Отличие Православного учения от других учений — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Отличие Православного учения от других учений

2018-01-30 156
Отличие Православного учения от других учений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В первые века у гностиков (Валентина, Василида) и у манихеев было учение о том, что Бог одних предопределил к гибели, а других — к блаженству, причем понимается это как "от судьбы не уйдешь". Что бы ты ни делал, но если ты предназначен к геенне огненной, то Бог тебя туда и отправит. А если ты предназначен для Рая, то, что бы ты ни делал, а Бог тебя спасет. Конечно, это неверно. Не может быть спасения человека без участия самого человека. Только от человека зависит — будет он спасен или нет. Бог желает спастись всем. И если есть возможность человека спасти, то Бог его спасает.
Начиная с V века возник вопрос о соотношении свободы и благодати. Если человек свободен, то он делает все что угодно. Но Бог Своею силой, благодатью может взять этого человека и спасти. Каково же действительное соотношение между благодатью и свободой? Что такое благодать? Помогает ли она, если человек выбирает правильный путь; тормозит ли она, если человек выбирает зло, или же она подменяет собою свободу? Эти вопросы наиболее остро встали в V веке. С тех пор и возникли проблема предопределения и вопрос о том, что такое благодать.
Приведу цитату из св. Иоанна Дамаскина: "Все предвидит Бог, но не все предопределяет. Предвидит то, что у нас есть, но не предопределяет". Значит, Бог знает все, что с нами будет, и в этом отношении предвидение есть. Здесь появляется новый оттенок слова "предопределяет", а именно то, что предопределение зависит от самого человека.
В XVI веке опять был поднят вопрос связи свободы и предопределения. Реформация неправильно понимала предопределение, поэтому в изложении веры Восточных Патриархов (чл.3) говорится следующее: «Веруем, что Всеблагий Бог предопределил к славе тех, которых избрал от вечности, а которых отвергнул, тех предал осуждению. Не потому, впрочем, чтобы Он восхотел таким образом одних оправдать, а других оставить и осудить без причины, ибо это не свойственно Богу, общему всех и нелицеприятному Отцу, "иже всем человекам хощет спастися и в разум истины прийти" (1 Тим. 2,
4). Но поелику Он предвидел, что одни хорошо будут пользоваться своей свободною волей, а другие худо, то посему одних предопределил к славе, а других осудил».

Что есть Промысл Божий?

"Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает, или исправляет и обращает к добрым последствиям" (Кат.). (Это определение надо знать наизусть). Следует обратить внимание на то, что следует из самого понятия о Боге. Промысл Божий есть следствие того, что Бог есть живой, непрерывно действующий. В Свщ. Писании говорится: "И почти в день седьмый от всех дел Своих, яже сотвори" (Быт. 2, 2) — т. е. от дел творения, которые описаны в Шестодневе Бог почил, но это не значит, что Он перестал действовать. Покой Божий, это не бездействие; "Отец Мой доныне делает, и Я делаю" (Ин. 5, 17).
Во время творения Господь сотворил весь мир, но этот мир нуждается в том, чтобы его поддерживать. Для того, чтобы он существовал, необходимо сохранять бытие того, что в этом мире находится, сохранять свойства тех явлений, которые в мире существуют. Есть непрестанное действие Бога по поддержанию мира. Действительно, мы особо выделяем только те свойства Божий, которые нужны для этого — всемогущество, премудрость и благость Божия — то, что необходимо для сохранения силы и бытия твари. Бели бы Бог перестал поддерживать мир, то мир бы просто разрушился. Мир держится Богом, Его законами, и эти законы поддерживаются Самим Богом. Бог "держа все словом силы Своей" (Евр. 1, 3); Бог "есть прежде всего, и все Им стоит" (Кол. 1, 17); "Если Бог отвратит Свое Лицо, то все исчезнет" (Пс. 103, 29).
Бог управляет миром, т. е. "направляет их (твари) к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает, или исправляет и обращает к добрым последствиям" (Кат.).
Царь Давид говорит: "Тебе, Господи, величество, и сила, и слава, и одоление (победа), и исповедание, и крепость, яко Ты же всеми, иже на небеси и на земли, владычествуюши: от лица твоего трепещет всяк царь и язык: и Тебе, Господи, царство и великолепие во всех и во всяком начале: от Тебе богатство и слава, Ты над всеми начальствуеши, Господи, начало всякаго начала, и в руку Твоею крепость и власть, и в руку Твоею милость Вседержителю, возвеличити и укрепити вся" (1 Пар. 29, 11— 12). То есть все является предметом попечения Божия, а "попечение" — это славянское слово, которое, чаще всего, свв. отцами употребляются вместо слова "промысл". "Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?" (Мф. 6, 26). Катихизис говорит: "В сем изречении виден как общий Промысл Божий о тварях, так и особенный о человеке. Весь Псалом 90-й есть изображение особеннаго и многообразнаго Промысла Божия о человеке".
Приведу цитаты о попечении Божием о разных сторонах нашей жизни. "Господь убожит и богатит, смиряет и высит" (1 Цар. 2, 7); "болети творит и паки возставляет" (Иов. 5, 18); "и влас главы вашея не погибнет" (Лк. 21, 18).
Вполне понятно, что всегда возникает вопрос, почему происходит то или другое. Есть как бы упрек Богу — как Он мог допустить то зло, которое творится в нашем мире. Спаситель говорит апостолу Петру: "Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после" (Ин. 13, 7).
[*]Лекция 9

Сегодня мы начинаем с вами второй член символа веры: "Верую и во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша".
Я буду обращать ваше внимание лишь на какие-то основные места, остальное вы найдете в Катихизисе.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.