Потребности, Мотивации. Эмоции — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Потребности, Мотивации. Эмоции

2019-05-27 214
Потребности, Мотивации. Эмоции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Детерминанты потребности. Классификация потребностей. Потребности и воспитание. Роль критических периодов в формировании потребностей индивида. Биологические, социальные, идеальные потребности. Детерминанты ориентировочно-исследовательского поведения. Биологическая мотивация. Общие свойства различных видов мотиваций. Мотивация как доминанта. Нейроанатомия мотиваций. Нейрохимия мотиваций. ЭЭГ-выражение мотивационных состояний. Пептидергические механизмы мотиваций.

Аффекты, чувства, настроения. Отражательная, побуждающая, подкрепляющая, переключательная, коммуникативная функция эмоций. Ведущие и ситуативные эмоции. Эмоции и целенаправленное поведение. Экспрессия эмоций в мимике, жестах, позе, голосе. Распознавание эмоций по ЭМГ лицевых мышц, вегетативным и электрофизиологическим реакциям. Нейронные механизмы детекции эмоциональной лицевой экспрессии. Эмоциональный анализатор. Функциональная асимметрия мозга и эмоции. Семантическое эмоциональное пространство. Нейроанатомия эмоций. Нейрохимия эмоций. Теории эмоций.

Функциональные состояния. Сон. Гипноз.

Функциональные состояния в структуре поведения. Нейроанатомия функциональных состояний. Физиологические индикаторы функциональных состояний (электрофизиологические, вегетативные и мышечные). Гетерогенность модулирующей системы мозга. Стресс.

Сонное торможение. Парциальный сон. Гипнотические фазы: уравнительная, парадоксальная, наркотическая и тормозная, теории сна. Данные о «центрах» сна и бодрствования. Электрическая активность мозга в цикле «сон-бодрствование». Медленный сон. Быстрый или парадоксальный сон. Нейрофизиологические механизмы фаз медленного, парадоксального сна и бодрствования. Активирующая и инактивирующая системы мозга. Нейронные механизмы альфа-ритма и тета-ритма. Гипотезы о физиологическом значении парадоксального сна. Сновидения. Патологические формы сна. Условно-рефлекторная деятельность во время сна.

Гипноз и его механизмы.

Психическая деятельность

Слово как сигнал сигналов. Речь и ее функции. Взаимодействие первой и второй сигнальной систем. Акустическая, кинестетическая и зрительная формы словесного раздражителя. Видимая речь. Функция называния. Функция управления. Механизмы восприятия речи. Функция обобщения. Внутренняя речь и ее электромиографическое исследование. Рецептивное поле речевой реакции. Селективная, избирательная иррадиация нервных процессов между двумя сигнальными системами. Развитие речи у ребенка. Речевые функции полушарий. Семантически вызванный потенциал. Нейронные механизмы восприятия и генерации речи. Мозг и сознание. Проблема сознательного, подсознательного, бессознательного.

Индивидуальные различия высшей нервной деятельности человека. Теории индивидуальности. Теория И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Свойства нервной системы и их изменения. Художественный и мыслительный тип. Генотип и фенотип. Роль внешней среды в формировании фенотипа ВНД. Темперамент в структуре индивидуальности.

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания по изучению теоретического материала дисциплины.

При изучении дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» предусмотрено овладение теоретическим материалом по 2 разделам. Основные вопросы разбираются на лекционных занятиях, более подробная и частная информация по каждому разделу и теме разбирается на семинарских и практических занятиях. Ведение лекционных записей возможно совместно с материалом для подготовки к семинарам.

В ходе изучения дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» теоретический материал обучающимся предоставляется в виде лекций.

В разделе 1 «Физиология сенсорных систем» предполагается проведение лекционных занятий, на которых обучающиеся должны обратить внимание на строение и функции всех видов сенсорных систем, механизмы регуляции их деятельности.

По разделу 2 «Физиология высшей нервной деятельности» предусмотрено изучение 6 тем, которые посвящены изучению нейрофизиологических механизмов деятельности мозга человека и животных. Особое внимание следует уделить базовым теориям рефлекторности, отражения и системной деятельности, что является основой понимания физиологических основ поведенческих реакций животных и человека и дает научное объяснение таким свойствам как восприятие, внимание, память, мышление, эмоции, движение, и др.

Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям.

Семинар необходимо рассматривать, как групповые практические занятия, которые проводятся в вузе под руководством преподавателя, по заранее определенному плану Подготовкой этих занятий курсанты занимаются самостоятельно.

По дисциплине, в силу специфики ее предмета, семинарские занятия могут проводиться как чисто теоретические. Что, однако, не исключает их проведения как дискуссий, конкурса рефератов и т.д. это обычно происходит в форме беседы со всеми курсантами группы одновременно или с отдельными курсантами при участии остальных. Важно помнить, что семинарские занятия – это коллективное обсуждение проблем, список которых заранее подготовлен и роздан преподавателем.

Подготовка к семинарским и практическим занятиям проводятся в пределах учебного плана. Семинарские занятия требуют серьезной предварительной теоретической подготовки по соответствующей теме – изучения основной и дополнительной литературы, а не пересказ материала учебника. Рекомендуется придерживаться при этом следующего. Вначале необходимо изучить вопросы темы по учебной литературе. Если по теме прочитана лекция, то непременно надо использовать материал лекции хотя бы потому, что учебники часто устаревают уже в момент выхода в свет. Кроме того, у преподавателя может иметься и собственный взгляд на те или иные проблемы

Работа с монографиями и первоисточниками – важнейший метод обучения, включающий ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:

1) Конспектирование – краткое изложение, краткая запись прочитанного текста.

2) Составление плана текста – разбивание прочитанного текста на более или мене самостоятельные по смыслу фрагменты и грамотное наименование каждого фрагмента.

3) Тезисирование – краткое изложение основных мыслей, тезисов прочитанного теста,

4) Цитирование – дословная выдержка из текста с обязательный указанием выходных данных цитируемого издания: автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница,

5) Аннотирование – краткая характеристика содержания произведения, перечисление вопросов рассматриваемых автором или авторами той или иной работы без потери существенного смысла (а ннотация – примечание, пометка – вторичный источник информации с частично сокращенным, с частично формализованным тезаурусом, отвечает на вопрос «о чем?», имеет простую грамматику и насыщена дескрипторами).

6) Рецензирование – написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному тексту.

7) Составление справки – подборка сведений, имеющих статистический, биографический, библиографический, терминологический и прочий характер, полученных в результате поиска;

8) Составление формально-логической модели – словесно-схематическое изображение прочитанного;

9) Составление тематического тезауруса – упорядоченного комплекса базовых понятий по определенному разделу или теме;

10) Составление матрицы идей – подбор сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах различных авторов.

Для более полного и осмысленного изучения рекомендованных преподавателем первоисточников курсанту необходимо использовать аннотирование или конспектирование данной работы.

Конспект – обзор, очерк, – одна из важнейших форм учебных записей, представляющая собой связное, сжатое и последовательное письменное изложение содержания изучаемого материала. Конспект – эффективное средство закрепления в памяти прочитанного текста, дисциплинирующее и развивающее мышление курсанта, побуждающее глубоко осмыслить прочитанное и найти важное, существенное, выразить его в сжатых и точных фразах. Конспект, как правило, состоит из трех основных элементов: плана, тезисов основных мыслей конспектируемого источника и фактического материала.

Конспект дает возможность более полного и глубокого осмысления изучаемого материала. Для реализации этой возможности конспект должен быть кратким, ясным, полным и точным. Ясность и краткость конспекта достигается через усвоение мыслей автора и возможность их изложения своими словами. При этом необходимо отметить, что ясность и краткость конспекта не должны противоречить требованиям полноты и точности, без которых конспект может превратиться в свободное изложение содержания изучаемой работы. Выполнение данных требований достигается за счет дословной фиксации основных положений в авторских формулировках, сохранения авторской логики изложения материала.

Для выполнения вышеуказанных требований курсант должен найти ответы на следующие вопросы: «На чьи работы опирался автор изучаемого первоисточника?», «В какой парадигме работал автор, на какие методологические принципы он опирался», «Каким образом сформулирована основная авторская гипотеза?», «Какие экспериментальные и/или теоретические доказательства приведены автором в тексте?» и т. д.

Методические указания по выполнению различных форм самостоятельной работы.

Самостоятельная работа является интегративной составляющей образовательного процесса и непосредственно связана с развитием познавательных способностей обучающегося, повышением его поисковой и творческой активности, образовательной автономии и увеличением личной ответственности за результативность обучения.

Большое место в процессе самостоятельной работы обучающихся над курсом отводится работе с научными первоисточниками (реферирование научной литературы, подготовка ответов на проблемные вопросы, составление тематического тезауруса, подбор примеров для иллюстрации различных социально-психологических феноменов, выполнение тестовых заданий, заполнение таблиц, выполнение заданий, подготовка выступления по заданной теме).

В основу подготовки к экзамену положена программа учебной дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем». Работая с программой по дисциплине, целесообразно выявить наиболее трудные и менее усвоенные темы. Готовясь к экзамену, полезно просмотреть записи своих лекций, конспекты первоисточников, материалы подготовки к семинарам и практическим занятиям. Экзамен включает ответы на теоретические вопросы билета и выполнение практического задания.

В процессе самостоятельной работы рекомендуется использование технических средств обучения, а также различных видов наглядных пособий (интернет-ресурсы, справочники и словари, хрестоматии).

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

Контрольная работа состоит из следующих заданий:

1. Ответить в форме реферата на 6 теоретических вопросов (объем не более 1,5 страницы текста на вопрос).

2. Нарисовать и подписать 2 схемы механизма или процесса (по вариантам).

3. Выполнить тесты по всему курсу, но в работе отразить ответы только по 2-м тестам (по вариантам).

4. Дать развернутый ход рассуждений при решении не менее чем пяти задач, Вашего варианта.

Варианты контрольной работы кодируются по последней цифре зачетной книжки.

Работа считается невыполненной, если отсутствует минимум заданий. Все задания, выполненные сверх минимума, учитываются при сдаче экзамена по курсу.

Коды вариантов контрольной работы

Вариант 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Теоретический вопрос 1,11, 21,31, 41,51 2,12, 22,32,42, 52 3,13, 23,33, 43,53 4,14, 24,34,44,54 5,15, 25,35,45,55 6,16, 26,36,46,56 7,17, 27,37,47,57 8,18, 28,38,48,58 9,19, 29,39,49,59 10,20, 30,40, 50,60
Схемы 1, 11 2, 12 3, 13 4, 14 5, 15 6, 16 7, 17 8, 18 9, 19 10, 20
Тесты 1, 17 2, 16 3, 15 4, 13 5, 12 6, 11 7, 10 1, 9 2, 8 3, 10
Задачи 1-10 64-70 11-20 70-80 21-30 80-90 31-40 90-100 41– 50 100-105 51– 60 64-70 1-10 70-80 11-20 80-90 20-30 90-100 40-50 100-105

При подготовке теоретических вопросов, обучающийся имеет возможность подбирать литературу самостоятельно, при этом указывая выходные данные источника в соответствии с требованиями.

Схемы механизма или процесса необходимо располагать на отдельном листе. Схема выполняется от руки в цветном или черно-белом варианте.

При оформлении 4 задания контрольной работы необходимо вначале разместить текст задачи, а далее развернутый ход рассуждений.

 

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

1. Методические материалы по дисциплине «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» для направления подготовки 37.03.01. «Психология» Вологодский институт права и экономики ФСИН России; Барышева А.В., Соколов В.В. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2016.

2. Смирнов В.М., Смирнов А.В. Физиология сенсорных систем, высшая нервная и психическая деятельность. – М.: Академия, 2013 (Практикум по физиологии сенсорных систем, высшей нервной и психической деятельности с. 318– 375)

 

7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования
в процессе освоения дисциплины

Компетенции

ПК-9

Раздел 1 «Физиология сенсорных систем»

Тема 1.1 Тема1.2 Тема 1.3 Тема 1. 4 Тема 1.5
+ + + + +

 

Компетенции

ПК-9

Раздел 2. Физиология ВНД

Тема2. 1 Тема 2.2 Тема 2.3 Тема 2. 4 Тема 2.5 Тема 2.6
+ + + + + +

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.