Тесты по курсу «Физиология ВНД и сенсорных систем» — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Тесты по курсу «Физиология ВНД и сенсорных систем»

2019-05-27 783
Тесты по курсу «Физиология ВНД и сенсорных систем» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕСТ № 1

Выберите правильные суждения.

1. Учение об анализаторах было создано И.М. Сеченовым.

2. Анализатор состоит из трех отделов: воспринимающего, проводящего и центрального.

3. Глаз обеспечивает человеку до 90% информации.

4. Склера – задний отдел средней оболочки глаза.

5. Орган слуха расположен в височной кости и делится на наружное, среднее и внутреннее ухо.

6. Слуховые кости среднего уха срастаются друг с другом.

7. Вестибулярный аппарат состоит из двух частей: костного преддверия и трех полукружных каналов.

8. Рецепторы, воспринимающие различные запахи, находятся в слизистой оболочке нижних отделов полости носа.

9. Особенно много вкусовых почек в области кончика и боковых поверхностей языка.

10. Восприятие вкуса и различение запахов играет важную роль в жизни человека.

 

ТЕСТ № 2

Установите соответствие.

А – Глаз. Б – Хрусталик. В – Стекловидное тело. Г – Сетчатка. Д – Палочки. Е – Колбочки. Ж – Близорукость. 3 – Дальнозоркость. И – Бинокулярное зрение. К – Гигиена зрения.

1. При ослаблении преломляющей силы роговицы или хрусталика лучи света сходятся в фокусе, позади сетчатки.

2. Человек хорошо видит близко расположенные предметы, а удаленные – плохо.

3. При работе, письме, чтении свет должен падать с левой стороны.

4. Аппарат дневного зрения.

5. Внутренняя оболочка глаза, имеющая сложную структуру.

6. Они воспринимают световые лучи в условиях сумеречного освещения.

7. Прозрачное, эластичное образование в форме двояковыпуклой линзы.

8. Парный орган, состоящий из глазных яблок, соединенных длинным нервом с головным мозгом, имеющий вспомогательные устройства.

9. Прозрачное студенистое вещество, заполняющее внутреннюю полость глаза между хрусталиком и сетчаткой.

10. Наличие двух глаз.

 

ТЕСТ № 3

Установите соответствие.

А – Наружное ухо. Б – Барабанная перепонка. В – Среднее ухо. Г – Слуховые косточки. Д – Внутреннее ухо. Е – Кортиев орган. Ж – Улитка. 3 – Слуховая труба. И – Вестибулярный аппарат. К – Гигиена слуха.

1. Соединяет среднее ухо с носоглоткой, обеспечивает выравненное давление на барабанную перепонку.

2. Обеспечивает восприятие положения тела в пространстве.

3. Полость, заполненная жидкостью, где находятся чувствительные органы слуха.

4. Слуховой рецептор.

5. Защищает ухо, улавливает и проводит звуки.

6. Колебания звуковых волн вызывают ее вибрацию, которая передается в среднее ухо.

7. Полость, заполненная воздухом, где расположены слуховые косточки.

8. Они последовательно и подвижно соединены.

9. Канал, закручивающийся на 2,75 оборота.

10. Сильный шум значительно снижает звуковое восприятие.

ТЕСТ № 4

Установите соответствие.

А – Анализатор. Б – Ощущение. В – Восприятие. Г – Обоняние. Д – Вкус. Е – Осязание. Ж – Адаптация. 3 – Двигательный анализатор. И – Сенсорные системы. К – Гигиена органов чувств.

1. Ощущение, возникающее при действии раствором химических веществ на вкусовые рецепторы.

2. Способность организма воспринимать прикосновение, давление, тепло, холод, боль с помощью специфических кожных рецепторов.

3. Восприятие запахов посредством обонятельного анализатора.

4. Орган чувств, состоящий из рецептора, идущего от него нерва и соответствующей зоны коры мозга.

5. Образы внешнего мира.

6. Способность организма слышать, осязать, ощущать запахи и вкус.

7. Приспособление к длительно действующему раздражителю.

8. Рецепторы в виде свободных нервных окончаний в сухожилиях, возбуждающиеся при давлении и сокращении мышечных волокон.

9. Восприятие как сложный системный процесс приема и обработки информации осуществляется специальными системами.

10. Не рекомендуется читать при плохом освещении, на ходу, во время еды, езды в трамвае, автобусе, метро.

 

ТЕСТ № 5

Подберите к следующим вопросам правильные ответы.

1. Чем покрыт глаз с передней стороны?

А – Белочной оболочкой. Б – Радужной оболочкой. В – Роговицей.

2. Какая часть глазного яблока характеризуется следующими признаками: прозрачная, бесцветная, в состоянии коллоида: А – Роговица. Б – Хрусталик. В – Стекловидное тело.

3. В какой доле мозга находится зрительная зона? А – Теменная. Б – Височная. В – Затылочная.

4. Как соединены слуховые косточки?

А – Подвижно. Б – Полуподвижно. В – Неподвижно.

5. Чем заполнена полость внутреннего уха?

А – Воздухом. Б – Жидкостью. В – Вакуумом.

6. Вкусовая адаптация быстрее всего происходит к:

А – Сладким и соленым веществам. Б – Кислым и горьким. В – Нейтральным.

7. К свободным нервным окончаниям кожи относятся рецепторы ощущений: А – Тепловых. Б – Холодовых. В – Болевых.

8. Роль мышечного чувства особенно ярко выявляется у больных, страдающих расстройством: А – Зрения. Б – Слуха. В – Согласованности в движениях.

9. Попав на слизистую оболочку глаза, болезнетворные микроорганизмы могут вызвать воспаление слизистой оболочки, которое называется: А – Глаукома. Ш – Бельмо. В – Конъюнктивит.

10. Способность глаза четко видеть предметы, находящиеся от него на различных расстояниях, называется: А – Аккомодацией. Б – Рефракцией. В – Адаптацией.

 

ТЕСТ № 6

Ответьте на следующие вопросы.

1. Как называется способность глаза приспосабливаться к рассматриванию предметов, находящихся от него на различном расстоянии?

2. Внутренняя поверхность глазных яблок, выстланная сетчаткой, включает также сосудистую оболочку и диск зрительного нерва. Как называется это образование?

3. Как мы называем, способность глаза визуально оценивать форму, удаленность, размеры, направленность и движения предметов?

4. Как называется рецепторный орган слухового анализатора, преобразующий звуковые колебания в нервное возбуждение?

5. Как называется преломление светового луча в оптической системе глаз?

6. Что находится в месте выхода зрительного нерва из сетчатки?

7. Как называется твердое образование, располагающееся в органах равновесия?

8. Как соединены слуховые косточки?

9. Какое изображение получается на сетчатке?

10. Как называется болезнь, при которой плохо функционируют колбочки?

 

ТЕСТ № 7

Закончите фразы.

1. Форма глаза...

2. Сложный нервный аппарат, воспринимающий и анализирующий раздражения, поступающие из внешней и внутренней среды организма, И.П. Павлов назвал...

3. Рецепторы способны приспосабливаться к силе раздражителя. Это свойство называется...

4. Одна диоптрия – это оптическая сила линзы с фокусным расстоянием в...

5. Барабанная полость среднего уха соединена с носоглоткой при помощи...

6. Органом вкуса являются...

7. Рецепторы кожи воспринимают различные раздражения: тактильные, тепловые, холодовые и …

8. Высший отдел двигательного анализатора располагается в области переднецентральной извилины. Здесь возникает...

9. Зрение двумя глазами называется...

10. Способность различать мелкие детали рассматриваемого предмета лежит в основе так называемой …

 

ТЕСТ № 8

Выберите правильные суждения.

1. Все рефлексы, которые наблюдаются в организме, делятся на две группы: безусловные и условные.

2. Все рефлексы проходят через головной мозг.

3. Условные рефлексы не являются врожденными.

4. И у человека, и у животного есть разум.

5. На базе условных рефлексов можно выработать новый условный рефлекс.

6. Рефлекс образуется быстрее, чем угасает.

7. Стрессы всегда приводят к нервному расстройству.

8. Сон может быть естественным и искусственным.

9. Одним из видов безусловного торможения является дифференцировка.

10. Анализ и синтез, осуществляемые корой головного мозга, не являются изолированными процессами, а протекают в неразрывной связи, во взаимодействии и единстве.

 

ТЕСТ № 9

Установите соответствие.

А – Безусловный рефлекс. Б – Условный рефлекс. В – Инстинкт. Г – Безусловное торможение. Д – Рефлекторная дуга. Е – Угасание. Ж – Дифференцировка. 3 – Тип ВНД. И – Сон и сновидения. К – Темперамент.

1. Субъективно переживаемые психические явления, возникающие во время естественного сна.

2. Совокупность врожденных и приобретенных свойств нервной системы.

3. Врожденная реакция организма, сложившаяся в процессе эволюции данного вида, передающаяся по наследству.

4. Рефлекс, который образуется в процессе жизнедеятельности организма, его индивидуального опыта и является преимущественно функцией коры больших полушарий.

5. Торможение, которое возникает в случае неподкрепления условного раздражителя безусловным.

6. Особенность этого вида торможения заключается в том, что оно наступает сразу же и тормозит протекающие в этот момент физиологические процессы.

7. Торможение, возникающее при действии двух близких, но разных раздражителей, причем один подкрепляется безусловным рефлексом, а второй нет. На него и возникает торможение.

8. Совокупность безусловных рефлексов, характерных для особей данного вида в определенных условиях.

9. Путь, по которому проходит нервный импульс от раздражаемого рецептора до органа, отвечающего на это раздражение.

10. Внешнее проявление типа высшей нервной деятельности.

 

ТЕСТ № 10

Подберите к следующим вопросам правильные ответы.

1. Какие рефлексы связаны с первой сигнальной системой?

А – Безусловные. Б – Условные. В – Таких не существует.

2. Где лежат центры условных рефлексов?

А – Спинной мозг. Б – Ствол головного мозга. В – Кора больших полушарий.

3. Какая из форм торможения передается по наследству? А – Внешнее. Б – Внутреннее. В – Таких не существует.

4. Прямо перед школьником проехала машина. Он остановился, как вкопанный, почему?

А – Сработало внешнее торможение. Б – Сработало внутреннее торможение. В – Сработал условный рефлекс.

5. Школьник в аптеке выбирает лекарство для мамы от головной боли. Какой процесс происходит в его мозгу?

А – Угасательное торможение. Б – Дифференцировочное торможение. В – Условный рефлекс.

6. Ежа принесли в дом, но он шипит и ничего не хочет есть. Почему?

А – Безусловный рефлекс. Б – Условное торможение. В – Условный рефлекс.

7. Может ли условный рефлекс превратиться в безусловный? А – Может. Б – Не может. В – Может, но за очень длительное время.

8. Режим дня – это:

А – Условный рефлекс. Б – Безусловный рефлекс. В – Динамический стереотип.

9.Чего нельзя увидеть в сновидениях?

А – Прошлое. Б – Настоящее. В – Будущее.

10.  Человек проспал 10 лет. Как это называется? А – Лунатизм. Б – Гипноз. В – Летаргия.

 

ТЕСТ № 11

Ответьте на следующие вопросы.

1. Как по-другому можно назвать безусловно-рефлекторную деятельность?

2. Как называется функциональное расстройство нервной системы?

3. Что формируется труднее: знания, умения или навыки?

4. В физиологии есть понятие «сигналы сигналов». Что это такое?

5. Гипноз похож на сон. Чем он отличается от обычного сна?

6. На фоне различных стадий торможения в коре больших полушарий у загипнотизированного человека остаются возбудимые очаги. Как называл их И.П. Павлов?

7. Справедливо ли выражение: «спать мертвым сном»?

8. Как по-другому можно назвать цепочку условных рефлексов?

9. Человек встает при слабом звонке будильника, а при сильном громе спокойно спит. Почему?

10. Что такое режим дня с научной точки зрения?

 

ТЕСТ № 12

Закончите фразы.

1. Речь развивается в процессе...

2. Безусловный рефлекс проявляется сразу, а условный...

3. Функциональной единицей высшей нервной деятельности является...

4. Временное снижение умственной и физической работоспособности называется...

5. Механизм временного господства возбуждения называется...

6. Объединение нескольких условных рефлексов в единую цепочку, которая подкрепляется лишь в конце, когда все условно-рефлекторные действия выполнены, называется...

7. Сон бывает медленный и...

8. Способность решать задачи с помощью подсознательного опыта называется...

9. Целенаправленное восприятие, где строго определено, что надо увидеть и в каком порядке называется...

10. Память включает запоминание информации, ее хранение и...

 

ТЕСТ № 13

Выберите правильные суждения.

1. Человек существо социальное.

2. Психика – это внутренняя, принадлежащая конкретному человеку картина мира, существующая именно в его мозгу.

3. Психика человека формируется в процессе освоения речи.

4. Наше поведение всегда направлено на удовлетворение одной ведущей потребности организма.

5. Поведение человека представляет собой набор различных физиологических процессов.

6. Психика каждого конкретного человека не всегда формируется под влиянием общества.

7. Нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизни и развития организма вызывает особое состояние называемое потребностью.

8. На основе различных потребностей у человека возникает определенное психическое состояние.

9. Люди могут жить без общения между собой.

10. Психология каждой конкретной личности оказывает определенное влияние на общее самосознание.

 

ТЕСТ № 14

Установите соответствие.

А – Внимание. Б – Непроизвольное внимание. В – Произвольное внимание. Г – Память. Д – Виды памяти. Е – Речь. Ж – Мышление. 3 – Личность. И – Характер. К – Способность.

1. Специфическая особенность человека, появившаяся в итоге длительного культурно-психологического развития.

2. Любой внешний раздражитель, если он новый и вызывает ориентировочный рефлекс, становится причиной...

3. Внимание, которое проявляется при осуществлении сознательных намерений человека и требует от него приложения волевых усилий.

4. Направленность и сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности.

5. Обобщенное и опосредованное познание действительности.

6. Совокупность устойчивых черт личности, которые складываются в процессе восприятия, деятельности, общения с людьми.

7. Человек как член общества, обладающий системой уникальных черт, которые определяют свойственный данному человеку ход мыслей и поведения.

8. Индивидуальные физиологические и психологические особенности человека, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности.

9. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта.

10. Повторение – одно из важнейших условий запоминания.

 

ТЕСТ № 15

Подберите к следующим вопросам правильные ответы.

1. Автор учения о функциональных системах человека: А – И.М. Сеченов. Б – А.А. Ухтомский. В – П.К. Анохин.

2. Сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте. А – Эмоции. Б – Внимание. В – Память.

3. Сновидения возникают в период сна:

А – Медленного. Б – Быстрого. В – Как быстрого так и медленного.

4. Одна из важнейших функций речи – это:

А – Обобщение и абстрактность мышления. Б – Обозначение конкретных предметов и явлений. В – Выражение эмоций.

5. Переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к самому себе, называется: А – Обучением. Б – Памятью. В – Эмоциями.

6. «Чрезвычайной прибавкой к механизму работы мозга», по И.П. Павлову, является: А – Память. Б – Рассудочная деятельность. В – Речь.

7. Что И.П. Павлов понимал под названием «сигналы сигналов»?

А – Первую сигнальную систему. Б – Вторую сигнальную систему. В – Условный рефлекс.

8. Если животное оказалось в новой обстановке, то оно начинает подходить к незнакомым предметам, обнюхивать их, осматривать, иногда пробовать на вкус. При этом проявляется:

А – Пищевой рефлекс. Б – Оборонительный рефлекс. В – Ориентировочный рефлекс.

9. Почему не все собаки боятся палки?

А – Выработался условный рефлекс. Б – Не выработался условный рефлекс. В – Безусловное торможение.

10. Какой рефлекс И.П. Павлов назвал «Что такое»?

А – Оборонительный. Б – Ориентировочный. В – Пищевой.

 

ТЕСТ № 16

Ответьте на следующие вопросы.

1. Вчера вы звонили другу, а сегодня забыли номер его телефона. Какая память сработала?

2. Почему говорят: «Повторение – мать учения»?

3. Какие свойства высшей нервной деятельности положил И.П. Павлов в основу типов ВИД?

4. Кто открыл принцип управления поведением?

5. Как мы называем внутренний мир человека, его ощущения и восприятия, память и представления?

6. Почему говорят, что человек не только биологическое, но и социальное существо?

7. Чтобы человек владел долговременной памятью, какое качество личности надо у него развивать?

8. Человек малоэмоциональный, малоподвижный, работоспособный, терпелив, выдержан, мало общителен. К какому типу ВНД мы его отнесем?

9. Что является главным этапом волевого действия?

10. Как мы называем, способность человека совершать сознательные действия, которые требуют преодоления внешних или внутренних трудностей?

 

ТЕСТ № 17

Закончите фразы.

1. Основные свойства внимания – сосредоточенность и...

2. Существуют два способа запоминания: механический и…

3. Укреплять память нужно...

4. Словесное мышление – это основа развития...

5. Неповторимое сочетание психологических черт личности представляет собой...

6. Способности могут развиваться в действительности только в результате...

7. Выделяют четыре темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и...

8. Наиболее важные психологические черты личности – это ее убеждения, идеалы и...

9. В процессе общения формируется...

10. Когда усталость накапливается, превышает меру, не исчезает после отдыха, то наступает состояние...

ЗАДАЧИ

Сенсорные системы

1. У крупных животных относительный размер глаз по сравнению с длиной черепа мал, а у мелких – велик. Попробуйте объяснить этот факт.

2. Почему у кроликов-альбиносов глаза красного цвета?

3. У приматов оба глаза воспринимают примерно и то же поле зрения, однако правое полушарие головного мозга «видит» левую половину зрительного поля, а левое полушарие – правую. Чем это можно объяснить?

4. Почему вечером кажется, что силуэт горной цепи окружен полосой более светлой, чем остальное небо?

5. Какие особенности строения глазного яблока имеются: а) у глубоководных рыб, б) у сов? Как эти особенности связаны с их образом жизни?

6. Почему (для чего) глазное яблоко заполнено стекловидным телом, а не воздухом?

7. В принципе изображение окружающего мира на сетчатке может образовываться и при отсутствии хрусталика, фокусируясь только благодаря отверстию в зрачке (так устроены некоторые старинные фотоаппараты). Как, не прибегая к анатомическим приемам доказать, что хрусталик в глазе действительно есть.

8. Как должны работать с микроскопом люди, пользующиеся очками: смотреть в окуляр через очки или без них? Ответ обоснуйте.

9. Человек, сидящий напротив вас за столом, носит очки. Как определить, близорукостью или дальнозоркостью он страдает? (Спрашивать об этом у него, задавать «наводящие вопросы» или просить примерить его очки вы стесняетесь.)

10. Зрачки глаз у лошадей горизонтальные, а у кошек и лисиц – вертикальные. Почему? Попытайтесь сформулировать общие правила и подтвердить их примерами.

11. Человек, входящий со света в темное помещение, или, наоборот, выходящий из темного помещения на ярки свет, первое время ничего не видит и лишь затем начинает различать окружающие предметы. Как это можно объяснить?

12. К чему быстрее адаптируется глаз – к темноте или к свету? С чем это связано?

13. Известно, что глазное яблоко находится в постоянном движении: зрачок не устремлен все время в одну точку, а совершает непрерывные колебательные движения, даже когда мы не рассматриваем сознательно какой-то предмет. Каков физиологический смысл таких непроизвольных движений глаз?

14. «Плотность колбочек в сетчатке канюка составляет около 1 миллиона на квадратный миллиметр (по сравнению со 125 тысячами на квадратный миллиметр в сетчатке человека), и соответственно этому острота его зрения, по-видимому, в 8 раз больше, чем у человека». Справедливо ли это рассуждение?

15. Некоторые надписи на книгах кажутся выпуклыми, скажем, красный заголовок на синей обложке. Как это можно объяснить?

16. Какими преимуществами обладает животное, имеющее в сетчатке глаза два типа колбочек (фоторецепторов), по сравнению с животным, у которого все колбочки одинаковы?

17. Существует три типа людей-дальтоников, различающиеся нарушениями восприятия цветов. Почему таких типов именно три? С чем это связано? С помощью каких тестов можно установить, с каким именно типом нарушения цветоощущения мы имеем дело?

18. Для проверки того, есть ли у животных цветовое зрение, используют опыты такого типа: пытаются научить животное выбирать предмет, окрашенный в один из двух цветов, подкрепляя правильный выбор (например, выдачей пищи) или наказывая за неправильный (скажем, ударом электрического тока). Если обучение удается, считают, что животное различает цвета. При этом иногда бывают ошибки: или не удается научить животное с цветовым зрением делать правильный выбор, или же животное, не различающее цветов, тем не менее выбирает предмет данного цвета. Каковы причины этих ошибок?

19. Как следует проводить эксперимент, чтобы предотвратить ошибки, возможные в предыдущем вопросе? Некоторые из возможных причин ошибок нельзя предотвратить улучшением методики опытов указанного типа. Какие еще эксперименты можно предложить для выяснения того, обладает ли животное цветовым зрением?

20. Объясните следующий описанный Гёте феномен: «Я вернулся в гостиницу поужинать, и в мою комнату вошла и стала на некотором отдалении от меня полная горничная с ослепительно белым лицом, с черными волосами и в алом платье. Я внимательно смотрел на нее. После того как она вышла, я увидел на белой стене напротив меня черное лицо, окруженное светлым ореолом, а одежда этой совершенно новой фигуры казалась прекрасного сине-зеленого цвета».

21. При проверке зрения врачи капают в глаза атропин, вызывающий расширение зрачка. Кроме того, зрачки расширяются в темноте, при испуге, от боли. Как вы полагаете, каковы механизмы расширения зрачка в каждом из этих случаев?

22. Охотники и натуралисты знают, что если приставить к ушам ладони, то слух существенно улучшается. Почему аналогичный эффект не достигается для зрения?

23.  Почему у большинства млекопитающих уши ориентированы вперед, а глаза в стороны, а у человека человекообразных обезьян – наоборот?

24. Какие животные в процессе своего роста и развития начинают лучше видеть и (или) слышать, а какие хуже и почему?

25. Зачем нужны евстахиевы трубы, соединяющие средне ухо с носоглоткой?

26. Для чего при старте и перед посадкой самолета стюардесса раздает пассажирам леденцы? Можно ли их заменять мармеладом, яблоками, сыром, мороженым, халвой? Подсказка. Обратите внимание на название раздела, в котором помещена эта задача.

27. Человек, ныряющий под воду, на глубине около 2 м испытывает боль в ушах. Чем она вызвана? Как можно устранить ее причину?

28. Если вы когда-нибудь записывали на магнитофон свой голос, вас наверняка удивило, насколько высоким он кажется при прослушивании, хотя запись голосов других людей представляется вполне нормальной. В чем здесь причина?

29. а) Почему детские и женские голоса обычно выше мужских? б) Как будет изменяться тональность голоса в барокамере?

30. Как животные могут определять направление на источник звука? Каким образом способ ориентации животного на источник звука зависит от размеров животного?

31. Пусть врагом некоего животного является хищник, использующий для поиска добычи эхолокацию. Какие приспособления, снижающие вероятность обнаружения, вы могли бы предложить для этого животного?

32. При первой встрече с незнакомым звуком животное настораживается, при многократном его предъявлении перестает на него реагировать. Как проверить, продолжает ли оно слышать этот звук?

33. Кифа Мокиевич обнаружил, что децибел – отнюдь не сила давления звука и даже не его мощность (квадрат силы), а 20 lg(Р/Ро), где Ро – эталонное давление 2 • 105 Н/м2 – пороговый уровень слышимости для человека. «Зачем это нужно,– удивился он,– ведь тогда добавление одного и того же сигнала к разным начальным звукам приводит к увеличению количества децибелов на разную величину». Как вы думаете, чем же целесообразен такой способ вычислений?

34. Известно, что при сильном насморке пища кажется безвкусной. О чем это говорит?

35. «Если зажать нос и перестать жевать, очень трудно отличить репу от лука»,– пишет Р. Бертон, доказывая, что наше общепринятое представление о вкусе преимущественно относится к запаху. Почему предлагается зажимать нос – понятно. А чем важен запрет жевать?

36. У представителей каких отрядов млекопитающих хорошо развито обоняние? Как это связано с их образом жизни?

37. В слизистой оболочке носовой полости у человека находится 10–60 млн рецепторных обонятельных клеток, у собаки их 125–225 млн., т.е. в среднем в 10 раз больше, а обоняние собаки в 10 000 раз острее, чем у человека. В чем причины такой непропорциональности?

38. У каких животных вкусовые рецепторы расположены вне ротовой полости? Почему именно у них?

39. Как вы думаете, почему рецепторы, чувствительные к разным вкусам, расположены на разных участках языка?

40. Космонавтам, попавшим в условия невесомости, первое время (особенно при закрытых глазах) кажется, что они перевернулись вниз головой. Объясните, почему.

41. Как вы думаете, почему слова «вестибюль» и «вестибулярный» (аппарат) имеют общий корень?

42. В каких единицах измеряется порог чувствительности рецепторов вестибулярного аппарата?

43. Каким образом электрорецепторы электрических рыб воспринимают присутствие внешнего предмета?

44.  Некоторые змеи и насекомые (например, питоны и комары) пользуются для обнаружения добычи специальными тепловыми локаторами, а у рыб и млекопитающих такие локаторы не обнаружены. Однако многим рыбам искать добычу помогают электрорецепторы (рецепторы, которые регистрируют изменения электрического поля), а у птиц и китообразных таких рецепторов нет. Как вы думаете, в чем здесь дело?

45. Комбинируя три цвета, можно получить любой из цветов, доступных зрению человека. Это связано с тем, что за цветовое зрение у человека отвечают три типа колбочек. Известно также, что у человека есть четыре типа клеток, чувствительных к вкусу, и семь типов рецепторов, чувствительных к запаху. Так, может быть, не нужно разрабатывать различные сложные вкусовые приправы и духи – достаточно для достижения необходимого вкуса или запаха взять какие-нибудь четыре или семь веществ и подобрать их пропорцию?

46. С помощью шести чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса и равновесия – мы ориентируемся в окружающем мире. В зависимости от типа воспринимаемых сигналов (механических, химических, световых, тепловых) «внешние рецепторы» разделяют на группы: механорецепторы, хеморецепторы и др. Вместе с тем множество других ощущений возникает независимо от глаз, ушей и т. д., например: ощущения голода, жажды, «отсиженной ноги», позывы к мочеиспусканию и дефекации, колики. Кроме того, для нормальной жизнедеятельности организма очень важны и такие «внутренние» рецепторы, сигналы от которых не ощущаются, например, рецепторы, измеряющие давление крови, содержание в ней кислорода и углекислоты, и др. Попробуйте разобраться, на какие раздражители реагируют различные «внутренние» рецепторы, и составьте их классификацию исходя из природы действующих стимулов.

47. В пещерном водоеме обнаружили слепую рыбу. Предложите опыты, с помощью которых можно установить, как она находит себе пищу.

48. Как у одного и того же организма органы чувств могут приспосабливаться, чтобы воспринимать раздражители: а) очень сильные, б) очень слабые?

49. У дальнозоркого человека отсутствуют очки, а ему необходимо прочесть несколько слов. Как это сделать, не используя никаких приспособлений?

50. Известный революционер Камо (Тер-Петросян), попав в тюрьму, симулировал психическое расстройство, выражающееся в отсутствии болевой чувствительности. Камо хохотал, когда ему прижигали кожу, кололи иголками и т.д. Однако у тюремных врачей возникли сомнения? На чем они основывались?

51. Почему самые разнообразные раздражители (звук, свет, запах и т.д.) вызывают в рецепторной клетке единообразный ответ – возникновение рецепторного потенциала?

52. Если на рецепторы, обладающие фоновой им пульсацией, наносить слабое раздражение, то возникающий ответ трудно обнаружить, так как он будет мало отличаться от фона. Предложите способ, позволяющий выделить полезный сигнал (то есть отличить ответ на воздействие от спонтанной импульсации).

53. Человек смотрит на группу людей и одновременно фотографирует ее. Отображение этой группы возникает и в мозгу, и на фотопленке. В каком случае имеет место обработка информации и в чем это выражается?

54. Два человека страдают дальнозоркостью и носят очки. Какой вопрос (один и тот же) нужно задать им, чтобы убедиться в том, что причина дальнозоркости у них одна и та же?

55. Один испытуемый некоторое время держал руку в сосуде с водой, а затем перенес ее в сосуд с водой температурой 20°С. Вода показалась ему холодной. Другой испытуемый проделал аналогичный опыт, но ему вода в 20°С показалась теплой. В чем причина разных ощущений?

56. У человека тугоухость. Если при нем играют на скрипке или заставляют звучать камертон, он этого не слышит. Что нужно сделать, чтобы он услышал хотя бы один из этих звуков?

57. Можете ли Вы найти нечто общее между ощущением вкуса хинина и борьбой с «закладыванием» ушей в самолете?

58. Азбука Брайля для слепых представляет собой различные совокупности выпуклых точек. Ощущая их кончиками пальцев, слепой человек «читает» буквы. У зрячих людей способность к такому «чтению» выражена значительно хуже. Объясните конкретно причину этих различий.

59. Известно, что если светящаяся точка в течение нескольких секунд действует на одни и те же элементы сетчатки, то глаз перестает видеть эту точку. Этому препятствуют постоянные так называемые саккадические скачки глазного яблока. Как доказать в эксперименте на человеке (исключить саккадические скачки невозможно) справедливость вышеприведенного положения?

60. Если слезные железы о глазу перестают функционировать, то роговая оболочка высыхает и подвергается различным заболеваниям. Предложите, как компенсировать у такого больного отсутствие слезной жидкости?

61. Перед Вами несколько человек в очках. Как определить, кому из них была сделана операция по поводу удаления катаракты?

62. Фантастическая задача. В каком случае орган слуха человека мог бы работать как термометр, измеряющий температуру воздуха?

63. В отличие от других тканей, хрусталик в течение жизни человека постепенно дегенерирует из-за недостаточности метаболизма. Это приводит почти у всех людей к потере эластичности хрусталика, а у многих, кроме того и к его помутнению. Чем объяснить такие свойства хрусталика?

Высшая нервная деятельность

64. Один из способов работы с больными алкоголизмом состоит в выработке условного рефлекса на алкоголь. Как вырабатывают этот рефлекс?

65. Если кошке протянуть палец, она обнюхает его. Этот опыт можно повторить несколько раз, пока кошка перестанет обращать внимание на палец. У собак такое «исчезновение интереса» обычно наступает быстрее. У кого из животных в данном опыте сильнее выражены нисходящие корковые влияния?

66. В любом виде спортивных эстафет спортсмены имеют право начать прохождение своего этапа только после того, как участник предыдущего этапа передаст ему эстафету. В беге – это эстафетная палочка, в плавании – касание рукой стенки бассейна. Иногда пловец, стоящий на стартовой тумбочке, «не выдерживает» и прыгает в воду до того, как его товарищ по команде успел коснуться стенки. Какой вид условного торможения ослаблен у такого пловца?

67. Как доказать в эксперименте на животном, что данный орган, например, почка может управляться сигналами, поступающими из КБП?

68. Для проверки предположения о наличии у данного вида животных цветного зрения ставили следующий эксперимент. Вырабатывали условный рефлекс на свет зеленой лампы мощностью 100 Вт и дифференцировку на свет красной лампы мощностью 150 Вт. Дифференцировку выработать удалось. Подтверждает ли этот результат наличие у животных цветового зрения?

69. Можно ли при помощи метода условных рефлексов установить, что человек симулирует глухоту?

70. В лаборатории был установлен такой факт. Изучали влияние высокой температуры среды на угасание условного рефлекса у собаки. Для этого проводили несколько опытов с вызыванием оборонительного рефлекса на звонок при обычной температуре. В одном из таких опытов вызывали угашение УР путем неподкрепления условного раздражителя безусловным. Отмечали на каком по счету применении неподкрепляемого условного раздражителя УР полностью отсутствовал. Контрольный опыт ставили при высокой температуре. В этом опыте также угашали условный рефлекс и сравнивали результат с полученным в обычных условиях. Затем снова проводили несколько опытов при обычной температуре с утешением УР в одном из них, после чего повторяли опыт с угашением при высокой температуре среды и т.д. Оказалось, что если в обычных условиях угашение происходило, как это известно, волнообразно, то при высокой температуре уже в третьем-четвертом опытах наблюдалось непонятное явление. После первого же неподкрепления рефлекс полностью исчезал и не появлялся до конца эксперимента. Объясните причину этого необычного результата? Предварительно еще раз внимательно прочитайте условие задачи.

71. Если Вы разобрались в «собачьих хитростях», решите еще одну задачу на ту же тему. (Тоже пример из практики). У собаки выработали условный (слюноотделительный) рефлекс на включение электролампы. После упрочения рефлекса пищевое подкрепление давалось через 30 секунд после включения лампы. Пища (мясосухарный порошок) находилась в чашках, установленных на вращающемся круге. Через 30 секунд после включения лампы срабатывал поворотный механизм, и круг с закрытыми чашками начинал вращаться до тех пор, пока в специальном окне не появлялась очередная чашка с пищей. Вначале, при включении лампы, слюна у собак начинала отделяться, как обычно в таких случаях, после латентного периода 5-10 секунд и слюноотделение продолжалось вплоть до подачи пищи. Это нормальная картина УР. Однако через некоторое время латентный период слюноотделения стал все более удлиняться и, в конце концов, слюна начала отделяться только при включении поворотного механизма. Объясните причину необычной реакции собаки и предложите средство для устранения этой реакции

72. Почему при исследовании влияния высокой температуры среды на ВНД собак используют различные виды двигательных условных рефлексов, но не слюноотделительные?

73. В специальных исследованиях было показано, что интенсивность энергетического обмена у человека можно увеличивать условно-рефлекторным путем. Если рабочий в свой выходной день находился в цеху и только наблюдал за работой других, то при этом энергетический обмен у него возрастал. Однако для проявления этого эффекта необходимо было соблюсти еще одно условие. Какое?

74. Инстинкты представляют собой цель врожденных (безусловных) реакций, в которых окончание предыдущей реакции является сигналом для включения последующей. Например, оса сфекс так заботится о потомстве: роет норку, откладывает в нее яйца и готовит питание для будущих личинок. Она находит жертву (обычно крупное насекомое), жалит его в нервный ганглий. Добыча парализуется, но остается живой. Затем оса подтаскивает добычу к норке, обследует норку, выходит из норки, вносит в нее добычу и улетает. Когд<


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.157 с.