Что же входит во всеведение Божие? — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Что же входит во всеведение Божие?

2018-01-30 246
Что же входит во всеведение Божие? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Прежде всего знание всего о Самом Себе: Бог знает Себя. "Божиего никто не знает, кроме Духа Божия" (1 Кор. 2, 11). Или: "...никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть" (Мф. 11, 27). Понятно, что всеблагой Бог может быть только всеведущим, потому что если бы Он чего-то не знал, то не мог бы проявлять Свою благость. Мы есть образ Божий. Что мы узнаем в себе, то узнаем и в Боге. Например, в нас есть ведение. И это ведение мы в Боге видим.

Какими свойствами обладает всеведение Божие?

Независимость. Это всеведение существа самобытного, независящего ни от чего. Причем это знание ни с какой стороны не дается Богу, оно находится в Самом Боге.
Более того, всезнание Божие не нуждается в некотором умозаключении. Если для доказательства теоремы требуется умозаключение, сведение его к другим положениям, то для Бога таких умозаключений не требуется. Всезнание независимо ни от логики, ни от существа твари — все это непосредственно содержится в Божием ведении. Это можно подтвердить Посланием к Евреям: "...вся же нага и объявлена пред очима Его" (Евр. 4, 13), то есть все обнажено перед Божиими очами.
Неизменность. Знание Божие неизменно в том смысле, что оно не похоже на наше. В нашем знании одно появляется после другого, мы обогащаем себя своими знаниями. Мы можем также сказать, что мы теряем что-то из наших знаний. В нашей жизни видна последовательность обогащения знаниями. Не такова форма знаний у Бога. Всеведение Божие безгранично в том смысле, что оно содержит в себе непосредственно знание сразу обо всем. Если для нас некоторое будущее неопределенно и мы можем из истории узнать что-то о прошлом, то для Бога как прошлое, так и будущее открыто; Он знает все. Подтверждением этого служат слова апостола Луки в Деяниях: "Ведомы Богу от вечности все дела Его" (Деян. 15, 18).
Какова же суть знаний Божиих, если соотносить это с нашими знаниями? В наших знаниях есть только знание явлений, мы не знаем сущности. Божественное знание более глубокое, это знание не только явлений как таковых, а именно сущности явлений тоже. "Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь" (Иер. 23, 24). Человек может попытаться скрыть свою сущность, но он не спрячет ее от Бога.

Правосудие Божие

Что нее такое всеправедность? Понятно, что праведность имеет отношение к правосудности. Слова "правда" и "право" имеют отношение к праву, хотя часто мы употребляем слово "правда" как синоним истины. В действительности это не так. Правда имеет отношение к праву, "...праведен Господь и правды возлюби: правоты виде лице Его" (лицо Его видит праведника) (Пс. 10, 7). Давид желает сопоставить праведника на земле с праведностью Божией, что именно она является основой праведности на земле. Сразу говорится и о том, что Бог видит праведника. Здесь говорится и о ведении Божием, и о Его праведности одновременно. Апостол Павел говорит, что Бог "Воздаст коемуждо по делом его (т. е. каждому по делам его):...несть бо на лица зрения у Бога (нет лицеприятия у Бога)" (Рим. 2, 6-11).
Как же благость Божия связана с праведностью? Нет ли здесь противоречия, ибо благость Божия предполагает бесконечное милосердие, бесконечную любовь, бесконечное всепрощение, а праведность предполагает воздаяние каждому по делам его? Мы понимаем, что наши дела таковы, что для них никакого не хватит терпения; они таковы, что Бог действительно за них должен судить. И, конечно, Он судит, судит по-разному.
Прежде всего, обратим внимание на любовь Божию к грешникам. Не нарушая свободы грешника, Бог все-таки делает все для того, чтобы грешника приблизить к Себе, а приблизить к Богу означает дать грешнику то блаженство, которое только можно дать. В каждом человеке есть и доброе, и злое. Доброе притягивает нас к Богу, и мы получаем за это воздаяние. Зло, находящееся в нас, удаляет от нас Бога. Удаление от Бога проявляется в страдании, в муках совести.
Для праведника страдание дается, чтобы он удовлетворил правде Божией, искупив свои грехи, будучи еще на земле. С другой стороны, страдания даются и для укрепления сил человека. Это видно на судьбе Иова праведного.
Почему же на праведников обрушиваются казни разного рода? Для их вразумления и укрепления, а также, чтобы направить праведника по еще более праведному пути, хотя страдания в этом случае могут оказаться чрезмерными. Например, тот ужас перед страданиями свв. мучеников, который мы с вами испытываем, когда читаем жития святых. Мы знаем, как страдали наши мученики российские в XX веке. Одновременно мы знаем, что чем больше мучеников, тем большее число людей предстоит сейчас перед Престолом Всевышнего и молится за нас. Для вразумления апостол Павел писал в 1 Тим. 2, 4, что Бог "всем человекам хочет спастися и в разум истины прийти".
Вопрос этот серьезный. Книга Иова тому и посвящена: почему же праведники страдают, а грешники благоденствуют. Интересен ответ, который в ней дается. Первый ответ такой, что на земле нет совершенных праведников: "Кто бо чист будет от скверны; никтоже аще и един день житие его на земли" (Иов. 14, 5). Речь идет о том, что страдание и наказание даются не потому, что праведник что-то совершил плохое, но для требования нравственного усовершенствования. С другой стороны, у грешников бывает тоже что-то доброе, и за это доброе человек получает воздаяние здесь. Вспомним притчу о Лазаре: как богач получил воздаяние здесь, на земле, а Лазарь получил в том мире.
Конечно, приходится помнить и о том, что наша жизнь — это только краткий момент для перехода в вечность, в бесконечное житие. Этим кратким моментом определяется очень много, его можно представить как страдания роженицы перед рождением в эту самую вечность. Здесь много оттенков, которые ставят вопрос о связи правосудия Божия с другими свойствами Божиими.

Всемогущество Божие

О нем говорится в (Пс. 32, 9): "...той рече, и быша: той повеле, и создашася". Архангел Гавриил говорит в Евангелии: "Тако не изнеможет у Бога всяк глагол" (Лк. 1, 37), т. е. у Бога не останется бессильным никакое слово. Речь идет о возможности Боговоплощения; хотя немыслимо совсем для Бога воплотиться, Бесконечному стать конечным, т. е., уничижить себя до "зрака раба". Слова Архангела Гавриила указывают, что даже это возможно у Бога. Трудно себе представить, что тот абсолют, которым является Бог, вдруг становится Человеком. Возникают сразу вопросы о всемогуществе Божием.
Все, что пожелает Бог, Он делает. С положительной стороны в этом утверждается, прежде всего, всемогущество Бога. С отрицательной стороны — ничто из внешнего не может воздействовать на Бога и ограничивать Его в чем-то. В частности, сюда относится задача: "может ли Бог поднять тот камень, который Сам создал?" Бог делает то, что соответствует Его природе, Он не может сделать того, что этой природе не соответствует, поэтому можно говорить о невозможности чего-то в Боге. Например, Бог не может делать зло. Но это не говорит об ограничении всемогущества Божьего, потому что зло
лежит вне Бога, в творении, и является результатом действия свободных и разумных тварей. Под всемогуществом надо понимать, что Бог сделает все, что пожелает независимо ни от ничего. Не делает Бог еще и несовершенных вещей.

Вездесущие Божие

Из Псалтири: "Камо пойду от духа Твоего; и от лица твоего камо бежу; аще взыду на небо, Ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси. Аще возму крыле мои рано и вселюся в последних моря, и тамо бо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница твоя" (Пс. 138, 7-10). Здесь речь идет о том, что и на краю вселенной десница Божия нас достанет. "Аще возму криле мои рано, и вселюся в последних моря". Имеются в виду крылья зари. Дело в том, что заря очень быстротечна на юге, у нас она растягивается на несколько часов в зависимости от широты. Давид сочинял на юге. Поэтому с ней, быстротечной зарей, молено образно сравнивать быстроту унесения на край вселенной. Но и там "достанет рука Твоя". "И рех: еда тма поперет мя; (скажу: может тьма скроет меня) и нощ в просвещение к сладости моей (и свет вокруг меня сделается ночью). Яко тма не помрачится (не затмит от Тебя) и нощь яко день просветится: яко тма ея, тако и свет ея (как тьма, так и свет)" (Пс. 38, 11-12). Нет места, где не было бы Бога, — так можно кратко сказать о приведенном стихе.
Мы знаем, что Бог поддерживает бытие и силы разных тварей. Раз это так, то Он должен пребывать в разных местах, Он должен быть везде. Посмотрим, каким же образом совершается это вездеприсутствие Божие. Теоретически здесь могут быть проблемы. Но мы должны опираться на Откровение, которое говорит о том, что Бог находится везде, причем Он везде находится Сам, не Своею силою, а Сам пребывает в каждой частице нашего мира. Конечно, можно было бы представить, что Бог — это центр, а Его сила действует везде. Но на самом деле мы не знаем, каким же образом Бог присутствует везде. На примере Евхаристии мы тем более знаем, что действительно это возможно, но не знаем, как это возможно.
Вездеприсутствие Божие утверждается следующими фактами. Во-первых, Бог не разлит по миру в том смысле, что каждой частице мира соответствует часть Бога. Во-вторых, никакой протяженности в Боге нет, Бог полностью присутствует в каждой частице мира, и в маленькой, и в большой. В-третьих, не с помощью Своего всемогущества, не только Своим действием, а всем Своим существом Он пребывает во всем.
Это пребывание во всяком месте не есть непроизвольное (как закон тяготения). Бог свободен, и поэтому Он свободен проявлять Себя по-разному в разных частях этого мира. Именно свободой Бога и личностью Его и определяется то, что есть места особого присутствия Божиего. С одной стороны, Он определяет Себя так: "...Он благ и к неблагодарным и злым" (Лк. 6, 36), где подчеркивается благость Божия к неблагодарным и злым, но эта благость не такая, как в отношении к праведникам, которых Бог возлюбил. Приведу еще пример: "А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим". Для беззаконников "Я употреблю их обольщение и наведу на них ужасное для них; потому что Я звал — и не было отвечающего, говорил — и они не слушали, а делали злое в очах Моих и избирали то, что неугодно Мне" (Ис. 66, 2-4).

Неизменяемость Божия

Апостол Иаков пишет, что "...у Отца светов, несть пременение или преложения стень" (Иак. 1, 17) (у Отца светов нет изменения и тени перемены). Речь идет о том, что в существе Божием нет никакого изменения. Это означает для нас, что свойства Божий таковы, что они не могут усовершенствоваться в Боге, стать большими или меньшими; то, что мы знаем о Боге, неизменно. Кроме того, простая логика говорит о том, что раз Бог всем Своим существом находится в любом пространственном месте (вездесущ) и Он вечен по времени в каждой точке, то в таком случае какую перемену мы можем в Нем ожидать? Никакой.
Но в то же время вопросы остаются: не было воплощения, стало воплощение — не изменило ли это что-нибудь в существе Божием. Нет, не изменило, потому что это внешнее по отношению к Богу изменение. Это важно для нашего спасения, но в Боге это никаких перемен не производит.
Это не есть смена в существе Божием, это есть смена внешнего взаимоотношения. Особое присутствие Бога в храме, который превратили во что-то непотребное, сменилось на гнев. Напротив, если мерзость запустения нами ликвидируется и храм снова становится храмом, то в этом месте, внешнем для Бога, но внутреннем для нас, проявляется особое присутствие Божие.
Взаимоотношение Бога с праведником и грешником особое. Когда грешник становится праведником, это радость для Бога, и горе, если праведник становится грешником. Эти термины человеческие, и они не отражаются на неизменяемости Бога.

Всеблаженство Божие

Всеблаженство Божие дано нам Откровением. Апостол Павел именует Бога "блаженным и единым сильным Царем царствующих и Господом господствующих" (1 Тим. 6, 15). О чем говорит Всеблаженство Божие? Мы испытываем блаженство тогда, когда что-то находится в гармонии. И, конечно, все свойства Божий находятся в гармонии в Самом Боге. Они там становятся единым свойством существа Божия. Поэтому гармоничность существа Божиего не может дать ничего другого, как состояние все-блаженства. Откровение говорит, что существо Божие находится в гармоничном состоянии, в состоянии всеблаженства. Свидетельством этому является и блаженное состояние тех, которые приближаются к Богу, потому что приближение к Богу дает особое состояние души человеческой в той степени, в какой человек может вместить.
При рассмотрении свойства неизменяемости Божией возникает естественный вопрос. Неизменяемость есть там, где все мертво, например, неизменяемость кристалла. Как сочетать неизменяемость Божию с тем, что Бог есть живая личность. На этот вопрос надо уметь отвечать. Если Бог всеблаженный, то, может быть, это дает возможность говорить, что Бог пребывает в постоянном покое? Тем более что есть прошение — "вечный покой подаждь Господи". Надо понимать, что покой здесь не означает бездеятельность. Деятельность есть, и мы не знаем какова она внутри Божества, но мы знаем, что в мире эта деятельность проявляется, например, в промысле Божием, в Его попечении. "Отец Мой доныне делает, и Я делаю", — говорит Господь в Ин. 5, 17.
Порядок свойств Божиих от вечности до всеблаженства неслучаен, потому что каждое последующее свойство опирается на предыдущее.
В курсе догматики изучение свойств Божиих идет по другому принципу, — и порядок свойств Божиих иной.
Возражения против духовности и вездесущия Божия основаны на некоторых выражениях Свщ. Писания. Речь идет об антропоморфизмах, которые часто встречаются. Вопросы Катихизиса связаны с тем, что в Свщ. Писании говорится о мышце Божией, о лице Божием, о руке Божией, о стопе Божией, о том, что Бог живет на небесах в свете неприступном, во храме. Каким образом Свщ. Писание приписывает Богу телесные члены, когда Он есть Дух? "Священное Писание применяется в сем к обыкновенному языку человеческому, а понимать сие надобно духовным и высшим образом, например: сердце Божие значит благость, или любовь Божию, очи и уши значит всеведение, руки всемогущество" (Кат.).
Дело в том, что человек есть образ Божий. Как образ Божий он желает знать подобное, поэтому Бог в некотором смысле человекоподобен. Психологически, рассматривая себя, желаем каким-то образом описать Бога. Поэтому эти антропоморфизмы для нашего сознания даже и необходимы, потому что только по нашим действиям, по нашему состоянию мы можем говорить о некотором слабом подобии, но подобии того, что находится выше нас. О любви Божией мы судим по любви своей. Именно поэтому мы и говорим о любви, что и имеем сами. Также и все другие антропоморфизмы — они не только допустимы, а даже обязательны. Мы не можем сразу некоторым сверхдуховным актом постигнуть абсолютный дух. А вот по тому, что соответствует нам, по тем отблескам божественного света, который на нас, мы можем судить о самом свете. Например, нельзя смотреть непосредственно на Солнце, а только через фильтр. Я считаю, что антропоморфизмы необходимы, никто, кроме антирелигиозников, не воспринимает антропоморфизмы прямым образом. Когда речь идет о тех выражениях Свщ. Писания, которые не относятся к явлениям, они сразу понимаются как какие-то свойства. Например, когда речь идет о "руках Божиих" надо понимать это как "действия" Бога. Когда говорят об "очах", — это понимается как всеведение Божие. Человек как образ Божий является естественным основанием для антропоморфных суждений о Боге.
Почему о Боге говорится, что Он живет на небесах или во храме, тогда как Он вездесущ? "Бог везде, но на небесах есть особенное присутствие Его в вечной славе являемое блаженным духам" (Кат.)- Речь идет о том, что блаженные духи находятся в такой степени нравственного совершенства, что могут воспринять славу Божию. Если бы слава Божия явилась нам с вами сейчас, она бы нас испепелила, потому что мы мало что можем в себя вместить. При нравственном совершенствовании, когда человек становится ближе к Богу, тогда он может вместить в себя больше, и, в частности, слава Божия открывается для него все больше и больше, но, разумеется, не во всей полноте, а в той, в какой он может вместить. Эта задача бесконечного нравственного совершенствования остается и для блаженных духов.
"Во храмах есть особенное присутствие Его, благодатное и таинственное, благоговейно познаваемое и ощущаемое верующими, и являемое иногда в особенных знамениях" (Кат.). Господь наш Иисус Христос говорит: "Идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их" (Мф. 18, 20). Безусловно, что это так. Понятно, что это особенное благодатное присутствие Господа. С одной стороны, особенное присутствие Божие в храме мы ощущаем через благодатные Дары, которые мы получаем, через какую-то силу, которую мы воспринимаем от икон, от мощей, при нашей молитве, при предстоянии перед Богом. С другой стороны, в Евхаристии Сам Господь Бог Телом и Кровью Своею приходит к нам самим. Здесь совершенно особенное присутствие Божие.

Как понимать слова Символа Веры: "Верую во единаго Бога Отца?"

Это указание на таинство Пресвятыя Троицы. Перед этим мы говорили: Верую во единаго Бога. Но во единого Бога веруют не только христиане: во единого Бога веруют магометане, веруют иудеи. Здесь мы подходим к той тайне, которая дана нам в Откровении: это то, что отличает христианство от всякой другой религии. Это тайна Триединого Бога. Бог един по существу и троичен в Лицах.
В философской литературе много рассуждений о имеющемся здесь противоречии. Одно мы можем сказать: логике это не противоречит, потому что единство по одному признаку и множественность по другому никак друг другу не противоречат. Нас много личностей, но мы едины по существу, а существо наше — человек. Поэтому говорить о том, что здесь есть противоречие нельзя. Другое дело, что здесь
трудно понимаемая тайна, потому что мы можем смириться с тем, что мы едины по существу, но мы можем отличить друг друга по нашим лицам и по нашей природе. Но существо Божие не то, что мы — Оно едино всецело, другого нет. Поэтому понять, что это такое в бесконечности, очень трудно. Но христиане принимают это и веруют в это на основании Откровения Божиего.
Когда говорится о вере во единого Бога Отца, то говорится еще о вере в Первую ипостась Божию. Бог Отец — это Первое лицо Пресвятой Троицы, Бог Сын — Второе лицо Пресвятой Троицы, Бог Дух Святый — Третье лицо Пресвятой Троицы. Катихизис говорит об этом: "Сие должно понимать в отношении к таинству Святыя Троицы, потому что Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святый Дух, Троица единосущная и нераздельная".


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.