Всеобщая декларация добровольцев — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Всеобщая декларация добровольцев

2019-07-12 482
Всеобщая декларация добровольцев 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«В ПОМОЩЬ руководителю

 ПОДРОСТКОГО ВОЛОНТЕРСКОГО  отряда»

РМЦ

 «Психолог - плюс»

Ижевск 2004г.


СОДЕРЖАНИЕ

1. ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ДОБРОВОЛЬЦЕВ

2. ФЕНОМЕН ВОЛОНТЕРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

3. С.В. Тетерский О ВОЛОНТЕРСТВЕ

4. ОГРАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

5. ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ

6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА

 

 

 


ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ДОБРОВОЛЬЦЕВ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ДОБРОВОЛЬЦЕВ

Смысл и цели движения

В соответствии со Всеобщей Декларацией Прав Че­ловека 1948 года и Международной Конвенцией о Правах Ребенка 1989 года, исходя из принципа, что "Любое лицо имеет право свободного объединения в мирные ассоциа­ции", волонтеры рассматривают свою деятельность как институт социального, культурного, экономического и экологического развития.

Добровольчество:

• это добровольный выбор, отражающий личные взгля­ды и позиции;

• это активное участие гражданина в жизни человеческо­го сообщества;

• способствует улучшению качества жизни, личному со­вершенствованию и углублению солидарности;

• выражается, как правило, в совместной деятельности в рамках разного рода социально значимых проектов;

• способствует реализации основных человеческих по­требностей на пути строительства более справедливого и мирного общества;

• способствует более сбалансированному экономическо­му и социальному развитию, созданию новых рабочих

• мест и новых профессий.

Основные принципы движения добровольцев

Добровольцы исповедуют и применяют на практике следующие основные принципы:

o -  признают право на объединение за всеми мужчинами, женщинами, детьми независимо от их расовой принад­лежности, вероисповедания, физических особенностей, социального и материального положения;

o -  уважают достоинство и культуру всех людей;

§ оказывают взаимную помощь, безвозмездные услуги лично либо организованно в духе партнерства и братства;

§ признают равную важность личных и коллективных потребностей;

§ способствуют коллективному обеспечению этих потребностей;

§ ставят перед собой цель превратить добровольчество в элемент личного совершенствования, приобретения новых знаний и навыков, выявления способностей, стимулируя для этого инициативу и творчество людей, давая каждому возможность быть созидателем а не пользователем;

§ стимулируют чувство ответственности, поощряют семейную, коллективную и международную солидарность;

§ Исходя из этих основных принципов, добровольцы должны:

§ способствовать преобразованию индивидуального участия в коллективное действие;

§ активно поддерживать свои ассоциации, быть пре данным их целям и осведомленными об их политике и деятельности;

§ стремиться в меру своих способностей и наличия свободного времени, доводить до успешного завершения, в соответствии с взятыми на себя обязательствами, совместно выработанные программы;

§ сотрудничать со своими коллегами по ассоциации в духе взаимопонимания и взаимного уважения;

§ не уклоняться от новых знаний;

o не разглашать конфиденциальную информацию, если такая предполагается характером                     деятельности.

 

§ Со своей стороны, уважая Права Человека и основные принципы добровольчества, ассоциации должны:

§ обеспечить разумную регламентацию добровольческой деятельности, определять пределы добровольческого сотрудничества, ясно формулировать задачи и уважительно относиться к функциям каждого;

§ поручать каждому деятельность, которая ему больше всего подходит, обеспечивая необходимое обучение и помощь;

§ обеспечивать регулярное подведение итогов деятельности и их обнародование;

§ обеспечить в случае необходимости, компенсацию риска, связанного с деятельностью добровольцев, а также ущерба наносимого третьим лицам в результате деятельности добровольцев;

§ обеспечить всеобщий доступ к добровольческой деятельности, возмещая в случае необходимости, производственные расходы;

§ предусмотреть меры прекращения добровольцами своей деятельности как по инициативе ассоциации, так и по их собственной.

 

Декларация

Собравшись по инициативе Международной Ассоциации Добровольцев на Всемирный конгресс, волонтеры заявляют о своей приверженности созидательному и миротворческому характеру миротворческой деятельности:

- во имя уважения человеческого достоинства, признания его личного права на устройство своей собственной судьбы и осуществление своих гражданских прав;

- для разрешения социальных и экологических проблем;

- в целях создания более гуманного и справедливого общества, при содействии развитию международного сотрудничества.

   Мы призываем государства, международные организации, предприятия, средства массовой информации быть нашими партнерами в создании международной атмосферы, благоприятной для эффективного открытого волонтерства – движения, воплощающего солидарность между людьми и народами.

 

Париж, 14 сентября 1990 года.

(Декларация была принята на 11-м Конгрессе

Международной Ассоциации Добровольцев)


 

 ФЕНОМЕН ВОЛОНТЕРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Социальная работа существует и реализуется в обществе на профессиональном и волонтерском уровнях. К последнему относятся различные виды добровольной помощи и взаимоподдержки, которые являются неотъемлемыми компонентами жизнедеятельности отдельных людей и социальной практики в целом. В XX столетии во многих странах широко распространяются различные формы волонтерства в социальной работе. Да и первоначально социальная работа возникла в виде добровольной, филантропической и благотворительной помощи, основанной, прежде всего на эмоционально - личностном отношении к нуждающимся в помощи.

В России, принимая во внимание экономическое, политическое и морально-психологическое состояние общества, важной задачей является интеграция всех форм и направлений как профессиональной, так и волонтерской социальной работы в единую систему, способную к гибким и эффективным изменениям в интересах людей.

Развитый институт добровольничества (волонтерства) является характерным признаком устойчивой и обогащенной опытом социальной системы. Член общественного объединения социальной направленности по сути является волонтером, так же, как и люди, привлекаемые к общественно полезным мероприятиям государственными структурами, специалистами или церковью.

Целью неправительственного (общественного) сектора является достижение уровня достойного существования каждого члена общества, обеспечение законности, справедливости в распространении материальных благ, общественный контроль за соблюдением государственных законов. Общественные объединения осуществляют связь между личностью и государством, между сферой частной жизни индивидуума и общественной сферой. При этом общественные объединения работают гласно, то есть каждый его участник имеет право открыто обсуждать возникающие проблемы, вступать в защиту общих интересов, обращаться к общественному мнению через средства массовой информации.

Участие в социально ценной волонтерской (добровольнической) деятельности само по себе способно вызвать позитивные изменения в личности.

В современной России создано достаточно много общественных объединений разного уровня: от общероссийского до местного (муниципального). Все зарегистрированные общественные объединений существуют в правовом поле Федерального Закона «Об общественных объединениях» 1995 года. Есть много общего, что объединяет все общественные объединения. Как правило, это целенаправленность и некоммерческий характер деятельности, самоуправление, отсутствие жестокой иерархии, многоканальные источники финансирования, оказание помощи не только членам своих объединений, но и окружающим.

Грантом финансовой стабильности деятельности общественных объединений на федеральном и региональном уровнях служит государственная поддержка. Например, Федеральный Закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» предполагает:

1. Предоставление субсидий на организационную деятельность и дотаций на

реализацию программ (проектов) общественных объединений, получение государственных грантов и др.;

2. Наделение правом пользования государственным имуществом, предоставление

налоговых льгот;

3. Полное или частичное освобождение от платы за услуги государственных

предприятий, налоговые льготы коммерческим организациям, вкладывающим деньги в деятельность детско-молодежных общественных объединений;

4. Выделение помещений для работы. Поддержка оказывается не

управленческому аппарату объединения, а в целях реализации конкретных программ. На уровне субъектов Федерации и на местном уровне могут быть приняты специальные нормативные акты, посвященные налогообложению и налоговым льготам для общественных объединений.

Есть еще частные пожертвования общественным объединениям - это денежные суммы:

- собираемые объединениями на своих мероприятиях, в общественном транспорте, на улице (в коробки, вскрываемые по специальной процедуре с составлением официального протокола);

- отчисляемые из зарплаты и собственных сбережений жертвователей на расчетные счета или адреса объединений (с получением полного отчета об их использовании);

- от бизнесменов, банкиров, коммерческих структур.

Некоторые общественные объединения для расширения сферы своей деятельности, внедрения новых идей, обеспечения оплаты аренды помещений, коммунальных услуг и др. используют в своей практике создание малых коммерческих предприятий или предоставление своих услуг на платной основе. Обычно в этих «производствах» заняты сами волонтеры и члены их семей: многодетные и безработные родители, инвалиды и пенсионеры. Сделать нуждающихся в помощи полноправными участниками и организаторами деятельности - одна из основных задач общественного объединения.

Зарубежная помощь оказывается общественным объединениям в виде:

- грантов (финансирование или предоставление оборудования) на программы;

- разработки совместных проектов;

- консультирования и обучения актива;

- возможности обмена опытом.

Мотивация волонтера как субъекта общественно полезной деятельности имеет широкий диапазон: от религиозных мотивов до корыстных. Понятно, что это полярные границы мотивации. В целом же можно говорить об осознанном желании улучшения жизни, социальной зрелости и ответственности, духовных потребностях и нравственных императивах, поиска гармонии в сопряжении личных и общественных интересов.

Волонтером быть престижно во всем мире, это социально одобряемая деятельность. Постепенно это начинают признавать и в России. С общественными деятелями начинают считаться, их перестают воспринимать как людей со странностями или подозревать в корысти.

Пришло время начать разбираться в психологических и нравственных аспектах современного российского волонтерства, вырабатывать определенные подходы и позиции в вопросе отбора волонтеров, особенно тех из них, кто стремится работать с детьми и молодежью. Ведь недостаток жизненного опыта детей, подростков и молодежи является тем сильным фактором риска, который отсутствует у представителей других социально-демографических групп населения, нуждающихся в социальной заботе и поддержке. В России нет не только правового механизма для отбора волонтеров и лидеров детско-молодежных объединений, но даже не обозначены подходы к проблеме, не обозначена сама проблема, которая на практике является очень острой и болезненной. Попытаемся обозначить проблему и наметить первые подходы к ее решению.

Хорошими социальными волонтерами могут стать люди с разными интересами и достоинствами, характером и возможностями, однако тем не менее существует несколько основных качеств, без которых нельзя обойтись. Такими наиболее важными качествами волонтера являются свойства личности, которые позволяют с наибольшим эффектом и результативностью решать основные задачи социально-педагогического характера. Среди них наиболее значимыми, как показало исследование, в котором мы опирались на мнения ведущих специалистов в этой области (В.Н.Келасьев, Р.М.Куличенко, Н.Н.Нечаев, В.Д.Шадриков, Н.Б.Шмелева и др.), являются следующие:

1. Психолого-педагогическая компетентность, определяемая не просто как сумма

знаний, необходимых для оказания помощи и поддержки отдельным лицам, а как определенный уровень волонтерской деятельности, неотделимой от совокупности личностных свойств и психологических характеристик, накладывающих индивидуальный неповторимый отпечаток на волонтерскую деятельность.

2. Прочность усвоения таких ценностей, как гуманность, справедливость, самоопределение, конфиденциальность, антидискриминация, респектабельность, бескорыстие и честность. Сознательное и разумное использование собственных личностных качеств и дифференцированное применение навыков общения.

3. Ответственность и самодисциплина.

4. Глубокая и искренняя заинтересованность в решении проблем подопечных и положительных результатах работы.

5. Наличие качеств личности, позволяющие располагать к себе разных людей, вызывать доверие, желание сотрудничать, помогать и в то же время не позволяющих собой манипулировать, подавлять себя как личность.

       В настоящее время актуальным является вопрос о концептуальной и нормативной базе оценки пригодности для волонтерской деятельности.

При отборе волонтеров важны следующие критерии:

1. Достаточная предшествующая подготовка в области гуманитарных и естественных наук, которая имеет непосредственное отношение к развитию навыков социального воздействия, а также сформированный интерес к избранной сфере деятельности.

2. Предварительный опыт работы в качестве добровольца-общественника или оплачиваемого сотрудника с людьми, нуждающимся в социальной помощи. Такой опыт может быть приобретен в самых различных ситуациях, но важно, что волонтер уже проявил искренний интерес к этой деятельности и имеет некоторое представление о том, что он будет делать.

3. Личное обоснование будущим волонтерам:

- причины выбора им именно этой сферы деятельности;

- целей волонтерской деятельности;

- желания работать с притесняемыми и нуждающимися группами населения, людьми разного вероисповедания, представителями меньшинств, людьми, обладающими ограниченными возможностями из-за трудностей психического развития, с инвалидами, с разными возрастными группами и т.д.

4. Рекомендации преподавателей, профессиональных социальных работников, администрации учреждений социальной сферы или других людей, способных дать оценку данному претенденту как потенциальному волонтеру.

5. Наличие сертификатов помощника социального педагога, дипломов, сертификатов участия в различных профессиональных мероприятиях и т.п.

6. Высокие интеллектуальные показатели.

7. Хорошее здоровье и высокие нравственные качества, зрелое мировоззрение, знание и понимание ценностей и трудностей волонтерской деятельности.

 

Успешная волонтерская деятельность включает овладение необходимыми умениями, а также формирование нравственных принципов и усвоение ценностей, в результате чего развивается чувство «принадлежности к волонтерству». Большое значение для становления и развития волонтера имеет знакомство и усвоение в процессе практического обучения этнических принципов социальной работы, оформленных в мировой практике в виде кодексов профессиональных национальных ассоциаций.

Определяя задачи подготовки социальных волонтеров в ДИМСИ в рамках программы «Школа гражданского общества», мы основывались на профессиональных этических стандартах развитых стран Запада (с учетом особенностей их ментальности), на отечественных разработках этического кодекса социальных педагогов, а также на понимании гуманистической и социокультурной миссии социально-педагогической работы в России, основанной на традициях милосердия, внимания к ближнему, сострадания к чужой беде, деятельного добра, бескорыстия, честности, ответственности, самоограничения и дисциплины, нравственного самосовершенствования, соответствия средств цели и т.п. Мы определили ожидаемые результаты и затем составили такие требования для волонтеров, которые могли бы стать основой последующей оценки практической деятельности.

Параметры важных для волонтерской деятельности качеств:

1. Характеристики физического и психического здоровья;

2. Осознанность выбора:

- интерес к деятельности;

- мотивация в ее получения и совершенствовании в ней;

- альтруизм, желание помогать людям;

- осознание сложности будущей волонтерской деятельности;

- готовность к неудобствам, дискомфорту;

- адекватное знание содержания волонтерской деятельности.

3. Ценностные ориентации личности:

- гуманизм;

- честность;

- порядочность;

- искренность;

- справедливость;

- милосердие.

4.  Психологические свойства личности, черты характера:

- эмпатичность;

 - настойчивость;

 - целеустремленность;

- самодисциплина;

- ответственность;

- смелость;

- самоконтроль;

- оптимизм;

- великодушие;

- одаренность;

- толерантность;

- интеллектуальность;

- аккуратность;

- участливость;

- независимость;

- рациональность;

- вежливость;

- инициативность;

- исполнительность.

 

 Следует заметить, что данный перечень практически повторяется в разных вариациях по итогам опросов и анкетирования социальных педагогов и социальных работников, проводимых разными исследованиями, что совершенно естественно, т.к. речь идет о единой деятельности «социальная работа» в различных модификациях, поэтому требования к личности профессионала и волонтера практически совпадают. Различия лежат в сфере занятости и технологической компетентности, а также в объеме работы.

Набор тестов, анкет, опросников, методик подбирается из числа хорошо известных и широко распространенных в нашей стране и за рубежом, применение которых требует специальных знаний или их предварительной адаптации:

- методика изучения ценностных ориентаций (школа Рокича);

- опросник УСК (уровня субъективного контроля) Роттера;

- методика изучения эмпатии;

- тест социального интеллекта Салливена;

- опросник УВС (уверенности в себе);

- тест Томаса (стиль поведения в ситуациях конфликта);

- 16-факторный личностный опросник Кэттела;

- ММР-1;

- шкала Тейлор и др.

Такая диагностика совмещается с наблюдениями руководителя программы, экспертными оценками в ходе тренингов и семинаров. Проводимая неоднократно, данная диагностика позволяет учитывать темпы формирования умений, навыков и установок по приведенным выше параметрам.

Исследования гуманистических черт характера, мировоззрения, моральных качеств личности - одна из наиболее сложных проблем психолого-педагогической диагностики.

Важные качества личности социального волонтера можно сгруппировать по степени развиваемости, что, как мы считаем, необходимо учитывать в процессе их формирования в практической деятельности и при диагностировании и оценке степени их сформированности:

- формируемые, развиваемые в обучении и деятельности;

- трудно формируемые и медленно развиваемые в обучении и деятельности;

- компенсируемые в индивидуальном стиле деятельности и общения;

- не компенсируемые в индивидуальном стиле деятельности и общения

Противопоказанием для волонтерской социальной работы может быть отсутствие или невыраженность четвертой группы качеств и свойств - тех, которые трудно развить в жизни (обычно такие качества имеют глубинную природную основу) и невозможно компенсировать никакими индивидуальными приемами стиля деятельности и общения либо проявлением других качеств. С нашей точки зрения, к таким свойствам относятся любовь и доверие к людям, доброта, коммуникативность, эмоциональная стабильность, стиль взаимодействия, исключающий агрессивность и доминантность, и некоторые другие. Этот блок качеств специалисты относят к психологическим свойствам личности и чертам характера (IV блок). На диагностику этих характеристик и должен быть направлен отбор. При этом «отсев» может осуществляться только при явных, сильно выраженных проявлениях отрицательных полюсов, указанных свойств (например, злость, агрессивность, корыстность мотивации и т.д.).

 

Нам представляется полезным провести специальный анализ хотя бы по публикации из опыта социально-педагогической деятельности наиболее ярких характеристик современного российского волонтера и составить типологию и на ее основе обобщенный портрет этого нового субъекта новой отрасли социальной деятельности. Эти вопросы ждут своих исследователей: социологов, психологов, педагогов.

Необходимо также практически решить ряд проблем:

- Обучение волонтеров (взрослых и детей). Определение необходимого образовательного минимума. Проблема стандартизации этого минимума.

- Проблема формирования комплексного диагностического инструментария отбора.

- Введение сертификата волонтера.

- Допуск волонтера к работе с детьми и молодежью только при наличии сертификата.

- Определение правовых аспектов волонтерства путем принятия специального закона.

- Поощрение волонтеров на государственном уровне.

Кто должен возглавить эту работу? Департамент по молодежной политике Российской Федерации совместно с Министерством образования Российской Федерации. Если этого не делать, скандалы неизбежны, а вместе с ними - дискредитация волонтерства как социального феномена. Вот почему идеальный путь - волонтерская деятельность в рамках той или иной программы общественного объединения. Членство в общественном объединении - это буфер между объектом волонтерской деятельности и государством, которое контролирует не волонтера, а объединение. Но сами общественные объединения, должны быть заинтересованы в разработанной системе отбора волонтеров, их обучении и аттестации.

В ДИМСИ мы в миниатюре прошли этот путь или отрабатываем отдельные его этапы. Есть интересный зарубежный опыт. ДИМСИ - это социально-педагогический эксперимент, поставленный в рамках тематики Российской академии образования. Но как любое востребованное жизнью искусственное научное построение. ДИМСИ как общероссийская общественная волонтерская организация детей, молодежи, взрослых стала жить и развиваться по законам социальной жизни. И если говорить о насущных проблемах детского и молодежного общественного движения, то в силу отсутствия заботы государства о кадрах детско-молодежных организаций, проблема волонтерства приобретает приоритетный характер. Нам еще долго работать только с волонтерами и мы должны иметь юридические права и научно-методическую базу для этого.

Социальная работа всегда существует в рамках определенного политического и культурного контекста. Непрофессиональная, волонтерская социальная деятельность остро необходима в нынешней России.

Социальная работа не только профессия, но и состояние души. Ш.Рамон рассматривает ее как призвание, ибо только призвание может дать чувство причастности и преданности этой работе, без которого не возможно или очень трудно выдержать работу со страдающими людьми, с людьми, которые столкнулись с проблемами, подчас не разрешимыми, с людьми, которые в своей жизни испытали много потерь.

Важно сделать все необходимое для того, чтобы страдающему человеку могли помочь либо профессионалы, либо люди, прошедшие благотворную школу социального волонтера с детских лет и соответственно наученные помогать людям.

 

Ромб из 9 карточек.

Цель упражнения:

1. Указать кандидатам на существующие у них представления относительно того, какими качествами и взглядами должны обладать люди, занимающиеся профилактикой наркомании и алкоголизма.

2. Показать, как отдельные кандидаты работают в группе.

Кандидаты работают в малых группах. Каждой из групп раздаются по набору из 9 карточек, на каждой из которых написано слово или фраза, указывающие на качество, взгляд или способность, которые могли бы расцениваться как необходимые в работе волонтера.

 

Некоторые варианты карточек:

- Психологическое образование;

- Способность давать хорошие советы;

- Знание служб, в которые можно обратиться за помощью;

- Способность оставаться спокойным;

- Отсутствие наркотического опыта;

- Знание самого себя;

- Искренность;

- Личный опыт переживания наркотических или алкогольных проблем;

- Чувство юмора.

Каждая группа должна разложить эти карточки на полу или на столе в следующем порядке:

Самая важная

Две следующие по важности

Три  следующие по важности

Две следующие по важности

Наименее важная

На работу дается около 15 минут. Затем подгруппы представляют свои результаты и проводится обсуждение.

«Что вы действительно думаете»

Упражнение проводится в группе из 4-5 человек. Роль ведущего состоит в том, чтобы вначале просто объяснить задание, внимательно следить за ответами членов группы и чтобы на обсуждение каждой темы было затрачено отведенное на это время.

Цель упражнения – заставить людей говорить и спорить на противоречивые темы, так чтобы взгляды кандидатов проявились с большей очевидностью, чем во время интервью. Ведущий группы должен обращать внимание не только на высказываемые точки зрения, но и на вербальный язык и готовность выслушивать остальных.

Порядок проведения

На полу в центре группы раскладывается примерно шесть карточек лицом вниз. Каждая содержит утверждение, вызывающее противоречивые реакции. Члены группы по очереди поднимают карточки, читают вслух утверждение и выражают первую короткую реакцию (не речь, а всего несколько слов, предложений) в поддержку или против этого утверждения. Затем к обсуждению присоединяются остальные и высказываются различные мнения.

Несколько предлагаемых тем:

· Эвтаназия должна быть легализована.

· Решение делать аборт – исключительное право женщины.

· Преступники, совершившие сексуальное насилие против детей, должны быть навечно исключены из общества.

· Курение должно быть запрещено во всех местах.

· Женщины должны не работать, а сидеть дома.

· Поведение молодежи сильно ухудшилось.

· Проституция должна быть легализована.

В список могут входить и любые другие спорные утверждения.

 

В ходе проведения отборочных занятий ведущий отслеживает реакции участников и помогает им в осознании своих устойчивых характеристик (паттернов) поведения и мотивов, побуждающих заниматься волонтерством.

 

ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ

 

Перед тем как приступить к деятельности, важно, чтобы волонтеры прошли этап предварительной подготовки, которая позволит им приобрести необходимые умения и навыки. Значимыми волонтерской деятельности является навыки взаимодействия друг с другом.

Волонтерская группа, как разновидность малой группы, проходит свой цикл развития. Желаемый уровень - уровень «команды». В чем преимущество команды?

· Сокращение потерь времени взаимодействия путем достижения высокой степени организации труда внутри команды (взаимозаменяемость, взаимопонимание, работа на опережении и т.п.);

· Использование коллегиальных форм принятия решений.

 

Признаки команды:

- четкое видение целей, общая стратегия их достижения;

- активность участников;

- доверие к членам команды;

- демократический стиль руководства;

- ролевая гибкость;

- взаимозаменяемость членов команды.

 

Ниже приводим игры и упражнения, способствующие командопостроению.

 

Игры, иллюстрирующие идею

«Работа на общий результат вместо индивидуализма»

Чтобы согласованно достичь результата, необходимо:

1. Услышать и понять задачу.

2. Оперативно распределить функции между членами команды (кто руководит, кто, в чем помогает).

3. Каждому подготовить свой участок работ.

4. Совершить общие действия.

 

В обсуждении игр, направленных на тренировку способности команды достигать общего результата, важно обратить внимание на следующие вопросы:

1. Впечатления от игры.

2. Что необходимо для согласованного достижения общего результата?

3. Что мешает достижению общего результата?

4. Как команда может противостоять тому, что мешает достижению общего результата?

 

Главные дела жизни

 

Три сюжета этой игры ассоциируются с известной поговоркой: «Настоящий мужчина должен сделать в своей жизни три главных дела: построить дом, посадить дерево и вырастить сына».

 

 

Почему же подростковый возраст связан с таким количеством трудностей и проблем? Почему именно подросток, сталкиваясь с «черными» сторонами жизни, чаще всего оказывается в критической ситуации и страдает от нее гораздо сильнее взрослых? Остановимся на особенностях подросткового возраста, которые смогут помочь в объяснении этого факта.

Идеалистический бунт – в подростковом возрасте человек начинает примерять на себя взрослые роли. Подростки стремятся избавиться от своего детского подчиненного положения, хотят считать себя равными взрослым. Они начинают «по-взрослому» рассуждать и анализировать окружающую действительность. Способность отличить желаемое от реального у подростков не всегда развито. Они хотят видеть мир «идеальным», а взрослый реальный мир им кажется порой тотально несправедливым. Это провоцирует собственную внутреннюю борьбу – бунт. Например, подросток может стать «защитником угнетенных».

«Лицемерие» - у подростков слова часто расходятся с делами, поэтому их часто обвиняют в лицемерии. Способность подростков размышлять и анализировать действительность часто наталкивает их на мысль о том, что их мир и мир взрослых противостоят друг другу и достичь понимания со взрослыми попросту невозможно. Поэтому иногда подросткам кажется, что проще научиться казаться таким, каким тебя хотят видеть учителя и родители, на словах соглашаться с их аргументами и следовать их указаниям, а делать при этом то, что подсказывают собственное видение окружающего мира и собственные желания.

Кризис креативности – принято считать, что подростки менее креативны, чем дети (у подростков «притупляется» способность к творчеству). Причина этого вовсе не в ухудшении их способностей; напротив, их потенциальные возможности стали гораздо выше. Снижение креативности связано с тем, что подростки испытывают сильное давление со стороны сверстников, и со стороны общества и вынуждены приспосабливаться и объединяться в группы, чтобы противостоять этому давлению. В результате они подавляют свою индивидуальность и начинают одеваться, действовать и думать так же, как члены групп, которым им хочется принадлежать, а потеря индивидуальности приводит к снижению возможности творчества. Таким образом, одна их основных причин кризиса креативности – подавление индивидуальности.

Эгоцентризм – у подростков возникает повышенное внимание к самим себе, собственной личности и идеям. В результате они становятся эгоцентриками в хорошем смысле этого слова, постоянно занятыми самоанализом.

Почти все время подростки чувствуют себя «как на сцене» и тратят много энергии на выступления перед «воображаемой аудиторией». Их преследует ощущение, что это аудитория постоянно «наблюдает» за ними, и им хочется верить в свою значимость для очень большого числа людей. Часто из-за этого подростки начинают ощущать себя исключительными, особенными и уникальными. Возникает даже чувство собственного бессмертия и неуязвимости. Этим можно объяснить, почему многие подростки искренне считают, что нежелательные последствия некоторых поступков (вступления в сексуальные отношения, приема наркотиков, мелких краж) могут наступить только у других, а у них самих - не в коем случае. Даже попытку суицида подростки часто из-за этого не связывают с реальной возможностью умереть.

Способность принимать решения – подросток стремится скорее попасть в мир взрослых и все решения принимать сам. Теоретически, он знает из каких этапов состоит процесс принятия ответственного решения и обладает способностью творческого решения проблем. Тем не менее, у него далеко не всегда получается использовать эти знания в жизни. Причиной этого может быть и низкая самооценка, и давление сверстников, и ограничения в правах со стороны взрослых. Необходимо, чтобы подросткам была предоставлена возможность принимать решения, и чтобы их научили это делать. Взрослым следует осознать одну особенность. В зависимости от ситуации подросток может манипулировать взрослыми, исходя из собственной выгоды. В одних ситуациях он будет отстаивать право самостоятельно решать, что ему делать, а в других – полностью слагать с себя ответственность за свои поступки, объясняя, что еще слишком мал.

Я – концепция – в процессе накопления подростком жизненного опыта его теория самого себя (Я – концепция) становится более конкретной и реалистичной. Подросток проверяет ее «на практике», чтобы, сталкиваясь с жизненными трудностями не разочаровываться понапрасну. Юность – не только период физического становления, но и уникальный этап построения жизнеспособной теории самого себя. Образ «Я» в юности еще не полностью устоялся, хотя уже хорошо видны направления его развития и некоторые постоянные качества. По мере взросления характерные черты становятся более устойчивыми. Помочь подростку найти более зрелый и позитивный образ «Я» – не простая задача. Эту задачу необходимо решать, потому, что Я – концепция влияет на психическое здоровье, межличностные отношения и социальную адаптацию, успехи в учебе и профессиональные стремления, определяют предпочтительные для подростка формы поведения.

Подростковая субкультура – считается, что подростковая субкультура подчеркивает определенное единство групп сверстников и их ценностей в противопоставлении ценностям взрослых. Это целый мир со своим собственным языком, модой и что самое главное, со своей системой ценностей, которая может отличаться от системы ценностей взрослых. Как следствие, многие подростки живут в изолированном сообществе и формируют субкультуру, которая пользуется одобрением среди ровесников, но не среди взрослых. Ценности субкультуры, где подростка принимают без нравоучений и попыток «переделать», очень важны для него. Поэтому для защиты этих ценностей он готов вступать в открытое противостояние взрослым.

Принадлежность к группе – по мере расширения круга знакомств подростки все сильнее начинают ощущать потребность в присоединении к какой-нибудь группе. Для них главной целью становится признание ребятами из компании, которая их привлекает. В группу принимают того, кто похож на других: оценивается манера одеваться и держаться, положение в классе, увлечения, умения и способности, социально-экономический статус, репутация и личностные качества. Тех, кто не соответствует этим параметрам, группа лишает своего внимания. Поэтому подростки считают умение подстраиваться одним из важнейших усл


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.151 с.