Статья Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами из журнала — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Статья Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами из журнала

2019-05-27 178
Статья Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами из журнала 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Тhe Наrmonist», август 1929 г.

 

  кришна хоите чатур-мукха, хой кришна-севонмукха,
 брахма хоите нарадера мати парада хоите вйаса
 (Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, «Гуру-парампара», стих 1).

 

Брахма обретает трансцендентное знание

Мир пребывал во тьме иллюзии, когда Нараяна, возлежа на трансцендентном теле Шеши, пожелал творить - и из Его пупка вырос цветок лотоса, на пестике которого появился Сваямбху Брахма. Брахма с удивлением всматривался во тьму; вокруг, насколько хватало глаз, катились волны бескрайнего океана Гарбха; одинокий лотос возвышался над его водами, а Брахма был единственным живым существом во всем творении. «Как чудесно! - воскликнул он. - Во всем мироздании - ни души! Но кто же я? Есть ли предел этому океану? Откуда берут начало его пустынные волны? Откуда растет этот цветок лотоса?» Тщетно силился он понять причину своего появления и свое предназначение в этом мире, пока наконец не решился отыскать корень лотоса, на котором появился.

Брахмой двигали эгоистические чувства, когда он пытался раскрыть тайну своими собственными усилиями. Отчаявшись найти корень лотоса, он вернулся на прежнее место, уставший и разочарованный. Вдруг из ниоткуда до него донеслись слова - «тапа, тапа». Стараясь обнаружить источник звука, он изо всех сил вытягивал шею то на север, то на юг, то на запад, то на восток - так у него выросли четыре головы. Теперь у него было восемь глаз - но и они не помогли ему. Потеряв веру в собственные силы, он решил обратиться за помощью к какой-либо высшей силе. Брахма сосредоточился на высшей причине творения и стал медитировать. Так он снискал благосклонность Нараяны, который указал ему верный путь и наделил способностью видеть Истину - Истину, которая рассеивает невежество.

Теперь Брахма обладал трансцендентным знанием; он узнал восемнадцатислоговую мантру, с помощью которой поклонялся Верховному Господу Вселенной. Господь, довольный Брахмой, проявился в Своем духовном облике в его сердце. Брахма увидел Нараяну, возлежавшего в бурлящих водах океана Гарбха на змее Ананте и державшего в четырех руках Свои вечные атрибуты: раковину, диск, булаву и лотос. Трансцендентное сияние, исходившее от Его тела, заполняло все пространство. Богиня абсолютного знания, Рама-деви, служила Его святым стопам, нежно растирая их. Из Его пупа вверх тянулся золотой стебель, венцом которого был прекрасный розовый лотос, - на нем появился Брахма. Сердце Брахмы затрепетало от восторга, и с его уст полились непрерывным потоком изысканные стихи, прославлявшие Верховного Господа.

 Господь с радостью наградил Брахму знанием о любовном преданном служении, которое содержится в четырех главных шлоках «Шримад-Бхагаватам» (чатух-шлоки), описывающих природу Абсолютной Истины. Он сказал: «Послушай, о Брахма! Я открою тебе высшую тайну. По Моему благословению ты сможешь полностью постичь ее. Тебе выпала редкая удача - ты смог удовлетворить Меня. Знай же, что Я - первопричина всего сущего. Я существовал вначале всего - один, и не было никого, кроме Меня. Материальная природа, источник всех объектов этого мира - как грубых, так и тонких - находилась тогда в непроявленном состоянии. Я - повелитель всех сил, что присутствуют и будто дремлют во Мне. Все, что ты видишь сейчас вокруг и то, что увидишь потом, - лишь проявление части Моего могущества; Я пронизываю Собой все сущее. Я один остаюсь после разрушения творения. Я есть источник и защитник всех, и всё в конечном итоге растворяется во Мне. Майя, которая вводит всех в заблуждение, - лишь Моя иллюзорная энергия, скрывающая Меня от глаз смертных и отдаляющая их от Меня. Я остаюсь невидимым за завесой майи. Своей малой частью Я творю все мироздание. Хотя Я присутствую везде, Меня невозможно ощутить материальными чувствами. Я - Сверхдуша для всех душ и все знание пребывает во Мне. Я и познающий, и объект познания. Предайся Мне, верь Мне - и иллюзия не коснется тебя. Попытайся постичь Меня и посвяти Мне себя целиком. Сосредоточь на Мне все свои усилия и любовь и твори в соответствии с Моим желанием». С этими словами Господь исчез.

 Из этих слов развертывается все учение Вед, все их бесконечное разнообразие. Такова история о том, как Сваямбху получил Веды от всезнающего Господа, источника всего знания.


  Брахма - прародитель живых существ во вселенной

Будучи вайшнавом, тем не менее, Брахма подчинился майе, иллюзорной энергии Господа, и начал созидать вселенную по указанию Господа. Сосредоточив все свое внимание на Нем, Брахма породил четырех сыновей - Санаку, Сананду, Санатану и Санат-кумара - преданных высочайшего уровня, находившихся на нем с самого рождения. Все свое время они проводили в преданном служении Господу и потому не подходили для столь тривиального занятия, как увеличение населения вселенной.


 Тогда Брахма породил десять других сыновей - Маричи, Атри, Ангиру, Пуластью, Пулаху, Крату, Бхригу, Васиштху, Дакшу и Нараду. Нарада не стал связывать себя с деятельностью этого мира и посвятил себя созерцанию божественного, в то время как остальные девять братьев создали многочисленное потомство, подчинившись желанию Брахмы и Верховного Господа. Но и они не смогли удовлетворить его требованиям Брахма вновь обратился к Вишну, который наделил его божественными силами.

Из правой стороны Брахмы возник Ману, а из левой - Шатарупа. Первый стал правителем во владениях Брахмы, а вторая - супругой Ману.

Вскоре у них родились два сына, Прияврата и Уттанапада, и три дочери - Акути, Девахути и Прасути. Первая вышла замуж за Маричи, вторая - за Кардаму, а третья - за Дакшу. Так, сочетав религиозным браком своих дочерей, Ману увеличил население в мире.


 Брахма дает наставления Нараде

Однажды Нарада увидел своего отца погруженным в глубокую медитацию. Снедаемый любопытством, он спросил Брахму, неужели существует кто-то выше творца вселенной. Брахма подтвердил догадку своего сына и добавил, что Нарада доставил ему немалое удовольствие своим вопросом, поскольку таким образом напомнил ему о Кришне и невольно заставил повторять имя Господа. Кришна - Повелитель Вселенной, но мир, сведенный с ума Его иллюзорной энергией (майей), не видит Его.

Брахма так ответил на вопрос Нарады: «Все творение заворожено майей, но Сам Господь, будучи ее властелином, не подвластен ее чарам. Веды поют Ему славу, а полубоги исходят из Него. Верно, что я повелеваю в этой вселенной, но Его власть выше меня, и я подчиняюсь Ему. Его почитают на всех алтарях для жертвоприношений, и Он - высший объект поклонения всех праведников. Лишь то знание, которое помогает преданному установить связь с Ним, можно назвать истинным знанием. Мы обретаем знание по милости всего лишь искры Его всемогущей энергии и потому с высочайшим благоговением храним в сердце Его наставления и следуем им. Обо мне думают, что я - прародитель человеческой расы, но я не являюсь им. В душе я вайшнав, моя вечная природа - служить Богу. Лишь те, кто полностью предался Ему и снискал Его милость, могут познать Высшее Существо, Чей облик остается загадкой даже для величайших философов. Бесконечно великодушный, Он одарил меня каплей из океана знания. Я предаюсь Ему, медитирую на Его святые стопы и неустанно служу Ему. Поклоняйся же и ты Ему - всем сердцем, всей душою».

 Нарада получил посвящение и трансцендентное знание от Брахмы, которому эти тайны раскрыл Сам Верховный Господь. В «Нараяна-упанишад» утверждается, что Брахму породил Нараяна. В «Мундака-упанишад» говорится, что далее Брахма, отец полубогов и других живых существ этой вселенной, изложил Нараде знание о Верховном Господе. Нарада, в свою очередь, передал его Вьясе, от которого оно перешло Шукадеве и Мадхвачарье. Так в ученической преемственности поколение за поколением получали сокровище высшей истины - от Брахмы до Шри Кришны-Чайтаньи, восемнадцатого звена в этой цепи, который придал ей совершенную форму и стал распространять в этом мире тьмы и невежества. Основанное таким образом и существующее до сих пор духовное общество носит название сад-вайшнавы, или Брахма-сампрадая. Сваямбху-Брахма - его основатель.

Из «Брахма-самхиты» (5.27) мы узнаем, что Брахма получил посвящение от Шри Кришны, первого духовного наставника этого мира:

атха вену-нинадасйа трайи-мурттимайи гатих
 спхуранти правивешашу мукхабджани свайамбхувах
 гайаттрим гайатас тасмад адхигатйа сароджаджах
 самскриташ чадигуруна двиджатам агамат татах

«Затем Гаятри в трехчастном виде [то есть в виде омкары а-у-м ], как сладостная мелодия, истекла из флейты Шри Кришны. Войдя в уши Брахмы, она тут же проявилась на его лотосоподобных устах. Так он получил посвящение от Всевышнего Господа, изначального Гуру, которое возвело его на уровень дваждырожденного».
 А позже он явился дваждырожденным в теле Дхрувы и стал учеником Нарады, пройдя для этого все необходимые обряды. Такая практика стала самым распространенным способом получения духовных наставлений в Брахма-сампрадае; она сохраняется и поныне.


 Брахма - свидетель игр Кришны во Врадже

В давно минувшие дни, в Двапара-югу, всемогущий Господь низошел в этот мир со всеми спутниками и дважды благословил Своего дорогого преданного, Брахму, явив ему отблеск Своей неувядающей славы.
 Однажды Верховный Господь Гопала пас телят на заливных лугах Враджа вместе с друзьями-пастушками. Брахма, увидев эту картину, был околдован непостижимой иллюзорной энергией. Напрасно он силился понять, кто перед ним - простой смертный или Сам Господь. Мальчик был столь прекрасен и источал такое удивительное сияние, что не мог принадлежать этому тленному миру. Чтобы рассеять свои сомнения, Брахма похитил всех пастушков и телят, окружавших Его, и спрятал их в пещере. Всезнающий Кришна лишь хитро взглянул на творца вселенной.

Каково же было удивление Брахмы, когда в мгновение ока оставшийся в одиночестве Кришна вдруг превратился в пастушков и телят, которые, как ни в чем ни бывало, резвились на лугу. Бросившись к пещере, незадачливый Брахма увидел там тех же мальчиков и телят. В полном смятении он снова кинулся во Врадж, но снова увидел там знакомую пасторальную сцену. И тут он оказался окончательно сбит с толку, поскольку все мальчики вдруг обрели четырехрукие облики Нараяны - каждый держал раковину, диск, булаву и лотос. Осознав наконец, что прекрасный пастушок есть не кто иной, как его Верховный Повелитель и Господин, Брахма вернул мальчиков и пастушков во Врадж, пал ниц перед святыми стопами Верховного Господа, которого не смог распознать, и, воздавая Ему хвалу, смиренно предался со словами: «Я наслаждался троном великого правителя, несметными богатствами и обширными владениями - всем тем, что заставляет живых существ погружаться в безверие, безбожие и бездуховность. Поэтому кому, как не мне, необходимо молиться о том, чтобы не погрузиться в пучину мирского счастья и не забывать о Твоих святых стопах». Брахма также молил Господа позволить ему родиться среди Его близких спутников и служить Ему вместе с ними.

Господь удовлетворил его просьбу: Брахме было позволено прийти на землю в облике Гопинатхи Ачарьи и участвовать в играх вместе с Шри Гаурангой. В комментарии к «Чайтанья-бхагавате» (Ади-кханда, 11.96) Шрила Бхактисиддханта Сарасвати пишет:

 Гопинатха Ачарья жил в Навадвипе. Он приходился зятем Махешваре Вишараде, который жил в Видьянагаре, и шурином Сарвабхаумы Бхаттачарьи и Мадхусуданы Вачаспати. По мнению некоторых исследователей, Гопинатха Ачарья был воплощением Господа Брахмы. В «Гаура-ганоддеша-дипике» (75) сказано:

гопинатхачарйа-нама брахма джнейо джагат-патих
 нава-вйухе ту ганито йас тантре тантра видибхих

«Гопинатха Ачарья был воплощением Господа Брахмы, творца вселенной. Он был одним из Нава-вйух и знатоком тантр».

Однако согласно мнению других, Гопинатха Ачарья - это Ратнавали-сакхи из Враджи. В «Гаура-ганоддеша-дипике» (178) в этой связи сказано:

пура прана-сакхи йасин намна ратнавали врадже
 гопинатхакхйакачарйо нирмалатвена вишрутах

«Ратнавали, прана-сакхи из Враджи, теперь явилась как чистый, образованный Гопинатха Ачарья».
 Шри Ишвара Пури, прибыв в Навадвипу, в течение нескольких месяцев жил в доме Гопинатхи Ачарьи, который был воплощением Брахмы.

Он также присутствовал в теле Харидаса Тхакура, который был не кто иной, как Прахлада Махараджа. По этой причине Харидаса называют Брахма-Харидасом.


 Брахма встречается с Дварака-Кришной

Находясь в Двараке, Шри Кришна снова поразил Брахму Своим безграничным могуществом. Как-то раз четырехголовый Брахма попросил у Кришны аудиенции. Привратник отправился доложить Господу об этом. Кришна приказал ему справиться, какой именно Брахма пожаловал в Двараку. Немало удивившись, Брахма доложил слуге, что пришел Брахма-отец Санаки и Санатаны. Привратник проводил творца вселенной во внутренние покои, где Брахма пал к стопам Кришны. После обмена приветствиями он спросил: «Господь, прошу, объясни мне, почему Ты справлялся о том, какой Брахма к Тебе пришел».
 Кришна улыбнулся в ответ, и тотчас же в дворцовой зале появились мириады Брахм: некоторые с десятью головами, другие с сотнями голов, а иные - с миллионами. В сравнении с ними четырехголовый Брахма выглядел чрезвычайно ничтожным - словно муравей среди скал. Кришна приказал им удалиться, и Брахма, едва оправившись от ошеломляющего зрелища, сказал: «О Господь, по Твоей милости я осознал и воочию убедился в Твоем безграничном могуществе и славе, которую невозможно ни описать словами, ни представить в воображении, ни тем более увидеть обычными глазами». На это Кришна ответил: «О Брахма, твои владения простираются лишь на пятьдесят крор - десять миллионов (бенгали) йоджан - восемь миль; ты, четырехголовый Брахма, подобен карлику - ведь другие миры простираются на миллионы йоджан, и чем больше вселенная, тем могущественнее Брахма, управляющий ею. Мое величие проявляется в Моем творении. Три четверти творения составляет мир, лишенный печалей, свободный от смерти и страха, - это Голока. Оставшаяся четверть относится к Моей иллюзорной энергии. Все, что ты здесь увидел, - лишь малая искра Моей славы. Кому же под силу измерить ее сполна?»


 Джива-Брахма и Маха-Вишну-Брахма

«Падма-пурана» утверждает, что порой какая-либо джива в качестве вознаграждения за преданное служение в этом мире получает положение Брахмы. Однако случается и так, что во всей вселенной нет дживы, заслуживающей столь высокого поста, и тогда Сам Маха-Вишну в виде Своего частичного проявления становится Брахмой, чтобы творить вселенную. Это еще одно из доказательств того, что Брахма может быть как существом, неподвластным майе, так и дживой, подчиняющейся этой энергии.

Брахма с точки зрения космологической есть частичное проявление могущества Верховного Господа. Порой писания называют его существом, наделенным божественной силой. Так, «Брахма-самхита» (5.49) утверждает:

бхасван йатхамша-шакалешу ниджешу теджах
 свийам кийат пракатайатй апи йадвад атра
 брахма йа эша джагад-анда-видхана-картта
 говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

«Подобно тому, как Солнце передает свое тепло камню, так же и Вишну частично наделяет Брахму Своей энергией с целью создания мира для смертных».

 

В чём разница между творческими функциями Брахмы, Шивы и Дурги
Шриман Ари Мардан дас

Вопросы и ответы

 

Санкаршана д.: В чём разница между творческими функциями Брахмы, Шивы и Дурги?

Ари Мардан д.: Мы рассмотрим эти функции в согласии с адхикарой этой троицы и с учётом времени.

Положения Дурги и Шивы первичны. Не смотря на то, что Брахма, как кажется, первый вступает в процесс творения, и создаётся представление, что он – первое живое существо в материальной вселенной, несущее творческое начало, тем не менее, это не так. Хотя изначальным творцом признан Вишну, однако в контексте вопроса следует признать первенство за Шивой и Дургой. Именно через них появляется основа для дальнейшего творчества, в котором активно участен Брахмаджи.

Дурга создаёт мир и трансформации в нём. Это подтверждает Кришна («Бхагавад-гита», 9.10):

майадхйакшена пракритих суйате са-чарачарам

хетунанена каунтейа джагад випариварттате

«О Каунтея, майя-шакти, действуя под Моим надзором, порождает проявленный материальный мир и все движущиеся и неподвижные существа. Так этот мир создаётся вновь и вновь».

Хотя мы слышали неоднократно, что существует два творца – Вишну и Брахма, тем не менее, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в «Бхавануваде» комментирует этот стих «Бхагавад-гиты» так: «Причиной возникновения этого мира и всех движущихся и неподвижных его обитателей является материальная природа (Дурга)». Шрила Гурудев (Ш.Б.Нараяна Госвами Махарадж) в «Пракашика-вритти» к «Гите», 9.10 пишет: «Кришна – источник материальной природы, и по Его воле она создаёт материальный мир и совершает все прочие действия. Именно Господь Своим взглядом побуждает материальную природу снова и снова создавать этот мир со всеми его движущимися и неподвижными обитателями. Только от Верховного Господа подвластная Ему материальная природа получает способность творить. Сама по себе мёртвая материя ничего создать не может».

Сотворение материального мира происходит до того, как в него войдут дживы, поэтому созидательная функция супруги Шивы проявляется раньше, чем созидательные способности господа Брахмы. Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада приводил следующую аналогию: подобно тому, как правительство, заселяя город и предполагая, что среди населения будут нарушители законов, выделяет средства на строительство тюрьмы, также и Бог, формирует материальный мир, ещё до того, как в него попадут дживы. Поэтому созидательная функция Дурги проявляется раньше созидательной функции Брахмы.

Шива также проявляет творческий потенциал раньше Брахмы, заселяющего материальные вселенные, поскольку именно через него дживы приходят в материальный мир, проявляясь благодаря взгляду Вишну. Это описано в «Брахма-самхите», 5.8:

нийатих са рама деви тат-прийа тад-вашам тада

тал-лингам бхагаван шамбхур джйоти-рупах санатанах

йа йоних сапара-шактих камо биджам махад дхарех

«Духовная энергия Бога (Маха-Вишну) в образе Его дорогой супруги Рамы-деви (Лакшми) – это богиня провидения. Она всегда послушна Верховному Господу и преданно служит Ему. На заре творения сияние трансцендентного тела Маха-Вишну, являющегося частью полной части Шри Кришны, принимает образ Шамбху (Шивы). Иначе Шамбху называют лингамом Бога, или проявленным символом Его порождающей способности. Он появляется для того, чтобы подготовить космическое проявление материальных вселенных. Лингам в образе Шамбху – это отражение вечного духовного света, или сияния. Материнская принимающая способность проявляется из Рамы-деви, или богини провидения. Энергия, которая непосредственно рождает материальное творение, – это низшая энергия майя (Дурга) с присущей ей формой йони, чрева вселенского творения. Соединение йони (Дурги) и лингама (Шивы) – это отражение семени желания Верховного Господа Шри Хари в форме непроявленной материальной энергии (махат-таттвы)».

По этой причине, Шиву также называют отцом всех живых существ, поскольку его жену называют матерью, Амбой, или Джагадамбой, Джагадйони. Поскольку Дурга является женой Шивы, то значит Шива признан, как отец для джив. Глядя на разные этапы творения, можно сказать, что у джив есть несколько отцов. Подобно тому, как Веды учат, что у людей есть семь матерей, также можно сказать и про отцов. Есть разные классификации таковых, в согласии с разными контекстами.

В творении имеется три основных плоскости, и на каждой плоскости мы имеем своего отца. Вишну – первый отец. Он проявляется как отец всех отцов на уровне Вайкунтхи. Шива – второй отец, проявляется в татастха-свабхаве (пограничном мире) как Шамбху. Брахма – третий отец, проявляется на третьей – тонкоматериальной плоскости. И наконец, есть и четвёртый – наш физический отец, который вводит души в грубоматериальную плоскость.

Творение Дурги и Шивы согласовано с их адхикарой, их положением по отношению к Вишну. Оно значимо и не сравнится с положением Брахмы. Почему? Потому что Шива и Дурга – чистые вайшнавы, шуддха - бхакты, махаджаны, ваишнаванам йатха шамбхух («Бхагаватам», 12.13.16), тогда как джива может встать на пост Брахмы, даже не обладая маха-адхикарой, то есть, не будучи уттама - адхикари. Поэтому Вишну даёт Брахме меньшую задачу, которая ему будет по силам. По сути, Брахма творит что-либо в материальном мире по проекту, который уже организован свыше и воплощается Шивой и его супругой, хотя высшим проектировщиком является конечно же Господь Вишну, берущий Своё начало от Шри Кришны (http://sampradaya.ru/current/voprotv/1746-kto-pervichen-krishna-ili-maha-vishnu-chast-1.html и http://sampradaya.ru/current/voprotv/1745-kto-pervichen-krishna-ili-maha-vishnu.html).

Творческая функция Дурги отличается от подобной функции Шивы так же, как обязанности жены отличаются от обязанностей мужа. Брахма скорее должен рассматриваться как их дитя. В то же время Брахма признаёт своим высшим отцом Господа Нараяну. Хотя Брахма велик, тем не менее, его творческий потенциал напрямую зависит от творческого потенциала Шивы и Дурги. Божественная семья позволяет начать Брахме творить и останавливает его творчество в конце творения, уничтожая даже его самого. Так сказать: «Я тебя породил, я тебя и убью». Поэтому творчество Брахмы зависит от воли Дурги и Шивы.

Творческое шакти Брахмы, хотя и проявляется 311 триллионов 40 биллионов лет по земному летоисчислению и кажется нам чуть ли не вечным, тем не менее, – временно. Когда Брахма (как правило, джива-таттва) достигает в процессе духовной эволюции васту-сиддхи (уходит домой к Богу, обретя прему), достигнув сварупы, то оставляет свою творческую потенцию, которой временно наделяет его Сам Вишну (Кришна). Что касается творческой шакти, проявленной у Шивы и Дурги, то она вечна и проявляется с такой же периодичностью, с какой проявляется материальное творение.

Шива возглавляет всех полубогов, которые участвуют в процессе сотворчества вместе с Брахмой, в некотором роде помогая Брахме. По сути, все остальные полубоги перенимают творческие навыки у Шивы, Шакти и Вишну. Все они – гуру полубогов.

Поскольку Шива более велик по таттве, чем его жена, то и его творческие процессы важнее, чем у его жены. Именно он санкционирует её творчество, не смотря на то, что Кришна в «Бхагавад-гите», 9.10 утверждает, что Он, прежде всего участен в санкционировании действий Дурги. Как же Дурга не путается в указаниях вышестоящих руководителей? Шива входит как Параматма в элементы творения и поэтому фактически является вторым «я» Вишну. Поэтому указания Вишну и Шивы согласованы между собой. Они имеют определённое единство между собой. Это доказывает стих из «Бхагаватам», 2.1.35:

виджнана-шактим махим амананти

сарватмано 'нтах-каранам гиритрам

«Как утверждают знатоки, первооснова материи (махат-таттва) – это сознание вездесущего Господа, а Рудрадева – Его эго (т.е. «я»)».

Этот стих утверждает вездесущность Шивы, которого на полном основании можно сравнить с Кширодакашайи-Вишну. Шива пронизывает все кармендрии и гьянендрии. Если подумать, то именно кармендрии и гьянендрии любых живых существ участны в процессе сотворчества, когда таковым занимается кто-либо во вселенной. А это в свою очередь означает, что Шива уже пребывает в любых творческих начинаниях, пронизывая собою деятельные органы и органы познания живых существ материальной вселенной. Поэтому функции Шивы не ограничиваются лишь уничтожением, как можно подумать, когда о нём говорят, как о тама - гуна - аватаре.

Из чего же формируется или творится всё сущее в материальном мире? Это восемь материальных элементов, перечисленных мною выше. В них также присутствует Шива. Проявив Шиву и играя роль его отца, Брахма сказал («Ш.-Б.», 3.12.11):

хрид индрийанй асур вйома вайур агнир джалам махи

сурйаш чандрас тапаш чаива стхананй агре критани те

«Сын мой, я уже определил места твоего будущего пребывания, ими станут сердце, чувства, жизненный воздух, небо, воздух, огонь, вода, земля, солнце, луна и аскезы».

эбхих сриджа праджа бахвих праджанам аси йат патих

«Поскольку теперь ты – один из повелителей живых существ, тебе надлежит вместе со своими жёнами значительно увеличить население вселенной» (очередная функция творца).

итй адиштах сва-гуруна бхагаван нила-лохитах

саттвакрити-свабхавена сасарджатма-самах праджах

«Безгранично могущественный Шива, тело которого было сине-красного цвета, произвёл на свет многочисленное потомство, и все его отпрыски были точь-в-точь похожи на него – внешностью, силой и неистовым нравом».

Первый стих, хрид индрийани, утверждает, что Шива вхож даже в фундаментальные элементы, из которых творят все те, кто имеет отношение к любому процессу творчества в материальном мире. Шива, пребывая в сердце каждой дживы, не только входит в творимые объекты и является соучастником всех творцов, но и непосредственно участен в проявлении основ материального мира. Очевидно, что даже Брахма, как вторичный творец, наделённый сришти-шакти, не обладает такой глубиной участия в процессах космического творения, в то время как Шива обладает схожей функцией творчества с Самим Вишну, хотя и не полностью идентичной, бхеда - абхеда. Об этом я расскажу ниже, ссылаясь на Шри Мадхву.

Также можно усилить этот момент, говоря о том, как Шива проявляется в деятельности Мукхья-праны. Мукхья-прана – это вечный спутник Бхагавана, приходящий в этот мир как Хануман, Вайу, Мурари Гупта, Пандав Бхима, Мадхва-ачарья и др. Его положение очень значимо и воспевается в «Шат-прашна упанишаде». Мукхья-прана, частичное проявление Шивы, и он входит вместе с Параматмой в сердце каждого живого существа в этом мире. В связи с этим его называют дживоттама, высочайшим среди джив. В «Шат-прашна упанишад» о творческих функциях Мукхья-праны сказано следующее:

са тапас таптва

митхунам упадайате райим ча пранам чети

этау ме бахудха праджах каришйата ити

«Создав первую супружескую пару небожителей, Райи и Прану (Бхарати и Мукхья-прану, его жену), Господь Вишну подумал: "Эти двое, несомненно, помогут Мне сотворить множество других живых существ"».

чамуртам ча тасманмуртир эварайих

«Пребывающий в Солнце Прана является источником жизненной энергии во всех телах. Эта энергия не имеет видимой для глаза формы и поэтому называется амурта».

атха адитйа удайан йат прочим дишам npaeuthamu

тена прачйан пранан рашмишу саннидхате

йад-дакшинам йат-пратичим йад-удичим дишам

йад-адхо йад-урдхвам йад-антара дишо йат-сарвам

пракашайати тена сарван пранан рашмишу саннидхате

«Солнце движется по круговой орбите в средней части вселенной вокруг горы Сумеру. Солнце начало своё движение с востока, через его лучи Прана вложил жизненную энергию (прану) в полубогов, повелевающих восточной стороной вселенной. Затем, подобным же образом, по мере движения Солнца по орбите, Мукхья-прана вложил жизненные силы в полубогов, повелевающих югом, западом, севером, верхом и низом – всеми направлениями вселенной. Благодаря энергии, полученной от Мукхья-праны, все полубоги получили способность выполнять свои божественные функции, связанные с управлением мирозданьем».

са эша ваишванаро вишва-рупах прано

'гнир удайате тад этад рча 'бхйуктам

«Мукхья-прана – это Ваишванара, огонь пищеварения и тепло жизни в телах всех живых существ во всей вселенной. Он проявился ради сотворения всех их. Об этом говорится в гимне из «Риг-веды» («Маитраяния-араньяка», 6.8).

праджа-патиш чараси гарбхе швам эва пратиджайасе

тубхйам прана праджасв ими йат пранаих прати-тиштхаси

«О Мукхья-прана, ты повелитель прародителей, таких как Дакша. Ты сам входишь в зародыш и обеспечиваешь его рождение. Все рождённые существа находятся в твоей власти. Вместе с полубогами, которые управляют чувствами, ты пребываешь во всех телах и обеспечиваешь их жизнедеятельность!»

са пранам асриджата пранан шраддхам кхам вайух джотир

апах притхивиндрийам мано 'ннам аннад вирйам mono мантрах

карма лока локешу нами ча

«Господь выбрал Мукхья-прану и первым создал его (по Своему подобию). Далее из Мукхья-праны были сотворены остальные пятнадцать компонентов творения: шраддха – вера; кхам – эфир; вайу – воздух; джйотир – огонь; апах – вода; притхиви – земля; индрии – внешние чувства; манах – ум (внутреннее чувство); анна – пища; вирья – жизненная сила; тапас – сила аскезы; мантры – дар речи или чтение ведических гимнов; карма – способность к деятельности или предписанная в Ведах деятельность; локах – места расположения; нама – имена и обозначения объектов мира».

Таким образом, Шива, проявляясь в теле Мукхья-праны, является сотворцом Вишну. Однако, видя такое участие в творении, может показаться, что Шива практически равен Вишну в отношении творческого потенциала. Это не так, и подобное представление опровергается Шрилой Мадхвачарьей («Мадхва-виджая», Сарга 15): «Изначальным Творцом является только Бог. Он вечен и Сам никем не сотворён, без Его верховного вмешательства обусловленная деятельность (карма) всех сотворённых существ не может даже начаться. Любая деятельность проходит под полным контролем всезнающего Творца. Пашупати, Господь Шива не может быть признан Творцом мироздания из-за видимых несовершенств в его личности. Например, одно из имён Шивы – Рудра. Оно означает, что Шива «ревел» во время своего рождения. Это указывает на его определённую ущербность, тогда как Верховный Господь по определению лишён каких-либо недостатков. Если даже Шива не может быть признан Всевышним, то, что уж говорить о Ганеше, боге Солнца и прочих нижестоящих полубогах».

Таким образом, становится понятно, что творить может только Вишну, а все остальные лишь сотворцы.

Возвращаясь к различиям творческих функций Брахмы, Шивы и Дурги, можно сказать, что эти функции различаются по глубине. У Брахмы творчество более поверхностно и касаемо только внутривселенских процессов. У Шивы и Дурги творческий потенциал глубже, он берёт своё начало вне времени и пространства. Это также можно понять, выстраивая иерархию между Дургой, Шивой и Брахмой. Иерархия такова, оценивая её по нисходящей:

1) Шива – (как правило) шива-таттва.

2) Дурга – шакти-таттва.

3) Брахма – (как правило) джива-таттва.

Точно так же можно структурировать и превосходство творческих способностей этой троицы, а также их творческую силу. Шива - таттва наделена большей способностью сотворчествовать Господу Вишну, шакти - таттва подчинена шива - таттве, а следовательно потенциал Дурги не может превосходить потенциала Шивы. Что касается джива - таттвы, то джива наделяется силой помогать в творении Бхагавану Вишну лишь в незначительной степени. В то же время, поскольку шакти - шактиматор абхедах – «Между шакти Шивы и самим Шивой нет различия», то можно сказать, что Шива сотворчествует Господу Вишну в образе своей божественной супруги – Шакти. Шива и Шакти (Дурга) едины, как едины Шри Кришна и Его энергия – Радхарани. Без Радхи, Кришна – безличный Брахман.

Итак, различия между творческим потенциалом и функциями у Дурги, Шивы и Брахмы очевидны. Я представил лишь краткий анализ этих функций. Глубже понять эту тему можно изучая священные Пураны, особенно их первую часть, поскольку все Пураны начинаются преимущественно с описания сарги (первичного творения) и висарги (вторичного творения).

«Шримад-Бхагаватам», Песнь 03


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.