Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2019-05-27 | 117 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ББК 65.050.9
Глава 6
Теория «X» и теория «У» Макгрегора
Общепринятый взгляд: теория «X»
Теория «X» предполагает:
□ средний человек по своей природе лентяй; он старается работать как можно меньше; он лишен амбиций; он не любит ответственности; он думает только о себе и безразличен к нуждам компании. Он предпочитает, чтобы его направляли и внутренне противится переменам;
□ он легковерен и готов попасться на удочку шарлатана и демагога;
□ руководство направляет и мотивирует усилия людей, контролирует их поступки и влияет на их поведение в соответствии с нуждами компании;
□ без активного вмешательства руководства люди будут оставаться пассивными и могут даже воспротивиться требованиям компании. Людей необходимо направлять.
Подход руководства к теории «X»
Твердая и сильная позиция с постоянным наблюдением и строгим контролем над поведением.
Мягкий подход, который подразумевает частичные уступки со стороны руководства с целью достижения гармонии, в результате приводит к очень низкой производительности.
Непреклонная и справедливая позиция.
Потребности людей
Человек — ненасытное животное. Как только он удовлетворяет одну из своих потребностей, ее место сразу же занимает другая. После того, как потребность удовлетворяется, она перестает влиять на поведение. Человек имеет иерархию потребностей, которую мы изложили ниже.
Когда физиологические потребности человека, такие как еда и жилище относительно удовлетворены, его следующей потребностью является независимость, т.е. постоянная работа и свобода от произвольных вмешательств руководства.
|
Когда эти потребности человека удовлетворены, на поверхность всплывают социальные запросы. Он желает испытывать чувство принадлежности, он хочет быть принятым своими друзьями.
Следующей потребностью человека, после удовлетворения его социальных запросов, является его стремление к самостоятельности и самоуважению. После этого появляется потребность в достижениях. Он хочет испытывать уверенность в своей компетенции и в своих знаниях. Он хочет постоянно совершенствоваться, чтобы познать свой собственный потенциал. На самом деле, стремление к самосовершенствованию, возможно, является наиболее сильной потребностью человека.
Хорошо известный эксперт по проблемам человеческих взаимоотношений А. Маслоу как-то подсчитал, что в Соединенных Штатах у среднего рабочего удовлетворяется 85 процентов физиологических потребностей, 75 процентов его потребности в независимости, 50 процентов общественных запросов, 40 процентов его эгоистических нужд, и только на 10 процентов удовлетворяется потребность в самореализации. Маслоу делает вывод, что большинство проблем внутри любой организации связаны в основном с недостаточным удовлетворением эгоистических нужд человека и его потребности в самореализации.
Теория «У»
Теория «У» предполагает:
□ люди по своей природе не противятся нуждам организации и считают работу такой же естественной потребностью, как сон и отдых.
Люди всегда готовы и рады принять на себя ответственность.
Таким образом, главной задачей управления является создание таких условий работы, чтобы люди наилучшим образом могли осуществить свои желания, самостоятельно направлять свои усилия на достижение целей, поставленных перед организацией.
Теория «У» заменяет управление при помощи контроля и власти — управлением по конечной цели. Управление по конечной цели подразумевает самостоятельный контроль. Руководство только помогает исполнителю поставить перед собой цель, и, разумеется, выражает свое согласие с ней. Исполнителям предоставлена возможность решать свои задачи самостоятельно, используя свою собственную инициативу и методы. Они не находятся под постоянным контролем начальства.
|
Главное различие между двумя теориями заключается в следующем:
Теория «X» отводит главную роль внешнему контролю за человеческим поведением. Она предполагает, что человека можно заставить работать либо под влиянием страха, либо за материальное вознаграждение — философия кнута и пряника.
Теория «У» в основном полагается на самоконтроль и самоуправление. Она руководствуется тем, что человек работает лучше, когда работа ему интересна, и ему предоставлены возможности для самосовершенствования. Человек, согласно теории «X», похож на животное, которое нужно вовремя кормить, тогда как по теории «У» человек это разумное создание, и главной его потребностью является тяга к самосовершенствованию.
Демократичный контроль
Любая фирма должна взять за правило проводить ежегодную проверку прогресса в отношениях с подчиненными, Например, каково основное отношение подчиненных к целям фирмы? Отождествляют ли они себя с будущими достижениями?
В какой степени организация удовлетворяет желания и потребности своего персонала? Присутствует ли в организации неформальная атмосфера? Существуют ли строгие правила относительно перерыва на ланч? Осуществляется ли пристальный контроль за тем, когда служащие приходят на работу и что они делают в течение рабочих часов? Чувствуют ли подчиненные, что работая в фирме, они являются коллективом, состоять в котором почетно и приятно? Оценивает ли фирма по достоинству тех людей, которые проявляют личную инициативу, индивидуальность и воображение? Испытывают ли люди чувство принадлежности? В какой степени подчиненные могут от начала до конца выполнить возложенную на них задачу и получить удовлетворение от проделанной работы: в состоянии ли они увидеть плоды своего труда? Советуются ли с ними?
Невозможно найти место для всех на самом верху иерархической лестницы, поэтому компания должна расширять методы демократического контроля, чтобы даже те люди, которые никогда не достигнут вершины, испытывали чувство соучастия и понимали, что принадлежат к одной большой семье.
|
Глава 7
Высокий уровень накопления
Количество денежных сбережений по отношению к валовому национальному продукту в Японии значительно выше, чем в любой другой стране. Японцы имеют возможность накапливать капитал, и это одна из причин очень большой скорости их промышленного роста. По своей натуре, японцы бережливы: они любят делать вклады и сбережения. Они не покупают товары в кредит. Если им требуется купить телевизор, они предпочтут накопить требуемую сумму. Манера пускать пыль в глаза с целью привлечь внимание не имеет распространения в Японии.
Один британский бизнесмен, путешествующий по Японии на поезде первым классом, увидел, как пожилой японец зашивает кожаную обивку сиденья в купе. Когда британский бизнесмен спросил японца, что он делает, то услышал следующий ответ; «Хотя я чиню национальную собственность, это также и моя собственность, поскольку все, что принадлежит нации, принадлежит и мне». Такое внимание к благополучию и процветанию нации характерно для среднего японца. Они понимают, что индивидуальное и национальное процветание зависит от их бережливости и честного выполнения своей работы.
Захват новых рынков
Японские фирмы ориентированы на рост, а не на увеличение прибыли. Их доминирующей позицией является захват новых рынков. Для этой цели в течение некоторого времени они даже готовы терпеть убытки.
Например, известная компания Hitachi в течение трех лет продавала в Европе свои кондиционеры ниже себестоимости. Но все же они получили прибыль от общего объема продаж. Они продавали с убытками в Европе, чтобы закрепиться на этом рынке, но через несколько лет торговля начала приносить прибыль.
Хорошо известные японские автомобильные компании Toyota и Nissan сделали первый шаг на прибыльный американский рынок, предложив своим дилерам значительно более высокие комиссионные, чем те могли получить с других импортных машин.
В кораблестроении японцы начали операции по экспортной торговле без всякой выгоды для себя. Теперь на долю их корабельной индустрии приходится половина общего тоннажа кораблей, ежегодно производимых в мире.
|
Японцы также щедро тратят деньги на рекламу. Они очень агрессивны в своей экспортной политике и всегда готовы понести большие убытки и пойти на риск.
Успехи японцев в экспорте
Японские фирмы всегда превыше всего ставят национальные интересы. Когда несколько лет назад Китай отказался торговать с теми японскими фирмами, которые вели дела с Тайванем и Кореей, японские фирмы негласно поделили между собой бизнес в этих странах так, чтобы национальные интересы сохранялись наилучшим образом. Возможно, главной причиной успеха Японцев в экспорте является постоянное сотрудничество между правительством и производителями в области экспортной политики.
Японцы также придают большое значение изучению иностранных рынков на месте, что они делают регулярно. Например, за несколько лет до того, как Япония установила официальные торговые отношения с коммунистическим Китаем, ряд японских фирм направили своих представителей в Китай, в надежде на то, что рано или поздно торговля будет возобновлена.
Японское правительство твердо придерживается политики поощрения экспорта. Для этой цели оно создало наделенный большими полномочиями торговый совет, и экспортная политика определяется персонально премьер-министром, который и возглавляет этот совет. Японское министерство внешней торговли и индустрии оказывает большую помощь всем фирмам, занятым в экспортном бизнесе.
Персонал
Финансовое положение остается самым важным показателем для любой компании, но управление персоналом в Японии, в силу гарантии пожизненной занятости, также представляет собой стратегический фактор.
В Японии глава фирмы для своих подчиненных, как отец родной. Руководство японских фирм проявляет большой интерес к личной жизни своих рабочих. Японские фирмы считают своим моральным долгом заботиться о каждом своем подчиненном вплоть до его ухода на пенсию.
Японский менеджмент функционирует, не прибегая как к кнуту (т. е. увольнениям), так и к пряникам (т. е. денежным премиям). Преданность считается более важным качеством, чем компетентность. Так что, если преданный работник по какой-либо причине окажется негодным, он не будет уволен, а ему подыщут другую работу, соответствующую его способностям. К нему будут относиться как к члену семьи.
Японские управляющие свято верят в то, что люди являются их главным достоянием.
Среди всех достоинств главного управляющего - способность налаживать контакт с людьми ценится превыше всего.
Компания превыше всего
В западных странах фирма является юридическим образованием, основанным на статьях закона. В Японии к фирме относятся, как к живому существу, обладающему душой и сознанием. Фирма принадлежит всем работникам, и управляющие не смотрят на нее, как на свою персональную собственность. Поскольку фирма функционирует как единый, тесно связанный коллектив, групповой дух и групповые задачи являются главным предметом внимания. Роли индивидуальной ответственности и производительности в Японии сознательно отодвинуты на задний план. Главной целью является повышение групповой производительности и солидарности.
|
Групповое принятие решений
Друкер утверждает, что японцы являются единственной нацией на Земле, которые выработали систематизированный и стандартизованный подход к принятию решений.
Согласно распространенной теории, первой ступенью в принятии решений является постановка проблемы. Эта ступень считается очевидной и достаточно простой. Второй ступенью является рассмотрение альтернативных решений. На третьем этапе выясняется, какое из решений является наилучшим.
Японцы считают корректную постановку проблемы наиболее важной ступенью. Как только проблема правильно определена, решение приходит автоматически. Так что японцам требуется очень много времени для того, чтобы прийти к какому-либо решению.
Проблема сначала должна быть изучена под всеми возможными углами, после чего необходимо достичь единодушного согласия для заинтересованных сторон. Если между сторонами, принимающими решение, существует расхождение во мнениях, то разногласия необходимо урегулировать и найти устраивающий всех консенсус.
Как только предложение принято всеми людьми, решение воплощается в жизнь со скоростью света. Поскольку каждый аспект проблемы уже изучен заранее, большая скорость действий не вызывает затруднения, и в силу того, что решение принято единогласно, все с энтузиазмом трудятся над его воплощением.
Такая система укрепляет групповую сплоченность, гармонию и сотрудничество.
Дух коллективизм а
Каждый индивидуум в Японии полностью отождествляет себя с коллективом. Он испытывает гордость за то, что работает в группе, являясь ее полноправным членом. Он обеспокоен не столько тем, как оценят его заслуги, сколько общим успехом коллектива. Все это упрощает координацию и сводит к минимуму разногласия.
Связь между рабочими и руководством
Работа в Японии в большой степени является частью семейной жизни. Если мужчина должен выйти на работу в воскресенье или задержаться там до позднего часа, нормальная японская домохозяйка вместо того, чтобы почувствовать раздражение, будет испытывать гордость за то, что ее муж так нужен фирме.
Между начальниками, управляющими и рабочими в Японии существует единство. Следовательно, рабочие полностью отождествляют себя с той организацией, в которой они работают. Даже если рабочие решат устроить забастовку, то они могут просто надеть повязку на руку, говорящую о том, что они протестуют, но при этом продолжат работать. Японские рабочие чувствуют, что руководство искренне заинтересовано оказывать им всяческую помощь, и в свою очередь отвечают тем, что делают все возможное, чтобы помочь фирме безупречным трудом на своем рабочем месте.
Японскому рабочему мучительно видеть, как простаивает оборудование, вынужденно замедлять работу, или быть свидетелем того, как фирме наносится какой-либо ущерб. Благодаря пожизненной занятости и уверенности в своем положении, которое она приносит, а также позиции руководства, японские рабочие проявляют большую преданность фирме, в которой они работают и гордятся своей причастностью к ее успехам.
Роль мастера
От японского мастера требуется не только знать имена всех рабочих, находящихся под его началом, но также и имена основных членов их семей. В сущности, мастер должен проявлять родительское участие к своим рабочим; он разговаривает с ними на личные темы и делает все, что может для того, чтобы поднять моральный дух каждого рабочего и повысить уровень профессионального мастерства своей бригады. Главным объектом внимания мастера в Японии является эффективность труда, и он постоянно внушает своим рабочим мысль о необходимости совершенствования профессиональных навыков.
В Великобритании мастера являются просто частью управленческого аппарата, но в Японии мастера отстаивают интересы рабочих. И если мастер в Японии отказывается предоставить рабочему отпуск, поскольку из-за этого может пострадать какая-нибудь важная работа, решение мастера встречается с полным пониманием. Это потому, что японские рабочие ставят свою работу выше личных прав и удобств.
Они воспринимают авторитет своего начальства как нечто не подлежащее обсуждению. Они убеждены в том, что повиновение начальству является необходимым условием успешного хода дел всего предприятия.
|
Глава 8
Особенности организации
Ведущих американских
Компаний
WESTINGHOUSE
С самого начала своего основания компания Westinghouse верила в эффективность передачи общей ответственности за прибыль руководителям своих многочисленных подразделений.
Прибыль, таким образом, стала главной заботой значительно большего количества людей, чем при централизованном управлении, и это стимулирует персональные усилия руководителей гораздо эффективнее, чем при другой форме ответственности.
Концепцию децентрализованного управления компания Westinghouse осуществляет при наличии умелого и опытного управленческого персонала. Каждое из ее многочисленных подразделений имеет свой собственный баланс и свою ведомость доходов и расходов. По существу, главные управляющие подразделений выполняют роль президентов независимых компаний.
В компании Westinghouse остается несколько областей, таких как трудовые отношения, налоги, долговременное планирование, где контроль осуществляет центральное руководство. Но на деле это только облегчает работу управляющих, отвечающих за прибыль подразделений. Они избавлены от контроля за функциями, лишь косвенно связанными с их усилиями по увеличению прибыли.
Компания GENERAL ELECTRIC
Основой философии компании General Electric является лозунг «Прогресс — это наш главный продукт». Он подчеркивает, что компания производит продукцию самого современного типа. Как только какой-то продукт проходит пик спроса, или на рынке появляется лучший товар, General Electric прекращает производство существующего продукта и пытается выпустить товар еще лучше, чем у конкурента. Компания General Electric также полностью децентрализована.
Еще одной интересной особенностью компании General Electric является ее упор на близкие и дружеские связи со своими поставщиками, дистрибуторами, дилерами и партнерами. В большинстве организаций подобные отношения обычно натянутые и враждебные, но в компании General Electric все иначе. Ко всем своим партнерам компания относится как к части организации.
Компания General Electric также уделяет много внимания выполнению своего гражданского и общественного долга. Она, по возможности, совершает покупки только у местных производителей и принимает участие в общественной деятельности, чтобы быть уверенной в том, что всегда может рассчитывать на сотрудничество и поддержку того общества, среди которого расположены ее предприятия. У этой компании связь с общественностью находится на очень высоком уровне.
DU РО N Т
Эта гигантская корпорация решилась на смелый шаг, до нее казавшийся просто немыслимым, установив для себя коллективное управление. Третья часть членов Совета Директоров Du Роnt не имеют повседневных функциональных обязанностей. Этим членам Совета платят за анализ обстановки и принятие политических решений, связанных с основной деятельностью корпорации. Руководящий комитет собирается раз в неделю, и каждый его участник приносит с собой результаты своих размышлений, охватывающих большую часть тем предыдущей недели. Главными из которых являются: местоположение заводов, продолжение выпуска старой продукции и разработка новой. Руководящий комитет также рассматривает просьбы о выделении крупных денежных сумм на производственные расходы от различных подразделений корпорации. Он определяет направление роста и развития, которого Du Роnt должен придерживаться в течение нескольких ближайших лет. Этот комитет можно сравнить с военным генеральным штабом, заседающим вдали от линии фронта и решающим вопросы основной стратегии.
Компания A SHLAND О IL
Эта весьма преуспевающая организация не имеет штатного расписания. Она не верит в твердо установленные формальные взаимоотношения. На дверях кабинетов руководителей этой компании нет табличек с именами и указаниями должности. Там считают, что если людям дать строго оговоренные полномочия, они начнут противиться переменам и строить собственную империю. Эта компания делает основной упор на сведение к минимуму количества уровней руководства и увеличение количества каналов, по которым производственные начальники докладывают о положении дел непосредственно высшему руководству.
Руководителей побуждают к сотрудничеству друг с другом. Высшее руководство считает: обязанностью каждого является не только сделать свою собственную работу, но и удостовериться в том, что все остальные, имеющие отношение к этой работе, информированы обо всем, чего они могут не знать. Письменные меморандумы и формальные совещания не имеют распространения, поскольку компания считает, что они грубо вмешиваются в работу руководителей. Среди всех видов коммуникаций основная роль отводится телефонной связи.
Высшее руководство не интересуют общепринятые подходы к решению проблем. Они считают, что нетрадиционные методы ведения работы предоставляют большую гибкость и скорость в принятии решений, которых обычно лишены крупные организации. Эта система является главной причиной большого успеха компании.
Руководство считает, что маленькой, растущей компании в расширяющейся индустрии требуется хорошая приспособляемость, которая не может быть достигнута в условиях формальной и раздутой организационной структуры. Поэтому компания Ashland Оil всегда пользовалась услугами независимых подрядчиков вместо того, чтобы создавать собственные громоздкие предприятия. Компания доверяет работе сторонних фирм, и таким образом, не связывает себя владением собственностью, которая впоследствии может оказаться убыточной. Компания Ashland Оil также подсчитала, что она может извлекать больше прибыли, используя старое оборудование, не тратя деньги на дорогую модернизацию предприятий.
В компании Ashland Оil руководители проявляют персональный интерес к семейным проблемам подчиненных. Пренебрежение своим статусом и подчеркнутое социальное равенство также являются средствами, при помощи которых руководители добиваются лояльности подчиненных и повышают их моральный дух.
US STEEL
Децентрализация может являться лучшим типом организации работы компании в большей части отраслей индустрии, но это правило не справедливо для Us Steel. Почти две трети этой гигантской компании по-прежнему тесно интегрированы и работают как единое целое, повинуясь цепочке команд. Было установлено, что в случае с Us Steel сам характер деятельности требует, чтобы ее организация имела единую линейную структуру. Причина заключается в том, что проблемы, связанные с производством стали даже в гигантских количествах, лучше решаются в условиях централизованного руководства. Но когда сталелитейная компания собирается открыть новое подразделение на периферии своих географических границ, она начинает проявлять тенденцию к более свободной организации управления.
Глава 9
Глава 10
Мотивы поведения и стимулы
Одна из главных проблем, с которой сталкиваются организации в наши дни, заключается в том, чтобы заинтересовать людей. Существует мнение группы влиятельных психиатров, согласно которому все основные мотивы поведения взрослого человека закладываются в детстве, и не могут быть существенно изменены в более поздние годы. С другой стороны, такие энтузиасты, как Дейл Карнеги, коммунистические идеологи и религиозные деятели, все они считают, что могут изменить поведение взрослого человека, и делают это.
Существуют бесчисленные курсы, на которых пытаются изменить манеры и характер человека. На этих курсах люди разделяют надежды и страхи друг друга, успехи и ошибки, переживая вместе какой-то эмоциональный опыт. Таким образом, члены группы вырабатывают взаимную симпатию и поддержку.
«Анонимные алкоголики» — хороший пример организации, где манеры и привычки отдельных людей порою полностью изменяются.
Материальный стимул
Человеческая психика устроена достаточно сложно, и деньги не всегда являются главным стимулом, заставляющим людей работать.
Многие исследователи указывают на тот факт, что работников больше беспокоит не абсолютный уровень их зарплаты, а то, сколько они получают по сравнению со своими коллегами. Если рабочие чувствуют, что с ними обходятся несправедливо, они выражают недовольство, даже если их зарплата со стороны может показаться достаточно высокой. И если рабочему не нужно больше денег, и у него нет желания приобретать какие-то вещи, то развивается чувство самоуспокоенности, в результате чего пропадает желание упорно трудиться.
В результате опроса 150 рабочих с целью выяснения их отношения к труду, было установлено, что уверенность в постоянной занятости является самым главным желанием. На втором месте шли потребность в признании и уважении, а также интерес к работе. Размер зарплаты занимал одно из последних мест. Это подтверждает, что денежное вознаграждение не имеет решающего значения.
Повременная оплата, т.е. система оплаты труда, исключающая материальное стимулирование за дополнительное количество продукции, имеет наиболее широкое распространение. В сущности, только малая часть рабочей силы США и Великобритании испытывает на себе воздействие системы материального стимулирования.
Недостатки материального стимулирования
Новое оборудование или методы всегда встречают недоверие, поскольку у рабочих возникает опасение, что им придется переучиваться, в связи с чем упадет их заработок.
Рабочие, связанные со сдельной системой оплаты, с течением времени проявляют склонность считать свой максимальный заработок за норму, и в силу этого начинают оказывать давление на администрацию, требуя значительного повышения минимальных ставок. Администрация же предприятия, применяющая систему денежного стимулирования, оказывается перегруженной канцелярской работой.
Между рабочими часто возникают зависть и обиды, поскольку некоторые из них способны зарабатывать значительно больше других, или потому, что быстрые работники недовольны наличием в бригаде менее умелых или пожилых рабочих, из-за которых страдает их заработок.
Часто бывает трудно точно установить размер оплаты, поскольку работа не всегда стандартизирована. Это создает неравенство между различными видами труда, когда благодаря более низким нормативам некоторые рабочие получают высокую оплату за работу, требующую сравнительно мало усилий, в то время как другие из-за высоких нормативов получают значительно меньше. В результате часто возникают различные трения.
IВМ: классический пример
Наглядным примером хорошего использования человеческих взаимоотношений и дополнительных льгот с целью создания атмосферы, в которой рабочие чувствовали бы себя глубоко заинтересованными в результатах труда, является корпорация International Business Machines. IВМ редко увольняет рабочих. Они уверены в своей занятости. Здесь существуют консультативные программы для рабочих и руководителей. Здесь работает большое количество различных комитетов с участием рабочих на всех уровнях.
В IВМ успешно применяется система поощрения рационализаторских предложений, и за каждое принятое предложение выплачивается вознаграждение. Эта система использует творческий потенциал рабочих и создает у них чувство гордости за компанию, поскольку их вклад в ее процветание всегда поощряется и получает денежную оценку. Компания IВМ не применяет индивидуального или группового денежного стимулирования в других случаях.
Возможности для индивидуального образования широко доступны работникам всех уровней, и это открывает им новые перспективы в работе на IВМ.
IВМ применяет систему почасовой оплаты не только для руководителей, но и для рабочих всех уровней. IВМ оказывает должное уважение личным качествам человека независимо от того, какое положение он занимает. Она сознает, что хорошие отношения с работниками являются основой успеха и применяет этот принцип в своей прогрессивной политике.
Глава 1 1
Творческое мышление
Творческий подход может сыграть решающую роль в бизнесе, но, несмотря на это, большинство организаций извлекают мало выгоды из природных творческих способностей среднего человека. Руководители с выдающимися творческими способностями, как правило, выделяются из общей массы, и организация старается выдвинуть этих людей и предоставить им возможность развить свой талант. Однако средний руководитель обычно привязан к системе, подавляющей любые творческие задатки, которыми он может обладать. Между тем, если повышение творческого потенциала нескольких выдающихся личностей, скажем, на 15 процентов у каждого, может принести большую выгоду, то еще больше пользы способно принести увеличение того же потенциала всего на 1 процент у 400 руководителей среднего звена. Не следует забывать, что каждый человек обладает какими-то творческими способностями, заложенными в нем от рождения.
Как создать творческую атмосферу
Творческий процесс состоит из пяти основных шагов:
1. постановка проблемы;
2. сбор данных, относящихся к проблеме;
3. детальное изучение данных;
4. выработка возможных решений;
5. проверка выбранного решения.
На творческие способности в значительной мере влияет та атмосфера, в которой работает человек. Атмосфера внутри организации должна быть такой, чтобы любой сотрудник имел как можно более широкий доступ к информации. Свободный обмен информацией и существующими в данной области идеями должен происходить как по горизонтали, так и по вертикали; как между людьми, занимающими одинаковое положение, так и от начальника к подчиненному и наоборот.
Этого не всегда легко добиться, поскольку информация, знания и идеи часто считаются эксклюзивной собственностью нескольких руководителей. Владение информацией нередко считается символом статуса руководителя, и по этой причине они неохотно делятся ей.
Творческая атмосфера процветает, если существует понимание того, что каждый член группы, от самого младшего сотрудника до генерального директора, обладает знаниями и опытом, способными обогатить умы других.
Изучение данных перед принятием решения является очень важной стадией в творческом процессе. На этой стадии более эффективно использование подсознания, а не сознательного мышления.
Лучшее, что можно здесь сделать, это погрузиться в проблему, а затем позволить подсознанию самостоятельно прийти к решению. Мыслительный процесс обычно приносит максимальный результат, когда после периода концентрации ослабляется контроль над сознанием. Мозг руководителя может прийти к очень важному решению среди ночи, во время сна!
Каждый человек должен чувствовать уверенность в том, что он может, не боясь последствий, добывать любую информацию, играющую какую-либо роль в его размышлениях. Создавая атмосферу творческого мышления, позволяя вырабатывать новые идеи, гарантируя людям право совершать ошибки, и относясь к случайным промахам, как к части платы за прогресс, организация способствует развитию творческого потенциала своих сотрудников.
Что такое мозговой штурм?
Мозговой штурм — это метод, с помощью которого группа людей, собравшись вместе, пытается найти решение какой-либо проблемы.
Первый и основной принцип мозгового штурма, сформулированный Александрой С. Осборн, заключается в том, что никто не должен высказывать оценку или критику в адрес любой идеи, возникшей в ходе собрания. Мозговой штурм начинается с того, что всем собравшимся предлагается поделиться идеями, которые пришли им в голову по поводу обсуждаемой проблемы. Необычные идеи особенно приветствуются. Участникам мозгового штурма предлагается отойти от традиционного подхода к проблеме.
Метод мозгового штурма предполагает, что каждый человек в какой-то степени обладает творческими способностями, но определенные внутренние и социальные факторы не позволяют ему в полной мере использовать свой творческий потенциал. В ходе мозгового штурма все ограничения убираются, и потенциал может быть использован в полной мере.
Как подойти к проблеме
Одной из наиболее часто используемых аналитических техник является составление перечня. Ниже приведено несколько вопросов, которые можно задать в ходе обсуждения проблемы:
1. Какие альтернативные применения это может найти?
2. Как это может быть адаптировано?
3. Как это может быть модифицировано?
4. Есть ли этому замена?
5. Каким образом это может быть переделано,
скомбинировано и изменено?
Давайте рассмотрим конкретный пример мозгового штурма, посвященного разработке абсолютно нового типа карандаша. Карандаш разбивается на три части — грифель, оболочка и окраска.
Грифель. Можно ли использовать жидкий раствор вместо твердого грифеля?
Можно ли применить нечто такое, что никогда не нужно точить или перезаправлять? Можно ли использовать совершенно новый тип бумаги?
Оболочка. Можно ли ее сделать из металла или пластика, или полностью из графита?
Окраска. Может ли окраска иметь какие-нибудь характерные особенности? Можно ли подобрать окраску так, чтобы она подходила к костюму владельца карандаша? Может ли окраска содержать рекламу?
Важным моментом в рассмотрении идей любого рода является то, что одна идея способна привести к другим, которые в итоге могут послужить основой для создания совершенно нового типа продукции или даже новой области производства.
В обычной ситуации быстрое и точное суждение являет
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!