Самбандха, Абхидейа, Прайоджана — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Самбандха, Абхидейа, Прайоджана

2019-05-27 217
Самбандха, Абхидейа, Прайоджана 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

обсуждение философии

одновременного единства и отличия

нитйа-дхарма о самбандха абхидхея прайоджана

прамейантар-гата бхедабхеда вичара

Фрагмент

 

Враджанатх: «Я хочу узнать, как называется чистая и совершенная философская доктрина, которую Шри Гауракишора (Шри Чайтанья Махапрабху) принес в этот мир. Предыдущие ачарьи основали знаменитые философские школы, известные под следующими именами:

1. исключительный монизм (кевала-адвайта-вада);

2. чистый дуализм (шуддха-двайта-вада);

3. чистый монизм (шуддха-адвайта-вада);

4. качественный дуализм (вишиштадвайта-вада);

5. дуализм-монизм (двайтадвайта-вада).

Принял ли Шри Гаурангадева одну из этих доктрин или же основал новую философскую школу? Ранее, описывая существующие в мире сампрадаи, ты сказал, что Шри Гаурангадева принадлежит к ученической линии, берущей свое начало от Господа Брахмы, и которая известна также как сампрадия Шри Мадхвы. Стал ли Гауранга ачарьей школы двайта-вады Мадхвачарьи или же Он стоит во главе собственной сампрадаи?»

Бабаджи: «Баба, пожалуйста, выслушай восьмую шлоку „Даша-мулы“. В ней ты найдешь ответ на свой вопрос:

харех шахтех сарвам чид-ачид акхилам сйат паринатих

вивартам но сатйам шрутим ити вируддхам кали-малам

харер бхедабхедау шрути-вихита-таттвам сувималам

татах премнах сиддхир бхавати нитарам нитйа-вишае

„Все мироздание (духовные и материальные миры) проявлено энергией Шри Кришны. Доктрина имперсоналистов, известная как виварта-вада (философия иллюзии), ложна и вымышлена. Источником происхождения этого учения, которое антагонистично Ведам, является скверна, поразившая сознание людей в Кали-югу. Истина Вед находит свое выражение в чистой философской доктрине, которая называется ачинтья-бхедабхеда-таттва (философия непостижимого сочетания принципов единства и различия в отношениях между Богом и Его энергиями). Приняв это учение и осознав его во всей глубине, человек в конечном итоге сможет достичь цели всех своих духовных поисков, иными словами, обрести чистую и бескорыстную любовь к Вечному Абсолюту“.

Заключения Вед, содержащиеся в текстах Упанишад, называются „Веданта“ (веда - знание, анта - конец, вершина). Желая обобщить и свести воедино философские выводы всех Упанишад, Шрила Вьясадева написал книгу, состоящую из четырех глав. Эта книга известна как „Брахма-сутра“ или „Веданта-сутра“. Все ученые люди признают непререкаемый авторитет этой книги. Общепринятым считается мнение, что „Веданта-сутра“ содержит в себе точное обоснование онтологических истин, изложенных в ведической литературе. Опираясь на авторитет „Веданта-сутры“, ачарьи различных сампрадай создали свои теологические доктрины и обосновали свои философские взгляды. Каждый из них находил в „Веданта-сутре“ подтверждение собственных представлений.

Так, например, Шри Шанкарачарья использовал „Веданта-сутру“ для того, чтобы утвердить философию иллюзии (виварта-вада). С этой целью он подверг критике доктрину трансформации (паринама-вада), ибо нашел ее противоречащей принципу неизменности Брахмана. Для философского обоснования своего учения, известного как майявада, Шанкарачарья собрал цитаты из Вед и Упанишад, на основе которых выстроил свою систему доказательств. По всей видимости, теория паринама-вады в те времена имела вес в научных кругах; поэтому Шанкара поставил своей целью принизить ее значимость, утвердив изобретенную им философию виварта-вады. Паринама-вада существовала всегда, тогда как виварта-вада была введена в научный обиход Шри Шанкарой; это одна из многих теорий и потому должна считаться сектантской и ограниченной.

Учение Шанкары вызвало гнев великого Шри Мадхвачарьи, который, опираясь на стихи Вед и Упанишад, обосновал свою теорию чистого дуализма (шуддха-двайта-вада), призванную разоблачить майявада-бхашью. Спустя какое-то время, преследуя ту же самую цель, Шрипад Рамануджачарья сформулировал теорию категориального монизма (вишиштадвайта-вада). Ачарья Нимбадитья проповедовал „естественное (свабхавики) единство и различие“ (двайтадвайта-вада), а Шри Вишну Свами распространял учение чистого дуализма (шуддхадвайта-вада). Каждый из этих вайшнавов-ачарьев, основывая свою школу, опирался на авторитет Вед и Упанишад. Все они учили тому, что преданное служение Бхагавану есть высшее и совершенное заключение шастр, тогда как Шри Шанкара создал теорию, которая находится в противоречии с этим основополагающим принципом „Веданты“. Несмотря на то, что между четырьмя вайшнавскими сампрадаями существуют незначительные расхождения в понимании некоторых положений сиддханты, Шриман Махапрабху с почтением относился к их взглядам и изложил суть каждого из этих учений в рамках своей доктрины ачинтья-бхедабхеда-таттвы. При этом он выбрал для Себя положение ачарьи в сампрадае Шри Мадхавы, приняв за основу многие ее основополагающие принципы».

Враджанатх: «Что собой представляет доктрина трансформации (паринама-вада)?»

Бабаджи: «Известно два вида паринама-вады: брахма-паринама-вада (доктрина трансформации Брахмана) и тат-шакти-паринама-вада (доктрина трансформации энергии Брахмана).

Те, кто придерживаются первого учения, верят в то, что непостижимый (ачинтья) и бесформенный (нирвишеша) Брахман преобразуется в бесчисленные крохотные живые существа (дживы) и инертную материю (джада-джагат). Иными словами, они утверждают, что Брахман есть единственная объективная реальность, и для доказательства этого приводят следующие слова из „Чхандогья-упанишад“ (6.2.1):

экам эва двитийам

„Брахман есть неделимая Истина; Он существовал до творения, существует в форме творения и только Он продолжает существовать после разрушения материальных вселенных“.

Эта теория известна также под названием адвайта-вада (недуализм). Обрати внимание на то, что хотя в названии этой теории используется слово паринама (последовательное преобразование), в действительности она описывает процесс, именуемый на санскрите словом викара (деформация или видоизменение). Другие философы, исповедующие доктрину шакти-паринама-вады, не принимают идею трансформации Брахмана. Они считают, что изменению подвергается не Сам Брахман, а Его непостижимые энергии (шакти). Так, одна из энергий Брахмана, джива-шакти, преобразуется в мельчайшие частицы духа, индивидуальные души - дживы, а другая энергия Брахмана, известная как майя-шакти, преобразуется в материальный мир и все составляющие материального творения.

Что означает понятие викара?

са татвато ’нйатха-буддхир викара итй удахритах

Веданта-сара 59 (Садананда Йогиндра)

 „Викара - это видоизменение объекта, в результате которого он предстает в образе, отличном от изначального“. Иллюстрацией к этому определению может служить пример молока и йогурта. Хотя молоко, т.е. изначальная субстанция (васту), составляет саму природу йогурта, тем не менее йогурт имеет другое название и другие свойства и потому считается викарой (трансформацией) молока. Подобно этому, Брахман является неизменной первоосновой, фундаментальной таттвой, которая порождает две отделенные от Него таттвы, а именно дживы и материальный мир. Итак, трансформация (викара) - это появление из изначальной субстанции того, что отлично от нее. Согласно доктрине брахма-паринама-вада, материальный мир и дживы являются викарой Брахмана.

Эта теория является внутренне противоречивой по следующей причине: адвайта-вади признают объективное существование только одной субстанции, а именно бесформенного (нирвишеша) Брахмана. Каким же образом этот Брахман, являясь единственной реальностью, может трансформироваться во чтото принципиально отличное от Него? Иными словами: как может существовать что-то не являющееся Брахманом, если Брахман - это единственное, что существует? Это тот вопрос, на который имперсоналисты не способны дать вразумительного ответа. Итак, мы видим, что теория адвайта-вады не оставляет места для философского обоснования теории трансформации Брахмана (брахма-паринама-вада). Эта теория входит в противоречие с законами логики, и поэтому она неприемлема в качестве убедительной и непогрешимой доктрины.

С другой стороны, учение шакти-паринама-вады не имеет такого недостатка. Согласно этой концепции, Брахман остается неизменным, в то время как непостижимая энергия Господа (агхатана-гхатана-патияши-шакти, т.е. энергия, способная сделать невозможное возможным), подвергается удивительной трансформации. Часть ее преобразуется в атомарные дживы, а другая ее часть трансформируется в бесчисленные материальные вселенные. Стоит Брахману пожелать: „Пусть появятся на свет живые существа“, и джива-шакти, которая представляет собой аспект Его высшей духовной энергии (пара-шакти), немедленно рождает на свет бесчисленные, крошечные частицы духа - дживы. Точно также, стоит Брахману пожелать: „Пусть будет материальный мир“, и майяшакти, которая является тенью духовной энергии Брахмана (пара-шакти), мгновенно проявляет величественное и безграничное материальное творение. Несмотря на то, что все эти изменения объективны и истинны, Сам Брахман остается неизменным и единым.

Ты можешь возразить: „Наличие желаний у Брахмана ставит под сомнение Его неизменность, ибо желания подразумевают трансформацию; каким же образом согласовать присутствие желаний и неизменность Брахмана?“ На это я отвечу: „Твоя ошибка состоит в том, что ты считаешь желания Брахмана подобным желаниям дживы. Исходя из этой ложной предпосылки, ты заключаешь, что наличие желаний у Брахмана есть признак того, что Брахман претерпевает изменения (викара). Принципиальное различие между крохотным живым существом и Верховным повелителем состоит в следующем:

1. джива - это незначительное порождение шакти Бхагавана, и потому ее индивидуальные желания формируются не независимо, а под влиянием других могущественных энергий Всевышнего, с которыми она приходит в соприкосновение. По этой причине любые желания дживы есть викара, т.е. они определенным образом видоизменяют внешнюю природу дживы;

2. но Брахман абсолютно независим, и потому все Его желания, также как иОн Сам, абсолютно независимы от посторонних влияний и являются неотъемлемой частью самой Его природы. Желания Брахмана едины с Его шакти и в то же время отличны от них. Желания Брахмана есть Его сварупа, неизменная форма, в которой нет места для каких-либо трансформаций. Силой Своих желаний Брахман активизирует бесчисленные энергии (шакти), которые подвергаются функциональным изменениям, необходимым для осуществления воли их господина.

Все эти тонкие философские истины человек сможет понять лишь в том случае, если будет с верой слушать заключения Вед, не полагаясь на ограниченные возможности своего интеллекта. Теперь попытаемся понять, что собой представляет шакти-паринама-вада (теория трансформации энергий Брахмана). Приведенная раннее аналогия молока, которое превращается в йогурт, не может адекватно объяснить сущность концепции шакти-паринама-вады. Для этого требуется более точный пример.

Можно возразить, что с помощью материальных примеров нельзя составить полного представления о духовной истине, но тем не менее правильно подобранные примеры способны пролить свет на некоторые принципиальные Ее аспекты. Итак, подходящий пример в этой связи - легендарный „философский камень“, который является материальным предметом, но при этом способен, оставаясь неизменным, производить на свет бесконечное количество драгоценных камней и золота. Творение, которое осуществляет трансцендентный и независимый Верховный Господь, подобно этому: повинуясь желаниям Бхагавана, Его непостижимые энергии создают материальные вселенные, каждая из которых состоит из четырнадцати планетных систем и населена бесчисленными живыми существами (дживами), однако Сам Господь при этом останется неизменным.

Однако необходимо ясно понимать, что этот неподверженный трансформации Брахман не является ни бесформенным, ни безличным; Он - высшая индивидуальная личность. Когда Веды произносят слово „Брахман“, они имеют в виду Того, кто не имеет Себе равных (брихад-васту-брахма), поскольку брахман означает „величайший (брихад). Таким образом, Брахман - это Верховная Личность Бога, Бхагаван, обладатель шести божественных достояний. Невозможно объяснить природу Его духовной энергии, если считать его безличным. Благодаря Своей непостижимой энергии Абсолют существует одновременно в безличном и личностном проявлениях. Предполагать, что Брахман есть нирвишеша и не принимать при этом Его аспекта савишеша, означает видеть только половину истины и не иметь полного понимания природы Всевышнего. Описывая характер отношения Брахмана к материальному творению, Веды используют три грамматических падежа: инструментальный (творительный) падеж (карана), обозначающий „с помощью чего, как, каким образом“; аблативный (отложительный; форма родительного) падеж (ападана), обозначающий „откуда“; и локативный (предложный) падеж (адхикарана), обозначающий „во что“. Так, в „Таитирия-упанишаде“ (3.1.1) говорится:

йато ва имани бхутани джайанте йена джатани дживанти йат

прайантй абхисам вишанти тад виджигйасасва тад брахма

„Тот, о ком ты спрашиваешь, есть Брахман; от Него произошли все существа; Своей силой Он поддерживает их жизнь; и в Него они погружаются в момент вселенского разрушения“.

Когда говорится, что живые существа рождены Брахманом, используется аблативный падеж (ападана); говоря, что живые существа поддерживаются Брахманом, используется инструментальный падеж (карана); и наконец, локативный падеж (адхикарана), используется в том случае, когда говорится, что живые существа входят в Него. Таковы три очевидные черты Абсолютной Истины, говорящие о том, что Брахман есть верховная личность, ибо только личность может обладать подобными качествами. Брахман в Своем высшем аспекте всегда савишеша (обладающий формой, качествами и совершающий игры). Шрила Джива Госвами описывает Верховную Личность следующими словами:

экам эва парама-таттвам свабхавикачинтйа-шактйа

 сарвадайва сварупа-тад-рупа-вайбхава-джива-прадхана-рупена

чатурдхаватиштхате суртйантар-мандала-стха-теджа ива

мандала тад-бахир гата-тад-рашми-тат-пратиччхави-рупена

„Высшая Истина (Парама-таттва) едина и неделима, однако благодаря Своей непостижимой энергии она проявляет Себя четырьмя разными способами: 1) как образ Бхагавана (сварупа); 2) как окружение Бхагавана, т.е. Его обитель, Его вечные спутники, Его экспансии и инкарнации (тад-рупа-вайбхава); 3) как индивидуальные души (дживы); 4) как материальная энергия (прадхана).

Эти четыре аспекта Всевышнего соответственно подобны: 1) внутренней части планеты Солнце; 2) поверхности Солнца; 3) лучам солнечного света; 4) отражению Солнца“.

Несомненно, этот пример лишь частично объясняет природу Абсолютной Истины. Итак:

1. изначальная форма Бхагавана есть воплощение вечности, знания и блаженства (сат-чид-ананда-виграха). Такова Его сварупа;

2. духовное имя Бхагавана, Его обитель, спутники и все предметы, используемые в служении Ему, неотличимы от Него Самого. Они - сварупа-вайбхава (проявление Его бытия);

3. джива-шакти Бхагавана объединяет все вечносвободные (нитья-мукта) и вечнообусловленные (нитья-баддха) индивидуальные души, которые есть зависимые от Него атомарные частицы духа (ану-чит);

4. прадхана представляет собой материальный мир (майя-джагат), состоящий из грубых и тонких материальных элементов, которые в свою очередь являются производными концептуальной материальной энергии (майя-прадхана).

Эти четыре аспекта Абсолютной Истины вечны, также как вечен принцип единства Абсолюта. Резонно будет спросить: на каких основаниях Брахман считается единой, неделимой субстанцией (васту), если Он вечно существует в четырех аспектах? Может ли Абсолют быть одновременно одним и многими?

Ответ на подобные сомнения состоит в следующем: разум дживы ограничен и мал; поэтому нет ничего удивительного в том, что то, что ей представляется несовместимым и противоречивым, на деле является гармоничным и целостным. Таково могущество непостижимой энергии Господа».

Враджанатх: «Что собой представляет виварта-вада?»

Бабаджи: «В Ведах встречается описание виварты, однако под этим не подразумевается философия виварта-вады. Шри Шанкарачарья интерпретировал слово виварта таким образом, что в его устах виварта-вада стала синонимом понятия майявада (доктрина иллюзии).

Научное значение слова виварта приводится в другом высказывании Садананды Йогиндры в его комментарии на „Веданта-сутру“:

ататтвато ’нйатха буддхир виварттам итй удахритах

(Веданта-сара, 49)

„Виварта - это иллюзия, возникающая вследствие того, что один объект принимается за другой“.

Джива представляет собой атомарную частицу духа; однако, заключенная в оболочки грубого и тонкого материальных тел, джива ошибочно отождествляет свое „я“ с этим внешним покрытием. Такая иллюзия, возникающая у дживы, которая в невежестве своем считает себя тем, чем она не является в действительности, есть единственный пример виварты, который используют Веды. Один человек может думать про себя: „я - Рагхунатха Бхаттачарья, сын Санатаны Бхаттачарьи“; другой человек думает: „я - дворник Мадхур, сын дворника Харкхура“, но оба они заблуждаются, поскольку чистая джива - не брахман Рагхунатха Бхаттачарья и не дворник Мадхур, а вечная духовная искра.

Для объяснения принципа виварты Веды опираются на две аналогии: веревка, которую в темноте человек может принять за змею, и раковина улитки, блеск которой может быть принят человеком за блеск серебра.

Приводя эти примеры, Веды призывают людей избавиться от виварты, т.е. перестать отождествлять себя с телом, созданным майей. Однако майявади (имперсоналисты) отвергли это прямое и единственно правильное значение слова виварта и создали смехотворную теорию, которую назвали виварта-вада. Они утверждают, что только концепция „я есть Брахман“, является истинной, а концепция „я есть джива“ - это иллюзия (виварта). Виварта-вада имперсоналистов - препятствие на пути искренних людей, стремящихся к познанию Абсолютной Истины. Ведические примеры виварты находятся в полной гармонии с теорией шакти-паринама-вады, но спекулятивная доктрина виварта-вады не выдерживает критики в свете авторитетных источников.

Майявади предлагают множество разновидностей виварта-вады, три из которых наиболее известны: 1) душа есть Брахман, и только находясь в иллюзии, Брахман считает себя дживой; 2) джива есть отражение Брахмана; 3) дживы и материальный мир - это сон Брахмана. Все эти разновидности виварта-вады одинаково ложны и антагонистичны ведической сиддханте».

Враджанатх: «Объясни, пожалуйста, в чем состоит суть философии майявады?»

Бабаджи: «Хорошо, слушай внимательно. Майя-шакти представляет собой искаженное отражение внутренней энергии Господа (сварупа-шакти). Майяшакти не может коснуться трансцендентного мира, но она повелевает материей и распоряжается дживами, когда те, побежденные невежеством, входят в материальный мир. Духовные объекты (индивидуальная душа и т.д.), составляющие ткань вечного трансцендентного бытия, имеют независимое от майи существование; они объективны и истинны. Однако майявада провозглашает, что джива концептуально иллюзорна; она есть Брахман, который, оказавшись во власти майи, обретает ложное ощущение множественной индивидуальности. Майявади считают, что бытие дживы призрачно (т.е. джива является продуктом майи и не существует вне или независимо от майи), и поскольку в этом смысле джива лишь представляется отдельной личностью, освобождение для нее означает восстановление сознания абсолютного единства (кевала-адвайта), или растворение в Брахмане (брахма-нирвана).

Итак, майявади не принимают факт существования чистой (т.е. свободной от покрова майи) индивидуальной души. Идя еще дальше, они утверждают, что Брахман, желая явить себя в мире материи, вынужден принимать прибежище у майя-шакти и облачаться в материальное (майика) тело. Это представляется им единственно возможным, поскольку концепция вечного духовного тела Брахмана для них принципиально неприемлема. Согласно взглядам имперсоналистов, Ишвара (Брахман в образе Верховного повелителя) имеет материальное тело. Также все аватары Ишвары (воплощения Брахмана, нисходящие на Землю или на другие планеты Вселенной), принимают материальные тела для того, чтобы провести свои игры (лилы), и затем, исполнив желаемое, оставляют временную оболочку и возвращаются в вечную обитель. Майявади „проявляют свое великодушие“ к Бхагавану, признавая одно отличие, существующее между Ним (в форме Ишвары и Его аватар) и дживой. Различие это они видят в том, что дживы воплощаются в грубом материальном теле, понуждаемые к тому грузом своей прошлой кармы. Последствия греховных и благочестивых поступков заставляют дживу принимать новое рождение, страдать, стариться и умирать, тогда как Ишвара, хотя Его тело, имя, качества и времяпрепровождения материальны (как утверждают майявади), Он, в отличие от дживы, принимает рождение по собственной воле, и потому в любой момент может оставить все материальные обозначения и восстановить Свою вечную природу чистого духа. Майявади говорят, что Ишвара, даже облачаясь в материю, не становится зависимым от нее и остается свободным от необходимости принимать последствия каких-либо Своих действий. Все эти представления майявади в корне неверны».

Враджанатх: «Могут ли Веды служить подтверждением взглядов майявади?»

Бабаджи: «Никогда! Философия майявады не имеет никакого отношения к Ведам. В действительности майявада тождественна буддизму. В „Падма-пуране“ (Уттара-кханда 46.6) Махадев, отвечая на вопрос Умы (Парвати), говорит следующее:

майавадам асач-чхастрам прачханнам бауддхам учйате

майаива вихитам деви калау брахмана-муртина

„О Деви, учение майявады создано на основе ложных писаний. Хотя майявада-бхашья облачается в одежды религии ариев и защищает себя авторитетом Вед, в действительности она представляет из себя скрытую форму буддизма. О богиня, в век Кали я сам приду на Землю в облике брахмана и буду проповедовать эту философию иллюзии».

Враджанатх: «Прабху, почему Господь Шива, будучи повелителем всех полубогов, лучшим из преданных Вишну, пошел на такой отвратительный поступок?»

Бабаджи: «Шри Махадев - это гуна-аватара (воплощение определенного материального качества, в данном случае - невежества) Верховной Личности Бога. Однажды случилось так, что демоны (асуры), стремясь исполнить свои греховные, похотливые желания, стали с усердием поклоняться Бхагавану в надежде обрести небывалое могущество. Видя это и желая защитить путь бхакти, а также всех искренних вайшнавов, стремящихся к высшей цели, милосердный Господь обратился к Своему близкому слуге, Шиве, со следующими словами: „О Шамбху, сейчас учение чистой преданности попало в руки нечестивых демонов, которые изучают науку бхакти и проповедуют ее другим, тем, кто так же, как и они, находятся в гуне тамаса (невежества) и обладают демонической природой (асура-бхава). Это грозит катастрофой для всего мира. Пожалуйста, напиши книгу, которая бы опиралась на авторитет Вед и в то же время содержала в себе ложное учение майявады (философию иллюзии). Затем широко проповедуй эту имперсональную философию, чтобы привлечь демонов и таким хитрым способом спрячь от них Меня и защити Мой чистый путь преданного служения. Демоны, обладающие безбожной природой, оставят практику бхакти и примут прибежище твоего учения; тем самым Мои искренние преданные смогут вздохнуть свободно и будут беспрепятственно наслаждаться вкусом настроений чистой преданности в своем кругу“.

Лучший из вайшнавов, Шри Махадев, выслушал просьбу Всевышнего Господа с тяжелым сердцем, ибо такое поручение не могло радовать его. Тем не менее, считая себя верным слугой Бхагавана, он принял облик брахмана Шанкарачарьи и проповедовал философию майявады по всей Индии, покорно исполняя приказ своего Господина. Кто может обвинить его в этом?

С незапамятных времен Верховная Личность Бога вращает колесо материального существования (самсара-чакра). Диск сударшана, который Господь держит в Своей руке, защищает все мироздание, а Его наставления несут благо всем живым существам. Это известно верному слуге Бхагавана, который, получив указание Господа, с верой исполняет его.

Зная сокровенный смысл этой лилы и понимая внутреннее настроение Шри Шанкары, который является учителем для всего мира, чистые вайшнавы никогда не считали его виновным в распространении ложного учения. Выслушай внимательно другие свидетельства этого из священных писаний:

твам арадхйа татха шамбхо грахишйами варам сада

(«Падма-пурана», Уттара-кханда 42. 109-110),

(«Нарада-панчаратра», 4.2.29-30)

„Господь Вишну обратился к Шиве со следующими словами: „О Шамбху, поскольку ты поклоняешься Мне, Мои благословения всегда пребывают с тобой. Теперь исполни Мое желание: в век Кали низойди на Землю в своем частичном проявлении и проповедуй в мире ложную философскую доктрину, основанную на вымышленном толковании „Веданты“. Тем самым ты защитишь Меня от демонических людей, и путь преданного служения Мне обретет большую ценность“.

В „Вараха-пуране“ Верховный Господь говорит Шиве:

эша мохам сриджами ашу…

„Я создаю иллюзию (моха), которая вводит в заблуждение недалеких людей. О могучерукий Рудра, воспользовавшись этой иллюзорной энергией, создай ложные священные писания (асат-шастра), в которых истина была бы представлена как ложь, а ложь, как истина. Заставь людей поклоняться тебе, как Всевышнему, привлеки к себе все их внимание и одновременно с этим спрячь от них Мою изначальную форму Бхагавана».

Враджанатх: «С помощью каких ведических шлок можно было бы опровергнуть майявада-бхашью?»

Бабаджи: «Все заключения Вед разоблачают майяваду. Философы майявади, изучив весь объем ведической литературы, выделили четыре мантры, которые они заложили в фундамент своего мировоззрения. Эти мантры, получившие в устах майявади название маха-вакьи (великие изречения), звучат следующим образом:

1. сарвам кхалв идам брахма - Вся эта вселенная есть Брахман. («Чхандогья-упанишад», 3.14.1);

2. прагьянам брахма - Брахман есть Верховное знание. («Брихад-араньякаупанишад», 4.4.19, Катха-упанишад 2.1.11);

3. тат твам аси шветакето - О Шветакету, ты есть То («Чхандогья-упанишад», 6.8.7);

4. ахам брахмасми - Я есть Брахман («Брихад-араньяка-упанишад», 1.4.10).

Первая из этих мантр учит тому, что весь материальный мир, состоящий из бесчисленных живых существ и неживой материи, есть Брахман. В этом мире нет ничего, что не было бы Брахманом. Какова природа Брахмана? Об этом говорится в „Шветашватара-упанишаде“ (6.8):

на тасйа карйам каранам ча видйате

на тат-самаш чабхйатхикаш ча дришйате

парасйа шактир вивидхайва шруйате

свабхавики гйана-бала-крийа ча

В этом стихе утверждается, что Верховный Брахман не совершает материальных действий, ибо у Него нет рук, ног и каких-либо других частей материального тела. Однако Он имеет трансцендентное тело, обладающее трансцендентными чувствами, с помощью которых Он осуществляет Свои трансцендентные игры. Невозможно найти никого, кто был бы равен Ему, что уж говорить о том, чтобы быть выше Него. Верховный Господь обладает разнообразными непостижимыми энергиями, три из которых - самые важные: это энергия существования (сат, или сандхини-шакти), энергия сознания (чит, или самвит-шакти) и энергия действия (ананда, или хладини-шакти).

Брахман и Его шакти едины; все шакти являются составной частью Брахмана; хотя они проявляют себя самым разнообразным образом (вивидха), они обладают той же самой природой, что и Брахман (свабхавики). Поскольку энергия и ее обладатель едины, можно с уверенностью сказать, что все сущее есть Брахман (абхеда-таттва).

Одновременно с этим достаточно взглянуть на материальную природу, чтобы придти к заключению о том, что Брахман и Его энергии во многом различаются между собой (бхеда-таттва). В „Катха-упанишаде“ (2.13) и „Шветашватара-упанишаде“ (6.10) говорится:

нитйо нитйанам четанаш четананам эко бахунам йо видадхати каман

„Верховный Господь есть высшее вечное живое существо среди бесконечного множества вечных живых существ. Он - высшее сознающее существо среди многих сознающих живых существ; но только Он один выполняет желания всех остальных и обеспечивает их всем необходимым для жизни“.

Это высказывание Упанишад утверждает существование вечного разнообразия в бытии Брахмана, а предыдущий стих говорит о том, что шакти и шактиман обладают единой природой, но в то же самое время существуют как отдельные таттвы, благодаря чему Брахман может обладать знанием (гьяна), пользоваться силой (бала) и совершать действия (крия).

Теперь давай перейдем к обсуждению второго изречения Вед:

прагйаянам брахма

(«Айтарейа-упанишад», 1.5.3)

„Брахман есть сознание“.

Эта маха-вакья утверждает единство Брахмана и сознания. Природа сознания описывается в „Брихад-араньяка-упанишаде“ (4.4.21):

там эва дхиро вигйайа прагйанам курвита брахманах

„Мудрый человек, обладающий совершенным знанием, посвящает себя служению Господу в умонастроении чистой всепоглощающей любви“.

Слово прагья, использованное в этом стихе, в соответствии с контекстом не означает просто сознание; оно означает „служение в любви и чистой преданности“.

Третья маха-вакья гласит:

тат твам аси шветакето

(«Чхандогья-упанишад», 6.8.7)

„О Шветакету, Ты есть То“.

Предполагается, что этот стих говорит о единстве души и Брахмана. Однако правильное объяснение данного изречения можно найти в следующем стихе из „Брихад-араньяка-упанишад“ (3.8.10):

йо ва этад акшарам гаргй авидитвасмал

локат праити са крипанах

йа этад акшарам гарги авидитвасмал

локат праити са брахманах

„О Гарги! Те, кто не решив проблем материального существования и не постигнув вечного Господа Вишну, оставляют этот мир, подобно низшим животным, есть скупые, низкие шудры. Другие же оставляют мир в полном знании о Верховной Личности Бога, и они - истинные брахманы, т.е. люди, знающие Абсолютную Истину“.

Таким образом, значение слов тат твам аси следующее: „Тот, кто обрел истинное знание и посвятил себя чистому преданному служению Господу, есть истинный брахман“.

Четвертая маха-вакья звучит следующим образом:

ахам брахмасми

(«Брихад-аранйака-упанишад», 1.4.10)

„Я - Брахман“.

Некоторые философы утверждают, что знание (видья), провозглашаемое в этой мантре, представляет собой осознание безличного аспекта Бхагавана в качестве высшего конечного достижения. Однако эта идея подвергается суровой критике в следующих словах „Иша-упанишады“ (мантра 9):

андхам тамах правишанти йе ’видйам упасате

тато бхуйа ива те тамо йа у видйайам ратах

„Люди, находящиеся в невежестве, отправятся в темнейшие районы Вселенной, однако значительнее хуже положение тех, кто культивирует ложное знание“.

Смысл этих слов состоит с следующем: для людей, не знающих о природе души, уготованы низшие районы мироздания, однако значительно хуже положение тех, кто, избежав этой грубой формы невежества, попадает в ловушку имперсонализма, т.е. считает крохотный духовный атом (дживу) во всем равным безграничному Брахману. Такие люди отправятся в самые страшные миры.

Баба, Веды подобны океану, не имеющему ни берегов, ни дна. Философу надлежит исследовать каждую мантру Вед отдельно от всех остальных, а затем изучить все мантры в рамках единого целого, и только тогда он сможет понять внутренний смысл Вед. Если же человек будет считать значимыми только отдельные высказывания Вед, он непременно придет к ложным философским выводам.

Шри Чайтанья Махапрабху оставил следующее философское заключение, содержащее в себе суть всей ведической литературы: индивидуальные души и материальный мир непостижимым образом одновременно едины и отличны от Верховной Личности Бога (ачинтья-бхеда-абхеда)».

Враджанатх: «Ты называешь философию Шри Чайтаньи - ачинтья бхедабхеда-таттва. Пожалуйста, объясни мне, каким образом эта доктрина опирается на заключения Вед?»

Бабаджи: «Сначала выслушай утверждения, которые говорят о единстве (абхеда-таттва):

сарвам кхалв идам брахма

(«Чхандогйа-упанишад», 3.14.1)

„Все сущее есть Брахман“.

атмаиведам сарвам ити

(«Чхандогйа-упанишад», 7.52.2)

„Верховная душа пронизывает собой все“.

сад эва саумйедам агра асид экам эвадвитийам

(«Чхандогйа-упанишад», 6.2.1)

„О благородный, в начале не было ничего и никого, кроме Верховного Господа, и весь материальный мир пребывал в Нем в своей тонкой духовной форме; Верховный дух был единой, неделимой субстанцией“.

эвам са дево бхагаван варенйо

 йони-свабхаван адхитишобхатй еках

(«Шветашватара-упанишад», 5.4)

„Бхагаван - повелитель великих полубогов, не говоря уже об обычных живых существах. Он - причина всех причин, но Сам остается неизменным и независимым, точно также, как Солнце всегда находясь на одном месте, распространяет свет и тепло во всех направлениях и поддерживает жизнь всех живых существ“.

Теперь выслушай те мантры, которые подтверждают идею различия (бхеда-таттва):

ом брахма-вид апноти парам

(«Таитирийа-упанишад», 2.1)

„Тот человек воистину постиг Брахман, кто обрел прибежище у стоп Верховной Личности Бога (Парабрахмана)“.

махантам вибхум атманам матва дхиро на шочати

(«Катха-упанишад», 1.2.22, 2.1.4)

„Мудрый человек, который способен видеть всепроникающую Верховную душу в сердце каждого живого существа, никогда и ни о чем не скорбит“.

сатйам гйанам анантам брахма йо веда нихитам

(«Таитирийа-аранйака», Ануччхеда 1)

„Брахман есть истина, знание и вечность. Этот Брахман всегда пребывает в духовном небе (паравьома), а также в сердцах всех живых существ (антарьями). Тот, кто знает эту Верховную Личность, сможет обрести общение с Ним, и все его желания будут исполнены“.

йасмат парам на парам асти кинчит

Шветашватара-упанишад 3.9

„Не существует истины, находящейся выше этой Верховной Личности. Он меньше наименьшего и Он более велик, чем самые великие; Он подобен неподвижному и безмолвному дереву, ветви которого освещают безграничное трансцендентное небо. Подобно тому, как дерево простирает свои корни, Бхагаван распространяет в глубины бытия Свои могущественные энергии“.

прадхана-кшетра-гйа-патир гунешах

Шветашватара-упанишад 6.16

„Верховный Брахман - господин непроявленной материальной природы (прадханы); Он - господин Сверхдуши, которая есть Его частичное проявление; Он - повелитель трех гун материальной природы, но Сам не подвержен их влиянию“.

тасйайша атма вивринуте танум свам

Катха-упанишад 2.23 Мундака-упанишад 3.2.3

„Верховный Господь являет Себя (в Своем вечном трансцендентном теле) только тем, кому Он решит оказать Свою милость“

там ахур агрйам пурушам махантам

Шветашватар-упанишад 3.19

„Люди, знающие Абсолютную Истину, постоянно воспевают славу Верховной Божественной Личности, которая есть Мохан-ади-пуруша, величайшая личность и причина всех причин“.

йатхататхйато ’ртхан вйададхат

Шри Иша-упанишад 8

„Своей непостижимой энергией Он поддерживает существование всех живых существ, выполняет все их желания и обеспечивает их всем необходимым“.

найтад ашакам вигйатут йад этад йакшам ити

Кена-упанишад 3.6, 3.10

„Агнидева, бог огня, сказал, обращаясь к собравшимся полубогам: „Я не способен понять, кто этот Якша“.

асад ва идам агра асит

Таитирийа-упанишад 2.7.1

„Вначале (до момента творения) Вселенная существовала в тонкой, непроявленной форме в уме Верховной Л


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.132 с.