Тема 5.5. Методика формирования морфологической стороны речи. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Тема 5.5. Методика формирования морфологической стороны речи.

2019-06-06 4052
Тема 5.5. Методика формирования морфологической стороны речи. 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

 Методика формирования морфологической стороны речи

Младший дошкольный возраст.

К трем годам дети овладевают наиболее типичными окончаниями таких грамматических категорий, как падеж, род, число, время, но не усваивают всего разнообразия этих категорий. Особенно это относится к существительным. На четвертом году жизни ребенок ориентируется на первоначальную форму слова, что связано с усвоением категории рода. При правильном определении родовой принадлежности существительного ребенок правильно изменяет его, при ошибочном – допускает ошибки («кошка поймала мыша», «я хочу хлебушка с солем»). Для этого возраста характерно стремление к сохранению глагольной основы слова, потому и возникают ошибки типа «можу» вместо могу; «не пустю» вместо не пущу. Такие морфологические ошибки являются возрастной закономерностью, не зависящей от социального окружения.

В младших группах существенное место занимает работа над развитием понимания грамматических форм и употреблением их в речи. Детей следует учить правильно изменять наиболее часто употребляемые слова, в которых они допускают морфологические ошибки.

Основное содержание работы: обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных с прилагательными в роде, и числе, употреблению предлогов (в, на, за, под, около) и глаголов.

Обучение этим грамматическим навыкам осуществляется на занятиях преимущественно в форме дидактических игр и игр-драматизаций.

Методические особенностипроведения занятий с малышами заключается в том, что трудные грамматические формы, сложные для детей, образует воспитатель. И лишь в тех случаях, когда изменить слово легко, можно предоставлять детям самостоятельно. Для этого лучше идти от трудной формы (образует педагог) к легкой (образуют дети), от множественного числа к единственному: «Котята – это когда их много, аесли один? (Котенок). Утята – это когда их много, а если один? (Утенок)». Обычно в этих случаях ошибок не бывает. Можно познакомить детей и с другими формами изменения слов, чтобы новое слово употреблялось в разных падежах: утенок – утенка – утята – утят – утятами.

Для предупреждения ошибок перед началом игры в процессе уточнения правил, рассматривания игрушек, активизации словаря следует давать образец трудной формы, упражнять детей в ее употреблении (повторение детьми слова вслед за взрослым с выделением голосом окончания). Таким образом будет формироваться умение ориентироваться на звуковую сторону слова.

В ходе дидактических игр педагог в случае необходимости подсказывает нужную форму, использует приемы сопряженной и отраженной речи, исправляют ошибку, главным образом, путем повторения правильного слова.

Средний дошкольный возраст.

На пятом году жизни у детей появляется большое количество морфологических ошибок, обусловленное расширением сферы общения, усложнившейся структурой речи, вследствие чего еще не усвоенные нормы правильного изменения слов становятся более заметными. Наряду с этим в речи детей наблюдается значительно больше правильных грамматических форм.

Содержание обучения усложняется: продолжается обучение употреблению форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных, согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, использование разных форм глаголов, формирование умения правильно спрягать глаголы по лицам и числам, осознанно употреблять предлоги с пространственным значением.

В методике обучения на занятиях особой разницы по сравнению с младшими группами нет. Большую роль продолжает играть связь грамматических форм с жизненными ситуациями, отсюда – необходимость использования наглядности. Если в младших группах преимущественно используются игрушки, то в средней группе игрушки и картинки применяются в равной степени. Часть грамматических форм подлежит усвоению и без наглядного материала.

Старший дошкольный возраст.

В старшем дошкольном возрасте завершается усвоение системы родного языка. К шести годам дети усвоили основные закономерности изменения и соединения слов в предложении, согласовании в роде, числе и падеже.

На данном возрастном этапе ставятся задачи учить детей правильно изменять все слова, имеющиеся в их активном словаре, воспитывать у ребенка критическое отношение к грамматическим ошибкам в его собственной и чужой речи, потребность говорить правильно.

Совершенствование грамматического строя происходит преимущественно в связи с развитием связной речи.

В методике от постепенного преобладания наглядного материала, от связи грамматических форм с наглядными жизненными ситуациями осуществляется переход к словесным приемам. Снижается роль игр с игрушками, больше используются картинки, словесные дидактические игры и специальные словесные грамматические упражнения (иногда это лексико-грамматические упражнения).

По-прежнему используется образец грамматической формы. Образцом может быть и речь самих детей. Необходимо также создавать условия для речевого творчества – самостоятельного образования трудных форм слова.

Правильными методическими приемами воспитатель побуждает мыслить самостоятельно, предупреждает ошибки. Так, знакомя с образованием множественного числа от нового для детей слова ягненок, воспитатель напоминает, что, например, о детенышах коровы во множественном числе говорят телята, и предлагает подумать, как можно сказать, если ягненок не один, а их много (ягнята). Дети образуют эту форму самостоятельно.

Тема 5.6. Методика формирования способов словообразования

Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.

В процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР необходимо уделять основное внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей.

Для формирования и закрепления этих моделей прежде всего уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием).

Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом-ик, стол-ик), выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения.
Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных упражнений.

Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию словообразования.
Первый этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.
Второй этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.
Третий этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
Содержание первого этапа логопедической работы
Существительные
Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-, -ик-, -чик-.
Глаголы
Дифференциация а) совершенного и несовершенного вида; б) возвратных и невозвратных глаголов.
Прилагательные
Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -цк-.

Содержание второго этапа логопедической работы
Существительные
Образование а) уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами -онък-, -енък-, -ышек-, -ышк-; б) существительных с суффиксом -ниц- (сахарница); в) существительных с суффиксами -инк-(пылинка), -ин- (виноградина).
Глаголы
Глаголы с приставками в-, вы-, на-, вы-. Глаголы пространственного значения с приставкой при-.
Прилагательные
Образование а) притяжательных прилагательных с суффиксом -и- без чередования (лисий); б) относительных прилагательных с суффиксами -н-, -ан -,-ян-, -енн-; в) качественных прилагательных с суффиксами -н-, -ив-, чив-, -лив-.

Содержание третьего этапа логопедической работы
Существительные Образование названий профессий.
Глаголы
Глаголы пространственного значения с приставками с-, у-, под-, от-, за-, под-, пере-, до-.
Прилагательные
Образование а) притяжательных прилагательных с суффиксом -и- с чередованием (волчий); б) относительных прилагательных с суффиксами -ан-,-ян, -енн-; в) качественных прилагательных с суффиксами -оват-, -енък.
Работа над словообразовательными аффиксами осуществлялась следующим образом.
1. Сравнение слов с одинаковым словообразующим аффиксом (приставкой, суффиксом) по значению (косичка, лисичка). При этом подбираются слова с одинаково звучащими словообразующими аффиксами одного значения.
2. Выделение общего значения, вносимого аффиксом.
3. Выделение в предъявленной группе слов сходного звучания (общей морфемы).

 

 


4. Закрепление связи значения и звучания аффикса (например, -ик- вносит значение уменьшительности, -ниц- — значение вместилища).
5. Анализ звукового состава выделенной морфемы.
6. Буквенное обозначение звукового состава выделенной морфемы (если дети знают буквы).
7. Самостоятельное образование слов с данным аффиксом.
При формировании словообразования широко используется прием сравнения. Сравнение осуществляется в двух планах:
а) сравнивается ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточняется, что общего в этих словах по значению и по звучанию;
б) сравниваются родственные слова (мотивирующее и производное), определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова.
В процессе сравнения делается упор на семантику, значение морфемы.
Для сравнения звукового состава мотивирующего и производного слов используются графические схемы слов. При этом вначале составляется графическая схема корневой морфемы, а затем к ней добавляются графические обозначения звуков, составляющих тот или иной аффикс.
Формирование словообразования существительных
Образование уменьшительно-ласкательных существительных
1. В процессе коррекционно-логопедической работы сначала закрепляется словообразование уменьшительно-ласкательных существительных с продуктивным суффиксом -ик- (с существительными мужского рода).
Речевой материал предъявляется в следующей последовательности:
а) без изменения звуковой структуры корня производного слова:
дом — домик, нос — носик, хвост — хвостик, карандаш — карандашик,
куст — кустик, халат — халатик, лист — листик;
б) с чередованием глухих и звонких звуков в корне:
таз — тазик, сад —садик, клюв — клювик,
гвоздь — гвоздик, лоб — лобик.
2. В дальнейшем проводится работа над словообразованием с использованием суффикса -чик- (с существительными мужского рода).
Речевой материал предъявляется в следующей последовательности:
а) без изменения звуковой структуры корня мотивирующего и производного слов:
забор — заборчик, шкаф — шкафчик, стакан — стаканчик, блин — блинчик,
костюм — костюмчик, стул — стульчик, вагон — вагончик, суп — супчик, диван — диванчик;
трамвай — трамвайчик,
б) с изменением звуковой структуры производного слова:
рукав — рукавчик.
3. Словообразование с использованием суффикса -тс- проводится в следующей последовательности:
а) словообразование существительных женского рода без изменения звуковой структуры корня производного слова: лапа — лапка,
мышь — мышка, яблоня — яблонька, туча — тучка,
лошадь — лошадка, ночь — ночка;
б) словообразование существительных женского рода с изменением звуковой структуры корня (явления оглушения, чередования):
шуба — шубка, береза — березка, корова — коровка, синица — синичка, страница — страничка,
капля — капелька, книга — книжка, бумага — бумажка, рука — ручка, птица — птичка;
в) словообразование существительных среднего рода от основ на ц (с изменением звуковой структуры основы слова):
крыльцо — крылечко, кольцо — колечко.
4. Словообразование существительных с использованием суффиксов -очк-, -ечк- проводится в следующей последовательности:
а) словообразование ласкательных собственных имен мужского и женского рода на -а, -я:
Аня — Анечка, Таня — Танечка,
Оля — Олечка, Соня — Сонечка,
Ваня — Ванечка, Дима — Димочка;
б) словообразование неодушевленных существительных женского рода:
лента — ленточка, тумба — тумбочка,
клумба — клумбочка, верба — вербочка,
звезда — звездочка, морда — мордочка.
5. Словообразование существительных женского рода с использованием суффикса -ичк-:
вода — водичка, коса — косичка,
сестра — сестричка.
6. Словообразование существительных женского рода с использованием суффиксов -оньк-, -енък проводится в следующей последовательности:
а) словообразование без изменения звуковой структуры корня слова имен собственных женского и мужского рода на -а, -я:
Маша — Машенька, Надя — Наденька, Даша — Дашенька, Петя — Петенька, Миша — Мишенька, Коля — Коленька;
б) словообразование нарицательных существительных мужского и женского рода без изменения звуковой структуры корня слова:
береза — березонька, дядя — дяденька,
дочь — доченька, мама — маменька;
тетя — тетенька,
в) словообразование с изменением звуковой структуры корня слова:
рука — рученька, нога — ноженька,
дорога — дороженька.
7. Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов -ушк-, -ышк-, -иц-, -ец-, -ц-
а) словообразование существительных мужского, женского и среднего рода с суффиксом -ушк-: дед — дедушка, голова — головушка, соловей — соловушка, зима — зимушка, скворец — скворушка, рябина — рябинушка; поле — полюшко,
б) словообразование существительных среднего рода с суффиксом -ышк-:
перо — перышко, стекло — стеклышко, солнце — солнышко, горло — горлышко, зерно — зернышко, гнездо — гнездышко;
в) словообразование с помощью суффиксов -иц-, -ец-, -ц-:
— суффикс -иц- в существительных женского рода: лужа — лужица, земля — землица, кожа — кожица, роща — рощица;
— суффикс -ец- в существительных мужского и среднего рода:
мороз — морозец, хлеб — хлебец; письмо — письмецо,
— суффикс -ц- в существительных женского и среднего рода:
пыль — пыльца, мыло — мыльце,
дерево — деревцо, зеркало — зеркальце,
корыто — корытце, одеяло — одеяльце.
Образование существительных с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища (посуды)
1. На начальном этапе работы закрепляется словообразование при сохранении звуковой структуры корня слова:
суп — супница, соус - соусница,
чай — чайница, салат — салатница,
сахар — сахарница, конфеты — конфетница.
2. В дальнейшем закрепляется словообразование существительных с суффиксом -ниц- в случаях чередования, смягчения, оглушения согласных звуков, корня:
хлеб - хлебница, пепел — пепельница, сухари — сухарница, чернила — чернильница, селедка — селедочница,
Образование существительных с помощью суффикса -инк-
1. На начальном этапе проводится работа над словообразовательными формами, в которых сохраняется звуковая структура корня;
бусы — бусинка, пыль — пылинка, солома — соломинка, икра — икринка,
дождь — дождинка, изюм — изюминка, роса — росинка, мармелад — мармеладинка.
2. В дальнейшем проводится работа над словообразовательными формами, с чередованием звуков в корне слов:
горох — горошинка, чай — чаинка, пух — пушинка,
снег — снежинка, песок — песчинка.
Образование названий детенышей животных и птиц
В процессе коррекционно-логопедической работы необходимо учитывать различную сложность этой модели словообразования. В связи с этим закрепление названий детенышей животных и птиц проводится в следующей последовательности.
1. Словообразование без изменения звуковой структуры корня слова:
гусь — гусенок — гусята, еж — ежонок — ежата, лось — лосенок — лосята, тигр — тигренок — тигрята, лиса — лисенок — лисята, слон — слоненок — слонята, кот — котенок — котята, ворона — вороненок — воронята.
2. Словообразование с чередованием звуков в корне слов:
волк — волчонок — волчата,
орел — орленок — орлята,
индюк — индюшонок — индюшата,
лев — львенок — львята,
медведь — медвежонок — медвежата, белка — бельчонок — бельчата, заяц — зайчонок — зайчата, галка — галчонок — галчата, кролик — крольчонок — крольчата.
3. Словообразование, при котором происходит замена корня производного слова (явление супплетивизма):
овца — ягненок — ягнята, свинья — поросенок — поросята, корова — теленок — телята, собака — щенок — щенята, лошадь — жеребенок — жеребята, курица — цыпленок — цыплята.
Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия («совершителей действий»)
В коррекционно-логопедической работе по закреплению данной словообразовательной модели у дошкольников с ОНР используются только продуктивные суффиксы, так как образование названий профессий является сложным по семантике и появляется довольно поздно в онтогенезе.
Формирование данной словообразовательной модели проводится в следующей последовательности.
1. Словообразование существительных мужского рода:
— с суффиксом -щик-
барабанщик, кладовщик, часовщик, угольщик, танцовщик, сварщик, стекольщик, дрессировщик, носильщик;
— с суффиксом -чик- летчик, переводчик, грузчик, водопроводчик, переплетчик, разведчик.
2. Словообразование существительных, обозначающих лиц женского пола, с суффиксами -ниц-, -иц-:
художник — художница, учитель — учительница, работник — работница, писатель — писательница, проводник — проводница, певец — певица.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.