Деятельность тольяттинских газет в условиях формирования городского сообщества – качественно нового уровня развития городской среды — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Деятельность тольяттинских газет в условиях формирования городского сообщества – качественно нового уровня развития городской среды

2019-07-12 174
Деятельность тольяттинских газет в условиях формирования городского сообщества – качественно нового уровня развития городской среды 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По аналогии с понятием «гражданское общество» определение «городское сообщество» имеет широкое и узкое значение. В широком смысле городское сообщество можно определить как совокупность индивидуальностей конкретного города, объединенных независимо от социальной и профессиональной принадлежности участием в производственно-хозяйственной и духовной деятельности по реализации стратегических целей и тактических задач развития городской среды. В этом случае в городское сообщество необходимо включать и представителей власти, и представителей бизнеса, и некоммерческие структуры, и частных граждан. Отношения между участниками процесса строятся на основе закона и этики. То есть, в широком смысле городское сообщество можно рассматривать как тип отношений внутри городской среды, как стратегическую задачу, к реализации которой должен быть устремлен вектор общественного развития. Согласно утверждению И. Дзялошинского[122], городское сообщество – это не просто набор структур, социальных институтов, но и «некий дух, некая совокупная воля горожан, контактная зона, позволяющие конкретному индивиду ощущать, что он значимый элемент общественной жизни, что все структуры городской среды существуют для того, чтобы она развивалась в интересах настоящего и будущего поколений, а единичный голос каждого горожанина был значимым аргументом в выборе путей развития городского сообщества». В узком смысле под городским сообществом необходимо рассматривать активное меньшинство, отличное от власти, объединенное на некоммерческой основе и принимающее активное участие в деятельности по управлению развитием городской среды. К этой категории относятся, в первую очередь, общественные организации, некоммерческие партнерства, активная интеллигенция. Наличие городского сообщества гарантирует устойчивое развитие среды, поскольку является серьезным «противовесом» интересам власти и бизнеса.

Обязательными условиями формирования городского сообщества являются участие граждан в городском самоуправлении и существование влиятельной, независимой от городской власти прессы, формирующей общественное мнение и обеспечивающей коммуникативное взаимодействие внутри городской среды. В начале XXI века в г. Тольятти оформились ряд необходимых предпосылок для возникновения городского сообщества: официально были зарегистрированы 355 общественных организаций. Стали создаваться и эффективно действовать самостоятельные общественные благотворительные фонды, которые аккумулировали средства и распределяли их на конкурсной основе. Общественные гранты на реализацию своих идей получали наиболее удачные проекты общественных организаций. В частности, в Тольятти уже третья часть бюджета, определенного для работы с молодежью, в 2003 г. была распределена на конкурсной основе с помощью независимого «Общественного фонда Тольятти».

Исследователи городской среды г. Тольятти приводили убедительные факты, свидетельствующие о положительной динамике развития сферы управления городом и гражданской активности населения: «Особым стратегическим ресурсом является система управления развитием города… Демократические начала системы местного самоуправления предполагает максимальное сближение органов власти с горожанами, которые выступают в роли как жителей города – потребителей товаров, услуг, ресурсов, так и производителей в прямом и опосредованном виде»[123]. По данным мониторинга социально-политической ситуации, в Тольятти на начало XXI в. отмечалась «высокая социально-политическая активность тольяттинцев, повышение уровня доверия населения к властным структурам, позитивная в целом оценка деятельности городских властей…»[124]. 

Если рассматривать городскую среду и городскую прессу как взаимосвязанные и взаимозависимые системы, то новый уровень качества городской среды, обеспеченный, в том числе, и деятельностью городских СМИ, предположительно должен был повлечь за собой появление нового качества городской прессы. Пресса в коммуникативном пространстве городов со сформированным городским сообществом (пока речь идет об узком значении этого слова) имеет возможность обеспечивать реализацию всего спектра функций журналистики, поскольку субъектом, «заказывающим» ее определенное функционирование, выступает городское сообщество. В этом случае можно говорить о том, что пресса играет адекватную роль в развитии городской среды.

Функционирование прессы в условиях городского сообщества закономерно связано с большей социальной ответственностью. Так, при информировании о городских событиях для газет общественно-политического направления оптимальным может быть выбор фактов, имеющих сущностное значение для развития городской среды. Для этого журналистам необходимо быть знакомыми со стратегическим планом развития города и, соответственно, отбирать факты, важные для создания предпосылок его реализации. Участвуя в выражении и формировании общественного мнения о тех или иных политических институтах, об экономической, политической, культурной и других сферах жизни общества, городские газеты, в то же время, могут ориентировать организации и учреждения на внедрение комплексного подхода при разработке программы городского развития, которая увязывала бы в единое целое политические, экономические, социальные, технические, управленческие, демографические, природные ресурсы. Одно из важнейших тематических направлений городских изданий – освещение фактов социальной сферы города, поскольку именно печать является средством вовлечения горожан в социальные преобразования. При реализации идеологической функции редакциям необходимо акцентировать внимание на пропаганде основных направлений социальной политики, проводимой властью, особенно в том случае, если она соответствует плану стратегического развития города. Контроль за деятельностью властей и других структур, влияющих на городской образ жизни, желательно осуществлять, базируясь на принципах законности, нравственности и общественной пользы. При выполнении задачи формирования и отражения общественного мнения информационная политика городских газет будет способствовать повышению заинтересованности горожан в общественной деятельности на благо городского сообщества в том случае, если активно проводить просветительскую работу, направленную на разъяснение читателям вариантов их участия в процессах регулирования городской среды через институт общественного мнения.

В связи с развенчанием мифа о первичности промышленности по отношению к городу, можно предположить появление новых смыслов у культурно-образовательной функции. Город нужен не предприятию, а людям – это убеждение закрепляется в общественном сознании. Существенной составляющей городской среды как обжитого пространства человеческого общения, носителя и наследника культурных отношений между людьми становится городская культура. Она неотъемлемо связана с феноменом городской ментальности и является необходимым условием прогрессивного развития города. Исследователями феномена города разрабатываются специальные программы развития городов, в основе которых лежат гуманистические принципы, конструктивное и средовое представление о культуре города. Главным ресурсом развития города признается способность городской среды генерировать культурное развитие, потому что именно через культурный потенциал, важной составляющей которого является осознание городским сообществом самого себя, она способна к прогрессу. «Переход к такому пониманию непременно означает, что от формальной интерпретации культуры как чего-то внешнего, к чему можно только приобщиться, мы делаем попытку передвинуться в сущностную интерпретацию культуры как городского мира... Это означает, что мы относимся к городу и его культуре не как к чему-то данному, готовому и потому как бы независящему от нас, а как к действительности, на которую мы можем влиять тем сильнее, чем в большей степени мы действуем сообразно природе этой действительности»[125]. В коммуникационном пространстве города предназначение журналистики (и прежде всего, прессы) состоит не только в распространении культуры, но в активной деятельности по ее формированию. Сверхзадачей является укрепление целостности, корпоративного единства горожан, которое должно декларироваться как неотъемлемая составляющая ценностного отношения к жизни города. То есть культурно-образовательная функция неразрывно связана с консолидирующей (объединяющей) функцией прессы, заключающейся в том, чтобы ориентировать городское сообщество (в широком смысле) к общественному диалогу, основанному на ценностях городской культуры, искать оптимальные решения на основе интегрирования всего справедливого и ценного, разбросанного в историческом прошлом и настоящем городской жизни.

В условиях реализации стратегической цели формирования городского сообщества актуальной необходимостью становится формирование такого общественного образа, который содержит обобщенное представление о действительности, обуславливающее поведение людей внутри городской среды, обеспечивающее контакты между людьми, коммуникациями, информацией, то есть на первый план выходит задача обеспечения феноменологической ценности образа.

На практике функционирование городской прессы в условиях становления городского сообщества, к сожалению, не всегда соответствует оптимальному образцу. И в истории тольяттинской прессы период наиболее прогрессивного ее влияния на городские процессы завершился в 2000-2001 г., после чего стало наблюдаться падение всплеска гражданской активности. Интересно, что результаты социологических исследований, проведенные в Тольятти еще в 1999 г. Центром социальных технологий (при мэрии г. Тольятти), показали, что 33,6 % граждан в качестве оптимальной формы взаимодействия прессы и власти видели «независимую прессу», 19,7 % считали, что пресса должна представлять собой «зеркало общественной жизни», 15,3 % - отдавали прессе роль «общественного контроля за деятельностью власти», а 10,2 % видели ее как «оппозицию власти». И только 1,9 % высказались за то, что пресса должна быть «официальным представителем позиции власти». Из приведенных данных видно, что люди рассматривали прессу как свою трибуну – трибуну общественного мнения, а не трибуну власти. Более того, в ответ на вопрос, «кто мог бы активно способствовать формированию в Тольятти гражданского общества?», в исследованиях 2001 г. в 94,1 % анкетах в качестве такой силы отмечались СМИ. Но, когда уже в 2002 г. был задан вопрос о том, имеют ли тольяттинские СМИ возможность делать это, 70 % опрошенных ответили отрицательно, а 23,2 % ответили, что СМИ такой возможности не имеют и иметь не хотят. Причинами столь беспомощного положения СМИ граждане назвали финансовую зависимость от власти (36,8 %), от бизнеса (28,7 %), политическое давление власти (30,4 %), отсутствие у журналистов необходимых знаний (17,5 %) и навыков (16 %).

В 2004 г. Вячеслав Глазычев констатировал отсутствие в Тольятти городского сообщества[126]. «Города нет, пока нет городского сообщества. Пока нет совокупной воли горожан, которая на самом деле реально влияет на все стороны городской жизни. Городское сообщество должно определять, как выглядит город, что с ним происходит и чем город живет. Этого у нас никогда не было и нет… Управленческие процессы у нас никогда не исходили от городского сообщества. По понятным причинам, этого не могло быть в советское время, но почти ничего не изменилось и сегодня»[127].

Объяснить падение гражданской активности, повлекшей за собой торможение процессов формирования городского сообщества, можно только тем, что созданные до 2001 г. предпосылки не были продуктивно использованы и развиты. Этот упрек можно было отнести к общественным организациям, в работе которых, по самым смелым предположениям их лидеров, приняли участие лишь 1 % населения города. Пример кризиса доверия избирателей к представительской власти можно было наблюдать во время выборов в Тольяттинскую городскую Думу в августе (15 числа) 2004 года. Тогда на избирательные участки явилось лишь около 10% жителей города. Из 35 избирательных участков (в соответствии с решением Думы о расширении ее состава с 17 до 35 депутатов) выборы можно было считать состоявшимися (преодолен 20% барьер) только на 8. Главными аргументами неявки избирателей для выполнения своего гражданского долга были: «никому не верю», «не знаю ни одного из кандидатов (программу кандидата)». В этом событии помимо того, что особенность менталитета жителей маленьких городов, с укоренившимися представлениями о том, что перемены приходят из Центра, их порождают и проводят в жизнь какие-то чуждые им интересы власти или городских социальных слоев, мешают проявлению гражданской активности, можно увидеть и вину городских газет, не в полной мере реализующих свое предназначение. В результате чего происходит усечение, упрощение набора функций. Данная гипотеза может быть подтверждена на основании результатов исследования информационной политики газет «Площадь свободы» и «Тольяттинского обозрения» за период с 2001 по 2005 гг. Среди существенных недостатков информационной политики газеты «Площадь свободы» следует отметить очень широкий разброс тем. При этом не сущностный характер событий и ситуаций, выбираемых журналистами «ПС» для отображения в издании, приводит к тому, что на его страницах создается очень мозаичная картина действительности, посредством которой невозможна реализации агитационных задач (т.е. порождение конкретного поведения, способствующего развитию городской среды). Показательно, что большинство событий, выбранных для отображения в информационных текстах, требуют оценок и объяснений журналистов (повышение тарифов на электроэнергию, на проезд и т.п.), однако последние ограничиваются лишь констатацией происходящего. Журналисты, ориентируясь на примитивный уровень адаптации к городской среде, формируют такую информационную картину дня (т.е. морфологический уровень образа городской среды), интерес к которой проявят среднестатистические обыватели (в основном принадлежащие к рабочему слою), пенсионеры, т.е. горожане, у которых отсутствует желание и опыт активной гражданской деятельности, у которых потребности и интересы ограничиваются кругом домашних и производственных (в узком смысле) проблем, чье внимание не распространяется ни на политическую, ни на экономическую сферы города.

Работе журналистов газеты «Тольяттинское обозрение» по-прежнему присущи установка на сенсационность фактов (убийства, жесткость, злоупотребление положением…) и интерпретаций, неаргументированность выводов, раздувание общественной конфронтации ради усиления скандальности, отсутствие стремления организовать общественный диалог. Осуществляя функцию информирования, журналисты отбирают наиболее скандальные факты (смерть бомжа в канализационном люке, запаянном работниками ЖКХ), демонстрирующие серьезные формы конфликта общественных секторов или крайнюю бесчеловечность, нетерпимость конкретных личностей. В качестве опорной идеи утверждается правота власти большинства. Особенно очевидно она проявилась в серии материалов, опубликованных в феврале 2005 г. в связи с рядом забастовок, прошедших в г. Тольятти против монетизации льгот. Проблема «социальной несправедливости» рассматривается с позиции большинства горожан. Для ее решения предлагается использовать такую форму давления на власть как «бунт». При этом подчеркивается, что власть боится «народного возмущения» и готова идти на уступки. Конечно же, такая концепция не может быть названа способствующей устойчивому развитию. Стереотип, основанный на традиции классовой борьбы, суть которого сводится к тому, что общественные проблемы можно решить только противостоянием, для страны, государственной идеей которой провозглашен курс на строительство гражданского общества, требует не просто корректировки, но окончательного разрушения.

Итак, ежедневные общественно-политические издания «Площадь свободы» и «Тольяттинское обозрение», на которые закономерно ложится главная ответственность за формирование морфологического уровня общественного образа городской среды, создают на своих страницах искаженную информационную картину. В поле их информационного внимания попадают (а затем разворачиваются) и отражаются все факты без разбора: и имеющие большое значение для социальной ориентации людей, и второстепенные, не имеющие информационной значимости – в результате картина городской жизни оказывается поверхностно-панорамной. Формальная независимость изданий выливается в отсутствие четко выработанной социальной позиции, с которой можно было бы оценивать изменения, происходящие в городской среде, и которая могла быть принята большинством населения как устойчивая и прогрессивная. При шаткости, а иногда отсутствии опорных идеи их «замещают» «рабочие (журналистские) идеи», т.е. индивидуальный взгляд на события, проблемы и их решение. А поскольку главной установкой в обоих изданий является установка на интерес, а не на общественную пользу, деятельность газет вместо консолидации различных социальных и общественно-политических групп приводит к разобщению и даже социальным конфликтам.

Стабилизации ситуации в информационной среде г. Тольятти в последние годы способствует функционирование нескольких еженедельников, появление которых можно рассматривать как ответ наиболее активных журналистов на спад гражданской активности горожан, наступивший в результате затянувшегося кризиса идей. Их деятельность направлена на удовлетворение актуальной потребности горожан не только знать, но и разбираться в городских процессах. В новых общественно-политических условиях именно на еженедельные издания, предположительно, ложится главная нагрузка по формированию символического и феноменологического уровней общественного образа городской среды.

С октября 2003г. по понедельникам форматом А3 объемом 16 полос стал выходить информационно-аналитический еженедельник «Хронограф Тольятти» (тираж 5 тыс. экз.). 7 ноября 2003 г. вышел первый номер еженедельной городской газеты «Вольный город». С конца 2003 г. начал издаваться общественно-политический еженедельник «Газета Тольятти» (тираж 5 тыс. экз.). С февраля 2004 г. на информационном рынке появилась еженедельная информационно-аналитическая газета «Постскриптум». Несмотря на заявление редакций «Постскриптума» и «Хронографа Тольятти» о том, что их газеты являются общественно-политическими общегородскими изданиями, их реальное положение в системе городской прессы снижается вследствие малого тиража – 3-5 тыс. экз.

На сегодняшней день в Тольятти самые большие потенциальные возможности влиять на формирование городского сообщества имеет газета «Вольный город». По тиражу – 30 тыс. экз. – газета в полной мере может претендовать на массовое издание. Учредителем «Вольного города» является ООО «Издательский Дом «Вольный город» (генеральный директор – С. Русов, он же главный редактор газеты). В качестве причин, побудивших часть сотрудников редакции городской газеты «Площадь свободы» объединиться и создать новое независимое издание, в пилотном номере редактор назвал передел на информационном рынке г. Тольятти. В новом издании, по мнению редактора, журналисты в полной мере имеют возможность проявить свой журналистский талант и опыт: «В тольяттинских газетах, в частности в «Площади свободы», стал использоваться опыт зарубежной журналистики: опытные журналисты набрали себе молодых ньюсмейкеров, которые собирают информацию, после чего отдают ее мастерам, а те уже на ее основе создают тексты. Отсюда непрофессионализм, публикация непроверенных данных. Журналисты «Вольного города» и собирают информацию, и пишут сами, поэтому их материалы отличает точность изложения и колорит» (Колонка редактора // Вольный город, 2004, 8 октября).

На протяжении 2003-2004 гг. газета выходила еженедельно, с 25 января 2005 г. – два раза в неделю. Двухразовая периодичность, с одной стороны, создает трудности – газета занимает «промежуточное» место между ежедневными изданиями и еженедельниками, с другой – дает преимущество более оперативного (по сравнению с еженедельниками) освещения городских событий.

Неоднократно редактор «Вольного города» отмечал в своих колонках, что ведущим направлением деятельности журналистов является донесение до аудитории позиции редакции по ключевым вопросам городской жизни: «Предназначение газеты – давать правдивую, точную информацию, анализ, точку зрения, позицию, не важно совпадает она с позицией власти или нет» (Колонка редактора // Вольный город, 2004, 8 октября). Структурированию представлений горожан об основных направлениях городской жизни способствует система рубрик издания: «Политика», «Экономика», «Социальная жизнь», «Бытовуха», «Досуг» и другие. В деле проявления гражданской позиции по ключевым вопросам газета призывает читателей быть с ней, об этом свидетельствует слоган, под которым выходит издание – «Будем вместе!». Читатели газеты имеют возможность выражать свое мнение посредством рубрики «Нам пишут», которая является постоянной, как и систематически проводимые прямые линии с читателями, обзоры писем и звонков от читателей. Каждое событие, имеющее прямое отношение к горожанам, обязательно подвергается анализу с точки зрения причин и последствий, привлекая комментарии специалистов и экспертов, журналисты «Вольного города» помогают вырабатывать модели поведения, которые должны помочь людям адаптироваться к меняющимся условиям жизни. Освещая факты социальной жизни, журналисты делают основной акцент на просветительской деятельности.

Не достаточно последовательно представлена в деятельности «Вольного города» реализация консолидирующей функции. Материалы на тему политики, с одной стороны, способствуют пробуждению общественного сознания, а также внедрению в него важной идеи о необходимости выработки организованных форм воздействия на ветви власти, но, с другой – препятствуют налаживанию общественного диалога: журналисты газеты не проявляют интереса к совместному поиску методов взаимодействия различных секторов городской среды. Если же возможность объединения демонстрируется, то в основном это касается представителей власти и коммерческого сектора. Таким образом, формируя общественное сознание, пробуждая общественную активность, даже стремясь способствовать процессам ее структуризации, газета «Вольный город», тем не менее, реализует свое предназначение не в полной мере.

Конкуренцию «Вольному городу» могла бы составить «ГАЗЕТА ТОЛЬЯТТИ», но тираж 5 тыс. экземпляров не позволяет ей оказывать существенное воздействие на сознание горожан. В отличие от «Вольного города», редакция которого демонстрирует серьезную критическую позицию по отношению к происходящим городским процессам, журналисты «Газеты Тольятти» стараются акцентировать внимание на положительных изменениях городской среды. На концептуальную доминанту информационной политики «Газеты Тольятти» указывает слоган, размещенный под названием издания: «Хороших людей больше!». Газета относится к независимым изданиям: ее учредителем и издателем является ООО Редакция «Газета Тольятти».

Среди положительных черт информационной политики «Газеты Тольятти» следует назвать широкое информирование аудитории, а также дифференцирование проблемно-тематических линий в зависимости от интересов аудитории. Большое количество полос позволяют охватить большой спектр тематических интересов. В газете существуют разделы, посвященные и политике, и экономике (хотя уровень материалов, в них публикуемых, весьма поверхностен), и социальной жизни, и бытовой, и сфере культуры и спорта, в рубрике «Здоровье» печатаются тексты просветительско-рекомендательного плана. Есть своя страничка и у молодежи, и у пожилых людей. Среди негативных черт особо бросается в глаза подход к отображению фактов: каждый из них рассматривается как единичный, изолированный, не имеющий прямой связи с горожанами и городской средой. Например, серию материалов (сентябрь-октябрь 2005 г.) о назначении депутатской проверки деятельности руководителя городского жилищно-коммунального хозяйства в жанровом отношении можно скорее определить как детективный сериал, чем как проблемные статьи или аналитические корреспонденции. Событие используется как повод к написанию интригующих сюжетных произведений, а не как повод проанализировать ситуацию, сложившуюся в сфере ЖКХ. Большинство событий из сферы политической жизни освещаются в ракурсе, который больше занимает, интригует, удивляет читателя, чем социально ориентирует. Приоритет отдается эксклюзивности, необычности, интересности нередко в ущерб полезности, объективности, концептуальности. Отсутствие журналистских оценок, комментариев усложняют формирование общественного мнения горожан. А дефицит проблемно-постановочных материалов приводит к снижению гражданской активности тольяттинцев, поскольку не вырабатываются меры по решению конфликтных ситуаций, и, соответственно, горожанами не усваиваются модели активного поведения. «Газета Тольятти» не оказывает существенного влияния на развитие городской среды не только в силу небольшого тиража, но и в силу отсутствия деятельности по формированию образа городской среды, который мог бы стать руководством для горожан (мы имеем в виду все социальные группы и силы) при выборе поведения, способствующего прогрессивному развитию городской среды. Информационная политика издания скорее направлена на реализацию информационно-развлекательной функции.

В информационной среде современного Тольятти определенную роль играют еще два еженедельника. Это «Хронограф Тольятти» и «Постскриптум». Изначально информационная политика этих газет строилась на анализе событий, ситуаций, процессов, происходящих в городской среде и интересных массовому читателю. Но уже через некоторое время после выхода первого номера издания заметно «отклонились в сторону» от типа массового издания. Учредители информационно-аналитического еженедельника «Хронограф тольятти» А.М. Мелентьев и В.К. Шемякин (он же редактор) в редакционной статье так обозначили задачи своего издания: «Авторы проекта под названием «Хронограф» стремятся заложить стандарты и устойчивые стереотипы нового информационного продукта. Речь идет об общественной значимости, полной достоверности и концентрированном изложении предлагаемого материала. Наша модель – это и актуальная информация, и коллективные мнения. Мы ориентируемся на активную часть социума. Наш читатель – не столько состоятельный, сколько состоявшийся человек или стремящийся стать таковым. Мы представляем, что для него «жизненно важно быть в курсе», постоянно находиться внутри информационного потока» (Хронограф Тольятти, № 1/1, 2004, 29 июня).

В информационной политике «Хронографа» есть важная для горожан черта – это анализ функционального уровня городской среды (раздел «Социум», рубрики «Город», «Губерния»). Осознание места городской среды в более сложной системе является для горожан важной составляющей адаптации и условием грамотного стратегического планирования. И в этом реальную помощь горожанам мог бы оказать информационно-аналитический еженедельник «Хронограф», если бы реализуемая информационная политика была направлена на формирование общественного образа городской среды. Но узкая предметно-тематическая направленность, ориентированная на специальную аудиторию, не позволяет «Хронографу» выступать в качестве массового издания, обеспечивающего консолидацию различных социальных слоев населения города. В содержательном плане газета затрагивает в основном политическую и экономическую жизнь города и региона. При этом осмыслению подвергаются самые тонкие подробности политической жизни, имеющие значение и вызывающие интерес у людей посвященных, вращающихся в политических кругах, зависимых от изменения политической ситуации и четко ее отслеживающих. Для массового читателя ракурс рассмотрения фактов политической жизни не представляет никакого интереса, поскольку акценты расставляются журналистами таким образом, чтобы показать влияние происходящих процессов не на население города, а на конкретные личности. Большинство журналистских материалов сопровождаются комментариями специалистов, которые опять же ориентированы на таких же специалистов. Информация социального плана представлена в издании в минимальном объеме. Аналогичная ситуация разворачивается и в отношении к темам экономики и бизнеса. Можно сделать вывод, что целевой аудиторией газеты являются политики, городские чиновники, бизнесмены, предприниматели и руководители, которые хотят быть не только информированными о событиях в сфере политики, экономики, бизнеса, но и получать объективный анализ происходящих событий и процессов, поскольку от этого зависит успех их карьеры. Материалы газеты содержат большой объем информации стратегического плана, позволяющей планировать «власть предержащим» свои действия в будущем. На высокий социальный статус читателя ориентирована и информация о «качестве жизни»: дорогие медицинские услуги, недешевый отдых, выгодное вложение денег – вряд ли эти темы заинтересует людей с небольшими финансовыми возможностями. Близкую «Хронографу Тольятти» концепцию информационной деятельности реализует газета «Постскриптум. Тольятти». Издание выходит с февраля 2004 г. по понедельникам тиражом 3 тыс. экз. Учредителем и издателем газеты выступил ООО «Издательский дом «Тольятти-пресс»» (генеральный директор – Дмитрий Сурьянинов). Управляющей компанией – «ООО Медиа-Самара». Редакционный коллектив газеты определил тип своего издания как общественно-политическое. Существенной разницы между ролями, которые играют в городской среде газеты «Хронограф Тольятти» и «Постскриптум. Тольятти», не существует. Обеим не хватает концептуальной четкости и функциональной определенности.

За семь лет своего существования газета «Городские ведомости» неоднократно менялась по содержанию, форме, формату, периодичности выхода. В настоящее время, так же как «Вольный город», она выходит два раза в неделю тиражом 5500 экз. С 8 июля 2005 г. в выходных данных в качестве учредителей помимо правительства Самарской области, мэрии г. Тольятти, стали указываться МУП «Редакция газеты «Городские ведомости». Смена состава учредителей повлекла за собой экономические и статусные изменения положения газеты в системе городских СМИ, а затем и частичную трансформацию информационной политики издания. В настоящее время редакция «Городских ведомостей» позиционирует свое издание как информационно-аналитическое, достоверно повествующее о главных событиях городской жизни. Девизом работы редакции выступают слова: «Достоверно о главном!». Однако главными тематическими направлениями по-прежнему остаются политическая и социальная жизнь города, а в качестве опорных идей (символический уровень образа городской среды) распространяются политические идеи и ценности, способствующие повышению статуса исполнительной власти. Рабочие идеи (программная информация), предложенные с учетом интересов мэрии, не всегда оказываются органичными и приемлемыми для массовой аудитории, а потому часто остаются не принятыми.

Помимо общественно-политических изданий в настоящее время в г. Тольятти продолжают выходить газеты, ориентированные на узкую читательскую аудиторию, либо на узкий предмет. На них по-прежнему ложится нагрузка по осуществлению информационной деятельности, целью которой является структурирование сфер и секторов городской среды. Специализированные по конкретному признаку, они углубляют процесс сегментирования городской аудитории и способствуют реализации планов стратегического развития города в отношении конкретных секторов через формирование групповых образов. Главное условие их прогрессивного влияния – это непротиворечивость группового и общественного образов. 

Среди тольяттинских газет производственных объединений по-прежнему ведущее место занимает издание ОАО «АВТОВАЗ» «Волжский автостроитель». Начиная с конца 90-х годов в деятельности главного градообразующего предприятия происходили процессы, закономерным результатом которых стал новый статус ОАО «АВТОВАЗа»: создание акционерного общества, переход на самофинансирование, выход завода на международный уровень, создание совместных предприятий с ведущими автомобильными корпорациями. В соответствии с новым статусом изменилась и концепция СМК, обеспечивающих информационное сопровождение деятельности завода. Образовалась служба по стратегическому и корпоративному управлению ОАО «АВТОВАЗ», все СМИ предприятия объединились в медиахолдинг «21 век». «Волжский автостроитель» сохранил ведущее положение среди СМИ холдинга. С ноября 2004 г. «Волжский автостроитель» вошел в Ассоциацию корпоративных СМИ, о чем было заявлено на круглом столе «Корпоративные СМИ – второе медиапространство», проходившем в Москве в ноябре 2004г.[128] Под термином «корпоративные издания» сегодня в большинстве случаев принято понимать «выходящие с определенной периодичностью (не реже раза в год) печатные издания, издаваемые за счет компании (полностью или частично), предназначенные для конкретной целевой группы и отражающие интересы компании»[129]. Важным типоформирующим признаком корпоративных изданий является аудитория: как правило, они ориентированы либо на охват определенного сегмента общества, либо на массового читателя, имеющего, в первую очередь, профессиональные интересы. Сегодня задачей журналистов «Волжского автостроителя» является, в первую очередь, формирование положительного имиджа завода. Реализация данной задачи имеет агитационный характер, поэтому отбор фактического материала производится целенаправленно. Корпоративное издание, руководствующееся в своей информационной политике резолюциями учредителя, фактически превратилось в ПР-издание, на страницах которого практически отсутствует плюрализм мнений, пропагандируются только установки администрации предприятия. Основаниями для оценок происходящих процессов являются стратегические цели завода. Информация о реальной жизни завода, проблемах и конфликтах исчезает из материалов журналистов, что приводит к разрыву с массовой читательской аудиторией. Редакция некогда самой крупной «многотиражки», в определенное время исполнявшей функции городского издания, сегодня фактически отказывается от формирования образа городской среды. Город лишь попутно фигурирует в материалах газеты в статусе зависимой единицы, придатка крупного предприятия. Сосредоточившись на формировании имиджа завода, редакция издания вынуждена в искаженном виде представлять взаимодействие города и предприятия. Завод представляется как самостоятельная, самодостаточная система, функционирующая в соответствии со своими целевыми установками и не нуждающаяся в поддержке со стороны такой системы как город. Существующая в реальности связь между городом и заводом не исследуется на страницах издания, а подменяется упоминаниями о периодически проявляющихся отношениях, основанных на меценатской деятельности ОАО «АВТОВАЗ».

Структурированию деловой сферы городской среды Тольятти в XXI веке способствовали деловые издания: выходившая до 2002 г. «Деловая среда», существовавший на протяжении 2001 г. спецвыпуск газеты «Площадь свободы» - «Власть и бизнес». В настоящее время эстафету приняли деловая газета г. Тольятти «ПОНЕДЕЛЬНИК». В течение уже пяти лет газета «Понедельник» претендует на реализацию типа универсального делового издания, в котором наряду с общеэкономической информацией и биржевыми сводками сосуществуют материалы о политике, социальных проблемах, рецензии на произведения искусства, а также произведения, формирующие культуру досуга. При этом журналистами газеты выдерживается особый ракурс анализа всех проблемно-тематических направлений – их финансово-политическая значимость.

Специфической


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.