Духовно-нравственное воспитание школьников при изучении произведений Н.С.Лескова «Однодум», «Кадетский монастырь» — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Духовно-нравственное воспитание школьников при изучении произведений Н.С.Лескова «Однодум», «Кадетский монастырь»

2018-01-28 1027
Духовно-нравственное воспитание школьников при изучении произведений Н.С.Лескова «Однодум», «Кадетский монастырь» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Чтение и анализ рассказов «Однодум» и «Кадетский монастырь» познакомит учащихся с творчеством писателя, с его упорными поисками праведников в русской жизни.

Рассказ «Однодум» интересен тем, что это первое произведение, целенаправленно созданное Лесковым для цикла «Праведники».

В 1879 году в газете «Еженедельное новое время» рассказ был опубликован под общим заголовком: «Русские антики. Однодум. (Очерк)». Тексту рассказа предшествовало предисловие, в котором писатель поведал о своем несогласии с «большим русским писателем» (имелся в виду А.Ф. Писемский), утверждавшим, что «ни в чьей русской душе не видишь ничего, кроме дряни». Чтобы опровергнуть это мнение, Лесков задался целью найти на Руси таких людей, чья жизнь свидетельствовала бы об ином: он пошел «искать праведных, пошел с обетом не успокоиться, доколе не найду хотя то небольшое число трех праведных, без которых несть граду стояния». Результатом этого поиска и стала знаменитая лесковская галерея праведников.

Обращаем внимание учащихся на тот факт, что Лесков использовал данное высказывание в качестве эпиграфов к своим произведениям: «Однодум», «Кадетский монастырь». С Рыжовым, героем «Однодума», повествователь встретился «в самом начале поиска «трех праведных».

Издав сборник, Лесков не прекратил поиски «трех праведников». Цикл «Праведники» продолжал пополняться произведениями, создававшимися в продолжение двух десятилетий. Сын писателя, А.Н. Лесков, справедливо писал: «Так как бы оформлялось открытие галереи лесковских «праведников». Однако, в действительности наблюдение, запоминание и собирание их началось с детских, орловских, лет писателя.

Лесковский «Однодум» – плод «наблюдения, запоминания и собирания» писателя. Его прототипом был солигаличский квартальный, о котором вспоминал лексикограф Н.П. Макаров: «Во время моей первой отставки в 1834 и 1835 году я жил у моего дяди Мичурина, в его имении, полутора верстах от Солигалича, и хорошо знал чудака Рыжова, этого воплощения высокой честности и бескорыстия и героя рассказа г. Лескова». Возможно, не только легенда о Рыжове была источником вдохновения Лескова. А.Н. Лесков утверждал, что «источник жажды и рвения» писателя – «Выбранные места из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя.

Образ Рыжова в определенной степени можно рассматривать как художественную иллюстрацию к понятию «праведник».

«Праведники» – или праведные – название святых, пребывавших в мире не в отшельничестве или монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни. Примечательно, что Лесков не только показал праведную жизнь таких людей, но и запечатлел процесс творения легенды о них, вскрывая отношения к ним окружающих.

Для глубокого постижения основной сути и нравственного пафоса рассказа Н.С. Лескова «Однодум» необходимо предложить учащимся дать культуроведческий комментарий некоторых понятий православной культуры.

Культуроведческий комментарий представляет собой разъяснение непонятных культурных реалий и фактов на уровне языковых единиц. Специфика этого приема работы с культуроведческим материалом заключается в том, что культуроведческий комментарий предваряет чтение произведения, чтобы сохранить целостность его первичного восприятия.

Соловецкий монастырь – среди холодного северного моря на Соловецких островах с XV века обосновался знаменитый Соловецкий монастырь. Вторая половина XVI века – время его бурного расцвета. Один за другим строятся величественные храмы, создаются крупные хозяйственные сооружения. Дважды посещал Соловецкий монастырь император Петр I. В 1854 году монастырь успешно противостоял нападению английской эскадры. В отечественной истории Соловки известны и как место ссылки неугодных правительству лиц. Суровые условия содержания ссыльных составили мнение о монастыре как о жестокой тюрьме.

Библия – одна из основных религиозных книг, включает в себя книги Ветхого и Нового Заветов.

Алтарь – возвышенное место в храме, отделенное от средней его части невысокой резной решеткой или колонками, а также иконостасом.

Нуждается в комментировании и поведение губернатора в храме. Входить в церковь надлежит тихо и благоговейно, как в дом Божий, в таинственное жилище Царя Небесного. Войдя в храм, следует остановиться близ дверей и сотворить три поклона с молитвами: Боже милостив, буди мне, грешному! Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя; Создавый мя, Господи, прости мя! («Всенощное бдение. Литургия»)..

Основное внимание при разборе произведения сосредото­чим вокруг образа главного героя. Представляет интерес склонность героя к мудрствованию (любомудрие), философический склад ума как особенность, выделяющая его среди окружающих, подчеркивается постоянными прозвищами-именованиями Рыжова. Обращаемся к тексту: находим данные прозвища-именования Рыжова.

Главное и наиболее употребительное – «однодум». Выясняем вместе с учащимися происхождение данного прозвища - название книги, в которую Рыжов делал записи с многозначительной надписью «Однодум». В тексте встречаются и другие прозвища главного героя - это «библейский муж», «полицейский философ», «библейский социалист» (в данном тексте социализм – это учение, которое основано на равенстве, товариществе; все люди равны перед Богом, нужно любить друг друга, люди друг другу братья). Общая характеристика героя дана в начале рассказа: «…строгое и трезвое настроение его здоровой души, жившей в здоровом и сильном теле. Он был, как мать, умерен во всем и никогда не прибегал ни к чьей посторонней помощи». Если исходить из постулата, что образ Рыжова есть художественная иллюстрация к поня­тию «праведник», то предстоит выяснить, какими же особы­ ми качествами обладает герой? Важными вопросами будут сле­дующие: Каким убеждениям писателя отвечает образ правед­ника? Какими чертами наделяет автор героя-праведника? Почему Лесков многих своих героев изображает в конфликте со средой, жертвами окружающих условий? В чем проявля­ется самобытность писателя? Теоретико-литературные знания, пристальное рассмотрение жанрового своеобразия рассказа (а сам Лесков называет его очерком) помогут в этом. Исследователи находят сходство «Однодума» с произведе­ниями фольклора и древнерусской литературы, в частности, с таким жанрами, как легенда и житие, а также отмечают бли­зость публицистическому жанру — очерку. Последовательно рассмотрим эти позиции. Школьники знакомы с жанром жития («Житие Александ­ра Невского», «Житие Евфросиньи Полоцкой»), Учащийся со­общает, что схема жития следующая: рождение от благочес­тивых родителей; рано пробудившаяся набожность, аскетические­ или проповеднические подвиги; чудеса, творимые мо­ щами святого; похвальное слово. Жития сложились на основе сказаний о христианских мучениках за веру, они давали иде­альный образ, а не реальную фигуру святого. Учитель спра­шивает: «Какие признаки жития есть в рассказе?» Учащиеся, согласно схеме, отвечают: - Родился герой рассказа в бедном домишке, родители - люди незнатного происхождения, «мелкотравчатые», отец - «приказной», мать - гордая славянка с «силой в теле, с отва­гой в душе», на медные пятаки одна растила сына, привыкла к самоограничению, трудолюбивая, обладающая практической мудростью, способная любить «горячо и верно». - С детства Александр воспитал в себе силу, выносли­вость, «почти атлет», был трудолюбив, «умерен во всем», самостоятелен, в 14 лет «считал грехом есть материн хлеб», любил свой Солигалич, был «от мира не прочь и на мир не челобитчик», впечатлителен, философской «складки», «чу­дак», а самое главное — религиозен. - В 26 лет приобрел в Библии «большие и твердые позна­ния», «дабы устыдить крепчайших». В деятельности своей был тверд до могилы, «ни разу не споткнувшись», и все время устремлен к добру. Череда искушений и испытаний лишь ут­вердила силу духа Однодума. - Что касается «чудес», то жизненные принципы, «биб­лейские воззрения», которыми руководствовался Рыжов в жизни, вызывали недоумение и удивление горожан, а также дали ряд имен, среди которых солигаличский «антик», «поверженный от Библии» и др. Антик у Лескова – одно из любимых слов. Он употреблял его в значении редкий, необыч­ный, уникальный, соблюдающий традиции, обряды, ценящий старину. Рыжов таков. — «Похвальным словом» являются воспоминания автора- повествователя, рассказы старых людей об Однодуме, остав­шиеся в памяти потомков. Определим стилевые черты очерка. Учащиеся обращаются к «Литературоведческому словарю» [2. С. 263]. Исходим из того, что «очерк затрагивает не столько становление характера личности в ее конфликтах с устоявшейся общественной средой, сколько проблемы гражданственного и нравственного состояния среды и обладает большим познавательным разнообразием». Лесков подчеркивает, что Рыжов меньше всего желает вступать в конфликт с окружающими. Сам герой является про­ явлением «гражданского и нравственного состояния среды», проявлением того русского национального характера, того идеального человека в пределах неидеального общества, кото­рый олицетворяет альтруистическую любовь к людям. Учитель говорит: «Проследим, как почти с документаль­ной точностью описывает реальные события, людские судьбы Лесков. В беседе выясним: Какими принципами руководству­ется Рыжов в жизни и на службе? Каков его нравственный портрет?» – Не брал мзду, «выше всего ставит закон», «служит ве­рою и правдою», сидел «на своем месте», делал свое «малень­кое дело», т.е. честно служил, не угождая никому, не забо­тясь, что о нем подумают. – Какой высшей силе отдавал отчет? — Богу. – В чем видит высший долг Рыжов? — Жить по Священному писанию и по своей совести. — Какие черты христианина открывает в нем писатель? – Не был горд, не навязывал своей веры и взглядов, скро­мен (исполняя должность городничего, не меняет образ жизни и отношения к людям: не приобрел форменного платья, не садился на городничий стул, подписывался «за городничего»); не заискивал и не дрожал перед начальством, соблюдал «пра­вила» по отношению к богопочитанию, не лгал, не пророче­ствовал, а говорил по Библии. Лесков подчеркивает, что особенно Рыжов любил и цити­ровал Исаию. Исаия — пророк, который смело говорил правду царям. По преданию он претерпел мученическую кончину и был распилен деревянной пилой. Под его именем известна осо­бая книга, которая стоит в Библии во главе так называемых четырех великих пророчеств. Содержание ее составляют про­рочества о судьбе как еврейского, так и других народов. Про­рок так точно и наглядно изобразил события земной жизни Христа, что получил название пятого евангелиста, данный аспект рассказа несет познавательную информацию. Исследователи, литературоведы утверждают, что Рыжов - личность легендарная. Перед учащимися ставится задача: най­дите сходство «Однодума» с легендой. Легенда как жанр про­ изошла от жития святого, написанного для чтения в день его памяти. Легенда воспринимается как достоверное повествова­ние, фантастически осмысливающее события. В жанровом от­ношении легенда сближается со сказкой, но обращена к историческим­ или библейским временам.

Анализируя произведе­ние, приходим к выводу: сюжет рассказа не сказочный, но образ Рыжова — легендарный. Потому что на страницах своего философского журнала герой повествования выступает народ­ным заступником, пророчит божие наказание царям, ущем­ляющим бедных. Он обладает высшим обостренным чувством справедливости и душевным бесстрашием, христианской любовью­ и религиозностью, целиком устремлен к добру. И поэто­му образ рассказа кажется нереальным, фантастическим, бы­линным, сказочным, близким к традициям устного народного творчества.

Обращаем внимание учащихся на философские взгляды Рыжова, которые конкретизируются в записях в «Однодуме», в высказываниях самого героя.

Следует подвести учащихся к мысли, что Александр Афанасьевич выше всего ставил нравственный закон: «в поте лица твоего ешь хлеб твой».

Второе: за все его касающее ему «царь жалует, а мзду брать Бог запрещает»; «даров не приемлю».

Третье: «женитьба вещь добрая, она от Бога показана: если требуется – я женюсь».

Четвертое: «он честно служил всем и особенно не угождал никому; в мыслях же своих отчитывался Единому, в кого неизменно и крепко верил, именуя Его учредителем и хозяином сущего»; «он везде со мною, а кроме Его, никого не страшно».

Пятое: «Богу совсем нагишом предстану. Дело не в платье, а в рассудке и в совести, по платью встречают – по уму провожают».

Шестое: «ложь заповедью запрещена – я лгать не стану».

Поступки героя, совершаемые в «обычных условиях семейной и общественной жизни», его «образ жизни», являются основным подтверждением праведности героя.

Как объясняет сам Рыжов свои мировидение и поведение?

Основой образа жизни и мировоззрения Рыжова является вера: «Он везде со мною, а кроме Его никого не страшно».

Проникновение в Священное писание, богопознание и правдоискательство, приближение к идеалу Христа формируют в Рыжове тип душевного строя, присущего человеку, устремленному к Богу. Иначе – праведнику.

Образ Рыжова – художественное воплощение национального характера, в котором подчеркнута его основная черта – религиозность.

«Живой дух веры» помогает квартальному оставаться самим собой в любых ситуациях, при любых обстоятельствах. «Всякому то кажется странно, что самому не свойственно,» - заявляет герой.

Следует особо подчеркнуть, что весь образ жизни Рыжова, его мировоззрение определялось принадлежностью к христианству, Библия для него была основой жизни.

«Однодум» – типичный лесковский праведник. Праведники проживают «изо дня в день праведно долгую жизнь, не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего и не осудив пристрастного врага». Лесковские герои «жаждут» единодушия с отечеством, принимая сложившийся миропорядок как творение Бога, принимая, естественно, и государственное устроение, не подвергая сомнению авторитета власти. Именно поэтому лесковские праведники – патриоты, видящие смысл и основное содержание своей жизни в честном и результативном служении России.

При изучении рассказа Н.С. Лескова «Кадетский монастырь» особенно важно раскрыть историко-культурный контекст эпохи.

Название «Кадетский монастырь» Н. С. Лесков дал своему рассказу, чтобы показать, что порядки и устои данного учреждения схожи с монастыр­скими, где главным законом признается воспитание в каждом нравст­венности и духовности.

В повести Н.С.Лескова «Кадетский монастырь» показано описание жизни кадет Первого петербургского корпуса. Историческая основа повести прослеживается с первых строчек произведения:

«Воспоминания мои касаются Первого петербургского кадетского корпуса, и именно одной его поры, когда я там жил, учился и сразу въявь видел всех четырех праведников, о которых буду рассказывать.»

Сам Н.С.Лесков не учился в кадетском корпусе, но известно, что во время работы над повестью «Кадетский монастырь» он опирался на подлинные данные – воспоминания бывшего кадета Г.Т. Похитонова.

Развитие и становление рассказчика показано на контрасте с фигурами «четырех праведников», людей, отличавшихся особыми душевными качествами: директор М. П. Перский, эконом А. П. Бобров, врач М. С. Зеленский, "отец архимандрит".

Особое внимание в повести уделяется описанию главных героев и их педагогическому мировоззрению. В изображении всех «четырех праведников» мы можем проследить черты гуманистической педагогики, выражающийся в том, что на первое место выходит личность ученика, его потребности в получении качественного образования.

«Первым праведником» предстает директор, генерал-майор Перский. Даже его внешность является образцом для подражания.

«Михаил Степанович Перский был замечательная личность: он имел в

высшей степени представительную наружность и одевался щеголем. Не знаю, было ли это щегольство у него в натуре или он считал обязанностию

служить им для нас примером опрятности и военной аккуратности.»

М.П.Перский предстает перед своими воспитанниками гармоничной личностью, в которой было равновесие внешних и духовных сил.

Несмотря на то, что он был директором учебного заведения, он вел весьма аскетичный образ жизни:

«...ходил для него с судками за обедом, не куда-нибудь в избранный ресторан, а на общую кадетскую кухню … Перский кушал этот самый обед, платя за него эконому такую же точно скромную плату, как и все другие...».

Проявляя к своему существованию столь простые требования, М.П. Перский в работе отличался особым упорством, терпением и заботой ко всем своим воспитанникам.

«Вторым праведником», о котором идет речь, является эконом учебного заведения А.П. Бобров. Он не принимал непосредственного участия в образовательном процессе кадет, но его отеческое отношение ко всем воспитанникам еще раз доказывает, что он был большим гуманистом и приверженцем достойного отношения ко всем без исключения. Вот что о его любви к кадетам говорит нам автор:

«...только не так любил, как иные любят, - теоретически, в рассуждениях, что, мол, "это будущность России", или "наша надежда", или же еще что-нибудь подобное, вымышленное и пустяковое, за чем часто нет ничего, кроме эгоизма и бессердечия. А у нашего бригадира эта любовь была простая и настоящая, которую не нужно было нам изъяснять и растолковывать. Мы все знали, что он нас любит и о нас печется, и никто бы нас в этом не мог разубедить...».

На то, что А. П. Бобров является реальным историческими лицом, указывает тот факт, что находившийся тогда в числе кадет Кондратий Федорович

Рылеев посвятил ему оду.

«Третьим праведником» в произведении является врач учебного заведения:

«...теперь третий постоянный инок нашего монастыря - наш корпусный доктор Зеленский. Он тоже был холост, тоже был домосед. Этот даже превзошел двух первых тем, что жил в лазарете, в последней комнате».

Высокий профессионализм, полная отдача своему делу, стремление во всем добиваться от себя и от воспитанников только лучших результатов — вот основные качества доктора Зеленского.

Когда в учебном заведении сменился главный директор, то процесс обучения существенно изменился не в лучшую сторону. Из преподавания были убраны многие дисциплины, столь любимые воспитанниками. Запрещалось чтение многих книг, да и сама библиотека была упразднена в скором времени. В такой не простой обстановке доктор Зеленский находил возможность доставлять до воспитанников лучшие произведения того времени. Когда кадеты были больны, они находились в лазарете у врача, вход куда был строго запрещен посторонним лицам. В это время кадеты читали книги, практиковались в изучении иностранных языков:

«Четвертым» и последним «праведником» этого учебного заведения был «отец архимандрит». К сожалению, автор не называет нам его ни имени, ни фамилии, но это нисколько не затмевает того значения, которое он играл в жизни простых кадет. Описанию его внешности автор также отводит небольшое место, буквально пару предложений, на основе которых мы можем составить представление о нем:

«...он был сердового возраста, небольшого роста, сухощав и брюнет, энергический, живой, с звучным голосом и весьма приятными манерами, любил цветы и занимался для удовольствия астрономией..».

Его манера обучать детей состояла в постоянной беседе. Он умел говорить, и, что важнее, умел слушать.

«...но мы никогда не могли его вволю наслушаться, и он это видел: всякий день, когда нас выпускали в сад, он тоже приходил туда, чтобы с нами разговаривать. Все игры и смехи тотчас прекращались, и он ходил, окруженный целою толпою кадет, которые так теснились вокруг него со всех сторон, что ему очень трудно было подвигаться. Каждое слово его ловили. Право, мне это напоминает что-то древнее апостольское. Мы перед ним все были открыты; выбалтывали ему все наши горести...».

Итак, проанализировав образы всех «четырех» праведников, мы пришли к следующему выводу: выстроенная ими образовательная система основывается на принципах гуманистической педагогики. Всем четверым были чужды телесные наказания, безнравственное, халатное отношение к своим воспитанникам. Они проявляли лишь любовь, доброту и искреннюю заинтересованность в дальнейшей жизни своих воспитанников.

В «кадетском монастыре» царил «дух товарищества». Один из примеров: «передача», так часто применяе­мая в кадетском корпусе, то есть по всему фронту передавали указания поступать определенным образом. К «передаче» кадеты обращались, когда в корпусе были арестованные и оставленные на хлеб и воду. Ее беспрекословно исполняли не только старшие кадеты, но и самые маленькие.

Как характеризует кадетов их отношение к раненым солдатам после декабристского восстания?

В ходе беседы учащиеся приходят к выводу, что в каждом воспитаннике за­кладывались нравственные нормы, среди которых были честь, правда, взаимопо­мощь, помощь ближнему и всякому нуждающемуся, даже врагу.

Как воспитывали кадетов? Какие нравственные качества учителя-наставники старались прививать своим воспитанникам?

Учителя-наставники прививали своим воспитанникам не только азы военного ис­кусства, но старались в каждом ученике воспитать Личность, Человека, способного вести за собой солдат в тяжелых усло­виях военных действий, быть патриотами своей Родины. Именно поэтому из стен кадетских корпусов вышли талантливые военачальники, впоследствии просла­вившие Россию.

Обратимся к тексту и прочитаем один из последних абзацев произведения «Кадетский монастырь». Что хотел выразить Н. С. Лесков в данном отрывке?

«Невидимки с большими сердцами», самоотверженно отдавая себя служению людям, творят, по убеждению Лескова, подлинную историю своего отечества, хотя и стоят в стороне от главного исторического движения. Лесковские праведники не думают о личном спасении, они стремятся в самую гущу жизни, живут в народе и для народа, спешат туда, где есть страдания и бедствия. Таковыми являются праведники кадетского монастыря, поступки и деяния которых остались в памяти каждого кадета. Именно такие люди делали историю нашей страны, воспитывая талантливых людей, вершивших судьбу России.

Проблема, поднятая автором в рассказе «Кадетский монастырь» (назначение человека), актуальна и в наши дни. Через всю жизнь Н.С. Лесков пронес веру в высокое призвание Человека, умеющего любить, творить добро, испытывающего душевную потребность быть милосердным и справедливым. На это и должны быть нацелены уроки по изучению данного рассказа.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что нравственные вопросы, с которыми русская литература обращается к читателям, - не временные, не сиюминутные. Благодаря своей "вечности" вопросы эти имеют большое значение для нас и будут иметь для всех последующих поколений.

Лесков – писатель с необыкновенным разнообразием тема­тики произведений, богатейшей панорамой социальных типов человеческих характеров, нравов и традиций, пронизанных мыслью о судьбе России.

Обращение современных школьников к творчеству Лескова, по нашему мнению, необходимо, так как в подростковом возрасте особенно остро оказывается потребность в идеале. В сегодняшней социальной ситуации с мощным потоком негативной информации о мире и человеке юному читателю трудно устоять перед натиском культа силы, цинизма, равнодушия. Художественный опыт Лескова поможет молодым пристальнее вглядеться в человека, которого до сих пор принято называть "простым", увидеть в русской душе то, что позволило выстоять и "граду", и "целой земле" в самых жестоких испытаниях.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.