Древняя и раннесредневековая Монголия — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Древняя и раннесредневековая Монголия

2019-05-27 154
Древняя и раннесредневековая Монголия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Коллекция искусства древней Монголии представлена материалами из могильников в горах Ноин-Ула на севере Монголии (в 100 км к северу от столицы Монголии города Улан-Батор). Эти могильники расположены в трех лесистых падях: Гуджиртэ, Цзурумтэ и Судзуктэ. Основная часть коллекции Государственного Эрмитажа происходит из восьми курганов. Эти курганы были открыты в 1913 годом А. Я. Баллодом, раскопаны в 1923–1926 годах последней экспедиций П. К. Козлова (1863–1935) – русского путешественника и исследователя Центральной Азии. Курганы раскапывались под наблюдением С. А. Кондратьева, за исключением двух курганов, исследованных С. А. Теплоуховым и Г. И. Боровкой.

 

Конструкция раскопанных курганов в общих чертах сходна. Они имели квадратную насыпь, ориентированную по сторонам света, и квадратную могильную яму глубиной от 6 до 13 м. На дне могильной ямы устилался пол, на котором устанавливалась двойная камера с гробом во внутренней камере. Полы застилали коврами, стены драпировали тканями. В коридорах помещался погребальный инвентарь. Археологические материалы из Ноин-Улы дают представление о погребальном обряде и хозяйстве сюнну, жилищах и домашней утвари, одежде и украшениях, технике обработки различных материалов, оружии и военном деле, изобразительном искусстве, верованиях и международных отношениях сюнну.

Коллекция из Ноин-Улы насчитывает 1900 предметов. Большую часть составляют ткани (1150 единиц), в коллекции имеются керамика и изделия из кожи и дерева, бронзы, железа и меди, золота и серебра, нефрита, янтаря и других камней, рога, кварцита, стекла и смальты. Погребальный инвентарь, найденный в курганах, делится на три группы: гуннскую, китайскую и среднеазиатско-иранскую.

 

Находки из курганов Ноин-Улы являются шедеврами древних мастеров; все исследователи относят эти курганы к категории «элитных». Наиболее интересны ткани, отличающиеся разнообразием орнаментов и техники, и войлочный ковер. Одним из самых знаменитых памятников Ноин-улинской коллекции считается войлочный ковер и его многочисленные фрагменты (курган 6), со сценами борьбы яка с рогатым львом и крылатого грифона с оленем. Считается, что такие сцены символизируют борьбу животных за существование, добра со злом, света и тьмы, жизни и смерти.

 

По подсчетам специалистов, в ноин-улинском собрании различают 18 типов полихромных тканей, 7 типов камчатных тканей, 16 типов вышивок. Основную часть предметов китайского происхождения составляют шелковые ткани и вышивки. Это одежда (халаты, штаны), а также головные уборы, обувь, вотивные знамена, футляры для кос, окаймления войлочных ковров, части драпировок стен могильных камер, обивка гробов и т. д. В находках представлены почти все известные типы шелковых тканей эпохи Хань: полихромные с рельефным рисунком, камки, гладкие и узорные газовые ткани, вышивки, выполненные в разнообразной технике. Основную часть находок составляют гладкие безузорные ткани, главным образом тафта и репс. Одежда гуннов представляет типичные образцы кочевой материальной культуры, гунны носили халаты и шаровары, сшитые из шелка и шерсти.

В экспозиции представлены предметы быта, части колесницы, фрагменты упряжи, украшения из серебра, золота и нефрита, лакированные чашечки, фрагменты шкатулки и некоторые другие предметы. Многие из них – китайские, но имеются находки и местного производства. В экспозиции показана одежда, приспособленная для кочевого быта, сшитая самими сюнну. Шерстяная завеса демонстрирует связи сюнну с Передним Востоком или Бактрией. Большую часть находок составляют разные типы шелковых тканей и вышивок, свидетельствующие о связях с Китаем.

 

Все курганы Ноин-Улы были разграблены еще в древности. Датируются курганы I веком н. э., таким образом, в экспозиции представлены уникальные хорошо сохранившиеся находки двухтысячелетней давности.

 

Впервые археологические памятники сюнну были открыты в России в 1896 году известным исследователем Забайкалья Ю. Д. Талько-Грынцевичем (1850–1936) на юге Забайкалья близ города Кяхта. Ныне археологией сюнну активно занимаются исследователи различных стран.

Коллекция археологических памятников средневековой Монголии насчитывает около 3000 предметов и охватывает время от первых веков н. э. до середины XIV века; коллекция неоднородна, здесь представлены группы памятников, относящиеся к культурам разных народов. Эти находки были привезены из экспедиций различными исследователями, среди них можно назвать В. В. Радлова (1837–1918), В. Л. Котвича (1872–1944), В. А. Казакевича (1896–1937), П. К. Козлова (1863–1935), Г. И. Бороку (1894–1941), Л. Р. Кызласова (1924–2007).

 

Из памятников тюркского времени наибольший интерес представляет каменная голова с рунической надписью, датируемая VI–VIII веками. Памятник уникален, так как в Монголии сохранилась еще только одна подобная скульптура с рунической надписью; на этом экспонате надпись еще не прочитана и не переведена.

 

В коллекции имеются некоторые предметы быта, а также вооружения – наконечники стрел, шлем, фрагмент пластинчатого доспеха. Такой тип доспеха – не только воинского, но и конского – получил широкое распространение у разных народов на территории всей Центральной Азии.

Часть экспонатов посвящена письменности монголов, они являются и историческими памятниками. Монгольская письменность появилась в начале XIII века, она была заимствована у уйгуров и восходит через согдийскую к арамейской. В 1206 году Чингисхан (1165–1227) был провозглашен ханом всей Монголии – так возникла самая сильная кочевая империя в мире, первоочередной задачей этой империи стало создание письменности и введение законов. К самым ранним памятникам монгольской письменности относится знаменитый «Чингисов» камень, в надписи на котором упоминается имя самого Чингисхана. Камень был найден на городище Хирхира в Южной Сибири; эти территории в XIII веке принадлежали вначале старшему брату Чингисхана Хасару (1164?–1213?), затем его потомкам, а в XIV веке входили в состав улуса Джучи, старшего сына Чингисхана.

 

В коллекции имеются и другие письменные памятники. Фрагменты монгольской берестяной рукописи XIV века были найдены на Волге. Чугунная и две серебряные пайцзы, своего рода монгольские паспорта или верительные грамоты XIII–XIV веков, представляют собой памятники квадратной письменности, которая использовалась для официальных документов во времена Юаньской династии (1279–1368). Такие пайцзы имели не только подданные империи, но и иностранцы. Квадратная письменность была основана Пагба-ламой (1235–1280), наставником хана Хубилая (1215–1294), в 1268 году. Надписи квадратным письмом есть и на Юаньских ассигнациях – бумажных деньгах, имевших хождение на территории Юаньской империи. Еще на двух бронзовых пайцзах надписи выполнены на китайском языке, так как они относятся ко времени монгольской династии Юань, подчинившей Китай.

 

В коллекции имеются находки материальной культуры из городища Каракорум – древней столицы Монголии (1221–1264), привезенные археологической экспедицией С. В. Киселева, которая работала в Каракоруме в 1948–1949 годах. Они свидетельствуют о достаточно высоком уровне городской культуры монгольского населения в XIII веке. Каракорум – монгольский город, столица кочевой империи, который создавался, вероятно, под влиянием уйгурской и китайской культур, поэтому значительное число находок происходит из Китая, Кореи, но представлены и предметы местного производства.

В Эрмитаже имеются некоторые предметы быта, фрагменты настенных росписей буддийского храма, посуда и украшения. Эти предметы были выполнены ремесленниками, представителями разных народов. Китайские мастера славились своей керамикой, больше всего ее было найдено в Каракоруме.

 

Город подвергался неоднократным набегам, разрушениям и пожарам. Он утратил свое политическое значение еще в конце XIII века, а в конце XIV века был сожжен и полностью разрушен. В 1586 году на месте древней столицы монгольский правитель Абатай-хан (1534–1586) возвел первый буддийский монастырь Эрдэни-дзу.

 

Архитектурные фрагменты XIV века, аналогичные каракорумским находкам, происходят из Кондуйского городища, расположенного на территории современной Читинской области. Они также были найдены экспедицией С. В. Киселева (1905–1962) в 1957 году.

 

В целом коллекция дает достаточно полное представление о культуре народов, населявших территорию современной Монголии.

 

Тибет

Основу собрания тибетского искусства составляют коллекции, собранные Э. Э. Ухтомским (1861–1921), П. К. Козловым (1863–1935), А. К. Фаберже (1876–1951), Ю. Н. Рерихом (1902–1960), Б. И. Панкратовым (1892–1979). В целом эрмитажное собрание насчитывает около 3500 экспонатов.

 

Искусство Тибета отражает комплексный характер культуры, зародившейся на перекрестке культур Индии, Китая и Центральной Азии. Тибетское буддийское искусство интернационально, оно получило распространение у китайцев, тангутов, монголов, бурят, калмыков, тувинцев, бутанцев, жителей Сиккима, Непала, Мустанга и Ладакха.

 

Тибетское искусство представляет собой набор символов и знаков, которые хорошо понятны для каждого адепта. Буддизм начал распространение в Тибете в VII веке; до середины ХХ века там не существовало светского искусства. Это связано с глубокой религиозностью тибетского народа, особым восприятием мира, верой в карму, перевоплощения и воздаяние, с буддийской философией и астрологией. Адепт буддизма отказывался от внешнего мира и занимался познанием своей внутренней природы и своего места в этом мире. В духовных практиках адепт отождествлял себя с божеством до такой степени, что мог общаться с ним и получать советы. Божество, цвет его тела, поза, жесты и украшения — все имеет определенное значение, хорошо понятное каждому адепту и предписанное иконографическими и иконометрическими канонами, а также структурой буддийского пантеона. Все памятники (живопись, скульптура и предметы культа) изготавливались в монастырях, которые были центрами духовной культуры.

Художники, изначально ремесленники, разделялись на скульпторов и живописцев. Каждое из этих ремесел требовало специальной подготовки, знания материала, определенных технологий и канонов. Для изготовления бронзовой скульптуры использовали технику литья по утраченной восковой модели. Художники строго следовали иконографическим и иконометрическим канонам, в которых были описаны правила изображения божеств и их размеры.

 

В иконографии тибетского буддизма положение рук и поза божества также имели определенный смысл. Пантеон буддийских божеств достаточно обширен, в него входят будды, гневные и милостивые божества, идамы (хранители), а также выдающиеся представители буддийского духовенства.

 

Бронзовая буддийская пластика Тибета в Эрмитаже представлена достаточно хорошо. Уникальный памятник, аналогов которому нет в музеях Европы и Америки - скульптурная мандала Будды врачевания, Бхайшаджьягур. Мандала состоит из 50 статуэток, представляет собой космическую модель вселенной, в центре которой находится Будда, и сориентирована по сторонам света в соответствии с иконографическими канонами.

 

Сейчас Тибет является автономным районом Китайской Народной Республики. Мастера до сих пор изготавливают буддийские памятники, следуя средневековым канонам, имена художников и скульпторов оставались и остаются неизвестными.

Индия

Интересы русских коллекционеров были традиционно обращены к Древнему Египту, Ближнему или Дальнему Востоку. Поэтому и в коллекциях Эрмитажа, которые формировались в соответствии со вкусами и устремлениями российских императоров, произведения индийского искусства отсутствовали фактически вплоть до конца XIX в.

 

Однако ещё в 1741 г. посольство персидского Надир-шаха привезло в Петербург в числе различных подарков около 40 ювелирных изделий (сохранилось намного меньше) из казны династии Великих Моголов, которые были захвачены шахом при разгроме Дели в 1739 г. Записанные в дворцовые инвентари как «персидские», они были совершенно забыты, и их индийское происхождение обнаружилось только в 1960-х годах.

 

Поэтому о первом сознательном приобретении для коллекций Эрмитажа предметов индийского искусства можно говорить лишь после путешествия цесаревича Николая Александровича (будущего Николая II) на Восток в 1890-1891 гг.: он привёз из Индии почти две сотни различных предметов – шёлковые ткани и кашмирские шали, изделия из металла и керамики, миниатюры на слоновой кости. Но до наших дней сохранилась их ничтожная часть – в частности, группа миниатюр гуашью на слоновой кости конца XIX в. После революции, в ходе национализации частных коллекций и реорганизации структуры музеев, в Эрмитаж стали поступать единичные индийские вещи (мелкая бронзовая пластика, миниатюры, образцы прикладного искусства).

 

В 1936 г., по случаю международного иранского конгресса, проходившего в Эрмитаже в связи с тысячелетием со дня рождения персидского поэта Фирдоуси, Музей Гиме (Париж) подарил Эрмитажу 16 образцов мелкой штуковой пластики IV-V вв. из Хадды (современный Афганистан), найденной французской археологической экспедицией в Афганистане в конце 1920-х гг.

 

Обретение Индией независимости в 1947 г. и провозглашение страны Республикой в 1950 г., за которыми последовало скорое установление дружеских отношений между Индией и СССР, способствовало активному расширению коллекции. В конце 1954 - начале 1955 гг. Эрмитажу были переданы 40 произведений индийской графики и живописи, отобранных с проходившей в Ленинграде выставки индийской живописи. А в 1956 г. с выставки индийских традиционных ремёсел в Москве в Эрмитаж поступило почти 600 предметов индийского прикладного искусства первой половины ХХ в.

 

Нельзя не вспомнить имя покойного индолога Татьяны Владимировны Грек – благодаря её высокому профессионализму и горячему энтузиазму, многому из того, что числилось ранее по эрмитажным инвентарям «персидским», возвращалось его индийское происхождение.

 

Пополнение древнего и средневекового разделов индийской коллекции, начавшееся с середины 1950-х гг., происходило преимущественно за счёт подарков официальных и частных лиц – дар короля Афганистана Мухаммада Захир-шаха (памятники скульптуры гандхарской школы, 1957 г.), дар индийского правительства (каменные рельефы, южноиндийская бронзовая пластика, миниатюры на бумаге, 1966 г.), дар г-жи Кришны Рибу, известного учёного и общественного деятеля (миниатюры на бумаге школы раджастхани, 1969 г.; образцы древней и средневековой скульптуры, 1999 г.).

 

В 2001 г. Эрмитаж принял официально на своё хранение несколько десятков памятников древней и средневековой индийской скульптуры, поступивших сюда в 1945 г. и находившихся ранее в составе коллекций Музея народоведения (Museum für Völkerkunde) в Берлине. В настоящее время их бóльшая часть представлена на постоянной экспозиции индийского искусства.

 

Одна из лучших в мире коллекций индийского оружия XVIII-XIX вв. хранится в Арсенале Эрмитажа; подавляющее большинство этих вещей поступило в Эрмитаж в 1885-1886 г. из Царскосельского арсенала.

В заключение можно остановиться на некоторых, наиболее интересных вещах коллекции.

Её самые ранние памятники связаны с искусством буддизма, возникшим в VI –V в. до н.э. (например, фрагмент ограды-ведики окружавшей в I в. до н.э. буддийскую ступу в Бодхгайе (современный Бихар, Восточная Индия) – месте Просветления Будды, основателя буддизма. За право считаться колыбелью создания в искусстве буддизма антропоморфного образа Будды спорят две важнейшие школы периода правления династии Кушан (I-III вв. н.э.) – Матхура и Гандхара; в Эрмитаже они представлены интересными образцами – например, Голова Будды I-II в. н.э. из Матхуры, отражающая ранний этап сложения иконографии собственно индийской скульптуры, или Стоящий Будда Шакьямуни, конец II в., и Стоящий бодхисаттва в тюрбане, начало III в. из Гандхары, знакомящие со своеобразным переплетением индийских и эллинистических черт, отличающих искусство этой школы. Матхура, кроме того, была и крупным центром вишнуизма, одного из направлений формировавшегося индуизма (фрагмент рельефа на сюжет индуистского мифа о борьбе богини Дурги с демоном Махишей, I-II в., и др.).

 

В средневековье Индия дробится на отдельные небольшие государства и княжества, и в коллекции Эрмитажа представлены образцы скульптуры разных регионов страны. Здесь можно познакомиться со скульптурой Северной Индии, созданной в VIII-X вв. в период господства династии Гурджаров–Пратихаров (Якша Гомукха и его возлюбленная, VIII в., Пятиликий шивалингам, IX-X вв.), с памятниками Восточной Индии, созданными при правителях династии Пала, с образцами скульптуры Декана и Южной Индии.

С утверждением в Индии ислама и созданием на большей части Северной Индии и Декана империи Великих Моголов здесь формируются иные религиозные концепции и эстетические традиции; отныне большое развитие получает миниатюра на бумаге, вышедшая за узкие рамки небольшой книжной иллюстрации и ставшая самым распространенным видом изобразительного искусства Индии. В Эрмитаже представлены основные школы индийской миниатюры. Прежде всего, это могольская школа, создавшая портретный жанр и сохранившая для нас неповторимый облик могольских императоров, придворных, писцов, музыкантов и многих других. «Портрет императора Акбара» работы художника Манохара (конец XVI в.) – не только одна из самых ранних могольских миниатюр в коллекции, но и единственная подписная работа могольских художников, имеющаяся в музее. Кроме того, представлены образцы раджпутской и деканской школ («Семейство Шивы на отдыхе», живопись пахари, XVII в., «Сурья на колеснице», живопись раджастани, XVII в., «Пемамати со служанками» деканская школа, XVII в., и другие).

 

Эрмитажная коллекция индийского холодного оружия XVIII-XIX вв. из знаменитой булатной стали – одна из лучших в мире. Здесь можно увидеть двух- и трехлезвийные кинжалы-куттары, встречающиеся только в Индии, метательные кольца-чакра с острым, как острие бритвы, краем, изогнутые стальные луки, длинные палаши-кунда, щиты из кожи носорога и слона и многое другое.

 

В коллекции представлены и разные области индийского прикладного искусства – изделия из металла в прославленной технике бидри, из нефрита и слоновой кости, парчовые и шелковые ткани, кашмирские шали. Среди образцов мебели особого внимания заслуживает большой кабинет черного дерева, инкрустированный слоновой костью (XVII в.). В нем сочетаются конструктивные черты европейской мебели того времени и индийские декоративные мотивы и приемы – подобные изделия изготавливались специально для вывоза в Европу, где пользовались большим спросом.

Юго-Восточная Азия

История коллекции памятников Юго-Восточной Азии в Эрмитаже до 1917 года наглядно демонстрирует общий принцип формирования «императорского» музейного собрания: он напрямую зависел от личных увлечений и интересов членов российского правящего дома. Страны и культуры этого региона или не интересовали русских венценосных коллекционеров, или же пути к ним были перекрыты в результате превращения стран Юго-Восточной Азии в колонии Англии, Франции и Голландии.

 

Первые предметы из Юго-Восточной Азии оказались в Эрмитаже в 1891 году, это были подарки сиамского короля Рамы V Чулалонгкорна цесаревичу Николаю Александровичу (будущему Николаю II), поднесенные ему при посещении Сиама (Таиланда) во время путешествия наследника на Восток в 1890–1891 годах.

 

Ядром эрмитажного собрания этого региона стала коллекция сиамской (тайской) буддийской скульптуры, принадлежавшая Георгию Антоновичу Плансону (1859 – конец 1930-х годов), видному дипломату начала ХХ века, генеральному и чрезвычайному посланнику России в Сиаме в 1910–1916 годах. Коллекция, переданная в Эрмитаж в 1931 году из Этнографического отдела Государственного Русского музея, включала более 200 памятников тайской скульптуры конца XV – конца XIX века, а также несколько бирманских и лаосских изображений.

В 1969 году эрмитажное собрание пополнили почти 400 памятников индонезийского искусства Х–ХХ веков (каменная скульптура, мелкая терракотовая пластика, ткани, изделия из металла, дерева, картины художников середины ХХ века), поступившие в музей по приказу Министерства культуры СССР № 513 от 9 октября 1968 года.

 

В 2001 и 2006 годах Эрмитаж официально принял на свое хранение несколько десятков памятников древней и средневековой скульптуры (Явы, Бирмы, Таиланда), а также ряд предметов прикладного искусства, поступивших сюда в 1945–1946 годах и находившихся ранее в составе коллекций Музея народоведения (Museum für Völkerkunde) в Берлине.

 

В разные годы единично поступали предметы с таможни, через закупочную комиссию, из частных российских коллекций.

Япония

Эрмитажное собрание японского искусства, одно из наиболее значительных в России, насчитывает более 10 000 произведений живописи, скульптуры и прикладного искусства. Наиболее ранние поступления в дворцовые коллекции связаны с установлением дипломатических отношений с Японией и заключением в 1855 году Симодского договора. С 1871 по 1915 год пятеро из великих князей дома Романовых посетили Страну восходящего солнца. Самым памятным стал визит наследника-цесаревича Николая Александровича (будущего Николая II), совершившего в 1890–1891 годах путешествие на Восток на крейсере «Память Азова». Большая группа предметов, привезенных цесаревичем, заложила основы эрмитажного собрания.

 

После революционных событий 1917 года, в ходе национализации частных коллекций и реорганизации структуры музеев, в Эрмитаж стали поступать произведения искусства (оружие, керамика, изделия из лака) из Царскосельского арсенала, Аничкова дворца, особняков Строгановых, Шереметьевых, Долгоруковых. В 1925–1926 годах была передана коллекция, прежде хранившаяся в музее Центрального училища технического рисования, основанного бароном А. Л. Штиглицем (1814–1884) и включавшая многочисленные образцы традиционных ремесел Японии.

 

В дальнейшем пополнение эрмитажного собрания осуществлялось через закупочную комиссию и благодаря частным коллекционерам, передававшим в дар музею отдельные произведения и целые коллекции. Ценным вкладом в формирование собрания нэцкэ и гравюры укиё-э послужил дар петербургского коллекционера С. П. Варшавского в 1984 году.

 

Отдельную часть собрания представляют произведения искусства, до 1945 года находившиеся в Музее народоведения (Museum für Völkerkunde) в Берлине.

Произведения живописи, графики, художественных ремесел Японии из фондов Государственного Эрмитажа за редким исключением созданы в периоды Эдо (1603–1868) и Мэйдзи (1868–1912). Собрание живописи немногочисленно, всего около 250 произведений, самое раннее из них – буддийский свиток «Бодхисаттва Кокудзō» – принадлежит кисти Ниппō Сōсюн (1369–1448), монаха из монастыря Дайтокудзи. В технике живописи тушью суйбоку-га выполнены альбомные рисунки, атрибутируемые Канō Танъю (1602–1674), одному из наиболее известных живописцев средневековой Японии. Наиболее полно представлены гравюры укиё-э, коллекция которых насчитывает около полутора тысяч листов и включает работы таких прославленных мастеров, как Судзуки Харунобу (1725? –1770), Китагава Утамаро (1754–1806), Кацусика Хокусай (1760?–1849), Андо Хиросигэ (1797–1858). Весьма ценной представляется коллекция нэцкэ, на примере которой можно изучить историю бытования миниатюрной скульптуры Японии. В эрмитажном собрании представлены все известные школы резьбы, наиболее значительные мастера и характерные для нэцкэ сюжеты. Коллекция японской керамики (1881 предмет) содержит образцы сосудов из печей Арита, Сацума, Хирадо, Фукагава, Мино, как предназначавшихся для внутреннего рынка, так и выполненных на экспорт. Из лаковых изделий, выполненных из сока дерева уруси и декорированных напылением золотом, росписью и инкрустацией перламутром, выделяются два ранних предмета эпохи Момояма (1573–1603) – сундук и кабинет в стиле намбан, характерном для периода первых контактов Японии с западными странами. Произведения мастеров по металлу и оружейников представлены многочисленной коллекцией цуба – гард для мечей, клинками тати, катана, вакидзаси, тантō. Особую группу составляют вазы и курильницы, декорированные по металлической основе цветными эмалями; в конце XIX века японским эмальерам не было равных.

Доисламская Средняя Азия

Первые вещи, относящиеся к домусульманскому прошлому Средней Азии, стали поступать в Эрмитаж в числе других предметов старины уже в конце XIX века, главным образом благодаря деятельности Императорской Археологической комиссии. Это были как находки частных лиц, занимавшихся незаконными раскопками (изъятые администрацией Российской империи), так и вещи, найденные при археологических раскопках (коллекции профессора Н. А. Веселовского из его раскопок в Фергане и Самарканде, академика В. В. Бартольда на Афрасиабе – городище старого Самарканда, художника М. В. Столярова и другие). В начале ХХ века коллекция доисламских древностей пополнялась и за счет даров государю императору подданных Российской империи, как, например, часть собрания самаркандского купца Мирзы Бухарина. Пополнение коллекции обеспечивали и приобретения членов Императорской Археологической комиссии на антикварном рынке Самарканда и других городов Российского Туркестана.

 

Большое пополнение коллекций проходило после образования СССР, когда вся территория Средней Азии подверглась тотальному систематическому исследованию археологами-профессионалами. В 1930-х годах в Эрмитаж поступили большие коллекции из раскопок Г. В Григорьева в округе Самарканда (Тали-Барзу, Кафыр-кала), А. Ю. Якубовского в Куня-Ургенче, А. Н. Бернштама в Киргизии (Кенкольский могильник) и на юге Казахстана. В 1939–1940 годах на хранение в Эрмитаж поступила большая коллекция из раскопок в Пайкенде, в 1940-х годах – коллекция материалов из раскопок В. Ф. Гайдукевича, проводившихся в годы Великой Отечественной войны в зоне строительства Фархадской ГЭС на Сырдарье. В 1930-х годах в несколько этапов была приобретена большая коллекция известного среднеазиатского собирателя военного инженера Б. Н. Кастальского, поступили небольшие частные коллекции: Пуцилло, В. Р. Чейлытко, В. Н. Наследова и другие.

 

Исламская Средняя Азия

 

Иран

Эрмитажное собрание памятников искусства Ирана VIII – начала ХХ веков, созданных после принятия этой страной ислама, является одним из богатейших музейных собраний мира.

 

В основном оно представлено памятниками прикладного искусства. Наиболее интересными являются изделия из бронзы (или латуни) и меди, охватывающие все этапы развития искусства Ирана от VIII до начала ХХ. Среди них выделяются предметы, инкрустированные серебром и медью, изготовленные в провинции Хорасан в XII – начале XIII в. Крупнейшей по сравнению с собраниями музеев мира является группа бронзовых (латунных) и медных изделий конца XIV- конца XVIII в.; она включает 162 вещи. Полный каталог этих предметов издан в 2014 г.

 

Металлические изделия Ирана XIX практически не изучены. Привлекают внимание стальные сосуды с золотой насечкой работы мастера хаджи Аббаса.

 

Керамика в собрании Эрмитажа представлена весьма неравномерно. Имеется очень мало образцов, созданных до начала XIII в. Следует упомянуть только большую коллекцию люстровых изразцов (с фрагментами их больше тысячи), изготовленных в 60–70-х годах XIII в. Они покрывали стены гробницы имамзаде Йахья в г. Верамине. Украшением коллекции являются тарелки, чаши и кувшины. Они относятся ко второй половине XV – концу XIX в. и сделаны в разных центрах страны. Этих предметов в собрании более тысячи, оно является вторым в мире.

Хранящиеся в музее иранские миниатюры, станковая живопись и изделия из лака XV – начала ХХ в. хорошо представляют эти направления персидской живописи. Они воспроизведены в полном каталоге, изданном на русском и английском языках.

 

Собрание печатей и амулетов VIII-XX вв. насчитывает более семисот экземпляров.

 

Ткани и ковры представлены, в основном, образцами XVII–XIX вв. Имеется только один фрагмент шелковой ткани XII в. и несколько хороших бархатов конца XVI в. В собрании имеются около ста пятидесяти ковров, но к XVI-XVII вв. относятся не более пятнадцати (вместе с фрагментами). Наше собрание обладает фрагментом безворсового ковра в технике «зилу», сотканного из хлопка в середине XIV в.

 

Оружие хранится в Арсенале. Большая часть его относится к XVII – XIX вв., но имеются и клинки XVI в.
Отдел нумизматики обладает обширной коллекцией монет всех династий, правивших в Иране от VII и до XX в. включительно.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.