Журналистика Тольятти в период развития химической и автомобильной промышленности (1961-1974). — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Журналистика Тольятти в период развития химической и автомобильной промышленности (1961-1974).

2019-07-12 300
Журналистика Тольятти в период развития химической и автомобильной промышленности (1961-1974). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В начале пятидесятых годов правительство страны определило задачи гигантского развития практически новых отраслей советской индустрии: химии и нефтехимии — на основе нефти и газа, а также крупномасштабного машиностроения и приборостроения для строительной индустрии и электрификации. Именно в Куйбышевской области сложились наиболее благоприятные условия для осуществления этой программы. Решающим фактором явились: наличие запасов нефти и газа, разветвленная по всей области сеть предприятий по их добыче и сырьевой подготовке. Большое значение имели также возросшие возможности энергетики и наличие в Ставрополе одной из крупнейших в то время строительных организаций страны — «Куйбышевгидростроя». «В 1959 году, когда утвердили проект Ставропольского промышленного района с образованием транзитной железной дороги и станционных поселков Жигулёвское море и Фёдоровка, одновременно началось строительство завода синтетического каучука и ТЭЦ, невиданной до этого в Куйбышевской энергосистеме мощности в 700 Мвт. В июне 1961 г. на заводе произведены первые тонны синтетическогокаучука, а в сентябре состоялся пуск мощностей по выработке изопренового каучука»[56].

«В это же время (1961 год) в непосредственной близости от Ставропольской ТЭЦ начал строиться Куйбышевский химический завод для производства двойного суперфосфата, фосфора, фосфорной кислоты и огромного количества их производных — продуктов для удобрения, моющих средств и витаминов. В начале шестидесятых годов на той же «нитке» химических предприятий города Ставрополя-на-Волге (впоследствии Тольятти) встал крупнейший завод по производству удобрений — азотно-туковый комбинат, стержневое предприятие объединения «Куйбышевазот». Одновременно с заводом синтетического каучука началось строительство завода «Волгоцеммаш». Его профиль — гигантские машины для цементной промышленности. В этот же период началось сооружение электротехнического завода по выпуску мощных трансформаторов для строек, ртутных выпрямителей для электрифицированных железных дорог, а также различного оборудования для электрохимии и электрометаллургии, строительство которого завершилось в 1961 г. Рядом возводился огромный жилой район, сравнимый по объему жилья, культбыта, транспортной инфраструктуре с городом средней величины»[57].

В начале 1964 г. население города Ставрополя благодаря притоку населения на стройки большой химии составляло уже 123,4 тысячи человек. 28 августа 1964 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР город Ставрополь-на-Волге был переименован в город Тольятти (в честь генерального секретаря компартии Италии Пальмиро Тольятти, скончавшегося у себя на родине). Политически выгодный шаг в связи с наметившимися партнерскими отношениями СССР – Италия. В 1965 г. в Тольятти было создано отделение общества «СССР – Италия» и подписано предварительное соглашение о сотрудничестве между ГКНТ СССР и ФИАТом (Италия). Через некоторое время вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве в Тольятти автомобильного завода. Согласно подписанному контракту с ФИАТом, на Волжский автомобильный завод должно было быть передано машиностроительное оборудование. Газета «За коммунизм» (1966, 19 мая, № 89) писала об этом на первой полосе: «В Тольятти ещё одна новостройка! Крупный автомобильный завод будет построен в нашем городе!». Рядом с заводом планировалось строительство нового района — Автограда – с расчетной численностью 500 тыс. человек. «Датой рождения Автозаводского района принято считать 31 октября 1967 года, когда был заложен первый камень на стройке города. IX пятилетка, по преимуществу, явилась периодом становления Автозаводского района» (Волжский автостроитель, 1976, 17 января). Строительство завода и города было поручено крупнейшему строительному тресту — «Куйбышевгидрострою».

Впервые в практике отечественного строительства было принято принципиальное и основополагающее решение — проектирование и строительство автозавода вести параллельно. «В проектировании комплекса ВАЗа приняли участие свыше 70 проектных организаций страны, ведущие из них — «Гипроавтопром» и московский «Промстройпроект». К 1 мая 1967 г. технический проект завода был завершен, а в июле его утвердило правительство»[58]. В 1968 г. в корпусах строящегося ВАЗа уже велся монтаж оборудования. В 1970 году был собран первый автомобиль, первые экземпляры «Жигулей» вышли на рынок. К марту 1971 года, когда была введена первая очередь ВАЗа и налажен выпуск 220 тысяч автомобилей в год, коллектив завода насчитывал более 25 тысяч человек. В январе 1972 года введена в эксплуатацию вторая очередь Волжского автомобильного завода, который получил название «Производственное объединение АвтоВАЗ».

Одновременно с крупнейшим в СССР машиностроительным заводом рос город автостроителей (новый район), названный «Автоград». Он представлял собой типичный образец социалистического города, статус которого был точно определен советским правительством. Советские идеологи разработали собственную теорию и программу развития социалистических городов. Основу диалектико-материалистической концепции составляло представление о городе как об историческом результате развития производства. Исследователь феномена социалистического города Л.В. Березин отмечал, что «основоположники научного коммунизма рассматривали развитие городов не как изолированный процесс, но в его обусловленности сменой общественно-экономической формации, развитием производственных сил»[59]. В советское время именно индустриализация определила главные направления развития городов. Город как среда жизнедеятельности населения рассматривался в виде надстройки на базисе производственной специализации. Отсюда наиболее распространенным определением социалистического города являлось следующее: «Социалистический город выступает развивающейся целостной социально-экономической системой, включенной в территориальную организацию общественного воспроизводства»[60]. Понимать это надо так, что промышленность и прочие сферы материального производства являлись доминирующими в развитии города. Внутрипроизводственные связи создавали непроизводственные виды деятельности – социально-культурные отрасли, то есть в социалистическом городе жизнедеятельность населения, особенность мировоззрения и то, что мы сегодня назвали бы ментальностью, определялась именно спецификой производственной сферы.

Концепция социалистического города, разработанная советскими идеологами, стала основой третьего витка развития г. Тольятти, который начался во время строительства ВАЗа. Волжский автомобильный завод стал вторым после ГЭС градообразующим предприятием. Новый город – Автоград – создавался практически на новом месте, поэтому архитекторам-проектировщикам была предоставлена возможность реализовать все свои представления о городе-мечте – образце советского градостроения. Автозаводский район города Тольятти должен был стать городом-эталоном. Об этом писали все газеты того времени.

Особенностью Тольятти было то, что к 1972 г. он представлял собой насколько локальных населенных пунктов, сконцентрированных вокруг промышленно-энергетических узлов: поселок Комсомольский – у городского порта, к которому примыкал Портпоселок строителей ГЭС; населенный пункт, выросший на месте переноса Ставрополя-на-Волге после затопления и получивший развитие в период строительства «большой химии» и «Волгоцеммаша»; Автоград,расположенный в непосредственной близости от ВАЗа. Специфика расселения в г. Тольятти привела к несколько изолированному функционированию хозяйств, а отдаленность создавала трудности в управлении. В 1972 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 31 марта г. Тольятти был официально поделен на три административных района (с собственной муниципальной властью): Комсомольский, Центральный (на месте старого Ставрополя-на-Волге), Автозаводский. Указ правительства был последним штрихом в формировании города как административной единицы. История градообразования является одним из наиболее важных факторов формирования города.

 

К моменту начала строительства Волжского автомобильного завода в городе Ставрополе-на-Волге (Тольятти) выходили газеты «Гидростроитель» и «За коммунизм». В начале 60-х гг. между ними уже не велась серьезная борьба за читателя-горожанина. После окончания строительства и ввода в эксплуатацию Волжской ГЭС внимание к происходящему на гидроэлектростанции заметно снизилось, уменьшилось и число читателей газеты «Гидростроитель». Производственное издание уступило свои позиции городской газете. Но чтобы окончательно не «деградировать» до уровня «многотиражки», редакция «Гидростроителя» предпринимала активные попытки закрепиться в информационном пространстве города. Этот шанс у нее появился после того, как главным предметно-тематическим направлением издания стало освещение деятельности ведущей строительной организации «Куйбышевгидростроя».

Газета «За коммунизм» продолжала формировать образ города Тольятти как индустриально-промышленного центра с особой миссией. В период строительства ВАЗа и возведения Автозаводского района газете все труднее давалась деятельность по объединению горожан, потому что с началом строительства корпусов ВАЗа население Тольятти строго разделилось на три группы: строители, автозаводчане и прочие жители, не занятые на производстве. Первые две группы тольяттинцев были захвачены грандиозными преобразованиями в промышленной среде города. Более профессионально и качественно их информационные потребности удовлетворялись специализированным изданием – «Гидростроителем». Газете «За коммунизм» (аудитория которой, по сути, свелась к одной третьей части горожан, причем самой немногочисленной) сохранить информационное влияние на городское население оказалось очень сложно. Необходима была новая объединяющая идея, за неимением таковой редакция использовала все возможные средства для привлечения внимания читателей, в том числе за счет расширения тематики публикаций. В частности, газета стала дублировать новости с городских строек и производств.

С началом строительства ВАЗа в газете была создана новая рубрика «Волжский автомобильный – ударная стройка пятилетки», под которой давалась хроника событий. Информационные сообщения могли печататься как под заголовком, например: «Бьется пульс ударной стройки», так и в виде хроникальной подборки новостей: «2 января был подписан приказ о создании на «Куйбышевгидрострое» новых подразделений: «Автозаводстрой» будет вести работы по сооружению основных цехов»; «Жилстрой» призван обеспечить строительство жилых зданий; «Спецстрой» будет вести монтаж наружной и внутренней коммуникации Автозавода» (За коммунизм, 1967, 4 января).

Однако идеологизированная пресса советского периода продолжала участвовать скорее в создании идеального представления о «стройке века». Все события, связанные с проектированием, строительством ВАЗа, с развитием инфраструктуры города, подавались в одном положительно-праздничном ключе, заданном правительством и центральными изданиями. Газета перепечатывала все материалы центральных газет, и прежде всего «Правды», касающиеся развития города и завода. Идеологическая деятельность газеты преобладала над другими важными функциями городской прессы, в частности – подменяла культурно-образовательную, под которой мы подразумеваем функцию формирования культуры общежития. Дабы компенсировать крайний пропагандистско-агитационный характер газеты, редакция создавала в своих материалах иллюзию интерактивности, активного участия граждан в выпуске «своей газеты», привлекая их к созданию материалов. Активная работа с читателем способствовала увеличению тиража издания: он вырос с 4 тыс. экз. в 1953 г. до 15 тыс. в 1966 г. и 20 тыс. в 1967 г. и продолжал расти, достигнув в 1977 г. 70 тыс. экз.

14 февраля 1968 года коллектив газеты выпустил юбилейный номер, посвященный 50-летию со дня выхода первого советского издания в Ставрополе-на-Волге. К этому времени у газеты «За коммунизм» насчитывалось около 25 тыс. подписчиков, а население города составляло около 180 тыс. жителей, значит, каждый седьмой тольяттинец выписывал городскую газету, выходившую 5 раз в неделю в соответствии с типологическим признаком периодичности ежедневной городской газеты.

После запуска производственных линий ВАЗа, выпустивших первую продукцию, газеты «Гидростроитель» и «За коммунизм» уже не могли на высоком уровне удовлетворять информационные потребности вазовцев и автостроителей. В 1969 г. после запуска ВАЗа в соответствии с постановлениями партии и правительства о том, что каждое крупное предприятие должно иметь свою многотиражную газету, было принято решение о создании заводской многотиражки.

К моменту ее выхода в Тольятти уже существовал ряд заводских газет: на производственном объединении «Синтезкаучук» издавалась газета « Советский каучук» (с апреля 1964 г. по 1991 г.), «Куйбышевэнергостройпром» выпускал газету «Волжская стройиндустрия», дирекция производственного объединения «Трансформатор» в 1965 г. выступила учредителем газеты «Энергетик» (выходила до 1996 г.). Одно из предприятий «Куйбышевазота», расположенное близ Тольятти, также имело свой печатный орган – «Призыв» (с 1968 г. до настоящего времени).

Первый номер газеты Волжского автомобильного завода «ВОЛЖСКИЙ АВТОСТРОИТЕЛЬ» вышел 9 августа 1969 г., то есть только спустя два года после начала строительства. Информационный пробел до 1969 года с успехом заполняли центральная, региональная и местная пресса. Предприятие было пущено на полную мощность не сразу, поэтому коллектив работников ВАЗа формировался постепенно, а у строителей ВАЗа были другие приоритеты, кроме того, с задачей их сплочения в единый коллектив до этого времени благополучно справлялась газета «Гидростроитель». После запуска первой линии завода возникла потребность информационного сопровождения производственного процесса.

В первом номере «Волжского автостроителя» были обозначены цели и задачи издания: «1) всесторонне освещать жизнь и деятельность производственных коллективов, инженеров, техников, людей всех профилей, которые будут выпускать автомашины; 2) распространять опыт лучших коллективов, передовиков производства, достижения науки и техники, ударников коммунистического труда; 3) печатать на страницах газеты рассказы о передовых рабочих, новаторах, рационализаторах, инженерах, техниках, своим самоотверженным трудом показывающих образцы коммунистического отношения к делу, утверждающих новую коммунистическую мораль; 4) редакция намечает широко освещать ход строительства первоочередных объектов завода; ставить проблемы технического развития в центр внимания «ВА», так как в настоящее время главным источником дальнейшего экономического развития становится повышение эффективности производства, выпуск продукции высокого качества; 5) «ВА» будет систематически публиковать материалы о строительстве нового района города Тольятти, страницы народного контроля, страницы выходного дня, технические страницы». В первые годы газета выходила два раза в неделю, с 1973 г. – три раза. В газете существовали постоянные рубрики: «Новое в автомобилестроении», «Партийная жизнь», «Проблема, требующая решения», «На моральные темы», «Возвращаясь к напечатанному», «Советы врача» и другие.

Деятельность многотиражного заводского издания в первый период его развития была направлена на создание положительного образа завода. Основными тематическими линиями информационной политики газеты были: освещение деятельности ВАЗа по выпуску автомобилей, его градообразующей деятельности, а также формирующей роли по отношению к развитию работников предприятия. Указанные проблемно-тематические линии способствовали реализации функций «многотиражки», определенных постановлениями ЦК ВКП. «ВА» презентовал новый завод, демонстрируя значимость стройки для молодого города и всего союза, ее уникальность. Заводская «многотиражка» активно формировала в сознании автоградцев представление о градообразующей роли завода. В газете неоднократно подчеркивалось, что на «стройке века» молодые люди за свой труд получали то, к чему стремились — жильё. «Тольятти — один из тех городов, который удивительно быстро растёт и преображается... Пожалуй, у нас в стране мало найдётся таких мест, где бы так часто справляли новоселье...» (Волжский автостроитель, 1969, №19).

Возведению каждого нового объекта в районе уделялось подробное внимание. Регулярно печатались большие обзорные материалы. В одном из них («Московский проспект» // Волжский автостроитель, 1970, № 22) рассказывалось о строительстве новой западной магистрали города и жилых построек рядом с ним. Автор В. Инин обращал внимание горожан на особенность архитектуры района: строгая геометрия в сочетании с разноэтажными постройками. Высотные дома не должны были подавлять. Подобный эффект достигался за счет широких проспектов.

Журналисты газеты стремились донести до своих читателей мысль о том, что завод и Автозаводский район уже не просто стройка. Это новый город, фундаментальной основой которого являются производственные и энергетические предприятия; у которого рождаются свои традиции, у которого «прекрасное будущее, об этом пишут в толстых и тонких журналах, в больших и малых газетах». Использовались различные приемы для создания положительного представления о городе: регулярно печаталась фотографии каждого нового участка города, Тольятти назывался «городом мечты», «городом-эталон», «городом будущего» (газета неоднократно повторяла именно эти сочетания слов). «Встают дворцы, встают вокзалы и заводские корпуса. Вы узнали? Ну, конечно, – Автозаводский район города. Район, шагнувший к нам из мечты» (Волжский автостроитель, 1970, № 34).

В № 1 «Волжского автостроителя» за 1971 г. был опубликован материал «Город будущего», в котором Автозаводский район представлен как красивый уголок, расположенный вдоль северного берега Жигулёвского моря среди чудной природы. Город, который полностью предназначен для полноценной жизни: уже работают три школы, четыре детских комбината, пожарное депо, подготовлена к сдаче первая очередь поликлиники, спортивные комплексы. Неоднократно газета рисовала образ «зеленого города» Тольятти: «В новом районе города органически переплетается естественный и искусственный ландшафт... Зелёная зона новой части города, сливаясь с естественными насаждениями, даёт не только возможность хорошего обозрения многоэтажных домов, но и подчёркивает их стройную красоту» (Волжский автостроитель, 1969, № 5).

 

В унисон газете «Волжский автостроитель» писали о новом городе и «Гидростроитель», и «За коммунизм».

«Гидростроитель» вслед за «Волжским автостроителем», но на более профессиональном уровне, разворачивал перед читателями образ строительного Тольятти. Журналистами отмечалось, что Тольятти изначально возводился как промышленный город, поэтому специально разработанный проект строительства и заселения полностью соответствовал его предназначению: гигантизм цехов был «перекинут» на жилые районы. «Возникновение в короткий срок Автограда, преобразовавшего облик Тольятти, - результат последовательной политики развития жилищного строительства на основе индустриальных методов домостроения» (Гидростроитель, 1973, № 132).

Очень много публикаций было посвящено размышлениям на тему о будущем Тольятти. Так, в очерке «Город мечты» автор В. Баранник рассуждал: «Автоград. Каким он будет? Ответ на этот вопрос уже не носит чисто теоретический характер. Контуры будущего города, выполненные в железобетоне, стекле, камне, зримо поднялись над землей. Пока это преимущественно жилые громады зданий. А в семидесятом рядом с ними встанут кинотеатры, магазины, детские сады — словом, все то, что мы, строители, называем коротко, - объекты соцкультбыта» (Гидростроитель, 1970, № 12).

Метафоры и эпитеты (например, «белокаменный город»), были направлены на создание визуального образа города. Автоград, о котором не мечтали еще пятнадцать лет назад, представал как сказка, воплощенная в быль. В. Щербаков в статье «Шестой квартал автограда» так писал о городе: «Тольятти был задуман и строится как город-эталон. Город, который как губка, впитывает в себя новейшие достижения современного градостроительства. Они в научной планировке, улучшенной отделке, в высоких темпах сооружения объектов» (Гидростроитель, 1970, № 110). О том же рассуждал и В. Свирин: «Еще не все объекты автозаводской части города закончены строительством, а некоторые пока и не начаты. Но уже прочно вошло в наш лексикон короткое, емкое слово — Автоград. То, что в недавнем прошлом было лишь мечтой, сегодня стало реальностью. На берегу Жигулевского моря вырос современный белокаменный город с высотными домами, просторными светлыми школами, изящными корпусами торговых центров. Его создатели — строители, люди беспокойной профессии. Автограду расти и строиться. Он развивается по законам социалистического градостроительства. Завтра нового Тольятти светло и радостно. Оно уже наступило» (Приглашение в завтра //Гидростроитель, 1972, № 2).

В 1972 г. много материалов было посвящено теме районирования.: среди лучших можно назвать статью К. Иванова «Районирование Тольятти» (Гидростроитель, 1972, № 43). Одним из преимуществ деления Тольятти на кварталы была, по мнению специалистов, «многоступенчатая система культурно-бытового обслуживания, обеспечивающая полное удовлетворение потребностей населения» (Гидростроитель, 1972, № 47).

Таким образом, «Гидростроителем» создавался образ Тольятти, идеального с точки зрения градостроительства, то есть уделялось особое внимание формированию именно «материального» образа города – образца советского градостроительства.

Редакция газеты «За коммунизм», понимая, что конкурировать со специализированным изданием она не сможет, не ограничивала круг своих интересов вниманием только лишь к строительному облику города. Журналисты старались представить обобщенную картину формирующейся городской жизни, неразрывно связанной с заводом.

Возникшая в1968 г. рубрика «На городские темы» сохранялась в течение многих последующих лет, в 80-е годы ее разбили на специализированные подрубрики. В рубрике затрагивались совершенно разные темы и проблемы, волнующие горожан. «Квартал начинается со взрыва» (о строительстве 6 квартала – самого молодого, крупного и высотного в Тольятти (За коммунизм, 1967, 17 февраля)), «Регистрация кандидатов в депутаты Тольяттинского городского Совета депутатов трудящихся» (За коммунизм, 1967, 27 февраля), «Ретранслятор есть. А что толку?» (о развитии телевидения в Тольятти (За коммунизм, 1967, 16 апреля)). В рассматриваемый период со страниц газеты «За коммунизм» город представал как центр промышленного производства, успешно выполняющий задачи социалистического строительства; город, у которого за счет сильного промышленного и строительного потенциала быстро развивается инфраструктура, город, в котором все делается для удобства людей, занимающихся физическим трудом и нуждающихся в восстановлении. Это город молодых, поэтому особое внимание уделяется проблемам материнства и детства. Это город, в котором должны жить духовно и физически развитые люди. Создаваемый газетой «За коммунизм» образ города вселял оптимизм и веру в будущее. Но, с другой стороны, создание идеальной модели-образа дезориентировало горожан, не могло помочь им приспособиться к меняющейся городской и заводской жизни. Принимая на веру все положительное, что декларировалось в городской газете, люди утрачивали способность самостоятельно мыслить и реально оценивать происходящее.

 

Итак, по мере того, как проходила эйфория от высоких темпов промышленного и социального строительства, на первый план выходили проблемы, связанные с жизнеобеспечением нового района. Поскольку в первые годы становления молодого города функции по формированию инфраструктуры города взяло на себя градообразующее предприятие, именно «Волжский автостроитель», несмотря на то, что он относился к типу многотиражных изданий, обеспечивал информационные потребности жителей нового района, ставшего, по сути, новым городом. Так, в рубрике «Превратим Тольятти в образцовый город» велся разговор о путях благоустройства города. В рубрике «Тольятти день за днем» анализировались проблемные ситуации, возникающие в новом городе: в 1973 году в социальном строительстве района стали отмечаться ряд сбоев, на что было указано в материале, опубликованном в мае 1973 г. в центральной газете «Правда». Это стало сигналом к началу публикации в «ВА» критических материалов.

В результате активной информационной деятельности, направленной на освещение процессов становления производственной сферы и инфраструктуры города, в период с 1969 по 1973 гг. «Волжский автостроитель» потеснил другие городские газеты г. Тольятти в информационном пространстве Тольятти. Это оказалось возможным потому, что впервые деятельность газеты была направлена на сознание воспринимающего субъекта – жителей конкретного строящегося города, то есть производственное издание градообразующего предприятия публиковало материалы, наиболее релевантные потребностям заводчан и горожан. Многотиражное издание «Волжский автостроитель» распространило свое влияние на весь город.

Однако, несмотря на преобладание на страницах «Волжского автостроителя» материалов, посвященных городским событиям, целостной картины города создано не было, скорее в результате складывалась мозаика городской жизни. Причиной этого было то, что Тольятти представлял собой пока еще некую совокупность материальных объектов, заселенных и обживаемых городскими жителями. Такой уровень развития города мог воссоздаваться только в информационных материалах. Важной государственной задачей в то время было активизировать активность строителей и заводчан для того, чтобы добиться высоких производственных результатов, поэтому главной функцией прессы оставалась агитационная. Редакция «Волжского автостроителя», возможно, направляемая партийными органами, осознавала, что для наибольшего результата агитационная деятельность должна базироваться не только на общегосударственной идеологии, но и на объединяющей идее местного уровня. В «Волжском автостроителе» поддерживалась и развивалась идея единства города и завода, предложенная журналистами газеты «За коммунизм», но при этом акцент делался на ведущей роли завода в этом тандеме.

*   *   *

Таким образом, в период строительства «большой химии», возведения Волжского автомобильного завода и Автозаводского района в г. Тольятти произошел качественный скачок в развитии Тольятти. Город уже не просто обеспечивал физическое «выживание» своим обитателям, но порождал новые потребности: осмыслить формирующиеся социально-культурные отношения, идеальную составляющую городской жизни и роль жителей в ней. В этой ситуации перед печатными СМИ встала задача усложнения информационной деятельности. Городские газеты стремились к созданию образа города, который в силу обобщающего характера обладал бы мощным пропагандистско-агитационным потенциалом. Приоритетным направлением деятельности всех изданий, выходивших в городе, было оперативное информирование горожан обо всех изменениях на стройке, на производстве и в городе. Поскольку наиболее качественно с этой задачей справлялось производственное издание «Волжский автостроитель», а также в силу расширения читательской аудитории газеты практически до границ всего города, именно «Волжский автостроитель» занял ведущее место в системе тольяттинских СМИ, потеснив более старую газету «Гидростроитель» и общегородскую газету «За коммунизм». Идеологическая деятельность издания продолжала оставаться тенденциозной, поскольку базировалась на государственной идеологии.

Формируемый городскими газетами образ города имел однозначно положительную модальность. Он основывался на представлениях о городе, который является идеалом советского планирования, городе, у которого большое будущее, потому что гарантом его выступают мощные градообразующие предприятия. Разные тольяттинские газеты в зависимости от особенностей читательской аудитории и реализуемой концепции «отвечали» за формирование конкретных сторон образа. Строительная газета «Гидростроитель» на своих страницах создавала представление о городе как идеальном градостроительном объекте (город-мечта). Многотиражное издание «Волжский автостроитель» формировало у жителей Нового города образа города, настоящее и будущее которого зависит от градообразующего предприятия. Городская газета «За коммунизм» активно освещала процесс создания инфраструктуры молодого города, причем подчеркивалось, что социально-культурная сфера города – важная составляющая городской жизни, но ее развитие напрямую связано с индустрией города. Образ, формируемый в совокупности всеми городскими изданиями, обладал серьезной воздействующей силой на сознание населения, потому что помимо коммунистической идеологии нес в себе объединяющую идею местного уровня: о неразрывной связи города и промышленности, в которой заключены большие возможности для прогрессивного развития. Можно сказать, что в период строительства большой химии и, особенно, автомобильного гиганта прессой города Тольятти впервые была предпринята попытка выработать объединяющую идею, которая смогла бы стать скрепляющей силой при формировании духовной сферы городской жизни. В целом период 1917-1973гг. характеризовался бурным развитием материальной составляющей города, который рассматривался как управляемая, а не самоуправляемая система. Роль местных газетных изданий в данных преобразованиях сводилась к оперативной информационной работе, основанной на местном материале, и пропагандистско-агитационной деятельности, направляемой государственным партийно-административным аппаратом.


Глава вторая. Роль прессы в формировании городской среды (1974-1991)


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.