Древний и раннесредневековый Кавказ — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Древний и раннесредневековый Кавказ

2019-05-27 198
Древний и раннесредневековый Кавказ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Искусство Востока

Около 180 тысяч экспонатов, среди которых произведения живописи, скульптуры, прикладного искусства, в том числе ювелирного, предметы культа и быта древних народов, образцы письменности, - дают яркое представление о богатейшем культурном наследии Востока со времени возникновения

древних цивилизаций до наших дней. Экспозиции, занимающие более 50 залов, знакомят с коллекциями памятников культуры и искусства Древнего Египта, Месопотамии, Средней Азии, Кавказа, Византии, стран Ближнего и Дальнего Востока, Индии.

Культура древнего Ближнего Востока представлена в Эрмитаже памятниками письменности и изобразительного искусства народов, населявших в IV–I тыс. до н. э. и первые века н. э. территорию Месопотамии (долины рек Тигра и Евфрата), Ирана, Малой Азии, Армении, Сирии и Средиземноморья, – шумеров, аккадцев, вавилонян, ассирийцев, эламитов, персов, хеттов, хурритов, урартов, финикийцев и других.

 

Основу коллекции составляют более 2800 клинописных текстов разных эпох и жанров, а также десяток рельефов и около 300 резных печатей из Месопотамии. Все они поступили в музей либо от антикваров, либо из частных собраний. Первыми попали в Россию несколько кирпичей со штампованными надписями из дворца Навуходоносора II в Вавилоне (VI в. до н. э.), привезенные в Санкт-Петербург в 1821 г. Робертом Кер Портером, жившим в России художником английского происхождения, который в 1817–1820 гг. участвовал в организованной Российской Академией Наук экспедиции в Иран. Кирпичи были подарены императору Александру I, который передал их в Азиатский музей (ныне Институт восточных рукописей РАН), а впоследствии поступили в Эрмитаж. В начале 1860-х гг. у антикваров Лондона и Парижа по высочайшему повелению Александра III для Императорского Эрмитажа было приобретено восемь каменных рельефов, некогда украшавших дворцы ассирийский царей Ашшур-нацир-апала II (IX в. до н. э.) и Тиглатпаласара III (середина VIII в. до н. э.) в Кальху, а также Саргона II (конец VIII в. до н. э.) в Дур-Шаррукине; позднее коллекцию дополнили два фрагмента рельефов из дворца Синаххериба (VII в. до н. э.) в Ниневии. В конце XIX – начале XX в. Императорский Эрмитаж покупал «вавилонские древности» (более ста клинописных табличек и печатей) у известных французских антикваров Михрана Сиваджана и Элиаса Жежу. Однако бóльшая часть клинописной коллекции поступила в Эрмитаж в 1930-е гг. из собрания знаменитого российского коллекционера и ученого-историка Николая Петровича Лихачева (через Государственную Академию истории материальной культуры и Институт истории Академии Наук СССР).

Эрмитажная клинописная коллекция невелика, но в ней содержатся тексты всех основных периодов истории Месопотамии, прежде всего, на шумерском и аккадском языках. К наиболее ранним памятникам относится табличка-булла с пиктографической надписью из шумерского города Урука, датируемая концом IV тыс. до н. э. В коллекции преобладают административные документы: квитанции о получении различных товаров и продуктов, перечни работников и выданных им рационов, записи торговых сделок, долговые расписки, деловые письма и правовые документы. Больше половины всех эрмитажных табличек (около 1600) относятся к периоду III династии города Ура (XXI в. до н. э.) – эпохе расцвета бюрократии и делопроизводства в Месопотамии; они происходят из крупных административных центров того времени – Уммы, Лагаша, Пузриш-Дагана и Ниппура. Помимо них, в эрмитажном собрании представлены документы как более ранних, так и более поздних периодов: около 350 текстов середины III тыс. до н. э. из архива храма шумерской богини Бау в городе Лагаше; два десятка текстов эпохи династии Аккада (XXIV–XXIII вв. до н. э.); более 250 документов и писем начала II тыс. до н. э. из разных городов Вавилонии, а также ассирийского торгового центра в Малой Азии – города Каниша; около 120 текстов середины II тыс. до н. э. из города Нузи на северо-востоке Месопотамии; более 150 документов из Вавилонии VI в. до н. э. и другие. В Эрмитаже хранится более десяти фрагментов текстов на хеттском языке; особо следует отметить фрагмент договора хеттов с египетским фараоном Рамзесом II на аккадском языке. Коллекцию дополняют несколько десятков царских посвятительных надписей разных периодов на кирпичах, глиняных гвоздях, конусах и «боченках», глиняных и каменных табличках, сосудах и прочих предметах, а также немногочисленные тексты, связанные с обучением в писцовой школе, и отрывки из литературных композиций (например, «Поучений Шуруппака»).

В Эрмитаже представлены также археологические и письменные материалы из соседних с Месопотамией стран – Элама и Урарту. В противоположность собственно месопотамским памятникам, поступившим в музей через посредство частных коллекционеров и торговцев древностями, значительная часть хранящихся в Эрмитаже эламских и урартских предметов происходит из регулярных раскопок. Так, например, более пятидесяти эламских расписных керамических сосудов рубежа IV–III тыс. до н. э. были найдены французской археологической экспедицией в начале XX в. при раскопках некрополя на юго-западе современного Ирана.

 

Основу урартской части коллекции, включающей более 1000 памятников, составляют материалы раскопок древней крепости Тейшебаини (холм Кармир-блур на западной окраине Еревана), которыми в 1939–1971 гг. руководил Борис Борисович Пиотровский, выдающийся востоковед, археолог, создатель отечественной урартологии, бывший директором Эрмитажа с 1964 по 1990 г. К шедеврам коллекции относятся бронзовые доспехи, оружие и утварь с клинописными надписями, упоминающими царей Урарту. В 2010 г. собрание Эрмитажа обогатилось урартскими древностями, подаренными музею американским коллекционером Торкомом Демирджяном. Из 150 экспонатов наибольший интерес представляют изделия из бронзы: предметы воинского и конского снаряжения, пояса и украшения.

 

В эрмитажном собрании имеются также небольшие группы памятников искусства Ирана эпохи Ахеменидов, Хеттской державы в Малой Азии и средиземноморского государства Финикии. Древняя Пальмира – крупный торговый центр, существовавший в Сирийской пустыне в первые века н. э., – представлена портретными рельефами из погребений, отражающими своеобразный стиль пальмирского искусства, в котором соединились восточные и греко-римские черты. Ценнейшим источником сведений о жизни города является пальмирский пошлинный тариф – мраморная плита с текстом таможенного закона на греческом и арамейском языках (137 г. н. э.).

Древний Египет

Эрмитажная коллекция древнеегипетских памятников, насчитывающая около 7500 предметов, невелика по сравнению с собраниями Лувра, Британского музея или музея Метрополитен, однако она охватывает все основные периоды истории Египта и включает ряд интересных и важных вещей от додинастики (4-е тысячелетие до н. э.) до времени римского господства. История ее своеобразна, поскольку изначально в Эрмитаже не проявлялся интерес к древневосточным, в частности египетским, памятникам, и такое плодотворное для собирательства время, как первая половина XIX века, прошла для него втуне. Академия наук в 1825 году приобрела коллекцию Франческо Кастильоне (около 1200 памятников), на основе которой был создан Египетский музеум в составе Кунсткамеры. В Эрмитаже в это время находилось лишь несколько случайных египетских предметов и около 250 скарабеев, купленных у того же Кастильоне. После открытия в 1852 году здания Нового Эрмитажа как универсального публичного музея, в него была передана большая часть памятников из Египетского музеума, собрание которого к этому времени заметно пополнилось за счет даров и приобретения вещей из частных коллекций; в 1881 году были переданы остальные памятники из Кунсткамеры, и Египетский музеум прекратил свое существование. Когда в 1891 году был опубликован первый каталог египетского собрания Эрмитажа, он включал уже 2509 номеров.

В послереволюционные годы в Эрмитаж поступил ряд национализированных коллекций и памятников из других музеев. Среди приобретений этого времени следует отметить покупку коллекции Бориса Александровича Тураева, основателя русской школы египтологии, и передачу из Института истории коллекции Николая Петровича Лихачева. Формирование коллекции в основном завершилось в конце 1930-х годов. Происходящие из частных коллекций, практически все памятники недокументированы, почти никогда не известны время и место их покупки – это является главной слабостью коллекции. Единственное исключение составляют материалы из раскопок Нубийской археологической экспедиции, работавшей в 1961–1963 годах в зоне затопления Асуанской ГЭС. Особое место в коллекции занимают папирусы с литературными текстами Среднего царства – «Сказкой о потерпевшем кораблекрушение», «Поучением для Мерикара» и «Пророчеством Неферти».

Коптский Египет

Эрмитажное собрание памятников христианского Египта III–XII веков, несомненно, принадлежат к числу уникальных и может быть поставлено в ряд с крупнейшими коллекциями музеев мира. Оно включает более 3200 образцов тканей, около 1000 памятников письменности на греческом и коптском языках, изделий из металла, кости, камня, стекла и керамики.

 

Начало собирания памятников египетских христиан – коптов было положено хранителем музея В. Г. Боком и явилось результатом двух поездок в Египет – в 1889 и 1898 году.

 

Эрмитажное собрание греческих и коптских папирусов, насчитывающее около 900 памятников, невелико, но разнообразно по своему составу. Это папирусы разного времени: птолемеевские, римские, византийские и арабские, охватывающие период со II века до н. э. по VIII век н. э. Наиболее интересная часть коллекции – папирусы из селения Афродито в Фаюмском номе, приобретенные Н. П. Лихачевым в Париже. Две трети коллекции составляют греческие папирусы. Большинство текстов представляют собой юридические, деловые и административно-хозяйственные документы, отличающиеся разнообразием почерков. Сохранились и частные письма, рассказывающие о повседневной жизни обычных людей.

Воспринимавшееся поначалу как провинциальное искусство «задворков» Византийской империи, коптское искусство уже в конце XIX века стали рассматривать как самобытное явление египетской раннехристианской культуры, в которой тесно переплелись влияния эллинистической Греции на востоке и Сасанидского Ирана на западе. Этим объясняется обращение мастеров к античным мифологическим сюжетам и образам. Наиболее известные из них, представленные на тканях в собрании Эрмитажа, – изображение Диониса и Ариадны, двенадцати подвигов Геракла, Париса и Ганимеда, трех Граций, Орфея, играющего на лире. Одним из шедевров коптской коллекции является тканый медальон для туники IV века с изображением богини земли Геи. На фоне медальона справа греческими буквами выткано имя богини земли – «ГН». В ее руках чаша – древневосточный символ плодородия. Детали костюма, головного украшения и представленные атрибуты показывают связь греческой богини земли с образом древнеегипетской Исиды, что является характерной чертой религиозно-синкретических воззрений поздней античности. Этот медальон был парным к медальону с изображением речного божества Нила из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве и служил украшением верхней части туники. Представления о нильской паре богов были еще достаточно сильны, несмотря на распространение христианства. Богиня земли олицетворяла собой оплодотворенную Нилом почву. Вытканные на медальонах образы Геи и Нила служили олицетворением изобилия, плодородия и обретения вечной жизни.

Необычайно широкое распространение на территории Египта получает и круг памятников, связанных с культом Диониса и его свиты. На ткани, в центральном медальоне, выткано изображение Диониса и Ариадны в колеснице, запряженной тремя пантерами; спереди сидит возница, слева от колесницы – Геракл с палицей на плече. Вокруг квадрата изображены двенадцать подвигов Геракла, начиная с левого верхнего угла по часовой стрелке. Шесть подвигов Геракла из двенадцати все исследователи определяют одинаково: борьба с Немейским львом, поединок с царицей амазонок Ипполитой, поимка Керинейской лани, борьба с Лернейской гидрой, эпизод с Цербером и добыча молодильных яблок. В интерпретации оставшихся шести подвигов имеются разногласия. Окаймляющие сцену изображения двенадцати подвигов Геракла, за которые герой и получает бессмертие, представляют собой метафору христианского спасения.

 

Исламское влияние на памятниках, созданных египетскими мастерами после арабского завоевания, прослеживается прежде всего в стиле. В этот период значительное распространение получают сюжеты Ветхого и Нового Завета. В качестве примера можно привести ткани с изображением сцены встречи Марии и Елизаветы, Рождество и Крещение. Наиболее известны эпизоды из истории детства патриарха Иосифа, представленные в коллекции Эрмитажа десятью образцами.

 

О религиозной жизни египетских христиан можно судить также по вещам литургического назначения: светильники, кресты для благословений, курильницы, нательные кресты, сосуды для хранения масел. Из предметов быта можно назвать посуду, всевозможные накладки для мебели, замки, якорь, а также украшения: браслеты, перстни, кольца.

 

Доколумбова Америка

Эрмитажная коллекция древностей доколумбовой Америки насчитывает четыреста пятьдесят предметов, но при этом она достаточно разнообразна и включает памятники различных культур Мексики, Колумбии, Перу. Искусство Мексики представлено мелкой пластикой и керамикой ольмекоидных культур, майя, Теотихуакана, так называемых Западных культур и ацтеков. Среди памятников древнего Перу наиболее интересны фигурные глиняные сосуды культур мочика, наска, чиму, чанкай. Особое место в эрмитажном собрании занимают памятники ювелирного искусства: золотые фрагменты украшений, нагрудные пластины, миниатюрная пластика муисков и других культур Колумбии, а также мочика, чиму и инков (Перу). Шедевр эрмитажной коллекции – золотое ацтекское (по мнению ряда ученых – миштекское) украшение в виде воина-орла, которое обычно называют бубенцом из-за заключенной в полом туловище и гремящей при каждом движении бусины.

 

Эрмитажная коллекция сформировалась не в результате целенаправленного собирательства, но в значительной степени случайно. По всей видимости, отдельные памятники южноамериканских культур находились в Эрмитаже еще в те времена, когда он был императорским музеем, хотя никакими документальными подтверждениями этого мы не располагаем. Лучшими экспонатами своей коллекции Эрмитаж обязан графам Строгановым, коллекции которых поступили в музей после революции 1917 года. Эти памятники были, скорее всего, случайными покупками на европейских аукционах. Некоторые из них выставлялись в картинной галерее в особняке Строгановых на Невском проспекте. В Эрмитаже находятся также небольшие коллекции археологического материала, собранные в Мексике российскими любителями древностей в конце XIX – начале XX века. Коллекция золотых изделий поступила в музей из Гохрана в 1951 году. Последним по времени крупным поступлением было собрание терракотовых статуэток, которые Хосе Лопес Портильо, ставший впоследствии президентом Мексики, подарил Эрмитажу во время своего визита в 1965 году.

 

Небольшую экспозицию золота доколумбовой Америки можно увидеть в Галерее драгоценностей (Золотой кладовой) Эрмитажа.

 

Китай

В коллекции представлены различные памятники, относящиеся к периоду со 2-го тысячелетия до н. э. до ХХ века. Гордость собрания – редкая коллекция китайских шелковых тканей (около 300 предметов) из гуннского могильника Ноин-Ула II века до н. э. – II века н. э.

 

Музей обладает отдельными шедеврами древнего искусства – гадательные кости и бронза; некоторыми уникальными памятниками, например, бронзовой скульптурой XI века для изучения акупунктуры. Наиболее полно представлена коллекция прикладного искусства из разных материалов, связанная с традиционными представлениями и символикой Китая и относящаяся ко времени правления двух последних императорских династий – Мин (1368–1644) и Цин (1644–1911). Это изделия из бронзы (около 400 предметов), фарфора (около 5000), перегородчатой (около 250) и расписной эмали (около 200), шелка. Богато представлено мастерство резьбы из камня и нефрита (около 1000), лака (около 200), отдельные предметы из дерева, слоновой кости, рога носорога.

Китайские предметы как диковинки стали поступать в музеи Санкт-Петербурга уже при Петре I. В основном это были изделия, которые украшали интерьеры дворцов. Коллекции золота (около 200) и серебра (около 250) Китая, в том числе филигранной работы, пополнили Галерею драгоценностей уже при Екатерине II. Коллекционирование китайского искусства в России относится ко второй половине XIX – ХХ веку. Многие памятники поступили из царских собраний, из музея Центрального училища технического рисования (А. Л. Штиглица), некоторые редкие по качеству изделия были привезены как дипломатические подарки.

 

Китайские коллекции пополнились в XX веке собраниями синологов и частных коллекционеров. Выделяется собрание народной картины «няньхуа» (около 3000 предметов) академика В. М. Алексеева.

 

В 1930–1950-х годах коллекция пополнилась произведениями художников в технике традиционной китайской живописи «гохуа», – Ци Байши, Сюй Бэйхуна и других. Тогда же в дар Эрмитажу правительством Китайской Народной Республики были преподнесены современные и более ранние предметы прикладного искусства.

Тибет

Основу собрания тибетского искусства составляют коллекции, собранные Э. Э. Ухтомским (1861–1921), П. К. Козловым (1863–1935), А. К. Фаберже (1876–1951), Ю. Н. Рерихом (1902–1960), Б. И. Панкратовым (1892–1979). В целом эрмитажное собрание насчитывает около 3500 экспонатов.

 

Искусство Тибета отражает комплексный характер культуры, зародившейся на перекрестке культур Индии, Китая и Центральной Азии. Тибетское буддийское искусство интернационально, оно получило распространение у китайцев, тангутов, монголов, бурят, калмыков, тувинцев, бутанцев, жителей Сиккима, Непала, Мустанга и Ладакха.

 

Тибетское искусство представляет собой набор символов и знаков, которые хорошо понятны для каждого адепта. Буддизм начал распространение в Тибете в VII веке; до середины ХХ века там не существовало светского искусства. Это связано с глубокой религиозностью тибетского народа, особым восприятием мира, верой в карму, перевоплощения и воздаяние, с буддийской философией и астрологией. Адепт буддизма отказывался от внешнего мира и занимался познанием своей внутренней природы и своего места в этом мире. В духовных практиках адепт отождествлял себя с божеством до такой степени, что мог общаться с ним и получать советы. Божество, цвет его тела, поза, жесты и украшения — все имеет определенное значение, хорошо понятное каждому адепту и предписанное иконографическими и иконометрическими канонами, а также структурой буддийского пантеона. Все памятники (живопись, скульптура и предметы культа) изготавливались в монастырях, которые были центрами духовной культуры.

Художники, изначально ремесленники, разделялись на скульпторов и живописцев. Каждое из этих ремесел требовало специальной подготовки, знания материала, определенных технологий и канонов. Для изготовления бронзовой скульптуры использовали технику литья по утраченной восковой модели. Художники строго следовали иконографическим и иконометрическим канонам, в которых были описаны правила изображения божеств и их размеры.

 

В иконографии тибетского буддизма положение рук и поза божества также имели определенный смысл. Пантеон буддийских божеств достаточно обширен, в него входят будды, гневные и милостивые божества, идамы (хранители), а также выдающиеся представители буддийского духовенства.

 

Бронзовая буддийская пластика Тибета в Эрмитаже представлена достаточно хорошо. Уникальный памятник, аналогов которому нет в музеях Европы и Америки - скульптурная мандала Будды врачевания, Бхайшаджьягур. Мандала состоит из 50 статуэток, представляет собой космическую модель вселенной, в центре которой находится Будда, и сориентирована по сторонам света в соответствии с иконографическими канонами.

 

Сейчас Тибет является автономным районом Китайской Народной Республики. Мастера до сих пор изготавливают буддийские памятники, следуя средневековым канонам, имена художников и скульпторов оставались и остаются неизвестными.

Индия

Интересы русских коллекционеров были традиционно обращены к Древнему Египту, Ближнему или Дальнему Востоку. Поэтому и в коллекциях Эрмитажа, которые формировались в соответствии со вкусами и устремлениями российских императоров, произведения индийского искусства отсутствовали фактически вплоть до конца XIX в.

 

Однако ещё в 1741 г. посольство персидского Надир-шаха привезло в Петербург в числе различных подарков около 40 ювелирных изделий (сохранилось намного меньше) из казны династии Великих Моголов, которые были захвачены шахом при разгроме Дели в 1739 г. Записанные в дворцовые инвентари как «персидские», они были совершенно забыты, и их индийское происхождение обнаружилось только в 1960-х годах.

 

Поэтому о первом сознательном приобретении для коллекций Эрмитажа предметов индийского искусства можно говорить лишь после путешествия цесаревича Николая Александровича (будущего Николая II) на Восток в 1890-1891 гг.: он привёз из Индии почти две сотни различных предметов – шёлковые ткани и кашмирские шали, изделия из металла и керамики, миниатюры на слоновой кости. Но до наших дней сохранилась их ничтожная часть – в частности, группа миниатюр гуашью на слоновой кости конца XIX в. После революции, в ходе национализации частных коллекций и реорганизации структуры музеев, в Эрмитаж стали поступать единичные индийские вещи (мелкая бронзовая пластика, миниатюры, образцы прикладного искусства).

 

В 1936 г., по случаю международного иранского конгресса, проходившего в Эрмитаже в связи с тысячелетием со дня рождения персидского поэта Фирдоуси, Музей Гиме (Париж) подарил Эрмитажу 16 образцов мелкой штуковой пластики IV-V вв. из Хадды (современный Афганистан), найденной французской археологической экспедицией в Афганистане в конце 1920-х гг.

 

Обретение Индией независимости в 1947 г. и провозглашение страны Республикой в 1950 г., за которыми последовало скорое установление дружеских отношений между Индией и СССР, способствовало активному расширению коллекции. В конце 1954 - начале 1955 гг. Эрмитажу были переданы 40 произведений индийской графики и живописи, отобранных с проходившей в Ленинграде выставки индийской живописи. А в 1956 г. с выставки индийских традиционных ремёсел в Москве в Эрмитаж поступило почти 600 предметов индийского прикладного искусства первой половины ХХ в.

 

Нельзя не вспомнить имя покойного индолога Татьяны Владимировны Грек – благодаря её высокому профессионализму и горячему энтузиазму, многому из того, что числилось ранее по эрмитажным инвентарям «персидским», возвращалось его индийское происхождение.

 

Пополнение древнего и средневекового разделов индийской коллекции, начавшееся с середины 1950-х гг., происходило преимущественно за счёт подарков официальных и частных лиц – дар короля Афганистана Мухаммада Захир-шаха (памятники скульптуры гандхарской школы, 1957 г.), дар индийского правительства (каменные рельефы, южноиндийская бронзовая пластика, миниатюры на бумаге, 1966 г.), дар г-жи Кришны Рибу, известного учёного и общественного деятеля (миниатюры на бумаге школы раджастхани, 1969 г.; образцы древней и средневековой скульптуры, 1999 г.).

 

В 2001 г. Эрмитаж принял официально на своё хранение несколько десятков памятников древней и средневековой индийской скульптуры, поступивших сюда в 1945 г. и находившихся ранее в составе коллекций Музея народоведения (Museum für Völkerkunde) в Берлине. В настоящее время их бóльшая часть представлена на постоянной экспозиции индийского искусства.

 

Одна из лучших в мире коллекций индийского оружия XVIII-XIX вв. хранится в Арсенале Эрмитажа; подавляющее большинство этих вещей поступило в Эрмитаж в 1885-1886 г. из Царскосельского арсенала.

В заключение можно остановиться на некоторых, наиболее интересных вещах коллекции.

Её самые ранние памятники связаны с искусством буддизма, возникшим в VI –V в. до н.э. (например, фрагмент ограды-ведики окружавшей в I в. до н.э. буддийскую ступу в Бодхгайе (современный Бихар, Восточная Индия) – месте Просветления Будды, основателя буддизма. За право считаться колыбелью создания в искусстве буддизма антропоморфного образа Будды спорят две важнейшие школы периода правления династии Кушан (I-III вв. н.э.) – Матхура и Гандхара; в Эрмитаже они представлены интересными образцами – например, Голова Будды I-II в. н.э. из Матхуры, отражающая ранний этап сложения иконографии собственно индийской скульптуры, или Стоящий Будда Шакьямуни, конец II в., и Стоящий бодхисаттва в тюрбане, начало III в. из Гандхары, знакомящие со своеобразным переплетением индийских и эллинистических черт, отличающих искусство этой школы. Матхура, кроме того, была и крупным центром вишнуизма, одного из направлений формировавшегося индуизма (фрагмент рельефа на сюжет индуистского мифа о борьбе богини Дурги с демоном Махишей, I-II в., и др.).

 

В средневековье Индия дробится на отдельные небольшие государства и княжества, и в коллекции Эрмитажа представлены образцы скульптуры разных регионов страны. Здесь можно познакомиться со скульптурой Северной Индии, созданной в VIII-X вв. в период господства династии Гурджаров–Пратихаров (Якша Гомукха и его возлюбленная, VIII в., Пятиликий шивалингам, IX-X вв.), с памятниками Восточной Индии, созданными при правителях династии Пала, с образцами скульптуры Декана и Южной Индии.

С утверждением в Индии ислама и созданием на большей части Северной Индии и Декана империи Великих Моголов здесь формируются иные религиозные концепции и эстетические традиции; отныне большое развитие получает миниатюра на бумаге, вышедшая за узкие рамки небольшой книжной иллюстрации и ставшая самым распространенным видом изобразительного искусства Индии. В Эрмитаже представлены основные школы индийской миниатюры. Прежде всего, это могольская школа, создавшая портретный жанр и сохранившая для нас неповторимый облик могольских императоров, придворных, писцов, музыкантов и многих других. «Портрет императора Акбара» работы художника Манохара (конец XVI в.) – не только одна из самых ранних могольских миниатюр в коллекции, но и единственная подписная работа могольских художников, имеющаяся в музее. Кроме того, представлены образцы раджпутской и деканской школ («Семейство Шивы на отдыхе», живопись пахари, XVII в., «Сурья на колеснице», живопись раджастани, XVII в., «Пемамати со служанками» деканская школа, XVII в., и другие).

 

Эрмитажная коллекция индийского холодного оружия XVIII-XIX вв. из знаменитой булатной стали – одна из лучших в мире. Здесь можно увидеть двух- и трехлезвийные кинжалы-куттары, встречающиеся только в Индии, метательные кольца-чакра с острым, как острие бритвы, краем, изогнутые стальные луки, длинные палаши-кунда, щиты из кожи носорога и слона и многое другое.

 

В коллекции представлены и разные области индийского прикладного искусства – изделия из металла в прославленной технике бидри, из нефрита и слоновой кости, парчовые и шелковые ткани, кашмирские шали. Среди образцов мебели особого внимания заслуживает большой кабинет черного дерева, инкрустированный слоновой костью (XVII в.). В нем сочетаются конструктивные черты европейской мебели того времени и индийские декоративные мотивы и приемы – подобные изделия изготавливались специально для вывоза в Европу, где пользовались большим спросом.

Юго-Восточная Азия

История коллекции памятников Юго-Восточной Азии в Эрмитаже до 1917 года наглядно демонстрирует общий принцип формирования «императорского» музейного собрания: он напрямую зависел от личных увлечений и интересов членов российского правящего дома. Страны и культуры этого региона или не интересовали русских венценосных коллекционеров, или же пути к ним были перекрыты в результате превращения стран Юго-Восточной Азии в колонии Англии, Франции и Голландии.

 

Первые предметы из Юго-Восточной Азии оказались в Эрмитаже в 1891 году, это были подарки сиамского короля Рамы V Чулалонгкорна цесаревичу Николаю Александровичу (будущему Николаю II), поднесенные ему при посещении Сиама (Таиланда) во время путешествия наследника на Восток в 1890–1891 годах.

 

Ядром эрмитажного собрания этого региона стала коллекция сиамской (тайской) буддийской скульптуры, принадлежавшая Георгию Антоновичу Плансону (1859 – конец 1930-х годов), видному дипломату начала ХХ века, генеральному и чрезвычайному посланнику России в Сиаме в 1910–1916 годах. Коллекция, переданная в Эрмитаж в 1931 году из Этнографического отдела Государственного Русского музея, включала более 200 памятников тайской скульптуры конца XV – конца XIX века, а также несколько бирманских и лаосских изображений.

В 1969 году эрмитажное собрание пополнили почти 400 памятников индонезийского искусства Х–ХХ веков (каменная скульптура, мелкая терракотовая пластика, ткани, изделия из металла, дерева, картины художников середины ХХ века), поступившие в музей по приказу Министерства культуры СССР № 513 от 9 октября 1968 года.

 

В 2001 и 2006 годах Эрмитаж официально принял на свое хранение несколько десятков памятников древней и средневековой скульптуры (Явы, Бирмы, Таиланда), а также ряд предметов прикладного искусства, поступивших сюда в 1945–1946 годах и находившихся ранее в составе коллекций Музея народоведения (Museum für Völkerkunde) в Берлине.

 

В разные годы единично поступали предметы с таможни, через закупочную комиссию, из частных российских коллекций.

Япония

Эрмитажное собрание японского искусства, одно из наиболее значительных в России, насчитывает более 10 000 произведений живописи, скульптуры и прикладного искусства. Наиболее ранние поступления в дворцовые коллекции связаны с установлением дипломатических отношений с Японией и заключением в 1855 году Симодского договора. С 1871 по 1915 год пятеро из великих князей дома Романовых посетили Страну восходящего солнца. Самым памятным стал визит наследника-цесаревича Николая Александровича (будущего Николая II), совершившего в 1890–1891 годах путешествие на Восток на крейсере «Память Азова». Большая группа предметов, привезенных цесаревичем, заложила основы эрмитажного собрания.

 

После революционных событий 1917 года, в ходе национализации частных коллекций и реорганизации структуры музеев, в Эрмитаж стали поступать произведения искусства (оружие, керамика, изделия из лака) из Царскосельского арсенала, Аничкова дворца, особняков Строгановых, Шереметьевых, Долгоруковых. В 1925–1926 годах была передана коллекция, прежде хранившаяся в музее Центрального училища технического рисования, основанного бароном А. Л. Штиглицем (1814–1884) и включавшая многочисленные образцы традиционных ремесел Японии.

 

В дальнейшем пополнение эрмитажного собрания осуществлялось через закупочную комиссию и благодаря частным коллекционерам, передававшим в дар музею отдельные произведения и целые коллекции. Ценным вкладом в формирование собрания нэцкэ и гравюры укиё-э послужил дар петербургского коллекционера С. П. Варшавского в 1984 году.

 

Отдельную часть собрания представляют произведения искусства, до 1945 года находившиеся в Музее народоведения (Museum für Völkerkunde) в Берлине.

Произведения живописи, графики, художественных ремесел Японии из фондов Государственного Эрмитажа за редким исключением созданы в периоды Эдо (1603–1868) и Мэйдзи (1868–1912). Собрание живописи немногочисленно, всего около 250 произведений, самое раннее из них – буддийский свиток «Бодхисаттва Кокудзō» – принадлежит кисти Ниппō Сōсюн (1369–1448), монаха из монастыря Дайтокудзи. В технике живописи тушью суйбоку-га выполнены альбомные рисунки, атрибутируемые Канō Танъю (1602–1674), одному из наиболее известных живописцев средневековой Японии. Наиболее полно представлены гравюры укиё-э, коллекция которых насчитывает около полутора тысяч листов и включает работы таких прославленных мастеров, как Судзуки Харунобу (1725? –1770), Китагава Утамаро (1754–1806), Кацусика Хокусай (1760?–1849), Андо Хиросигэ (1797–1858). Весьма ценной представляется коллекция нэцкэ, на примере которой можно изучить историю бытования миниатюрной скульптуры Японии. В эрмитажном собрании представлены все известные школы резьбы, наиболее значительные мастера и характерные для нэцкэ сюжеты. Коллекция японской керамики (1881 предмет) содержит образцы сосудов из печей Арита, Сацума, Хирадо, Фукагава, Мино, как предназначавшихся для внутреннего рынка, так и выполненных на экспорт. Из лаковых изделий, выполненных из сока дерева уруси и декорированных напылением золотом, росписью и инкрустацией перламутром, выделяются два ранних предмета эпохи Момояма (1573–1603) – сундук и кабинет в стиле намбан, характерном для периода первых контактов Японии с западными странами. Произведения мастеров по металлу и оружейников представлены многочисленной коллекцией цуба – гард для мечей, клинками тати, катана, вакидзаси, тантō. Особую группу составляют вазы и курильницы, декорированные по металлической основе цветными эмалями; в конце XIX века японским эмальерам не было равных.

Доисламская Средняя Азия

Первые вещи, относящиеся к домусульманскому прошлому Средней Азии, стали поступать в Эрмитаж в числе других предметов старины уже в конце XIX века, главным образом благодаря деятельности Императорской Археологической комиссии. Это были как находки частных лиц, занимавшихся незаконными раскопками (изъятые администрацией Российской империи), так и вещи, найденные при археологических раскопках (коллекции профессора Н. А. Веселовского из его раскопок в Фергане и Самарканде, академика В. В. Бартольда на Афрасиабе – городище старого Самарканда, художника М. В. Столярова и другие). В начале ХХ века коллекция доисламских древностей пополнялась и за счет даров государю императору подданных Российской империи, как, например, часть собрания самаркандского купца Мирзы Бухарина. Пополнение коллекции обеспечивали и приобретения членов Императорской Археологической комиссии на антикварном рынке Самарканда и других городов Российского Туркестана.

 

Большое пополнение коллекций проходило после образования СССР, когда вся территория Средней Азии подверглась тотальному систематическому исследованию археологами-профессионалами. В 1930-х годах в Эрмитаж поступили большие коллекции из раскопок Г. В Григорьева в округе Самарканда (Тали-Барзу, Кафыр-кала), А. Ю. Якубовского в Куня-Ургенче, А. Н. Бернштама в Киргизии (Кенкольский могильник) и на юге Казахстана. В 1939–1940 годах на хранение в Эрмитаж поступила большая коллекция из раскопок в Пайкенде, в 1940-х годах – коллекция материалов из раскопок В. Ф. Гайдукевича, проводившихся в годы Великой Отечественной войны в зоне строительства Фархадской ГЭС на Сырдарье. В 1930-х годах в несколько этапов была приобретена большая коллекция известного среднеазиатского собирателя военного инженера Б. Н. Кастальского, поступили небольшие частные коллекции: Пуцилло, В. Р. Чейлытко, В. Н. Наследова и другие.

 

Исламская Средняя Азия

 

Иран

Эрмитажное собрание памятников искусства Ирана VIII – начала ХХ веков, созданных после принятия этой страной ислама, является одним из богатейших музейных собраний мира.

 

В основном оно представлено памятниками прикладного искусства. Наиболее интересными являются изделия из бронзы (или латуни) и меди, охватывающие все этапы развития искусства Ирана от VIII до н


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.117 с.