Что мне нужно знать о физиологии подростка, для того чтобы эффективно провести тренинг? — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Что мне нужно знать о физиологии подростка, для того чтобы эффективно провести тренинг?

2019-07-12 199
Что мне нужно знать о физиологии подростка, для того чтобы эффективно провести тренинг? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Физиологические изменения, происходящие в головном мозге Как они проявляются в поведении подростка Как это я учитываю при проведении тренинга
Сокращается период активности доминирующего центра коры Неустойчивое, непродолжительное внимание 1.Лекционные блоки делаю не более 20 минут, после чего – игры, упражнения. 2. Планируя тренинг, я подбираю разные методы его проведения: лекции (необходимый минимум), в остальное время – беседы, дискуссии, игры, самостоятельная работа в микрогруппах.
    Ухудшается способность к дифференцировке     Ухудшается понимание излагаемого материала и усвоение информации 1. Я использую больше ярких, понятных примеров и фактов. 2. По поводу проведения семинара я постоянно проверяю, правильно ли меня поняли участники, с помощью вопросов, анкет, игр. 3.  Я неоднократно излагаю сложный материал, использую разнообразные методы. Например: Я рассказываю о строении вируса; я рисую его схему на доске или ватмане; я показываю его фотографию; я провожу соответствующую игру; я стараюсь получить обратную связь; я даю анкету, чтобы проверить усвоение информации
Увеличивается латентный период рефлекторных реакций Замедляется реакция. Подросток не сразу отвечает на вопрос, не сразу начинает выполнять задание Я не тороплю. Учитываю эту особенность при планировании времени для тренинга.
Подкорковые процессы выходят из-под контроля коры.   Он плохо владеет своими эмоциями. Не может контролировать проявление как положительных, так и отрицательных эмоций Я отношусь к проявлению эмоций с пониманием. Не оцениваю. Не «заражаюсь» отрицательными эмоциями. В конфликтных ситуациях переключаю внимание на что-либо другое. Использую эту особенность в качестве «эмоционального якоря» при усвоении информации. Например: в игре «Степной огонь» подросток переживает очень сильные эмоции, что позволяет осознать ему проблему как значимую для себя.  
  Ослабляется деятельность второй сигнальной системы Речь может быть замедленной, краткой, стереотипной. У подростка плохое понимание аудиальной (словесной) информации Не тороплю. Подсказываю необходимые слова. Рассказывая, использую визуальные материалы, записываю ключевые слова, рисую. Рассказываю эмоционально, с яркими примерами.

 

 

Что важно знать о психологии подростка, для того чтобы эффективно провести тренинг?

 

Психологические особенности подростков Как они проявляются в поведении подростка Как учитываю при проведении тренинга
1. Чувствительность к мнению окружающих по поводу внешности, знаний, способностей. Подростки становятся обидчивы. Для них лучше ничего не сказать, чем сказать и ошибиться. Они хотят выглядеть лучше всех и производить выгодное впечатление. -я избегаю оценок, говорю только о себе, своих чувствах; -принимаю подростков такими, какие они есть; -даю возможность высказаться каждому; -поддерживаю инициативу
2.Реакция эмансипации – стремление высвободиться из-под контроля, опеки взрослых, внешнее бунтарство, демонстративность В группе проявляется как сопротивление: участники могут демонстративно нарушать правила, громко обсуждать слова или поступки ведущего. -использую демократический стиль руководства; -даю участникам право свободно высказывать свои мысли, говорить о своих чувствах; -занимаю равную позицию по отношению ко всем участникам; -отказываюсь от менторского тона, запретов, нотаций
3.Потребность в доверительном общении Хотят, чтобы их мнение уважали. Хотят быть услышанными. Тяжело переживают, когда их перебивают, не дослушав. -общаюсь с участниками на равных, но не допускаю панибратства; - обращаюсь лично к каждому; - придерживаюсь правила конфиденциальности и правил групповой работы.
4. Потребность в общении и дружбе, страх быть отвергнутым. Часто избегают общения из страха «не понравиться», поэтому многие не могут сформировать глубокие межличностные отношения. - я не только поощряю, но и способствую неформальному общению между участниками группы; - поддерживаю, подбадриваю неуверенных в себе; - в план тренинга ввожу дискуссии о любви и дружбе.
5. Стремление быть принятым в своей социальной роли и статусе; потребность идентифицированным со сверстниками, обладающими значимыми качествами Может быть ярко выражено стремление к эпатажности. Приукрашиванию своих «подвигов», как социально – приемлемых, так и наоборот. Могут не выражать свое мнение, если оно расходится с мнением группы. Болезненно воспринимают потерю авторитета в группе. - я разбиваю «могучие кучки» (например, делю группу на пары так, чтобы в одной паре оказался участник «могучей кучки» и участник, в нее не входящий); - могу дать домашнее задание, которое требует взаимодействия, возможно даже вне группы (например, прошу провести социологический опрос); - если реальные или надуманные различия (социальный статус, статус подростковой культуры, возраст и пр.) начинают мешать работе, обсуждаю этот момент с группой.
6. Склонность к риску, острым ощущениям. Не умеют адекватно оценивать свои силы. Не думают о своей безопасности. - использую упражнения, направленные на отработку навыков адекватного реагирования в трудных ситуациях общения и в ситуациях снятия стресса; - демонстрирую уверенное, спокойное поведение.
7. Подверженность влиянию со стороны сверстников. Боязнь твердо выразить свое мнение и оказаться «белой вороной», могут не иметь своего мнения и не обладать навыками самостоятельного принятия решений. - я использую ролевые игры, направленные на выработку навыков принятия самостоятельных решений и умения сказать «НЕТ»; - поощряю желание участников группы делиться полученной на тренинге информацией со своими сверстниками.
8.Низкая устойчивость к стрессам. Могут действовать не обдуманно, вести себя неадекватно. - провожу дискуссию о способах реагирования в стрессовых ситуациях.

 

Почему же подростковый возраст связан с таким количеством трудностей и проблем? Почему именно подросток, сталкиваясь с «черными» сторонами жизни, чаще всего оказывается в критической ситуации и страдает от нее гораздо сильнее взрослых? Остановимся на особенностях подросткового возраста, которые смогут помочь в объяснении этого факта.

Идеалистический бунт – в подростковом возрасте человек начинает примерять на себя взрослые роли. Подростки стремятся избавиться от своего детского подчиненного положения, хотят считать себя равными взрослым. Они начинают «по-взрослому» рассуждать и анализировать окружающую действительность. Способность отличить желаемое от реального у подростков не всегда развито. Они хотят видеть мир «идеальным», а взрослый реальный мир им кажется порой тотально несправедливым. Это провоцирует собственную внутреннюю борьбу – бунт. Например, подросток может стать «защитником угнетенных».

«Лицемерие» - у подростков слова часто расходятся с делами, поэтому их часто обвиняют в лицемерии. Способность подростков размышлять и анализировать действительность часто наталкивает их на мысль о том, что их мир и мир взрослых противостоят друг другу и достичь понимания со взрослыми попросту невозможно. Поэтому иногда подросткам кажется, что проще научиться казаться таким, каким тебя хотят видеть учителя и родители, на словах соглашаться с их аргументами и следовать их указаниям, а делать при этом то, что подсказывают собственное видение окружающего мира и собственные желания.

Кризис креативности – принято считать, что подростки менее креативны, чем дети (у подростков «притупляется» способность к творчеству). Причина этого вовсе не в ухудшении их способностей; напротив, их потенциальные возможности стали гораздо выше. Снижение креативности связано с тем, что подростки испытывают сильное давление со стороны сверстников, и со стороны общества и вынуждены приспосабливаться и объединяться в группы, чтобы противостоять этому давлению. В результате они подавляют свою индивидуальность и начинают одеваться, действовать и думать так же, как члены групп, которым им хочется принадлежать, а потеря индивидуальности приводит к снижению возможности творчества. Таким образом, одна их основных причин кризиса креативности – подавление индивидуальности.

Эгоцентризм – у подростков возникает повышенное внимание к самим себе, собственной личности и идеям. В результате они становятся эгоцентриками в хорошем смысле этого слова, постоянно занятыми самоанализом.

Почти все время подростки чувствуют себя «как на сцене» и тратят много энергии на выступления перед «воображаемой аудиторией». Их преследует ощущение, что это аудитория постоянно «наблюдает» за ними, и им хочется верить в свою значимость для очень большого числа людей. Часто из-за этого подростки начинают ощущать себя исключительными, особенными и уникальными. Возникает даже чувство собственного бессмертия и неуязвимости. Этим можно объяснить, почему многие подростки искренне считают, что нежелательные последствия некоторых поступков (вступления в сексуальные отношения, приема наркотиков, мелких краж) могут наступить только у других, а у них самих - не в коем случае. Даже попытку суицида подростки часто из-за этого не связывают с реальной возможностью умереть.

Способность принимать решения – подросток стремится скорее попасть в мир взрослых и все решения принимать сам. Теоретически, он знает из каких этапов состоит процесс принятия ответственного решения и обладает способностью творческого решения проблем. Тем не менее, у него далеко не всегда получается использовать эти знания в жизни. Причиной этого может быть и низкая самооценка, и давление сверстников, и ограничения в правах со стороны взрослых. Необходимо, чтобы подросткам была предоставлена возможность принимать решения, и чтобы их научили это делать. Взрослым следует осознать одну особенность. В зависимости от ситуации подросток может манипулировать взрослыми, исходя из собственной выгоды. В одних ситуациях он будет отстаивать право самостоятельно решать, что ему делать, а в других – полностью слагать с себя ответственность за свои поступки, объясняя, что еще слишком мал.

Я – концепция – в процессе накопления подростком жизненного опыта его теория самого себя (Я – концепция) становится более конкретной и реалистичной. Подросток проверяет ее «на практике», чтобы, сталкиваясь с жизненными трудностями не разочаровываться понапрасну. Юность – не только период физического становления, но и уникальный этап построения жизнеспособной теории самого себя. Образ «Я» в юности еще не полностью устоялся, хотя уже хорошо видны направления его развития и некоторые постоянные качества. По мере взросления характерные черты становятся более устойчивыми. Помочь подростку найти более зрелый и позитивный образ «Я» – не простая задача. Эту задачу необходимо решать, потому, что Я – концепция влияет на психическое здоровье, межличностные отношения и социальную адаптацию, успехи в учебе и профессиональные стремления, определяют предпочтительные для подростка формы поведения.

Подростковая субкультура – считается, что подростковая субкультура подчеркивает определенное единство групп сверстников и их ценностей в противопоставлении ценностям взрослых. Это целый мир со своим собственным языком, модой и что самое главное, со своей системой ценностей, которая может отличаться от системы ценностей взрослых. Как следствие, многие подростки живут в изолированном сообществе и формируют субкультуру, которая пользуется одобрением среди ровесников, но не среди взрослых. Ценности субкультуры, где подростка принимают без нравоучений и попыток «переделать», очень важны для него. Поэтому для защиты этих ценностей он готов вступать в открытое противостояние взрослым.

Принадлежность к группе – по мере расширения круга знакомств подростки все сильнее начинают ощущать потребность в присоединении к какой-нибудь группе. Для них главной целью становится признание ребятами из компании, которая их привлекает. В группу принимают того, кто похож на других: оценивается манера одеваться и держаться, положение в классе, увлечения, умения и способности, социально-экономический статус, репутация и личностные качества. Тех, кто не соответствует этим параметрам, группа лишает своего внимания. Поэтому подростки считают умение подстраиваться одним из важнейших условий популярности в группе. Одновременно с этим для того, чтобы добиться признания группы, необходимо быть в чем-то лучшим (положим, подросток вступил в какой-то «крутой» клуб или пришел в сверхмодной одежде). После того, как подросток вошел в группу, он включается в постоянное соревнование – кто «круче». Хорошо, если личные качества (черты характера, умение дружить, манера поведения) являются важными факторами успеха среди группы сверстников. Возможна ситуация, когда в группе ценятся в первую очередь проявления рискованного асоциального поведения. В этом случае те нравственные ценности, на которые подросток опирался раньше, быстро отходят на задний план – над ними доминирует желание любыми путями быть признанным этой группой.

То есть, один из способов, с помощью которого подростки стараются добиться внимания сверстников, - культивировать в себе качества, которые вызывают восхищение и зависть других, и овладеть такими социальными навыками, которые способны гарантировать одобрение со стороны товарищей.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.