Гендер как первичный социальный статус — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Гендер как первичный социальный статус

2018-01-14 87
Гендер как первичный социальный статус 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В структуре общества мужчинам и женщинам отводятся принципиально разные статусы. Они настолько различны, что могут быть рассмотрены в отрыве от их носителей и их анатомических свойств. Разделение на мужское и женское в социуме напрямую связано с фундаментальными основами общества и предопределяет его строение. Можно сказать, что деление социальных статусов на мужские и женские первичнее, чем сами мужчины и женщины.

Эти роли можно мыслить сами по себе, и формирование мужских и женских стереотипов поведения, психологии, реакций, отношения к жизни и миру, в дальнейшем будут следствиями этих ролей. Статус мужчины и статус женщины в обществе являются самыми фундаментальными из социальных статусов. В большинстве обществ они считаются врожденными и не подлежат изменению. Но в некоторых случаях даже в традиционных и архаических обществах, не говоря уже о современных и постмодернистских, эти статусы могут меняться. Однако само изменение статусов как правило, представляет собой именно перемену одного на другой, а не выход за пределы гендерных структур. Если член общества меняет пол, то переходит – до определенной степени – в зону пола противоположного.

 

 

12).(В целом ответ на первую часть вопроса можно увидеть здесь) Но даже в таких странах, как Индонезия, где преобладающая часть населения является мусульманами, ситуация весьма сложная, так как во взаимодействии с остальными измерениями национальной жизни находят­ся несколько разновидностей исламской культуры. Так, например, на густонаселенном индонезийском острове Ява мусульманская община под­разделяется на три общепризнанные группы. Крупнейшая из них — абанган (abangan) — состоит преимущественно из рабочих, которые синкретически соединяют исконные яванские верования и обычаи с исламом. За ней следуют прийайи (priyayi) — потомки старояванской придворной бюрократии, они мусульмане, но гордятся туземными аристократическими традициями и принимают близко к сердцу их символы и толерантный стиль. Третья группа — сантри (santri) — правоверные мусульмане, точно следующие Корану и учениям Мухаммада (Сунна) и отвергающие традиционные яванские культурные и религиозные верования и практику, которые, по их мнению, несо­вместимы с чистым исламом. Существует большое сходство и сильное чувство общности между мусульманами сантри Индонезии и ортодок­сальными мусульманами других регионов Во время своих путешест­вий по мусульманским странам Среднего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии я всегда немедленно мог распознать, что нахожусь в обществе мусульман типа сантри, вне зависимости от того, к какой национальности они в действительности принадлежали, — по их твердой ортодоксальной вере и особому типу поведения. Мусульмане — те, что «предали себя» Богу, — не перестают объяснять интересующимся иноверцам, что их религия является «цельным образом жизни», неделающим различий между религиозным и светским и не исключаю­щим ни одного предмета из сферы действия авторитета и предписа­ний ислама. Слово муслим означает «тот, который покоряется (Богу)» или «тот, который предаётся (Богу)» по аналогии со словом ислам — «примирение», «принятие». Мусульманин — человек, признающий и верующий в единого Бога. Мусульманин — монотеист, который признаёт Мухаммеда как последнегопророка Бога (Аллаха). По верованиям мусульман Коран является словом Бога, которое было передано Мухаммеду архангелом Джабраилом. Но в истинном смысле это человек верующий в Единого Бога. В Исламе все Пророки начиная от первого человека на земле от Адама и до Мухаммеда, считаются мусульманами. Все они исповедовали одно и тоже послание суть которого - поклонение Единому Богу (Аллаху араб.الله‎‎) Творцу Неба и Земли, т.е. Таухид.

(Все это смутно, вопрос составлен не корректно, да и точного ответа не найти.) Мусульмане любят повторять, что «у человечества нет прав, есть только обязанности». Это неприкрытое убеждение чуждо мышлению американцев, воспитанных на Декларации о независимости и Билле о правах. Но исламская преданность пути покорности единому высшему Богу отнюдь не является зловещим тоталитаризмом. Мусульмане на­стаивают на том, что единственно правильное отношение людей к Бо­гу — это отношение рабов к своему господину. Но Бог сотворил этот мир ради правой цели, и он не только справедлив, но и милостив. Бог даровал творению своих рук — людям — свободу наряду с такими божественными атрибутами, как разум, воля и речь.

исламская община известна под названием Умма. Содержание этого древнего термина, принятого в арабской религиозной общине, охва­тывает сферу религии, разделяемых всеми ценностей и общих инте­ресов. Иногда Умма приобретает культурное значение, однако она никогда не обозначает «нацию»-, «род» или «народность», по крайней мере в тех случаях, когда в полной мере проявляется ее главное значение — «мусульманская община». Согласно Корану, всякая рели­гиозная община есть Умма. Мусульманская Умма — это совокупность мусульман, живущих во всем мире в настоящее время, а также чувство причастности к истории ислама, унаследованной от прошлого.

Умма не является какой-либо частной исламской культурой, хотя вес арабского элемента всегда был в ней особенно велик. Скорее, Умма — это семья взаимно совместимых, обладающих общим насле­дием и дополняющих друг друга культур, принадлежащих мусульман­ским народам, населяющим множество стран. Эта транснациональная исламская «культура» обеспечивает единство и сохранение Уммы именно потому, что она черпает силы и специфические качества из многих отдельных культур, являющихся ее составляющими.

 

13).

Триада Пре-модерн – Модерн – Пост-модерн (Pre-modern–Modern – Post-modern) представляет собой трехступенчатую социально-эволюционистскую модель, которая успешно используется нами для эвристического анализа социального и индивидуального (а также общностей, которые возникают на их «перекрестках»).

Эпоха Пре-модерна характеризируется существованием локализированных, закрытых общностей. Модерн связан с интегрированными социальными объединениями, для которых характерной является гомогенность, переход к массовому (индустриальному) производству, формирование представительной демократии. Пост- модерн же насыщен глобально-локальными характеристиками: он представляется нам своеобразной смесью глобального фона и локальных контекстов, а также повсеместной смесью в массовом сознании виртуального и реального.

Появление Пре-модерна хронологически соответствует завершению Средневековья и началом эпохи Просвещения, таким образом Пре-модерн, фактически, объединен с эпохой Возрождения ― начинается он в ХVI веке и длится вплоть до ХІХ столетия. В интерпретациях некоторых исследователей встречается понятие «Раннего Модерна», которым частично обозначают тот период, что мы относим к «Пре-модерну» (справедливости ради, заметим, что эти понятия синонимичны и никоим образом не взаимоисключающи).

Итак, продолжим: Модерн как эпоху объединяют с переменами в сферах культуры и науки 1630–1940-х гг., а также с европейской историей пост-средневековья (post- medieval). Однако фактически «расцвет» Модерна приходится на ХІХ-ХХ вв.: с приходом индустриализации в промышленность, Американской и Французской Революциями (которые активизировали образование республик как специфичных модерных форм правления). Модерн переходит в свою вторую фазу – Поздний Модерн (Late Modern).

Следующей эволюционно-революционной ступенью развития данного конструкта является Пост-модерн, начало которого свзывается со второй половиной ХХ столетия (1960-80-ые гг.). Пост-модерн характеризируется появлением новых глобально- информационных технологий, исчезновением строгой взаимозависимости реального и виртуального, «зачеркиванием» массовой культуры, характерной для Модерна с его индустриализмом и унификацией. Пост-модерн часто связывается с девиантностью, неравенством, разнообразием, контроверсиями, исчезновением четкой связи между предметом и знаком, который указывает на данный предмет. Также Пост-модерн обозначают как «поздний капитализм» (Ф. Джеймисон) ― стадия развития капитализма, которая характеризируется усиленной мобильностью капитала и труда.

Кроме выше обозначенной концепции Пост-модерна, существуют и иные теоретические конструкты, обозначающие «Современность», как продолжение Модерна на новом уровне. Наиболее интересными из них, на наш взгляд, являются – концепция «общества риска» У. Бека, концепт «позднего модерна» Э. Гидденса, идея «текучей современности» З. Баумана и теория «сетевого общества» М. Кастельса.

Однако следует отметить, что есть концепции, в которых Пост-модерн представляется исследователям абсолютно независимой стадией развития общества и знаний о нем (например, Ж. Бодрийяр считает, что Пост-модерн ― это «шаг» через Модерн, революционный переход в нечто новое и неизведанное).

В социально-философских исследованиях феномена «масс» мы обращаемся к триаде Пре-модерн – Модерн – Пост-модерн как в их классических интерпретациях, так и в более расширенных, которые позволяют более филигранно выделить каждый из озвученных этапов. Такой наш способ интерпретации «масс» является новаторским, но именно он позволяет более детально подвергнуть анализу феномен «масс» и его особенности.

Таким образом, правомерным будет использование маркера «Пре-модерн» не только в качестве хронологического указателя, но также в качестве смыслового индикатора европейских общин аграрной цивилизации. Концепт Модерн четко связан с массовыми общностями представителей индустриальной цивилизации, а Пост-модерн открывает доступ к новым типам общностей, которые не были возможны ранее из-за отсутствия интерактивных средств коммуникации.

 

14). Социальный статус — положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию. Понятие в социологическом смысле впервые начал употреблять английский историк и юрист Генри Мейн.

Социальный статус - место или позиция индивида, соотносимое с положением других людей;[1] это место индивида в иерархически организованной общественной структуре, его объективная позиция в нём; это неисчерпаемый человеческий ресурс, дающий человеку возможность влиять на общество и получать посредством него привелигированные позиции в системе власти и распределения материальных благ.[2] Каждый человек занимает целый ряд позиций в обществе, каждая из которых предполагает целый ряд прав и обязанностей.[1] Социальные статусы - это структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между субъектами социальных отношений. Общество не только создаёт социальные позиции - статусы, но и обеспечивает социальные механизмы распределения членов общества по этим позициям.[2]

Статусный набор

Комплекс групповых постоянных (приписных и приобретенных) социальных статусов, характеризующих положение субъекта в социуме и определенный набор социальных ролей.

 

индивид или социальная группа в обществе или отдельной подсистеме общества является носителем как статуса так и социального набора

.Социологи различают:
прирожденный статус - статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи - с рождения и до тех пор, пока существует монархия.
приобретенный (достигаемый) статус - статус, который человек достигает своими усилиями (должность, пост).
предписанный (приписываемый) статус - статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

 

15). в отличие от полноценного кастового общества общество сословное связывает принадлежность к касте не с неизменным качеством бытия, но со стихией действия, игры, случая, усилия и воли. Несмотря на то, что сословное и кастовое общества имеют некоторые общие черты - в первую очередь, передачу социального статуса по наследству - они глубоко различны в своих предпосылках, так как проистекают из разных моделей понимания взаимосвязей человека, общества и мира. В кастовой системе устройство реальности непрерывно - от стихий мира, к пластам человеческой природы вплоть до социальной модели. Различие в природе стихий выражается в различиях между людьми - и это неснимаемо, не зависит ни от чего. (Мы видели, что статичность такого подхода компенсируется в определенной мере структурой "тайных обществ", "параллельной иерархией", где акцент ставится на волевое и индивидуальное начало). Социальные различия каст, таким образом, коренятся в самой абсолютной природе реальности и не зависят от исторической и индивидуальной конкретики.

Каста (через нем. Kaste или фр. саste от порт. саstа — «происхождение», изначально «чистая порода»[1]) — сословие или раса, на которые распадается население Индии[2]. Из самых ранних произведений санскритской литературы известно, что говорившие на арийских наречиях народы в период первоначального заселения Индии (приблизительно с 1500 по 1200 до н. э.) уже делились на четыре главных сословия, позже названные «варнами» (санскр. «цвет»): брахманов (священнослужителей),кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев, скотоводов и земледельцев) и шудр (слуг и разнорабочих).

 

Сословие — социальная прослойка, группа, члены которой отличаются по своему правовому положению от остального населения.

Сословное деление было характерно для средневековой Европы, и обычно включало аристократию, священников и общинников. В ряде государств последние разделялись на бюргеров (буржуа, мещан) и крестьян. Принадлежность к сословиям, как правило, передаётся по наследству.

Первые законодательные собрания Европы базировались на сословном принципе; характерными примерами являлись трёхпалатные Генеральные Штаты во Франции и двухпалатный Парламент Англии.

 

Социальные классы (общественные классы) — общности, выделяемые по отношению к собственности и общественному разделению труда.

В социально-классовой структуре общества выделяют основные (существование которых непосредственно вытекает из господствующих в данной общественно-экономической формации экономических отношений) и неосновные классы (остатки прежних классов в новой формации или зарождающиеся классы), а также различные слои общества.

Классовым является общество, в котором сословные привилегии и принципы сословной дифференциации сводятся к простейшей формуле обладания средствами производства и прочими материальными богатствами.

В политической истории классовое общество возникает только в Новое время, в период буржуазных революций по мере упадка влияния сословной элиты - клира и дворянства. Классовое общество измеряет социальное положение по главному признаку - богатство, деньги, материальное обладание.

16). Вебер (WeberWeber) Макс (21.04.1864, Эрфурт - 14.06.1920, Мюнхен) - немецкий социолог, социальный философ и историк; основоположник понимающей социологии и теории социального действия. Преподавал во Фрайбургском (1893-1896), Гейдельбергском (1896- 1898, 1902-1919) и Мюнхенском (1919-1920) университетах. Начинал как исследователь в области экономической истории. Изучая вопрос о взаимоотношениях экономики с др. сферами человеческой деятельности - политикой, правом, религией и т. д., Вебер пришел к необходимости специально заняться социологией, разрабатывая ее главным образом как социологию экономического поведения людей.

Метод социологии Вебера определяется, помимо концепции понимания, учением об идеальном типе, а также постулатом свободы от ценностных суждений. Идеальный тип по Веберу фиксирует «культурный смысл» того или иного явления, причём идеальный тип становится эвристической гипотезой, способной упорядочивать многообразие исторического материала без привязки к некоторой заранее заданной схеме. Относительно принципа свободы от ценностных суждений Вебер различает две проблемы: проблему свободы от ценностных суждений в строгом смысле и проблему соотношений познания и ценности. В первом случае следует строго отличать установленные факты и их оценку с мировоззренческих позиций исследователя. Во втором — речь идёт о теоретической проблеме анализа связанности любого познания с ценностями познающего, т. е. проблеме взаимозависимости науки и культурного контекста. Вебер выдвигает понятие «познавательного интереса», который определяет выбор и способ изучения эмпирического объекта в каждом конкретном случае, и понятие «ценностной идеи», которая определяется специфическим способом видения мира в данном культурном контексте. В «науках о культуре» эта проблема приобретает особую значимость, т. к. в данном случае ценности выступают как необходимое условие возможности существования таких наук: мы, существующие в некоторой культуре, не можем изучать мир, не оценивая его и не наделяя его смыслом. В данном случае, таким образом, речь идёт не о субъективных пристрастиях того или иного учёного, но прежде всего о «духе времени» той или иной культуры: именно он играет ключевую роль в формировании «ценностных идей»

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.