Сергей Владимирович Тетерский, — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Сергей Владимирович Тетерский,

2019-07-12 188
Сергей Владимирович Тетерский, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

кандидат педагогических наук,

президент ДИМСИ.

 

О ВОЛОНТЕРСТВЕ …

 

Волонтерство (добровольчество) – единичный акт или группа акций социально значимого характера (физическая, экономическая, социальная, культурная поддержка), символ солидарности, созидательная и созерцательная сила, направленная на сохранение и укрепление человеческих ценностей (потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости), на реализацию прав и обязанностей граждан, изучение их личностного роста и осознание полного человеческого потенциала.

Цели добровольчества:

Строительство посредствам всемирного сотрудничества здорового, надежного, гуманного и справедливого общества, уважающего достоинство людей.

Пропаганда прав человека, направленных на улучшение его жизни.

Вовлечение всего общества в процесс выявления и решения проблем.

Поддержка в решении социальных, экономических, экологических проблем.

Приобретение людьми новых знаний, умений, полностью развивающих их самоконтроль, творческий потенциал.

Пропаганда семьи, сообщества, национальной и глобальной солидарности.

Мотивация волонтера как субъекта общественно-полезной деятельности имеет широкий диапазон: от религиозных мотивов до корыстных. Это полярные границы.

Мотивация взрослых волонтеров: эмоциональное благополучие, проявление своей неповторимости, реализация потребности помочь нуждающимся из чувства сострадания и милосердия; возможность общественного признания, морального и материального вознаграждения за свой труд; организация деятельности адекватной семейным, национальным, региональным и культурным российским традициям; повышение информационно-коммуникативного уровня; формирование начальных знаний о социальных проблемах; понимание юридических и практических рамок деятельности специалистов социальной сферы; ознакомление с механизмом проведения конкретных социологических исследований и др. 

Мотивация юных волонтеров: возможность развить уверенность в себе, открытость и готовность старших обсуждать возникающие проблемы, возможность осваивать и использовать современные технологии (компьютерное оборудование, факсимильные сообщения, копировальные аппараты, автотранспорт и др.), обучение элементам наблюдательности, общения, лидерству и азам управления; реализация собственных инициатив и самостоятельного дела в кругу единомышленников, друзей и партнеров и др.

Волонтерство – институт воспитания: Семейственности, Служение, Честности, Справедливости, Дружбы, Верности, Милосердия, Вдохновения, Ответственности, Созидательности, Терпимости, Трудолюбия, Умеренности, Добра.

Направления волонтерского движения:

1. Психолого-педагогическое (воздействия на самочувствие и поведение участников движения).

2. Социально-бытовое (воздействия на материальные, моральные, национальные, семейные и другие интересы и потребности).

3. Социокультурное (влияние на уровень культуры, организацию досуга).

4. Трудовое (организация трудовой занятости, проф. ориентационной работы).

5. Валеологическое (формирование здорового образа жизни).

6. Социально-правовое (повышение уровня правовой культуры, защита прав человека).

7. Профилактическое (предотвращение возникновения социально-запущенной, маргинальной молодежи).

8. Лидерское (формирование активной жизненной позиции, развитие инициативы, укрепление и развитие демократических норм жизни).

9. Патриотическое (воспитание любви и уважения к Родине, обучение основам взаимопонимания, уважения к своей национальной и другим культурам).

10. Информационное (внедрение новых технологий, обеспечение взаимосвязи между специалистами, пропаганда новых форм, методов, методик).

Возможные формы поощрения волонтера:

- Подарочные футболки, грамоты, значки, плакаты, книги и т.д.;

- Удостаивание участников чести выступить по телевидению, на радио или в местных газетах;

- Награждение участника перед группой специально приглашенных людей или индивидуально;

- Подготовка публикации о достижениях участника, видеофильма или сайта о добровольцах-героях.

- Награждение от официальных лиц;

- Фотография с официальными лицами или известными людьми;

- Запись в личное дело учащегося, трудовую книжку работающего;

- Предоставление возможности дальнейшего обучения по проекту, выбранной специализации;

- Объявление номинаций «Герои нашего времени» (лучшие организации, учреждения, проекты, спонсоры, люди, издания и т.д.);

- Торжественный прием или обед добровольцев.


 

ОГРАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

 

 

(структура службы, привлечение, набор и отбор добровольцев, планирование деятельности и распределение ответственности, поддержание позитивной мотивации у волонтеров, выбор форм и методов работы)

Существует несколько форм организации добровольческих служб в зависимости от конкретных условий и возможностей: такая служба может быть составной частью деятельности какой-либо общественной организации, может быть самостоятельным общественным объединением, добровольцы могут также работать на общественных началах от любой другой организации.

Руководитель волонтерской службы – куратор обеспечивает координацию всей деятельности, подбирает людей для кураторской работы и распределяет между ними обязанности, организует работу волонтеров по различным направлениям, обеспечивает связь с общественностью, средствами массовой информации и другими заинтересованными организациями. Он организует социальный маркетинг, получает заказы от учебных заведений и других организаций, осуществляет стратегическое планирование деятельности службы.

Кураторы-психологи помогают волонтерам эффективно организовывать свою деятельность, а также оказывают им психологическую и моральную поддержку. Помимо текущей работы кураторы-психологи проводят отборочные и тренинговые занятия, балинтовские группы и группы личностного роста, индивидуальное психологическое консультирование добровольцев.

Работающие волонтеры – это действующие подростки, которые прошли отбор, тренинговую подготовку и стажировку под руководством куратора и других опытных волонтеров. Ребята сами определяют для себя те формы работы, которыми они хотели бы заниматься. Для кого-то наиболее привлекательна групповая работа со сверстниками, кому-то больше по душе участвовать в подготовке и проведении массовых мероприятий (акции, шествия и т.д.), кто-то склонен заниматься разработкой средств наглядной агитации и контрпропагандой наркотиков или какой-то другой деятельностью.

При организации добровольческой службы необходимо достаточное время уделять формированию представлений о роли и месте добровольчества в современном обществе. Другими словами, определять идеологию волонтерства.

Принципы, на которых должна строится добровольческая служба или организация, посвящающая свою деятельность борьбе с распространением наркомании, отличаются от традиционных идей общественных организаций типа комсомола. Среди этих принципов можно выделить следующие:

- аполитичность;

- открытость и доступность;

- ориентация на социальное партнерство с другими общественными организациями, государственным и коммерческим секторами;

- возможность привлечения добровольцев по различным каналам, отсутствие какого-либо формального членства. В этом смысле волонтером может быть любой подросток или молодой человек, так или иначе проявивший интерес к деятельности организации и желающий внести свой посильный вклад;

- конфиденциальность, обеспечивающая безопасность как самого волонтера, так и тех, с кем он работает.

 

Говоря о наборе волонтеров, необходимо иметь в виду местные особенности. Можно определить следующие возможные источники пополнения рядов добровольцев:

- обычные подростки, узнавшие об организации из средств массовой информации и других источников;

- ребята, с которыми волонтеры проводили занятия или организовывали встречи;

- студенты, чей профессиональный выбор связан с социальной работой или педагогикой.

 

Организуя набор через средства массовой информации или по каким-либо другим каналам, необходимо достаточно просто и в то же время максимально полно представить информацию о деятельности волонтерской службы, а также предусмотреть ответы на наиболее типичные в таких случаях вопросы:

-Какие качества нужны для этой работы?

Пример ответа:

«Нам требуются обычные дружелюбные люди 14-20 лет, которые не боятся столкнуться с чужими эмоциональными переживаниями и которым можем довериться в плане строгой конфиденциальности. Нам обычно не хватает людей, которые располагают свободным временем в течение дня».

- Как будет проводиться отбор?

Пример ответа:

«Вас ожидает неформальный и дружелюбный разговор с работающими волонтерами и взрослыми-кураторами волонтерской службы. Они попросят Вас рассказать о себе и Вашем жизненном опыте. У Вас тоже будет возможность задать вопросы. Затем Вас могут пригласить на отборочные занятия».

-У меня тоже в жизни были неприятности из-за наркотиков (алкоголя). Вы меня примете?

Пример ответа:

«Ваш собственный опыт мог способствовать развитию у Вас сострадания к людям и ответственности за свой жизненный выбор, но мог сделать Вас и слишком уязвимым. Все зависит от того, как Вы справились со своими проблемами и как они на Вас повлияли».

-Принимаете ли вы всех желающих?

Пример ответа:

«Нет, и это вовсе не значит, что, если Вас не приняли, мы Вас считаем человеком второго сорта. Просто деятельность нашей организации не совсем соответствует вашим особенностям и способностям (или ваше время еще не пришло)».

-В чем заключается обучение?

Пример ответа:

«Наше обучение направлено на знакомство с психологическими аспектами нарко- и алкогольной зависимости и овладение навыками и умениями для проведения различных форм профилактической работы (организация дискуссий, подготовка наглядных материалов, ведение бесед и групповых занятий с подростками и др.)».

-Каким временем нужно располагать, чтобы работать волонтером?

Пример ответа:

«Наши волонтеры обычно тратят 4-5 часов в неделю своего личного времени на работу в службе. Кроме того, мы собираемся ежемесячно на «посиделки» для того, чтобы обсудить планы и неформально пообщаться. В течение полутора месяцев необходимо будет пройти обучение, для чего Вам придется пройти 40 часов регулярных занятий».

Организуя набор и отбор добровольцев, необходимо учитывать мотивации, побуждающие людей заниматься волонтерской деятельностью. По исследованиям Московского дома Милосердия, среди московских добровольцев можно выделить следующие важнейшие мотивации (по книге «Добровольцы в вашей организации»,МОФ «Сибирский центр поддержки общественных инициатив», Новосибирск, 1997 г.):

1. быть социально полезным –89%

2. способствовать изменениям в обществе – 50 %

3. самореализация – 36 %

4. поиск единомышленников – 36 %

5. из чувства долга за полученную в прошлом помощь – 19 %

6. интересно провести досуг – 10 %

7. решить собственные проблемы – 10 %

Эта мотивация, а так же то, насколько побуждения кандидата относятся с целями и ценностями добровольческой службы, выясняется в ходе отборочных занятий. Это 2-3 занятия по 3-4 академических часа, построенные таким образом, чтобы в ходе выполнения упражнений каждый кандидат проявил свои качества и навыки общения.

Примеры отборочных упражнений:

 

Ромб из 9 карточек.

Цель упражнения:

1. Указать кандидатам на существующие у них представления относительно того, какими качествами и взглядами должны обладать люди, занимающиеся профилактикой наркомании и алкоголизма.

2. Показать, как отдельные кандидаты работают в группе.

Кандидаты работают в малых группах. Каждой из групп раздаются по набору из 9 карточек, на каждой из которых написано слово или фраза, указывающие на качество, взгляд или способность, которые могли бы расцениваться как необходимые в работе волонтера.

 

Некоторые варианты карточек:

- Психологическое образование;

- Способность давать хорошие советы;

- Знание служб, в которые можно обратиться за помощью;

- Способность оставаться спокойным;

- Отсутствие наркотического опыта;

- Знание самого себя;

- Искренность;

- Личный опыт переживания наркотических или алкогольных проблем;

- Чувство юмора.

Каждая группа должна разложить эти карточки на полу или на столе в следующем порядке:

Самая важная

Две следующие по важности

Три  следующие по важности

Две следующие по важности

Наименее важная

На работу дается около 15 минут. Затем подгруппы представляют свои результаты и проводится обсуждение.

«Что вы действительно думаете»

Упражнение проводится в группе из 4-5 человек. Роль ведущего состоит в том, чтобы вначале просто объяснить задание, внимательно следить за ответами членов группы и чтобы на обсуждение каждой темы было затрачено отведенное на это время.

Цель упражнения – заставить людей говорить и спорить на противоречивые темы, так чтобы взгляды кандидатов проявились с большей очевидностью, чем во время интервью. Ведущий группы должен обращать внимание не только на высказываемые точки зрения, но и на вербальный язык и готовность выслушивать остальных.

Порядок проведения

На полу в центре группы раскладывается примерно шесть карточек лицом вниз. Каждая содержит утверждение, вызывающее противоречивые реакции. Члены группы по очереди поднимают карточки, читают вслух утверждение и выражают первую короткую реакцию (не речь, а всего несколько слов, предложений) в поддержку или против этого утверждения. Затем к обсуждению присоединяются остальные и высказываются различные мнения.

Несколько предлагаемых тем:

· Эвтаназия должна быть легализована.

· Решение делать аборт – исключительное право женщины.

· Преступники, совершившие сексуальное насилие против детей, должны быть навечно исключены из общества.

· Курение должно быть запрещено во всех местах.

· Женщины должны не работать, а сидеть дома.

· Поведение молодежи сильно ухудшилось.

· Проституция должна быть легализована.

В список могут входить и любые другие спорные утверждения.

 

В ходе проведения отборочных занятий ведущий отслеживает реакции участников и помогает им в осознании своих устойчивых характеристик (паттернов) поведения и мотивов, побуждающих заниматься волонтерством.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.