Количество подцелей необязательно должно быть одинаковым для каждой цели верхнего уровня. Все зависит от исследуемой предметной области. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Количество подцелей необязательно должно быть одинаковым для каждой цели верхнего уровня. Все зависит от исследуемой предметной области.

2018-01-30 151
Количество подцелей необязательно должно быть одинаковым для каждой цели верхнего уровня. Все зависит от исследуемой предметной области. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Построение «дерева» целей основано на применении следующих правил:

ü декомпозиция каждой цели на подцели на том или ином иерархическом уровне проводится по одному избранному классификационному признаку;

ü каждая цель расчленяется не менее чем на две цели;

ü каждая цель должна быть субординационная к другим;

ü любая цель каждого иерархического уровня должна относиться только к отдельному элементу (подсистеме), т.е. должна быть адресной;

ü для каждой цели на любом уровне иерархии должно быть предусмотрено ресурсное обеспечение;

ü количество целей на каждом уровне декомпозиции должно быть достаточным для достижения вышележащей цели;

ü «дерево» целей не должно содержать изолированных вершин, т.е. не должно быть целей, не связанных с другими целями;

ü декомпозиция целей проводится до того иерархического уровня, который позволяет определить ответственного исполнителя и состав мероприятий по достижения вышестоящей цели и, в конечном итоге, главной цели (особенно для систем управления).

19. Этапы организации и проведения эмпирических социально-экономических и/или политических исследований.

После того как была поставлена цель, сформулированы задачи исследования, выдвинута гипотеза, исследователь переходит непосредственно к процессу добывания фактов. Это первый этап эмпирического исследования, когда данные наблюдения или эксперимента фиксируются в процессе работы. На данном этапе полученные результаты строго оцениваются; экспериментатор старается сделать данные максимально объективными, очищая их от побочных эффектов.

На втором этапе эмпирического исследования проводится обработка полученных в ходе первого этапа результатов. На данной стадии результаты проходят первичную обработку с целью нахождения различных закономерностей, связей. Здесь данные классифицируют, относят к различным типам, описывают полученные результаты при помощи специальной научной терминологии.

Таким образом, эмпирическое исследование какого-либо явления или объекта чрезвычайно информативно. В ходе такого познания реальности можно вывести важные закономерности, составить определенную классификацию, выявить очевидные связи между объектами.

Этапы проведения социологического исследования:

· Вычленение актуальной социальной проблемы, требующей, по мнению ученого, первоочередного социологического исследования.

· Определение объекта (того, на что направлено внимание исследователя; в нашем случае – это пассажиры автобусов, троллейбусов и трамваев) и предмета исследования.

· Постановка задач исследования: а) теоретических – изучение теории и методологии проблемы; б) прикладных – определение совокупности обстоятельств, проявлений, причин возникновения и развития данной проблемы.

· Определение целей исследования, как правило, ориентированных на практическое разрешение данной проблемы.

· Формулирование рабочей гипотезы – научного предположения, выдвинутого для объяснения сущности данной проблемы, которое должно либо подтвердиться, либо быть опровергнуто в результате исследования.

· Выработка инструментария – совокупности методов, которые предполагается использовать в данном исследовании.

· Сбор первичной информации с использованием соответствующего инструментария.

· Обработка полученного материала, как правило, с помощью соответствующих компьютерных программ и иных аналитических технологий.

· Анализ обработанной информации.

Если результаты исследования подтверждают первоначальную гипотезу, на ее основе формулируется соответствующая теория, если – нет, выдвигаются новые гипотезы и проводится повторное исследование с использованием другого инструментария, других методов обработки информации и т.д.

Средством построения теоретических моделей является метод — совокупность средств взаимодействия познающего субъекта с объектом исследования для достижения поставленной цели.

Как правило, метод включает:

- принципы, выражающие то или иное понимание политики;

- приемы, техники и процедуры познания, применение которых зависит от имеющихся у исследователя знаний, характера изучаемых явлений, задач, условий текущего исследования.

Методы исследований бывают качественными и количественными. Качественные методы используются для выявления и определения признаков и свойств политических объектов. Количественные методы основаны на измерении и требуют символико-математической формализации интересующих исследователя параметров изучаемых объектов.

На основании широты сфер научного применения можно выделить три группы методов: общенаучные, социально-гуманитарные и специально-научные (методы политической науки).Первые могут применяться во всех науках, вторые — только в науках о культуре, человеке, обществе и государстве, а третьи — только в политической науке.

20. Эмпирическая интерпретация и операционализация понятий.

Эмпирическая интерпретация понятий начинается с поиска видовых признаков изучаемого объекта, которые можно эмпирически наблюдать. Желательно представить себе, какова система таких признаков, наиболее полно раскрывающих объект в его эмпирических проявлениях (нужно только помнить, что полностью сущность объекта выразить в эмпирических признаках невозможно).

Для этого нужно анализировать, пытаться систематизировать, классифицировать, типологизировать эти признаки, постоянно соотнося их с сущностными характеристиками рассматриваемого объекта.

Иногда складывается ситуация, когда приходится отказываться от уже предложенного определения понятия и уточнить его, так как оно не позволяет эмпирически описать нужные признаки. Коротко говоря, для эмпирической интерпретации понятия нужно попытаться ответить на вопрос «как я могу наблюдать или проверить свойства объекта, отраженного в данном понятии?».

Операционализация понятий – установление у выделенных эмпирических признаков понятия таких индикаторов (показателей), которые можно зафиксировать и измерить в ходе исследования.

Ю.А. Тюменева эту интеллектуальную операцию называет операциональным определением, которое представляет собой «описание психологического конструкта или психологической концепции в терминах действий или операций, которые необходимо произвести, чтобы его измерить».

Она предлагает при формулировке гипотез выстраивать следующую логическую цепочку: концепция (теоретический конструкт) – абстрактные характеристики, которые не могут быть непосредственно измерены; индикаторы – феномены, которые составляют концепцию; переменные – компоненты индикаторов, которые могут быть измерены; оценка – возможные методы измерения переменных. При этом «каждая концепция может содержать множество индикаторов, каждый индикатор – множество переменных и каждая переменная может быть оценена множеством способов.

Она приводит следующие примеры: «конструкт – экзаменационная тревожность; индикатор – волнение перед сдачей устного экзамена; переменная – дрожь в голосе; оценка – наличие дрожи в голосе при устном ответе на экзамене»; «конструкт – экзаменационная тревожность; индикатор – вегетативные расстройства перед сдачей устного экзамена; переменная – потоотделение; оценка – интенсивное потоотделение на некоторых участках тела».

Понятийная работа «спрятана» здесь на этапах «конструкт – индикатор» и «индикатор – переменная», а операционализация связана с переходом к наблюдаемому признаку – «переменная – оценка».

Выделение переменных – операция, осуществляющаяся в окончательном варианте при операционализации гипотезы (что и отмечено Ю.А. Тюменевой), но предварительную проработку, по нашему мнению, нужно осуществлять уже на начальном этапе выстраивания логики исследования.

 

 

21. Стадии разработки и критерии концептуальной модели.

Концептуальная модель - есть логико-математическое описание моделируемой системы в соответствии с формулировкой проблемы.

Основное содержание этого этапа - формулировка общего замысла модели, переход от реальной системы к логической схеме ее функционирования. Концептуальное описание представляет собой упрощенное алгоритмическое отображение реальной системы.

Выделяют следующие этапы построения концептуальной модели.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.