Значение историографических исследований в развитии методики преподавания литературы как науки — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Значение историографических исследований в развитии методики преподавания литературы как науки

2018-01-28 408
Значение историографических исследований в развитии методики преподавания литературы как науки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Характерными чертами современного этапа обобщения исторических знаний является медленный, но неуклонный рост числа историографических работ. На наш взгляд, классическая историография переживает в настоящее время своё возрождение. По крайней мере, уже предприняты первые шаги в этом направлении. Также в последние годы в исторической науке наблюдается устойчивый интерес к теоретико-методологическим проблемам. Современная методика преподавания литературы опирается на ценнейший опыт педагогов-словесников прошлого, стремится учитывать уроки этого опыта и развивать лучшие традиции отечественной школы. История методической мысли неразрывно связана с развитием русского общества и русской литературы, с именами известных деятелей науки и культуры, литераторов и педагогов, которые занимались в том числе и историографическими исследованиями. Безусловно, значение историографических исследований в развитии методики преподавания литературы как науки является огромным, и переоценить его невозможно.

Если мы обратимся к определению понятия «историография», то найдем множество толкований этого термина в различных источниках.

В большинстве современных источников понятие историографии толкуется в двух аспектах: в узком как «совокупность исследований в области истории, посвященных теме или исторической эпохе» и в более широком – как «специальная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки» [3, с. 550]. Именно такие аспекты определения историографии мы находим в Большой Советской энциклопедии, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова, в энциклопедии «История отечества», в «Словаре исторических терминов» А. Крюковских, в труде С. Бобровой «История России с древнейших времен до 1917 года: глоссарий», в «Кратком терминологическом словаре по курсу «Отечественная история» А. Акифьевой, в «Отечественной истории в терминах и понятиях» под редакцией М.В.Зотовой.

Для нас большой интерес представляет определение понятия «литературоведческая историография». Литературоведческая историография – это наука о путях развития литературы и литературоведения. Например, ученый, занимающийся темой «маленького человека» в литературе XIX века должен выяснить, какие писатели разрабатывали ее, в каком направлении и как меняется этот сквозной образ в истории литературы. С другой стороны, исследователь обязан установить: кто ввел этот термин в обиход, кем была поставлена научная проблема в литературоведении, где и когда она обсуждалась, какое разъяснение получила у различных исследователей. На эти и другие вопросы дает ответ историография [1].

Не следует путать историографию с историей литературы. Историография представляет историю исследовательской мысли, посвященной литературе, но не историю литературного творчества. Литературовед – историограф в меньшей мере изучает мир писателей и их произведения, в поле его зрения находятся труды ученых – литературоведов (статьи, книги, учебники). Когда надо знать, что в литературе наличествует наиболее весомого, значительного и авторитетного по данной проблеме, тогда обращаются к литературоведческой историографии, к трудам классиков – литературоведов, к описанию их работ [1].

Николаев А.И. в «Основах литературоведения» отмечает, что «по неопытности историографию порой путают с историей литературы, хотя это совершенно разные дисциплины. Историография описывает не историю литературы, а историю изучения литературы (если мы говорим о литературоведческой историографии). В частных исследованиях историографическую часть иногда называют «история вопроса». Кроме того, историография занимается историей создания и публикаций того или иного текста. Серьезные историографические работы позволяют увидеть логику развития научной мысли, не говоря уже о том, что экономят время и силы исследователя» [2, с. 13].

Сегодня мы пришли к пониманию того, что историография как история исторической (методической) науки является частью интеллектуальной истории, которая демонстрирует в ретроспективе сложный, противоречивый, часто прерываемый процесс познания национальной истории (и национальной школы). Важнейшими задачами историографии как научно-образовательной дисциплины являются:

1. Усвоение закономерностей развития исторической (методической) науки через изучение творчества ее конкретных служителей (ученых-методистов, педагогов-словесников, учительского опыта и пр.);

2. Обучение принципам историографического анализа и умение ориентироваться в различных направлениях исторической мысли;

3. Формирование бережного отношения к традиции, личности ученого - историка (ученого-методиста), принципов научной этики;

4. При этом обращении к опыту прошлого, с одной стороны, предостерегает от открытия велосипеда и сохраняет традицию историописания, с другой – помогает аккумулировать новые, зарождающиеся идеи для построения новой картины мира, ибо социокультурная традиция одновременно выполняет несколько функций: сохраняет, транслирует старое знание и формирует новое [2, с. 14-17].

Мы обратились к различным источникам, к таким авторам, которые пытаются осмысливать это понятие: А.Г.Быкова, В.Г. Рыженко, Э.А.Шеуджен, А.И.Николаев. Нами были выявлены следующие общие и отличительные признаки понятия.

Существует большое количество определений понятия «историография». Проанализировав большое количество трактовок этого термина, мы выделяем два основных его определения:

1) Историография – это дисциплина, изучающая историю исторической науки, применение научного метода и т.д. (в целом).

2) Совокупность исследований, посвященных определенной теме или исторической эпохе (в узком смысле). Стоит также отметить тесную связь понятия «историография» с такими терминами как история, библиография и источниковедение.

Осмысление понятия историографии важно для понимания или определения этого понятия для методической науки. Методическая историография - это наука о путях развития методической мысли, теории методики и школьной практики на разных этапах развития общества. Кроме того, осмысление понятия историографии тесным образом связано с различными историографическими исследованиями. Значение этих историографических исследований в развитии методики преподавания литературы как науки необычайно велико. И здесь, конечно, обязательно стоит упомянуть Якова Ароновича Ротковича, которого по праву можно назвать создателем отечественной историографии методики преподавания литературы.

История методики – главное направление научно-исследовательской деятельности известного учёного-методиста. Отметим, прежде всего, широту взгляда Я.А.Ротковича на исследуемую им отрасль теоретического знания и практической деятельности. Изучение истории преподавания литературы, – утверждает он, – «дополняет новыми штрихами величественную картину развития национальной русской культуры. Вместе с тем материалы истории методики представляют существенный интерес для смежных дисциплин –педагогики, литературоведения и истории» [4, с. 5]. Несомненно, историографические исследования Я.А. Ротковича имеют большое современное значение для развития методики преподавания литературы как науки.

Нельзя пренебрегать опытом прошлого. Как правило, именно этот опыт формировался вопреки различным реакционным установкам и в борьбе с ними, он протекал чаще всего под руководством лучших педагогов-словесников, методистов и способствовал воспитанию всесторонне и литературно развитой личности. Историографические исследования важны для развития методики преподавания литературы как науки. На наш взгляд, историографические исследования позволяют выявить неразработанные, ещё не затронутые проблемы и их аспекты, выявить в методическом наследии прошлого важные идеи для качественного изменения как развития науки (или изменения вектора ее развития), так и преподавания литературы; выявления незаслуженно забытых имен, методик, учесть положительный опыт прошлого в новых социо-культурных условиях и пр. Историографические исследования позволяют не только получить объективное и целостное представление о развитии методики преподавания литературы, но и изменить картину общего движения методики, диапазон ее как науки, четко сформулировать цели и задачи современной методики преподавания литературы в школе, определяющей содержание литературного образования, разработать адекватные предмету технологии обучения, ориентированные и на традиции отечественной школы, и на социальные потребности уже нынешнего времени.

Вспомним знаменитые слова В.И. Вернадского: «Прошлое научной мысли рисуется нам каждый раз в совершенно иной и все новой перспективе. Каждое научное поколение открывает в прошлом новые черты». Возможно, стоит «воскресить» некоторые интересные и поучительные страницы методического прошлого.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Литературный глоссарий [Электронный ресурс] //bukinistu.ru

2. Николаев, А.И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей / А.И. Николаев. И., 2011.

3. Прохоров, А.М. Большая Советская энциклопедия / А.М. Прохоров. М., 1972.

4. Роткович, Я.А. Очерки по истории преподавания литературы в русской школе / Я.А. Роткович. М., 1953.

 

Н.М.Саввина (Сланцы)


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.