Тема 5.2. Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Тема 5.2. Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка

2019-06-06 3450
Тема 5.2. Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка 5.00 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

2.Инструкция. Письменно ответьте на вопросы

1.Почему овладение грамматическим строем, оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка? 

Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли.

 

2.Формирование грамматического строя происходит успешно при условии «обобщения языковых и речевых явлений» - это высказывание верно? Приведите примеры.

Формирование языковых структур происходит в совместной деятельности, прежде всего и игре, как процесс разделения первоначально слитых игровых и речевых действий и способов соотнесения речевой и неречевой деятельности при порождении высказываний в ситуации общения(А.М.Шахнарович) Л.С.Выготским выделены два типа структурирования речевого действия в ситуации общения---семантическое и фазическое синтаксирование.

 

3.Почему процесс усвоения ребёнком грамматического строя сложный и связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга?

Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И.П.Павлов, высказав мысль, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа.

Тема 5.3. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей

3.Инструкция. Заполните таблицу «Задачи и содержание грамматического строя речи».

 

№пп Задачи Содержание
1.   Обобщение речи, дошкольными грамматическими средствами, на основе активной ориентировки в окружение мире и в изучающей речи     Морфологический строй речи, дошкольников включает почти всю грамматической формы. Не обходимо упражнение детей в правильном употребление падежной форм существительной, показать разнообразные способы согласование существительный с прилагательными и глаголами, познакомить с согласованием существительными и прилагательного в роде, числе, падеже, с полными и краткими прилагательными. Дети должны правильно употреблять глаголы в форме 1-го, 2-го,3-го лица единственное и множественное числа, правильно употреблять категорию рода, соотнося действие и предмет женского, мужского рода, или среднего рода с глаголами прошедшего и будущего времени. Упражнять и употребление других частей речи; местоимение, наречие, союзы, предлоги. 
2. Расширение сферы использование грамматического средств языка в различной формах речи и речевого общения.     Детей подводят к образованию одного слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивированно, то есть из которого оно выводиться по смыслу и по форме. Образование слов осуществляется с помощью аффиксов (окончание, приставки, суффиксы.)
3.   Развитие лингвистического отношения к слову поисковой активности в сфере языка и речи на основе языковых игр.     Детей обучают способами соединение слов и словосочетание и предложение разных типов – простые и сложные. Особое внимание нужно уделять упражнение на употребление правильного порядка слов. Предупреждение неправильное согласование слов. Важно сформировать у детей элементарное представление о структуре предложение и о правильном использование лексики в предложение разных типов. Для этого дети должны овладеть разными способами сочетание слов в предложении, освоить некоторые смысловые и грамматические связи, между словами, и оформлять предложения.

Тема 5.4. Пути формирования грамматической стороны речи у детей

4.Инструкция. Дополните схему

Пути формирования грамматически правильной речи

 

 

 


1)                 2)                                3)                       4)

1)Создание, благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи, повышение

речевой культуры взрослых.

2)Специальное обучения детей трудным грамматическим формам направленное на

предупреждение ошибок.

3)Формирование грамматических навыков в практике речевого общения.

4)Исправление грамматических ошибок.

5.Инструкция. Укажите методы и приемы формирования грамматически правильной речи.

 

Дидактические игры – эффективное средство закрепление грамматических навыков, так как

благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают

возможности много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактические

игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала-

в форме словестных игр, построенных на словах и действиях играющих.

Сравнение – помогают дифференцировать грамматические формы и на основе этой  

дифференциации вырабатывать условные речевые рефлексы.

 

Игры-драматизации – отличаются тем, что в них разыгрываются сценки (мини-спектакли)

с игрушками. Вначале режиссером бывает сам воспитатель, позднее режиссером становиться

ребенок. Игры такого рода представляют возможность для воспроизведения определенных

жизненных ситуаций, в которых дети упражняются в употреблении предлогов, изменении

глаголов, согласовании существительных с прилагательными. Примером может служить

игра-драматизация «День рождения куклы». Основные педагогические требование к этому

методу аналогичны тем, которые предъявляются и к дидактическим играм.

 

Образец – правильной речи педагога играет важную роль на первоначальных этапах обучения.

Детям предлагают поучиться правильно говорить слова, запомнить их: В качестве образца 

используется пример правильной речи одного из детей. В редких случаях очень осторожно

детей привлекают к исправлению ошибок.

 

Словесные упражнения – рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок.

Эти методы могут выступать и в качестве приемов при использование других методов.

Специальные упражнение направлены на формирование грамматических навыков в

области морфологии, синтаксиса и словообразования. Большое значение логическим

упражнением в школьном обучение придавал К.Д.Ушинский. Он справедливо считал,

что упражнения более всего подготавливают ребенка к изучению грамматики.

Ушинским разработаны образцы таких упражнений для «первоначального учения родному языку»

 

Повторение – ведущими приемами обучения грамматическими навыками можно назвать образец,

объяснение, указание, сравнение, повторение. Они предупреждают ошибки детей, помогают

сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения, и

запоминать слова.

 

Рассматривание картин – в основном сюжетных, используется для формирования умения строить

простые и сложные предложения.

 

Объяснение – как следует употреблять трудные формы. Например: все слова изменяются, но есть

такие, как пальто, кино, кофе, какао, метро. Радио, которые никогда не изменяются, поэтому надо

говорить: одно пальто, на вешалке много пальто, на пальто меховой воротник. Эти слова надо запомнить.

  

Пересказ коротких рассказов - ценное средство для обучения детей построению предложений, так

как само художественное произведение является образцом правильной и грамматическом отношений

речи. Занятие по обучению детей пересказыванию обогащают язык, развиваеют последовательность и

логичность мышления и речи.

 

Пересказ сказок - ценное средство для обучения детей построению предложений, так

как само художественное произведение является образцом правильной и грамматическом отношений

речи. Занятие по обучению детей пересказыванию обогащают язык, развиваеют последовательность и

логичность мышления и речи.

 

Указание – При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивыми, необходимо

 учитывать обстановку, быть внимательными и чуткими собеседниками. Приведем примеры: ребенок

чем-то огорчен, он жалуется воспитателю, хочет от него помощи, совета, но допускает речевую ошибку;

ребенок играет, он возбужден, что-то говорит и делает ошибки; ребенок впервые решился прочитать

стихотворение наизусть. Он вышел на середину комнаты, начал декламировать, но стал допускать

грамматические ошибки.

Практика речевого общения -  важнейшее условие формирования грамматических навыков.

 

 

6.Инструкция. Сформулируйте основные положения методики исправления грамматических ошибок дошкольников (по Соловьевой О.И., Бородич А.М.).

1 Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т.е. различать, как надо

говорить правильно.

2 Неисправленная грамматическая ошибка –лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка,

 который говорит, так и у тех детей, которые его слышат.

3 не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно (Ты ошибся, надо

сказать «мы хотим»). Итак, нужно сразу дать ребенку образец правильной речи и предложить повторить его.

4 Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояние

ребенка. Допустимо исправление, отсроченное во времени.

5С детьми младшего возраста исправление грамматических ошибок заключается в основном в том, что воспитатель,

исправляя ошибку, по другому формулирует фразу или словосочетание. Например,; ребенок сказал: «Мы поставили

на стол тарелку и много ложков и чашков»--«Правильно, вы хорошо накрыли стол к чаю, положили много ложек и

поставили много чашек»,- подтверждает воспитатель. Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и

самостоятельно исправлять их. Приемы здесь возможны разные. Например: «Ты наверно изменил слово, подумай,

как изменить его правильно», говорит воспитатель. 

6 Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и самостоятельно исправлять их. Приемы здесь возможны

разные. Например: «Ты неверно изменил слово…., подумай, как изменить его правильно»,--говорит воспитатель.

Можно дать образец аналогичного изменения слова (родительский падеж множественного числа—матрешек,

ботинок, варежек.)

7В качестве образца используют пример правильной речи одного из детей. В редких случаях очень осторожно

детей привлекают к исправлению ошибок.

8 При исправление детских ошибок не следует быть слишком навязчивыми, необходимо учитывать обстановку, быть внимательными и чуткими собеседниками. Пример: ребенок чем то огорчен, он жалуется воспитателю, хочет от него помощи,

совета, но допускает речевую ошибку и.т.д.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.