История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2018-01-28 | 749 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Современная школа, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствует их духовному и нравственному становлению, вносит определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе (рост преступности, алкоголизма, суицида, беспризорности и т. д.), и воспитанию такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру. Именно поэтому учитель-словесник может здесь быть полезным, так как наш предмет, как никакой другой, нацелен на решение “вечных” вопросов. Именно на уроках литературы мы должны вновь и вновь обращаться к проблеме духовности и нравственности.
В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России. В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда романтизм не в моде, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависит будущее страны. Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес. Литература в школьном изучении полифункциональна по своим целям и задачам, полифонична по содержанию: в ней звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных направлений. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики, а иногда даже стратегии и тактики боевых сражений. Но самое главное – проблема души и духа отдельного человека и целого народа.
|
Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса. Именно с духовно-нравственным образованием связывают сегодня возможность сохранения, как самой личности, так и всего общества. Проблемы духовно-нравственного воспитания рассматриваются в исследованиях таких педагогов, психологов, философов, как Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, В.П.Вахтеров, В.В.Зеньковский, А.Н.Острогорский, Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский и другие.
В трудах современных учёных Е.П.Белозерцева, В.А.Беляева, И.Ф.Гончарова, С.Ф.Иванова и других уделяется особое внимание изучению проблем духовно-нравственного воспитания как воспитания, формирующего внутренний мир личности.
Духовно-нравственное воспитание средствами литературы и родного языка рассматривается в трудах Д.С.Лихачёва, Ю.Г.Круглова, Т.В.Ефимовой, В.Ю.Троицкого. Значительный вклад в раскрытие проблемы духовно-нравственного воспитания средствами художественной культуры и художественной литературы внесли работы таких учёных, как: Г.И.Беленький, ВЛ. Коровина, Т.Ф. Курдюмова, Н.Я.Мещерякова и других.
Одной из составляющих повышения качества образования является духовное развитие личности. Задачу свою учителя литературы видят в том, чтобы, говоря о художественно-эстетической ценности и уникальности произведений русской классики, дать им и нравственное приложение, попытаться найти на уроках тот духовный ориентир, который, подобно спасательному жилету, удержит наших детей в бурных волнах житейского моря.
А.М. Горький писал: «Воспитательное значение художественной литературы огромно потому, что она действует одновременно и одинаково на мысль и чувство». Следовательно, если мы хотим добиться глубокого воздействия литературы на нравственный облик учеников. Мы должны заставить их на уроках радоваться, грустить размышлять и сорить – воспитывать чувства, оттачивать разум, выковывать свои убеждения [Перевозная, 1981: 209].
|
Как правило, любя литературу, воспринимая каждого писателя как дорогого для себя человека, современника, великого учителя, воспитателя, мы будем стремиться искать такие пути изучения, чтобы донести идеалы, красоту и неповторимость произведений до наших дней. Мы должны помнить о том, что от учителя-словесника, от его уроков зависит богатство внутреннего мира школьников.
Учитель должен постоянно стремиться к тому, чтобы каждый этап урока, каждый момент в изучении, углублял воспитательное воздействие произведения.
Уже самые первые слова учителя об изучаемом литературном произведении сказываются на дальнейшем отношении учащихся к нему (произведению). Вступительная беседа к изучению каждого произведения строится так, чтобы создать психологическую настроенность, необходимую для восприятия произведения. Переход к чтению произведения в таком случае будет логичным. Само выразительное чтение учителя – главный момент на уроке. От этого момента зависит и понимание смысла произведения, и отношение к нему, и сила воспитательного воздействия. Выразительным чтением учитель возбуждает у своих учеников эмоции, стремление размышлять, желание самому прочесть произведение, понять его смысл.
Каждый момент на уроке литературы может и должен быть воспитывающим. И этого можно добиться, если ученик сам поймет идейный смысл произведения, прочувствует его идею в процессе работы, «вживется» в него, а не получит все это в готовом виде от учителя. Произойдет это в том случае, если учащиеся будут рассматривать произведение в единстве всех его сторон, идейных и художественных, то есть будут изучать его как произведение искусства.
В результате этого глубинного изучения текста у ребят складывается определенное отношение к образам, накапливается материал для их характеристики, и на уроке ученики с помощью учителя делают обобщения, объясняют тот или иной поступок героя, свободно владея материалом, вступая в спор, делая сопоставления. Такой процесс изучения носит воспитательный характер, характеристика героев, определение художественных средств, особенности композиции, то есть изучение каждого компонента произведения, должны соотноситься с главной мыслью произведения. Постепенно постигая общественный, нравственный и художественный смысл произведения. Ученик будет испытывать на себе его воспитательное воздействие.
|
Большую роль в повышении воспитательного эффекта изучаемого произведения играет само построение урока, взаимосвязь его этапов. Переход от одного этапа к другому должен быть продуманным.
Художник, отражающий действительность в духе передового идеала. Тем самым утверждает не только эстетические, но и нравственные ценности. Через свое творчество художник активно утверждает нравственный идеал и вкус общества, содействует тому, чтобы они легли в основу системы нравственно-эстетической ориентации человека, были включены в структуру его сознания.
Творчество передовых художников расширяет возможности нравственно-эстетического прогресса общества, способствует развитию глубокого понимания нравственных ценностей жизни и утверждает положительные нравственные идеалы. Тем самым постоянно возрастает роль морального авторитета художника как творца произведений, помогающих перестраивать мир и самого себя по законам красоты. По законам нравственного совершенства.
Художественный образ или система художественных образов раскрывают жизненную, социальную ситуацию как проблему, которую предстоит решать вместе с художником читателю, слушателю.
Как правило, эта проблемная ситуация носит нравственный характер или имеет нравственный аспект. Среди этих ситуаций можно назвать борьбу добра и зла, коллизию между можно понятым долгом и совестью, ситуацию преступления и наказания, любовь и ненависть и т.д.
Такие ситуации имеют ярко выраженный нравственный характер. Автор, исходя из своего нравственного идеала, через систему художественных образов подводит читателя к оценке тех или иных явлений как прекрасных или безобразных, возвышенных или низменных, трагических или комических. При этом в сферу нравственных оценок в первую очередь опадают моральные качества героев произведений. Человек получает новую информацию нравственного характера на основе восприятия художественного произведения.
|
Урок литературы действительно становится уроком жизни, если учитель не просто идет за интересами учащихся, а, учитывая их, выдвигает серьезные идейно-нравственные проблемы, усложняя их от урока к уроку.
Учитель помогает ученику органично, естественно приблизиться к высокому нравственному миру литературы. Всей системой изучения произведения он способствует эффективности воздействия литературы на нравственный облик учащегося. Каждый урок по литературе является как бы логическим целым, тематически законченным. Но в то же время он – звено в общей системе работы над произведениям, воспитательная цель которого связана с перспективной целью. Уже первый этап в процессе обучения литературе – вводная беседа в курс – может содержать в себе материал большого нравственного воздействия. От этого вводного урока во многом будет зависеть отношение учащихся к предмету вообще. Первым уроком можно и заинтересовать, и вызвать любовь, и зажечь учащихся душевным пламенем. Помня утверждение В.Г. Белинского, что нравственность должна переходить в детей не как понятие, а как чувство, учитель в своей беседе использует яркие характеристики, интересные высказывания, выражая свое восхищение великими сеятелями «разумного, доброго, вечного», выразительной интонацией передавая гнев и радость, месть и печаль.
Главная задача учителя состоит в том, чтобы на уроках литературы учить ребят думать, сравнивать, обобщать. Анализируя произведение, они должны идти от частных наблюдений к общим выводам, к аргументированию выдвинутых положений, выражению своего отношения к героям и произведению. Этот сложный момент в изучении произведения является очень важным: углубляется знание его идейного содержания, особенно четко определяется то новое, что получили для своего идейно-нравственного обогащения учащиеся. При изучении новой темы важно возвращаться к постановке ранее выдвинутых целей, идейно-нравственных проблем. Это придает характер последовательности и систематичности воспитанию на уроке литературы.
Учащиеся постепенно постигают нравственные идеалы, размышляют, сопоставляют и все определеннее становятся их представления о содержании высокого идеала общества, что помогает в свою очередь, выполнению главной задачи – превращению норм морали в личные убеждения школьников.
Таким образом, серьезное решение воспитательных задач во многом зависит от того, насколько глубоко и полно раскрывается перед учащимися мировоззрение, идеалы писателя.
Путь изучения произведения – анализ в единстве формы и содержания как произведение искусства. Работая над текстом, учащиеся осваивают основные мысли произведения, систему образов, являясь как бы исследователями: отдельные мысли произведения, его компоненты они соотносят с общим, с главной идеей, к выводам, обобщениям приходят самостоятельно. И чем ярче целостное восприятие текста, тем глубже будут размышления учащихся, плодотворнее для личности каждого из них.
|
Многие произведения современных авторов, включенные программу по литературе, заставляют задуматься над жизнью, побуждают формировать характер, помогают ответить на вопросы: что в тебе хорошего, а что плохого? Может ли быть человек без единой отрицательной черты? Как это определить самому?
Работая над проблемой “Нравственное воспитание на уроках литературы”, я убедился, как по-разному воспринимают учащиеся произведение, поэтому нужно осторожно относиться к их суждениям, стремиться к тому, чтобы личность писателя, его моральный облик, образы, созданные его творческой натурой, стали для ребят близкими и понятными. Ведь каждый человек, кто раньше, а кто позже, задумывается — каким человеком быть? Какие нравственные ценности взять с собой из стен школы? Мы же, учителя, стараемся помочь им своими уроками литературы как можно раньше осознать себя личностью, сделать свой нравственный выбор. Каждому учителю-словеснику всегда надо помнить, что литература — это искусство слова, и следует видеть в классике средство воспитания души, гуманизма, духовности, общечеловеческой нравственности, сделать книгу средством познания себя и окружающих людей, максимально приблизить ее к современности, к миру ребенка и тем самым дать толчок к самостоятельности.
Цель и смысл жизни открываются лишь человеку, одухотворенному Высшим Началом, человеку, устремленному в вечность. Эта истина давно возвещена нам, но мы затыкаем уши, не желая слышать о ней еще раз. В том-то и смысл пророческого служения нашей литературы: напоминать нам постоянно, “что есть истина”, помогать нам в ее постижении, в этом нелегком духовном делании, используя исторический и духовный опыт, накопленный нашими предшественниками; пробудить наше сознание к решению “вечных” проблем, предостеречь от неправильных путей.
Привить вкус к чтению лучших произведений классической литературы – это значит и уберечь ребенка от многих и многих падений на его жизненном пути.
Хочется надеяться, что, попав в сложную жизненную ситуацию, ребята уже будут иметь некоторый духовный опыт, пусть даже и приобретенный на литературном материале. Только в процессе взаимодействия, сотрудничества и сотворчества преподавателя и учащихся возможно истинное погружение и постижение духовно-нравственного потенциала русской классики – поистине “неупиваемой чаши” нашей духовности.
II.Духовно-нравственное образование на основе изучения творчества Н.С.Лескова
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!