Специфика географического положения Франции и его роль в политическом, культурном и хозяйственном развитии страны. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Специфика географического положения Франции и его роль в политическом, культурном и хозяйственном развитии страны.

2018-01-14 851
Специфика географического положения Франции и его роль в политическом, культурном и хозяйственном развитии страны. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Население Франции. Эволюция и современное состояние демографических ресурсов Франции. Этнический состав населения Франции. Проблемы молодёжи, семьи, женского движения.

 

Современное французское население в значительной степени является коренным и представляет собой сплав многих людей кельтского, германского, латинского и славянского происхождения. Вопреки тому, что происходило во многих других странах, иммигранты смешались так хорошо в существующее французское общество, что сегодня довольно трудно определить этническое происхождение большинства французских граждан. Более этнически заметные – это иммигранты 20-го столетия, включая предполагаемых 4 миллиона иностранцев, большей частью португальцев, испанцев и итальянцев, и многих французских жителей, большинство из которых арабы, которые приехали во Францию в 1960-х годах из бывших французских колоний в Алжире и Южной Африки. В 1990 году приблизительно 2,5 миллиона северных африканцев жили во Франции.

 

Официальный язык – французский, на котором говорит большая часть населения. Французский язык понимают, и на нем говорит практически все население, хотя другие языки и диалекты сохраняются наряду с французским в периферийных областях. Французским языком пользуется население многих государств Африки, Гаити, Французской Гвианы. Письменность на основе латинского алфавита. Около 80% населения формально принадлежит Римско-католической церкви, однако мало кто регулярно участвуют в церковной жизни. Менее 2% населения составляют протестанты, около 1% - евреи; мусульман, которые недавно переехали во Францию из бывших североафриканских колоний, около 4%.

 

После Второй мировой войны численность жителей Франции стала значительно увеличиваться. За 1946-1975 годы население страны выросло на 13 млн. человек, т.е. на 1/3. Это произошло не только за счет естественного прироста, но и миграции иностранных рабочих и возвращения французов из колоний, получивших независимость. Однако современная демографическая ситуация во Франции вновь тревожна: если в начале 60-х годов на 1000 жителей ежегодно регистрировалось 18 рождений, то в последние годы это число сократилось до 13-14. Объясняется это нарастанием кризисных явлений в стране, ростом безработицы и цен, тяжелым экономическим положением значительной части населения, обострением социальных контрастов.

 

Во Франции мужчины обычно связывают себя супружескими узами к 26 годам, а женщины – к 23. Статистика показывает, что прочность браков слабеет. Быстро увеличивается число разводов. Однако во Франции супруги разводятся все же реже, чем в Великобритании и Германии.

 

По уровню смертности (10-11 человек на 1000 за год) Франция мало чем отличается от других стран Европы. Средняя продолжительность жизни у мужчин – 75 лет, а женщин – 82. В стране мужчин на 1,1 млн. меньше, чем женщин. Во Франции чуть ли не самая низкая детская смертность на земном шаре.

 

Естественный прирост населения во Франции невелик: 3-4 человек на 1000 жителей в год, а в экономически отсталых районах Центрального массива и юго-запада страны, откуда уходит молодежь и где большую часть населения составляют пожилые люди, смертность даже преобладает над рождаемостью.

 

Подавляющая часть населения – французы. Несколько небольших этнических меньшинств возникли исторически в пограничных районах, многие из которых прежде относились к другим странам. Сейчас меньшинства не превышают 6,5% жителей страны. Самое крупное – эльзасцы, а также бретонцы, фламандцы, корсиканцы, баски и каталонцы. Их культурные особенности, традиции, языки рассматриваются во Франции как важные элементы общего культурного наследия и бережно сохраняются.

 

Партии

 

Наиболее активное влияние на политическую жизнь оказывают политические партии.

 

Во Франции действует несколько десятков политических партий (на выборах в Парламент участвует обычно более 40, включая партии Корсики и заморских регионов). Они постоянно изменяются: сливаются, разделяются, меняют политическую линию и названия. Наиболее крупными из них являются: на левом фланге – Французская социалистическая партия (около 900 тыс. членов), являющаяся одним из главных отрядов Социалистического интернационала, и Французская коммунистическая партия (около 400 тыс. членов), которая в настоящее время во многом пересмотрела прежние догмы. Ближе к правому центру находится Объединение в поддержку республики, основанное в 1958 г. сторонниками генерала де Голля (около 900 тыс. членов), отстаивающее самостоятельность Франции на международной арене, а во внутренней политике – «ассоциацию труда и капитала».

 

На правом фланге находится республиканская партия (около 160 тыс. членов). Крайне правые позиции занимает Национальный фронт (25 тыс. членов), выступающий с расистских позиций, в частности за изгнание из страны иммигрантов из бывших колоний.

 

На выборах партии обычно выступают в блоках, дробное деление на партии все чаще заменяется делением на левых и правых. С 1997 г. действует левое правительство блока социалистов и коммунистов (3 коммуниста из 32 членов правительства).

 

Основы статуса партий в конституционном праве Франции впервые определены Конституцией 1958 г. Она устанавливает:

принципы создания и деятельности партий (создаются и действуют свободно);

направление деятельности партий (содействуют выражению мнения народа путем голосования);

ограничения, связанные с их структурой и деятельностью (должны уважать принципы национального суверенитета и демократии – это означает, что внутренняя структура партии, ее деятельность должны соответствовать демократическим принципам).

 

Все эти положения содержатся в одной довольно краткой статье Конституции.

 

Специального закона о политических партиях во Франции нет; их создание и деятельность регулируются законами об ассоциациях 1901 г. и 1971 г. Партии, как и другие ассоциации, создаются без какого-либо разрешения, путем подачи декларации (заявления) в органы министерства внутренних дел. Для получения прав юридического лица они должны быть зарегистрированы в этих же органах.

 

Законы, принятые в 1990-х гг., регулируют финансирование политических партий со стороны граждан и государства. Для частных лиц установлен определенный предел финансовых пожертвований партиям.

 

Государство поддерживает политические партии по двум основаниям:

поддерживает партии и политические группировки, выдвигающие не менее 75 кандидатов в нижнюю палату парламента;

осуществляет финансирование партий и политических группировок в зависимости от численности их фракций в парламенте.

 

Партии должны ежегодно публиковать свои финансовые отчеты, в противном случае они лишаются государственной поддержки. Контроль осуществляет Национальная комиссия за контролем счетов по избирательным кампаниям и выборам.

Левые партии во Франции.

 

В политике левыми традиционно называются многие направления и идеологии, целью которых являются (в частности) социальное равноправие и улучшение жизненных условий для наименее привилегированных слоёв общества. К ним относят социализм, социал-демократию, коммунизм, социальный либерализм и анархизм. Противоположностью являются правые.

 

Левые в классическом своём значении стремятся к установлению равных условий для всех людей, независимо от национальной, этнической, половой и прочей принадлежности — согласно идеалам Великой Французской революции «Свобода, равенство, братство» (liberté, égalité, fraternité).

 

Во Франции существуют четыре основные левые партии: Социалистическая партия/Le Parti socialiste (PS), Партия левых радикалов/Le Parti radical de gauche (PRG), Республиканское и гражданское движение (MRC), Коммунистическая партия/Parti communiste français (PCF), Зеленые/Europe Écologie - Les Verts (EELV).

 

Социалистическая партия - одна из наиболее значительных политических партий Франции. Основана в своём нынешнем виде в 1969 г., на базе существовавшей с 1905 года социалистической партии, официально называвшейся Французской секцией Рабочего интернационала. Французская секция Второго Интернационала прекратила свое существование в ходе внутриполитического кризиса 1968 года. По идеологии близка социал-демократическим принципам. В 1981 г. под руководством Франсуа Миттерана добилась победы как на президентских выборах, так и на выборах в Национальную ассамблею. В 1993 году пережила внутрипартийный кризис, вызванный коррупционными скандалами. Последнего крупного успеха добивалась на парламентских выборах 1997. В 2002 году потерпела поражение как на президентских, так и парламентских выборах, то же произошло и на выборах 2007 года.

 

Вторая партия по количеству членов партия (233000) после Союза за народное движение. Молодёжной организацией Социалистической партии является Движение молодых социалистов.

 

Социалистическая партия Франции занимает доминирующие позиции среди левых партий Франции. Ключевыми особенностями партиями являются:

следование традиционным установкам левых

не играет большую роль среди профсоюзов

Французская коммунистическая партия — коммунистическая партия во Франции. Возникла в 1920 году, на 2006 год — формально третья по численности политическая партия во Франции.

Входила в Коммунистический интернационал, ныне состоит в коалиции Европейские левые. Политическая ориентация: независимая внешняя политика, поддержка национальных меньшинств, активная социальная политика, стимулирование развития регионов, демократизация управления в Евросоюзе.

 

Партия была основана в 1920 году членами левого крыла СФИО (Французская секция Рабочего интернационала), поддержавшими Октябрьскую революцию 1917 года и стоявшими в период Первой мировой войны на интернационалистических позициях. Днём рождения ФКП считается 29 декабря 1920, когда в городе Туре собрался XVIII съезд СФИО, на котором большинство делегатов во главе с Марселем Кашеном и П. Вайян-Кутюрье проголосовали за вхождение в Коминтерн. Выделившееся большинство стало называться Коммунистической партией Франции. Печатным органом французской компартии стала газета «Юманите», бывшая до этого газетой СФИО. 13 из 72 депутатов СФИО признали решения Турского съезда и создали коммунистическую фракцию в парламенте.

 

90-ые годы сопровождались политическими изменениями в партийной идеологии: от еврокоммунизма к новому коммунизму рабочего движения Франции. Фактически партия стала вынуждена лавировать на политической арене, отказываясь в том числе от своих установок (например, сохранение франка как национальной валюты, борьба с предпринимателями, несправедливо действующими в отношении работников). Апофеозом трансформации партии стала деятельность на посту Генерального Секретаря Робера Ю, связанная с отказом от политического прошлого партии и с принятием в партию различных общественных движений во Франции: феминистских, экологических, антирасистских, сексуальных меньшинств. С данными явлениями был связан переход ряда членов партии в ряды социалистов и падение уровня электората. Ряд исследователей считает, что кризис коммунистической партии, как и социалистической, является следствием кадрового кризиса. Однако на съезде партии в 2003 году вновь был одобрен курс «нового коммунизма» с поддержкой левых сил и активной оппозиционной деятельностью по отношению к проводимым правительством реформам. Началось возрождение партии, вызванное:

социальной борьбой в обществе

единым выступлением всех партийных сил против принятия Европейской Конституции

Однако в целом политическая роль партии за последнее время уменьшилась

 

Вопрос 20

Французскую социально-экономическую модель принято называть дирижистской, или этатистской (от французского “Etat” – государство). Основополагающим признаком данной модели является интенсивное государственное вмешательство в экономику. Государство одновременно выступает как крупный предприниматель, осуществляет административное регулирование экономики и финансирует всеохватывающую систему социального обеспечения.

После национализации 1945 – 47 гг. в состав государственного сектора вошли предприятия не только инфраструктуры, но также ключевых отраслей экономики. Государству принадлежало 100% предприятий угольной и нефтегазовой промышленности, а также электроэнергетики, 40 – 80% предприятий черной металлургии, автомобилестроения и авиационной промышленности и 20 – 40% предприятий химической промышленности и бытовой электроники. Государство владело 96% кредитно-финансовых учреждений, на долю которых приходилось около 90% депозитов и 85% распределенных кредитов. Государство выступало в роли инвестора, осуществляя бюджетное финансирование национализированных предприятий. Государство поддерживало “национальных чемпионов”, предоставляя субсидии и льготы за слияния и поглощения. В автомобильной промышленности это Renault, а также Pegeot и Sitroën, которые в 1974 г. объединились в единую группу во главе с холдингом Pegeot-Sitroën Anonyme. В электротехнической промышленности “чемпионами” являются Alcatel-Alstom, Thomson и Bull. Государственной поддержкой также пользовались такие крупные проекты, как масштабная ядерно-энергетическая программа и проект ракеты “Ариан”.

Административное регулирование экономики осуществлялось с помощью пятилетних индикативных планов, в которых централизованным образом определялись объемы и структура инвестиционных потоков. Например, первый план (1947 – 1952 гг.) выдвигал приоритет развития базовых отраслей: добычи угля, электроэнергетики, металлургии, сельского хозяйства, машиностроения и транспорта. Второй план (1953 – 1957 гг.) предусматривал общее равномерное развитие экономики. А согласно третьему плану (1958 – 1961 гг.), нужно было за 4 года обеспечить увеличение ВВП на 20%. Разработкой индикативных планов занимался Комиссариат планирования. В существовавшие при нем комиссии входили крупные министерские чиновники, эксперты, а также руководители крупных предприятий и союзов предпринимателей. Официально эти планы носили рекомендательный характер, но фактически их исполнение было обязательно как для государственного, так и для частного сектора. С конца второй мировой войны на протяжении практически 40 лет государство осуществляло административный контроль над ценами, который был законодательно отменен только 1 декабря 1986 года, правда с некоторыми исключениями. В сфере государственного регулирования остались тарифы за электричество и газ, плата за проезд в железнодорожном транспорте и метро, тарифы за услуги здравоохранения и лиц свободных профессий (например, нотариусов), квартирная плата и цены на 80% сельскохозяйственной продукции.

После второй мировой войны государство играет традиционно высокую роль в социальной сфере. Оно финансирует систему здравоохранения и образовательные учреждения, а также занимается вопросами пенсионного обеспечения. Кроме того, государство организует профессиональное обучение безработных с целью повышения квалификации и создает рабочие места для молодежи в государственном секторе. Например, пришедшее в 1997 г. к власти правительство Л. Жоспена объявило о создании 350 тыс. рабочих мест для молодежи в форме пятилетних трудовых контрактов.

Во второй половине 80-х гг. началось реформирование французской социально-экономической модели, направленное на либерализацию экономики. В 1986 г. началась широкомасштабная приватизация, которая длилась полтора десятилетия. Она проходила в условиях жесткого контроля государства, которое определяло цену и структуру распределения активов среди акционеров, причем доля иностранного капитала в акциях не должна была превышать 20%. Государство также определяло “твердые ядра” акционеров, которые давали обязательство не продавать свою долю акций в течение определенного периода (обычно двух лет). Таким образом создавалась система перекрестного участия в капитале, при этом сама компания могла входить в “твердое ядро”, владея собственными акциями через дочерние структуры. В такой ситуации роль частной собственности становится менее заметной. Была проведена практически полная приватизация кредитно-банковской системы. Приватизация не затронула авиационно-космическую промышленность и отрасли инфраструктуры: электроэнергетику, газовую и угольную промышленность и железнодорожный транспорт.

Еще одним направлением реформ стало ослабление государственного регулирования экономики. Одновременно с приватизацией произошло открытие национального рынка для иностранных производителей электроэнергии и газа. В 1986 г. был отменен существовавший с 1945 г. административный контроль над ценами. Одновременно осуществлялось дерегулирование кредитно-финансовой системы. Государство отказалось от жесткой специализации банков и от регламентирования процентной ставки. Произошла отмена валютного контроля. Государство перестало играть роль главного кредитора и стимулировало возврат экономики к самофинансированию. Целый ряд мер был направлен на активизацию биржевого рынка и рынка финансовых услуг. Были введены налоговые льготы на покупку акций, облигаций, других ценных бумаг и заключение договоров страхования жизни. В 1987 г. была принята Программа пенсионных сбережений, которая предусматривала развитие пенсионной системы, основанной на капитализации. Эта программа способствовала подготовке финансового рынка долгосрочных сбережений.

В результате осуществленных преобразований этатистские черты французской экономики несколько смягчились. Произошло разгосударствление таких крупных компаний, как France Télécom, Thomson, Air-France и Renault. В результате в составе государственного сектора остались в основном только предприятия инфраструктуры, включая Eléctricité de France, Gaz de France, Société nationale des chemins de fer и Charbonnage de France. Первые три компании были интегрированы в систему рыночных отношений. По отношению к ним государство является акционером и гарантом их выполнения своих общественных функций. Что же касается Charbonnage de France, то здесь государство решает сложную задачу ликвидации убыточной угольной промышленности при минимальных социальных потрясениях. В частности, оно финансирует досрочный уход шахтеров на пенсию в возрасте 45 лет, благоустройство территорий, на которых находились шахты, и погашение дефицита бюджета компании. Часть шахтеров обеспечивется работой на электростанциях компании Eléctricité de France. Переход от управляемых финансов к рыночным сделал возможным формирование модели финансового оборота, близкой к американской.

 

Иммиграция

В начале нынешнего века проблемы иммиграции стали одним из наиболее острых вопросов внутриполитической жизни Франции.

 

По данным Национальной комиссии по правам человека (Commission nationale consultative des droits de l’homme - CNCDH), 56% французов считают, что иностранцев стало слишком много, а около трети населения признают, что являются расистами[6]. Только 32% населения готовы предупредить полицию об актах расизма, хотя по данным прошлого года, этот показатель был в районе 50%[7]. 58% опрошенных заявили, что «в некоторых случаях расистские действия можно чем-то оправдать», и лишь 39% считают, что это в принципе невозможно[8].

 

Постепенно происходит размежевание между гражданами мусульманского и немусульманского вероисповедования. Хотя 66% респондентов считают, что французы-мусульмане являются «французами, как и все остальные», тем не менее, в 2005 г. этот показатель был выше на 11%[9]. Более половины опрошенных склонны упрекать иностранцев, которые не могут «нормально» интегрироваться, а 37% считают ответственным за это французское общество, которое не в состоянии создать адекватные условия для адаптации иммигрантов. При достаточно скептическом, местами даже негативном, отношении к иммигрантам, французы (79%) отмечают положительное влияние, которое они оказывают на экономическое развитие страны, а 64% респондентов говорят об их необходимости для работы по определенным специальностям[11]. Безусловно, это касается малопрестижных сфер: строительство, обслуживание гостиничного и ресторанного бизнеса, работа в муниципальной сфере, а также низкоквалифицированный и малооплачиваемый труд.

 

Приведенная статистика свидетельствует о том, что французы положительно относятся к экономическому аспекту иммиграции, в то время как культурная интеграция иммигрантов во французский контекст ставится под сомнение. Увеличение числа носителей другой (нефранцузской) культуры на протяжении длительного времени привело к переосмыслению составляющих французской идентичности и уже к нескрываемому расизму.

 

Франция является одной из старейших иммиграционных стран в Европе, да, пожалуй, и в мире. Она принимает иммигрантов со времён Великой Французской революции, однако массовым этот прием стал только в XX в., когда во Францию прибыло множество иммигрантов с разных концов света.

Ещё со времён Великой революции 1789 г. Франция принимала иммигрантов из cамых разнообразных стран. Сначала иммиграция имела и определенный политический оттенок: в XIX в. в числе эмигрантов были поляки, бежавшие из России, армяне, бежавшие из Турции.

 

Позднее, к началу XX в., политические иммигранты стали всё более сменяться трудовыми. Особенно велик их приток был в 1920-е годы, когда Франции потребовалось большое количество рабочей силы для восстановления экономики после Первой мировой войны. В эту волну во Францию прибывали иммигранты в основном из европейских стран: Польши, Италии, Португалии. Вторая волна трудовой иммиграции, продолжающаяся до сих пор, началась в 50-е годы, когда французская экономика вновь испытала нехватку рабочих рук. В этот раз, однако, состав мигрантов оказался несколько иной: доля европейцев была гораздо меньше, чем в прошлый раз, преобладали иммигранты с других континентов, в основном из бывших французских колоний, прежде всего, стран Северной Африки. Этот период закончился с нефтяным кризисом 1973 г.: тогда в результате спада французской экономики было принято решение ограничить приток иммигрантов. С тех пор трудовая иммиграция уступила место иммиграции с целью воссоединения семей.

В 1997 г. начался пересмотр прежней иммиграционной политики. Итогом реформирования иммиграционного законодательства стало принятие закона Ж.-П. Шевенмана 11 мая 1998 г., который приоткрывал двери Франции для высококвалифицированных специалистов и студентов. Одним из первых мероприятий по борьбе с нелегальной иммиграцией, об ужесточении борьбы с которой говорилось в Законе, стала амнистия 87 тыс. нелегальных иммигрантов. Поправки к закону о гражданстве, принятые в 1998 г., восстанавливали возможность предоставления гражданства на основе «принципа почвы». С 1998 г. дети, рожденные во Франции иностранными родителями, вновь автоматически, без дополнительных процедур получали французское гражданство.

Сильное изменение и ужесточение иммиграционной политики произошло с вступлением на пост президента Николя Саркози. Надо сказать, что проблемами иммиграции Николя Саркози активно занимался еще на посту министра внутренних дел, а оказавшись на посту президента, первым делом создал специальное министерство. До недавнего времени это ведомство по делам иммиграции, интеграции и национальной идентичности возглавлял один из ближайших соратников президента – Брис Ортефё. Результаты новой иммиграционной политики Франции иллюстрирует внушительная цифра: за прошлый год страну покинули - принудительно или добровольно - почти 30 тысяч нелегалов. В 2007-м, для сравнения, из Франции удалось выслать всего 23 тысячи человек, находившихся в стране незаконно. Почти 30 тысяч нелегалов полиция сумела отловить еще на въезде во Францию. Брис Ортефё объяснил такие успехи усилением контроля и полицейских проверок.

В области иммиграции легальной президент Саркози поставил, как известно две главные задачи. Одна задача - увеличить приток во Францию трудовых мигрантов, прежде всего, высокопрофессиональных специалистов. Вторая задача – более жестко контролировать семейную иммиграцию: т.е. браки французов с иностранцами и процедуру воссоединения семей.

Еще одно направление иммиграционной политики – проблема беженцев. Власти пытались максимально ужесточить процедуру предоставления политического убежища, дабы избежать злоупотреблений. Не секрет, что под маской политических беженцев в Европу нередко пытаются попасть беженцы экономические. Бегут такие люди не от преследований, а попросту в поисках лучшей доли, лучшей жизни.

На данной момент иностранные граждане Франции в зависимости от страны своего происхождения распределяются следующим образом: выходцы из Алжира – 500 тыс., Марокко – 450 тыс., бывшей Югославии – 460 тыс., Сенегала– 390 тыс., Польши – 370 тыс., Мали –360 тыс., ДР Конго – 250 тыс.

 

Специфика географического положения Франции и его роль в политическом, культурном и хозяйственном развитии страны.

Франция площадь которой равна 550 000 кв. км, является самой крупной страной Западной Европы. По своей территории она превосходит Испанию, Германию и Швецию. Франция расположена в Западной Европе и граничит с шестью государствами: Бельгией и Люксембургом на севере, Германией и Швейцарией на востоке, Италией на юго-востоке и Испанией на юго-западе. Географическое положение дает ей два основных преимущества. Оказавшись в центре Европейского Союза, она является прежде всего перекрестком прекрасных путей сообщения. Кроме того, она имеет два выхода к морю – омывается Северным морем и Ла-Маншем, а также Атлантическим океаном и Средиземным морем, через которые пролегают одни из самых оживленных мировых морских путей. Эти водные пространства облегчают сообщение с Северной Европой, Америкой и Африкой.

Территория Франции – почти правильный шестиугольник, каждая из сторон которого не превышает 1 тыс. км, отличается большим разнообразием ландшафтов, что, наряду с богатым культурным наследием, во многом способствует развитию туризма.

Франция — это государство, имеющее разнообразные природные условия и ресурсы, благоприятные для жизни людей и экономического развития. На западе и севере страны простираются обширные равнины с невысокими холмами — Парижский бассейн, долины рек Луара, Сена и Гаронна. В центре и на востоке страны расположены средневысотные горы — Центральный массив, Вогезы, Юра. На юго-западе лежат Пиренеи. На юго-востоке страны находятся Французские Альпы с высочайшей в западной Европе горой Монблан (4807 м).

Природные ресурсы. Франция располагает значительными запасами железной руды, урановых руд, бокситов, калийных и каменных солей, угля, цинка, меди, свинца, никеля, нефти, древесины. Добыча железной руды составила в 1999 г. 40 млн. т, бокситов — 2 млн. т, нефти — 4 млн. т.

Агроклиматические условия Франции позволяют выращивать пшеницу, сахарную свеклу, кукурузу, подсолнечник, виноград, картофель, яблоки, цитрусовые, луговые травы и т.д.

Земельные ресурсы. Пахотные земли занимают 33 % территории, леса и кустарники — 27, луга и пастбища — 23, застроенные и неиспользуемые земли — 17%.

Основные виды растительности — дуб, бук, граб, каштан, сосна, липа, береза и др. Животный мир — медведь, волк, лиса, кабан, олень, косуля, заяц, горные козлы, змеи, барсуки, белки, из птиц — куропатки, орлы, ласточки, рябчики.

2 Административно-территориальное устройство Франции (регион, департамент, кантон, коммуна). Заморские департаменты и территории, их особый статус и роль для развития страны.

Франция –парламентская республика с сильной президентской властью. Она является унитарным государством. Страна разделена на 26 регионов, из них 22 – на территории Франции и 4 – за ее пределами. Регионы разделены на 100 департаментов во главе с префектом, назначаемым Президентом Франции. Департаменты разделены на 342 административных района, которые, в свою очередь, разделены на 36 685 коммун. Городские агломерации – Париж, Лион, Марсель – разделены на городские районы. Кроме того, имеется 6 заморских территорий.

В административном плане континентальная территория Франции поделена на 26 регионов, включая 4 заморских. Они состоят из 100 департаментов, включая Париж как отдельный департамент, и 4 заморских департамента (Гваделупа, Гвиана, Мартиника и Реюньон), а также четыре заморские территории (Новая Каледония, Французская Полинезия, Французские южные и антарктические земли, Уоллис и Футуна) и две специальные территориальные единицы – о. Майотта, о-ва Сен-Пьер и Микелон.

 

В 1956 г. были предприняты первые шаги к децентрализации. Тогда департаменты были сгруппированы в 21 регион (или планово-экономические районы) для того, чтобы облегчить экономическое планирование и развитие на местном уровне. Эти регионы приблизительно соответствовали историческим областям Франции. Париж и прилегающие департаменты были выделены в один регион в 1976 г. Каждый регион управляется выборным региональным советом, который отвечает за экономические, социальные, культурные и экологические вопросы и контролирует местные расходы. Представитель национального правительства, назначенный кабинетом, надзирает за деятельностью Регионального совета, выступает от имени национального правительства на заседаниях совета и руководит учреждениями национального правительства в регионе. До марта 1982 г. каждый регион управлялся региональным префектом, которого назначало национальное правительство и которому помогал консультативный региональный совет.

Управляется департамент генеральным советом, который избирается сроком на шесть лет прямым всеобщим голосованием – по одному представителю от каждого кантона. Возглавляет региональный совет председатель, которого выбирают члены совета. Региональный совет отвечает за общее руководство департаментом. Представитель национального правительства, назначенный кабинетом министров, выступает от имени национального правительства на заседаниях совета и наделен полномочиями по обеспечению общественного порядка, безопасности и социальной защиты, если они нарушаются в пределах территории, большей, чем одна коммуна.

До 1982 г. каждый департамент управлялся префектом, назначавшимся национальным правительством, при помощи генерального совета, имевшего ограниченные полномочия. Префект имел широкую власть в пределах департамента и, будучи представителем государства, играл ключевую роль при принятии решений общенациональным правительством.

Каждому департаменту присвоен свой номер в соответствии с алфавитным порядком. Эти номера используются в качестве почтовых индексов и идентификационных знаков на номерах машин. Таким образом, на номере парижского автомобиля последними двумя цифрами будут 75, а письмо с почтовым индексом 75006 будет доставлено в шестой округ Парижа.

Важные единицы местного управления – коммуны. Каждая из них управляется коммунальным и муниципальным советом, избираемым прямым голосованием, и мэром, который избирается членами этого совета.

Совет принимает бюджет, определяет размер местных налогов и решает вопросы, связанные с общественными работами и другими проблемами местного характера. Сам мэр разрабатывает проект бюджета. Ему подчиняется местная полиция. Мэр является представителем национального правительства: он приводит в исполнение законы, регистрирует браки и отвечает за проведение статистических исследований. До 1982 г. контролем за делами коммуны больше занимался префект департамента.

Ранее Париж как столица и место пребывания основных государственных учреждений управлялся по специальной системе, обеспечивающей строгий контроль со стороны правительства. Должности мэра не существовало, городом управляли префект Парижа и префект полиции, которые назначались правительством. Однако Париж с 1977 г. стал департаментом, управляемым так же, как и остальные департаменты, за исключением того, что за полицейскими функциями продолжал надзирать префект полиции, назначаемый правительством. Муниципальная власть в Париже устроена так же, как и в других городах Франции, и возглавляется мэром, избираемым Советом Парижа. Город разделен на 20 округов, в каждом из которых также имеются мэр и районный совет.

Главное преимущество французской коммуны состоит в том, что она является первым звеном, откуда берут свое начало департаментские и общенациональные технические, политические и идеологические связи, а также семейные связи и связи на микроуровне. Эта способность создавать и соединять системы связей составляет силу коммун и позволяет им выживать. Сознавая преимущества объединения для действий в некоторых смежных сферах своей компетенции, коммуны образуют межкоммунальные специализированные или многоотраслевые объединения, которые обеспечивают функционирование большинства муниципальных служб.

Коммуна является также местом зарождения и развития многочисленных ассоциаций, которые часто объединяются на региональном и национальном уровнях, образуя весьма живую социальную ткань, которую, в интересах жителей, нередко используют муниципальные советники. На протяжении вот уже трех веков коммуна является по преимуществу местом осуществления прямой демократии. Таким образом, Франция сохранила эту местную микроструктуру, тогда как большинство соседних стран объединили свои коммуны в более крупные территориальные единицы.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.