Детско - родительские отношения в психологии — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Детско - родительские отношения в психологии

2019-05-27 386
Детско - родительские отношения в психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ, КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

1.1. Детско - родительские отношения в психологии

1.2. Классификация стилей воспитания в психологии

1.3. Личностные особенности родителей в воспитании

1.4. Семья как фактор развития ребенка

Выводы по теоретической части

РАЗДЕЛ II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РОДИТЕЛЯ И ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.

2.1. Использованные методики при диагностическом исследовании

2.2. Описание проведения исследования и его результат

Выводы по практической части

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Многих психологов самых различных школ и направлений давно привлекала внимание чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми. Решающую роль для развития ребенка, играют отношения с близким взрослым. Задачей данной работы является обзор основных современных подходов к исследованию детско - родительских отношений, исследование специфики родительского отношения, описание предложенного метода исследования и изложение предварительных результатов.

Постановка проблемы. Проблемность вопроса заключается в следующем: каковы основные направления психологической помощи родителям в обеспечении благоприятного развития личности ребенка в неполной семье. Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее, целиком зависят от родителей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и надеется на их защиту. Одна из самых значительных сил, с которой дети должны научиться справляться, — это стресс, вызываемый страхом и тревогой. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

Решение этой проблемы требует как можно более раннего определения причин возникновения и особенностей проявления тревожности у детей с целью ее дальнейшей коррекции и профилактики.

Актуальность темы: в настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.

Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А.Я. Варга, Т.В. Архиреева, Н.Н. Авдеева, А.И. Захаров, А.И. Спиваковская, А. Е. Личко, Э. Г. Эйдемиллер и др.). При этом затрагиваются различные сферы детско - родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и т.д.

Научная новизна работы, состоит в теоретическом анализе особенностей воспитания детей в семье; в выявлении факторов, обусловливающих позитивные/негативные взаимоотношения детей с родителями; в изучении и использовании прогрессивного опыта народной педагогики.

Родительские установки, или позиции, — один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. При этом под родительскими установками А.С. Спиваковская[1] понимает систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Еще в 30 - х гг. были выделены четыре родительские установки и соответствующие им типы поведения: "принятие и любовь", "явное отвержение", "излишняя требовательность", "чрезмерная опека", а также была прослежена определенная зависимость между поведением родителей и поведением детей. Так, например, "принятие и любовь" порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют нормальному развитию личности, в то время как "явное отвержение" ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.

Объектом исследования определили детско - родительские отношения, как фактор развития ребенка.

Предмет исследования: особенности отношения родителей с детьми.

Цель исследования: исследовать особенности взаимоотношений между родителем и ребёнком.

Гипотеза - детско - родительские отношения, влияют на развитие ребенка.

Задачи:

1) изучить теоретический материал по данной теме;

2) обосновать замысел и описать процедуру экспериментального изучения характерологический черт личности родителей, стилей взаимодействия и отношения с ребенком;

3) организовать и провести психологический эксперимент;

4) сформулировать основные выводы в результате полученных данных.

Практическая значимость курсовой работы заключается в раскрытии процессов оптимизации семейного воспитания путем выработки рекомендаций для родителей в условиях выявления взаимосвязи стиля воспитание с личностными качествами детей.

Теоретическую основу работы составили труды: Спиваковская, Обухова, Эриксон, Захаров, Эйдемиллер, Марковская.

Вопросы, посвященные проблеме детско - родительских отношений, рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые Божович Л. И., Выготский Л. С., Дубровина И. В., Лисина М. И., Леонтьев А. Н., В. С.Мухина, Хоментаускас Г.Т., Эльконин Д. Б и многие другие.

Божович Л. И. в работе «Этапы формирования личности в онтогенезе» [2]установила, что в процессе онтогенетического развития в психике ребенка возникают качественно новые образования. Эти психологические образования как некий целостный механизм, определяют поведение и деятельность человека, его взаимоотношения с людьми, его отношение к окружающему и к самому себе. Выготский Л. С., Лисина М. И., Эльконин разрабатывая проблему периодизации психического развития показали, что с возрастом изменяется мировоззрение ребенка, тип его ведущей деятельности, отношения со взрослыми и сверстниками, и это влечет за собой и изменения в отношение родителей к нему. Дубровина И.В. в работе «Семья и социализация ребенка» [3]рассматривает семью как главный источник социализации. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основным механизмом ее является воспитание. Воспитание - это процесс социальный в самом широком смысле.

Итак, для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско - родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. В этом конфликте заключается одно из самых сильных противоречий детско - родительских отношений в семье.

Исследования А.Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, Д. Б. Эльконина и других показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями. Таким образом, можно со всей определенностью утверждать, что на детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка.[4]

 

Очевидно, что социальная нестабильность, потеря (или угроза потери) взрослыми своей социальной позиции, неуверенность в себе, в завтрашнем дне, чувство вины за то, что обеспечиваешь семью хуже, чем другие, порождает у некоторых взрослых стремление выместить это на детях, что и проявляется во многих случаях жестокого обращения с детьми, провоцируя появление ситуаций, вызывающих тревогу у детей.В связи с этим целью курсовой работы, стало изучение особенностей развития детско - родительских отношений в семье. Мы предположили, что неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью, способствуют проявлению тревожности, что, в свою очередь, сказывается на восприятии ребенком системы семейных отношений.                                      РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ, КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

 

Методика «Рисунок семьи».

Идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А. И. Захарова, Н. Кармана и другие.[18]

Рисунки детей и родителей сопоставляются по ряду критериев.

Размер фигуры человека напрямую связан с тем, какое место в душе ребёнка занимает отношение к этому человеку. Исходя из анализа наших рисунков, поэтому критерию можно отметить, что мамы и папы очень авторитетны для детей и отношение с ними стоит на 1м месте. В 20% детских рисунков родители были нарисованы среднего размера; 63,3% - большого размера  мама и в 67% - папа. В 53,3% дети рисуют себя среднего и 33,3% - малого размера. В рисунках взрослого являются большими  в 70% - мамы, в 80% - папы и средними в 23,3% - мамы, в 13,3% - папы; дети: в 60% - среднего размера и в 37% - совсем маленькие. Если ребёнок рисует себя таким же по размерам как и взрослого, что наблюдается в 27% случаев, то это говорит о том, что он чувствует себя очень значимым, уникальным, таким как и родители. Взрослые предпочли быть большими на своих рисунках, а детей нарисовали среднего и маленького размера. То естьстаршие в 100% случаев считают себя безоговорочно авторитетами для детей хотя на самом деле как видно из рисунков детей таковыми не являются.

Размещение фигур на листе. Приблизительно одинаковое количество рисунков детей и их родителей имеют общее содержание, то есть вся семья находится в правой стороне листа - в детских рисунках: мама - 33,3%, папа - 20% и ребёнок - 37%; во взрослых: мама - 43,3%, папа - 17% и ребёнок - 43,3%  - это указывает на то, что испытуемые стремятся в будущее, строят планы. Левая сторона символизирует уход в прошлое, в рисунках детей с этой стороны изображены: мама - 50%, папа - 47%, ребёнок - 43,3%; в рисунках родителей: мама - 33,3%, папа - 50%, ребёнок - 27%. Центр наблюдается в детских рисунках: мама - 20%, папа - 23,3%, ребёнок - 23,3%; во взрослых: мама - 30%, папа - 37%, ребёнок - 33,3%.

Расположение членов семьи в рисунках показывают об эмоциональных контактах, близости. Чем дальше друг от друга, тем слабее эмоциональные связи. Если ребёнок рисует себя между родителями – это говорит о привязанности к обоим родителям, если вблизи к одному из них – говорит о выраженной привязанности к одному родителю.[19]

Светлые положительные элементы: солнце, цветы, птицы. Они означают душевный покой, позитивное эмоциональное настроение. Как в рисунках детей, так и в рисунках родителей по большому счёту есть все 3 положительных элемента. Преобладающим оказалось солнце. Солнце (источник света) - источник любви, радости, счастья в жизни этих семьях. Присутствует оно в 60% детских рисунков и 37% взрослых. Дети оказываются оптимистичнее взрослых.

Цветовая гамма. Психолог - исследователь в области цвета Макс Люшер говорил, что выбор цвета отражает не только психологические качества человека, но и состояние его здоровья. Цвет хорошо отражает эмоциональные отношения, складывающееся в семье. Обычно в детском рисунке используется 5 - 6 цветов. Более широкая палитра открывает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Более скудная говорит о негативных эмоциях в данный момент. [20]В наших рисунках родители использовали: 1цвет - 33,3%, 7 цветов - 13,3%; дети: 1цвет - 30%, 6 цветов 20%, 7 цветов – 13,3%. Также особое место занимает доминирующий цвет. В детских рисунках – зелёный (27%), коричневый (20%), серый (37%); в рисунках родителей – зелёный (27%), синий (17%), серый (67%). Общими цветами были зелёный и серый. Каждый из цветов имеет собственное символическое значение: зелёный - уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности; коричневый - чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто отрицательные эмоции; серый - безразличие, отстранённость, желание уйти, не замечать того, что тревожит; синий - концентрация, сосредоточённость на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ.

Цветовая идентификация. Одинаковое количество деталей говорит об идентификации ребёнка с другими членами семьи. Дети идентифицирующие себя с обоими родителями: 10% - с мамой и 7% - с отцом. В соотношении детских рисунков со взрослыми, можно сказать, что есть общий процент в изображении обоих супругов (10%), и отца с ребёнком (7%). В 83% детских рисунков не присутствовала цветовая идентификация с родителями, которая отражает нежелание иметь предпочтительных отношений с ними.

Тщательность вырисовки. Тщательность и аккуратность выполнения означает о любовном и заботливом отношении к членам семьи. Аккуратность части персонажей – признак особого расположения именно к этим членам семьи. Небрежность – неблагополучие в данных семьях. В большинстве случаев взрослые использовали этот показатель в 80%, а дети только в 13,3%.

Показатель тревоги. Основатель гештальт - терапии Ф. Перлз писал: «…Формула тревоги очень проста: тревога – это брешь между сейчас и тогда».  Любящие своих детей родители всегда испытывают страхи и опасения за их жизнь. В нашем случае в 47% родители более тревожны, чем сами дети – 20%.

Преграды между членами семьи (барьеры) разделяющие их друг от друга свидетельствуют о проблемах в общении. И в детских и во взрослых рисунках существовали преграды. Большее их количество, можно было увидеть в рисунках родителей (27%), чем в рисунках детей (13,3%). Это очень тревожный сигнал, почти 1/3самих родителей не настроены на установлении тесных отношений с детьми.

Показатель неуверенности. Можно сказать, что показатель неуверенности или неуверенности в себе одинаково выражен и во взрослых рисунках (87%) и в детских (86,6%). Неуверенность ребёнка и родителей отражает реальное положение в семье. Обычно проявляется в семьях, где воспитывается только 1 ребёнок, что и наблюдается в 21 семье (70%). То есть можно считать, что неуверенность родителей, показанный и ребёнком становится его самостоятельной чертой характера.

Тест «Рисунок семьи» помог получить информацию о ребёнке, его душевном состоянии, более подробно и детально увидеть взаимоотношения между родителем и ребёнком, посмотреть на семью глазами ребёнка и взрослого.

Вывод по практической части

После обработки всех взятых методик при исследовании детско – родительских взаимоотношений, а именно опросника «Анализ семейного воспитания» (В. Юстицкий, Э. Г. Эйдемиллер), опросника «Взаимодействия родитель - ребёнок» (Марковская И. М), методики «Рисунок семьи», теста – опросника родительского отношения к детям (А. Я. Варга, В. В. Столин), опросника «Cтили родительского поведения» (Степанов) и «методики PARI» (Е. С. Шефер и Р. К. Белл),можно сделать такой вывод. Родители занимают такие позиции: одни родители хотят быть авторитарными над детьми, другие авторитетными. Если брать во внимание авторитарность («Cтили родительского поведения»)  и гиперпротекцию(или чрезвычайное вмешательство в мир ребёнка по методике PARI (высокий уровень – 8,2%, средний уровень – 8,3%)),которая составила 43% на высоком уровне, то такой стиль воспитания деструктивным образом будет влиять на развитие ещё слабой личности, то есть на ребёнка. Потому что гиперпротекция – это когда родители уделяют чрезмерно огромное внимание своему ребёнку, тем самым блокируют возможность для его самостоятельного развития. Авместе с сочетанием авторитарности даёт ещё более глубокий эффект. После гиперпротекции на 2 - м месте по количеству баллов в опроснике «Анализ семейного воспитания» находится потворствование. Родители склонны стремиться к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребёнка. К этому можно присоединить и данные по шкале расширения родительских чувств – 17% (средний уровень) возникающая под воздействием потворствующей и доминирующей протекции – стремление отдать детям все чувства и любовь, иногда отказ от повторного замужества. При таком неизменном родительском обращении дети вырастают эгоистами.

Было определено и другое поведение родителей.Авторитарность родителя и определённая психологическая дистанция между ребёнком и родителем, отсутствие эмоциональных тесных взаимоотношений.Преграды исходя из рисуночной методики, которые составили в родительских рисунках - 27%, а у детей - 13,3% означают, что сами родители не настроены на установление тесных отношений с детьми. А также в тесте – опроснике родительского отношения к детям демонстрируется шкала симбиоз (психологическая дистанция между ребёнком и родителем), где на высоком уровне – 27%, на среднем – 67% и на низком -  7%. Неуверенность родителей проецируется на детей и становится их личностным качеством. В нашем исследовании в 87% присутствует это качество у взрослых и в 86,6% у детей («Рисунок семьи»).  В 83% детских рисунков в категории цветовой идентификации дети не идентифицировали себя со своими родителями. В этом отражается нежелание иметь предпочтительных отношений с такими родителями.

Авторитетность родителей – осознавание всей важности становления личности ребёнка, право на саморазвитие ребёнка, понимание степени требований от ребёнка. Родители в разумных пределах готовы пересмотреть свои позиции и даже пойти на компромисс.  По методике PARIсверхавторитетность родителей на высоком уровне – 11,3%, средний уровень – 6%; уравнённые отношения на высоком уровне – 14%, средний уровень – 4,1%. Этот стиль отношения к детям является конструктивным. Авторитетность соотноситьсясо шкалами чрезмерной (недостаточной) требовательности – запретов («Анализ семейного воспитания»), где результаты по этим шкалам наблюдались на низком уровне. Родители редко используют требования и запреты. Такой аспект родительского отношения каккооперация(тест – опросникродительскогоотношения к детям) на среднем уровне ответило 3,3%, а на высоком уровне – 97%. Искренний интерес к тому, чтоинтересуетребёнка, высокооцениваютсяспособностиребёнка, поощряетсясамостоятельность и инициативностьребёнка, родители стараються быть с ребёнком на равных.

Заключение

Таким образом, анализирую роль семьи, как фактор развития ребенка,

мы видим, что семья является тем социальным институтом, той ячейкой

общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь

человека, она становится тем первым домом, в котором человек

вырастает и получает первые жизненные уроки, получает

поддержку и помощь, в котором учится любви к миру, к людям. У ребёнка, сохраняются на всю жизнь самые добрые и светлые воспоминания, согревающие его сердце и укрепляющие светлую волю в самые трудные

моменты жизни.

Конечно, роль семейного воспитания в формировании характера,

взглядов, привычек не абсолютна. Большую роль играет самовоспитание и

тот багаж жизненного опыта, который человек получил в своих прошлых

жизнях генетически зафиксированная в родителях. Именно поэтому все

люди рождаются уже с присущими им чертами характера, а также роль

вне семейного воспитания, который человек получает, живя в обществе.

Но семья может расширить те светлые качества человека, которые уже

есть в нем, присущи ему от рождения, помочь человеку победить и

искоренить свои недостатки и пороки, и именно в этом заключается

великая и светлая роль семьи.

Процесс воспитания в семье носит характер обратной связи и,

воспитывая своих детей, родители воспитывают тем самым и самих себя. В зависимости от характера воспитания (модели воспитания),

отношения родителей к ребенку. Происходит формирование определенных

(порой достаточно устойчивых) взаимоотношений между ними. И если

авторитарное поведение родителей и подавление интересов ребенка своими интересами, насильственное навязывание ему своих взглядов, жёсткая критика, игнорирование интересов ребенка, формируют слабую, несамостоятельную, неуверенную в себе личность, то сочетание внимательного, заботливого отношения всвоему ребенку без излишней навязчивости, стремления c любовью и готовностью помочь, становятся залогом формирования полноценного, душевно здорового,

готового и способного помочь окружающим человека.

Поставленная в исследовании цель: исследовать особенности взаимоотношений между родителем и ребёнкомдостигнута.

Выдвинутая в исследовании гипотеза подтвердилась: детско - родительские отношения, влияют на развитие ребенка.

На этот факт указывали многие исследователи психологии семьи

(Адлер А., 1998; Варга А. Я., 1986; Захаров А.И.,1998; Навайтис Г

.А., 1998; Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В., 1999 и др.).

Исследование по выявлению соотношения личностных черт родителей и

стиля отношения к ребенку позволило экспериментально доказать наличие

связи между этими факторами, сравнить личностные черты родителей с

конструктивным и деструктивным стилем отношения к ребенку.

В теоретической части работы раскрыты: детско – родительские отношения в психологии; рассмотрены различные классификации стилей родительского отношения; личностные особенности родителей в воспитании; изучена роль семьи в развитии и воспитании ребенка.

Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение динамики

изменения степени влияния личностных черт родителей на стиль

воспитания ребенка, по мере его взросления. Также, расширение выборки: увеличение численности, включение всех отцов в число испытуемых. Изучениевлияния социокультурных и семейных традиций, особенностейобщениявзрослых членов семьи между собой, степени удовлетворенности браком, наличия в качестве участников воспитания бабушек и дедушек.

Список использованной литературы

1) Бёрнс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки. Пер. с англ. М.: Смысл, 2000.

2) Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе.//Вопр.психологии, 1979,№2.

3) Бордовская Н., Реан А. Педагогика: Учебник для вузов СПб: 2000 г. 304 с.

4) Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Издательство Владос – Пресс, 2003.

5) ВинникоттД.В.Маленькие дети и их матери М.,1998. С.54.

6) Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000. 240с.

7) Дубровина И.В.Семья и социализация ребёнка//Возр. и пед.псих.с.50

8) Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.

— М.: Просвещение, 1986. — 128 с.

9) Корытова Г.С. Психологические особенности внутрисемейных

отношений и их влияние на проявления школьной дезадаптации.: Дис.

… канд. псих. наук. – Улан -Удэ, 1998. – 166 с.

10) Лосева В.К. Рисуем семью: Диагностика семейных отношений. М.:АПО, 1995.

11) Марковская И. М. Опросник для изучения взаимодействия родителей

с детьми // Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 2.

12) Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. - М.:МГУ, 1988. – 200 с.

13) Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М., 1989. 322 с.

14) Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы. – М., 1993. – С.62.

15) Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи.

СПб.: Питер, 1999. 656 с.

16) Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996. – 344 с.

17) http://www.kros.ru/_idc/konferens2.php

18) http://www.psylist.net/praktikum/26.htm

19) http://www.skorova.spb.ru/?mode=test19

20) http://www.child-psy.ru/nepravda/306.html

 

 


[1]Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. — М.: МГУ, 1988. — 200 с

[2]Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе.//Вопр.психологии, 1979,№2.

[3] Дубровина И.В.Семья и социализация ребёнка//Возр. и пед.псих.с.50

[4]Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? - М.,2000.-240 с.

[5]Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996. – 344 с.

[6]ВинникоттД.В.Маленькие дети и их матери М.,1998. С.54.

[7]Бордовская Н., Реан А. Педагогика: Учебник для вузов СПб: 2000 г. 304 с.

[8]Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. – М., 1993. – С.62.

[9]Г.Т.ХоментаускасСемья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 1989г.-160 с.

[10]Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М.: Просвещение, 1986. — 128 с.

[11]http://www.kros.ru/_idc/konferens2.php

[12]Корытова Г.С. Психологические особенности внутрисемейных отношений и их влияние на проявления школьной дезадаптации.: Дис. канд.псих. наук.-Улан-Удэ,1998.-166 с.

[13]Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. Психология и психотерапия семьи.-СПб.:Питер,1999.-656 с.

[14] Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми //Семейная психология и семейная терапия.-1999.-№2.- С.17.

[15]http://www.psylist.net/praktikum/26.htm

[16]http://www.skorova.spb.ru/?mode=test19

[17]http://www.child-psy.ru/nepravda/306.html

[18] Бернс Р.С.,КауфманС.Х.Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки. Перев.с англ.М.:Смысл,2000.

[19] Лосева В.К.Рисуем семью: Диагностика семейных отношений. М.:АПО,1995.

[20]Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство.-М.:Издательство Владос-Пресс,2003.

Содержание

 

Введение

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ, КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

1.1. Детско - родительские отношения в психологии

1.2. Классификация стилей воспитания в психологии

1.3. Личностные особенности родителей в воспитании

1.4. Семья как фактор развития ребенка

Выводы по теоретической части

РАЗДЕЛ II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РОДИТЕЛЯ И ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.

2.1. Использованные методики при диагностическом исследовании

2.2. Описание проведения исследования и его результат

Выводы по практической части

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Многих психологов самых различных школ и направлений давно привлекала внимание чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми. Решающую роль для развития ребенка, играют отношения с близким взрослым. Задачей данной работы является обзор основных современных подходов к исследованию детско - родительских отношений, исследование специфики родительского отношения, описание предложенного метода исследования и изложение предварительных результатов.

Постановка проблемы. Проблемность вопроса заключается в следующем: каковы основные направления психологической помощи родителям в обеспечении благоприятного развития личности ребенка в неполной семье. Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее, целиком зависят от родителей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и надеется на их защиту. Одна из самых значительных сил, с которой дети должны научиться справляться, — это стресс, вызываемый страхом и тревогой. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

Решение этой проблемы требует как можно более раннего определения причин возникновения и особенностей проявления тревожности у детей с целью ее дальнейшей коррекции и профилактики.

Актуальность темы: в настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.

Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А.Я. Варга, Т.В. Архиреева, Н.Н. Авдеева, А.И. Захаров, А.И. Спиваковская, А. Е. Личко, Э. Г. Эйдемиллер и др.). При этом затрагиваются различные сферы детско - родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и т.д.

Научная новизна работы, состоит в теоретическом анализе особенностей воспитания детей в семье; в выявлении факторов, обусловливающих позитивные/негативные взаимоотношения детей с родителями; в изучении и использовании прогрессивного опыта народной педагогики.

Родительские установки, или позиции, — один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. При этом под родительскими установками А.С. Спиваковская[1] понимает систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Еще в 30 - х гг. были выделены четыре родительские установки и соответствующие им типы поведения: "принятие и любовь", "явное отвержение", "излишняя требовательность", "чрезмерная опека", а также была прослежена определенная зависимость между поведением родителей и поведением детей. Так, например, "принятие и любовь" порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют нормальному развитию личности, в то время как "явное отвержение" ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.

Объектом исследования определили детско - родительские отношения, как фактор развития ребенка.

Предмет исследования: особенности отношения родителей с детьми.

Цель исследования: исследовать особенности взаимоотношений между родителем и ребёнком.

Гипотеза - детско - родительские отношения, влияют на развитие ребенка.

Задачи:

1) изучить теоретический материал по данной теме;

2) обосновать замысел и описать процедуру экспериментального изучения характерологический черт личности родителей, стилей взаимодействия и отношения с ребенком;

3) организовать и провести психологический эксперимент;

4) сформулировать основные выводы в результате полученных данных.

Практическая значимость курсовой работы заключается в раскрытии процессов оптимизации семейного воспитания путем выработки рекомендаций для родителей в условиях выявления взаимосвязи стиля воспитание с личностными качествами детей.

Теоретическую основу работы составили труды: Спиваковская, Обухова, Эриксон, Захаров, Эйдемиллер, Марковская.

Вопросы, посвященные проблеме детско - родительских отношений, рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые Божович Л. И., Выготский Л. С., Дубровина И. В., Лисина М. И., Леонтьев А. Н., В. С.Мухина, Хоментаускас Г.Т., Эльконин Д. Б и многие другие.

Божович Л. И. в работе «Этапы формирования личности в онтогенезе» [2]установила, что в процессе онтогенетического развития в психике ребенка возникают качественно новые образования. Эти психологические образования как некий целостный механизм, определяют поведение и деятельность человека, его взаимоотношения с людьми, его отношение к окружающему и к самому себе. Выготский Л. С., Лисина М. И., Эльконин разрабатывая проблему периодизации психического развития показали, что с возрастом изменяется мировоззрение ребенка, тип его ведущей деятельности, отношения со взрослыми и сверстниками, и это влечет за собой и изменения в отношение родителей к нему. Дубровина И.В. в работе «Семья и социализация ребенка» [3]рассматривает семью как главный источник социализации. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основным механизмом ее является воспитание. Воспитание - это процесс социальный в самом широком смысле.

Итак, для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско - родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. В этом конфликте заключается одно из самых сильных противоречий детско - родительских отношений в семье.

Исследования А.Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, Д. Б. Эльконина и других показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями. Таким образом, можно со всей определенностью утверждать, что на детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка.[4]

 

Очевидно, что социальная нестабильность, потеря (или угроза потери) взрослыми своей социальной позиции, неуверенность в себе, в завтрашнем дне, чувство вины за то, что обеспечиваешь семью хуже, чем другие, порождает у некоторых взрослых стремление выместить это на детях, что и проявляется во многих случаях жестокого обращения с детьми, провоцируя появление ситуаций, вызывающих тревогу у детей.В связи с этим целью курсовой работы, стало изучение особенностей развития детско - родительских отношений в семье. Мы предположили, что неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью, способствуют проявлению тревожности, что, в свою очередь, сказывается на восприятии ребенком системы семейных отношений.                                      РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ, КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

 

Детско - родительские отношения в психологии

 

Первым научным направлением, поставившим детско - родительские отношения в центр развития личности ребенка, был, как известно, классический психоанализ. Психоанализ, стал определяющим направлением развития основных концепций детского развития, в которых ключевая роль отводится проблеме отношений между детьми и родителями (Э.Эриксон[5], К.Хорни, др.). Наибольшую популярность завоевала теория привязанности (Д.Боулби, М.Эйнсворт). Центральным понятием в теории привязанности является "внутренняя рабочая модель", которая представляет собой неразрывное и взаимообусловленное единство себя и другого. Ребенок познает себя через отношение к нему матери, а мать воспринимает как источник отношения к себе. Эта сложная взаимосвязь в первоначальном варианте, понималась как отношение к себе и к близкому взрослому, которое дает чувство защищенности и безопасности.

В современных исследованиях, данного вопроса, происходит переориентация с изучения самосознания ребенка к исследованию его поведения, которое чаще всего описывается в терминах социальной адаптации и компетенции. Привязанность рассматривается уже не как отношение, а как стратегия поведения с родителями. E.Moss и др., отмечают положительную корреляцию между "надежным" типом привязанности и школьной адаптацией, гармоничной коммуникацией в детско - родительской диаде. В исследовании P.Crittenden показана прямая зависимость стратегии поведения школьников и подростков от качества привязанности к матери.

Помимо теории привязанности, весьма популярным в западной психологии являются теоретические модели, разработанные D.Baumrind, а также E. S. Schaefer, R. A. Bell. D. Baumrind предложил классификацию родительских стилей поведения, включающую 3 типа: 1) авторитетный; 2) авторитарный; 3) попустительский стиль; E. S. Schaefer, R. A. Bell разработали динамическую двухфактор


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.129 с.