Уточнение множества полезных и возмущающих внешних воздействий. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Уточнение множества полезных и возмущающих внешних воздействий.

2018-01-30 136
Уточнение множества полезных и возмущающих внешних воздействий. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При создании концептуальной модели выявляются качественные и количественные параметры системы и внешних воздействий.

2. Выбор уровня детализации модели.

Любая система состоит из совокупности элементов, которые в свою очередь могут быть расчленены на элементы. С учетом этого проблема выбора уровня детализации может быть разрешена путем построения иерархической последовательности моделей. Система представляется семейством моделей, каждая из которых отображает ее поведение на различных уровнях детализации.

3. Локализация концептуальной модели., которая осуществляется путем представления внешней среды в виде генераторов внешних воздействий, включаемых в состав модели в качестве элементов. При необходимости они дифференцируются на генераторы рабочей нагрузки, поставляющих данные в систему; генераторы дополнительных обеспечивающих объектов, генераторы управляющих и возмущающих воздействий.

4. Завершение построения структуры модели указанием связей между элементами. Связи делятся на вещественные и информационные.

Вещественные отражают возможные пути перемещения продукта преобразования, информационные - обеспечивают передачу между элементами управляющих воздействий и информации о состоянии.

5. Описание динамики системы. Для описания динамики системы нужно модель дополнить описанием работы системы, как выполнением технологического процесса. Он задается отображением алгоритма. Алгоритм однозначно определяет, какие ресурсы системы, в какой последовательности и какие операции должен выполнить для достижения некоторой цели. Также имеются еще алгоритмы управления совокупностью процессов, основное их назначение - разрешение конфликтных ситуаций, возникающих, когда два или более процесса претендуют на один и тот же ресурс.

Критерий

Структурная достоверность – соответствие способу определения и организации информации

Простота – удобство работы с моделью как для профессионалов в области разработки информационных систем, так и для обычных пользователей.

Выразительность – способность представлять связи между данными, различия и ограничения.

Отсутствие избыточности – исключение излишней информации (т.е. любая часть данных должна быть представлена один раз).

Универсальность – отсутствие принадлежности к какой-либо особой технологии и, как следствие, возможность использования во многих приложениях и технологиях.

Расширяемость – способность развиваться и включать новые требования.

Целостность – согласованность со способами использования и управления информацией.

Схематическое представление – возможность описания с помощью наглядных схематических обозначений.

22. Организационно-методологический и рабочий планы исследования.

В зависимости от целей и задач исследования, состояния знания об изучаемом объекте, а также ряда других факторов в каждом конкретном случае разрабатывается своя собственная стратегия исследовательского поиска, определяющая последовательность операций, осуществляемых социологом.

Состояние знания об изучаемом объекте определяет характер плана: поисковый, описательный и экспериментальный.

Поисковый план социологического исследования применяется в тех случаях, когда нет ясного представления о проблеме или объекте исследования. Цель плана - формулировка проблемы.

Опрос экспертов - специалистов-учёных и специалистов-практиков - дает возможность получить дополнительные знания об изучаемом социальном объекте и сформулировать несколько первичных гипотез. Рекомендуется заранее составить список лиц и учреждений, к которым необходимо обратиться за консультацией.

Наблюдение - завершающий этап поиска. К этому моменту социолог уже располагает некоторой информацией об изучаемом объекте.

Описательный план социологического исследования применяется в тех случаях, когда имеющиеся знания о проблеме позволяют выделить объект и сформулировать описательную гипотезу, т. е. гипотезу о структурно-функциональных связях и классификационных характеристиках изучаемого социального объекта. Цель плана состоит в том, чтобы проверить эту гипотезу и в случае ее подтверждения получить точные качественно-количественные характеристики изучаемого объекта.

Методический план исследования организует методический инструментарий исследования -- методы сбора, обработки и анализа -социальной информации.

Выбор методов сбора информации. Каждое социологическое исследование - это уникальное сочетание объекта и предмета изучения, целей и задач стратегического плана и соответственно методов исследования. Чаще всего социологу не удается отыскать готовый набор исследовательских средств и схему их применения. В таких случаях ему приходится опираться на свой опыт и отыскивать оригинальное решение.

Первичный материал - это массив данных, полученных при помощи методов сбора, предусмотренных в программе социологического исследования. Сам по себе массив данных труднообозрим и не пригоден для теоретического анализа. Первичная обработка упорядочивает, классифицирует эмпирический материал, придавая ему обозримый вид.

Рабочий план социологического исследования — документ, фиксирующий последовательность и объем всех действий и ресурсных затрат, которые предполагается реализовать в ходе осуществления конкретного исследовательского проекта. Рабочий план входит в методический раздел программы социологического исследования.

Первый раздел предусматривает порядок подготовки, обсуждения, утверждения программы и инструментария социологического исследования. Сюда входит вопрос формирования и подготовки группы сбора первичной информации (интервьюеров, анкетеров).

Второй раздел включает все организационные и методические виды работ, т.е. отвечает на вопросы: что надо сделать, где и когда, в какие сроки. Важно предусмотреть предварительное оповещение опрашиваемых о целях, задачах и практическом значении социологического исследования, т.е. заранее ответить на вопросы, которые обычно задают все респонденты (опрашиваемые).

Третий раздел посвящен обычно планированию операций, связанных с подготовкой собранной в «поле» информации. План должен предусматривать, сколько специалистов вычислительного центра необходимо задействовать для выполнения этой кропотливой процедуры.

Четвертый раздел — это виды работ, связанные с анализом результатов обработки. Получив табуляграммы, исследователи подготавливают предварительный, промежуточный или итоговый отчет о проведенном социологическом исследовании, делают выводы, формулируют практические рекомендации.

 

23. Понятие «измерения», виды и уровни измерений.

Измерение — совокупность операций для определения отношения одной (измеряемой) величины к другой однородной величине, принятой за единицу, хранящуюся в техническом средстве (средстве измерений).

Получившееся значение называется числовым значением измеряемой величины, числовое значение совместно с обозначением используемой единицы называется значением физической величины.

Измерение физической величины опытным путём проводится с помощью различных средств измерений — мер, измерительных приборов, измерительных преобразователей, систем, установок и т. д.

1) По характеру зависимости измеряемой величины от времени:

а) статические - имеют место, когда измеряемая величина практически постоянна (измерения размеров тела, постоянного давления);

б) динамические, связанные с величинами, которые в процессе измерений претерпевают те или иные изменения (измерения пульсирующих давлений, вибраций).

2) По способу получения результатов:

а) Прямые измерения — измерения, при которых искомое значение физической величины находят непосредственно из опытных данных путем ее непосредственного сравнения с мерой.

б) Косвенные измерения — измерения, при которых искомую величину определяют на основании известной зависимости между этой величиной и величинами, подвергаемыми прямым измерениям.

в) Совокупные измерения — это производимые одновременно измерения нескольких одноименных величин, характеризующих данный предмет или изделие, при которых искомую определяют решением системы уравнений, получаемых при прямых измерениях различных сочетаний этих величин.

г) Совместные измерения — это производимые одновременно измерения двух или нескольких неоднородных физических величин для нахождения зависимостей между ними.

3) По условиям, определяющим точность результата:

а) Измерения максимально возможной точности, достижимой при существующем уровне техники.

б) Контрольно-поверочные измерения, погрешность которых с определенной вероятностью не должна превышать некоторого заданного значения.

в) Технические измерения, в которых погрешность результата определяется характеристиками средств измерений.

4) По способу выражения результатов измерений:

а) А бсолютными называются измерения, которые основаны на прямых измерениях одной или нескольких основных величин или на использовании значений физических констант.

б) Относительными называются измерения отношения величины к одноименной величине, играющей роль единицы, или измерения величины по отношению к одноименной величине, принимаемой за исходную.

5) По характеру изменения измеряемой величины измерения:

а) Статические — применяют для измерения случайных процессов, а затем для определения среднестатистической величины;

б) Постоянные — используют для контроля непрерывных процессов.

6) По количеству измерительной информации измерения:

а) Однократные измерения — это одно измерение одной величины, т.е. число измерений равно числу измеряемых величин.

б) Многократные измерения — характеризуются превышением числа измерений количества измеряемых величин.

Уровни измерения:

Номинальные измерения

Номинальным измерением называют процесс отнесения объектов в классы. Все, что мы можем сказать об объектах, сгруппированных в один класс, — это то, что они идентичны в отношении некоторого свойства или признака, т. е. фактическое отношение между объектами — это отношение тождества (или различия).

Порядковые измерения

Измерение на порядковом (ординальном) уровне предполагает, что мы спо­собны упорядочить объекты по степени выраженности свойства или признака, т. е. определить для них отношение «больше-меньше». Например, мы можем говорить о низком, среднем или высоком социальном статусе или низкой, умеренной или высокой коммуникабельности.

Интервальный уровень измерения

Об интервальном уровне измерения можно говорить тогда, когда мы спо­собны не только определить количество интересующего нас свойства в эм­пирических наблюдениях, но также определить равные расстояния между категориями, т. е. ввести единицу измерения.

24. Типы шкал. Способы построения шкал.

Номинальная измерительная шкала - измерительная шкала, предназначенная для классификации объектов и их признаков.

Номинальная шкала (наименований) строится на единственном отношении - отношении эквивалентности. Деления на шкале характеризуют критерии, на основании которых производится классификация. Способность человека оценить любой стимул по заданному критерию как принадлежащих данному классу или нет настолько очевидна, что возможность построения номинальной шкалы для реакций различного уровня сложности обычно не вызывает возражений.

Шкала наименований (номинальная шкала) получается путем присвоения “имен” объектам. При этом нужно разделить множество объектов на непересекающиеся подмножества.

Объекты сравниваются друг с другом и определяется их эквивалентность - неэквивалентность. В результате процедуры образуется совокупность классов эквивалентности. Объекты, принадлежащие одному классу, эквивалентны друг другу и отличны от объектов, относящихся к другим классам. Эквивалентным объектам (субъектам) присваиваются одинаковые имена. Например, холерики, сангвиники, меланхолики, флегматики.

Операция сравнения является первичной для построения любой шкалы. Для построения такой шкалы нужно, чтобы объект был равен или подобен сам себе (х = х для всех значений х), то есть на множестве объектов должно быть реализовано отношение эквивалентности. Для психологических объектов, например испытуемых или психических образов, это отношение реализуемо, если абстрагироваться от времени. Но поскольку операции попарного сравнения множества всех объектов эмпирически реализуются не одновременно, то в ходе эмпирического измерения даже это простейшее условие не выполняется.

Следует запомнить, что любая шкала есть идеализация, модель реальности, даже такая простейшая, как номинальная шкала (шкала наименований). Кроме того, многократное повторение эксперимента (накопление статистических данных) приводит к “перемешиванию” состава классов: в лучшем случае мы можем получить оценку, указывающую на вероятность принадлежности объекта к классу.

Дихотомическая шкала (классификация) часто рассматривается как вариант шкалы наименований. Это верно, за исключением одного случая, когда мы измеряем свойство, имеющее всего лишь два уровня выраженности: “есть - нет”, так называемое “точечное” свойство. Примеров таких свойств много: наличие или отсутствие у испытуемого какой-либо наследственной болезни (дальтонизм, болезнь Дауна, гемофилия и др.), или какого-то отличительного признака (абсолютного слуха и др.). В этом случае исследователь имеет право проводить “оцифровку” данных, присваивая каждому из типов цифру “1” или “, и работать с ними, как со значениями шкалы интервалов.

В ряде пособий неверно утверждается, что шкала наименований различает предметы по проявлению свойства, но не различает их по уровню проявления свойства. Шкала наименований вообще не основана на понятии “свойство”, которое вводится, лишь начиная со шкалы порядка, а базируется на представлении о “типе” - множестве эквивалентных объектов. Для того, чтобы ввести понятие “свойство”, требуется ввести отношения не между объектами, а между классами (типами) эквивалентных объектов (которые, конечно, могут содержать всего лишь один объект).

25. Графическая интерпретация эмпирических зависимостей.

 

Главным достоинством графического изображения яв­ляется его наглядность.

Графическая интерпретация эмпирических зависимостей осно­вана на знании технических правил построения рядов, типов и свойств теоретических распределений. Здесь мы рассмотрим графика вариационных рядов: гистограмму, полигон и кумуляту распределения.

Гистограмма.

Гистограмма — это графическое изображение интервального ряда. По оси абсцисс откладывают границы интервалов, на которых строят прямоугольники с высотой, пропорциональной плотностям распределения соответствующих интервалов (пропор­циональной числу единиц совокупности, приходящейся на единицу длины интервала). При равных интервалах плотности распределения пропорциональны частотам, которые и откладываются по оси ординат.

Полигон распределения.

Для построения полигона величина при­знака откладывается на оси абсцисс, а частоты или относительные частоты — на оси ординат. Из точек, соответствующих значениям признака, восстанавливаются перпендикуляры, равные по высоте частотам. Вершины перпендикуляров соединяются прямыми ли­ниями.

Для интервального ряда ординаты, пропорциональные частоте (или относительной частоте) интервала, восстанавливаются перпен­дикулярно оси абсцисс в точке, соответствующей середине данного интервала.

Условно принято крайние ординаты признака соединять с серединами примыкающих интервалов (на рис. 2 эти замыкающие линии нанесены пунктиром). Однако для распределения, где концентрация событий увеличивается на концах полигона, такое изображение мо­жет привести к ложным представлениям о существе явления.

Кумулята.

Для графического изображения вариационных рядов используются также кумулятивные кривые. При построении кумуляты, как и гистограммы, на оси абсцисс откладываются границы интервалов (либо значения дискретного признака), а на оси орди­нат — накопленные частоты (либо относительные частоты), соответ­ствующие верхним границам интервалов. Таким образом, отличие кумуляты от гистограммы в том, что на графике кумуляты столби­ки, пропорциональные частотам, последовательно накладываются один на другой, так что высота последнего столбика является сум­мой высот столбиков гистограммы.

Кумулята округляет индивидуальные значения признака в пре­делах интервала и представляет собой возрастающую ломаную линию.

 

 

26. Методики анализа статистических взаимосвязей.

Регрессионный анализ — это более сложный и соответственно более мощный метод анализа взаимосвязей. Необходимость его вызвана недостатками в технике классификации и сравнения путем анализа только табличных данных.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.