Функции и стадии социальных конфликтов — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Функции и стадии социальных конфликтов

2018-01-30 259
Функции и стадии социальных конфликтов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Функция конфликта – это выражение социального (позитив­ного или негативного) назначения конфликтного столкнове­ния, зависимости между конфликтом и другими явлениями общественной жизни; это та роль, которую конфликт выпол­няет по отношению к обществу и (или) его структурным обра­зованиям: социальным группам, организациям и индивидам. В первом случае принимаются во внимание последствия кон­фликта, во втором – направленность отношений конфликту­ющих субъектов социальных связей. Функции конфликтов представлены ниже в таблице 2.

По своему содержанию функции конфликта охватывают как материальную сферу (связаны с экономическими интере­сами, выгодой или потерями), так и духовно-нравственную (способность повышать или ослаблять социальную активность, поощрять или подавлять оптимизм, воодушевление людей), что сказывается на эффективности совместной деятельности.

Таблица 2. Функции конфликта

Конструктивные функции конфликта Деструктивные функции конфликта
Конфликт может укрепить организацию. Улучшается качество общего менеджмента, происходит устранение недостатков, противоречий в работе организации Конфликты ухудшают качество деятельности организации, могут ее разрушить
Участники конфликта более глубоко познают друг друга. Тестирующая функция конфликта проявляется Происходит нарушение системы отношений, коммуникаций, взаимосвязей в организации
Дают выход негативным эмоциям, разряжают напряженность, трансформируют и сохраняют отношения Ухудшается настроение людей, социально-психологический климат в организации, в обществе
Конфликты способствуют развитию личности, усиливается значимость гуманистических ценностей Наносится ущерб организационной, корпоративной культуре, происходит ослабление ценностно-ориентационного единства
Происходит оптимизация межличностных отношений Конфликт разрушает межличностные отношения, вызывает депрессии, болезни
Руководители начинают более чутко реагировать на нужды подчиненных. Устанавливается более доброжелательная обстановка, организация укрепляется Усиливаются авторитарные, бюрократические тенденции в менеджменте. Появляются «больные организации» – принудительные, депрессивные, шизоидные и др.
Активизируется социальная жизнь, выявляются нерешенные проблемы в социуме. Стимулируют социальные перемены Способствуют закреплению социально-политической пассивности граждан. Абсентеизм. Вызывают протест
Происходит ослабление социальной, психологической напряженности в обществе Возрастает социальная напряженность в обществе. Появляется страх, фобии
Конфликты способствуют сплоченности группы, этноса, государства и общества перед внешней опасностью, возрастает внутренняя солидарность Конфликт приводит нередко к насилию, а в войнах и к гибели людей

Любой социальный конфликт имеет довольно сложную внутреннюю структуру. Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта целесообразно проводить по трем основным стадиям – процессам развития конфликта.

1. Стадия зарождения конфликта – скрытый или латентный период. Он включает конфликтную ситуацию, возникновение разногласий, появление сигналов конфликта, в том числе инцидентов. Происходит осознание интересов и препятствий каждой из сторон конфликта, появляется враждебность между ними. Конфликт развивается постепенно, и не всегда конфликтная ситуация
перерастает в открытое, публичное противоборство. Конфликт можно погасить тогда, когда он находится в начальной фазе противоборства и конфликтная ситуация еще не перешла в открытые целенаправленные действия друг против друга.

2. Стадия (эскалации) развития противоборства – это уже начало публичного конфликтного противоборства, действия сторон друг против друга. Происходит эскалация конфликтного взаимодействия. Используются все имеющиеся ресурсы в борьбе сторон. Развивается информационное и энергетическое противоборство, нередко перерастающее в насилие, а в ряде случаев и в войну. Конфликт достигает своего пика, ресурсы истощаются. Возникает потребность в переговорах, посредничестве для заключения мира.

3. Стадия завершения, трансформации предполагает завершение, разрешение конфликта. Привлекаются посредники или медиаторы. Постконфликтная ситуация заключается в нормализации отношений или перерастании конфликта в другое противоборство.

В динамике конфликта можно выделить с достаточной долей условности семь основных этапов:

1. Конфликтная ситуация – появление объекта и предмета конфликта, его сторон, участников, их противоположных интересов. Это такое совмещение обстоятельств, которое создает почву в дальнейшем для реального противоборства между людьми, субъектами социальной жизни, организациями.

2. Сигналы конфликта. Об обострении отношений на стадии предконфликта обычно свидетельствуют так называемые сигналы конфликта: напряженность, кризис, инцидент.

Напряженность – появление негативных установок, искажение восприятия другой стороной. Эмоциональные отношения на втором этапе играют очень существенную роль.

Кризис – ожесточенные споры, оскорбления, перманентные разногласия. Потеря связи с партнером по работе или любви. Утрачивается контроль над эмоциями. Ситуация еще может улучшиться и стороны найдут возможность объясниться или начнется открытое противоборство.

Инцидент – кратковременное столкновение, соперничество, волнение по пустякам, не всегда даже имеющим отношение к самой конфликтной ситуации. Инцидентов может быть несколько, не обязательно один. И не всегда инциденты ведут к началу конфликта.

3. Осознание интересов и препятствий каждой из сторон конфликтной ситуации, враждебность характеризуют второй и третий этапы.

4. Начало явного противоборства. Ответ другой стороны на действие первой, означает уже начало открытого противоборства, поскольку позиции обеих сторон четко определись и начались действия друг против друга. На данном этапе начинаются действия сторон друг против друга, постоянно проявляется агрессивность.

Многие люди стараются избегать конфликтов. Вместе с тем конфликт – это нормальное явление, признак развития и роста, стремление к внутреннему равновесию. Конфликт – не только выражение собственных трудностей, комплексов или личной психологии, это сочетание внутренней напряженности, трудностей во взаимоотношениях с людьми и групповых, организационных, глобальных проблем. Конфликт может породнить общность, раскрыть самого себя.

5. Эскалация конфликта. В ходе данного этапа идет перманентное, упорное информационное и энергетическое противоборство, перерастающее в политических, социально-этнических конфликтах в насилие, войну. Отношения противоборствующих сторон включают в себя два основных процесса.

· информационное противоборство – измерение собственного потенциала в сравнении с возможностями другой стороны на основе полученной информации, информационная война. Каждый из участников конфликта стремится получить как можно более полную информацию, лишив такой возможности партнера по противоборству. Банальная истина о том, что кто владеет информацией, тот владеет ситуацией, приобретает в условиях конфронтации совсем не банальный смысл. Цель информационного противоборства – диагностировать свое положение и возможности другой стороны. Затем в зависимости от результатов такой диагностики выбрать способы стратегии и тактики поведения в конфликте.

· энергетическое противоборство – непосредственные активные действия сторон, основанные на наличии имеющихся у них ресурсов. В пожаре конфликтов обычно используются все виды ресурсов: финансовые, информационные, интеллектуальные, материальные и др.

При более полной информации основная задача конфликта решается с меньшими энергетическими затратами. Чем лучше качество информации, тем меньшая часть энергии выделяется на противодействие и тем большая – для решения основной задачи.

Эскалация конфликта – это обострение противоборства во всех его проявлениях, в том числе информационного и энергетического. Признаки эскалации в конфликте следующие:

· сужение когнитивной (познавательной) сферы в поведении и деятельности, примитивные формы отражения («потерял голову», «сам дурак»);

· создание образа врага – возложение вины на другую сторону, негативные ожидания, отождествление со злом и др.

6. Завершение конфликта. Для завершения конфликта на этом этапе используются посредники, ведутся переговоры. Основные формы завершения конфликта следующие:

Разрешение конфликта – совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия, изменение позиций оппонентов, их самих.

Урегулирование конфликта – в устранении противоречия участвует третья сторона – медиатор, арбитр.

Затухание конфликта – временное прекращение противодействия при сохранении напряженных отношений, из-за истощения ресурсов сторон, потери мотивации, снижения значимости объекта конфликта.

Устранение конфликта – ликвидация основных структурных элементов конфликта. Выход из конфликта одного из участников, исчезновение объекта конфликта, устранение дефицита объекта конфликта.

Перерастание в другой конфликт – смена объекта конфликта, появление нового, более значимого противоречия.

7. Постконфликтная ситуация в ходе последнего этапа может развиваться в двух совершенно противоположных направлениях:

· нормализация отношений, сотрудничество. Подобное конструктивное разрешение конфликта предполагает: 1) прекращение конфликтного противодействия, любых акций, действий против другой стороны; 2) позитивное поведение обеих сторон, снижение интенсивности негативных эмоций, отказ от восприятия оппонента как врага; 3) деловое сотрудничество, объективное обсуждение проблем в ходе управления, принятия управленческих решений, бесед, переговоров, учет статусов друг друга, стремление понять и принять интересы другой стороны.

· перерастание конфликта в другое противоборство, непримиримые отношения.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.