Раздел 1. Физиология сенсорных систем — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Раздел 1. Физиология сенсорных систем

2019-05-27 172
Раздел 1. Физиология сенсорных систем 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОП.. 4

2. Место дисциплины в структуре ОП ВО.. 4

3. Объем дисциплины и виды учебной работы.. 5

4. Структура и содержание дисциплины.. 5

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 11

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы.. 15

7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) 15

8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины.. 39

9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины.. 40

10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем. 40

11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине. 40


1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОП

Код компетенции Результаты освоения ОП (содержание компетенций в соответствии с ФГОС ВО) Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ПК-9 способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях Знать: психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования психики с позиции существующих в отечественной и зарубежной науке подходов; психологические технологии, позволяющие решать задачи в различных областях практики; основные подходы к психологическому воздействию на индивида, группы и сообщества; принципы организации учебно-воспитательного процесса. Уметь: анализировать психологические теории возникновения и развития психики в процессе эволюции; прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования различных составляющих психики в норме и при психических отклонениях; профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека; Владеть: основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; критериями выбора психодиагностических методик и психокоррекционных методик; навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога с целью оптимизации собственной деятельности; приемами подготовки и проведения лабораторно-практических занятий.

2. Место дисциплины в структуре ОП ВО

Дисциплина «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» относится к дисциплинам вариативной части образовательной программы по направлению подготовки 37.03.01 – «Психология».

Приступая к изучению данной учебной дисциплины, обучающийся должен обладать комплексом биологических знаний в пределах школьной программы по биологии, Анатомии и физиологии человека, Анатомии и физиологии центральной нервной системы.

Курс является предшествующим для изучения дисциплин «Психофизиология», «Психогенетика», «Клиническая психология».

До начала изучения дисциплины обучающиеся должны:

знать строение основных компонентов нервной ткани и процесс формирования нервной системы в онтогенезе; строение отделов центральной нервной системы, их структурные особенности; связи между частями нервной системы и с эффекторами организма; механизмы нервно-гуморальной регуляции органов и систем, психомоторики, взаимодействие функциональных систем между собой; психические состояния человека в зависимости физиологических особенностей и особенностей сенсорных систем; индивидуальные особенности свойств нервной системы, необходимые для эффективного выполнения конкретных профессиональных задач.

уметь соотносить единство структуры и функции центральной нервной системы; выявлять особенности протекания и влияния функциональных состояний человека на процессы жизнедеятельности человека; определять условия возникновения функциональных состояний, нарушающих работоспособность человека.

владеть системой понятий о строении и развитии организма человека, основных систем, структурных особенностях, а также анатомической номенклатурой, широко используемой в психологических исследованиях; навыками чтения анатомических схем и таблиц; навыками анализа психофизиологических показателей деятельности; навыками выявления индивидуальных особенностей свойств нервной системы, необходимых для эффективного выполнения конкретных профессиональных задач.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» составляет 4 зачетных единицы или 144 академических часа.

4. Структура и содержание дисциплины

Тематический план, заочная форма обучения

№ п/п

Наименование тем

Всего часов по учебному плану

Контактная работа с преподавателем

Самостоятельная работа

Всего часов Лекция Семинарское занятие Практическое занятие

Раздел 1. Физиология сенсорных систем.

1.1-1.2. Общие принципы работы сенсорных систем. Зрительная система 16 2 2     14
1.3-1.4 Слуховая система. Вестибулярная, кожная и двигательные системы 16 2 2     14
1.5 Другие сенсорные системы 14         14

Раздел 2. Физиология ВНД

2.1 История, предмет и методы ФВНД 16 2   2   14
2.2 Формы поведения. Память 18 2 2     16
2.3 Типы ВНД и Темперамент 16 2     2 14
2.4 Потребности. Мотивации. Эмоции 16 2     2 14
2.5 Функциональные состояния. Сон. Гипноз 16 2   2   14
2.6 Психическая деятельность 16 2   2   14

Экзамен

           

Контрольная работа

           

Итого

144 16 6 6 4 128

Зрительная система

Фоторецепторы: палочки и колбочки. Зрительные пигменты. Квантовые механизмы фоторецепции. Ранний и поздний рецепторный потенциал. Строение сетчатки. Свойство биполярных, горизонтальных, амакриновых и ганглиозных клеток. Роль глиальных клеток. Электроретинограмма и ее анализ. Фотопическое и скотопическое зрение. Световая и темновая адаптация. Сдвиг Пуркинье.

Оптическая система глаза. Нормальная и аномальная рефракция. Острота зрения. Зрачковый рефлекс. Аккомодация. Глазодвигательный аппарат глаза. Саккады. Следящие движения. Компенсаторные движения. Вергентные движения. Фиксация. Оптокинетический нистагм. Вестибулярный нистагм. Электроокулография. Нейронные механизмы движений глаз.

Организация рецептивных полей ганглиозных клеток сетчатки. Концентрические рецептивные поля ганглиозных клеток сетчатки. Ганглиозные клетки, реагирующие на изменение стимула. Рецептивные ноля наружного коленчатого тела. Простые, сложные и гиперсложные рецептивные поля нейронов зрительной коры. Ретино-топическая проекция. Слоистое строение зрительной коры. Организация нейронов зрительной коры в колонки и гиперколонки.

Восприятие формы. Нейроны, избирательные к ориентации элементов изображения. Восприятие движения. Детекторы, селективные к скорости и направлению движения.

Стереоскопическое зрение. Проекции двух сетчаток на наружные коленчатые тела и зрительную кору мозга. Корреспондирующие и диспаратные точки сетчатки. Нейроны, селективные в отношении степени диспаратности. Восприятие удаленности. Нейронные механизмы константности восприятия пространства.

Цветовое зрение. Трехкомпонентная теория цветового зрения. Цветоприемники сетчатки. Оппонентные нейроны. Рецептивные поля цветоизбирательных нейронов. Детекторы цвета. Правила сложения цветов. Сферическая модель цветоразличения. Нарушения цветового зрения.

Слуховая система

Строение наружного, среднего и внутреннего уха. Кортиев орган. Волосковые клетки. Механизм возбуждения волосковых клеток. Микрофонный эффект улитки. Нейроны спинального ганглия. Частотно-пороговые кривые волокон слухового нерва. Характеристическая частота. Функция латерального торможения. Кодирование частоты и интенсивности звуковых сигналов. Тонотоническая проекция. Восходящие и нисходящие пути.

Нейроны кохлеарных ядер. Нейроны внутреннего коленчатого тела. Нейроны слуховой коры. Нейроны, селективные в отношении звуковых комплексов. Нейроны слуховой коры, избирательные в отношении скорости и направления модуляции по частоте и амплитуде. Нейронные механизмы фонематического слуха. Биноуральный слух. Биноуральная разность фаз и интенсивностей как факторы локализации звука. Биноуральные нейроны верхней оливы. Детекторы направления звука в заднем двухолмии. Детекторы движения источника звука в пространстве. Нейронные механизмы эхолокации летучих мышей.

Другие сенсорные системы

Вкусовые рецепторы. Вкусовые луковицы. Вкусовые волокна барабанной струны и языкоглоточного нерва. Нейроны ядра одиночного пучка. Функции нейронов таламуса в детекции вкуса. Реакции нейронов гипоталамуса на вкусовые стимулы. Функция коры. Нейронные механизмы голода и жажды.

Обонятельный эпителий. Электроольфактограмма. Обонятельные рецепторы. Обонятельные луковицы. Митральные клетки, кисточковые клетки. Обонятельный тракт. Первичная обонятельная кора. Нейронные механизмы кодирования запахов, реакции нейронов гипоталамуса. Участие нейронов обонятельной системы в рефлекторном поведении.

Интероцепция. Рецепторы внутренних органов. Барорецепторы. Глюкорецепторы. Осморецепторы. Кора и внутренние органы.

Ноцицепция. Определение боли. Характеристики боли: соматическая боль, висцеральная боль, глубокая боль. Компоненты боли. Измерение боли. Теория боли. Патофизиология боли. Болевая чувствительность.

Формы поведения. Память

Эволюция структуры рефлекторного поведения. Структура поведенческого акта по П.К. Анохину.

Классификация врожденных форм поведения. Таксисы, безусловные рефлексы, инстинктивные формы поведения. Циркадные ритмы. Ориентировочный рефлекс и его соотношение с адаптационным и оборонительным рефлексом. Поликомпонентный состав ориентировочного рефлекса. Тонический и фазический, генерализованный и локальный ориентировочный рефлекс. Привыкание (угашение) ориентировочного рефлекса. Растормаживание. Избирательность угасания ориентировочного рефлекса. Нервная модель стимула. Взаимоотношение ретикулярной формации, коры и гиппокампа. Нейроны «новизны» и «тождества». Нейронные механизмы ориентировочного рефлекса. Физиологические механизмы внимания. Ориентировочно-исследовательская деятельность. Сложные формы врожденного поведения. Инстинкт. Роль индивидуального опыта в инстинктивном поведении. Взгляды этологов на природу и механизмы инстинкта. Изменчивость инстинкта. Проблема наследования приобретенных форм поведения. Импринтинг и его нейронные механизмы. Структурно-функциональная организация простых и сложных врожденных форм поведения. Локализация безусловных рефлексов в центральной нервной системе (центры голода, насыщения, жажды, агрессии). Методика самораздражения. Оборонительное поведение и его нейронные механизмы. Пищевой рефлекс и его нейронные механизмы. Механизмы локомоций. Иерархия врожденных реакций организма.

Условный рефлекс как универсальный приспособительный механизм. Натуральные и искусственные условные рефлексы. Правила образования условных рефлексов. Динамика выработки условных рефлексов. Классические условные рефлексы. Пищевые условные рефлексы. Двигательные условные рефлексы. Произвольные движения. Вегетативные условные рефлексы. Оборонительные условные рефлексы. Функция подкрепления. Инструментальные условные рефлексы: двухсторонние связи. Стадия генерализации и стадия специализации. Афферентная генерализация. Экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные условные рефлексы. Висцеральные условные рефлексы. Условные рефлексы на комплексные раздражители. Рефлекс на время. Цепные условные рефлексы. Условные рефлексы второго и высшего порядка. Условные рефлексы на отношение раздражителей. Связь между индифферентными раздражителями. Подражательные условные рефлексы. Экстраполяционные рефлексы.

Динамика условнорефлекторной деятельности. Торможение условных рефлексов. Внешнее торможение. Постоянный и гаснущий тормоз. Запредельное торможение. Охранительное торможение. Условное (внутреннее) торможение. Угасательное торможение. Острое и хроническое угашение. Дифференцировочное торможение. Условный тормоз. Запаздывающее торможение. Деятельная и недеятельная фазы в запаздывающем условном рефлексе. Движение и взаимодействие процессов возбуждения и торможения. Иррадиация, концентрация и взаимная индукция процессов возбуждения и торможения. Положительная и отрицательная индукции. Одновременная и последовательная индукции.

Механизмы замыкания временной связи. Проблема локализации временных связей. Физиологические основы механизмов образования временных связей. Доминантный очаг. Роль доминанты в механизмах замыкания временной связи. Нейрофизиологические механизмы доминанты. Механизмы замыкания временных связей.

Механизмы управления движением: принцип сенсорных коррекций и принцип прямого программного управления движением. Командный нейрон: триггерный и воротный. Спинальные генераторы локомоций. Центральные моторные программы. Роль пейсмекерных нейронов в управлении движением. Инициация движения. Механизмы актуализации моторных программ непроизвольных и произвольных движений.

Пре– и постсинаптические механизмы пластичности. Посттетаническая потенциация. Сенситизация. Десенситизация. Гетеросинаптическая фасилитация. Синапс Хебба. Роль постсинаптических рецепторов и экспрессии генов в замыкании временной связи.

Временная организация памяти. Кратковременные и долговременные процессы памяти. Электрофизиологические корреляты обучения. Волна ожидания. Потенциал готовности. Амнезия. Синаптические механизмы памяти. Молекулярные основы памяти. Роль гиппокампа и инферо-темпоральной коры в эффектах потенциации большой длительности. Обучающиеся нейроны инферо-темпоральной коры. Роль префронтальной коры в оперативной памяти.

Типы ВНД и Темперамент

Тип высшей нервной деятельности как природная особенность организма. Сила нервных процессов, сила возбудительных и тормозных процессов. Слабость нервных процессов. Подвижность как скорость возникновения и прекращения процессов возбуждения и торможения. Лабильность-скорость прекращения и возникновения нервного процесса. Инертность как устойчивость временных связей. Динамичность как скорость переделки временных связей. Уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

Общие типы высшей нервной деятельности. Сильный, неуравновешенный, безудержный. Сильный, уравновешенный лабильный. Сильный, уравновешенный, инертный. Слабый тип.

Частные типы высшей нервной деятельности в зависимости от особенностей функционирования сигнальных систем. Художественный тип, мыслительный тип, средний тип. Развитие свойств и типов высшей нервной деятельности в процессе онтогенеза.

Психическая деятельность

Слово как сигнал сигналов. Речь и ее функции. Взаимодействие первой и второй сигнальной систем. Акустическая, кинестетическая и зрительная формы словесного раздражителя. Видимая речь. Функция называния. Функция управления. Механизмы восприятия речи. Функция обобщения. Внутренняя речь и ее электромиографическое исследование. Рецептивное поле речевой реакции. Селективная, избирательная иррадиация нервных процессов между двумя сигнальными системами. Развитие речи у ребенка. Речевые функции полушарий. Семантически вызванный потенциал. Нейронные механизмы восприятия и генерации речи. Мозг и сознание. Проблема сознательного, подсознательного, бессознательного.

Индивидуальные различия высшей нервной деятельности человека. Теории индивидуальности. Теория И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Свойства нервной системы и их изменения. Художественный и мыслительный тип. Генотип и фенотип. Роль внешней среды в формировании фенотипа ВНД. Темперамент в структуре индивидуальности.

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания по изучению теоретического материала дисциплины.

При изучении дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» предусмотрено овладение теоретическим материалом по 2 разделам. Основные вопросы разбираются на лекционных занятиях, более подробная и частная информация по каждому разделу и теме разбирается на семинарских и практических занятиях. Ведение лекционных записей возможно совместно с материалом для подготовки к семинарам.

В ходе изучения дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» теоретический материал обучающимся предоставляется в виде лекций.

В разделе 1 «Физиология сенсорных систем» предполагается проведение лекционных занятий, на которых обучающиеся должны обратить внимание на строение и функции всех видов сенсорных систем, механизмы регуляции их деятельности.

По разделу 2 «Физиология высшей нервной деятельности» предусмотрено изучение 6 тем, которые посвящены изучению нейрофизиологических механизмов деятельности мозга человека и животных. Особое внимание следует уделить базовым теориям рефлекторности, отражения и системной деятельности, что является основой понимания физиологических основ поведенческих реакций животных и человека и дает научное объяснение таким свойствам как восприятие, внимание, память, мышление, эмоции, движение, и др.

Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям.

Семинар необходимо рассматривать, как групповые практические занятия, которые проводятся в вузе под руководством преподавателя, по заранее определенному плану Подготовкой этих занятий курсанты занимаются самостоятельно.

По дисциплине, в силу специфики ее предмета, семинарские занятия могут проводиться как чисто теоретические. Что, однако, не исключает их проведения как дискуссий, конкурса рефератов и т.д. это обычно происходит в форме беседы со всеми курсантами группы одновременно или с отдельными курсантами при участии остальных. Важно помнить, что семинарские занятия – это коллективное обсуждение проблем, список которых заранее подготовлен и роздан преподавателем.

Подготовка к семинарским и практическим занятиям проводятся в пределах учебного плана. Семинарские занятия требуют серьезной предварительной теоретической подготовки по соответствующей теме – изучения основной и дополнительной литературы, а не пересказ материала учебника. Рекомендуется придерживаться при этом следующего. Вначале необходимо изучить вопросы темы по учебной литературе. Если по теме прочитана лекция, то непременно надо использовать материал лекции хотя бы потому, что учебники часто устаревают уже в момент выхода в свет. Кроме того, у преподавателя может иметься и собственный взгляд на те или иные проблемы

Работа с монографиями и первоисточниками – важнейший метод обучения, включающий ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:

1) Конспектирование – краткое изложение, краткая запись прочитанного текста.

2) Составление плана текста – разбивание прочитанного текста на более или мене самостоятельные по смыслу фрагменты и грамотное наименование каждого фрагмента.

3) Тезисирование – краткое изложение основных мыслей, тезисов прочитанного теста,

4) Цитирование – дословная выдержка из текста с обязательный указанием выходных данных цитируемого издания: автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница,

5) Аннотирование – краткая характеристика содержания произведения, перечисление вопросов рассматриваемых автором или авторами той или иной работы без потери существенного смысла (а ннотация – примечание, пометка – вторичный источник информации с частично сокращенным, с частично формализованным тезаурусом, отвечает на вопрос «о чем?», имеет простую грамматику и насыщена дескрипторами).

6) Рецензирование – написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному тексту.

7) Составление справки – подборка сведений, имеющих статистический, биографический, библиографический, терминологический и прочий характер, полученных в результате поиска;

8) Составление формально-логической модели – словесно-схематическое изображение прочитанного;

9) Составление тематического тезауруса – упорядоченного комплекса базовых понятий по определенному разделу или теме;

10) Составление матрицы идей – подбор сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах различных авторов.

Для более полного и осмысленного изучения рекомендованных преподавателем первоисточников курсанту необходимо использовать аннотирование или конспектирование данной работы.

Конспект – обзор, очерк, – одна из важнейших форм учебных записей, представляющая собой связное, сжатое и последовательное письменное изложение содержания изучаемого материала. Конспект – эффективное средство закрепления в памяти прочитанного текста, дисциплинирующее и развивающее мышление курсанта, побуждающее глубоко осмыслить прочитанное и найти важное, существенное, выразить его в сжатых и точных фразах. Конспект, как правило, состоит из трех основных элементов: плана, тезисов основных мыслей конспектируемого источника и фактического материала.

Конспект дает возможность более полного и глубокого осмысления изучаемого материала. Для реализации этой возможности конспект должен быть кратким, ясным, полным и точным. Ясность и краткость конспекта достигается через усвоение мыслей автора и возможность их изложения своими словами. При этом необходимо отметить, что ясность и краткость конспекта не должны противоречить требованиям полноты и точности, без которых конспект может превратиться в свободное изложение содержания изучаемой работы. Выполнение данных требований достигается за счет дословной фиксации основных положений в авторских формулировках, сохранения авторской логики изложения материала.

Для выполнения вышеуказанных требований курсант должен найти ответы на следующие вопросы: «На чьи работы опирался автор изучаемого первоисточника?», «В какой парадигме работал автор, на какие методологические принципы он опирался», «Каким образом сформулирована основная авторская гипотеза?», «Какие экспериментальные и/или теоретические доказательства приведены автором в тексте?» и т. д.

Методические указания по выполнению различных форм самостоятельной работы.

Самостоятельная работа является интегративной составляющей образовательного процесса и непосредственно связана с развитием познавательных способностей обучающегося, повышением его поисковой и творческой активности, образовательной автономии и увеличением личной ответственности за результативность обучения.

Большое место в процессе самостоятельной работы обучающихся над курсом отводится работе с научными первоисточниками (реферирование научной литературы, подготовка ответов на проблемные вопросы, составление тематического тезауруса, подбор примеров для иллюстрации различных социально-психологических феноменов, выполнение тестовых заданий, заполнение таблиц, выполнение заданий, подготовка выступления по заданной теме).

В основу подготовки к экзамену положена программа учебной дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем». Работая с программой по дисциплине, целесообразно выявить наиболее трудные и менее усвоенные темы. Готовясь к экзамену, полезно просмотреть записи своих лекций, конспекты первоисточников, материалы подготовки к семинарам и практическим занятиям. Экзамен включает ответы на теоретические вопросы билета и выполнение практического задания.

В процессе самостоятельной работы рекомендуется использование технических средств обучения, а также различных видов наглядных пособий (интернет-ресурсы, справочники и словари, хрестоматии).

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

Контрольная работа состоит из следующих заданий:

1. Ответить в форме реферата на 6 теоретических вопросов (объем не более 1,5 страницы текста на вопрос).

2. Нарисовать и подписать 2 схемы механизма или процесса (по вариантам).

3. Выполнить тесты по всему курсу, но в работе отразить ответы только по 2-м тестам (по вариантам).

4. Дать развернутый ход рассуждений при решении не менее чем пяти задач, Вашего варианта.

Варианты контрольной работы кодируются по последней цифре зачетной книжки.

Работа считается невыполненной, если отсутствует минимум заданий. Все задания, выполненные сверх минимума, учитываются при сдаче экзамена по курсу.

Коды вариантов контрольной работы

Вариант 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Теоретический вопрос 1,11, 21,31, 41,51 2,12, 22,32,42, 52 3,13, 23,33, 43,53 4,14, 24,34,44,54 5,15, 25,35,45,55 6,16, 26,36,46,56 7,17, 27,37,47,57 8,18, 28,38,48,58 9,19, 29,39,49,59 10,20, 30,40, 50,60
Схемы 1, 11 2, 12 3, 13 4, 14 5, 15 6, 16 7, 17 8, 18 9, 19 10, 20
Тесты 1, 17 2, 16 3, 15 4, 13 5, 12 6, 11 7, 10 1, 9 2, 8 3, 10
Задачи 1-10 64-70 11-20 70-80 21-30 80-90 31-40 90-100 41– 50 100-105 51– 60 64-70 1-10 70-80 11-20 80-90 20-30 90-100 40-50 100-105

При подготовке теоретических вопросов, обучающийся имеет возможность подбирать литературу самостоятельно, при этом указывая выходные данные источника в соответствии с требованиями.

Схемы механизма или процесса необходимо располагать на отдельном листе. Схема выполняется от руки в цветном или черно-белом варианте.

При оформлении 4 задания контрольной работы необходимо вначале разместить текст задачи, а далее развернутый ход рассуждений.

 

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

1. Методические материалы по дисциплине «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» для направления подготовки 37.03.01. «Психология» Вологодский институт права и экономики ФСИН России; Барышева А.В., Соколов В.В. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2016.

2. Смирнов В.М., Смирнов А.В. Физиология сенсорных систем, высшая нервная и психическая деятельность. – М.: Академия, 2013 (Практикум по физиологии сенсорных систем, высшей нервной и психической деятельности с. 318– 375)

 

7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования
в процессе освоения дисциплины

Компетенции

ПК-9

Раздел 1 «Физиология сенсорных систем»

Тема 1.1 Тема1.2 Тема 1.3 Тема 1. 4 Тема 1.5
+ + + + +

 

Компетенции

ПК-9

Раздел 2. Физиология ВНД

Тема2. 1 Тема 2.2 Тема 2.3 Тема 2. 4 Тема 2.5 Тема 2.6
+ + + + + +

 

Контрольная работа

Список теоретических вопросов для подготовки контрольно-практической работы

1. Методы изучения сенсорных систем и ВНД.

2. Понятие о сенсорной системе и/или анализаторе.

3.Принципы строения сенсорных систем.

4.Понятие о рецепторе, рецептивном поле. Классификация рецепторов.

5.Общий механизм возбуждения рецепторов.

6.Различение сигналов. Закон Вебера-Фехнера.

7.Принципы кодирования информации в сенсорных системах.

8.Адаптация сенсорных систем и ее физиологические механизмы.

9.Взаимодействие сенсорных систем.

10.Оптический аппарат глаза. Нарушения рефракции глаза.

11.Строение и функции сетчатки. Строение и функция фоторецепторов.

12.Механизм свето– и цветовосприятия.

13.Проводящие пути зрительного анализатора.

14.Роль движения глаз для зрения.

15.Световая чувствительность. Зрительная адаптация. Инерция зрения. Восприятие пространства

16.Структура и функции наружного и среднего уха.

17.Структура и функции внутреннего уха.

18.Механизм слуховой рецепции. Анализ частоты и интенсивности звука.

19.Характеристики и механизмы слуховых ощущений.

20.Структура и функции вестибулярного анализатора.

21.Вестибулярные рефлексы и их значение.

22.Кожная рецепция.

23.Проприорецепция. Мышечные веретена.

24.Передача и переработка соматосенсорной информации.

25.Обонятельная система.

26.Вкусовая система.

27.Восприятие боли.

28.Висцеральный анализатор. Интерорецепторы.

29.История, предмет и задачи физиологии ВНД.

30.Эволюция структуры рефлекторного поведения.

31.Структура поведения на основе теории функциональных систем П.К.Анохина.

32.Классификация врожденных форм поведения.

33.Значение ориентировочного рефлекса.

34.Инстинкт, его природа и значение.

35.Импринтинг и его нейронные механизмы.

36.Оборонительное поведение и его механизмы.

37.Пищевое поведение.

38.Механизмы локомоций.

39.Понятие и классификация условных рефлексов.

40.Механизмы образования условного рефлекса.

41.Понятие доминанты и ее роль в формировании условных рефлексов.

42.Торможение условных рефлексов.

43.Динамика возбуждения и торможения (иррадиация, концентрация, индукция).

44.Нейрофизиологические основы памяти и обучения.

45.Потребности и их физиологическая основа.

46.Физиология мотиваций.

47.Природа и значение эмоций

48.Классификация эмоций.

49.Механизмы управления движением.

50.Понятие и значение функциональных состояний.

51.Сон. Теории сна. Значение сна.

52.Стресс, его значение, механизм развития.

53.Типы высшей нервной деятельности человека.

54.Слово как сигнал. Речь и ее функции.

55.Развитие речи в онтогенезе.

56.Взаимоотношение первой и второй сигнальных систем.

57.Речевые функции полушарий мозга.

58.Место темперамента в структуре индивидуальности.

59.Уровни и методы исследования головного мозга.

60.Физиология ВНД и ее связь с другими науками.

 

ЗАДАЧИ

Сенсорные системы

1. У крупных животных относительный размер глаз по сравнению с длиной черепа мал, а у мелких – велик. Попробуйте объяснить этот факт.

2. Почему у кроликов-альбиносов глаза красного цвета?

3. У приматов оба глаза воспринимают примерно и то же поле зрения, однако правое полушарие головного мозга «видит» левую половину зрительного поля, а левое полушарие – правую. Чем это можно объяснить?

4. Почему вечером кажется, что силуэт горной цепи окружен полосой более светлой, чем остальное небо?

5. Какие особенности строения глазного яблока имеются: а) у глубоководных рыб, б) у сов? Как эти особенности связаны с их образом жизни?

6. Почему (для чего) глазное яблоко заполнено стекловидным телом, а не воздухом?

7. В принципе изображение окружающего мира на сетчатке может образовываться и при отсутствии хрусталика, фокусируясь только благодаря отверстию в зрачке (так устроены некоторые старинные фотоаппараты). Как, не прибегая к анатомическим приемам доказать, что хрусталик в глазе действительно есть.

8. Как должны работать с микроскопом люди, пользующиеся очками: смотреть в окуляр через очки или без них? Ответ обоснуйте.

9. Человек, сидящий напротив вас за столом, носит очки. Как определить, близорукостью или дальнозоркостью он страдает? (Спрашивать об этом у него, задавать «наводящие вопросы» или просить примерить его очки вы стесняетесь.)

10. Зрачки глаз у лошадей горизонтальные, а у кошек и лисиц – вертикальные. Почему? Попытайтесь сформулировать общие правила и подтвердить их примерами.

11. Человек, входящий со света в темное помещение, или, наоборот, выходящий из темного помещения на ярки свет, первое время ничего не видит и лишь затем начинает различать окружающие предметы. Как это можно объяснить?

12. К чему быстрее адаптируется глаз – к темноте или к свету? С чем это связано?

13. Известно, что глазное яблоко находится в постоянном движении: зрачок не устремлен все время в одну точку, а совершает непрерывные колебательные движения, даже когда мы не рассматриваем сознательно какой-то предмет. Каков физиологический смысл таких непроизвольных движений глаз?

14. «Плотность колбочек в сетчатке канюка составляет около 1 миллиона на квадратный миллиметр (по сравнению со 125 тысячами на квадратный миллиметр в сетчатке человека), и соответственно этому острота его зрения, по-видимому, в 8 раз больше, чем у человека». Справедливо ли это рассуждение?

15. Некоторые надписи на книгах кажутся выпуклыми, скажем, красный заголовок на синей обложке. Как это можно объяснить?

16. Какими преимуществами обладает животное, имеющее в сетчатке глаза два типа колбочек (фоторецепторов), по сравнению с животным, у которого все колбочки одинаковы?

17. Существует три типа людей-дальтоников, различающиеся нарушениями восприятия цветов. Почему таких типов именно три? С чем это связано? С помощью каких тестов можно установить, с каким именно типом нарушения цветоощущения мы имеем дело?

18. Для проверки того, есть ли у животных цветовое зрение, используют опыты такого типа: пытаются научить животное выбирать предмет, окрашенный в один из двух цветов, подкрепляя правильный выбор (например, выдачей пищи) или наказывая за неправильный (скажем, ударом электрического тока). Если обучение удается, считают, что животное различает цвета. При этом иногда бывают ошибки: или не удается научить животное с цветовым зрением делать правильный выбор, или же животное, не различающее цветов, тем не менее выбирает предмет данного цвета. Каковы причины этих ошибок?

19. Как следует проводить эксперимент, чтобы предотвратить ошибки, возможные в предыдущем вопросе? Некоторые из возможных причин ошибок нельзя предотвратить улучшением методики опытов указанного типа. Какие еще эксперименты можно предложить для выяснения то


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.146 с.