Статус l'imaginaire: его первичность — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Статус l'imaginaire: его первичность

2018-01-14 71
Статус l'imaginaire: его первичность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социология третьего пути.

 

Национал-социализм,фашизм. Итальянский фашизм. Испанский, португальский национал синдикализм..

 

Общ-во подлежит интеграции на идеалистической основе. Общество рассматривается как организм, а не механизм. человек существо идеалистическое, метафизическое. Экономика имеет второстепенный характер. Отрицается классовая борьба, и буржуазный индивидуализм.

В.Парето – социолог 3 пути.

Зомбарг г-классик идеологии 3 пути.

10) Пол и гендер

Понятие пола в социологии является одним из фундаментальных. Для того, чтобы отличать изучение пола в социологии, то есть в контексте социальных отношений и процессов, принято использовать понятие «гендер» (от латинского gender – «пол»), введенный в научный оборот сексологом Джоном Мани (1921 – 2006) в ходе исследований социальных ролей маргинальных групп (трансвеститы, транссексуалы) в современном обществе. Гендер есть социальный пол.

С точки зрения структурной социологии, и в полном соответствии с традицией Дюркгейма, пол сам по себе есть явление социальное, поэтому использование термина «гендер» представляет собой плеоназм, но его использование призвано подчеркнуть, что речь идет о социологическом подходе к вопросу пола, когда речь идет о широкой дискуссии.

Понятие «пол» (латинское sexus, «пол», «половина», «деление») может использоваться шире и включать в себя – анатомические различия и признаки. Понятие «гендер» обычно применяется в сфере собственно социологии или социальной психологии.

Архаические верования и обряды

Магия

Магия — понятие, используемое для описания системы мышления, при которой человек обращается к тайным силам с целью влияния на события, а также реального или кажущегося

воздействия на состояние материи; символическое действие или бездействие, направленное на достижение определённой цели сверхъестественным путём.

Тотемизм

Тотемизм многие атеистически настроенные исследователи рассматривают как одну из древнейших и универсальных религий первобытного человечества. Следы тотемизма можно найти во всех религиях и даже в обрядах, сказках и мифах. Тотемизм — представление о связи человека с окружающим миром, предполагающее воображаемый родственный союз с тем или иным природным объектом — тотемом: животным, растением, неодушевлённым предметом, природным явлением.

Анимизм

В основе находится вера в духов и потусторонние существа и одушевленность всех окружающих человека предметов и вещей.

Фетишизм

Вера в предметы, обладающие различными сверхъестественными силами.

Аниматизм

Вера в безличную одушевлённость природы или отдельных её частей и явлений.

Шаманизм

Взаимодействие с миром духов (связь), которое осуществляет шаман.

Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину)[1].

Другие определения религии:

§ одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения[2].

§ организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам.

Отличия на лицо.

 

Монотеизм (букв. «единобожие» — от греч. μονος — один, θεος — Бог) — религиозное представление и учение о едином Боге (в противоположность политеизму)

Монотеизм можно классифицировать на теизм, пантеизм, панентеизм и деизм. В отдельных источниках монотеизм может противопоставляться пантеизму. В монотеизме, в узком понимании теизма, Бог персонифицируется, то есть является определённой «личностью». Монотеизм характерен для авраамических религий (иудаизм, христианство, ислам), но также представлен в философии индуизма, в сикхизме, в других религиях.

Монотеистические религии.

Иудаизм, Христианство, Ислам.

 

Монотеизм отличается от Политеизма.

Политеизм (от греч. πολύς, «многочисленный, много» + греч. θεός, «Бог, божество» — «многобожие») — религиозное мировоззрение, совокупность верований, основанное на вере в нескольких богов, которые имеют собственные пристрастия, характер, вступают в отношения с другими богами и имеют специфическую сферу влияния.

18) Коллективное бессознательное — одна из форм бессознательного, единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга. Основное отличие коллективного бессознательного от индивидуального в том, что оно является общим для разных людей, не зависит от индивидуального опыта и истории развития индивида, представляет собой некий единый «общий знаменатель» для разных людей. Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуальной (личной) формы бессознательного, основывается на опыте не конкретного человека, а общества в целом. Юнг обозначил его как более глубокий слой, чем индивидуальное бессознательное — за словом стоят не только прямые значения, но и более скрытые слои, смыслы, понятные на бессознательном уровне.

Я (Эго) — согласно психоаналитической теории, та часть человеческой личности, которая осознается как Я и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия. Я осуществляет планирование, оценки, запоминание и иными путями реагирует на воздействие физического и социального окружения.

А́нима и а́нимус (от лат. anima и лат. animus — «жизненное начало» или «душа» в, соответственно, женском и мужском родах) — термины, введённые в психологию Юнгом для обозначения архетипических образов, связанных, соответственно, с женским и мужским полом[1].

Юнг связывал анимус с категоричными, жёсткими, чрезмерно принципиальными, направленными во вне решениями, а аниму — с влиянием эмоций, настроений и направленностью вовнутрь.

Предполагается, что каждый человек воплощает в себе элементы анимы и анимуса, в пропорциях, не определяющихся его половой принадлежностью. Так, в характере мужчины может доминировать анимус, а может и анима[1]. Так как анима и анимус обозначают архетипические образы, по определению коренящиеся в общественном сознании, то и их связь с полом находится в общественном сознании, а не в биологических особенностях человека, связанных с полом.

19) Феминоиды и мускулиноиды

Чтобы корректно и систематически описать эту рассогласованность социология глубин вводит два понятия – «феминоид» и «мускулиноид». Мускулиноид – это не физиологический мужчина, а феминоид – это не физиологическая женщина. Феминоид – это женоподобная совокупность образов и знаков, это ноктюрн в его автономном состоянии, пространство и время невест и матерей, собранное в одном сконцентрированном выражении. Мускулиноид – это аналогичная, но только мужеподобная совокупность.

Мускулиноиды и феминоиды, как типы или как регитсры бессознательного, распределяются по реальным полам в очень сложном соотношении. Мы не говорим, что это происходит вопреки полу. Мы не говорим также, что это происходит произвольно. С одной стороны, есть определенные закономерности распределения типов, которые характеризуют структуры бессознательного, структуры мифологических заданностей в связи с культурой, социальностью, историей, религией, этносом и т.д. А с другой стороны, аттрибуции феминоидов и мускулинодов к физиологическому полу в разных социокультурных средах варьируются. Какая-то взаимосвязь в этой системе наличествует, но на сегодняшний момент исчерпывающих данных, которые могли бы выстроить однозначную статистическую модель этих соответствий, нет. Ясно лишь одно: пол мифологический и пол физиологический не являются автоматически тождественными практически ни в одной современной социокультурной общности.

Анатомический пол строение наружных и внутренних половых органов. Возможен гермафродитизм и промежуточные варианты анатомического строения.

Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т.

Хайек, Фридрих Август фон

В его популярной книге «Дорога к рабству» (1944), опубликованной в Англии, Хайек в отличие от социалистически настроенной интеллигенции утверждает, что национал-социализм Германии и фашизм в Италии является не реакционной формой капитализма, а более развитым социализмом. Целью книги, по утверждению Хайека, было изменение стремления большинства, направленное против либерализма, через указание на существенные недостатки социализма. Главным аргументом Хайека является то, что все виды социализма, коллективизма и системы плановой экономики противоречат принципам правового государства и личному праву. Причины варварства и насилия тоталитарных режимов того времени в Германии, Италии и Советском Союзе находятся, по мнению Хайека, не в особой агрессивности населения этих стран, а в осуществлении социалистического учения плановой экономики, которая неизбежно ведёт к угнетению и подавлению, даже если это и не было изначальной целью приверженцев социализма. По словам профессора Майкла Эллмана, Хайек «не был специалистом по проблеме и даже не был хорошо осведомлен о функционировании советской экономики».

Позже Хайек развил эту теорию и добавил, что даже и вмешательства государства, не ставящие рыночную экономику под вопрос, в перспективе ведут к устранению свободы. Таким образом он требовал политическую свободу в виде демократии, «внутреннюю» свободу как отсутствие препятствий для достижение собственных целей и утверждал, что свобода от страха и нужд имеет мало общего с личной свободой и даже находится с ней в конфликте. Свобода, о которой здесь идёт речь, является общим политическим принципом, который был целью всех освободительных движений и существует в виде отсутствия произвола и насилия. Хайек, однако, полагал, что насилие необходимо, если эта свобода ставится под вопрос: активная защита свободы должна быть непреклонной и догматичной, без согласия на уступки по каким-либо соображениям.

Поппер, Карл Раймунд

Критика Поппера в отношении марксизма.

15.

 

В премодерне доминируют касты.( жрецы, воины, труженики и рабы) Каста основана на принципе ОНТОКРАТИИ (власть по средствам бытия). Из касты в касту переход невозможен потому что человек рождается в определенной касте, она как внутренняя природа. Если находят подкидыша его определяют с помощью погремушки, все зависит от реакции. …….Четыре основные индийские касты, или Варны, подразделяются на тысячи специализированных подкаст (джати), причем представители каждой касты и каждой джати занимаются каким-то определенным ремеслом; так, брахманы могут быть только священнослужителями или учеными, касту кшатриев составляют знатные люди и воины; все вайшьи - купцы и искусные ремесленники; шудры - простые рабочие и крестьяне; хариджан - отверженные, неприкасаемые, занимающиеся унизительным трудом…….

 

 

Сословия (нобли, ремесленники, крестьяне). Принцип меритократии (власть по заслугам). По заслугам в значительной степени предков. Привилегированное положение в обществе в силу заслуг предков.(дворяне). Сословное деление было характерно для средневековой Европы, и обычно включало аристократию, священников и общинников. В России со 2-й половины XVIII века утвердилось сословное деление на: (Дворянство, делилось на потомственное и личное; Духовенство; Сословие почётных граждан; Купечество; Разночинцев; Мещанство; Казачество; Крестьянство)

 

Классы (буржуазия- высший класс потому что больше денег, пролетариат) Определяются по наличию материальных благ. Политическая власть принадлежит буржуазии, а пролетариату не принадлежит ничего. Основаны на принципе ПЛУТОКРАТИИ (плутос - богатство, власть богатых над бедными).

 

16.

Либерализм

Предписывание каждому человеческому существу индивидуального статуса. Контрактное государство. Возможности индивидуумов объединиться любым образом. Идея подъема. Равенство возможностей. стремится разрушить систему сословного общества. Есть стремление пробиться наверх. Свобода торговли, экономической деятельности.

 

Как критика либерализма- коммунизм, марксизм, социализм. идеология 2 пути. Все общество состоит из эскплуататаров и эксплуатируемых. Основа идеологии- идеология правящего меньшинства-подавить рабское меньшинство. обмануть его. Элемент борьбы. антогонистические классы. хотят быть на месте друг друга.

 

Фашизм - идеология 3 пути. наверху- сильные и крепкие, внизу –слабые, но могут подняться вниз. А сверху могут спуститься вниз. Правит меньшинство, подчиняется большинство. И с этим нужно смириться

 

 

17.

Монотеистические религии – религии о едином боге.

Ислам, В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, его приказам и запретам, отстранение от многобожия. Приверженцев ислама называют мусульманами. Главная священная книга ислама — Коран.

христианство, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете

иудаизм. Современный иудаизм является строго монотеистической религией, в которой отрицается существование каких-либо сил, неподконтрольных Творцу, а тем более других богов. религиозное, национальное и этическое мировоззрение еврейского народа, одна из древнейших монотеистических религий человечества.

 

 

21. Феральный(ферро-латинское зверь) человек.антропология и социология социал-дарвинизма.

 

Чем является не социальный индивид? Одна из гипотиз- зверь, феральный человек. Носителем соц. Статуса является зверь и социальный статуарный набор сдерживает этого зверя в его звериных инстинктах.

Человек даже в соц. Ситуациях руководствуется звериными инстинктами.

Первичная социализация

К моменту завершения первичной социализации родители и ближайшее окружение ребенка уже передают ему не только значительный объем информации о мире, но так же и нормы, ценности и цели своих групп и своего социального класса.

Вторичная социализация

Совпадает с периодом получения формального образования. определяется уровнем подготовки педагогов, качеством педагогических методик. Интеллектуализация личности. Выработка навыков функционирования в формальной организации. до прихода в школу- ребенок в неформальных организациях- семья, сверстники.в школе- становится одним из многих, приобретая статус ученика. Учиться подчиняться незнакомым людям

 

Социализация зрелости

Освоение роли самостоятельного экономического агента –человек учиться самостоятельно заботить о добыче средств для своего существования.

Обзаведения собственной семьей- продолжение рода, превращается в субъект, сам воспитывает кого-то.

Социализация старости

Причина социальных конфликтов кроется в самом определении - это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели. Он возникает тогда, когда одна сторона конфликта стремится к осуществлению своих интересов в ущерб другой.

Основное противоречие между производительными силами и производственными отношениями задает противоречия, проявляющиеся:

1) в борьбе между социальными слоями, группами, классами;

2) в противостоянии между поколениями (в семьях, организациях);

3) в борьбе между этническими группами в обществе;

4) в противоречащей друг другу деятельности различных религиозных общин;

5) в борьбе носителей различных традиционных ценностей с вновь возникающими обычаями и т.д.

 

 

Причины социальных конфликтов:

1-соц неоднородность общества

2-различия в уровнях доходов, власти, доступе к образованию

3-религиозные различия

4-поведение человека (его темперамент, интеллект, культура и др.)

Динамика конфликта:

Возможные этапы (или стадии) конфликта:

1) предконфликтная стадия (латентный этап);

2) стадия открытого конфликта;

3) стадия завершения конфликта;

4) послеконфликтная стадия (этап нормализации отношений).

Внутриличностные конфликты - основу внутриличностного конфликта составляет категория противоречия, внутренней борьбы, которые возникают на бессознательном уровне. Внутриличностный или психический конфликт является первичным и вызван противоречием между бессознательным и сознанием личности.

 

Межличностные конфликты - самые многочисленные. то конфликты между отдельными индивидами в процессе в процессе их социального и психологического взаимодействия. Конфликт возникает между двумя и более лицами. Противостояние происходит в непосредственных отношениях этих индивидов.

 

Семейны е -может возникать между супругами, родителями и детьми, внуками и старшим поколением. Но всетаки, когда говорят о семейном конфликте, в первую очередь предполагают конфликт между супругами. Когда какиел-ибо потребности супругов не удовлетворяются в системе их межличностных отношений, может возникнуть конфликт.

 

Экономические- представляют собой широкий спектр конфликтов, в основе которых лежат противоречия между экономическими интересами отдельных личностей, групп. Это борьба за определенные ресурсы, льготы, сферы экономического влияния, распределение собственности и т.д. Указанные виды конфликтов распространены в разных уровнях управления.

 

Трудовые- Трудовые конфликты - это столкновение интересов и мнений, оценок между представителями различных групп по поводу трудовых отношений (условий, содержания,организации труда и его оплаты.)

 

Межэтнические- Заметное место в современной жизни занимают национально-этнические конфликты вызванные борьбой за права и интересы этнических и национальных групп. Чаще всего, это конфликты, связанные со статусными или территориальными претензиями.


 

35.способы формирования выборочной совокупности. Репрезентативность выборки.

 

 

Выборка или выборочная совокупность — множество случаев (испытуемых, объектов, событий, образцов), с помощью определённой процедуры выбранных из генеральной совокупности для участия в исследовании.

 

Репрезентативность выборки - представительность отобранной из всей изучаемой совокупности части в отношении тех признаков, которые изучаются или оказывают влияние на формирование обобщающих характеристик.

В зависимости от методики формирования выборочной совокупности различают следующие виды выборки:

 

1-простая случайная выборка о тбор, при котором единицы отбираются из генеральной совокупности наудачу. Этот выбор осуществляется двумя путями: жеребьевкой; с помощью таблиц случайных чисел.

2-механическая выборка - заключается в отборе единиц из генеральной совокупности через равные промежутки, Для расчета ошибки механической выборки применяется формулы случайной бесповторной выборки.

 

3-типическая выборка - В этом случае НЕОДНОРОДНАЯ совокупность подразделяется на более однородные группы(типы, районы).

 

4-серийная выборка из генеральной совокупности отбираются не единицы, подлежащие обследованию, а группы (серии, гнезда) единиц.

5-комбинированная выборка комплексное использование нескольких видов выборки..Предполагает использование нескольких способов. Например: разбив генерал совокупность на серии, и отобрав нужное количество на серии производят случ.выборку ед.серии.

6.Многоступеньчатая предполагает извлечение из генеральной совокупности сначала укрупненных групп, затем меньших по V групп и так до тех пор пока не будет отобраны те группы,кот.будут подвергнуты наблюдению.


7.Многофазная в ыбор совокупности при этом образуется так, что одни сведения собираются от всех ед.отбора,а затем отбираются еще ед.которые будут обследоваться по более широкой программе.

 

38.

 

 

Политика ( греч. politikē — искусство управления государством) - сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.

 

Субъекты политики - то индивиды, социальные группы, слои, организации, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации политической власти или влияния на нее.

 

такие участники политической жизни, которые способны формулировать и реализовывать собственные цели., которые реализуют властные полномочия или стремятся к власти для достижения собственных целей. Важнейшее его качество- АКТИВНОСТЬ. (личность, нации. классы).

 

 

Объекты политики — это те социальные общности, груп­пы, нации и народности, граждане и их объединения, на кото­рые политика воздействует в определенных целях. В демокра­тических странах существует тенденция сближения и частичного совпадения субъекта и объекта политики.

 

 

Статус l'imaginaire: его первичность

Развивая подход Корбена (роль mundus imaginalis) и идею Юнга о коллективном бессознательном, Дюран вводит такое понятие как l'imaginaire. Понятие на английский передаваемое неуклюжим «imagery». Это не воображение (как способность) и не воображаемое (как что-то представленное, искусственно воссозданное с помощью фантазии). Но и не воображающее (то есть то, что заставляет появляться фантазии).

Имажинэр – первичное свойство, оно представляет собой одновременно:

нечто, что воображает (воображение как инстанция), то, что воображается (воображаемое) того, кто воображает (воображающий или воображающее), сам процесс (воображение как функция) и нечто, что является общим и предшествующим и тому, другому, и третьему (собственно «имажинэр»).

Дюран так описывает статус «имижинэр» (воображаемое-воображающее-воображение) в его теории.
Режимы и группы внутри имажинэр diurne/nocturne

Мифос есть содержание имажинера. Отдельные мифы в структуре глобального мифоса (совпадающего с имажинэром) поддаются изучению и классификации.

Дюран разделяет содержание воображения на три большие группы (мифов, архетипов, символов, сюжетов)(5) и на два режима.

Два режима -- это diurne, «дневной режим» и nocturne, «ночной режим».

Три группы (схемы) – это героические мифы, драматические мифы и мистические мифы.

Diurne, «дневной режим» включает в себя только одну группу мифов – героические мифы.

Nocturne, «ночной режим» состоит из двух группы мифов (драматических и мистических). И те и те являются «ночными», то есть разделяют некие общие характеристики (режима), но различаются по внутренним свойствам.

 

Группа Эранос изучала символы, архетипы, мифы, религиозные теории, а также социологию, авангардную научную мысль (в том числе естественно-научную), зоологию, этнологию, антропологию, философию, лингвистику и т.д.

Карл Густав Юнг (1875-1961) – основатель топики и открыватель коллективного бессознательного

Ричард Вильгельм,Рудольф Отто,Анри Корбен, Мирча Элиаде, Карл Кереньи, Адольф Портман и т.д.

5. Крупнейший итальянский социолог Парето (1848–1923) (вслед за экономистом Л.Вальрасом (1834-1910) и совместно с социологами Г.Моска (1858-1941) и Р.Михельсом (1876-1936) строит теорию равновесия. Это полемика с Марксом и его гегелевской конфликтологией и эсхатологическим идеологизмом.

По Марксу социум абсолютно предопределяет индивидуума (классовая борьба как сущность истории); общество развивается поступательно и подлежит прогрессивной качественной динамике, а его идеология отражает сущность социальных процессов – прямо или завуалировано.

По Парето все наоборот. Общество всегда одинаково, несмотря на смену идеологий. Классы не зависят от экономики, но формируются между элитой и массами под любыми идеологическими прикрытиями и идеями – монархическими, аристократическим, демократическими или социалистическими. Идеологии, религии и ценностные системы лишь прикрывают вечную борьбу высших классов (элиты) с низшими (массой). И это борьба ни к чему не ведет, но лишь восстанавливает периодически нарушенное равновесие. У истории нет поступательного развития, есть только ротация элит (мирная или насильственная).

6. Системный подход — универсальный инструмент познавательной деятель­ности: как система может быть рассмотрено любое явление, хотя, разумеется, не всякий объект научного анализа в этом нуждается. Системный метод неза­меним в познании и конструировании сложных динамических целостностей
На современном этапе развития науки теоретические разработки систем­ного подхода и использование его как метода уже настолько широки, что можно говорить об общенаучном «системном движении», имеющем ряд на­правлений.

Само понятие «система» возникло в глубокой древности, долгое время ос­таваясь, несмотря на широкое употребление, категорией теоретически нераз­работанной. «Слово «systema» на греческом языке означает «составление» и отражает тот простой опыт, что вещи не являются аморфными, нерасчленен­ными и при ближайшем рассмотрении оказываются «составленными» из «ча­стей», которые можно расчленить» А без структуры они представляют собой только состав - совокупность необходимых элементов. Системный подход имеет два аспекта: познавательный (описательный) и конструктивный (используемый при создании систем). У каждого из этих ас­пектов — свой алгоритм реализации. При описательном подходе внешние про­явления системы (ее целесообразные свойства, а также функции как способы достижения цели) объясняются через ее внутреннее устройство — состав и структуру.

Структура - отношения между элементами в системе, необходимые и до­статочные для того, чтобы система достигла цели.

Синта́гма (др.-греч. σύνταγμα) —совокупность нескольких слов, объединённых по принципусемантико-грамматически-фонетической сочетаемости, единица синтагматики. Объём конкретной синтагмы определяется не только реальным употреблением слов в связке, но и самой сочетаемостью — возможностью объединения предметов, признаков и процессов окружающей действительности.

Парадигма (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец») — словоизменительная парадигма — влингвистике список словоформ, принадлежащих одной лексеме и имеющих разные грамматические значения. Обычно представлена в виде таблицы. Фердинанд де Соссюр использовал этот термин для обозначения класса элементов, имеющих схожие свойства.

7. Социология инициации

Эта ось инициации добавленная к четырем осям классической социологии достраивает модель структурной социологии до исчерпывающей полноты. В традиционных обществах эта ось присутствовала эксплицитно – все социальные институты в высших и низших стратах – начинались с инициации. Посвящение во власть (в частности, помазание на царство), посвящение в священники (хиротония) и монахи, посвящения в профессию и в воины и т.д. Сегодняшние посвящения в студенты или обряды армейской дедовщины воспроизводят пародийно и поверхностно прежние инициатические ритуалы. К этому же относится крещение у христиан и обрезание у мусульман и евреев.

Значение этой пятой оси можно оценить, если представить себе множество людей, обладающих властью, деньгами, престижем, получивших прекрасное образование, которые остаются глубоко несчастными. И это несчастье, не случайная прихоть обособленной психики, это чисто научная констатация – их бессознательное дисгармонично и растерзано; оно концентрируется на уровне тени, которая высасывает все жизненные соки; процесс индивидуации блокирован. Не получив инициации или не реализовав ее внутренних возможностей, упустив ее поворотный в судьбе урок, человек даже на верхних стратах будет невыносимо страдать. Или наоборот: представим себе монаха, отшельника или юродивого – безвластный, нищий, никому не известный, неграмотный – он живет на дне общества, но, реализуя духовный потенциал, заложенный в бессознательном, выпуская на волю глубинные архетипы – такой человек будет научно самым счастливым и полноценным, образцом для остальных людей и идеалом успешной индивидуации.

Эти примеры показывают центральное значение этой оси, но здесь мы имеем дело не с компенсирующей психологией, а особой социологией инициации, ведь в большинстве традиционных обществ именно ритуалы инициации и является базовым инструментом социализации. Инициация предшествует власти; в ходе инициации люди получают первичное образование (знакомство с мифами, легендами, религиозными доктринами); только получившие инициацию пользуются престижем в обществе; и, наконец, часто прохождение инициации сопряжено с правом распоряжением частной собственностью.

Утрачивая инициация как центральный социальный институт, общество отрезает доступ к знаменателю, делает процесс индивидуации болезненным и проблематичным.

В архаических обществах процесс инициации занимал важное место. с момента рождения до смерти. Сначала обряды при рождении,затем посвящение юношей во взрослого мужчину- полноправного члена племени,свадьба, уход в мир иной. Вся жизнь людей архаических сообществ определялась четырьмя важнейшими вехами: рождение, посвящение, свадьба, смерть. В какой-то мере это свойственно и нам — но только в какой-то мере. Выдача поспарта,получение аттестата зрелости,воинская присяга-и то играют в нашей жизни несравненно меньшую роль, чем Обряд Посвящения в архаических обществах.
В наше время к инициации можно отнести получение паспорта,аттестата зрелости, наступление совершеннолетия,свадьбу,крещение,похороны. Среди всех обрядов обрезание – один из самых простых и наименее важных. Различия в возрасте подвергаемых обряду обрезания свидетельствуют о том, что это акт не физиологического, а социального значения, хотя многие забывают или не знают об этом.
8. Антропология и социальная антропология: определения

 

Антропологией называется в широком смысле наука о человеке. В древности, начиная с Аристотеля, под этим понималось направление, изучающее духовную сторону человека, откуда берет начало религиозная антропология и философская антропология. Физическая антропология (как подраздел общей биологии и зоологии) изучает человека как биологический организм. Культурная антропология концентрирует свое внимание на изучении архаических этносов и племен, чаще всего не имеющих письменности. Иногда, под антропологией без определений в наше время понимают именно такую культурную антропологию.
Социальная антропология фокусируется на тех антропологических вопросах, которые касаются непосредственно социальных структур архаичных этносов. Но также как сами антропологи так или иначе экстраполируют результаты исследования архаических культур на современные общества (хотя и делают это чрезвычайно осторожно и не прямо – более через подразумевания), социальная антропология применима не только к примитивам, но и к современным обществам, так как именно в архаических обществах наглядно и выпукло фиксируется костяк социальности, который лежит в основании общества как такового и представляет его структуру, завуалированную и переведенную в статус подразумеваемой всеми, но не привлекающей пристального внимания «операционной системы» в обществах более сложных, комплексных и многоэтажных.

 

Эти определения подсказывают, что социальная антропология имеет все отличительные признаки структурного подхода, и не случайно одним из ярчайших классиков антропологии является Леви-Стросс, называвший свое направление исследований «структурной антропологией»(1).

Леенгардт обнаружил, что в среде канаков вообще отсутствует термин для обозначения индивидуального я. В разных случаях, когда большинство языков предполагает произнесение «я», «мне» «мое» меланезийцы произносят «Do Kamo», что означает «живое существо», «то, что живет»(2). Do Kamo – это и человек, и группа людей, и клан, и фетиш-змея на головном уборе вождя, к которому жена вождя обращается также «Do Kamo».

 

Далее Леенгардт подметил, что меланезийские юноши никогда не ходят по одиночке, всегда группами. И говоря о себе, они всегда повторяют «Do Kamo», что подразумевает их группу, как общее нерасчленимое существо. Даже на свидание с девушками меланезийские юноши ходили группами, равно как и девушки. Как происходят свидания, Леенгардт выяснить не смог. Дальше больше: оказывается у канаков нет представления об индивидуальном теле, тело для них – «одежда Do Kamo». Не более того.

Do Kamo -- это тот, кто есть, он не объясняется ни через что другое. Но Do Kamo можно лишиться. Если человек совершает какой-то поступок или преступление, он выбрасывается из социальных структур, лишается статуса. После этого у нет имени, нет бытия. Это самое страшное для меланезийца – стать социальным изгоем, потерять Do Kamo. Это намного хуже смерти, так как в социальном контексте умерший член общества становится духом, продолжает жить в других частях клана, то есть Do Kamo сохраняется. Потерять Do Kamo это значит бесследно исчезнуть, даже если биологическая индивидуальность еще где-то осталась.

 

Социология третьего пути.

 

Национал-социализм,фашизм. Итальянский фашизм. Испанский, португальский национал синдикализм..

 

Общ-во подлежит интеграции на идеалистической основе. Общество рассматривается как организм, а не механизм. человек существо идеалистическое, метафизическое. Экономика имеет второстепенный характер. Отрицается классовая борьба, и буржуазный индивидуализм.

В.Парето – социолог 3 пути.

Зомбарг г-классик идеологии 3 пути.

10) Пол и гендер

Понятие пола в социологии является одним из фундаментальных. Для того, чтобы отличать изучение пола в социологии, то есть в контексте социальных отношений и процессов, принято использовать понятие «гендер» (от латинского gender – «пол»), введенный в научный оборот сексологом Джоном Мани (1921 – 2006) в ходе исследований социальных ролей маргинальных групп (трансвеститы, транссексуалы) в современном обществе. Гендер есть социальный пол.

С точки зрения структурной социологии, и в полном соответствии с традицией Дюркгейма, пол сам по себе есть явление социальное, поэтому использование термина «гендер» представляет собой плеоназм, но его использование призвано подчеркнуть, что речь идет о социологическом подходе к вопросу пола, когда речь идет о широкой дискуссии.

Понятие «пол» (латинское sexus, «пол», «половина», «деление») может использоваться шире и включать в себя – анатомические различия и признаки. Понятие «гендер» обычно применяется в сфере собственно социологии или социальной психологии.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.