Опросник «Стратегии семейного воспитания» (Степанов С.) — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опросник «Стратегии семейного воспитания» (Степанов С.)

2019-05-27 1419
Опросник «Стратегии семейного воспитания» (Степанов С.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Опросник позволяет определить один из стилей воспитания: авторитарный, либеральный, демократический (авторитетный), индифферентный (попустительский). Опросник содержит 10 вопросов, каждый состоит из 4 - х вариантов.

Ф.И.О. Авторитетный Авторитарный Либеральный Индиффе - рентный
1)А.А.Е. 5 3 0 2
2)Б.О.Н. 6 2 0 2
3)Б.Т.С. 5 2 2 1
4)Б.О.Р. 5 3 2 0
5)В.О.О. 7 2 1 0
6)В.И.А. 6 2 0 2
7)В.Е.Н. 7 1 2 0
8)Г.Е.Н. 3 4 2 1
9)Д.О.А.   6 2 2 0
10)Ж.Е. В. 5 3 0 2
11)З.А. В. 4 2 3 1
12)К.А.А. 5 4 1 0
13)К.Г.В. 6 1 2 1
14)К.Н.А.   3 2 2 3
15)К.Ю.М. 6 2 2 0
16)Л.В.А. 5 3 1 1
17)Л.Е.С.   4 3 1 2
18)М.З.А. 6 3 1 0
19)Н.И.П. 6 2 1 1
20)П.О.А. 5 3 1 1
21)П.М.С. 3 2 3 2
22)Р.Т.А. 5 2 1 2
23)Р.А.А. 7 1 2 0
24)С.И.Н. 7 2 1 0
25)Т.К.А. 7 2 1 0
26)Т.Ю.В. 6 2 1 1
27)У.О.Ю. 6 2 2 0
28)Ф.А.В. 4 3 0 3
29)Ш.Л.В. 5 2 2 1
30)Ю.Т.Н. 2 5 1 2

 

Исходя из полученных данных, наибольшее количество баллов было набрано по шкале соответствующей авторитарному стилю воспитания. На высоком уровне – 3,3% и на среднем – 97%. Взрослый хорошо представляет, каким должен быть ребёнок и прилагает максимум усилий, чтобы приблизить его к «идеалу». Категоричные требования, неуступчивость, излишняя требовательность – основные составляющие авторитарных отношений.

Шкала авторитетный стиль воспитания: низкий уровень – 17%; средний уровень – 83,3%. Родитель осознаёт свою важность в становлении личности ребёнка, но и за ним признаёт право на саморазвитие. Трезво понимает, какие требования необходимо диктовать, а какие – обсуждать. В разумных пределах готов пересмотреть свои позиции, пойти на компромисс.

Остальные две шкалы набрали минимум баллов.Либеральный и индифферентный стили для родителей не являются актуальными.

«Методика PARI» (Е. С. Шефер и Р. К. Белл)

В методике выделены 23 аспекта(23 шкалы)-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы: 1 — оптимальный эмоциональный контакт, 2 — излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, 3 — излишняя концентрация на ребенке.Вся методика состоит из 115 суждений.

Ф.И.О.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1)А.А.Е.

14

15

14

16

15

17

11

16

17

17

16

17

2)Б.О.Н.

15

16

13

17

17

17

12

15

17

16

15

16

3)Б.Т.С.

16

14

18

13

17

16

13

12

17

15

19

14

4)Б.О.Р.

17

17

15

19

16

15

14

15

17

15

20

15

5)В.О.О.

17

17

17

14

15

15

15

13

16

15

18

15

6)В.И.А.

20

15

16

13

17

17

17

19

17

17

19

20

7)В.Е.Н.

17

12

8

13

10

15

12

10

10

11

13

14

8)Г.Е.Н.

18

18

15

16

18

19

16

17

16

16

18

15

9)Д.О.А.

16

16

17

15

17

16

15

16

15

17

20

12

10)Ж.Е.В.

15

17

17

17

14

16

14

14

17

17

19

13

11)З.А.В.

14

15

17

17

17

17

13

13

17

14

20

17

12)К.А.А.

12

13

14

17

13

17

11

15

15

13

13

17

13)К.Г.В.

13

15

13

15

17

15

15

17

14

16

18

15

14)К.Н.А.

17

16

15

17

15

13

17

10

15

17

19

13

15)К.Ю.М.

16

17

18

16

15

17

16

16

13

15

18

15

16)Л.В.А.

19

17

17

16

14

20

15

19

15

17

16

19

17)Л.Е.С.

16

19

20

16

17

17

16

17

13

16

19

16

18)М.З.А.

17

13

16

13

19

16

17

17

16

19

20

16

19)Н.И.П.

17

14

8

14

17

14

16

16

15

14

19

17

20)П.О.А.

15

15

17

13

17

13

15

15

17

12

14

17

21)П.М.С.

14

17

17

16

16

15

17

14

10

17

16

16

22)Р.Т.А.

15

9

15

15

15

17

17

12

17

17

18

15

23)Р.А.А.

17

13

17

16

14

15

15

10

10

14

18

12

24)С.И.Н.

17

15

15

17

15

16

15

17

15

16

15

19

25)Т.К.А.

15

13

15

14

18

16

16

11

14

14

13

13

26)Т.Ю.В.

14

8

11

12

14

10

14

12

13

14

15

15

27)У.О.Ю.

16

13

19

16

16

16

15

16

13

15

14

13

28)Ф.А.В.

18

13

15

16

16

16

16

15

12

15

18

16

29)Ш.Л.В.

15

15

16

15

15

19

16

16

14

16

15

16

30)Ю.Т.Н.

14

14

17

20

19

20

15

16

12

19

19

20

Ф.И.О.

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

 

1)А.А.Е.

17

12

17

17

17

17

17

17

20

17

17

 

2)Б.О.Н.

17

13

17

17

16

15

17

16

16

17

15

 

3)Б.Т.С.

20

16

16

17

16

13

12

19

18

16

19

 

4)Б.О.Р.

15

15

16

16

15

12

16

17

17

16

20

 

5)В.О.О.

13

17

15

15

17

13

15

14

19

15

13

 

6)В.И.А.

13

16

12

11

17

15

13

12

20

20

10

 

7)В.Е.Н.

15

13

11

10

13

11

11

12

15

10

14

 

8)Г.Е.Н.

15

17

17

15

16

16

11

17

19

17

13

 

9)Д.О.А.

16

15

16

17

15

17

16

19

18

12

12

 

10)Ж.Е.В.

17

13

17

14

13

15

15

18

13

13

14

 

11)З.А.В.

17

15

15

13

11

12

14

12

20

19

18

 

12)К.А.А.

16

17

12

16

17

17

13

20

19

16

19

 

13)К.Г.В.

14

17

13

17

13

13

13

15

15

15

15

 

14)К.Н.А.

15

12

15

15

15

16

16

19

20

17

17

 

15)К.Ю.М.

19

13

17

17

17

17

15

16

20

17

16

 

16)Л.В.А.

14

16

17

18

14

17

13

17

18

18

14

 

17)Л.Е.С.

17

17

16

14

16

16

17

19

18

18

19

 

18)М.З.А.

16

15

16

15

17

17

17

14

18

17

17

 

19)Н.И.П.

17

17

15

17

16

15

17

18

19

14

17

 

20)П.О.А.

17

17

17

16

15

16

15

20

18

15

20

 

21)П.М.С.

17

15

16

15

12

15

16

17

18

16

15

 

22)Р.Т.А.

16

13

14

19

13

19

14

15

20

13

14

 

23)Р.А.А.

11

13

15

11

11

12

15

19

18

12

13

 

24)С.И.Н.

19

12

19

12

15

13

12

13

19

14

19

 

25)Т.К.А.

11

14

17

12

14

18

12

12

16

15

17

 

26)Т.Ю.В.

11

12

15

11

15

12

10

12

16

16

12

 

27)У.О.Ю.

15

14

14

14

14

14

15

20

20

15

17

 

28)Ф.А.В.

20

13

16

13

12

12

11

18

20

15

17

 

29)Ш.Л.В.

16

15

16

15

15

15

16

19

16

15

16

 

30)Ю.Т.Н.

12

13

19

16

16

13

16

19

19

14

18

 

 

1- й признак - предоставление ребенку возможности высказаться, вербализация:

высокий уровень – 3%;

средний уровень – 13,4%.

    2 – й признак - чрезмерная забота, оберегание ребенка от трудностей:

высокий уровень – 1,2%;

средний уровень – 13%;

низкий уровень – 0,6%.

    3 – й признак - зависимость от семьи:

высокий уровень – 3%;

средний уровень – 12,4%;

низкий уровень – 0,5%.

    4 – й признак - подавление воли:

высокий уровень – 1,3%;

средний уровень – 14,2%.

    5 – й признак - ощущение самопожертвования:

высокий уровень – 2,5%;

средний уровень – 13,4%.

    6 – й признак - опасение обидеть, причинить вред ребенку:

высокий уровень – 3%;

средний уровень – 13,5%.

    7 – й признак - семейные конфликты:

средний уровень – 15%.

    8 – й признак – раздражительность:

высокий уровень – 1,3%;

средний уровень – 13,4%.

    9 – й признак - излишняя строгость:

средний уровень – 14%.

    10 – й признак - исключение внутрисемейных влияний:

высокий уровень – 1,3%;

средний уровень – 14,3%.

    11 – й признак –сверхавторитетность родителей:

высокий уровень – 11,3%;

средний уровень – 6%.

    12 – й признак - подавление агрессивности:

высокий уровень – 3%;

средний уровень – 13%.

    13 – й признак - неудовлетворенность ролью хозяйки:

высокий уровень – 3%;

средний уровень – 13%.

    14 – й признак - партнерские отношения:

средний уровень – 15%.

    15 – й признак - развитие активности ребенка:

высокий уровень – 1,3%;

средний уровень – 14,3%.

    16 – й признак - уклонение от конфликта:

высокий уровень – 1,2%;

средний уровень – 14%.

    17 – й признак - безучастность мужа:

средний уровень – 15%.

    18 – й признак - подавление сексуальности:

высокий уровень – 1,2%;

средний уровень – 14%.

    19 –й признак - доминирование матери:

средний уровень – 14,3%.

    20 – й признак - чрезвычайное вмешательство в мир ребенка:

высокий уровень – 8,2%;

средний уровень – 8,3%.

    21 – й признак - уравненные отношения:

высокий уровень – 14%;

средний уровень – 4,1%.

    22 – й признак - стремление ускорить развитие ребенка:

высокий уровень – 2,5%;

средний уровень – 13%.

    23 – й признак - несамостоятельность матери:

высокий уровень – 5%;

средний уровень – 11%.

После диагностирования испытуемых по методике PARI было выявлено 23 признака – касающихся разных сторон отношения родителей к ребёнку, жизни в семье. Из которых 3 признака оказались более значимыми для родителей. В данных признаках высокий уровень выраженности отдельного признака был выше, чем высокий, средний и низкий уровни остальных признаков. Это признак сверхавторитетность родителей, (высокий уровень – 11,3%, средний уровень – 6%), чрезвычайное вмешательство в мир ребёнка (высокий уровень – 8,2%, средний уровень – 8,3%), уравнённые отношения (высокий уровень – 14%, средний уровень – 4,1%).

Вывод по практической части

После обработки всех взятых методик при исследовании детско – родительских взаимоотношений, а именно опросника «Анализ семейного воспитания» (В. Юстицкий, Э. Г. Эйдемиллер), опросника «Взаимодействия родитель - ребёнок» (Марковская И. М), методики «Рисунок семьи», теста – опросника родительского отношения к детям (А. Я. Варга, В. В. Столин), опросника «Cтили родительского поведения» (Степанов) и «методики PARI» (Е. С. Шефер и Р. К. Белл),можно сделать такой вывод. Родители занимают такие позиции: одни родители хотят быть авторитарными над детьми, другие авторитетными. Если брать во внимание авторитарность («Cтили родительского поведения»)  и гиперпротекцию(или чрезвычайное вмешательство в мир ребёнка по методике PARI (высокий уровень – 8,2%, средний уровень – 8,3%)),которая составила 43% на высоком уровне, то такой стиль воспитания деструктивным образом будет влиять на развитие ещё слабой личности, то есть на ребёнка. Потому что гиперпротекция – это когда родители уделяют чрезмерно огромное внимание своему ребёнку, тем самым блокируют возможность для его самостоятельного развития. Авместе с сочетанием авторитарности даёт ещё более глубокий эффект. После гиперпротекции на 2 - м месте по количеству баллов в опроснике «Анализ семейного воспитания» находится потворствование. Родители склонны стремиться к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребёнка. К этому можно присоединить и данные по шкале расширения родительских чувств – 17% (средний уровень) возникающая под воздействием потворствующей и доминирующей протекции – стремление отдать детям все чувства и любовь, иногда отказ от повторного замужества. При таком неизменном родительском обращении дети вырастают эгоистами.

Было определено и другое поведение родителей.Авторитарность родителя и определённая психологическая дистанция между ребёнком и родителем, отсутствие эмоциональных тесных взаимоотношений.Преграды исходя из рисуночной методики, которые составили в родительских рисунках - 27%, а у детей - 13,3% означают, что сами родители не настроены на установление тесных отношений с детьми. А также в тесте – опроснике родительского отношения к детям демонстрируется шкала симбиоз (психологическая дистанция между ребёнком и родителем), где на высоком уровне – 27%, на среднем – 67% и на низком -  7%. Неуверенность родителей проецируется на детей и становится их личностным качеством. В нашем исследовании в 87% присутствует это качество у взрослых и в 86,6% у детей («Рисунок семьи»).  В 83% детских рисунков в категории цветовой идентификации дети не идентифицировали себя со своими родителями. В этом отражается нежелание иметь предпочтительных отношений с такими родителями.

Авторитетность родителей – осознавание всей важности становления личности ребёнка, право на саморазвитие ребёнка, понимание степени требований от ребёнка. Родители в разумных пределах готовы пересмотреть свои позиции и даже пойти на компромисс.  По методике PARIсверхавторитетность родителей на высоком уровне – 11,3%, средний уровень – 6%; уравнённые отношения на высоком уровне – 14%, средний уровень – 4,1%. Этот стиль отношения к детям является конструктивным. Авторитетность соотноситьсясо шкалами чрезмерной (недостаточной) требовательности – запретов («Анализ семейного воспитания»), где результаты по этим шкалам наблюдались на низком уровне. Родители редко используют требования и запреты. Такой аспект родительского отношения каккооперация(тест – опросникродительскогоотношения к детям) на среднем уровне ответило 3,3%, а на высоком уровне – 97%. Искренний интерес к тому, чтоинтересуетребёнка, высокооцениваютсяспособностиребёнка, поощряетсясамостоятельность и инициативностьребёнка, родители стараються быть с ребёнком на равных.

Заключение

Таким образом, анализирую роль семьи, как фактор развития ребенка,

мы видим, что семья является тем социальным институтом, той ячейкой

общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь

человека, она становится тем первым домом, в котором человек

вырастает и получает первые жизненные уроки, получает

поддержку и помощь, в котором учится любви к миру, к людям. У ребёнка, сохраняются на всю жизнь самые добрые и светлые воспоминания, согревающие его сердце и укрепляющие светлую волю в самые трудные

моменты жизни.

Конечно, роль семейного воспитания в формировании характера,

взглядов, привычек не абсолютна. Большую роль играет самовоспитание и

тот багаж жизненного опыта, который человек получил в своих прошлых

жизнях генетически зафиксированная в родителях. Именно поэтому все

люди рождаются уже с присущими им чертами характера, а также роль

вне семейного воспитания, который человек получает, живя в обществе.

Но семья может расширить те светлые качества человека, которые уже

есть в нем, присущи ему от рождения, помочь человеку победить и

искоренить свои недостатки и пороки, и именно в этом заключается

великая и светлая роль семьи.

Процесс воспитания в семье носит характер обратной связи и,

воспитывая своих детей, родители воспитывают тем самым и самих себя. В зависимости от характера воспитания (модели воспитания),

отношения родителей к ребенку. Происходит формирование определенных

(порой достаточно устойчивых) взаимоотношений между ними. И если

авторитарное поведение родителей и подавление интересов ребенка своими интересами, насильственное навязывание ему своих взглядов, жёсткая критика, игнорирование интересов ребенка, формируют слабую, несамостоятельную, неуверенную в себе личность, то сочетание внимательного, заботливого отношения всвоему ребенку без излишней навязчивости, стремления c любовью и готовностью помочь, становятся залогом формирования полноценного, душевно здорового,

готового и способного помочь окружающим человека.

Поставленная в исследовании цель: исследовать особенности взаимоотношений между родителем и ребёнкомдостигнута.

Выдвинутая в исследовании гипотеза подтвердилась: детско - родительские отношения, влияют на развитие ребенка.

На этот факт указывали многие исследователи психологии семьи

(Адлер А., 1998; Варга А. Я., 1986; Захаров А.И.,1998; Навайтис Г

.А., 1998; Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В., 1999 и др.).

Исследование по выявлению соотношения личностных черт родителей и

стиля отношения к ребенку позволило экспериментально доказать наличие

связи между этими факторами, сравнить личностные черты родителей с

конструктивным и деструктивным стилем отношения к ребенку.

В теоретической части работы раскрыты: детско – родительские отношения в психологии; рассмотрены различные классификации стилей родительского отношения; личностные особенности родителей в воспитании; изучена роль семьи в развитии и воспитании ребенка.

Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение динамики

изменения степени влияния личностных черт родителей на стиль

воспитания ребенка, по мере его взросления. Также, расширение выборки: увеличение численности, включение всех отцов в число испытуемых. Изучениевлияния социокультурных и семейных традиций, особенностейобщениявзрослых членов семьи между собой, степени удовлетворенности браком, наличия в качестве участников воспитания бабушек и дедушек.

Список использованной литературы

1) Бёрнс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки. Пер. с англ. М.: Смысл, 2000.

2) Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе.//Вопр.психологии, 1979,№2.

3) Бордовская Н., Реан А. Педагогика: Учебник для вузов СПб: 2000 г. 304 с.

4) Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Издательство Владос – Пресс, 2003.

5) ВинникоттД.В.Маленькие дети и их матери М.,1998. С.54.

6) Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000. 240с.

7) Дубровина И.В.Семья и социализация ребёнка//Возр. и пед.псих.с.50

8) Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.

— М.: Просвещение, 1986. — 128 с.

9) Корытова Г.С. Психологические особенности внутрисемейных

отношений и их влияние на проявления школьной дезадаптации.: Дис.

… канд. псих. наук. – Улан -Удэ, 1998. – 166 с.

10) Лосева В.К. Рисуем семью: Диагностика семейных отношений. М.:АПО, 1995.

11) Марковская И. М. Опросник для изучения взаимодействия родителей

с детьми // Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 2.

12) Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. - М.:МГУ, 1988. – 200 с.

13) Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М., 1989. 322 с.

14) Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы. – М., 1993. – С.62.

15) Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи.

СПб.: Питер, 1999. 656 с.

16) Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996. – 344 с.

17) http://www.kros.ru/_idc/konferens2.php

18) http://www.psylist.net/praktikum/26.htm

19) http://www.skorova.spb.ru/?mode=test19

20) http://www.child-psy.ru/nepravda/306.html

 

 


[1]Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. — М.: МГУ, 1988. — 200 с

[2]Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе.//Вопр.психологии, 1979,№2.

[3] Дубровина И.В.Семья и социализация ребёнка//Возр. и пед.псих.с.50

[4]Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? - М.,2000.-240 с.

[5]Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996. – 344 с.

[6]ВинникоттД.В.Маленькие дети и их матери М.,1998. С.54.

[7]Бордовская Н., Реан А. Педагогика: Учебник для вузов СПб: 2000 г. 304 с.

[8]Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. – М., 1993. – С.62.

[9]Г.Т.ХоментаускасСемья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 1989г.-160 с.

[10]Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М.: Просвещение, 1986. — 128 с.

[11]http://www.kros.ru/_idc/konferens2.php

[12]Корытова Г.С. Психологические особенности внутрисемейных отношений и их влияние на проявления школьной дезадаптации.: Дис. канд.псих. наук.-Улан-Удэ,1998.-166 с.

[13]Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. Психология и психотерапия семьи.-СПб.:Питер,1999.-656 с.

[14] Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми //Семейная психология и семейная терапия.-1999.-№2.- С.17.

[15]http://www.psylist.net/praktikum/26.htm

[16]http://www.skorova.spb.ru/?mode=test19

[17]http://www.child-psy.ru/nepravda/306.html

[18] Бернс Р.С.,КауфманС.Х.Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки. Перев.с англ.М.:Смысл,2000.

[19] Лосева В.К.Рисуем семью: Диагностика семейных отношений. М.:АПО,1995.

[20]Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство.-М.:Издательство Владос-Пресс,2003.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.728 с.