Специфика избирательной системы современной Франции — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Специфика избирательной системы современной Франции

2018-01-14 504
Специфика избирательной системы современной Франции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Активное и пассивное избирательное право

 

Активным избирательным правом наделены все граждане Франции в возрасте от 18 лет. Распространен ценз оседлости (не менее 6 месяцев), а также ценз дееспособности. Не могут голосовать недееспособные, к которым отнесены и лица, осужденные за преступления (происходит пожизненное лишение избирательного права) и серьезные проступки, их перечень содержится в Избирательном кодексе. На местном уровне могут голосовать граждане государств – членов Европейского союза.

 

Во Франции происходит переход от «пассивной» к «активной» системе регистрации избирателей. С 2006 года все избиратели обязаны зарегистрироваться для участия в выборах, однако законодательство не предусматривает каких-либо санкций за нарушение данного положения (с 1999 года граждане, достигшие 18 лет, вносятся в списки автоматически). Реестры избирателей имеются только на местном уровне; обновляются ежегодно. В стране проживают 63 400 000 человек, из них зарегистрировано в качестве избирателей около 44 500 000, в том числе 1,6 млн – за рубежом.

 

Для участия в выборах различного уровня установлены возрастные цензы. Для коммунальных советов ценз составляет 18 лет, для генеральных советов департамента – 21 год, для Национального собрания и Президента Франции – 23 года и для Сената – 35 лет. Не могут быть избраны недееспособные и неизбираемые лица, то есть лица, находящиеся под опекой, лишенные права голоса по суду, а также уклоняющиеся от призыва в армию.

 

Законодательно разрешено совмещение мандатов (например, депутата Национального собрания и мэра города), при этом также установлен перечень мандатов, совмещать которые запрещено (например, региональный советник и член Совета Парижа).

 

Для того чтобы стать кандидатом на президентских выборах, необходимо представить декларацию о собственности и получить в поддержку выдвижения подписи не менее 500 выборных должностных лиц (всего таких должностей около 47 000, однако ввиду возможности совмещения мандатов поддержать выдвижение кандидата на президентских выборах реально могут около 43 000 лиц). Подписавшие должны представлять не менее чем 30 различных административно-территориальных единиц (не более 1/10 подписей в каждой из них). Списки поддержавших того или иного кандидата официально публикуются. На сбор подписей отводится три недели со дня объявления выборов. Одно и то же лицо не может избираться Президентом Франции более двух сроков подряд. На выборах Президента Франции каждый кандидат должен внести относительно небольшой избирательный залог, который возвращается в случае, если кандидат набрал более 5 процентов голосов.

 

Выборы

 

На общенациональном уровне выбирают Президента Французской Республики, депутатов Национального собрания и Сената.

 

Выборы Президента Республики проходят по мажоритарной системе. Если никто из кандидатов не получил абсолютного большинства голосов в первом туре, то проводится второй тур голосования, куда проходят два кандидата, набравших максимальное количество голосов. Срок полномочий президента составляет 5 лет.

 

Выборы в Национальное собрание проходят по одномандатным мажоритарным округам. Всего таких округов 577, из них 555 округов относится к метрополии, а 22 – к заморским территориям. Каждый кандидат на выборах выдвигается вместе с заместителем, который занимает место депутата Национального собрания в случае, если избранный кандидат в силу каких-либо причин (занятия министерского кресла или получения мандата, несовместимого с мандатом депутата Национального собрания, смерти или иных причин) оставляет свой пост. Для победы в первом туре необходимо получить более половины голосов избирателей. Если никто из кандидатов не получил необходимого количества голосов, то во второй тур проходят все кандидаты, получившие более 12,5 процента голосов, либо, если таких кандидатов меньше двух, два претендента, получившие в первом туре максимальное количество голосов. Срок полномочий депутата Национального собрания составляет 5 лет.

 

321 сенатор (с 2010 года – 346) избирается путем косвенных выборов на 6 лет (ранее – до 2003 года – на 9 лет); с 2003 года Сенат раз в три года обновляется на?. При избрании выборщиками сенаторов применяется как мажоритарная избирательная система в два тура (в департаментах, представляемых одним или двумя сенаторами), так и пропорциональная избирательная система (в департаментах, представляемых тремя и более сенаторами). Для избрания выборщиков применяется система относительного большинства (делегатов муниципальных, региональных и местных советов; наряду с ними в состав выборщиков входят также избранные в данном департаменте депутаты Национального собрания).

 

На местном уровне на основании схожих принципов избирают генеральные советы (на уровне департамента). Муниципальные советники от коммун с населением менее 3500 жителей избираются по мажоритарной системе, а муниципальные советники от коммун с населением более 3500 человек – по пропорциональной. Мэры избираются муниципальными советами. Также в стране проводятся так называемые профессиональные выборы, то есть разного рода социальные выборы, выборы в органы взаимопомощи и т.д.

 

Избирательные комиссии

 

Единой централизованной системы постоянно действующих органов не существует. На федеральном уровне в организации выборов участвуют Конституционный совет, осуществляющий общее наблюдение за выборами. В его состав входит девять человек, а также бывшие президенты Франции. Три члена Конституционного совета, включая председателя, назначает Президент Франции, по три члена назначаются президентами Сената и Национальным собранием. Срок полномочий Совета – девять лет, а каждые три года происходит ротация 1/3 членов.

 

Также организация выборов на национальном уровне находится в ведении МВД Франции. МВД Франции обеспечивает организационное, правовое регулирование выборов, сбор результатов выборов (УИК – мэрия – префект) и их представление СМИ и общественности. Департамент по заморским территориям МВД Франции обслуживает 1,6 млн зарубежных избирателей.

 

Ряд комиссий, таких как Комиссия по контролю за голосованием, Комиссия по предвыборной агитации, Национальная счетная комиссия, Высший совет по электронным средствам массовой информации, осуществляют контроль на общенациональном уровне за ходом выборов по профильным направлениям своей деятельности.

 

На более низких уровнях в организации выборов участвуют магистраты, фиксирующие нарушения избирательного права, и представители исполнительной власти на местах – мэры и мэрии.

 

Низовой структурой, организующей выборы, являются участковые избирательные комиссии (УИК). УИК образуются из должностных лиц коммуны и назначаемых ими лиц. В УИК назначается от 4 до 12 членов. Предусматривается один избирательный участок на 1000 избирателей. Подсчет голосов осуществляется специально отобранными избирателями данного избирательного округа под руководством УИК, которая затем объявляет результаты голосования.

 

Голосование проходит с 8.00 до 18.00 часов (10 часов); многие крупные коммуны могли (по согласованию) голосовать до 20.00 (12 часов). Законодательство разрешает только один избирательный ящик на участке. Применение электронных средств голосования было разрешено еще в 1969 году, однако впервые они использовалось на региональных и местных выборах в 2004 году.

 

Финансирование и предвыборная агитация

 

Проведение предвыборной агитации регулируется главой 5 Избирательного кодекса, включает запрет использования в агитационных целях коммерческой рекламы, провозглашает принцип равенства кандидатов, запрет на проведение агитации за сутки до голосования, оглашения предварительных итогов до закрытия избирательных участков на территории метрополии.

 

За информационную поддержку предвыборной агитации на телевидении отвечает Высший совет по электронным СМИ. Для контроля за равным доступом к СМИ в период президентских выборов создана специальная комиссия в составе 5 членов. Перед распространением все агитационные материалы кандидаты представляют в указанную комиссию. Имеется 105 аналогичных комиссий на местах. Также в процессе контроля над предвыборной агитацией участвуют Наблюдательный совет по телерадиовещанию и Специальная комиссия по контролю за проведением опросов общественного мнения и их обнародованием в СМИ. К нарушителям применяются такие меры воздействия, как предупреждение и штраф (в случае наличия двух предупреждений).

 

1 декабря 2006 года Советом были приняты разъяснения, в соответствии с которыми информационная избирательная кампания разделена на три, а не на две фазы: первая фаза – с момента выдвижения кандидатов до дня их регистрации; вторая фаза – до начала агитационной кампании в СМИ; третья фаза – агитация в СМИ.

 

Государство оплачивает бесплатное эфирное время и печатную площадь, изготавливает информационные плакаты; печатные агитационные материалы могут размещаться только в специальных местах, определенных муниципалитетами. Кандидаты вправе проводить собрания и использовать другие формы публичной общественной связи с избирателями.

 

Финансирование политических партий со стороны юридических лиц запрещено, что компенсируется системой государственных дотаций: кандидату, набравшему не менее пяти процентов голосов, возвращается до 50 процентов; кандидаты вправе получать пожертвования от физических лиц (4600 евро) и от политических партий (7500 евро). Для получения компенсации кандидат представляет отчет за предшествующий выборам год. Согласно законодательству политические партии, не набравшие 5 процентов голосов избирателей, должны оплатить (возместить) из своих средств избирательную кампанию для своих кандидатов.

 

Наблюдение

 

Каждый кандидат может назначить члена УИК, а также своих представителей для наблюдения за ходом голосования в одной или нескольких УИК. Избиратели вправе наблюдать за ходом голосования (хотя законодательство об этом прямо не говорит).

 

При проведении выборов применяются международные электоральные обязательства, однако законодательством не предусмотрено приглашение международных наблюдателей.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.