Разделение Ангелов на добрых и злых — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Разделение Ангелов на добрых и злых

2018-01-30 172
Разделение Ангелов на добрых и злых 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

"Вопрос. Все ли Ангелы добры и благодетельны? Ответ. Есть злые ангелы, которых иначе называют диаволами. Вопрос. Отчего они злы?" (Кат.). Злы они по своей воле, а не по природе; природа Ангелов и демонов добрая. "Они сотворены добрыми; но нарушили долг совершенного повиновения Богу, и таким образом отпали от Него, и впали в самолюбие, гордость и злобу. По изречению Апостола Иуды, это суть Ангелы, не соблюдшие своего начальства, но оставльшие свое жилище (Иуд. 6)" (Кат.). Здесь не совсем точный перевод и в славянском, и в русском тексте, поэтому его надо объяснить.
Дело в том, что в словах греческого текста "оставльшие свое жилище" заключен смысл об оставлении своего боевого поста. Во время военных действий это чревато поражением, отступничество здесь выражено в высшей степени. Что касается предводителя падших Ангелов, то он, вероятно, был Ангелом самого высокого ранга. Мы не очень знаем какого, но, что наиболее высокого, можно прочесть в Свщ. Писании. Так, у пророка Исайи там, где говорится в притче о Царе Вавилонском, диавол называется денницею, сыном утренней Зари. Св. Кирилл Александрийский это место как раз так и понимает, что денница — это Венера, самая яркая из звезд, которая бывает на заре, когда все другие звезды помрачаются, и она одна является ближайшей, более высокой звездой. Этим сравнением говорится, что это и есть наиболее высокий иерархический ранг, который был у падшего Ангела, что он был ближайшим к Богу.
Когда речь идет о словах "и видеть лице Божие", это значит, что Ангелы Божий не могут видеть Бога, но они могут вместить наибольшее знание о Боге. Так обычно у свв. отцов толкуется. Но именно потому, что он был наиболее высокий, у него были основания возгордиться и были психологические основания попытаться присвоить себе прерогативу власти над всем ангельским невидимым миром. Но не будем фантазировать. Вернемся к свв. отцам и к Откровению.
Прежде всего, падение диавол а объясняется как следствие гордости. Объяснение этого мы находим в пастырском послании ап. Павла, где он говорит не о диаволе, он говорит о другом — о людях и о том, кого следует рукополагать. Он считает, что не надо рукополагать только что пришедших к вере, что должно быть время для испытания, потому что пришедшие к вере, естественно, горят как свеча. Яркость новопришедшего в Церковь может оказаться соблазнительной в том смысле, что он не может быть наставником для других, и его пригодность должно показать время. Ап. Павел прибавляет: "Да не разгордевся в суд впадет диавол" (1 Тим. 3, 6), потому что если сразу поставлять, то он может возгордиться и впасть в тот же самый суд, каким осужден диавол, т. е. в гордость.
Что касается глубины падения диавола, то это можно вывести из самого наименования диавола. Слово "диавол" значит "клеветник", или "обольститель". «Злые Ангелы называются диаволами, то есть, клеветниками, или обольстителями потому, что стараются коварствовать над человеками и, обольщая их, внушают им ложныя мысли и злыя желания. О сем Иисус Христос неверующим иудеям говорит: "Вы отца вашего диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити; он человекоубийца в искони, и во истине не стоит, яко несть истины в нем: егда глаголет лжу, от своих глаголет, яко ложь есть, и отец лжи" (Ин. 8, 44)» (Кат.).
Приведем такую аналогию. Многие знакомы с ситуацией, когда в застолье человека заставляют выпить. Дело в том, что пьяница, если он понимает, что алкоголь есть зло, от которого хорошо бы избавиться, будет сдерживаться, будет каяться, если его к этому сильно тянет, и постарается, чтобы другие не впали в тот же самый грех. Но совсем другое дело, когда человек переступает через некоторую ступень, и тогда его начинает раздражать, что он пал, а другой еще нет. Как бы и его соблазнить, чтобы не одному быть в аду. Это подспудное желание можно проследить, вероятно, каждому на своем жизненном опыте, когда сам человек перестает быть добрым к другим — он старается втянуть и других в эту бездну. В случае наркотиков дело сложнее, потому что часто люди, которые не потребляют наркотики сами, а желают нажиться на этом, дают первый наркотик бесплатно, но потом выкачивают из человека деньги, пользуясь его наркотической зависимостью. Это классические ситуации. Из этих примеров мы можем психологически понять, как происходит то, что падший Ангел уже не может терпеть ничего чистого, ему надо увлечь за собой всех остальных.
Мы не знаем, конечно, механизма, как другие Ангелы ведут себя. В какой-то степени можно ссылаться на Откровение. Затем мы можем догадываться, что не этот механизм мог быть у первых Ангелов, подчиненных Деннице, потому что подчиненный следует за своим руководителем — ему может казаться, что так и надо поступать, что это его долг послушания. Но постольку, поскольку Ангелы разумно-свободные твари, то первый порыв не есть окончательный, потому что было дано время для покаяния. Святые отцы говорят, что время для покаяния у диавола было, только он этим временем не воспользовался и, вместо покаяния, впал глубже и сейчас пал уже в такой степени, что он не может не грешить. Это состояние наиболее глубокого падения — не тогда, когда в покаянии можно еще испросить у Бога помощи, а когда диавол уже покаяться не может, не может тем самым восстановиться.
Надо было бы поговорить о важных темах — о простонародных представлениях о злых силах, о современном мистицизме, особенно о поисках контактов со злыми силами, поисках ложной духовности. Они начинаются как бы с игры, а кончаются очень серьезным пленением человека — будь это спиритизм или явления, когда впадают в трансы. На эту тему мы распространяться сейчас не будем, хотя следовало бы, потому что зло это весьма велико.

Творение мира

Мы исходим из того, что не было никого из свидетелей, как творился мир. Поэтому знать о сотворении мира мы можем только верою. "Верою познаем, что веки устроены словом Божиим" (Евр. 11, 3). В Катихизисе сказано: "В начале Бог из ничего сотворил небо и землю. Земля была необразована и пуста. Потом Бог постепенно произвел:
В первый день мира — свет.
Во второй день — твердь, или видимое небо.
В третий — вместилища вод не земле, сушу и растения.
В четвертый — солнце, луну и звезды.
В пятый — рыб и птиц.
В шестый — животных четвероногих живущих на суше и, наконец, человека.
Человеком творение кончилось, и в седьмый день Бог почил от всех дел Своих. От сего седьмый день назван субботою, что с еврейскаго языка означает покой. См. Быт. 2, 2" (Кат.).
Подробно на эту тему говорить не будем, это предмет Ветхого Завета, но выделю отдельные темы. Прежде всего, выделю понятия "творение" (евр. бара) и "созидание" (евр. асу).
Творение в собственном смысле означает творение из ничего. Это творение происходит словом Божиим. С другой стороны, мы говорим о создании, т. е. из чего-то делается что-то другое, и тоже словом Божиим. Первое, с чем мы сталкиваемся, это с понятием творения мира видимого и невидимого из ничего. Второе — это дни творения, когда само сотворенное вещество принимает участие в творении. Тогда мы говорим о созидании. Бог приказывает "да изведет земля" или "да изведет вода", когда действительно происходит творение видимых форм, образование чего-то: образование звезд, рыб, четвероногих животных. Особый факт — творение человека.
Обратите внимание, что в самом описании творения происходит постепенное, отмеченное днями творения, и прогрессивное созидание этого мира. Во-вторых, материя и то, что сотворено, не является аморфными — материя тоже принимает участие в творении: "да изведет", "да произрастет" — это приказ материи. Далее, Бог собирает воду, а не вода собирается в одно место. Так что материя в этом отношении выступает как бы живая, хотя, конечно, жизнью наделять ее не следует.
Вопрос в Катихизисе: «Такими ли сотворены видимыя твари, какими видим мы их ныне? Ответ. Нет. При сотворении все было "добро зело", то есть, чисто, прекрасно и безвредно» (Кат.). То есть по природе мы не потерпели никакого урона — добрая наша природа остается доброй. Но грехопадение повредило очень многое, а именно одни части этого мира восстали на другие. Первобытная гармония нарушена. И поэтому мы этот мир видим лежащим во зле, а не в добре, как это было первоначально.
Творение мира было в шесть дней, день седьмой был день покоя. Сейчас идет этот самый седьмой день, день покоя. Это требует очень серьезного комментария, потому что покой — это не есть отдых. "Отец Мой доселе делает, и Аз делаю", — говорит Господь. Значит, делание продолжается. Но тот вид творения, который был описан, прекращен, — ничего нового в этом творении не появляется, а видоизменения происходят, происходят управлением этим миром.
Вопрос. Можно ли понимать то, что вы сказали о конечности мира, так, что существует граница Вселенной, Космоса? Тогда что за этой границей?
Ответ. Нет, нельзя. За этой границей ничего. Это вопрос очень тонкий, что называть границей. Бели взять обычную сферу, то у этой сферы границы нет, но в то же время вполне понято, что она геометрически ограничена. А границы нет в том смысле, что, какую бы вы точку на сфере вы ни взяли, во всех направлениях по сфере можно двигаться. Точно таким же образом границы может не быть и в нашем пространстве. Наше пространство является многообразием, но это не мешает ему быть конечным и ограниченным. Когда я имею в виду конечность мира, я не имею в виду эту ограниченность диаметра мира, я имею в виду то, что любое явление этого мира для своего существования нуждается в чем-то большем. Например, для того, чтобы мы с вами существовали, необходимо, чтобы было притяжение земли, с одной стороны, и, с другой стороны, связь между материальными частицами нашего тела. Наша душа должна иметь некоторый источник жизни, чтобы она как бы дышала Богом, Божественными силами. Я это имею в виду под понятием конечности. И в этом смысле, даже если бы диаметр мира был бесконечным, от этого конечность мира в этом смысле никуда бы не исчезла. Все в мире является конечным, имеется причина каждого явления, с одной стороны, и, с другой стороны, имеются серьезные основания для существования любого явления.
Вопрос. Как понимать выражение о том, что даже в недрах Пресвятой Троицы нет полной равнозначности, но присутствует патриархат.
Ответ. Ничего по этому поводу мне неизвестно. Еретики говорили о субординационализме по ипостаси Пресвятой Троицы. Мы знаем только один вид слабого субординационализма, содержащегося в порядке перечисления: Бог Отец, Бог Сын, Дух Святой. Но никакой разницы мы не знаем, наоборот, мы знаем полную равнозначность. Субординационализм — это вещь тонкая и требует специального рассмотрения, чтобы не впасть в богохульство. Поэтому оставим этот вопрос пока в стороне. Это вопрос догматики.

Лекция 8

В прошлый раз мы рассматривали явление субординационализма. Приведу цитату на эту тему из свт. Григория Богослова: "Хочу назвать Отца большим, потому что от Него равные Ему (Сын и Дух Святый) имеют и бытие, и то, что Они равны Ему, и, однако, боюсь, как бы не сделать Начала началом меньших" (40-е Слово на Крещение). Здесь говорится о том, что если "А" является началом "Б", то, следовательно, "А" должно быть в каком-нибудь смысле большим, чем "Б". Но одно дело, когда мы будем рассуждать в отношении "А" и "Б", другое — при перенесении на бесконечные объекты, когда мы говорим о Божественной Троице. Мы не ставим целью устроить логическую схему между нашими представлениями (тем более, что мы не знаем, что значит "рожден"). Когда начинают рассуждать о первых среди равных и т. д., то это очень хорошее рассуждение в отношении человеческих институтов, а в отношении Божественного — нет. Поэтому-то свт. Григорий Богослов так осторожно и формулирует — так и хочется назвать большим начало всего, но страшно, как бы не нарушилось благочестие, как бы не сделать рожденного и исхожденного меньшими, чем Бог Отец. На первое место лучше поставить благословение и благочестие, а не рассуждение о том, что мы не знаем.
Видимо, на этом уровне и следует остановиться, не вдаваясь глубоко в этот вопрос, памятуя, что прежде всего мы пытаемся разобраться не в логических схемах взаимоотношений, а в том, что мы знаем о Боге из Откровения.

Творение человека

В Катихизисе говорится: «Бог со Святой Троицей рек: "Сотворим человека по образу Нашему и подобию" (Быт. 1, 26). "И сотворил Бог тело перваго человека Адама из земли; вдунул в лице его дыхание жизни; ввел Адама в рай; дал ему пищу, кроме прочих райских плодов, плоды древа жизни; наконец, взяв у Адама во время сна ребро, из него создал первую жену Еву" (Быт. 2, 21-22). В этой формулировке следует обратить внимание на четыре момента.
1. Человек отличен от окружающих тварей, хотя и находится в тесной связи с ними. Это видно из того, что способ сотворения человека особый. Уже нет ранее слышанных слов "да изведет земля", а здесь другое — "сотворим человека", и, более того, дается постепенное творение человека. Хотя, может быть, оно было и одновременным (о времени здесь трудно судить), но, тем не менее, говорится о двух этапах сотворения человека.
То, что взята персть из земли, конечно, соответствует предыдущим этапам. Было сказано земле, чтобы она извела из себя животных, это действительно делает человека сродным всему живому. Маловероятно, что это сродство действительно таково, как это описывается в дарвинистских учебниках по зоологии или по человековедению. Да, по скелету человек похож на обезьяну больше, чем на свинью, но зато иммунная реакция у свиньи и у человека более одинакова, чем у обезьяны и человека. Мы видим, что по разным параметрам у человека есть сродство с различного рода животными. Но творения Божий нельзя выстроить в один ряд. Хотя для научной классификации такие попытки выстроить бывают и нужны. Связь между человеком и живым миром (и не только живым) имеется, и даже, может быть, очень существенная.
2. В то же время человек резко отличен от животного мира. Творение состоит из двух природ: телесной и духовной. Хотя во времени описание идет постепенно: сначала говорится о сотворении материальной части, потом — о дыхании жизни. Однако вполне может статься, что это одновременный процесс. Главное, что здесь есть указание на двусоставность человека.
3. Творение выходит из рук Творца, и, следовательно, оно совершенное и не просто совершенное, а "по образу и подобию Божию".
4. Первые люди — прародители всего человеческого рода. Весь человеческий род происходит от одной первой четы — Адама и Евы, а Ева, в свою очередь, происходит из ребра Адама.
Рассмотрим более подробно эти моменты.
Бог во Святой Троице рек: "Сотворим человека по образу Нашему и по подобию". Здесь речь идет о предвечном совете Бога с Самим Собою. Вместо обычного "Да будет" здесь мы встречаемся с образованием человека новым способом "по образу и подобию Божию", что указывает на особую связь человека с Богом. Эта связь чувствуется даже после грехопадения, потому что в душе человеческой остается неутолимая жажда Бога, стремление к Нему. Это остается, если не заглушено чем-либо внешним. Конечно, можно говорить, что "мы Его и род" (Деян. 17, 28). Когда грех разорвал связь человека с Богом, то все-таки стремление к Богу оставалось, и эта связь стала восстанавливаться с приходом на землю Господа нашего Иисуса Христа. Человек стоит как бы между Богом и живым миром на земле. Более подробно этот вопрос будем рассматривать позже.
Человек двусоставлен. В его сотворении указано именно два действия Божия: с одной стороны, взятие персти земной и из нее сотворение тела человеческого, с другой стороны, человеку дано дыхание жизни. Получается родство человека с окружающим миром по телу и, с другой стороны, родство с духовно-свободными, разумными тварями (Ангелами), родство с духовным миром, потому что человеку дана душа, именно личный дух.
Человек есть совершенное творение Божие, что подчеркивается словами "по образу и подобию Божию". Когда мы говорим о совершенстве чего-то, то мы не имеем в виду величину предмета или могущество его, а совершенство всегда связано с адекватностью, с соответствием предмета своему назначению. Признаки совершенства мы можем отметить сразу. В первом состоянии человечество не знало ни болезней, ни утомления, была ясность ума (Адам мог наречь имена животным, которые проходили перед ним). Способности человека были другими — человек мог слышать глас Божий и отличать его от других гласов; это та способность, которую мы потеряли. В редкие минуты совершенного с нами чуда мы на мгновение замираем, но способностью полного узнавания Бога мы не обладаем. Человеку было присуще свойство гармонии (в Библии подчеркнуто, что он не знал стыда). Стыд — это первый регулятор отклонения от нормы. Когда человек теряет стыд, это уже очень грубое уклонение.
Первые люди были единственными прародителями человеческого рода. Бог во Святой Троице говорит: "Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему... И сотворил Бог человека... мужчину и женщину сотворил их" (Быт. 1, 26-27). Жена характеризуется как "кость от костей моих и плоть от плоти моей" (Быт. 2, 23). Сколько было научных теорий о том, что не единственная пара была в качестве прародителей человеческого рода, что иначе бы человек не выжил и т. д. Однако в разные времена науке всегда давалось что-то, что подтверждало гипотезу о том, что в качестве прародителей человеческого рода был единственный человек. В частности, последнее научное открытие: доказано, что у всех людей существует единственный ген мужского рода, и это подтверждает то, что все люди произошли от одного только человека. Конечно, для нас самым важным является голос Откровения, который говорит, что мы все одного рода, потому что мы происходим от одной плоти, от плоти одной только человеческой четы, и на этом основании мы можем говорить об единосущии всех нас. На этом основании мы можем говорить о любви людей друг к другу как об обязанности и как о реальности, с которой мы имеем дело.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.