работает до 1941 г. (Николай Скроботов во «Врагах», Дульчин в «Последней жертве» и др.). С 1942 г. О. последовательно пребывает в Театре драмы, Театре сатиры, наконец, в Театре революции — им. Маяковского (в основном занят был в современном советском репертуаре в возрастных ролях). Преподавал в ГИТИСе.

З. У.

Вера Георгиевна ОРЛОВА

(по мужу Аренская; 27.05.1894, Зарайск — 28.09.1977, Москва) — актриса. В 1911 г. сыграла Аннушку в фильме П. И. Чардынина «На бойком месте» (на ту же роль ее позовет Ч. Г. Сабинский в новой экранизации пьесы Островского, 1916). Брала частные уроки у Н. О. Массалитинова; прошла конкурсный экзамен и была принята в МХТ (1913). Вводилась в спектакли «Нахлебник» (Маша), «На дне» (Наташа), «Синяя птица» (Вода). В 1916 – 1918 гг. снималась в фильмах Я. А. Протазанова (Лиза в «Пиковой даме», Инга в «Сатане ликующем», больная девушка в «Отце Сергии» — ее толкование роли в экранизации Толстого одобрил Немирович-Данченко). Играла также в фильмах А. В. Ивановского (Дуня в «Станционном смотрителе», Муза в «Пунине и Бабурине» по Тургеневу, 1918) и др.

Летом 1919 г. О. выехала на Украину с Качаловской группой, скитания которой разделила: в 1919 – 1922 гг. исполняла тут роли Катерины Ивановны («Братья Карамазовы»), Верочки («Осенние скрипки»), Наташи («Три сестры»), Веры Николаевны («Где тонко, там и рвется»), Лицци («Потоп»). Наибольшим ее успехом была Дуняша в «Вишневом саде» — прелестная, одурманенная первым объятием Яши, почти Изольда, выпившая любовный напиток (как описывал ее в своих мемуарах В. В. Шверубович).

В сезоне 1922/23 г. О., оставшаяся с Пражской группой, искала возможности вернуться. Немирович-Данченко считал ее одной из тех, «которые и даровитые и могут работать», но устроить ее в Москве 1923 г. было трудно. «1‑я Студия ее берет, но не может обещать работу. … Вообще {463} это из хороших сил. Много пережила, стала еще глубже (всегда имела к этому склонность. Я убедился, когда проходил с нею как-то “Луковку” [сцена из “Братьев Карамазовых”]). Очень рекомендую обратить на этот случай внимание» (НД‑4, т. 3, с. 28).

На сезон 1923/24 г. О. оформили в штат МХАТ; в труппе МХАТ 2‑го она оказалась с возникновения театра.

Не принадлежа к кругу «первостудийцев», «отцов-основателей», она заняла скромное положение, будучи, впрочем, загружена работой как в «знаковых», коренных спектаклях (в «Гибели “Надежды”» играла в разное время и Маритье, и Ио, в «Сверчке» — Мей), так и в наиболее значимых новых постановках. В «Гамлете» она была одной из придворных, в «Петербурге» играла курсистку Варвару Евграфовну, в спектакле «В 1825 году» играла (после В. В. Соловьевой и М. А. Дурасовой) дворовую девушку Машу — крепостную возлюбленную одного из декабристов, во «Взятии Бастилии» — актрису Луизу Франсуазу Конта, в «Орестее» — Клитемнестру. По-видимому, к предстоящей премьере Эсхила относятся строки из письма Немировича к артистке: «Рад за Вас, что Вы наконец дотерпелись до роли, и верю, что Вы ее хорошо сыграете. Это письмо придет к Вам, когда Вы уже сдадите роль. Мне хотелось бы, чтоб, читая его, Вы торжествовали» (там же, с. 165). Торжества, однако, не было. Продолжались работы: соседка в «Закате», обитательница студенческого общежития во «Фроле Севастьянове», торговка апельсинами Виттория в «Бабах», Катерина Гриценко («Светите, звезды!»), «штаб-офицерка» — девица в «заведении» («Униженные и оскорбленные»), жена безработного Лизхен («Суд»). Некоторые из перечисленных ролей — во втором составе.

Вряд ли О. могла считать свою актерскую судьбу во МХАТ 2‑м удавшейся и радостной, но ни в какие протестные группы она не входила. Оставалась тут до ликвидации театра. Последние ее роли здесь — кулачиха Марья в «Часовщике и курице», Хасинта в «Испанском священнике», играла и в последней премьере МХАТ 2‑го (мать Михайлы в «Начале жизни»). Решением УГАТ направлялась на работу в Театр транспорта. Сведений о ее работе там не имеем. Некоторое время служила в Театре планетария; в поздние годы жизни — в Театре-студии киноактера (роли в спектаклях «Глубокие корни» Гоу и Д’Юссо, «Старые друзья» Л. Малюгина, «Дети Ванюшина» С. Найденова и др.). Дни свои артистка окончила в Доме ветеранов сцены.

И. С.

Елизавета Эмильевна ОТТЕН

(19.09.1895, Москва — 28.09.1962, там же) — актриса. Ученица «Школы трех Николаев», вошла во Вторую студию МХТ (с 27 декабря 1916 г.); с 1 октября {464} 1922 г. — в Первой студии. Зрители запомнили ее в «Сверчке на печи» — ввод на роль смешной девочки-няньки Тилли. Также заменяя М. А. Успенскую, О. ввели в «Балладину» на роль эльфа Хохлика. Играла на премьере «Любви — книги золотой» девку Дуняшку («нимфу»), в «Расточителе» была одной из исполнительниц роли слобожанки Саши (очередная добыча сластолюбца Князева): эпизоды яркие, весьма различные по жанру. В премьерах МХАТ 2‑го О. придворная дама («Гамлет»), барышня на балу («Петербург»), в спектакле «В 1825 году» переиграла несколько лиц в «народных» сценах и эпизодов (гостья у Ланских, соседка Ланских, жена Человека в полушубке, жена смотрителя почтовой станции и др.); в «Орестее», участвовала в хоре Эриний. Она была занята в последней работе М. Чехова (студентка Небесная, «Фрол Севастьянов»).

Имя О. часто возникало под конец рецензий, в бегло одобрительном перечне ролей второго плана (например, так упомянута П. А. Марковым ее портниха Анджолетта в спектакле «Бабы»). Поручались О. и роли травести — мальчик с «котлетиной», у которого выпрашивает булку голодный Евграф, искатель приключений; скоморох в «Смерти Иоанна Грозного», девочка во «Взятии Бастилии». Последней работой О. в МХАТ 2‑м стала Топси («Хижина дяди Тома»). Роль вышла столь же выигрышной для исполнительницы (пение, танец, материнские заботы о кукле), сколь и впрямь трогательной.

В послужной список артистки входят генерал и купец из интермедий в «Тени освободителя», комсомолка Фирочка из дальнего Тургача («Неблагодарная роль», сцена в милиции: Фирочка по силе-возможности переводит несчастный дневничок иностранки, влюбившейся в здешнего паренька и подозреваемой в шпионаже). В доигрывавшемся репертуаре Первой студии О. оказалась исполнительницей вдовы Трюс и Клементины («Гибель “Надежды”»).

1 августа 1934 г. О. подала заявление об уходе в связи с переходом в Ленинградскую акдраму (б. Александринский), где художественным руководителем был ушедший из родного театра Б. М. Сушкевич и куда потянулись ее партнеры по «Хижине» А. Н. Глумов и др. С 28 августа О. отчислена из состава МХАТ 2‑го.

В 1937 – 1951 гг. О. работала в ГЦТК под руководством Образцова (Ежиха, Лиса и Мышь в «Волшебной {465} калоше»; Мышиха-Писклиха в «Коте в сапогах»; комический «характерный» Лев в «Волшебной лампе Аладина»; Смеральдина в «Короле-Олене»; мисс Локнот, «Под шорох твоих ресниц»). В 1951 г. была арестована, осуждена Особым совещанием на 5 лет высылки-ссылки, была рабочей на шпалозаводе в Енисейском районе Красноярского края; амнистирована 4 июня 1953 г. Вернулась в театр Образцова, где оставалась до конца жизни.

К. Р.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.